Консультация на тему: «Приёмы стимулирования речевой активности детей в режимных моментах».
консультация (старшая группа)
Для развития речевой активности, полноценного речевого развития дошкольников, необходимо постоянно говорить ,общаться с ними. Речевые игры и художественное слово в режимных моментах используются в качестве приёмов речевого развития детей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 (МАОУ СОШ №1 г. Немана)
Консультация на тему:
«Приёмы стимулирования речевой активности детей в режимных моментах».
Выполнила воспитатель
Василькова Надежда Валентиновна.
Март
2021 г
В период развития ребёнка значимую роль играет эмоциональное общение взрослого и ребёнка ,которое становится важнейшей предпосылкой становления вербальных ,то есть речевых норм коммуникации .Особенно интенсивно становление речевой активности происходит в раннем возрасте: от 1 года до 3лет.В этом возрасте ребёнка можно научить самостоятельно пользоваться словами ,стимулируя речевую активность. Большую часть дня дети находятся в детском саду ,им приходится контактировать и общаться со сверстниками и с педагогами детского сада.
Для развития речевой активности ,полноценного речевого развития дошкольников, необходимо постоянно говорить ,общаться с ними. Речевые игры и художественное слово в режимных моментах используются в качестве приёмов речевого развития детей.
Ряд дидактов (Е.И .Перовский,Е ,Я.Голант и др.) выделяли 3 группы методов: словесные ,наглядные ,практические. Формой организации детей могут быть как специально организованные занятия, так и повседневная жизнь детей. Стимулирование активной речи у детей достигается за счёт комплексного использования разнообразных методов и приёмов.
Наглядные методы :наблюдение за живыми объектами -кошкой, собакой ,птицей и т. д.; наблюдения в природе; экскурсии на участок старшей группы, на огород, спортивную площадку д. сада и т. д.; рассматривание игрушек; предметов и картин ;изобразительная наглядность.
Практические методы: дидактические игры и упражнения, пальчиковые игры; хороводные игры; игры- драматизации; инсценировки ;игры с правилами.
Словесные методы :чтение потешек , прибауток ,стихов ,сказок с использованием наглядности ;чтение и рассказывание рассказов ;заучивание стихотворений с использованием наглядности.
Познакомьтесь с ними более подробно.
1. Диалог-образец. Вопрос педагога к ребёнку, на который он сам отвечает:
-Что я взяла?- Чашку.
-Что это такое?- Чашка.
-Что поставила? -Чашку и т. д.
2. Разговор с самим собой .Взрослый проговаривает вслух что он видит или слышит. При этом ребёнок находится рядом.»Где платье?»»Вот платье». «Платье на стуле. «Платье красивое». «Таня наденет платье.» и т.п.Говорить нужно медленно.
3. Параллельный разговор. Мы подсказываем ребёнку слова ,выражающие его опыт, слова ,которые впоследствии он начнёт выражать самостоятельно.
4. Провокация, или искусственное непонимание ребёнка .Этот приём поможет ребёнку освоить ситуативную речь. И состоит в том, что мы не спешим проявить свою понятливость, а временно не понимаем его. Например :ребенок просит игрушку ,а мы даём ему не ту ,которую он хочет .Этот приём эффективен не только для называния предметов ,но и для словесного обозначения действий ,производимых с ним.
5. Распространение. Отвечая ребёнку распространёнными предложениями ,постепенно подводим его к тому ,чтобы он заканчивал свою мысль ,и соответственно готовим почву для овладения связной речью. Ребёнок говорит:»Суп».Взрослый: Очень суп вкусный.»»Суп кушают ложкой.»
6. Эффективный приём в работе с детьми всех возрастов- это использование малых форм фольклора .Народные игры ,как способ воспитания детей высоко оценивали К. Д. Ушинский ,Е.И. Тихеева и др.Сопровождение действий ребёнка словами способствует непроизвольному обучению вслушиваться в звуки речи ,улавливать её ритм ,отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Например,»Петушок-петушок»,»Ладушки-ладушки»,»Идёт коза рогатая»,»Пошёл котик на торжок» и др.Важным также являются приёмы договаривания ( потешки ,стихотворения) и подсказывание нужного слова.
7. Звукоподражание-эффективный приём активизации речи детей. Например, поезд едет – чух , чух ,чух; петушок поёт- ку-ка-ре-ку ;часы идут- тик-так ,тик -так и т.д.Учитывая трудности формирования самостоятельной речи у не говорящих детей и сложности в установлении речевого общения ,можно рекомендовать речевую игру по методу наглядного подражания взрослому. Ребёнок повторяет за взрослым движения:»Три медведя»
Три медведя шли домой(ребёнок шагает вперевалочку).
Папа был большой- большой(поднять руки вверх над головой ,тянуться вверх) Мама с ним – поменьше ростом(руки на уровне груди)А сынок- малютка(просто присесть)Очень маленький он был с погремушками ходил(кулаки сжаты перед грудью) Дзынь –дзынь /2 раза\ Развитие артикуляционного аппарата ребёнка происходит при использовании специально подобранных упражнений .Используют как на занятии ,так и в свободное время.
8. Педагоги могут использовать упражнения на развитие речевого дыхания .Например, «Сдуй снежинку», «Бабочка летит», «Забей гол» и др. Они способствуют выработке воздушной струи, правильному диафрагмальному дыханию.
