«Тимбилдинг» как средство формирования детского коллектива»
методическая разработка (старшая группа)
В последние годы умение работать в команде имеет большое значение практически во всех сферах деятельности современного общества. Команды сопровождают деятельность человека изо дня в день, и для многих областей производственной и частной жизни они становятся неотъемлемой их частью.
Социально-активный ребёнок в процессе освоения общественной деятельности вырабатывает навыки самоорганизации, коллективной и командной деятельности. История показывает: невозможно добиться успеха в одиночку, даже Эйнштейну в свое время понадобилась помощь товарища, чтобы продолжить научную деятельность. В истории немало примеров, когда именно помощь близких товарищей помогала совершать невообразимые открытия. Одному достичь успеха чрезвычайно сложно, и навык работы и построения общения в коллективе необходим в том числе и ребёнку.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Тимбилдинг»
как средство формирования детского коллектива»
Давайте серьёзно продумаем вместе,
Как детство друг другу лицом повернуть,
Чтоб дети запели единые песни,
Чтоб вместе хотелось им горы свернуть!
Проблема развития детского коллектива и личности изучается педагогами на протяжении длительного времени.
Любой коллектив – это организм, живущий и развивающийся по определённым законам и правилам. Взрослые это понимают и принимают, хотя бывают ситуации и проблемы, с которыми даже опытные люди не могут справиться самостоятельно.
Мы живем в современном мире, и умение работать в команде необходимо формировать с самого раннего возраста. В любом коллективе работают люди с разным темпераментом, характером и стилем жизни. Нужно, чтобы эти особенности не стали препятствием в работе коллектива, а наоборот качества одного дополняли другого и наоборот. В истории немало примеров, когда именно помощь близких товарищей помогала совершать невообразимые открытия. Одному достичь успеха чрезвычайно сложно, и навык работы и построения общения в коллективе необходим в том числе и ребёнку.
Так в процессе своей работе наблюдая за своими воспитанниками я заметила, что многие дети при выполнении заданий в организационной образовательной деятельности в играх и эстафетах, испытывают затруднения при работе в команде, им сложно договариваться, соблюдать правила при выполнении различных заданий, также дети затрудняются точно воспринимать предложенную инструкцию. И для себя я сделала вывод - найти новые формы и методы работы по решению этой проблемы.
Так возникла идея внедрения инновационной технологии Тимбилдинг в организованную образовательную деятельность, в режимные моменты в ДОУ.
Тимбилдинг (Team building-англ.) в переводе с английского означает «построение команды, командообразование». История детского тимбилдинга берет начало со времен пионерских лагерей. Ретро вариант современного тимбилдинга.
В настоящее время Тимбилдинг представляет собой одну из перспективных моделей, обеспечивающих полноценное развитие детского коллектива, и является одним из наиболее эффективных инструментов его сплочения.
Детский тимбилдинг — это веселые, быстрые, увлекательные, а иногда спокойные командные игры или задания, которые направлены на сплочение детского коллектива, учат дружить договариваться между собой. Особенностью этих игр является то, что эти задания дети выполняют сообща, вместе принимают решения.
Актуальность состоит в том, что в сложившейся ситуации, когда технология тимбилдинга в дошкольном учреждении малоизучена, оно поможет нам педагогам в планировании, разработке и внедрении элементов командообразования в своей практической деятельности. Командные игры «Тимбилдинга», несомненно воспитывают и развивают творческую инициативу, так как в играх ребята сами ставят себе цели и сами выбирают способы их реализации. Участвуя в игре, ребёнок обретает важнейшую способность – умение самому принимать решение.
Привлекательность игр «Тимбилдинга» и заключается в том, что дети сами выбирают решения, сообразно обстановке и имеющейся информации. Игра развивает двигательную активность ребёнка, воображение и мышление, любознательность и способность к экспериментированию
Выбирая данную форму работы, я себе поставила цель: превратить командообразующую игру из просто развлекательного мероприятия, чаще всего спортивного характера, в конкретный технологический инструмент, при помощи которого будут решаться конкретные цели и задачи в определенной образовательной области.
Обратите внимание на слайды практическое использование технологии тимбилдинга
Я ее стараюсь использовать как в каждой образовательной области, так и в разных режимных моментах. Например, во время утреннего круга. Мы с детьми играем в очень интересную и любимую им игру «Друг к дружке». Это, очень простая и несложная игра, но направлена на развитие разных знаний и умений детей
Игра «Друг к дружке!»
Цель: взаимодействие детей друг с другом. Упражнение дает возможность установить контакт, а также является быстрой освежающей разминкой во время занятия или утренней беседы.
Суть игры. Вначале нужно выбрать себе пару и пожать своему партнеру руку... Затем я говорю, какими частями тела надо очень быстро «поздороваться» друг с другом:
— Правая рука к правой руке!
— Голова к голове!
— Спина к спине!
Но, каждый раз, когда я скажу: «Друг к дружке!», вам нужно найти себе новую пару и пожать ему (ей) руку. А после этого снова называю части тела, которыми дети должны будут дотронуться друг до друга.
Итак:
- Друг к дружке!
- Пятка к пятке!
- Ладошка к ладошке!
- Голова к голове!
- Коленка к коленке!
Дети поменяют свою пару 2-3 раза.
Речевое развитие.
В области речевого развития, также применяю различные игры, которые я чаще всего применяю на занятиях, и эти игры очень любят дети. Например,
игра «Пятница». Не требует особой подготовки. Минимум атрибутов. Можно использовать с младшего дошкольного возраста (усложняется в зависимости от возрастной группы). Суть игры. 2 команды (количество игроков не ограничивается), от каждой команды выбирается один человек – «пятница». «Пятнице» на голову надевается картонный обруч с прикрепленной на нём картинкой. Все остальные игроки (каждый из своей команды) дают «Пятнице» такие подсказки, чтобы он (она) как можно быстрее угадал, что изображено на картинке. Главное условие: загаданное слово нельзя называть! Как только «Пятница» угадал, что прячется у него на голове, на место «Пятницы» садится следующий игрок из этой команды. Чем больше правильных (угаданных) ответов, тем ближе к победе команда. Эта игра способствует: активизации речи, обогащения словаря детей; развитию образного, ассоциативного мышления
развитию образного, ассоциативного мышления.
Также тесная связь с другими областями знаний – ознакомление с миром природы, ознакомление с предметным миром. Выбирая такую форму работы, можно «убить сразу нескольких зайцев»: повторение и закрепление лексических тем. В качестве загаданных объектов могут быть овощи, фрукты, профессии, транспорт, животные, деревья, сказочные персонажи и т.д., и даже целые сюжеты. Например, может быть загадан какой-то сюжет из сказки, картинка с изображением определенного времени года, части суток и т.д. «Пятница» по подсказкам детей угадывает, какая это сказка.
- Формирование умения строить простые предложения. Один из плюсов игры – играть можно как в закрытом помещении, так и на улице.
Познавательное развитие. ФЭМП.
Игра «Построй фигуру» (вариант с веревочкой).
В этой игре идет закрепление представлений о геометрических фигурах ( в процессе построения фигуры, дети вспоминают, что у квадрата 4 угла и 4 стороны и эти стороны должны быть равны, что у треугольника 3 угла и 3 стороны и т.д.);развитие пространственного мышления (ориентация в пространстве).Здесь очень четко выражена линия «командообразование, сплоченная команда», т.к. только при условии слаженной работы команды и при четком понимании детей поставленной задачи, возможен быстрый результат
Игра «Слепая геометрия» или «Создай свою команду».
Эта игра закрепляет представления о геометрических фигурах. Но вместо фигур можно взять, например, листки разного цвета (красный, желтый, зеленый), и тогда игра будет направлена еще и на закрепление цветов (Игра «Светофор»).
Художественно-эстетическое развитие (творческий тимбилдинг)
Одни задания выполняются всеми членами команды, другие – исполняют только несколько человек, и команда должна решить, кому поручить это задание.
Игра «Угадай, что нарисовано».
Данные игры развивают творчество, воображение, фантазию, образное мышление. А так же, направлены на развитие мелкой моторики.
Физическое развитие.
В области физического развития спектр тимбилдинговых игр очень широкий и разнообразный. Все игры имеют главной своей целью – командообразование, сплочение коллектива, развитие двигательной активности детей.
Таким образом, применяя в работе Тимбилдинг на сплочения коллектива, я наблюдая за своими воспитанниками увидела, что дети стали более увереннее, общительные, стали больше слушать друг друга, принимать чужое мнение и не бояться высказывать свое. А самое главное они стали более дружные, внимательные, отзывчивые по отношение к друг другу!
Они на научились общаться и взаимодействовать в коллективе.
Сплочение детского коллектива очень сложный процесс, это кропотливая и ответственная работа. И я буду продолжать работать в этом направлении.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство формирования детского коллектива"
Игра-отражение жизни. Игра-самостоятельная деятельноять, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками....

