развитие творческих способностей у детей при помощи нетрадиционных техник
статья

развитие творческих способностей у детей при помощи нетрадиционных техник

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_2_razvitie_tvorcheskih_sposobnostey.docx38.9 КБ

Предварительный просмотр:

Балдина С. В., воспитатель

ГБДОУ детский сад №86 Приморского района

Санкт - Петербург

Развитие творческих способностей у детей при помощи «нетрадиционных» техник.

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

Основной целью современной системы образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изо деятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности.

Занятия направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша раскрывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Занятия направлены на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, само выражаться.

Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности

Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь"

Педагогическая целесообразность: Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития

  • потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.

Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изобразительных технологий .Все занятия носят творческий характер.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:

Развивает уверенность в своих силах. Способствует снятию детских страхов. Дети учатся свободно выражать свой замысел. Побуждает детей к творческим поискам и решениям. Учится работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами. Развивают мелкую моторику рук. Развивают творческие способности, воображение и полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изобразительных техник.

Новизна и отличительные особенности:

Нетрадиционные техники рисования является носят инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Основные задачи обучения:

Развивающие:

развивать художественный вкус, пространственное воображение, творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность

развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

Воспитательные:

воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом. формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.

Образовательные:

  • Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
  • Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов (живописью, графикой, скульптурой, дизайном) и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.
  • Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства,
  • Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
  • Формировать умение оценивать созданные изображения.
  • Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.
  • Развивать творческие способности детей.
  • Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
  • Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.

Основные принципы:

1. Принцип поэтапности

2. Принцип динамичности

3. Принцип сравнений

4. Принцип выбора

Методы, используемые при организации занятий с детьми:

  • тычок жесткой полусухой кистью,
  • рисование пальчиками,
  • рисование ладошкой, оттиск пробкой,
  • оттиск печатками из картофеля,
  • обрывание бумаги, скатывание бумаги,
  • оттиск поролоном, оттиск пенопластом, оттиск печатками из ластика, оттиск смятой бумагой,
  • восковые мелки + акварель, свеча + акварель, печать по трафарету,
  • на брызг, отпечатки листьев,

Для обеспечения органичного единства обучения и творчества детей занятия включают в себя следующие виды деятельности:

  • репродуктивная;
  • коммуникативная;
  • познавательно-исследовательская;
  • игровая;
  • трудовая;
  • двигательная.

Обучение включает в себя широкое использование иллюстративного материала, использование методических пособий, дидактических игр и художественных произведений.

В процессе выполнения коллективных работ осуществляется нравственно - эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения

  • работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;
  • договариваться о совместной работе, ее содержании;
  • планировать свою работу, определять ее последовательность, содержание, композицию, дополнения;
  • радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.

Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека.

Структура занятий:

  • Мотивация детей.

  • учётом возрастных особенностей дошкольников доминирует сказочно - игровая форма преподнесения материала. Сказочное повествование, игровые ситуации, элементы пантомимы, игры-путешествия, дидактические игры, погружение ребёнка то в ситуацию слушателя, то в ситуацию актёра, собеседника придают занятиям динамичность, интригующую загадочность. Педагог может выступать в роли Художницы, прекрасной Волшебницы, которая творит видимый человеком мир по законам красоты и гармонии.

  • Пальчиковая гимнастика.

Известно, что отсутствие элементарных изобразительных навыков затрудняет проявление художественного творчества. Одним из эффективных способов решения данной проблемы является проведение специальной пальчиковой гимнастики перед началом творческого процесса с использованием художественных текстов. Разминка суставов кисти и пальчиков способствует подготовке неокрепших рук к движениям, необходимым в художественном творчестве. Позволяет детям уверенно обрабатывать различные материалы (бумагу, пластилин, глину), без усилий использовать инструменты.

  • Художественно-изобразительная деятельность.

