Экспертиза образовательной среды логопедических групп
материал

Мишухина Неонила Сергеевна

Справка по результатам экспертизы психологической безопасности и комфортности образовательной среды логопедических групп МБДОУ «Детский сад № 84 комбинированного вида

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekspertiza_obrazovatelnoy_sredy.docx35.9 КБ

Предварительный просмотр:

Справка по результатам экспертизы психологической безопасности и комфортности образовательной среды логопедических групп МБДОУ «Детский сад № 84 комбинированного вида

Ответственный за проведение внутренней экспертизы психологической

безопасности и комфортности образовательной среды: педагог-психолог Н. С. Мишухина.

Сроки проведения экспертизы:

с «01» сентября 2024г. по «25» декабря 2024г.


Введение

Справка является информационно-справочным документом, разработанным с

целью выявления специфики и наиболее важных характеристик

психологической безопасности и комфортности образовательной среды ДОУ,

а также с целью осуществления контроля:

  • за созданием условий, направленных на поддержание и укрепление физического и психического здоровья участников образовательных отношений, т.е. психологически безопасных и комфортных условий в ДОУ;
  • за оказанием психологической поддержки и развитием психолого- педагогической компетенции родителей, педагогов;
  • за социально-психологическим развитием всех участников образовательного процесса и формированием за счет этого психологически более комфортного климата в процессе функционирования ДОУ.

Раздел 1. Цели и задачи психологической экспертизы

безопасности и комфортности образовательной среды ДОУ

Цель: оценка состояния психологической безопасности образовательной

среды в ДОУ.

Задачи:

1. изучение образовательной среды и выявление оценки со стороны

педагогов, воспитанников и их родителей состояния её

психологической безопасности;

2. выявление рисков и угроз психологической безопасности

образовательной среды и состояния психического здоровья педагогов,

воспитанников путём диагностики их личностных, эмоциональных и

коммуникативных состояний.

Раздел 2. Организация психологической экспертизы

безопасности и комфортности образовательной среды ДОУ

Ответственный

Н. С. Мишухина

Сроки проведения

Методы

Наблюдение;

Анкетирование;

Психологическая и педагогическая диагностика.

Направления экспертизы

Качество межличностных отношений;

Комфортность в образовательной среде;

Удовлетворённость образовательной средой;

Защищённость от психологического насилия во взаимодействии.

Методики

Анкета-опросник «Психологическая диагностика образовательной среды» И.А. Баевой.

Карта наблюдения за взаимодействием педагогов с детьми.

Карта наблюдения за взаимодействием детей со сверстниками.

Анкета для родителей «Эмоциональное благополучие ребёнка в группе».

Карта оценки предметно-развивающей среды.

Раздел 3. Общие сведения об объекте

Полное        наименование        образовательного        учреждения: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад № 84 комбинированного вида».

Сокращённое наименование образовательного учреждения: МБДОУ «Детский сад № 84 комбинированного вида».

Контакты:

Адрес: г. Красноярск, пер. Тихий, д. 24.

Телефон: 2644031

Режим работы ДОУ: Понедельник-пятница с 07.00 – 19.00

Общее количество групп в ДОУ, в которых проводилась экспертиза: 2 группы

Сведения о количестве обучающихся в ДОУ в экспертируемых группах:

Наименование группы

Количество человек

Средняя логопедическая группа

18

Старшая логопедическая группа

18

ИТОГО:

36 человек

Сведения о педагогическом составе:

Наименование должности

Количество человек

Воспитатель

4

Педагог-психолог

1

Учитель-логопед

2

Учитель-дефектолог

1

Инструктор по физической культуре

1

Педагог дополнительного образования

1

Музыкальный руководитель

1

Сведения о наличие дополнительных помещений для осуществления образовательной деятельности:

Наименование помещения

Сведения о наличии

Физкультурный зал

да

Музыкальный зал

да

Кабинет педагога-психолога

да

Кабинет учителя-логопеда

да

Кабинет учителя-дефектолога

да

Сенсорная комната

да

Кабинет ДОП образования

да

Раздел 4. Данные экспертизы психологической безопасности и комфортности образовательной среды ДОУ

Данные удовлетворённости педагогов в психологической безопасности и комфортности образовательной среды ДОУ.

Удовлетворённость педагогов в безопасности и комфортности образовательной среды ДОУ оценивалась по следующим параметрам: отношение к образовательной среде, удовлетворённость образовательной средой и защищённость от психологического насилия во взаимодействии.

Отношение педагогов к образовательной среде

Отношение к образовательной среде ДОУ

Количество педагогов (%)

Позитивное

75%

Нейтральное

25%

Негативное

0%

Значимые характеристики образовательной среды ДОУ

Количество педагогов (%)

Взаимоотношения с коллегами

85%

Взаимоотношения с детьми

100%

Возможность высказывать свою точку зрения

70%

Уважительное отношение к себе

100%

Сохранение личностного достоинства

80%

Возможность обратиться за помощью

80%

Возможность проявлять инициативу, активность

100%

Учёт личных проблем и затруднений

80%

Удовлетворённость педагогов образовательной средой ДОУ.

