Проект «Квест в режиме одного дня детского сада из цикла мероприятий по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников: «Растим патриотов своей страны»
проект (старшая группа)

Дашкова Любовь Александровна

Актуальность данной темы.

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей.

Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе,  к Родине.  Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству. Чтобы проводить патриотическую работу с детьми дошкольного возраста, педагог должен правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт. Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. В своей работе я широко применяю самые разнообразные игры. В данном опыте работа с детьми систематизирована в квест. Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации досуга ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей. Кроме того, соревновательная деятельность обучает детей взаимодействию в коллективе сверстников, повышает атмосферу сплоченности и дружбы, развивает самостоятельность, активность и инициативность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx35.92 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Квест  в режиме одного дня детского сада  на тему «Отговорила роща золотая березовым веселым языком…»

из цикла мероприятий по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников: «Растим патриотов своей страны»

 

Автор  проекта

                                                                             воспитатель  Дашкова Л.А.

Спасск 2018

«Ты вспоминаешь не страну большую,

                                                       которую изъездил и узнал.

                                                                 Ты вспоминаешь Родину такую,

                                                             какой её ты в детстве увидал»

        К. М.  Симонов

Малая Родина… У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать – все.

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства. Почему даже уехав с родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в другом городе, селе, он постоянно с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве своего родного края. Мы точно знаем: это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое.

Актуальность данной темы.

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей.

Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе,  к Родине.  Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству. Чтобы проводить патриотическую работу с детьми дошкольного возраста, педагог должен правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт. Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. В своей работе я широко применяю самые разнообразные игры. В данном опыте работа с детьми систематизирована в квест. Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации досуга ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей. Кроме того, соревновательная деятельность обучает детей взаимодействию в коллективе сверстников, повышает атмосферу сплоченности и дружбы, развивает самостоятельность, активность и инициативность.

Цель:

воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям через квест.

Таким образом, через квест  реализуются следующие задачи:

  • образовательные (познакомить ребёнка с прекрасным миром родной природы; закрепить имеющие знания);
  • развивающие (повышать образовательную мотивацию, развивать творческие способности и индивидуальные положительные качества, формировать исследовательские навыки, самореализацию детей);
  • воспитательные (формировать экологическую культуру у детей и их родителей, формировать навыки взаимодействия со сверстниками, толерантности, взаимопомощи ).

Вид проекта: познавательный, групповой.

Участники: дети старшей группы, родители воспитанников, педагоги группы, музыкальный руководитель, инструктор по ФИЗО.

Сроки реализации: одна неделя.

Основной раздел программы: познавательное развитие.

Разделы программы, содержание которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, физическое развитие.

Направления проектной деятельности:

  • Информационный блок: Переработка теоретических материалов
  • Технологический блок: Разработка конспектов мероприятий с использованием развивающего обучения
  • Организационный блок: Создание предметно – развивающей среды

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

  1. Подбор  литературы.
  2. Подбор произведений русского народного творчества.
  3. Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки).
  4. Подготовка разного вида материала.
  5. Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности.
  6. Игры.
  7. Выставки книг, рисунков, поделок.
  8. Создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты).

Этапы проведения и реализации проекта:

I. Информационно-накопительный:

  • Изучение интереса детей для определения целей проекта.
  • Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
  • Обращение к специалистам.

II. Организационно-практический

Этапы

Мероприятия

Краткое содержание

1

Ввод в игру.

1 станция: спортивная

Сюрпризный момент: шарик с письмом от старика -Лесовика.

Утренняя гимнастика

Зайдя в группу утром, дети обнаруживают письмо от старика – Лесовика.

Приложение 1. Дети находят под кочкой картинку с изображением тарелочки. Педагог предлагает позавтракать и узнать следующее задание.

карточка с изображением «дети делают зарядку»;

карточка с изображением «тарелка»;

2

2 станция:

привал

Завтрак

После приема пищи под тарелкой находят карточку с изображением конверта. В группе, с подсказкой воспитателя,  находят конверт с заданиями.  

конверт с заданиями;

3

3 станция: познавательная

НОД

Приложение 2.  Праздник осени для детей старшей и подготовительной группы «Злая тучка».

карточка с изображением карты с заданиями на прогулочной площадке;

4

4 станция:

прогулка

Игры

Игры: «Земля, воздух, вода», «Гусеница», «Опиши дерево, а я отгадаю»

В дупле яблони находят карточку с изображением подушки.

карточка с изображением подушки;

5

5 станция: тихий час

Сон

После сна дети под подушкой находят карточку с изображением книги.

карточка с изображением книги

6

6 станция:

 

Чтение художественной литературы

В конце рассказа из книги выпадает конверты с пазлами.  

