развитие творческих способностей у детей при помощи нетрадиционных техник
статья
развитие творческих способностей у детей при помощи нетрадиционных техник
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 38.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Балдина С. В., воспитатель
ГБДОУ детский сад №86 Приморского района
Санкт - Петербург
Развитие творческих способностей у детей при помощи «нетрадиционных» техник.
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Основной целью современной системы образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изо деятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности.
Занятия направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша раскрывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Занятия направлены на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, само выражаться.
Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности
Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь"
Педагогическая целесообразность: Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития
- потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изобразительных технологий .Все занятия носят творческий характер.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:
Развивает уверенность в своих силах. Способствует снятию детских страхов. Дети учатся свободно выражать свой замысел. Побуждает детей к творческим поискам и решениям. Учится работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами. Развивают мелкую моторику рук. Развивают творческие способности, воображение и полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изобразительных техник.
Новизна и отличительные особенности:
Нетрадиционные техники рисования является носят инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Основные задачи обучения:
Развивающие:
развивать художественный вкус, пространственное воображение, творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность
развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Воспитательные:
воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом. формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.
Образовательные:
- Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
- Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов (живописью, графикой, скульптурой, дизайном) и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.
- Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства,
- Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
- Формировать умение оценивать созданные изображения.
- Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.
- Развивать творческие способности детей.
- Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
- Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
Основные принципы:
1. Принцип поэтапности
2. Принцип динамичности
3. Принцип сравнений
4. Принцип выбора
Методы, используемые при организации занятий с детьми:
- тычок жесткой полусухой кистью,
- рисование пальчиками,
- рисование ладошкой, оттиск пробкой,
- оттиск печатками из картофеля,
- обрывание бумаги, скатывание бумаги,
- оттиск поролоном, оттиск пенопластом, оттиск печатками из ластика, оттиск смятой бумагой,
- восковые мелки + акварель, свеча + акварель, печать по трафарету,
- на брызг, отпечатки листьев,
Для обеспечения органичного единства обучения и творчества детей занятия включают в себя следующие виды деятельности:
- репродуктивная;
- коммуникативная;
- познавательно-исследовательская;
- игровая;
- трудовая;
- двигательная.
Обучение включает в себя широкое использование иллюстративного материала, использование методических пособий, дидактических игр и художественных произведений.
В процессе выполнения коллективных работ осуществляется нравственно - эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения
- работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;
- договариваться о совместной работе, ее содержании;
- планировать свою работу, определять ее последовательность, содержание, композицию, дополнения;
- радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.
Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека.
Структура занятий:
- Мотивация детей.
- учётом возрастных особенностей дошкольников доминирует сказочно - игровая форма преподнесения материала. Сказочное повествование, игровые ситуации, элементы пантомимы, игры-путешествия, дидактические игры, погружение ребёнка то в ситуацию слушателя, то в ситуацию актёра, собеседника придают занятиям динамичность, интригующую загадочность. Педагог может выступать в роли Художницы, прекрасной Волшебницы, которая творит видимый человеком мир по законам красоты и гармонии.
- Пальчиковая гимнастика.
Известно, что отсутствие элементарных изобразительных навыков затрудняет проявление художественного творчества. Одним из эффективных способов решения данной проблемы является проведение специальной пальчиковой гимнастики перед началом творческого процесса с использованием художественных текстов. Разминка суставов кисти и пальчиков способствует подготовке неокрепших рук к движениям, необходимым в художественном творчестве. Позволяет детям уверенно обрабатывать различные материалы (бумагу, пластилин, глину), без усилий использовать инструменты.
- Художественно-изобразительная деятельность.
Связана с содержанием конкретного занятия и включает задания, связанные с использованием выразительных возможностей материалов, техник исполнения. Предусматривает использование синтеза видов искусств и художественных видов деятельности. Литературные произведения помогают формированию у детей умения сравнивать, сопоставлять различное эмоционально-образное содержание произведений изобразительного искусства, настроение живой природы. Музыкальное сопровождение побуждает дошкольников через пластические этюды, импровизации передавать эмоции, чувства в практической деятельности: рисовании, лепке, аппликации, дизайн - творчестве.
