«Роль игровой деятельности в младшем дошкольном возрасте»
материал (младшая группа)
«Роль игровой деятельности в младшем дошкольном возрасте»

Не первый год работаю с детьми младшего дошкольного возраста. Наблюдая за особенностями развития детей, взаимоотношениями со сверстниками и взрослыми.
Игра – обязательный спутник детства, своеобразный способ освоения детьми жизни. «Понимание атома– детская игра по сравнению с пониманием детской игры» - в этом образном высказывании физиолога выражено огромное уважение к проблеме детской игры, и ясное представление о чрезвычайной сложности этой проблемы. Исследования таких ученых, как Д.Б. Эльконина, Е.Е. Шулежко, М.Ф., Комаровой, А.В. Новоселовой, А.В. Калинченко помогли мне в моей работе, помогли пересмотреть организацию развивающей предметно-пространственной среды детства, накопить и систематизировать методический, дидактический и игровой материал. В своей работе я учитываю возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста – незрелость системы адаптационных механизмов при поступлении в детское образовательное учреждение, быстрая утомляемость, невнимательность на занятиях и в свободной деятельности. Учитывая вышеперечисленные проблемы, ориентируясь на заданный базис развития и специфику работы в группе детей младшего дошкольного возраста я обратилась к теме: «Роль игровой деятельности в младшем дошкольном возрасте».
Игра помогает:
- создать в группе атмосферу эмоционального тепла, защищенности и покоя;
- служит источником радости;
- развивает психические процессы (воображение, образное мышление, память, речь) и способствует всестороннему развитию детей;
- является средством адаптации к условиям жизни в дошкольном учреждении, к среде сверстников;
- позволяет раскрыться индивидуальности каждого ребенка;
- формирует навыки коллективной деятельности, умение жить в социуме.
Таким образом, игра помогает мне скорректировать и устранить имеющиеся негативные проблемы, становится универсальным средством, обеспечивающим решение широкого комплекса психолого-педагогических влияний на процессы развития, обучения и воспитания детей.
Такой процесс позволил мне:
- через игру объединять детей различного возраста, различного уровня интеллектуального развития, создавая при этом такие условия, при которых каждый из них сумеет реализовать себя с учетом своих возможностей и способностей;
При организации работы с детьми, разработке системы интегрированного обучения и воспитания детей я учитываю интересы ребенка и руководствуюсь тезисом: «Игра – развивающая и развивающаяся деятельность». Игра имеет две цели: обучающую, которую преследует взрослый и игровую, ради которой действует ребенок. Поэтому, используя игру, я стараюсь строить ее так, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали всестороннее развитие развивающейся личности.
Каждый день жизни ребенка в детском саду должен быть ярким, запоминающимся событием. Моя задача - сделать ее многогранной, красочной, богатой событиями, чтобы каждый день приносил маленькие победы. Я стараюсь сделать процесс обучения и воспитания радостным, так как убеждена, что скучно изложенная информация, механическое заучивание много пользы не принесут. Знания, полученные в готовой форме – плохо усваиваются и не развивают. Чтобы мои воспитанники лучше усваивали изучаемый материал, я провожу занятия в игровой форме. Игры, занимательные задания, загадки, сюрпризные моменты, различные игровые персонажи делают занятия интересными для малышей, ненавязчиво учат детей, заставляют думать, анализировать, сопоставлять фантазию и творческую активность.
Таким образом, значимость игры и игровых моментов в системе учебной деятельности велика. Игра способствует:
- снятию психологического перенапряжения;
- легкому переключению с одного вида деятельности на другой;
Но и самостоятельная игровая деятельность детей чрезвычайна важна и имеет большой развивающий потенциал.
Организуя ее, я ставлю следующие задачи:
- чтобы ребенок действительно играл, сочинял, строил, комбинировал;
- чтобы не бросался от одной задачи к другой, не окончив первой; - - чтобы доводил деятельность до конца;
- чтобы в игре комбинировались все виды игрушек.