Конверт с пазлами

7

7 станция:

итог

Дети собирают пазлы, где изображены картинки природных материалов. Воспитатель заносит корзину, в  которой шишки, осенние листья, палочки, хвоя, мох и тд. Каждый ребенок выбирают себе материал для изготовления поделки дома с родителями. В группу влетает шарик с письмом от Старика – Лесовика с благодарностью.

Поделки из природного материала совместно с родителями

III. Презентационно - завершающий

Выставка продуктов детской деятельности.

Оценка этапов реализации проекта детьми.

IV. Контрольно-рефлексивный

Подведение итогов.

Необходимые условия реализации проекта:

  1. Интерес детей и родителей;
  2. Методические разработки;
  3. Интеграция со специалистами детского сада.

Предполагаемый результат:

  1. Итоговым результатом учитывается активное участие детей в конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.
  2. Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее.
  3. Освоение доступных знаний о природе родного края.
  4. Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
  5. Проявление внимания и уважения к сверстникам, оказание посильной помощи.

Гипотеза:

Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному краю, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об родном крае, его природе, начнут проявлять интерес к событиям,  жизни своей малой Родины  и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Методы проекта:

  1. Наблюдение.
  2. Совместные игры.
  3. Познавательные игровые мероприятия.
  4. Беседы.

Стратегия осуществления проектной деятельности:

Данный проект был апробирован в рамках структурного подразделения дошкольного образования МБОУ “Спасская СОШ” детский сад «Малыш» в октябре 2018 учебном году с детьми старшего дошкольного возраста в специально организованной деятельности; совместной деятельности педагога и ребенка (подгруппы детей); самостоятельной детской деятельности; деятельности детей и родителей.

В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.

Игра квест помогла раскрыть интеллектуальные и творческие способности детей, сформировала некоторые суждения и оценки, налаживанию коммуникаций с взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи. Задания построенные на  играх разных видов (соревновательные, речевые, на внимание и т.д) дали возможность с успехом решать задачи физического, умственного развития детей с учетом индивидуальных способностей. Кроме того игры способствовали развитию нравственных качеств (взаимопомощи, взаимоподдержки).

Достигнутые результаты:

  • рост познавательной активности детей повысился на 24 %,
  • анализ результатов усвоения знаний по программе показал: среднее развитие у 73% детей, выше среднего у 20% детей,
  • повышение активности родителей в делах группы.

В результате проделанной нами работы возникла идея о создании долгосрочного проекта по нравственно – патриотическому воспитанию «Поклон тебе солдат России, за ратный подвиг на войне!», в который войдут беседы о русских богатырях, целевые прогулки, музыкально – спортивные мероприятия с детьми  и многое другое.

Предложения по возможному распространению проекта:

Проект можно использовать в любой старшей группе детского сада, в кружковой работе, для детей в группах кратковременного пребывания детей, в продленных группах начальной школы.

Работа в этом направлении способствует достижению планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы.

Подведение итогов.

В заключении хочу сказать, что в ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. 

   Данная работа над проектом нашла горячий отклик со стороны родителей. Родители активно включились в воспитание у детей любви к природе родного края. Вместе с детьми обобщали и уточняли свои знания. Кроме того, данная работа имела еще один положительный результат, между родителями и детьми установились прочные партнерские отношения.

  Проблема нравственно – патриотического воспитания дошкольников в процессе знакомства с природой родного края актуальна. Но, мы точно знаю, что наши дети гораздо больше, нежели раньше, знают о природе родного края, больше видят, над большим задумываются, обращают внимание на те стороны нашей природы, которых раньше просто не замечали, стали более ответственны.

    Работу в данном направлении мы будем продолжать и дальше вместе с детьми и родителями.

   Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном возрасте только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ПО НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКЛЬНИКОВ "РАСТИМ ПАТРИОТОВ"

Структура программы Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает три возрастных периода развития детей: средний возраст (4-5 лет, средняя группа), старший дошкольный возраст (5-6 лет,...

Программа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Растим патриотов»

1. Целевой раздел.   1.1. Введение. 1.2. Пояснительная записка.  1.3. Цель и задачи реализации программы. 1.4.  Принципы формирования программы....

Сообщение " Сотрудничество детского сада, семьи и школы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников"

Сообщение на тему " Сотрудничество детского сада, семьи и школы по нравственно-патриотическому воспитанию...

Методическая разработка по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Растим настоящих патриотов»

Методическая разработка по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников«Растим настоящих патриотов»...

ПРОГРАММА по нравственно-патриотическому воспитанию Программа «Растим патриотов России» разработана для детей в возрасте от 3 до 7 лет.

Чем младше  ребенок, тем непосредственнее должно бытьего нравственное воспитание, тем больше должно его неучить, а приучать к хорошим чувствам, наклонностям иманерам, основывая все преимущественн...