«Роль игровой деятельности в младшем дошкольном возрасте»
материал (младшая группа)

Трясцина Валентина Валерьевна

«Роль игровой деятельности в младшем дошкольном возрасте»

      Не первый год работаю с детьми младшего дошкольного возраста. Наблюдая за особенностями развития детей, взаимоотношениями со сверстниками и взрослыми.

    Игра – обязательный спутник детства, своеобразный способ освоения детьми жизни. «Понимание атома– детская игра по сравнению с пониманием детской игры» - в этом образном высказывании физиолога выражено огромное уважение к проблеме детской игры, и ясное представление о чрезвычайной сложности этой проблемы. Исследования таких ученых, как Д.Б. Эльконина, Е.Е. Шулежко, М.Ф., Комаровой, А.В. Новоселовой, А.В. Калинченко помогли мне в моей работе, помогли пересмотреть организацию развивающей предметно-пространственной среды детства, накопить и систематизировать методический, дидактический и игровой материал. В своей работе я учитываю возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста – незрелость системы адаптационных механизмов при поступлении в детское образовательное учреждение, быстрая утомляемость, невнимательность на занятиях и в свободной деятельности. Учитывая вышеперечисленные проблемы, ориентируясь на заданный базис развития и специфику работы в группе детей младшего дошкольного возраста я обратилась к теме: «Роль игровой деятельности в младшем дошкольном возрасте».

Игра помогает:

- создать в группе атмосферу эмоционального тепла, защищенности и покоя;

- служит источником радости;

- развивает психические процессы (воображение, образное мышление, память, речь) и способствует всестороннему развитию детей;

- является средством адаптации к условиям жизни в дошкольном учреждении, к среде сверстников;

- позволяет раскрыться индивидуальности каждого ребенка;

- формирует навыки коллективной деятельности, умение жить в социуме.

Таким образом, игра помогает мне скорректировать и устранить имеющиеся негативные проблемы, становится универсальным средством, обеспечивающим решение широкого комплекса психолого-педагогических влияний на процессы развития, обучения и воспитания детей.

Такой процесс позволил мне:

- через игру объединять детей различного возраста, различного уровня интеллектуального развития, создавая при этом такие условия, при которых каждый из них сумеет реализовать себя с учетом своих возможностей и способностей;

При организации работы с детьми, разработке системы интегрированного обучения и воспитания детей я учитываю интересы ребенка и руководствуюсь тезисом: «Игра – развивающая и развивающаяся деятельность». Игра имеет две цели: обучающую, которую преследует взрослый и игровую, ради которой действует ребенок. Поэтому, используя игру, я стараюсь строить ее так, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали всестороннее развитие развивающейся личности.

Каждый день жизни ребенка в детском саду должен быть ярким, запоминающимся событием. Моя задача - сделать ее многогранной, красочной, богатой событиями, чтобы каждый день приносил маленькие победы. Я стараюсь сделать процесс обучения и воспитания радостным, так как убеждена, что скучно изложенная информация, механическое заучивание много пользы не принесут. Знания, полученные в готовой форме – плохо усваиваются и не развивают. Чтобы мои воспитанники лучше усваивали изучаемый материал, я провожу занятия в игровой форме. Игры, занимательные задания, загадки, сюрпризные моменты, различные игровые персонажи делают занятия интересными для малышей, ненавязчиво учат детей, заставляют думать, анализировать, сопоставлять фантазию и творческую активность.

Таким образом, значимость игры и игровых моментов в системе учебной деятельности велика. Игра способствует:

- снятию психологического перенапряжения;

- легкому переключению с одного вида деятельности на другой;

Но и самостоятельная игровая деятельность детей чрезвычайна важна и имеет большой развивающий потенциал. 

Организуя ее, я ставлю следующие задачи:

- чтобы ребенок действительно играл, сочинял, строил, комбинировал;

- чтобы не бросался от одной задачи к другой, не окончив первой; - - чтобы доводил деятельность до конца;

- чтобы в игре комбинировались все виды игрушек.

