ПРОГРАММА ПО НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКЛЬНИКОВ "РАСТИМ ПАТРИОТОВ"
рабочая программа (средняя, старшая, подготовительная группа)

Структура программы Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает три возрастных периода развития детей: средний возраст (4-5 лет, средняя группа), старший дошкольный возраст (5-6 лет, старшая группа) и подготовительная к школе группа. Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач по разделам. Основные разделы программы 1.Я И МОЯ СЕМЬЯ - воспитание у ребенка любви и привязанности к родному дому, семье, к матери и детскому саду. Помочь понять ребенку связь времен, историю своей семьи, традиции, праздники, вызвать чувство гордости за своих предков. 2. Я И МАЛАЯ РОДИНА - воспитание в ребенке чувства гордости, уважения и любви к тому месту, в котором он живет. Вызвать интерес к возникновению своего села, расширять и уточнять свои знания о родном селе, познакомить с культурным наследием. 3.Я И МОЯ СТРАНА - воспитывать у детей чувство любви к родине, гордость за нее, углублять представление детей о России как о государстве, в котором они живут.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_nravstvenno-patrioticheskomu_vospitaniyu.docx51.34 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ     МАКАРЬЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД  «КОЛОСОК»

                                                                                        Утверждаю:                                                                              

                                                               Заведующий МБДОУ                                        

                                                       Макарьевский   детский сад   «Колосок»

                                                                                                            Л.Л.Камнева

Программа

по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

«Растим патриотов»

Возраст детей: 4-7 лет

Срок реализации: 3 года

Разработчик: воспитатель Ратникова Ж.В.

с. Макарий

2019 год

Содержание

1 Пояснительная записка

1.1Актуальность

1.2.Нормативно – правовая база

1.3Принципы программы

1.4.Цель и задачи

1.5 Структура программы

1.6 Ожидаемые результаты

2.  Интеграция образовательных областей, реализуемых программой

3. Перспективно-тематическое планирование

4. Методическое обеспечение

5. Планируемые промежуточные результаты усвоения программы

6. Особенности взаимодействия педагога с детьми и родителями

Никто не учит маленького человека:

«Будь равнодушным к людям, ломай деревья,

попирай красоту, выше всего ставь свое личное».

Все дело в одной, в очень важной закономерности

нравственно-патриотического воспитания.

Если человека учат добру - учат умело, умно,

  настойчиво, требовательно, в результате будет добро.

Учат злу (очень редко, но бывает и так),

в результате будет зло.

Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло,

потому, что и человеком его надо воспитать».

В.А. Сухомлинский

Актуальность: Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства - начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. / «Концепция патриотического воспитания граждан РФ»/

 О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к Отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери и отцу, бабушке и дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе…. И хотя  многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребёнок знакомится с детским садом, своей семьёй, своим селом, а затем и со страной, её столицей и символами.

Родное село… Необходимо показать ребёнку, что родное село славится своей историей, традициями,  памятником, лучшими людьми.

Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Нормативно – правовая база

Законодательно-нормативное обеспечение программы

- Конституция РФ

   -   Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 23.07.2013г);


 - Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-2015 гг.»;

 -Федеральный Закон  от 13 марта 1995 г. № 32-ФЗ,  2014 г. № 413-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России», с изменениями и дополнениями от 1 декабря 2014.;


-  Федеральный Закон от 19 мая 1995 г. № 80-ФЗ «Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне1941-1945 гг.», с изменениями от 1 января 2005 г.;


- Федеральный Закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 03.11.2006 № 179-ФЗ «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»

- Федеральный образовательный  стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки №1155 от 17. 10. 2013 г..

-  «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования». Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1014;

- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы.