9. Выбор. Например, взрослый говорит: «Тебе яблоко целиком или половину», «Ты хочешь играть с куклой или машиной».В ходе ответа ребёнок должен использовать речь .Потребность ребёнка удовлетворяется только после речевых реакций.
10. Поручение. Взрослый обращается к ребёнку с просьбой принести тот или иной предмет, игрушку.
11. Опосредованное общение. В играх дети говорят:»Угощу зайку морковкой».» Куклу чаем».»Уложу её спать».»Спою песенку: баю ,бай».
12. Пескотерапия- это игра с песком, как способ развития ребёнка. Песочная терапия очень близка детям. Общение детей происходят именно здесь . Игры с песком создают весьма благоприятные условия для формирования целенаправленного связного речевого высказывания и оздоровления органов в целом.
13. Продуктивные виды деятельности .Такие как лепка, аппликация ,конструирование (лего) способствуют появлению речевой активности детей. В процессе деятельности дети получают знания о форме, цвете, размере ;развивается мелкая моторика ,формируются чёткие образы и понятия, активизируется речь .Проблемные ситуации, возникающие во время этих занятий развивают у детей речевую инициативу.
14. Замещение. Дети к 3-м годам способны представить себя «самолётом»,»кошечкой»,»мишкой» и т.д. Такая игровая форма развивает у детей способность анализировать свои действия, поступки, сочувствовать ,сопереживать. Игры- пантомимы, игры-имитации являются хорошими стимуляторами речевого развития.
15. Музыкальные игры .Шумовые инструменты, игры»Каравай»,»По кочкам» и др. стимулируют желание ребёнка двигаться и подпевать .Надо чаще детям предоставлять возможность двигаться под разнообразную музыку, самостоятельно извлекать звуки из различных предметов.
16. Игры и упражнения с движениями кистей и пальцев рук стимулируют процесс речевого развития ребёнка, способствуют развитию двигательного центра мозга ,отвечающего, в том числе и за развитие мелкой моторики рук. Например, игры «Этот пальчик-дедушка…Этот пальчик мама и папа…», «Коза» и другие пальчиковые игры стимулируют речь детей, развивают кисти рук.
17. Играя с детьми ,мы используем такие приёмы, как вопросы, указания, объяснения ,пояснения, показ и т.д. Игра и игровые приёмы обеспечивают динамичность обучения, максимально удовлетворяют потребность маленького дошкольника в самостоятельности: речевой и поведенческой. Например, настольно- печатные игры:»Большой и маленький»,»Чей домик»,»Детёныши и животные» и другие позволяют усваивать лексико- грамматические компоненты родного языка, активизируют мыслительную и речевую деятельность детей.
Таким образом, все выше перечисленные приёмы и методы ,используемые в режимных моментах: при приёме детей ,при проведении зарядки ,умывании, привитии культурно- гигиенических навыков у детей, приёме пищи ,на прогулках, в игровой и трудовой деятельности ,в НОД и в свободной деятельности детей помогают стимулировать речевую активность детей и способствуют своевременному развитию речи дошкольников. Общение ребёнка со взрослым и с другими детьми в течение всего дня способствует тому ,что он учится более сложным формам общения. Не только общается, просит и помогает, но и соотносит свои действия с действиями других сверстников. Поэтому необходимо внимательно следить за речью детей: слушать, как они говорят .Повторять слова фразы, ведь при повторении мы подтверждаем правильность произносимых слов, а в случае необходимости даём верные образцы для усвоения .Всё это имеет важное значение для упражнения в правильном звукопроизношении и употреблении грамматических форм ,то есть развитие речи дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стимулирование речевой активности детей через организацию речевой среды в ДОУ.
Какой должна быть среда для создания благоприятой почвы для развития речи у детей с ОНР? Как правильно и рационально разместить материал в группе? Какие пособия и игры можно сделать для развития речи?...

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОБОГАЩЕНИЮ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ В РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ.
Выступление на педсовете 15.12.2016 в дошкольном отделении по адресу Стрельбищенский пер.,21А...

Консультация для воспитателей "Способы повышения двигательной активности детей в режимных моментах"
Правильная организация физического воспитания детей в повседневной жизни обеспечивает выполнение двигательного режима, необходимого для здорового физического состояния ребёнка и его психики в течение ...

Консультация для родителей "Развитие речи ребенка 3-4 лет. Виды стимулирования речевой активности детей."
Задачи:Познакомить родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста.Познакомить родителей с видами и приемами стимулирования речевой активности детей.Обучить родителей п...

презентация "Двигательная активность детей в режимных моментах" 1 младшая группа
quot;Двигательная активность детей в режимных моментах"...

Физкультурное занятие для детей старшего дошкольного возраста «Двигательная активность детей в режимные моменты в игровой форме – прыжки в резиночку»
Цель:Повышение двигательной активности детей в ходе самостоятельной деятельности посредством обучения их прыжкам через резинку.Задачи :- формировать двигательные умения и навыки, необходим...

Двигательная активность детей в режимных моментах
Двигательная активность детей в режимных моментах...