Работая над темой: «Роль игры в младшем дошкольном возрасте» я пришла к выводу, что для определения перспектив необходима диагностика игровой деятельности детей. Используя исследования Н.Ф. Комаровой «Диагностика игры детей» и методическое пособие «Развитие игровой деятельности дошкольников» под редакцией А.В. Калинченко я разработала педагогическую диагностику уровня развития сюжетно-отобразительной игры. Использование в практике результатов диагностики позволяет мне работать с опорой на личностные показатели развития каждого ребенка. Выявление специфики содержания детских игр, способов решения игровых задач, особенностей взаимодействия детей, степени самостоятельности в игровой деятельности, позволяет выявить проблемные зоны и наметить меры по их коррекции педагогам группы и дать необходимые рекомендации родителям наших воспитанников.
Я убеждена, что для решения любых воспитательно-образовательных задач необходимо постоянное и непрерывное взаимодействие с родителями, необходимо развивающее сотрудничество.
Информационные ресурсы:
1. Комарова Н.Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду / Н.Ф. Комарова. - М.: Скрипторий, 2010.
2. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Взаимодействие взрослого с детьми в игре // Дошкольное воспитание. 1993. № 3.
3. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. М.: ГНОМ и Д, 2000.
4. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности: Вторая группа раннего возраста. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018.
5. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Для р детьми 2-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.72 КБ |
Предварительный просмотр:
«Роль игровой деятельности в младшем дошкольном возрасте»
Не первый год работаю с детьми младшего дошкольного возраста. Наблюдая за особенностями развития детей, взаимоотношениями со сверстниками и взрослыми.
Игра – обязательный спутник детства, своеобразный способ освоения детьми жизни. «Понимание атома– детская игра по сравнению с пониманием детской игры» - в этом образном высказывании физиолога выражено огромное уважение к проблеме детской игры, и ясное представление о чрезвычайной сложности этой проблемы. Исследования таких ученых, как Д.Б. Эльконина, Е.Е. Шулежко, М.Ф., Комаровой, А.В. Новоселовой, А.В. Калинченко помогли мне в моей работе, помогли пересмотреть организацию развивающей предметно-пространственной среды детства, накопить и систематизировать методический, дидактический и игровой материал. В своей работе я учитываю возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста – незрелость системы адаптационных механизмов при поступлении в детское образовательное учреждение, быстрая утомляемость, невнимательность на занятиях и в свободной деятельности. Учитывая вышеперечисленные проблемы, ориентируясь на заданный базис развития и специфику работы в группе детей младшего дошкольного возраста я обратилась к теме: «Роль игровой деятельности в младшем дошкольном возрасте».
Игра помогает:
- создать в группе атмосферу эмоционального тепла, защищенности и покоя;
- служит источником радости;
- развивает психические процессы (воображение, образное мышление, память, речь) и способствует всестороннему развитию детей;
- является средством адаптации к условиям жизни в дошкольном учреждении, к среде сверстников;
- позволяет раскрыться индивидуальности каждого ребенка;
- формирует навыки коллективной деятельности, умение жить в социуме.
Таким образом, игра помогает мне скорректировать и устранить имеющиеся негативные проблемы, становится универсальным средством, обеспечивающим решение широкого комплекса психолого-педагогических влияний на процессы развития, обучения и воспитания детей.
Такой процесс позволил мне:
- через игру объединять детей различного возраста, различного уровня интеллектуального развития, создавая при этом такие условия, при которых каждый из них сумеет реализовать себя с учетом своих возможностей и способностей;
При организации работы с детьми, разработке системы интегрированного обучения и воспитания детей я учитываю интересы ребенка и руководствуюсь тезисом: «Игра – развивающая и развивающаяся деятельность». Игра имеет две цели: обучающую, которую преследует взрослый и игровую, ради которой действует ребенок. Поэтому, используя игру, я стараюсь строить ее так, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали всестороннее развитие развивающейся личности.