Принципы и подходы к формированию программы

В основу программы положены принципы:

  • «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
  • дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
  • развивающий характер обучения, основанный на детской активности;
  • сочетание научности и доступности исторического материала;
  • наглядность;
  • Принцип интегративного подхода к построению содержания образования дошкольников;
  • Принцип гармонии трех начал проявляется в гармоничном соединении стержневых направлений в развитии ребенка: физического, духовного, интеллектуального;
  • Принцип тесной взаимосвязи национального и общечеловеческого в воспитании. Реализация принципа заключается в широком обращении к народной педагогике, национальным традициям, фольклору, в приобщении к национальной и общечеловеческой культуре;
  • профессиональная компетентность педагога;
  • систематичность и последовательность. Воспитание эффективно, если оно системно;
  • принцип системно - организованного подхода, который предполагает скоординированную работу всех специалистов;
  • принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного, характеризующегося любовью к семье, городу, краю;
  • принцип от близкого к далекому.

Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.

Цели и задачи программы:

Цели:

  • Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных граждан России, патриотов своего Отечества.
  • Формирование у детей  чувства любви к своей семье, селу, к природе, культуре, истории  родного края.
  • Воспитание чувства собственного  достоинства, как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Задачи:

  • Повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
  • Формировать гражданскую  позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.
  • Прививать чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации  - герба, Гимна, Флага.
  • Воспитывать личность гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.
  • Ориентировать  родителей на патриотическое воспитание детей путем прикосновения к истории своей семьи.

Структура программы

Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает три возрастных периода развития детей: средний возраст (4-5 лет, средняя группа), старший дошкольный возраст (5-6 лет, старшая группа) и подготовительная к школе группа. Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач  по разделам.

             

Основные разделы программы

1.Я  И  МОЯ  СЕМЬЯ - воспитание  у  ребенка  любви и привязанности  к родному дому,  семье, к матери и детскому саду.  Помочь понять    ребенку связь  времен,  историю своей семьи,  традиции,  праздники,  вызвать  чувство гордости  за своих  предков.

2. Я И МАЛАЯ  РОДИНА - воспитание в ребенке  чувства гордости,  уважения и любви к тому месту, в котором  он  живет.  Вызвать интерес к возникновению своего села,   расширять и уточнять свои  знания  о родном селе,  познакомить с  культурным наследием.

3.Я И МОЯ  СТРАНА - воспитывать у детей  чувство   любви к родине,  гордость за нее,  углублять представление  детей  о России как о государстве, в котором они живут.

     Каждая из тем повторяется в возрастных группах, изменяются только содержание, объем познавательного материала, сложность и длительность изучения. Это длительное, систематическое и целенаправленное воздействие на ребенка, так как воспитание патриотических чувств не ограничивается временными отрезками.

Срок реализации программы: 3 года

       Программа «Растим патриотов» предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов  расширения представлений о себе, о своей семье, родном крае, природе, Родине, воспитании любви к Родине, толерантности и чувство гордости за достижения страны. Комплексное решение вопросов, сотрудничество с родителями в ходе разработки Программы способно изменить деятельность дошкольного учреждения, создать необходимые условия для формирования патриотических чувств у детей. Работа в ходе реализации программы может быть специально организована, а также включена в обычные формы работы педагога с воспитанниками. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на НОД, режимных моментах, играх, в труде и т.п., так как  они воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Этапы реализации программы

Задачи

Сроки

Подготовительный

1. Исследовать психолого-педагогические подходы изучения нравственно –патриотических чувств дошкольников

2. Разработать план по реализации программы

2019 г.

Диагностический

1. Подобрать, разработать  эффективные методы воспитательно-образовательного процесса;

2. Провести мониторинг

2019-21 г.

Практический

1. Организовать индивидуальную работу с  детьми

2. Организовать просветительскую работу с родителями и педагогами по вопросам воспитания патриотизма у детей

2019 - 2021 г.г.

Аналитический

Анализ созданных педагогических условий для развития нравственно- патриотических чувств детей

2021 г.

Ожидаемый результат реализации программы

Программа поможет педагогам:

•в осознании наиболее приоритетного направления в воспитательно – образовательном процессе ДОУ – естественное ненасильственное «вхождение» детей в окружающий их социум, доступный их возрастным особенностям;

•в определение целей и задач гармоничного введения ребенка в окружающий его мир, прежде всего через призму национальной культуры, быта и традиций своего народа;

•в понимании важности дошкольного периода жизни, так как воспитание лучших нравственно – духовных качеств личности ребенка (любви к семье, родному краю, Родине) начинается с того времени, когда он только учится видеть, слышать и познавать окружающий мир.

