Мастер-класс для педагогов «Развитие творческого воображения через нетрадиционные приемы рисования»
методическая разработка

Хамидулина Зульхиза Ягудовна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass2.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

«Развитие творческого воображения через нетрадиционные приемы рисования»

Подготовила: воспитатель

Хамидулина З.Ю.

21.03.2024 г.

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в изобразительной деятельности. Поиск новых рациональных средств, форм и методов художественно – эстетического развития дошкольников.

Задачи:

  1. Познакомить с различными видами и техниками нетрадиционного рисования.
  2. Способствовать развитию интереса к художественно-эстетической деятельности;
  3. Создать условия для педагогического общения

Материал: акварельные краски, восковые мелки, кисти, листы бумаги, ватные палочки.

Размещение: участники мастер-класса рассажены за столы, на которых расположены материалы для изобразительной деятельности.

Оборудование: бумага, картон, кисти (мягкие и жесткие), тушь, краски, губка, гуашь, пластиковая ложечка, штемпельная подушечка  из тонкого поролона, пробки, нитки, смятая бумага.

Предварительная работа: оформление выставки детских работ в нетрадиционной технике рисования «Наш вернисаж» (15 работ на каждый вид техники)

Ход мастер-класса:

 «Добрый день, уважаемые педагоги! Свое выступление хочу начать со стихотворения Валентина Берестова «Альбом для рисования»

И в 10 лет, и в 7, и в 5

Все люди любят рисовать.

И каждый сразу нарисует

Все, что его интересует,

Все вызывает интерес:

Далекий космос, ближний лес

Цветы, машины, пляски, сказки

Все нарисуем, были б краски,

Да лист бумаги на столе,

Да мир в семье и на Земле.

        Все мы когда-либо были художниками. Но большинство из нас уже давно забыло о той радости, которое приносило нам рисование. Рисование является, для меня, одним из самых творческих видов деятельности. А вместе с этим, имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития ребенка. Еще Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Ум ребенка – на кончике его пальцев».

        Каждый ребенок с упоением рисует все, что видит, слышит, ощущает, воображает. Исследования ученых все чаще доказывают, что человек – творец. Как правило, его творческие способности скрыты, реализуются в малой степени. Создавая условия, можно их «разбудить». Творчество требует большой самостоятельности, независимости от известных решений. Поэтому развитие творческого воображения требует от ребенка и взрослого времени и терпения. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.

        Изобразительная деятельность является самым интересным видом учебного процесса для дошкольников. Оно позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего, эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей. О том, что рисование важно для развития чувств, мышления и других полезных качеств личности, навыков и умений, писали многие педагоги прошлого: Ф. Фребель, Я. Каменский и другие.

        Художники древней Греции считали, например, что обучение рисованию не только необходимо для многих практических ремесел, но и важно для общего образования.

        Наша цивилизация развивается благодаря появлению новых идей. Но как воспитать человека, чтобы он смог решать жизненные нестандартные задачи, преодолеть традиции и стереотипы? Этот вопрос занимал психологов и педагогов второй половины ХХ века. Практика показывает, что способность к творчеству может быть развита практически у всех детей с нормальным интеллектом.

        Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребенок под руководством взрослого начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественными.

        Но очень часто мы, взрослые, требуем от ребёнка быстрого выполнения задания, не давая возможности подумать и поэкспериментировать. При этом ребёнок обычно вспоминает знакомый ему вариант решения этой задачи или слепо копирует действия взрослого. Творчество же требует большей самостоятельности и независимости от известных решений. Поэтому воспитание и развитие творческих способностей требует от ребёнка и взрослого времени и терпения.

        В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие: но прежде всего обогащает его представления о мире. Именно поэтому современные педагоги и психологи выступают против традиционных - дидактических методов обучения, используемых в дошкольных учреждениях и вынуждающих детей действовать в рамках навязываемых им схем, образцов представлений, которые не пробуждают их фантазию, а, наоборот, подавляют развитие личности. В наше время этой проблеме уделяют внимание Комарова Т. С., Казакова Р.Г., Саккулина Н.П., которые не только подчеркивают необходимость формирования у детей навыков рисования, но и говорят о целесообразности приобщения дошкольников к нетрадиционной технике рисования, так как эта тема актуальна в наше время и находит все больше сторонников. Занятия нетрадиционным рисованием способствуют развитию воображения, творческой активности, зрительной памяти, гибкости и быстроты мышления, оригинальности и индивидуальности каждого ребенка.

        Изучив материал по данной теме, мы видим, что она актуальна. Актуальность состоит в том, что именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

        Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т.п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии и т.п.