Тимбилдинг - эффективное средство формирования детского коллектива в ДОУ.
Любой коллектив – это организм, живущий и развивающийся по определённым законам и правилам. Взрослые это понимают и принимают, хотя бывают ситуации и проблемы, с которыми даже опытные люди не мо...
Спортивный тимбилдинг – эффективное средство формирования детского коллектива в детском саду
Технология командообразования (тимбилдинг) прекрасно объединяет работу воспитателя, инструктора по физической культуре в единое целое и решает вопрос интеграции двигательной активности и позитивного о...

Мастер- класс для педагогов «Тимбилдинг как средство формирования детского коллектива в образовательном процессе ДОУ»
Мастер -класс для педогогов...

Спортивный тимбилдинг как средство сплочения детского коллектива
Что такое спортивный тимбилдинг - это комплекс мероприятий, которые направлены на сплочение команды путем совместного активного отдыха, подвижных спортивных игр....
Презентация "Тимбилдинг - как средство формирования детского коллектива"
Презентация опыта работы "Тимбилдинг - как средство формирования детского коллектива"...

Мастер-класс "Тимбилдинг как средство формирования детского коллектива в образовательном процессе ДОУ"
Тимбилдинг для детей – это сплочение группы с помощью различных игр и общих занятий. С его помощью в игровой интересной и веселой форме ребята учатся взаимодействовать, поддерживать друг друга, ...
