Не такие как мы
консультация
«Единственный способ возродить человека, единственный способ дать человеку возможность в полноте - это его любить, любить не за его добродетели, а несмотря на то, что он несовершенен».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 62.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Не такие как мы
«Единственный способ возродить человека,
единственный способ дать человеку возможность
в полноте - это его любить, любить не за его добродетели,
а несмотря на то, что он несовершенен».
Митрополит Антоний Сурожский, «Таинство любви»
Вокруг детей, больных аутизмом, существует ореол загадочности. Часто их называют странными, даже блаженными. В какой-то степени это действительно так - многие из них не «от мира сего». Они по-другому, не так как мы, чувствуют, думают и поступают. Погруженные в собственные внутренние переживания и отгороженные от нас - они находятся в состоянии экстремального одиночества. Повышенная чувствительность к звукам, запахам, краскам и другим ощущениям нашего слишком интенсивного мира заставляет их погружаться в тоннель собственных фрагментарных представлений о нем.
Из-за резкого снижения жизненного энергетического тонуса и нарушения каналов восприятия и общения с миром ребенок, страдающий аутизмом, не может понять красоту окружающего мира со всеми его красками, запахами и звуками, все многообразие человеческих взаимоотношений; и ощутить себя полноценной частичкой общества. Он глобально одинок и безрадостен.
Родители, воспитывающие ребенка с аутизмом, разделяют его судьбу, несут непосильный груз психологических, материальных и эмоциональных проблем, связанных с воспитанием тяжелобольного ребенка (70 и более процентов этих детей являются инвалидами с детства и нуждаются в попечении и заботе в течение всей своей жизни), и часто оказываются в «зоне осуждения».
Сейчас аутизм называют болезнью цивилизации, так как рождаемость таких детей непрерывно растет - по данным ВОЗ количество детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) увеличивается на 13% в год и приближается к 1%. В каждой семье, независимо от социального статуса и других особенностей, может родиться больной ребенок.
Аутизм - это тяжелое хроническое заболевание, которое полностью излечить невозможно, но возможно и необходимо сделать жизнь таких детей радостнее и счастливее - повысить их активность, расширить круг общения, дать возможность «быть в мире». Это трудная и долгая задача решается родителями совместно со специалистами и ближним кругом.
Часто мы отвергаем тех, кто не соответствует нашим стандартным представлениям о человеке, и стараемся «подтянуть» таких детей под «норму», превращая их жизнь в бесконечную тренировку навыков. Ребенок с аутизмом, также как и любой другой человек, является уникальной личностью с сильными и слабыми сторонами, но, в отличие от здоровых детей, нуждается в глубоком понимании его проблем, в большей степени защиты, заботе, в терпении и любви. Тогда он начинает раскрывать свой внутренний мир и подсказывать нам, как ему можно помочь.
Общение с таким ребенком меняет и нас - мы становимся мудрее и терпимее. Выдающийся австрийский психотерапевт В.Э Франкл в своей работе «Человек в поисках смысла» пишет: «Любовь охватывает потенциальные ценностные возможности в человеке... Позволяет нам ощутить личность другого человека как целый уникальный мир и тем самым приводит к расширению нашего собственного мира». Родители, не понимая сущностных проблем ребенка с аутизмом, не могут наладить с ним полноценное общение. Только вооружившись знанием эмоционально-сенсорных нарушений ребенка, близкие обретают возможность реально помогать ему - делать его радостнее, активнее и счастливее. У родителей начинается другая, новая жизнь, в которой появляются приятное общение, экскурсии, праздники.
Благодаря исследованиям В.В. Лебединского, О.С. Никольской с соавторами мы получили уникальную возможность познакомиться с внутренним миром больного ребенка. Они произвели переворот в сознании практиков-психологов, врачей, глубоко интересующихся проблемами детей с аутизмом, и обосновали, что в основе заболевания лежат нарушения эмоционально-сенсорной сферы ребенка. Базально-уровневый подход, который они предложили, дал ключ к пониманию правильной организации коррекционной работы с детьми, страдающими аутизмом.
Первичное нарушение жизненного витального тонуса, исходная энергетическая недостаточность, связанная с ней слабость побуждений - возможность «быть в этом мире», и крайне обостренная чувствительность с низким сенсорным порогом лежат в основе триады симптомов аутизма - нарушений социализации и коммуникации, необычного поведения и интересов. Низкие сенсорные пороги — повышенная чувствительность детей к стимулам окружающего мира, приводят к выраженному отрицательному фону ощущений, повышают готовность к реакциям тревоги и страха. Ребенок оценивает окружающий мир как опасный, что толкает его на стойкое сохранение привычного и щадящей внешней обстановки.
Чувство неприятного сопровождает все виды восприятия ребенка, придает им болезненный оттенок, угнетает их положительные эмоции. Дети с аутизмом безрадостны, находятся в состоянии депрессии. Это «Дети дождя».
Аффективная аутостимуляция носит компенсаторный характер и направлена на повышение психического тонуса в целом и, избирательно, на стимуляцию положительных эмоции, имеющих очень слабую тоническую основу.
Таким образом, усиление эмоционально-положительной доминаты с помощью эмоционально-сенсорного обогащения является жизненно важным для ребенка.
Эмоциональная и сенсорная системы неразрывно связаны между собой и фактически являются сторонами одной медали.
Основоположник сенсорной интеграции Дж. Айрис обосновала, что сенсорная интеграция и нарушения эмоциональной и поведенческой сферы тесно связаны, так как сенсорная система является частью мозга и отвечает за восприятие, синтез и анализ впечатлений от внутренних органов и внешнего мира. Она предложила сенсорную интеграцию, как отдельный метод лечения, который успокаивает ребенка, дает возможность по-новому взаимодействовать с окружающим миром, улучшить качество его жизни п способствует его социальной адаптации.
Дж. Айрис стала «адвокатом» для детей, имеющих симптомы аутоагрессии, агрессии, двигательной расторможенности и других нарушений. Она объяснила, что первичным звеном возникновения являются нарушения в чувственных сферах: базовых - тактильных, проприоцептивных, вестибулярных; и остальных; зрительных, слуховых, вкусовых, обонятельных, интрацептивных.
Сделать больных детей счастливее стало главной целью ее жизни.
У ребенка с аутизмом искажены сенсорные каналы общения, поэтому он не может полноценно ощутить, интегрировать, проанализировать впечатления от собственного тела и внешнего мира. Метод сенсорной интеграции позволяет упорядочить чувственную сферу ребенка и сформировать у него правильный адаптивный ответ. Сенсорная интеграция смягчает необычные реакции больного ребенка, помогает ему в эмоциональном, интеллектуальном, двигательном и социальном развитии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШО» И ЧТО ТАКОЕ «ПЛОХО»
Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. Блез Паскаль...
В.Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо?
Текст стихотворения Владимира Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?"...

интегрированное занятие в старшей группе по нравственному воспитанию "Что такое хорошо и что такое плохо"
Формировать умение детей решать нравственные ситуации....
Воспитание сказкой. Стихотворение В.Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" средняя группа
Занятие по нравственному воспитанию. "Будем делать хорошо и не будем плохо"...
"Что такое хорошо и что такое плохо?"- семинар для педагогов ДОУ.
Семинар-практикум решает вопросы нравственного воспитания в ДОУ. Цель семинара: повысить уровень психолого-педагогической компетентности педагогов по одной из годовых задач: нравственное воспита...
НОД из раздела"Формирование целостной картины мира" на тему: "Что такое хорошо и что такое плохо".
Занятие из раздела " Формирование целостной картины мира" Социализация. Нравственное воспитание детей....

