«Пластическое интонирование как средство развития творческого воображения старших дошкольников»
статья (старшая группа)
Предварительный просмотр:
«Пластическое интонирование как средство развития творческого воображения старших дошкольников»
Иванова Ирина Николаевна
музыкальный руководитель
МБДОУ детский сад №1
Г. Велижа
Слайд 1
В современном мире развитие воображения старших дошкольников происходит в основном под воздействием телевидения, компьютерных игр, рекламы, что ограничивает возможности детей, заставляет их мыслить стандартно, шаблонами. Современному ребенку трудно представить ситуации, связанные с реальным осмыслением действительности. Воображаемых героев они копируют с экранов телевизоров. А в выполнении заданий конструктивного и творческого характера возникают затруднения. Проанализировав педагогическую литературу, детскую психологию я пришла к выводу, что в развитии творческого воображения музыкальное воспитание имеет огромное значение. Музыка – воображение – фантазия – движения тела – такова дорога, идя по которой, ребенок развивается как личность. Дошкольное детство характеризуется бурным развитием познавательного воображения. Творческое воображение формируется, прежде всего, в игровой деятельности, и затухает, когда ребенок перестает действовать. Старший дошкольный возраст, по мнению психологов, возраст расцвета воображения и фантазирования.
Слайд 2
Поэтому тема моего педагогического опыта - «Пластическое интонирование как средство развития творческого воображения старших дошкольников».
Слайд 3
Следует отметить, что воображение не дается ребёнку в готовом виде с рождения. Являясь сложным психическим процессом, оно формируется в течении всей жизни человека и развивается параллельно накоплению жизненного опыта и познанию окружающего мира. Само по себе воображение развиваться не способно и его воспитание требует особых подходов, учитывающих возрастные особенности развития детей.
Обогащая музыкально-слуховые навыки детей, мы научим их понимать, что движения, жесты, мимика и пантомимика имеют свой смысл, с их помощью можно выразить настроение, намерение, отношение к другому человеку, можно «рассказать» целую историю, не издавая ни звука. А с помощью выразительных движений, пластики тела, через создание образа, соответствующего музыкальному произведению, мы научим их понимать музыку, чувствовать её, любить. Ведь давно известно, что различные по характеру и настроению музыкальные произведения стимулируют фантазию ребенка, помогают ему раскрепоститься и ощутить в полной мере возможности своего тела.
Слайд 4
Целью моей педагогической идеи является развитие творческого воображения старших дошкольников.
Для того чтобы достигнуть цели и получить высокие результаты я поставила перед собой ряд задач:
Слайд 5
1.Разработать комплекс творческих заданий на развитие воображения у детей.
2. Составить картотеку пластических этюдов .
3. Разработать диагностические задания по выявлению уровня развития творческого воображения детей.
4. Разработать рекомендации для воспитателей по данной теме.
Педагогическая значимость заключается в приобщении к движению под музыку всех детей — не только способных и одаренных в музыкальном и двигательном отношении, но и неловких, заторможенных, которым нужно помочь обрести чувство уверенности в своих силах путем подбора для них такого материала, в котором проявятся скрытые возможности ребенка, его индивидуальность.
Слайд 6
В основу моей педагогической системы положены идеи - Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин - изучали творческое воображение дошкольников,
Э. Жак-Далькроз- разработал систему музыкально-ритмических упражнениях как универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительных движений, творческого воображения.
«Система обучения с помощью пластического интонирования» Вероники Коэн. Методические приемы «Свободное дирижирование» Нины Збруевой.
Методики и разработки Т.Боровик, А.Бурениной и Т. Сауко, Т. Тютюнниковой, М. Картушиной)
Сущность педагогического опыта.
Термин "пластическое интонирование" введен Татьяной Ефимовной Вендровой в 1981 г. Пластическое интонирование было задумано как метод активизации восприятия смысла музыки, как способ осознанного его проживания в простых и естественных движениях рук, головы и корпуса. Автор считает, что привлечение движений помогает активизировать у детей слышание музыки, выявление ее интонационно-образного содержания через жесты.
Пластическое интонирование является уникальным видом музыкально-познавательной деятельности, в котором интенсивно развивается и складывается вся система музыкальных способностей ребенка и соответствует идеям личностно-ориентированного, гуманистического подходов, современным целям художественного воспитания.
Слайд 7
Педагогический опыт строится на следующих принципах:
- Создание непринужденной обстановки - дети себя чувствуют комфортно, раскрепощено;
- Творческая направленность – создание условий для творческого самовыражения ребенка, учитывая его индивидуальные возможности;
- Последовательность - усложнение выполнения творческих заданий: от простого к сложному;
- Принцип партнерства – вовлечение родителей в воспитательно–образовательный процесс (открытые занятия, концерты детей).
