Доклад: "Роль сказки в духовно - нравственном воспитании дошкольников"
материал

Кофанова Елена Леонидовна

Доклад на педагогическом совете «Роль сказки в духовно- нравственном воспитании дошкольников»

Здравствуйте, хочу начать свое выступление со слов:

Василия Александровича Сухомлинского он считал, что «…Чтение сказок- это тропинка, по которой умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка.» «…Сказка – это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений.»

Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества. Духовно-нравственное становление нового поколения, подготовка детей к самостоятельной жизни — важнейшее условие развития России. 

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка. Я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А именно с раннего возраста идёт формирование и развитие нравственных качеств человека.

Слайд№5 Сказка является одним из самых доступных средств для духовно - нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Влияние сказок на духовно - нравственное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка.

 Цель сказки - не только развлечение, но и извлечение урока. Поэтому нужно понять «намёк» сказки и правильно донести её смысл до маленьких слушателей. Сказка прочно вошла в детский быт. По своей сущности она вполне отвечает природе маленького ребёнка, близка его мышлению, представлению. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Сказки развивают в детях нравственные качества, доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Важно научить дошкольника общаться, взаимодействовать с окружающими. Но есть такие явления, понятия, которые очень трудно осознать ребёнку дошкольного возраста. Малыши нуждаются в ярких, интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания. Тут и приходит на помощь сказка, которая помогает обучать и воспитывать ребёнка так, чтобы он об этом даже и не догадывался.

 Не менее важным воспитательным моментом является обязательная победа добра над злом. Хорошие герои всегда трудолюбивы, смелы, красивы, смекалисты, честны. Идентифицируя себя с ними, ребенок перенимает высокие нравственные качества, учится находить правильные решения, думать позитивно. Язык сказки понятен ребенку, позволяет просто и доступно объяснить малышу разницу между плохим и хорошим. Отношения между персонажами и сказочный сюжет помогают понять причины, поступки и его последствия. Сказка показывает прямую зависимость между нравственными качествами человека и конкретными жизненными ситуациями, в которые он попадает. Она учит самому ценному качеству – умению сопереживать, понимать другого человека, а значит, происходит заложение основ моральных и духовных ценностей. Именно поэтому значение сказки в воспитании детей так велико. Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми.

 После 3-х лет происходит осознание ребенком собственного «я», поэтому он начинает ассоциировать себя с главными героями сказки, подражать им, развивается способность ребенка образно представлять в уме и фантазировать. Для этого мы подбираем сказки, в которых ясно, кто хороший, кто плохой, где добро, а где зло, чтобы развить восхищение добрыми героями и осуждение злых. Так например сказка «Маша и медведь» -предостерегает: в лес одним нельзя ходить – можно попасть в беду, а уж если так случилось — не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации. Сказки «Теремок», «Зимовье зверей» - учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка». Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость — в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк». Трудолюбие в сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»), мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел»), забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).
       Исходя из этого, целью взрослого должно быть развитие и воспитание в душе каждого ребенка духовного начала, чтобы он не вырос бездушным, равнодушным человеком.

 

Виды сказок:

Дидактические (в форме учебного задания)

Медитативные (для снятия психоэмоционального напряжения), дети рисуют, сочиняют, играют, лежат на коврике и мечтают-воображают («колдуют»).

Психотерапевтические (для лечения души, с образом главного героя «Я», доброго волшебника), дети рисуют иллюстрации, ставят спектакли.

Психокоррекционные (для мягкого влияния на поведение ребёнка), читаем проблемную сказку не обсуждая, даём возможность побыть ребёнку наедине с самим собой и подумать. («Как Сергей научился жалеть», «Седой волосок» В. Сухомлинский).

Художественные (авторские истории, мудрые древние сказки).

- Народные (с идеями добра и зла, терпения, стремления к лучшему);

- Сказки о животных

- Бытовые сказки

- Волшебные сказки

Сказки о животных:

Здесь действуют рыбы, звери, птицы,они разговаривают друг с другом, объявляют друг другу войну, мирятся, это такие сказки как - «Мужик и медведь», «Лиса и журавль», «Кот, петух и лиса» и др.

Волшебные сказки:

В основе лежит чудесный, фантастический, неограниченный мир. «Снегурочка», «Царевна-лягушка», «Аленький цветочек» и т.д.

Бытовые сказки:

Воспроизведение обыденной жизни. Порядочность и честность противостоят жадности и злобе. «Про мужика-бедняка», «Ленивая жена», «Каша из топора» и т.д.

 С помощью сказки мы развиваем у ребёнка:

Умение слушать; умение познавать; умение сравнивать, сопоставлять умение мыслить словами; связную речь; интерес к учебе; мышление; внимание; память; воображение; мимику лица и жесты; эстетические чувства;

 Работа над сказкой должна проводиться не только в детском саду, но и обязательно дома.
Ведь семья - это духовное начало, без которого невозможно формировать будущую личность, всё воспитание начинается именно с ближайшего окружения ребёнка его семьи.
Для этого мы проводим беседы и консультации для родителей. Мы объясняем им
- почему нужно читать и рассказывать детям сказки; как правильно это делать.
Что такое сказка и как правильно подобрать её для ребенка и т.д.
Только работая совместно с родителями можно добиться желаемых результатов в использовании сказки как средства духовно-нравственного воспитания детей.

 Именно, с помощью сказки ребенок получает возможность познавать окружающую жизнь не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу.

Не бойся сказки.

Бойся лжи.

А сказка? Сказка

не обманет,

Ребенку сказку

расскажи

На свете больше

правды станет.

Спасибо за внимание!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию воспитателя ДОУ на тему : "Роль сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников".

План работы по самообразованию на 2016–2017 гг. по теме «Роль сказки в духовно-нравственном  воспитании дошкольников»Пояснительная записка. Сказка входит в жизнь ребенка с са...

Консультация для родителей "Роль сказки в духовно - нравственном воспитании дошкольников"

Консультация для родителей "Роль сказки в духовно - нравственном воспитании дошкольников"...

Консультация"Роль сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников»

Дошкольное детство - очень важный период в становлении личности ребенка. Очень важно, чтобы ребенок с детства усвоил суть нравственных понятий и человеческих ценностей.В настоящее время мы все ча...

Консультация для родителей "Значение сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников".

На  консультации рассматриваются вопросы актуальности духовно-нравственного воспитания детей на современном историческом этапе. Большое место при этом отводится сказке, как не только воспитательн...

Работа по самообразованию «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников».

quot; Сказка-это зернышко,из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений". В.А.Сухомлинский....

«Роль сказки в духовно - нравственном воспитании дошкольников»

Работая с детьми,  я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к агрессии, враждебности, в  нежелании делиться игрушками, помочь товарищу в трудн...