Познавательно - творческий краткосрочный проект «Волшебный мир Корнея Чуковского». в группе общеразвивающей направленности «Леопольд» (5-7 лет
проект (старшая, подготовительная группа)
Данный проект направлен на приобщение детей к чтению художественной литературы через знакомство с жизнью К.И.Чуковского.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 199.22 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ«Детский сад №41комбинированного вида»
Познавательно - творческий
краткосрочный проект
«Волшебный мир Корнея Чуковского».
в группе общеразвивающей направленности
«Леопольд» (5-7 лет)
Подготовили и провели воспитатели
Беликова Н.А., Иванова Е.М.
Март 2022г
Тип проекта: познавательно – творческий, краткосрочный.
Продолжительность проекта: 1 неделя.
Сроки реализации проекта: 21- #1075;.
Участники проекта: дети группы, родители, воспитатели.
Актуальность проекта:
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обобщает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.
Цель проекта:
Приобщение детей к чтению художественной литературы в процессе знакомства с жизнью и творчеством Корнея Ивановича Чуковского
Задачи проекта:
1. Познакомить детей с жизнью и творчеством К. И. Чуковского
2. Прививать любовь к творчеству автора.
3. Учить детей понимать занимательность сюжетов сказок К.И. Чуковского, особенность его языка.
4. Воспитывать у дошкольников чувство сострадания к слабым и беззащитным.
5. На примере сказок, К.И. Чуковского показать, что добро побеждает зло.
6. Формировать у детей и взрослых устойчивый интерес к чтению художественных произведений, через совместные мероприятия.
7. Способствовать развитию творческих способностей, памяти, речи, внимания.
8. Активизировать влияния семейного воспитания на развитие дошкольников, приобщение родителей к проблемам детского чтения.
Формы и методы работы:
- чтение художественной литературы К.И Чуковского;
- беседы;
- раскрашивание картинок;
- дидактические, подвижные игры;
- Посещение библиотеки;
- Драматизация «Муха-Цокотуха»;
- Коллективная работа «Чудо-Дерево», «Краденое солнце».
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный
2. Основной
3. Заключительный
Ожидаемые результаты:
- Создание в группе необходимых условий по ознакомлению детей с творчеством
- К. И. Чуковского.
- Приобретение и углубление знаний детей о жизни и творчестве К. И. Чуковского.
- Проявление у дошкольников желания обращаться к книге не только для развлечения, но и приобретения знаний.
- Приобретение интереса родителей к семейному чтению литературных произведений и совместному с детьми посещению библиотеки.
Образовательные области:
- Социально-коммуникативное развитие
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
-Художественно-эстетическое развитие
-Физическое развитие
Этапы проекта:
1 этап. Подготовительный.
1. Подбор художественной литературы по теме.
2. Подбор наглядно-иллюстративного и видео- материала.
3. Изготовление атрибутов для с-р/игр, театрализаций.
4. Подбор материала для продуктивной деятельности.
5. Создание дидактических игр.
6. Вовлечение детей и родителей в процессе решения поставленных задач.
2 этап. Основной.
- Знакомство детей с биографией К. И. Чуковского; закрепление представлений о жанровых особенностях литературных произведений (сказка, стихотворение, рассказ); проведение литературной викторины по творчеству К.И. Чуковского; игры «Угадай, к какой сказке иллюстрация», «Узнай героя сказки по описанию», «Перепутанные книжки» Отгадывание загадок по сказкам К. И. Чуковского.
- Чтение сказок К.И.Чуковского «Федорино горе», «Муха-цокотуха», «Тараканище», «Доктор Айблит», «Бармалей», «Краденое солнце», «Путаница», «Мойдодыр», «Федорино Горе», «Крокодил».
- Рассматривание иллюстраций, альбомов, репродукций картин по изучаемой теме. Сюжетно-ролевая игра "Ветеринарная лечебница"
- Заучивание отрывков из произведений.
