Дидактическая игра "Дерево" для закрепления количественного и порядкового счета
методическая разработка (средняя группа)

Ксенофонтова Юлия Александровна

Дидактическая игра "Дерево"

для закрепления количественного и порядкового счета

Возрастная группа: Средняя и старшая (4-6 лет). Сложность элементов регулируется воспитателем.

Цель: Формирование у детей навыков количественного и порядкового счета в пределах 10 (или 5, для младших).

Задачи:

  • Образовательные:
    • Закреплять умение вести счет предметов в пределах 10.
    • Учить различать количественный ("сколько?") и порядковый ("который по счету?") счет.
    • Упражнять в согласовании числительных с существительными (одно яблоко, два яблока, пятый листок).
  • Развивающие:
    • Развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику.
    • Развивать зрительное восприятие.
  • Воспитательные:
    • Воспитывать интерес к математике, бережное отношение к природе.
    • Формировать навыки усидчивости и самостоятельности.

Материалы и оборудование:

  • Основное поле: Большое изображение дерева без листьев и плодов на плотном картоне или фланелеграфе. Дерево может быть любым (яблоня, дуб, клен) в зависимости от времени года и темы.
  • Съемные элементы:
    • Набор листьев (например, 10 штук).
    • Набор плодов (яблоки, груши, сливы — 10 штук).
    • Набор птиц или животных (5-10 штук: птички, белочки, бабочки).
    • Набор цифр от 1 до 10.
  • Дополнительно: Карточки с заданиями, кубик с цифрами или точками.

Варианты изготовления:

  • Из фетра: Все детали делаются из фетра и крепятся на основу с помощью липучки.
  • Магнитная: Дерево и детали крепятся на металлическую основу с помощью магнитов.
  • Бумажная (раздаточная): Небольшие деревья и наборы деталей для каждого ребенка для индивидуальной работы за столом.

Ход игры (варианты)

Вариант 1: "Укрась дерево" (Количественный счет)

Задача: Закрепление прямого количественного счета.

Правила:
Воспитатель дает задания, а ребенок выполняет их, размещая элементы на дереве.

  • "Посади на дерево пять красных яблок". (Ребенок считает и вешает 5 яблок).
  • "Прикрепи к веткам восемь зеленых листочков".
  • "Посели на дереве три птички. Сколько всего птичек на дереве?"
  • Усложнение: "Добавь еще два яблока. Сколько яблок стало теперь?" (Решение простой задачи в уме).

Акцент в вопросах: СКОЛЬКО?image

 

 

Вариант 2: "Который по счету?" (Порядковый счет)

Задача: научить детей определять порядковое место предмета.

Правила:
На дереве в ряд (например, на одной ветке) размещаются несколько одинаковых предметов (например, 5 яблок).

  • Воспитатель спрашивает: "Который по счету этот листок?" (показывая на 3-й листок).
  • "Покажи четвертую птичку".
  • "На каком по счету месте сидит желтая бабочка?"
  • Усложнение: "Что находится между вторым и четвертым яблоком?"

Акцент в вопросах: КОТОРЫЙ ПО СЧЕТУ? Обязательно следите за правильным употреблением окончаний (первый, второй, третий и т.д.).image

 

Вариант 3: "Цифры и количество"

Задача: упражнять в соотнесении цифры с количеством предметов.

Правила:

  • Воспитатель показывает ребенку цифру (например, 7). Задача ребенка — прикрепить на дерево 7 любых элементов (7 листьев или 7 яблок).
  • Обратная задача: Воспитатель размещает на дереве несколько предметов, а ребенок должен найти и прикрепить нужную цифру.image

Вариант 4: "Живое дерево" (Динамическая игра для подгруппы детей)

Задача: Развитие внимания и умения действовать по порядку.

Правила:
Каждому ребенку дается роль (1-я птичка, 2-я птичка, 1-й листок, 2-й листок и т.д.). Дети встают вокруг "дерева" (которое можно нарисовать мелом на полу или использовать ковер).
Воспитатель дает команды:

  • "Первые птички прилетели на дерево!" (Дети с этой ролью заходят в круг).
  • "Третьи листочки распустились на ветках!"
  • "Вторые птички улетели!" (Дети выходят из круга).

Вариант 5: Игра с кубиком

Задача: Тренировка счета в игровой форме.

Правила:
Ребенок бросает кубик, считает количество точек на нем и прикрепляет на дерево соответствующее количество элементов. Можно ввести элемент соревнования: два ребенка по очереди бросают кубик и украшают свои деревья. Чье дерево будет заполнено первым?

Связь с другими образовательными областями

  • Познавательное развитие: Беседа о сезонных изменениях в природе (почему на дереве нет листьев? когда они появляются?), о том, какие плоды растут на деревьях.
  • Речевое развитие: Обогащение словаря (названия деревьев, плодов, частей дерева: ствол, ветка, крона, кора). Составление рассказов по дереву: "На первом яблоке сидела гусеница, а второе яблоко было самое спелое..."
  • Художественно-эстетическое развитие: Дети могут сами вырезать листья или плоды для игры, раскрашивать дерево.

Эта игра очень гибкая и позволяет легко адаптировать материал под текущие задачи и уровень подготовки детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskaya_igra_derevo.docx1.98 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по формированию количественного и порядкового счета

Цель Учить количественному и порядковому счету; воспитывать умение понимать причинные связи между явлениями; развивать речь и активизировать словарь; развивать умение соотносить числительное с существ...

Дидактическая игра как средство обучения детей количественному и порядковому счету.

В данной статье описана методика использования дидактических игр при обучении детей количественному и порядковому счету. статья рекомендована молодым специалистам....

Рекомендации для родителей в формате "Сидим дома с пользой!" Занятие по ФЭМП "Закрепление навыков количественного и порядкового счета в пределах 5, сравнения предметов для средней группы (28.04.2020)

Занятие по ФЭМП в формате "Сидим дома с пользой!" для средней группы.Программное содержание:-закрепление навыков количественного и порядкового счета в пределах 5;-закрепление навыков сравнен...

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Закрепление количественного и порядкового счета в пределах 5»

Закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 5, учить отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?» и т. д....

Картотека дидактических игр по формированию количественного и порядкового счета

Развивать память, внимание; закрепление навыков порядкового счета...

Тема «Закрепление количественного и порядкового счета в пределах 5»

Цель занятия: Закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 5, учить отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?»Задачи: Совершенствовать умение сравн...