 

Работая над темой: «Роль игры в младшем дошкольном возрасте» я пришла к выводу, что для определения перспектив необходима диагностика игровой деятельности детей. Используя исследования Н.Ф. Комаровой «Диагностика игры детей» и методическое пособие «Развитие игровой деятельности дошкольников» под редакцией А.В. Калинченко я разработала педагогическую диагностику уровня развития сюжетно-отобразительной игры. Использование в практике результатов диагностики позволяет мне работать с опорой на личностные показатели развития каждого ребенка. Выявление специфики содержания детских игр, способов решения игровых задач, особенностей взаимодействия детей, степени самостоятельности в игровой деятельности, позволяет выявить проблемные зоны и наметить меры по их коррекции педагогам группы и дать необходимые рекомендации родителям наших воспитанников.

Я убеждена, что для решения любых воспитательно-образовательных задач необходимо постоянное  и непрерывное взаимодействие с родителями, необходимо развивающее сотрудничество.

Информационные ресурсы: 

 1. Комарова Н.Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду / Н.Ф. Комарова. - М.: Скрипторий, 2010.

2. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Взаимодействие взрослого с детьми в игре // Дошкольное воспитание. 1993. № 3.

3. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. М.: ГНОМ и Д, 2000.

4. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности: Вторая группа раннего возраста. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018.

5. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Для р детьми 2-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_kak_rol_.docx16.72 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль игровой деятельности в младшем дошкольном возрасте»

      Не первый год работаю с детьми младшего дошкольного возраста. Наблюдая за особенностями развития детей, взаимоотношениями со сверстниками и взрослыми.

    Игра – обязательный спутник детства, своеобразный способ освоения детьми жизни. «Понимание атома– детская игра по сравнению с пониманием детской игры» - в этом образном высказывании физиолога выражено огромное уважение к проблеме детской игры, и ясное представление о чрезвычайной сложности этой проблемы. Исследования таких ученых, как Д.Б. Эльконина, Е.Е. Шулежко, М.Ф., Комаровой, А.В. Новоселовой, А.В. Калинченко помогли мне в моей работе, помогли пересмотреть организацию развивающей предметно-пространственной среды детства, накопить и систематизировать методический, дидактический и игровой материал. В своей работе я учитываю возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста – незрелость системы адаптационных механизмов при поступлении в детское образовательное учреждение, быстрая утомляемость, невнимательность на занятиях и в свободной деятельности. Учитывая вышеперечисленные проблемы, ориентируясь на заданный базис развития и специфику работы в группе детей младшего дошкольного возраста я обратилась к теме: «Роль игровой деятельности в младшем дошкольном возрасте».

Игра помогает:

- создать в группе атмосферу эмоционального тепла, защищенности и покоя;

- служит источником радости;

- развивает психические процессы (воображение, образное мышление, память, речь) и способствует всестороннему развитию детей;

- является средством адаптации к условиям жизни в дошкольном учреждении, к среде сверстников;

- позволяет раскрыться индивидуальности каждого ребенка;

- формирует навыки коллективной деятельности, умение жить в социуме.

Таким образом, игра помогает мне скорректировать и устранить имеющиеся негативные проблемы, становится универсальным средством, обеспечивающим решение широкого комплекса психолого-педагогических влияний на процессы развития, обучения и воспитания детей.

Такой процесс позволил мне:

- через игру объединять детей различного возраста, различного уровня интеллектуального развития, создавая при этом такие условия, при которых каждый из них сумеет реализовать себя с учетом своих возможностей и способностей;

При организации работы с детьми, разработке системы интегрированного обучения и воспитания детей я учитываю интересы ребенка и руководствуюсь тезисом: «Игра – развивающая и развивающаяся деятельность». Игра имеет две цели: обучающую, которую преследует взрослый и игровую, ради которой действует ребенок. Поэтому, используя игру, я стараюсь строить ее так, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали всестороннее развитие развивающейся личности.