- Рисование рисунков из любимых сказок.
- Викторина «По страницам сказок К. Чуковского».
- Пальчиковая гимнастика «Свинки», логоритмика «Путешествие в Африку».
Мероприятия по работе с родителями:
Рекомендации родителям по прочтению художественной литературы по теме. Консультации: «Путь в страну книг. От слушателя к читателю», «Дорога в библиотеку»
3 этап. Заключительный.
1. Оформление паспорта проекта «Волшебный мир Корнея Чуковского».
2. Фотоотчёт проекта.
3. Консультации для родителей.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Беседа: «Знакомство с творчеством писателя Корнея Ивановича Чуковского».
ПРОГРАМНЫЕ ЗАДАЧИ:
1. Дать детям представление о личности писателя и его книгах.
2. Вызвать интерес к личности писателя и его книгам.
3. Учить по действиям героя определять мотивы его поступков.
4. Воспитывать умение анализировать поступки литературных героев и оценивать их, аргументируя свои суждения.
5. Довести до сознания детей замысел автора.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
Чтение произведений К. И. Чуковского.
«Федорино горе», «Телефон», «Тараканище», «Муха Цокотуха», «Айболит»,
«Мойдодыр».
РАССМАТРИВАНИЕ ЦВЕТНЫХ ИЛЛЮСТРАЦИЙ К СКАЗКАМ.
МАТЕРИАЛ:
1. Портрет К. И. Чуковского.
2. Выставка книг в книжном уголке, цветные иллюстрации к сказкам Чуковского.
3.
Мешок с предметами:
- телефон;
- воздушный шарик;
- мыло;
- блюдце;
- колоша;
- термометр (игрушечный)
Ход занятия.
(В книжном уголке сделать выставку книг К. И. Чуковского, его портрет). Обратить внимание детей на выставку. Дети стоят полукругом около воспитателя.
- Ребята, сложите ладони вместе перед собой и представьте, что у вас в руках новая, неизвестная вам книга. Откройте её (раскрывают ладони, рассмотрите картинки в ней, а я попытаюсь догадаться по вашей мимике лица понравилась вам книга или нет.
Дети «Перелистывают странички"(раскрывают и закрывают ладони) книги, воспитатель, обращая внимание на выражение лица, делает выводы: кого из детей заинтересовала книга, а кого нет.
- Каждому из нас нравятся книги, которые рассказывают нам об их содержании по картинкам. Иллюстрации помогают нам лучше представить героев, их внешность, характеры, поступки, обстановку, в которой они находятся. Это художники- иллюстраторы.
- А как называют людей, которые пишут для нас стихи, сказки, рассказы и многое другое (ответы детей)
ВОСПИТАТЕЛЬ:
Ребята! Сейчас я вам расскажу об известном детском писателе, большом друге детей – о Корнее Ивановиче Чуковском.
Родился он в Петербурге, 31 марта 1882 года, детство его прошло в городе Одесса. Детским писателем он стал не сразу. В то время писали для детей многие писатели, но их книги были не интересными и скучными. Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А было это так.
Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: «Жил да был крокодил, он по улицам ходил».
Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнею сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово.
И второй случай. Вот как об этом вспоминает сам Корней Иванович:
«Однажды, работая в своём кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая своё нежелание мыться. Я вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя ей сказал:
Надо, надо умываться по утрам и вечерам
А нечистым трубочистам
Стыд и срам! Стыд и срам!
Так родился на свет «МОЙДОДЫР»
Героями своих произведений он сделал зверей, птиц, насекомых. Кроме животных, активными действующими лицами были вещи.
- Вспомните произведение К. И. Чуковского, где действующие лица являются вещи? Ответы детей: («ФЕДОРИНО ГОРЕ»)
- Послушайте, как интересно Корней Иванович рассказывает о «живых» вещах в своей сказке «Федорино горе».
Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.