Ребёнок способен «превратиться» в цветок, показать, как он растёт; почувствовать себя птицей, хрупкой веточкой, узнать себя в звуках и красках. На занятиях используются игровые персонажи-
Акварелька, Вредина, Клякса, которые делают ошибки, допускают неточности, путают. Дети с удовольствием придут на помощь, почувствуют радость, уверенность в себе. Дети учатся проектировать свои эмоции и переживания в красках, изобразительных материалах, замечать не обычное в обыденном, в неказистом - выразительное.
- Презентация работ.
Соединение индивидуальных и коллективных форм работы способствует решению творческих задач. Выставки детского изобразительного творчества, индивидуальные вернисажи, совместное обсуждение работ являются хорошим стимулом для дальнейшей деятельности. Позитивный анализ результатов всех воспитанников с позиций оригинальности, выразительности, глубины замысла помогает детям ощутить радость успеха, почувствовать значимость своего труда.
Из своего личного опыта я могу сказать, что работа нетрадиционным способом очень захватывает и увлекает детей. С детьми мы не только рисуем используя краски, но и разные предметы (ткани, соль, ватные палочки, штампы, печати, разные виды бумаги, мятую бумагу и др.), любим лепить из соленого теста, делая в конце работы интересные выставки. Изучая тему «Эмоциональное состояние человека», мы изготавливали из марли лицо человека, где наглядно показали эмоции людей. Нравится детям обрывная аппликация из бумаги, аппликация из бросового материала и многое другое. Это воспитывает у детей любовь к труду, развивает трудовые умения: пользоваться клеем и кисточкой, приемам соединения деталей, создание выразительного образа в разных техниках. Создание поделок и рисунков помогает развивать фантазию и конечно творческое воображение, приобщает к познанию красоты природы, учит их распознавать и создавать прекрасное, развивает способность увидеть в шишке, листе, бумаги, ракушке необычный образ.
ЛИТЕРАТУРА
- И учеба, и игра изобразительное искусство. М.В. Трофимова, Т.И. Тарабарина. Ярославль. 1987 г.
- Обучение детей технике рисования. Т. С. Комарова, М., 1976 г.
- Изобразительная деятельность в детском саду. И.А. Легкова. М. 2007
- Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Т.С. Комарова, 1991 г.
- Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Г. С. Швайко, 2002 г.
- Увлекательное рисование методом тычка с детьми. К. К. Утробина, М., 2000 г.
- Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. М, 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: «Роль семьи в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста (нетрадиционные техники рисования)»
«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мас...
Консультация на тему: "Развитие творческих способностей у детей с помощью нетрадиционной техники рисования".
Консультация на тему: "Развитие творческих способностей у детей с помощью нетрадиционной техники рисования"...

Консультация "Развитие творческих способностей у детей через использование нетрадиционных техник рисования"
консультация...

Отчет по самообразованию воспитателя 2-й младшей группы «Ландыш» Игнатковой Татьяны Олеговны по теме: «Развитие художественно-творческих способностей у детей посредством использования нетрадиционных техник рисования» МБДОУ г. Иркутска детский сад №183
Работая над мышцами мелкой моторики, я не навязчиво приучала детей к правильному положению карандаша в руке. Затем, постепенно вводила новые техники: рисование ватными палочками, тычок, оттиск (штамп)...
Развитие творческих способностей одаренных детей с помощью нетрадиционных способов рисования
Развитие творческих способностей одаренных детей с помощью нетрадиционных способов рисования...
Отчет по теме самообразования «Развитие творческих способностей для детей через использование нетрадиционных техник рисования»
Изобразительная деятельность с приемами нетрадиционных материалов и техник....
Презентация по теме самообразования «Развитие творческих способностей для детей через использование нетрадиционных техник рисования»
Презентация "Юные волшебники" по нетрадиционному рисованию....