Связана с содержанием конкретного занятия и включает задания, связанные с использованием выразительных возможностей материалов, техник исполнения. Предусматривает использование синтеза видов искусств и художественных видов деятельности. Литературные произведения помогают формированию у детей умения сравнивать, сопоставлять различное эмоционально-образное содержание произведений изобразительного искусства, настроение живой природы. Музыкальное сопровождение побуждает дошкольников через пластические этюды, импровизации передавать эмоции, чувства в практической деятельности: рисовании, лепке, аппликации, дизайн - творчестве.

Ребёнок способен «превратиться» в цветок, показать, как он растёт; почувствовать себя птицей, хрупкой веточкой, узнать себя в звуках и красках. На занятиях используются игровые персонажи-

Акварелька, Вредина, Клякса, которые делают ошибки, допускают неточности, путают. Дети с удовольствием придут на помощь, почувствуют радость, уверенность в себе. Дети учатся проектировать свои эмоции и переживания в красках, изобразительных материалах, замечать не обычное в обыденном, в неказистом - выразительное.

  • Презентация работ.

Соединение индивидуальных и коллективных форм работы способствует решению творческих задач. Выставки детского изобразительного творчества, индивидуальные вернисажи, совместное обсуждение работ являются хорошим стимулом для дальнейшей деятельности. Позитивный анализ результатов всех воспитанников с позиций оригинальности, выразительности, глубины замысла помогает детям ощутить радость успеха, почувствовать значимость своего труда.

Из своего личного опыта я могу сказать, что работа нетрадиционным способом очень захватывает и увлекает детей. С детьми мы не только рисуем используя краски, но и разные предметы (ткани, соль, ватные палочки, штампы, печати, разные виды бумаги, мятую бумагу и др.), любим лепить из соленого теста, делая в конце работы интересные выставки. Изучая тему «Эмоциональное состояние человека», мы изготавливали из марли лицо человека, где наглядно показали эмоции людей. Нравится детям обрывная аппликация из бумаги, аппликация из бросового материала и многое другое. Это воспитывает у детей любовь к труду, развивает трудовые умения: пользоваться клеем и кисточкой, приемам соединения деталей, создание выразительного образа в разных техниках. Создание поделок и рисунков помогает развивать фантазию и конечно творческое воображение, приобщает к познанию красоты природы, учит их распознавать и создавать прекрасное, развивает способность увидеть в шишке, листе, бумаги, ракушке необычный образ.

ЛИТЕРАТУРА

  • И учеба, и игра изобразительное искусство. М.В. Трофимова, Т.И. Тарабарина. Ярославль. 1987 г.
  • Обучение детей технике рисования. Т. С. Комарова, М., 1976 г.
  • Изобразительная деятельность в детском саду. И.А. Легкова. М. 2007
  • Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Т.С. Комарова, 1991 г.
  • Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Г. С. Швайко, 2002 г.
  • Увлекательное рисование методом тычка с детьми. К. К. Утробина, М., 2000 г.
  • Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. М, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: «Роль семьи в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста (нетрадиционные техники рисования)»

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мас...

Консультация на тему: "Развитие творческих способностей у детей с помощью нетрадиционной техники рисования".

Консультация на тему: "Развитие творческих способностей у детей с помощью нетрадиционной техники рисования"...

Отчет по самообразованию воспитателя 2-й младшей группы «Ландыш» Игнатковой Татьяны Олеговны по теме: «Развитие художественно-творческих способностей у детей посредством использования нетрадиционных техник рисования» МБДОУ г. Иркутска детский сад №183

Работая над мышцами мелкой моторики, я не навязчиво приучала детей к правильному положению карандаша в руке. Затем, постепенно вводила новые техники: рисование ватными палочками, тычок, оттиск (штамп)...

Развитие творческих способностей одаренных детей с помощью нетрадиционных способов рисования 

Развитие творческих способностей одаренных детей с помощью нетрадиционных способов рисования...