За лопатою метла
Вдоль по улице пошла,
Топоры – то, топоры
Так и сыплются с горы
Испугалася коза,
Растопырила глаза
Что такое? Почему?
Ничего я не пойму!
- Корней Иванович писал и для маленьких детей, которые не умеют ещё читать, и для ребят – школьников, для подростков, и взрослых, которые тоже с удовольствием читают его прекрасные стихи, повести и даже сказки.
Чуковский очень любил ребят, он всегда был внимателен и добр с ними, но беспощаден к грязнулям и неряхам, он смеётся вместе со своими читателями над такими ребятами в сказке.
А может вы знаете, в какой сказке? Ответы детей: «МОЙДОДЫР»
- Послушайте, я вам зачитаю строки из сказки, кто знает помогайте мне:
«Ах ты гадкий, ах ты грязный,
Неумытый поросёнок!
Ты чернее трубочиста,
Полюбуйся на себя:
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки,
Что сбежали даже брюки,
Даже брюки, даже брюки,
Убежали от тебя».
- А еще у Чуковского есть сказка, в которой главного героя любят все дети и звери, который не боится ни каких трудностей ради спасения зверей, он добрый, отзывчивый.
- Догадались, о каком герое я говорю?
- Как эта сказка называется? Ответы детей: «АЙБОЛИТ»
Воспитатель просит зачитать наизусть строки из сказки «Айболит».
(Дети зачитывают по памяти отрывки)
Добрый доктор Айболит,
Он под деревом сидит,
Приходи к нему лечиться
И корова и волчица…
Вспомните ребята на какой птице полетел «Айболит»? Авы хотите полетать как герой этой сказки?
Физминутка «Мы отважные пилоты».
Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.
Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием, и где бы он не находился: в трамвае, в очереди за хлебом, в приемной у врача, чтоб не тратить попусту время он сочинял для детей загадки, сказки.
- Воспитатель предлагает прочитать стихи автора по памяти (Кто какие знает)
(Дети читают стихи Чуковского).
- Нет среди нас К. И. Чуковского. Но книги его живут, и будут жить долго.
- Ребята, а сейчас я предлагаю поиграть.
ПРОВЕДЕНИЕ ИГРЫ «Потерянные вещи».
- У меня в мешке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Кто из вас, ребята, может найти их владельцев? Вы должны назвать, кому принадлежит эта вещь:
а) телефон - У меня зазвонил телефон. «Телефон»
б) воздушный шарик - Ехали медведи на велосипеде. «Тараканище»
в) мыло - Вот и мыло подскочило. «Мойдодыр»
г) блюдце - А за ними блюдца. «Федорино горе»
д) калоша - Пришлите мне дюжину новых калош. «Телефон»
е) термометр - И ставит им градусники. «Айболит»
ж) мочалка – А мочалка как оса… «Мойдодыр»
з) чайник - («Федорино горе»)
Ну что ребята, мы с вами познакомились с творчеством К. И. Чуковского, спасибо вам вы молодцы.
Викторина 1 тур «Вспомни сказку».
- Вспомни, какими словами оканчивается строчка, и назови сказку.
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (Айболит)
«Айболит»
Вдруг из подворотни -
Страшный великан,
Рыжий и усатый … (таракан)
«Тараканище»
Я – Великий Умывальник
Знаменитый… (Мойдодыр)
Умывальников начальник
И мочалок командир.
«Мойдодыр»
Свинки замяукали – мяу – мяу,
Кошечки… (захрюкали, хрю- хрю)
«Путаница»
В Африке разбойник,
В Африке злодей,
В Африке ужасный… (Бармалей)
«Бармалей»
Веселится народ-
Муха замуж идёт
За лихого, удалого
Молодого… (комара)
«Муха – Цокотуха»
Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке… (темно).
«Краденое солнце».
Нет – нет! Соловей
Не поёт для свиней
Позовите-ка лучше… (ворону)
«Телефон»
А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник сказал утюгу
- Я больше идти… (не могу).