Защищённость от психологического насилия во взаимодействии

Направления оценки

Количество педагогов (%)

Защищённость от унижения, оскорбления

80%

Защищенность от угроз

90%

Защищенность от того, что заставят делать что-либо

против желания (принуждение)

90%

Защищенность        от        игнорирования        (социальной

изоляции)

100%

Защищенность  от        недоброжелательного  отношения

(знак отношения)

100%

Данные удовлетворённости родителей в психологической безопасности и комфортности образовательной среды ДОУ.

Удовлетворённость родителей в безопасности и комфортности образовательной среды ДОУ оценивалась по следующим параметрам: отношение к образовательной среде, удовлетворённость образовательной средой и защищённость от психологического насилия во взаимодействии.

Отношение родителей к образовательной среде

Отношение к образовательной среде ДОУ

Количество родителей (%)

Позитивное

80%

Нейтральное

15%

Негативное

5%

Удовлетворённость родителей образовательной средой ДОУ.

Значимые характеристики образовательной среды ДОУ

Количество родителей (%)

Взаимоотношения с педагогами

75%

Взаимоотношения с детьми

100%

Возможность высказывать свою точку зрения

80%

Уважительное отношение к себе

80%

Сохранение личностного достоинства

90%

Возможность обратиться за помощью

100%

Возможность проявлять инициативу, активность

100%

Учёт личных проблем и затруднений

100%

Защищённость от психологического насилия во взаимодействии

Направления оценки

Количество родителей (%)

Защищённость от унижения, оскорбления

100%

Защищенность от угроз

100%

Защищенность от того, что заставят делать что-либо

против желания (принуждение)

75%

Защищенность        от        игнорирования        (социальной

изоляции)

100%

Защищенность  от        недоброжелательного  отношения

(знак отношения)

90%

Удовлетворённость воспитанников в психологической безопасности и комфортности образовательной среды ДОУ

Оценка удовлетворённости воспитанников в психологической безопасности и комфортности образовательной среды оценивалась по следующим параметрам:

  • Качество межличностных отношений с педагогами;
  • Качество межличностных отношений со сверстниками;
  • Оценка эмоционального благополучия ребёнка в группе;
  • Оценка предметно-развивающей среды группы.

Оценка качества межличностных отношений педагогов с обучающимися.

Показатели оценки

Количество

педагогов (%)

Проявляет инициативу в установлении контакта с детьми

100%

Поддерживает и поощряет стремление ребёнка в эмоциональном

контакте

100%

Помогает наладить контакт со сверстниками

100%

Слушает детей с вниманием и уважением

100%

Вежливо и доброжелательно отвечают на вопросы и просьбы детей,

обсуждают их проблемы.

100%

Успокаивает и подбадривает расстроенных детей, стремятся помочь

устранить дискомфорт.

100%

Разговаривая с детьми, выбирают позицию «на уровне глаз».

90%

В течение дня воспитатель общается не только с группой в целом, но

и с каждым ребенком индивидуально

100%

Не ограничивают любознательность детей, позволяя им исследовать

интересные для них предметы и, помогая освоить действия с ними.

100%

Предоставляют        детям        возможность  выбора        между  игрушками,

действиями, занятиями.

90%

Привлекают внимание детей к эмоциональным состояниям друг

друга, собственным примером и предложениями побуждая детей к проявлениям сочувствия, жалости

100%

Учитывает индивидуальные и возрастные особенности детей при

взаимодействии с ними.

100%

Оценка качества межличностных отношений детей со сверстниками

Показатели оценки

Количество

детей (%)

Общение с детьми носит доброжелательный характер

100%

В группе имеется определённый круг друзей

100%

Со стороны сверстников отсутствуют какие-либо угрозы

90%

Дети проявляют инициативу в общении с ним

100%

Эмоциональный фон в общении носит позитивный характер

90%

Ребенок с удовольствием откликается на инициативу сверстников,

активно подхватывает их идеи и действия. Без принуждения

100%

Сверстники проявляют интерес к ребёнку

100%

Отсутствует унижение и оскорбление со стороны сверстников

90%

Сверстники делятся с ним игрушками

100%

Сверстники проявляют сочувствие к ребёнку (жалеют, успокаивают)

в ситуации, когда он расстроен

100%

В общении с ребёнком используют  речевые этикетные формы

(приветствие, прощание)

100%

Сверстники обращаются к ребёнку по имени

100%

Оценка предметно-развивающей среды

Показатели оценки

Количество

групп (%)

Свободный доступ к игровым материалам

100%

Созданы        условия        для        познавательной        и        исследовательской

активности детей

100%

Имеются условия для двигательной активности детей

100%

Условия для игровой и творческой активности всех воспитанников

100%

Наличие оборудования для зонирования и гибкого проектирования

пространства (ширмы, перегородки, игровые модули и др.)