Опыт работы показывает, что наиболее эффективными методами для развития творческого воображения являются:
Слайд 8
- пластическое интонирование и тактирование скороговорок, текстов песен;
- свободное дирижирование;
- имитация игры на музыкальных инструментах;
- пластические этюды;
- инсценирование песни;
Слайд 9
В процессе работы целесообразно ориентироваться на следующие этапы:
1 этап - накопления опыта “пластического” интонирования;
2 этап - самостоятельного создания пластических этюдов – импровизаций.
На 1 этапе эффективными методами являются: метод «Зеркало», пластическое интонирование и тактирование скороговорок, текстов песен.
Слайд 10
Прием «Зеркало» является первой ступенькой в совместной работе педагога и детей. Они повторяют, как в зеркале, все движения педагога, а в его движениях отражается его восприятие музыки.
Например: «Повтори за мной», «Сделай как я».
Риски: дети копируют движения, не создавая своих. Поэтому на этом этапе долго задерживаться нежелательно.
Слайд 11
На этом этапе так же продуктивен прием - «Хор рук» - это одна из инновационных музыкально-педагогических технологий, авторская методика Татьяны Анатольевны Боровик. По мере накопления детьми двигательных навыков эту роль с удовольствием берут на себя дети. Здесь предполагается использование дополнительного атрибута – «перчаток» - снежинок, листьев, овощей и фруктов, посуды, цветов и бабочек и т. д. В зависимости от темы, сезона и сюжета получаются самые разные по настроению и характеру композиции («Осенний лес», «Снежный вальс» и др.).
Большое значение для развития воображения имеет такой вид деятельности как слушание музыки. Занимаясь с детьми на музыкальных занятиях слушанием музыки я всё чаще стала замечать, что многие дети никак не реагируют на музыкальное произведение или делают вид, что слушают; многие затрудняются или стесняются высказать свои эмоции, рассказать о том образе, который они услышали.
Появилась проблема:
1) может быть они не понимают, что значит слушать и слышать музыку?
2) может они бояться высказаться, стесняются перед сверстниками?
3) может всё дело в физиологии конкретного ребёнка? (плохая речь, маленький словарный запас)
Все эти вопросы требовали немедленного поиска нужного решения. И я сначала показывала ритм музыки, стуча по своим коленям, показывала движение мелодии руками, дети тут же стали повторять за мной. Затем стали появляются образы , знакомые детям. Примером может служить игра «На лесной полянке», где появляются «Медведь», «Зайка», «Белка» и др. Затем учит детей младшего возраста двигаться соответственно музыкальному образу. Детям старшего возраста педагог предлагает фантазировать на заданную тему: «Что делают звери на лесной полянке?». Такие пластические этюды могут быть использованы в работе с детьми как средней группы, так и старшей, и подготовительной групп. Но в каждой возрастной группе задачи, поставленные перед детьми, усложняются: от простого до более сложного.
На 2 этапе, когда уже сформированы определенные двигательные навыки, использую следующие приемы: пластические этюды, игры-драматизации.
Слайд 12
Пластическое интонирование - это не танец, требующий синхронного выполнения определённых движений. Очень важно, чтобы у каждого ребёнка было достаточно свободы для создания чего-то своего. Самое главное здесь - почувствовать момент, когда движения и музыка перестанут существовать отдельно друг от друга, и появится ощущение образа.
Пластический этюд «Оранжерея».
Оранжерея – это место, где собрано огромное количество самых разных растений. Представьте, что каждая мелодия – это цветок. Нам нужно будет собрать букет для мамы, но не любые цветы для этого годятся. На экране множество цветущих растений (кактус, колокольчик, роза, васильки и т.д.). Нужно услышать в «зеркалах» их мелодии, нарисовать их в воздухе или даже превратиться в цветы – кому как удобнее.
Слайд 13
Игры звуками
В работе с играми звуками выделяю условно следующие направления:
●звучащие жесты и музыка моего тела;
Например: Сочини «Танец дикарей»
● и музыка, рожденная из шума, где используются шумовые инструменты (традиционные и самодельные)
Задание: сочинить свою песенку. Дает на выбор фортепиано, ксилофон, металлофон. Детские импровизации записываются на магнитофон и впоследствии прослушиваются.
Игры-фантазии.
Слайд 14
Рассказать сказку с помощью движений так, чтобы без слов было понятно, про кого они рассказывают, что делают герои, как они двигаются, какой характер у каждого. Перед началом исполнения партнеры могут договориться между собой, как разыгрывать сказку, кто какую роль исполняет, с какого места начинает.
Пример: «Волшебник и мышь», «Заколдованный лес»
Педагог по ходу подсказывает последовательность событий короткими ключевыми фразами, используя глаголы в настоящем времени, например: «живет волшебник», «придумывает волшебство», «появляется мышь», «чародей колдует», «мышь превращается» и т.д.
Пластическое интонирование стихов и песен.
Слайд 15
Например: Выразительное движение -стихотворение А. Барто «Зайка».