Практическая часть

        Сегодня я познакомлю Вас с некоторыми нетрадиционными способами рисования. Как Вы знаете, творческий подход к решению любой задачи возникает у ребенка только в том случае, если педагог познакомит его с множеством способов и вариантов ее решения. Одно из условий совершенствования изобразительных умений, пробуждения интереса к изобразительной деятельности, развития творческой активности -  это  использование в работе широкого спектра нетрадиционных материалов.

Ниткография

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию материал, где вы сможете познакомиться с мощным и неоправданно забытым инструментом в изобразительных средствах художника – «ниткография». Слово «ниткография» состоит из двух слов: нитка и графика (от «grafo» — «пишу») — вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи... То есть, получается, «пишу ниткой» или проще-«рисую нитью».

Главная задача художника – ниткографиста: найти в петлях и крючках, оставленных нитью на листе, образы, которые можно распознать и использовать в рисунках.

Для воплощения её величества Вашей Фантазии вам потребуются следующие материалы и инструменты: бумага, гуашь, тушь или акварель, перо, кисть, нитки разной толщины, игла, салфетки.

Итак, за дело! Технология выполнения «ниткографии» необычайно проста.

1. Берём белый лист бумаги, формат А-3 и сгибаем пополам – такой вариант приемлем на начальном обучении, а если вы увлечётесь, то можно брать 2 листа, не скрепленных между собой. Набираем краску на нитку с помощью кисти: нить опускаем в тушь, или краску.

2. Произвольно укладываем нитку с краской петлями и зигзагами на лист бумаги.

3. После того, как смоченная краской нить уложена, ее накрывают вторым листом. Оба листа плотно прижимают друг к другу рукой, а нить вытягивают за конец.

Хорошо использовать толстую шерстяную нить - ворс оставляет на бумаге самые замысловатые силуэты.

4. На одном листе можно укладывать ниткой несколько цветов. Они могут у Вас переплетаться между собой, а могут быть отпечатаны отдельно друг от друга.

Оттиск пробкой

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.

Способ получения изображения: ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка.

Граттаж

        Суть техники заключается в царапании поверхности, в результате чего получается рисунок. То есть, по сути, художник идет от обратного и вместо того, чтобы получать изображение, нанося краску на бумагу, он создает картину, удаляя слои краски. Это очень интересная техника, в которой работают многие современные художники, поэтому если вы чувствуете в себе творческий потенциал, но не знаете, как его выразить - добро пожаловать в мир граттажа!

Для рисования в технике граттаж понадобится: картон; восковые мелки или акварель; свечка; тушь или черная гуашь; шампунь, гель для душа или жидкое средство для мытья посуды; острая палочка (шпажка, зубочистка и т. д.).

        Лист картона разукрасьте восковыми мелками или акварелью. Если вы пользуетесь мелками, не стоит жадничать - пусть они толстым слоем покроют всю поверхность. Единственный недопустимый цвет - черный. Если же вы рисуете акварелью, покройте красками поверхность, дайте ей высохнуть, а затем натрите картон свечой. Таким образом вы создадите эффект восковых мелков. В тушь или черную гуашь налейте немного жидкого моющего средства, хорошенько перемешайте и полностью, ровным слоем покройте лист поверх воскового слоя. Шампунь или жидкое моющее средство нужно для того, чтобы краситель ложился равномерно и не создавал разводов. Черный слой должен высохнуть и только после этого можно приступить к самому интересному - выцарапыванию рисунка. Острой палочкой процарапайте рисунок - сначала контуры, а потом внутреннюю поверхность. В результате у вас получится веселое разноцветное изображение на эффектном черном фоне!

Главная цель таких занятий: создание условий для экспериментальной деятельности ребёнка в области освоения образности и символики цвета.

Заключение

        Уважаемые коллеги! Большое спасибо, что выделили время и пришли на мой мастер-класс. Надеюсь, что показанные техники рисования, найдут применение в вашей дальнейшей работе. Творческих вам успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого воображения дошкольников через нетрадиционные приемы рисования

Влияние нетрадиционных техник изодеятельности на развитие творческого воображения у дошкольников...

Творческий проект на тему "Развитие творческого воображения дошкольников через нетрадиционные приемы рисования"

Данный проект предлагает рисование с использованием нетрадиционных способов. Вся работа направлена на развитие у дошкольников творчества, которая определяется как продуктивная деятельность, в ходе кот...

«Развитие творческого воображения через нетрадиционные техники рисования».

Отчет по самообразованию «Развитие творческого воображения через нетрадиционные техники рисования»....

Мастер-класс для педагогов «Развитие эмоциональной сферы дошкольников через нетрадиционные техники рисования»

Мастер-класс для педагогов «Развитие эмоциональной сферы дошкольников через нетрадиционные техники рисования»...