Дидактическая игра "Дерево" для закрепления количественного и порядкового счета
методическая разработка (средняя группа)
Дидактическая игра "Дерево"
для закрепления количественного и порядкового счета
Возрастная группа: Средняя и старшая (4-6 лет). Сложность элементов регулируется воспитателем.
Цель: Формирование у детей навыков количественного и порядкового счета в пределах 10 (или 5, для младших).
Задачи:
- Образовательные:
- Закреплять умение вести счет предметов в пределах 10.
- Учить различать количественный ("сколько?") и порядковый ("который по счету?") счет.
- Упражнять в согласовании числительных с существительными (одно яблоко, два яблока, пятый листок).
- Развивающие:
- Развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику.
- Развивать зрительное восприятие.
- Воспитательные:
- Воспитывать интерес к математике, бережное отношение к природе.
- Формировать навыки усидчивости и самостоятельности.
Материалы и оборудование:
- Основное поле: Большое изображение дерева без листьев и плодов на плотном картоне или фланелеграфе. Дерево может быть любым (яблоня, дуб, клен) в зависимости от времени года и темы.
- Съемные элементы:
- Набор листьев (например, 10 штук).
- Набор плодов (яблоки, груши, сливы — 10 штук).
- Набор птиц или животных (5-10 штук: птички, белочки, бабочки).
- Набор цифр от 1 до 10.
- Дополнительно: Карточки с заданиями, кубик с цифрами или точками.
Варианты изготовления:
- Из фетра: Все детали делаются из фетра и крепятся на основу с помощью липучки.
- Магнитная: Дерево и детали крепятся на металлическую основу с помощью магнитов.
- Бумажная (раздаточная): Небольшие деревья и наборы деталей для каждого ребенка для индивидуальной работы за столом.
Ход игры (варианты)
Вариант 1: "Укрась дерево" (Количественный счет)
Задача: Закрепление прямого количественного счета.
Правила:
Воспитатель дает задания, а ребенок выполняет их, размещая элементы на дереве.
- "Посади на дерево пять красных яблок". (Ребенок считает и вешает 5 яблок).
- "Прикрепи к веткам восемь зеленых листочков".
- "Посели на дереве три птички. Сколько всего птичек на дереве?"
- Усложнение: "Добавь еще два яблока. Сколько яблок стало теперь?" (Решение простой задачи в уме).
Акцент в вопросах: СКОЛЬКО?
Вариант 2: "Который по счету?" (Порядковый счет)
Задача: научить детей определять порядковое место предмета.
Правила:
На дереве в ряд (например, на одной ветке) размещаются несколько одинаковых предметов (например, 5 яблок).
- Воспитатель спрашивает: "Который по счету этот листок?" (показывая на 3-й листок).
- "Покажи четвертую птичку".
- "На каком по счету месте сидит желтая бабочка?"
- Усложнение: "Что находится между вторым и четвертым яблоком?"
Акцент в вопросах: КОТОРЫЙ ПО СЧЕТУ? Обязательно следите за правильным употреблением окончаний (первый, второй, третий и т.д.).
Вариант 3: "Цифры и количество"
Задача: упражнять в соотнесении цифры с количеством предметов.
Правила:
- Воспитатель показывает ребенку цифру (например, 7). Задача ребенка — прикрепить на дерево 7 любых элементов (7 листьев или 7 яблок).
- Обратная задача: Воспитатель размещает на дереве несколько предметов, а ребенок должен найти и прикрепить нужную цифру.

Вариант 4: "Живое дерево" (Динамическая игра для подгруппы детей)
Задача: Развитие внимания и умения действовать по порядку.
Правила:
Каждому ребенку дается роль (1-я птичка, 2-я птичка, 1-й листок, 2-й листок и т.д.). Дети встают вокруг "дерева" (которое можно нарисовать мелом на полу или использовать ковер).
Воспитатель дает команды:
- "Первые птички прилетели на дерево!" (Дети с этой ролью заходят в круг).
- "Третьи листочки распустились на ветках!"
- "Вторые птички улетели!" (Дети выходят из круга).
Вариант 5: Игра с кубиком
Задача: Тренировка счета в игровой форме.
Правила:
Ребенок бросает кубик, считает количество точек на нем и прикрепляет на дерево соответствующее количество элементов. Можно ввести элемент соревнования: два ребенка по очереди бросают кубик и украшают свои деревья. Чье дерево будет заполнено первым?
Связь с другими образовательными областями
- Познавательное развитие: Беседа о сезонных изменениях в природе (почему на дереве нет листьев? когда они появляются?), о том, какие плоды растут на деревьях.
- Речевое развитие: Обогащение словаря (названия деревьев, плодов, частей дерева: ствол, ветка, крона, кора). Составление рассказов по дереву: "На первом яблоке сидела гусеница, а второе яблоко было самое спелое..."
- Художественно-эстетическое развитие: Дети могут сами вырезать листья или плоды для игры, раскрашивать дерево.
Эта игра очень гибкая и позволяет легко адаптировать материал под текущие задачи и уровень подготовки детей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.98 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по формированию количественного и порядкового счета
Цель Учить количественному и порядковому счету; воспитывать умение понимать причинные связи между явлениями; развивать речь и активизировать словарь; развивать умение соотносить числительное с существ...

Дидактическая игра как средство обучения детей количественному и порядковому счету.
В данной статье описана методика использования дидактических игр при обучении детей количественному и порядковому счету. статья рекомендована молодым специалистам....

Рекомендации для родителей в формате "Сидим дома с пользой!" Занятие по ФЭМП "Закрепление навыков количественного и порядкового счета в пределах 5, сравнения предметов для средней группы (28.04.2020)
Занятие по ФЭМП в формате "Сидим дома с пользой!" для средней группы.Программное содержание:-закрепление навыков количественного и порядкового счета в пределах 5;-закрепление навыков сравнен...

ФЭМП «Закрепление количественного и порядкового счета в пределах 5»
План-конспект занятия в средней группе...
Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Закрепление количественного и порядкового счета в пределах 5»
Закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 5, учить отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?» и т. д....

Картотека дидактических игр по формированию количественного и порядкового счета
Развивать память, внимание; закрепление навыков порядкового счета...

Тема «Закрепление количественного и порядкового счета в пределах 5»
Цель занятия: Закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 5, учить отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?»Задачи: Совершенствовать умение сравн...