Каждый день жизни ребенка в детском саду должен быть ярким, запоминающимся событием. Моя задача - сделать ее многогранной, красочной, богатой событиями, чтобы каждый день приносил маленькие победы. Я стараюсь сделать процесс обучения и воспитания радостным, так как убеждена, что скучно изложенная информация, механическое заучивание много пользы не принесут. Знания, полученные в готовой форме – плохо усваиваются и не развивают. Чтобы мои воспитанники лучше усваивали изучаемый материал, я провожу занятия в игровой форме. Игры, занимательные задания, загадки, сюрпризные моменты, различные игровые персонажи делают занятия интересными для малышей, ненавязчиво учат детей, заставляют думать, анализировать, сопоставлять фантазию и творческую активность.

Таким образом, значимость игры и игровых моментов в системе учебной деятельности велика. Игра способствует:

- снятию психологического перенапряжения;

- легкому переключению с одного вида деятельности на другой;

Но и самостоятельная игровая деятельность детей чрезвычайна важна и имеет большой развивающий потенциал. 

Организуя ее, я ставлю следующие задачи:

- чтобы ребенок действительно играл, сочинял, строил, комбинировал;

- чтобы не бросался от одной задачи к другой, не окончив первой; - - чтобы доводил деятельность до конца;

- чтобы в игре комбинировались все виды игрушек.

Работая над темой: «Роль игры в младшем дошкольном возрасте» я пришла к выводу, что для определения перспектив необходима диагностика игровой деятельности детей. Используя исследования Н.Ф. Комаровой «Диагностика игры детей» и методическое пособие «Развитие игровой деятельности дошкольников» под редакцией А.В. Калинченко я разработала педагогическую диагностику уровня развития сюжетно-отобразительной игры. Использование в практике результатов диагностики позволяет мне работать с опорой на личностные показатели развития каждого ребенка. Выявление специфики содержания детских игр, способов решения игровых задач, особенностей взаимодействия детей, степени самостоятельности в игровой деятельности, позволяет выявить проблемные зоны и наметить меры по их коррекции педагогам группы и дать необходимые рекомендации родителям наших воспитанников.

Я убеждена, что для решения любых воспитательно-образовательных задач необходимо постоянное  и непрерывное взаимодействие с родителями, необходимо развивающее сотрудничество.

Информационные ресурсы: 

 1. Комарова Н.Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду / Н.Ф. Комарова. - М.: Скрипторий, 2010.

2. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Взаимодействие взрослого с детьми в игре // Дошкольное воспитание. 1993. № 3.

3. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. М.: ГНОМ и Д, 2000.

4. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности: Вторая группа раннего возраста. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018.

5. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Для р детьми 2-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста

Игра – один из видов активности человека и животных. Игра – форма жизни деятельности молодых животных, возникающая на определённой ступени эволюции животного мира....

Игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста

Игра – один из видов активности человека и животных. Игра – форма жизни деятельности молодых животных, возникающая на определённой ступени эволюции животного мира....

Методические рекомендации по организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста (сюжетно-ролевые игры)

Рекомендации и методические приемы при организации сюжетно-ролевых игр в младшей группе детского сада....

педагогический опыт на тему: «Роль дидактической игры в формировании игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста»

как удалось установить, введение в процесс обучения дидактические игры способствуют углублению познавательного процесса, повышению мотивации учебной деятельности, развитию коммуникативных умений, форм...

консультация для педагогов «Деятельностный подход педагога к организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации»

Деятельностный подход - Субъектно ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. ...

Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной группе как условие стимулирования игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста Методическая разработка

Развивающая предметно-пространственная среда групп предусматривает создание условий для упражнений в практической деятельности, сенсорного развития, развития речи, математических представлений, знаком...