«Федорино горе»
Только вдруг из – за кусточка
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает… (воробей)
«Тараканище»
А за ним – то народ
И поёт, и орёт:
- Вот урод, так урод!
Что за нос, что за рот!
И откуда такое… (чудовище).
«Крокодил»
И мне не надо
Ни мармелада, ни шоколада
А только маленьких,
Ну очень маленьких… (детей) «Бармалей»
2 тур. «Кто есть кто».
- Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?
Айболит - (доктор)
Бармалей - (разбойник)
Федора - (бабушка)
Каракула - (акула)
Мойдодыр - (умывальник)
Тотошка, Кокошка - (крокодильчики)
Цокотуха - (муха)
Барабек - (обжора)
Рыжий, усатый великан - (таракан)
Чудесный дом.
Был белый дом,
Чудесный дом,
И что – то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо –
Такое тёплое, такое пушистое и золотистое.
(Яйцо и цыплёнок)
Чудесная пещера.
Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб – всю добычу мою -
Я с радостью белым зверям отдаю!
(Рот и зубы)
Берегись!
Ах, не трогайте меня:
Обожгу и без огня!
По воде они возят меня.
(Крапива)
Чудесный паровоз.
Паровоз без колёс!
Вот так чудо – паровоз!
Не с ума ли он сошёл -
Прямо по морю пошёл!
(Пароход)
Почему?
Мудрец в нём видел мудреца,
Глупец – глупца, баран – барана,
Овцу в нём видела овца,
И обезьяну – обезьяна.
Но вот подвели к нему
Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого. (Зеркало)
Консультация: «Путь в страну книг. От слушателя к читателю».
Хорошая книга сразу же становится близким и верным другом
ребенка. Любимые произведения дети слушают много раз подряд,
рассказывают товарищам и взрослым, запоминают наизусть.
Словно со старыми добрыми знакомыми встречаются дети и с
прекрасными сказками Чуковского «Мойдодыр», «Чудо - дерево», «Доктор
Айболит».
В чем же секрет неувядаемой прелести и притягательной силы этих
сказок? Чем объяснить ту популярность, которой пользуются многие
произведения Чуковского, написанные несколько десятилетий назад? К. И.
Чуковский не только своеобразный и талантливый детский поэт, но и один
из старейших русских литераторов, исследователей русской поэзии. Много
лет своей жизни он отдал изучению ребенка, его мышления и языка.
Результат неутомимой исследовательской работы – книга «От двух до
пяти», имеющая большую научную ценность и широкую популярность у
читателей. На огромном фактическом материале в этой книге
раскрываются закономерности детского мышления, речи. Опираясь на пристальное изучение вкусов и требований детей,
писатель делает интересные выводы, касающиеся формирования детской
психики, развития восприятия дошкольников. Почти каждое издание книги
дополнялось, материал осмысливался все глубже и глубже. «Иная страница
в моей книге опирается на материал, который я собирал – по словечку! –в
течение сорока с чем –то лет».
В 1957году при переиздании книги Чуковский обратился к читателям
с просьбой, сообщить ему речения их родных и знакомых ребят. Это дало
ему возможность еще раз обновить книгу многими свежими фактами.
Дети «пламенно любят стихи, упиваются ими, не могут без них
обойтись»,- пишет Чуковский и делает вывод: стихи в период дошкольного
детства- одно из самых сильных средств воздействия на мысли и чувства
ребенка.
В связи с этим поэт раскрывает свое широкое понимание
воспитательной роли литературы. Чуковский много работал над созданием
таких стихов, которые с раннего детства прививали бы любовь к
бессмертной народной поэзии, помогали бы воспитывать высокие
моральные качества и эстетический вкус, который позволит в будущем
отличать подлинное искусство от фальши. Залогом создания удачного
произведения для детей автор считает глубокое знание устного народного
творчества. Это одно из важнейших положений, которым автор
руководствовался в своем творчестве.