80%

Обеспечивает        экспериментирование        с        доступными        детям

материалами (в том числе с песком и водой)

90%

Обеспечивает необходимые условия для организации инклюзивного

образования

80%

Наличие разнообразного игрового оборудования, соответствующего

возрасту детей и образовательным задачам

109%

Предполагает возможность изменений предметно-пространственной

среды в зависимости от образовательной ситуации

100%

Соответствие мебели физическим параметрам развития детей (росту,

возможностям здоровья

100%

Возможность        разнообразного        использования        различных

составляющих предметной среды (мебель, ширмы и т.п.)

90%

Обеспечение свободного перемещения, безопасность (обеспечение

свободного пространства).

100%

Оценка эмоционального благополучия ребёнка в группе.

Анкетирование родителей «Эмоциональное благополучие ребёнка в группе»

Показатели оценки

Количество

детей (%)

Позитивное (большинство ответов в анкете имею положительной

содержание)

80%

Негативное (большинство ответов в анкете имеют отрицательное

содержание)

10%

Нейтральное  (ответы  на  вопросы  ответы  разделены  в  равной пропорции        на        положительные        и        отрицательные        или        имеют неопределённый ответ)

10%

Раздел 5. Выводы

На основе проведённой экспертизы психологической безопасности и комфортности образовательной среды в МБДОУ «Детский сад № 84 комбинированного вида» можно сделать следующие выводы:

  1. Большинству педагогам и родителям характерно позитивное отношение к ДОУ. Для педагогов – это составило 75%, а для родителей – 80%.
  2. Защищённость от психологического насилия у педагогов, по следующим показателям: от публичного унижения, оскорбления, высмеивания, от угроз, обидного обзывания, от того, что заставят что- либо делать против желания, от игнорирования и недоброжелательного отношения, во взаимодействии с коллегами, детьми и администрацией составило более 80%.
  3. Защищённость от психологического насилия у родителей во взаимодействии с педагогами и администрацией ДОУ также составило 100%.
  4. Общение педагогов с детьми стоится по принципу личностно- ориентированного взаимодействия. Отношения педагогов с детьми носит открытый, доброжелательный характер. У детей есть возможность проявлять инициативу, делать выбор, получать ответы на свои вопросы. Таким образом мы можем отметить, что педагоги в общении с детьми удовлетворяют их потребность в психологической безопасности.
  5. Предметно - развивающая среда детского сада позволяет детям чувствовать себя безопасно и комфортно. Уровень психологической безопасности детей в организованной предметно-развивающей среды ДОУ находится на высоком уровне (более 80%).
  6. Педагогами применяются различные педагогические технологии в образовательной деятельности, что способствует гармоничному развитию детей. Выявлено, что 100% педагогов применяют разнообразные педагогические технологии систематически в своей образовательной деятельности.
  7. На основании выводов можно сделать следующее заключение, что образовательная среда ДОУ является психологически безопасной и комфортной для всех участников образовательных отношений.

Раздел 6. Рекомендации

Для сохранения психологической безопасности образовательной среды в ДОУ необходимо:

  1. Проведение        тренингов        с педагогами ДОУ, направленных        на профилактику эмоционального выгорания.
  2. Проведение систематических консультаций с родителями и педагогами по их запросам.
  3. С целью создания благоприятного эмоционального фона в ДОУ -проведение ежегодно «Недели психологии в ДОУ».
  4. Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми, направленных на сохранение и укрепление психологического здоровья детей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта «Предметно-пространственная развивающая образовательная среда логопедического кабинета» в детском саду

Разработка и создание оригинальной современной ПРС кабинета с использованием комфортных, современных, безопасных, ярких пособий и оборудования, позволяющей привлечь внимание и создать конкуренци...

Презентация проекта «Предметно-пространственная развивающая образовательная среда логопедического кабинета» в детском саду

Разработка и создание оригинальной современной ПРС кабинета с использованием комфортных, современных, безопасных, ярких пособий и оборудования, позволяющей привлечь внимание и создать конкуренци...

Психолого-педагогические особенности организации и экспертизы образовательной среды дошкольного образовательного учреждения с учетом новых требований федеральных государственных образовательных стандартов

Аннотация: в статье рассмотрены вопросы проведения экспертизы образовательной среды ДОУ. Экспертиза позволяет выработать оптимальную стратегию развития образовательной среды дошкольной организации и м...

«Часть образовательной среды – логопедический кабинет ».

    «Часть образовательной среды, представленная специально организованным пространства, материалами, оборудованием  и инвентарём для развития дошкольников в соответствии с...

Развивающая среда. Предметно-пространственная, образовательная среда в группе

Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его способностей, интересов и у...

Предметно-развивающая образовательная среда логопедический группе "Мичээр"

Эффективность коррекционно–воспитательно–образовательной работы в логопедической группе во многом зависит от организации предметно-пространственной среды. Л.С. Выготский писал: «След...