Доклад "Предметно-развивающая среда детского сада «Сказочные уголки» - как условие нравственно-патриотического воспитания дошкольников".
материал

Докукина Юлия Николаевна

Патриотическое воспитание – это, прежде всего, воспитание чувства ответственности. Залог патриотизма - эмоциональная привязанность, чувство собственного достоинства, ответственность, честность. Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Народные сказки – уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям  морально-нравственные истины.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предметно-развивающая среда детского сада «Сказочные уголки» - как условие нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Патриотическое воспитание – это, прежде всего, воспитание чувства ответственности. Залог патриотизма - эмоциональная привязанность, чувство собственного достоинства, ответственность, честность. Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Народные сказки – уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям такие морально-нравственные истины, как:

-дружба помогает победить зло («Зимовье»);

-добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);

-зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»).

Основной нравственный материал этносов заключен в сказках Дошкольный возраст - возраст сказки. Именно в дошкольном возрасте ребенок проявляет тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Мы используем его, для того, чтобы показать детям с одной стороны, особенности семейно – бытовых традиций, обычаев и обрядов, а с другой стороны близость понимания жизненных проблем.

Так же, в дошкольном возрасте ребёнок умеет перевоплощаться в сказочного героя мысленно, способен сопереживать герою, проживать его эмоции, учиться справляться со сложными ситуациями внутри сказки. Если понаблюдать за детками, то они как правило примеряют на себя роли положительных персонажей. Учатся быть добрыми, сильными, побеждать зло. Эти умения и навыки им пригодятся в будущей, реальной жизни, помогут найти правильный выход из различных конфликтных ситуаций.

Важно именно сейчас дать ребёнку возможность почувствовать себя хорошим, сильным, понять, что он часть общества, что он важен, и его мнение и поступки должны приносить пользу окружающим. Именно это и есть основа нравственно - патриотического воспитания.

При построении развивающей предметно-пространственной среды, мы учитывали:

 особенности эмоциональной личности ребенка;

 его индивидуальные социально-психологические особенности;

 индивидуальные предпочтения и потребности;

 любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;

 полоролевые особенности.

Для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной  деятельности детей в группе должен быть оборудован уголок сказки или театральная зона.

В целях реализации индивидуальных интересов предметно-пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора. Поэтому в зоне уголка сказок должны быть представлены разные виды кукольного театра, ширма для показа, маски, детские рисунки, природный и бросовый материал, отрезы ткани для ряженья, костюмы.

При организации и оформлении развивающей предметно-пространственной среды для театральной деятельности следует опираться на следующие принципы.

- Принцип доступности.

 — Принцип мобильности.

— Принцип сменяемости материала.

— Принцип многофункциональности.

— Принцип эстетичности.

В каждой группе организован «Сказочный уголок» и в зависимости от возраста детей его наполняемость усложняется.

В группе раннего возраста уголок оборудован:

   Для младшего возраста: пальчиковый театр (этюды на ру¬ках); настольный театр (различные виды); театр мягкой игрушки (этюды с предметами), магнитный театр, театр теней, книги по возрасту.

Для среднего возраста: пальчиковый театр (этюды на руках); настольный театр (различные виды); на резинке (работа с предметами на стержне или на нитках); куклы перчатки (пластические этюды на руках), книги по возрасту

Для старшей группы: пальчиковый театр (этюды на руках); куклы перчатки (пластические этюды на руках); куклы-марионетки (постановка этюдов-импровизаций)., книги по возрасту. Электронная фильмотека.

Для подготовительной группы: пальчиковый театр (этю¬ды на руках); куклы-перевертыши (игры-перевоплощения); куклы перчатки-варежки (пластические этюды на руках); куклы-марионетки (постановка этюдов); ростовые куклы (музыкально-пластические этюды); тростевые куклы (постановка этюдов, сказок), книги по возрасту, электронная фильмотека.

Развивающая сказочная среда нашего детского сада является одним из основных средств развития личности ребенка. Создав «Сказочную уголки», мы пробуждаем у детей любовь к сказкам, раскрываем их индивидуальные способности и стремимся к сплочению их в дружную команду.

«Сказочные уголки»  должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но жить в гармони с ними, получать удовлетворение от прочтения сказок, успешного выполнения задания.

А нам нужно стремиться создать такую атмосферу, среду для детей, чтобы они всегда с огромным желанием играли и постигали удивительный, волшебный мир, мир детства.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для педагогов "Совместные формы работы детского сада и родителей по формированию нравственно – патриотических качеств"

Семья и дошкольное учреждение - два главных института социализации детей. Нравственно-патриотическое воспитание детей - одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условиям ...

Сообщение " Сотрудничество детского сада, семьи и школы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников"

Сообщение на тему " Сотрудничество детского сада, семьи и школы по нравственно-патриотическому воспитанию...

Проект «Квест в режиме одного дня детского сада из цикла мероприятий по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников: «Растим патриотов своей страны»

Актуальность данной темы.В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. О...

Квалификационная работа «Взаимодействие детского сада и семьи по формированию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста».

создание условий  для воспитания духовно – богатой личности, любящей свою Родину, бережно хранящей традиции своего народа при взаимодействии ДОУ и семьи. Чтобы реализовать эту цель, были по...

Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому направлению воспитания дошкольников.

Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...

"Использование музейной педагогики в детском саду как современной педагогической технологии нравственно-патриотического воспитания"

™Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена на решение задач нравственно-патриотического и духовно-нравственного воспитания и активизации творческих...

ГМО «Гендерное воспитание дошкольников в детском саду и в семье». ЛЭПБУК по гендерному воспитанию дошкольников "Мальчики и девочки".

Презентация раскрывает содержание учебно-методического пособия, посвященного вопросам формирования основ гендерной культуры детей дошкольного возраста. Она подчеркивает важность согласованных д...