Проект «Юные исследователи», направленный на развитие исследовательской активности дошкольников средней группы (формирующий эксперимент)
проект
Данный проект направлен на развитие исследовательской деятельности детей, которая дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать исследовательскую активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №10 « Дюймовочка»
Проект «Юные исследователи», направленный на развитие исследовательской активности дошкольников средней группы (формирующий эксперимент)
г. Закаменск
Аннотация проекта. Данный проект направлен на развитие исследовательской деятельности детей, которая дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать исследовательскую активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.
Такие качества способствуют развитию творческого потенциала детей, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми — возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность
В проекте представлена система работы по развитию исследовательской активности детей среднего дошкольного возраста. Отражены эффективные подходы к комплексному решению вопросов по развитию творческого потенциала личности ребенка, путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.
Цель проекта: развитие исследовательской активности дошкольников.
Задачи проекта:
- Разработать систему мероприятий, обеспечивающих развитие исследовательской деятельности детей.
- Подготовить методические рекомендации педагогам, работающим в данном направлении, серии семинаров и консультаций для педагогов и родителей по теме исследования.
- Пополнить предметную среду макетами, изготовленными детьми в ходе исследовательской деятельности для практического применения.
В результате исследовательской деятельности дети научатся формулировать проблему, которую необходимо разрешить, предлагать возможные варианты её решений, проверять эти возможные решения исходя из данных, делать выводы в соответствии с результатами проверки, применять выводы к новым данным, делать обобщения, умозаключения.
Новизна проекта заключается в том, что развитие исследовательской активности детей осуществляется через экспериментирование, которая включает в себя полный цикл исследовательской деятельности от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов.
Принципы реализации проекта:
- Работа по проекту проводится системно: в рамках непосредственно образовательной деятельности, в различных видах детской деятельности, (экспериментирование, изобразительная, игровая, праздники и развлечения).
- Познавательный материал отобран с учетом возрастных возможностей детей среднего дошкольного возраста.
- Необходимым условием реализации проекта является совмещение теоретического обучения с экспериментальной деятельностью в детском саду, с практической деятельностью в уголке природы и в уголке экспериментирования, дома с родителями.
- Систематичность и последовательность изучаемого материала, усложнения в соответствии с возрастной группой.
- Учет региональных условий.
Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.
Практическая значимость проекта: проект «Юные исследователи» могут использовать воспитатели дошкольных учреждений как дополнение к основной образовательной программе дошкольного образования.
Целевая группа проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели.
Продолжительность: 3 месяца.
Основные направления в работе и механизм реализации проекта
Работа с детьми | Работа с родителями |
Организация практической деятельности с детьми по проекту:
| Мастер-класс «Изготовление лабораторного материала своими руками» (Приложение Б) |
Организация работы с детьми по детским исследованиям:
Картотека игр: — игры словесные; — развивающие игры и упражнения. — оформление альбомов по проведенным опытам и экспериментам (в виде зарисовок и фотографий). |
Проект содержит разнообразные формы исследовательской работы, которые применены в работе с детьми среднего дошкольного возраста.
Предлагаемая форма работы обеспечивает личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком, создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою исследовательскую активность. Занимательные опыты и эксперименты подведут детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.
В реализации проекта используются как традиционные методы и приемы обучения, так и инновационные.
Традиционные:
- наглядные (наблюдения, экскурсии, рассматривание картин и иллюстраций);
- словесные (беседы, чтение художественной литературы, использование фольклорного материала);
- практические (подвижные игры и упражнения, опытническая деятельность, труд в природе).
Инновационные:
- использование карточек с методами исследования, дидактических игр, дидактических пособий, видеоматериалов;
- метод проблемного обучения (решение проблемных ситуаций), поисковые и проблемные вопросы к детям;
- метод игрового обучения (использование игрового персонажа, игровой ситуации и сюрпризных моментов, игровая деятельность детей);
- проектный метод (коллективный, индивидуальный детский проект, совместные проекты детей с родителями).
В результате реализации проекта у детей будут сформированы следующие возможности
Ожидаемые результаты реализации проекта «Юные исследователи»
Дети |
выполнять действия по организации экспериментов;
оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов. |
Педагоги |
1) повысить педагогическую компетентность в организации работы по организации экспериментальной деятельности дошкольников; 2) создать в группе эффективную развивающую среду, способствующую эффективной организации экспериментальной деятельности дошкольников; 3) привести в систему научно-методическую базу (дидактический материал, методические пособия и т.д.); 4) определить наиболее эффективные формы работы и методы педагогической диагностики уровня исследовательских навыков детей; 5) повысить качество сотрудничества между воспитателями, и родителями воспитанников. |
Ожидаемые результаты подтвердились в ходе проведения промежуточной диагностики.
Результаты развития исследовательской активности детей средней группы
« Лучики» в экспериментировании (формирующий эксперимент)
Критерий |
Принятие ребенком проблемной задачи, требующей экспериментирования |
Проявление интереса ребенка к экспериментированию |
Особенности процесса экспериментирования |
Отношение ребенка к результату экспериментирования и его оценка |
Итог: |
2.3 Результаты контрольного этапа эксперимента
На данном этапе исследования для оценки эффективности проведенной развивающей работы с детьми среднего дошкольного возраста было повторно проведено диагностическое обследование уровня исследовательской активности дошкольников. Исследование проводилось на основании той же диагностической методики (проблемные ситуации).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«МЕТОДЫ АКТИВАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ»
Доклад методического объединения на тему: «Методы активации познавательной деятельности. Развитие исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования» Выступление н...
Развитие исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования
Ознакомление дошкольников с явлениями природы занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает сво...
Опыт работы на тему: "Развитие исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования".
Экспериментирование является основным видом ориентировочно - исследовательской деятельности. Экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства....

Опыт работы "Развитие исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования"
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основа...

Поисково-исследовательский проект «Первые шаги в науку» Развитие познавательной активности дошкольников
laquo;Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способности сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнен...
Открытое занятие по познавательному развитию (исследовательская деятельность) в средней группе комбинированной направленности «Путешествие в волшебную страну опытов».
Открытое занятие по познавательному развитию (исследовательская деятельность) в средней группе комбинированной направленности «Путешествие в волшебную страну опытов»....
