«Лучшии практики работы с детьми младенческого и раннего возраста»
материал (младшая группа)

Хлынцева Ольга Анатольевна

Актуальность:

Воспитание и развитие детей раннего возраста — одна из самых актуальных проблем современного общества.

Раннее детство — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в эти годы закладываются основы здоровья и интеллекта ребенка, в этом возрасте умственное и нравственное развитие особенно зависит от физического состояния и настроения малыша.

В современной практике воспитания детей создаются новые программы, методики, разрабатываются развивающие технологии.

Для ребенка раннего возраста наиболее характерны эмоциональная неустойчивость, яркость, импульсивность проявления эмоций, что постепенно сменяется большей адаптивностью.

Все это определяет основную направленность педагогической работы с детьми – эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в осознании эмоций и их регуляции. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Солнышко»

Тамбовская область Мучкапский муниципальный округ.

«Лучшии практики работы с детьми младенческого и раннего возраста»

                         

                         Подготовила воспитатель: Хлынцева Ольга Анатольевна

2025 год.

Актуальность:

Воспитание и развитие детей раннего возраста — одна из самых актуальных проблем современного общества.

Раннее детство — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в эти годы закладываются основы здоровья и интеллекта ребенка, в этом возрасте умственное и нравственное развитие особенно зависит от физического состояния и настроения малыша.

В современной практике воспитания детей создаются новые программы, методики, разрабатываются развивающие технологии.

Для ребенка раннего возраста наиболее характерны эмоциональная неустойчивость, яркость, импульсивность проявления эмоций, что постепенно сменяется большей адаптивностью.

Все это определяет основную направленность педагогической работы с детьми – эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в осознании эмоций и их регуляции. 

Цель: стимулировать развитие речевой функции с помощью тренировки мелкой моторики.  

Задачи: - пополнить знания работы с детьми младенческого и раннего возраста с помощью различных видах игр;

- снятие эмоционального мышечного напряжения;

- развития чувства ритма общей мелкой моторики, координации движений.

В своей практике реализую групповые, подгрупповые и индивидуальные образовательные виды деятельности. С детьми раннего возраста использую современные формы и практики: куклотерапия, сухой бассейн, сухой дождь, игры с песком на световом столе, «Умный сундучок», подвижные игры и игры на меткость и координацию.

В процессе адаптации ребенка к детскому саду использую игры – занятия в «сухом» бассейне, такие игры развивают моторику, восприятия цвета и конечно же, ребёнок получает море положительных эмоций. Занятия в «сухом» бассейне способствуют избавлению от мышечной и эмоциональной напряженности. В «сухом» бассейне можно так же спрятать любые игрушки, чтобы малыш их в дальнейшем нашёл и показал воспитателю.

Сухой дождь в группе позволяет детям регулировать эмоциональное состояние, можно рассматривать как вид коррекционных технологий, для ребёнка.

Также использую занятия с песком на световом столе, игры с песком использую как средство для развития тактильного восприятия, мелкой моторики рук, наглядно – образного мышления. В теплое время года переходим к играм в песочнице на улице.

«Умный сундучок» - это не просто игрушка, а настоящий помощник в развитии ребёнка. С его помощью дети начинают изучать цвета и формы. Яркие элементы помогут ребёнку познакомиться с основными цветами и формами. Развивать логическое мышление, когда сортируя предметы по цвету, форме и размеру, дети учатся анализировать, сравнивать и делать выводы. Также развивает мелкую моторику, усидчивость и внимание. Захватывая и перемещая мелкие предметы, дети тренируют ловкость и координацию движений.

Подвижные игры в младшей группе детского сада развивают у детей физические качества, такие как быстрота, ловкость, сила, выносливость, гибкость. Также они способствуют умственному развитию, активизируют память, мышление, воображение. Дети усваивают сюжет игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, анализировать свои действия и действия товарищей. Для малышей подвижные игры являются жизненной потребностью, выполнение игровых заданий доставляет им большое удовольствие. Совместные действия маленьких детей создают условия для общих радостных переживаний, общей активной деятельности.

Игры на меткость и координацию в младшей группе детского сада развивают:

Меткость. Упражнения в метании предметов развивают глазомер, меткость, координацию движений, укрепляют мышцы рук и туловища. Координацию движений: например, игра «Мяч в корзину» развивает координацию движений, ловкость и глазомер. Также в таких играх у детей вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить своё место в колонне, в кругу, не мешая другим.

Куклотерапия – этот метод основан на любимые сказки, любимые игрушки, он базируется на трёх понятиях: «игра», «кукла», «кукольный театр».  В своей работе использую пальчиковый театр. В нём все герои расположены на одной или двух руках. Надеваю на свои пальцы кукол и разыгрываю: на пример сказку «Репка». Детям даю разыграть сказку «Репка», только куклы им надеваю на руку. Кукольный театр развивает у ребенка способность поддерживать диалог и говорить самостоятельно, кроме того игра просто повышает настроение.

Также в своей практике использую игры для сенсорного развития, дидактические игры, игры с конструктором, изобразительную деятельность, музыкальную, спортивную, всё это позволяет хорошо развиваться ребёнку.  

Положительной оценкой и показателем моей работы считаю, когда у детей на конец года отслеживается легкая степень адаптации. Результаты отслеживаю с помощью диагностики уровня адаптированности ребёнка к дошкольному учреждению.

Использование представленных практик с детьми раннего возраста позволяет добиться лучшего усвоения учебного материала. Благодаря чему они становятся самостоятельнее, активнее, дети способны применять свои знания в новых ситуациях, использовать на практике и самостоятельно добывать их. Так как через игру идёт процесс развития индивидуальных способностей и психических функций детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Метод работы с детьми второй группы раннего возраста используя технологию проектирования""

На основании  проведённой диагностики детей в начале года, увидела целесообразность применения технологии проектирования, так как на современном этапе  федеральных государственных тре...

Календарный план работы с детьми второй группы раннего возраста на октябрь 2014 г. (от 1 года до 2 лет) ФГОС

При составлении плана использовались конспекты занятий и  литература для раннего возраста. Список литературы на последней станице плана. Музыкальные занятия проводились по Карпухиной Н.А., физкул...

Методическая разработка "Конспекты коррекционных развивающих занятий с детьми младенческого и раннего возраста".

В конспектах представлены варианты интегрированных индивидуальных занятий  с малышами в полифункциональной среде сенсорной комнаты с использованием интерактивного оборудования....

Проект "Речевая игра как средство развития коммуникативного общения родителей с детьми младенческого и раннего возраста"

КУ Урайский специализированный Дом ребенкаПроект "Речевая игра как средство развития коммуникативного общения родителей с детьми младенческого и раннего возраста"Автор проекта: Степанова Еле...

КУ Урайский специализированный Дом ребенка Проектное планирование «Речевая игра как средство развития коммуникативного общения родителей с детьми младенческого и раннего возраста" Разработала: Степанова Елена Николаевна воспитатель гр.№6 «Ежата».

КУ Урайский специализированный Дом ребенка Проектное планирование «Речевая игра как средство развития коммуникативного общения родителей с детьми младенческого и раннего возраста"...