«Народ в течение многих веков выработал в своих песнях, сказках,
былинах, стихах идеальные методы художественного и педагогического
подхода к ребенку»- пишет К. И. Чуковский в своей книге.
Огромная педагогическая ценность народных сказок, их моральный
пафос заключается в том, что они возвещают победу добра над злом, ума
над глупостью, сердечности над жестокостью. Сколь ни тяжелы были бы
испытания, какие бы трудности ни стояли на пути, в конечном итоге герой
преодолевает их. Это воспитывает у детей уверенность в том, что счастливый финал не случаен, а является результатом настойчивого труда,
упорства, смекалки. В народных сказках герои отчетливо разделены на
отрицательных и положительных. Лисица- хитрая, заяц- трусливый и т. д.
Герои произведений Чуковского и в этом отношении напоминают героев
сказок. Чтобы сделать образ выпуклее и помочь детям быстрее разобраться
в героях, поэт наделяет их какой - ни будь одной яркой чертой. Доктор
Айболит- добрый, Федора- неряха, мальчик из «Мойдодыра»- грязнуля.
Такой прием, выработанный в практике народного творчества,
помогает ребенку лучше представить себе, быстрее запомнить тот или иной
образ, характер героя, определить свое отношение к нему. Чуковский в
сказках пользуется и отдельными приемами народного – поэтического
творчества, помогает ребенку лучше представить себе, быстрее запомнить
тот или иной образ, характер героя, определить свое отношение к нему.
Чуковский в сказках пользуется и отдельными приемами народного-
поэтического творчества, например мотив побега от нерадивого или
жестокого хозяина подвластных ему животных и предметов. Он нередко
встречается в народных сказках. В «Федорином горе» автор широко
использует художественные приемы, характерные для фольклорных
произведений. Следуя заветам народной мудрости и своим наблюдениям над
детьми, Чуковский отмечает, что особенностями возраста читателя
диктуется благополучное окончание произведений для маленьких. И
действительно, посуда возвращается к раскаявшейся Федоре, храбрый
комар освобождает Муху- Цокотуху от ненасытного паука и даже
Бармалей становится мирным продавцом пряников и кренделей.
Печальный исход сказки глубоко огорчает детей, зато сколько радости
малышам несет победа полюбившихся героев, торжество красоты и добра
над злом.
Чуковский написал для дошкольников около пятидесяти
произведений, которые отличаются ярким, индивидуальным творческим
почерком. Почти все его сказки многократно переиздавались: «Мойдодыр»
сорок семь раз, «Тараканище» двадцать раз, «Цыпленок» шестнадцать раз.
Встреча с произведениями Корнея Ивановича Чуковского - большой
праздник для детворы, одно из самых ярких и незабываемых впечатлений
детства.
Дидактические игры
Загадки по сказкам, «Угадай сказку», «Путаница», «Кто лишний?», «Найди героя», «Найди отличия».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Волшебный мир Корнея Чуковского"
Проект "Волшебный мир Корнея Чуковского" Воспитатели: Морозова Т.В. Селезнева В.Н.Вид проекта: творческо - познавательный.Срок реализации проекта: краткосрочный (3 недели).Участники пр...
Проект "Волшебный мир Корнея Чуковского"
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обобщает его эмоции, дает пре...
ПРОЕКТ «Волшебный мир Корнея Чуковского» (познавательный)
Чтение художественной литературы имеет особую ценность и актуальность в воспитании дошкольника, как основного метода воспитания. Анализ сказок К. И. Чуковского позволит детям понять и почувствова...
План проекта "Волшебный мир Корнея Чуковского
Долгосрочный проект "Волшебный мир Корнея Чуковского" 2 младшая группа - средняя группа...

Проект "Волшебный мир Корнея Чуковского"
Творческо-познавательный проект для средней группы (с презентацией)...

Проект "Волшебный мир Корнея Чуковского"
Актуальность темыСказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг ...