Зайку бросила хозяйка, Под дождем остался зайка.
Показать движениями: как зайка грустит; зайке холодно; как можно позвать зайку голосом и движением; помочь зайке (согреть, накормить, пожалеть)
Примечание. Педагог побуждает детей к поиску разных вариантов решения задания, спрашивая: «А как еще можно помочь зайке?».
Когда мы знакомимся с новым произведением, я стараюсь не использовать сразу иллюстративный материал. Мы говорим о характере, о названии произведения, а затем фантазируем, как может выглядеть тот или иной персонаж, его характер и настроение. Затем дети в своих движениях его изображают. Так появляются этюды-моделирования. Материал: Н. Римский-Корсаков «Полёт шмеля», стулья, крылья.
Слайд 16
Игровое задание:
а) послушать музыку и определить её характер
б) выявить сенсорные особенности её звучания
в) выбрать линейное изображение, соответствующее характеру мелодии
( Рис.)
г) моделировать полёт шмеля движениями рук, отображая его характер.
д) моделировать полёт шмеля в движении всего тела, передвигаясь по
всей площади музыкального зала, используя стулья в качестве цветка, показывать движение мелодии вверх (на стуле) – вниз (на полу).
е) показывать образ шмеля в движении, используя жесты, позы, мимику, соответствующую эмоции уверенности и значимости, двигаясь по залу.
Слайд 17
Данные формы направлены на развитие: координационной свободы движения, чувства ритма, внимания, ансамблевой слаженности, способности к двигательной импровизации, а так же развитию образного воображения.
Таким образом, пластическое интонирование – это не обособленный вид деятельности, а способ более глубокого погружения в музыку и переживание ее образного содержания, способ формирования опыта творческой деятельности в целом. Благодаря ему существенно обогащается методика развития музыкального восприятия дошкольников, которая дает значительный общеразвивающий эффект.
В результате внесенных изменений в организацию и содержание работы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста значительно повысилась ее эффективность.
Слайд 18
Отследить результативность помогают диагностические задания, разработанные на основе методического пособия Е.В.Котовой, С.В.Кузнецовой, Т.А.Романовой «Развитие творческих способностей дошкольников».
В результате проведенных исследований были получены следующие результаты. Мы их можем увидеть на графиках.
Слайд 19
Из которых можно отметить положительную динамику:
- Стали намного активнее, общительнее и внимательнее друг к другу.
- Стали свободнее высказывать свои мысли, научились выражать свои эмоции в музыке.
- Передают в пластике разнообразные оттенки настроения.
- Сформировался интерес к самовыражению через различные виды деятельности.
- Научились находить оригинальные движения при выполнении творческих заданий.
Слайд 20
Вывод: Пластическое интонирование является эффективным средством развития не только творческого воображения дошкольников, но и их общего развития: физического и психологического.
Ведь не зря говорят, что движение – это жизнь. А ученые доказали, что наша память сохраняет 10% из того, что мы слышим, 50% из того, что мы видим и 90% из того, что мы делаем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Развитие творческого воображения старших дошкольников через использование методов ТРИЗ"
Настоящий педагогический прект направлен на разрешение ряда педагогических проблем и противоречий, сложившихся в современном дошкольном образовании. Цель педагогического проекта заключается в создании...
Развитие творческого воображения старших дошкольников средствами нетрадиционной изобразительной деятельности
В статье идет речь о развитии творческого воображения дошкольников , его роли в становлении креативной, способной к созиданию творческой личности, востребованной на сегодняшний день социумом и обобщен...

Проектирование цикла занятий по развитию творческого воображения старших дошкольников средствами акварельной живописи.
Проектирование цикла занятий по развитию творческого воображения старших дошкольников средствами акварельной живописи. Изостудия в детском саду дает возможности для углубленного занятия рисование...

Арт-терапия как средство развития творческого воображения старших дошкольников.
Творческое воображение детей 6-7 лет рассматривается как неотделимая часть образовательного процесса образования и воспитания; как закономерно - целенаправленное видоизменение внутренней структуры тво...

Доклад на педагогическую конференцию "ТРИЗ - педагогика как средство развития творческого воображения старших дошкольников"
Данный материал позволяет познакомиться с ТРИЗ - педагогикой, как игры, методы ТРИЗ способствуют развитию творческого воображения у старших дошкольников....
Пальчиковая гимнастика как средство развития творческого воображения младших дошкольников в ходе их приобщения к нетрадиционным техникам рисования
Пальчиковая гимнастика способствует развитию образных представлений, творческого воображения, что так важно при занятиях нетрадиционным рисованием. С ее помощью мы развиваем мелкую моторику, что спосо...
Конструирование и театрализованная деятельность как средство развития творческого воображения у дошкольников
В статье рассматриваются особенности развития познавательных способностей в дошкольном возрасте, дается характеристика конструктивной деятельности, театрализованной деятельности, обозначаются условия ...

