презентация на тему "Организация предметно-пространственной развивающей среды по художественно-эстетическому развитию детей"
презентация
Изучение проблемы творческой и разносторонней личности дошкольника актуально в связи с тем, что главное условие прогрессивного общества – это развитие самостоятельной, свободной, разносторонней личности, способной к творческому созиданию.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Изучение проблемы творческой и разносторонней личности дошкольника актуально в связи с тем, что главное условие прогрессивного общества – это развитие самостоятельной, свободной, разносторонней личности, способной к творческому созиданию. Художественно-эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности. Дети в дошкольном и даже в раннем возрасте способны реагировать на красивое в окружающей обстановке: музыки, поэзии, предметах изобразительного искусства, природе; сами стремятся рисовать, лепить, петь, танцевать, сочинять стихи. Уже изначально от своей природы они – творцы и наша задача – помочь каждому ребёнку раскрыть имеющийся у него творческий потенциал, его индивидуальные творческие способности . Художественно-эстетическая деятельность – деятельность специфическая для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки), одним словом реализовать себя как творческая личность. На это нас нацеливает концепция дошкольного образования, где чётко определяются задачи перед педагогом о развитии творческого начала в детях.
Цель: развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его самореализации, через художественно-эстетическую деятельность . Реализация цели осуществляется через решение задач : •организация предметно-развивающей среды в группах ДОУ в художественно-творческой деятельности ; •развитие продуктивной деятельности и творческого потенциала детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд ); •использование нетрадиционных, интегрированных форм ННОД ; •привлечение родителей и детей к народному творчеству и совместной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию.
Особое внимание уделяется расположению объектов в группах. Они оформлены должны так , чтобы дети могли свободно двигаться, играть и отдыхать. Каждый компонент единого пространства предназначен для детского коллектива в целом, и при этом предоставляет каждому ребенку возможность проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество.
Центр художественно-эстетического развития стимулирует детей к реализации творческих способностей, даёт детям возможность получить удовольствие от знакомства с новыми материалами, обогащать их тактильные ощущения. Целью центра творчества является формирование творческого потенциала детей, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. В этом центре дети обычно проводят много времени, рисуя, создавая поделки из пластилина. В уголке изо-деятельности имеются игры на развитие мелкой моторики рук, раскраски, трафареты, карандаши и народные игрушки. Книжный уголок размещён рядом с зоной художественно-эстетического развития. Все книги обновляются, новые книги выставляются в соответствии с программой по чтению.
Музыкальный уголок должен быть оснащен: Музыкальными инструментами фабричными и самодельными: металлофон, бубен, барабан, балалайка и т.д. Музыкально-дидактическими играми: "Солнышко и дождик", "Узнай и назови", "Наш оркестр" и др. Атрибутами к подвижным музыкальным играм: "Кот и мыши", "Кошка и котята" и др. Народными музыкальными инструментами: шумелками , деревянными ложками, птичками-свистульками Шумовыми инструментами для детского оркестра. Ленточками, цветными платочками, яркими султанчиками - атрибутами к танцевальным импровизациям по сезону. Ширмой настольной и набором игрушек. Фотоальбомом, текстами песен, музыкальными открытками и книгами. Магнитофоном и дисками с записями классической и народной музыки, звуками природы, различными сказками.
Для конструктивной деятельности в группах создается строительно-конструктивный центр. Он содержит разнообразный строительный материал, который хранится на открытых стеллажах. Для построек имеются схемы, модели транспорта. Здесь дети могут создавать как фантастические, так и реалистические сооружения. Занимаясь строительством, дети осваивают очень многие вещи. Оно помогает развивать математические способности, приобретать социальные навыки, дает опыт решения проблем.
Центр сенсорного развития способствует развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, слуховых анализаторов, зрительного восприятия, обоняния, развитию психических процессов. Игровой материал способствует легче адаптироваться к образовательному учреждению. В построении развивающего пространства учитывается принцип интеграции различных по содержанию видов деятельности.
Игровой центр позволяет создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми. В игровом центре на полу находится ковёр – место сбора всех детей. Игровой центр оснащен уголками и атрибутами для сюжетно – ролевых игр, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, куклами, машинами, игрушечными дикими и домашними животными.
Создавая предметно-развивающую среду, надо учитывать период обучения, сезонности. Так, осенью группу можно украсить букетом из осенних цветов и листьев, на подносе — собранный урожай; зимой снежинки на окнах, украшенная елка, силуэты сказочных героев, сделанные из бумаги воспитателями и детьми. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
В центре «Маленькие художники» где есть цветная бумага, и краски, и ватные палочки, диски, трубочки и многое другое оборудование. Вместе с детьми можно создать коллективные работы и украшать ими группу или прихожую . Также можно создать небольшой центр песка, где дети, совместно с воспитателем могут рисовать пальчиками. Центры содержат разнообразный материал, пособия, игры . Произведения народного и классического искусства, эстетически оформленный интерьер должны окружать ребенка в его жизни. С этой целью мы организовываем пространство в ДОУ так, чтобы оно воспитывало в детской душе красоту, пробуждало эстетические чувства, способствовало творческим проявлениям. Художественно-творческая деятельность дарит детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, ребенок стремиться снова и снова в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.
Предлагаем детям, а не навязываем, помогаем, а не заставляем их. А чтобы помочь ребенку найти себя, предлагаем ему как можно больше разных способов самовыражения. Рано или поздно, но он обязательно выберет свой путь, который позволит ему в полной мере показать себя Успешность художественно-эстетической деятельности определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания, умения и навыки в самом процессе деятельности и находить оригинальные решения поставленных задач. У детей постоянно развивается творческое, гибкое мышление, фантазия и воображение. Творческий поиск в конкретном виде деятельности приводит к положительным результатам.
Библиографический список 1.Воскресенская В. Создаём развивающую среду сами. //Д./в.2004.№1.-с.77-79. 2.Комарова Т.С. «Дети в мире творчества», М., 1995. 3.Комарова Т.С., Савенкова А.И. «Коллективное творчество детей», М., 2000. 4.Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007. 5.Самостоятельная художественная деятельность дошкольников под ред. Ветлугиной Н.А.. М.,1980. 6.Доронова Т. Программа «Радуга»: прошлое, настоящее и будущее// Дошкольное воспитание. – 2007. №4 7.Методика обучения рисованию, лепке и аппликации в детском саду// под ред. Саккулиной Н. А. – М.: Просвещение, 1971 8.Никитин Б. П. Развивающие игры. - 5-е изд. доп. - М.: Знание, 1994
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Построение образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО. Создание предметно – развивающей среды по художественно – эстетическому развитию детей. Оснащение уголков театрального развития в разных возрастных группах
Идеальная цель педагогического процесса, к которой должен стремиться каждый воспитатель ДОУ – это воспитание всесторонне развитой личности и счастливого ребенка. Все, что...

«СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ГОДА»
Одним из важнейших факторов развития личности ребенка является среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает. Пространство, организованное для детей в образовател...

Лэпбук как элемент предметно- пространственной развивающей среды центра художественно – эстетического развития
Лэпбук – это книжка-раскладушка или самодельная папка с множеством разнообразных деталей, кармашками всевозможных форм...

Организация предметно-пространственной развивающей среды по художественно-эстетическому развитию детей
развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его самореализации, через художественно-эстетическую деятельность....
Предметно-пространственная развивающая среда как средство эмоционального развития детей раннего возраста.
Тематика эмоционального развития детей очень актуальна. Анализ педагогической литературы позволил определить противоречие между методическим обеспечением эмоционального развития детей раннего возраста...

Презентация "Предметно - развивающая среда по художественно - эстетическому развитию детей раннего возраста".
Художественно - эстетическая развивающая среда стимулирует развитие у ребёнка эстетической культуры, развивает творческую мотивацию. Это пространство позволяет ребёнку стать творческим человеком. Спец...
Создание развивающей среды в художественн -эстетическом направлении, для детей младшего дошкольного возраста.
Создание развивающей среды в художественн -эстетическом направлении, для детей младшего дошкольного возраста. Цель: создание условий для развития у детей самостоятельн...