Каждый день жизни ребенка в детском саду должен быть ярким, запоминающимся событием. Моя задача - сделать ее многогранной, красочной, богатой событиями, чтобы каждый день приносил маленькие победы. Я стараюсь сделать процесс обучения и воспитания радостным, так как убеждена, что скучно изложенная информация, механическое заучивание много пользы не принесут. Знания, полученные в готовой форме – плохо усваиваются и не развивают. Чтобы мои воспитанники лучше усваивали изучаемый материал, я провожу занятия в игровой форме. Игры, занимательные задания, загадки, сюрпризные моменты, различные игровые персонажи делают занятия интересными для малышей, ненавязчиво учат детей, заставляют думать, анализировать, сопоставлять фантазию и творческую активность.
Таким образом, значимость игры и игровых моментов в системе учебной деятельности велика. Игра способствует:
- снятию психологического перенапряжения;
- легкому переключению с одного вида деятельности на другой;
Но и самостоятельная игровая деятельность детей чрезвычайна важна и имеет большой развивающий потенциал.
Организуя ее, я ставлю следующие задачи:
- чтобы ребенок действительно играл, сочинял, строил, комбинировал;
- чтобы не бросался от одной задачи к другой, не окончив первой; - - чтобы доводил деятельность до конца;
- чтобы в игре комбинировались все виды игрушек.
Работая над темой: «Роль игры в младшем дошкольном возрасте» я пришла к выводу, что для определения перспектив необходима диагностика игровой деятельности детей. Используя исследования Н.Ф. Комаровой «Диагностика игры детей» и методическое пособие «Развитие игровой деятельности дошкольников» под редакцией А.В. Калинченко я разработала педагогическую диагностику уровня развития сюжетно-отобразительной игры. Использование в практике результатов диагностики позволяет мне работать с опорой на личностные показатели развития каждого ребенка. Выявление специфики содержания детских игр, способов решения игровых задач, особенностей взаимодействия детей, степени самостоятельности в игровой деятельности, позволяет выявить проблемные зоны и наметить меры по их коррекции педагогам группы и дать необходимые рекомендации родителям наших воспитанников.
Я убеждена, что для решения любых воспитательно-образовательных задач необходимо постоянное и непрерывное взаимодействие с родителями, необходимо развивающее сотрудничество.
Информационные ресурсы:
1. Комарова Н.Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду / Н.Ф. Комарова. - М.: Скрипторий, 2010.
2. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Взаимодействие взрослого с детьми в игре // Дошкольное воспитание. 1993. № 3.
3. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. М.: ГНОМ и Д, 2000.
4. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности: Вторая группа раннего возраста. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018.
5. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Для р детьми 2-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста
Игра – один из видов активности человека и животных. Игра – форма жизни деятельности молодых животных, возникающая на определённой ступени эволюции животного мира....
Игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста
Игра – один из видов активности человека и животных. Игра – форма жизни деятельности молодых животных, возникающая на определённой ступени эволюции животного мира....

Методические рекомендации по организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста (сюжетно-ролевые игры)
Рекомендации и методические приемы при организации сюжетно-ролевых игр в младшей группе детского сада....

педагогический опыт на тему: «Роль дидактической игры в формировании игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста»
как удалось установить, введение в процесс обучения дидактические игры способствуют углублению познавательного процесса, повышению мотивации учебной деятельности, развитию коммуникативных умений, форм...

консультация для педагогов «Деятельностный подход педагога к организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации»
Деятельностный подход - Субъектно ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. ...

Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной группе как условие стимулирования игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста Методическая разработка
Развивающая предметно-пространственная среда групп предусматривает создание условий для упражнений в практической деятельности, сенсорного развития, развития речи, математических представлений, знаком...