Дети должны знать:

Наличие у детей знаний об истории возникновения поселка, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного поселка, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.

4–5 лет.

С удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности, направленных на что, чтобы порадовать взрослых, детей.

Уметь рассказывать о своем родном поселке.

Рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать военным, пожарным, милиционером и т.д.).

Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и не живом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им.

5–6 лет.

Знать свой домашний адрес, название села,  районного центра,  района, края.

Иметь представление о символике села, района, края.

Знать название близлежащих улиц.

Иметь представление о жизни и быте коренных народностей края.

Узнавать на фотографиях достопримечательности села, района, города Нижнего Новгорода, уметь рассказывать о них.

Знать профессии своих родителей.

Знать правила поведения в природе.

Уметь рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.

Различать некоторые рода войск.

6–7 лет.

Краткие сведения об истории села, района, края.

Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.

Знать герб, флаг Нижегородской области, Варнавинского района  и своего поселка.

Иметь представление о Президенте, Правительстве России; о войнах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.

Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д.; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле; о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т.д.

Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.

Правила безопасности поведения в природе и на улице города.

Иметь элементарные представления об охране природы.

Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ, РЕАЛИЗУЕМЫХ ПРОГРАММОЙ

Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.

Образовательная область

Задачи, содержание и средства организации

«Физическая культура»

Развитие физических качеств, ознакомление с народными подвижными играми с учетом регионального компонента, разучивание народных потешек, считалок в различных видах детской деятельности и двигательной активности.

«Здоровье»

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни, релаксации

«Коммуникация»

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми; развитие  всех компонентов устной речи; практическое овладение воспитанниками нормами речи

«Познание»

Расширение кругозора детей; расширение  представления детей о семье, родном городе, родной  природе, о Родине; формирование целостной картины мира средствами проектной деятельности

«Социализация»

Развитие навыков игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу

«Художественное творчество»

Развитие детского творчества, приобщение к различным видам народного искусства, использование художественных произведений для обогащения представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе, закрепления результатов. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие детского творчества; ознакомить детей с народной декоративной росписью

«Чтение художественной литературы»

Формирование целостной картины мира, первичных ценностных представлений, приобщение к словесному искусству

«Безопасность»

Формирование  представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения

« Музыка»

стремление чувствовать и осознавать себя частью большого этноса, выражать свою собственную субкультуру;     воспитывать уважительное отношение к наследиям других народов; воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России

« Труд»

 Формировать уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, знакомить с основными профессиями, значимости труда для общества бережно относится к созданным вещам.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ

Сентябрь

«Мой любимый детский сад»

1. Развлечение "День знаний".

Цель: Дать детям представление о том, что знания нужны каждому, источник знаний — книги, старшее поколение, школа.

2. Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников.

Цель: познакомить детей с помещениями и сотрудниками детского сада, углубить знания детей о том, что в детском саду работает много людей, которые заботятся о них, вызвать желание им помогать, доставлять радость.

3. Занятие «Наш детский сад»

Цель: закреплять, углублять, расширять знания о работе воспитателя, помощника воспитателя, повара.

4. Выставка детских рисунков на тему «Мой любимый детский сад».

Цель: вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления, воспитывать любовь к своему детскому саду; доброжелательное отношение к сверстникам; воспитывать уважение к сотрудникам детского сада.

Октябрь

«Моя семья»

1. Занятие «Наша дружная семья».

Цель: формировать представление о составе семьи, воспитывать любовь и уважение к близким родным людям.

2. Занятие «Путешествие по родному селу»

Цель: Воспитывать у детей чувство любви к малой Родине, родному селу, систематизировать знания о достопримечательностях села, природе родного края.

3. Занятие «Я и моё имя»

Цель: Цель: познакомить со значением имен детей, родителей; объяснить понятие имя, отчество, фамилия; закрепить умение понимать и объяснять смысл русских пословиц о семье.

4.. Фольклорный праздник «Осеннины»

Цель: формировать знания детей об осенних явлениях природы, Развивать любознательность, желание узнавать что-то новое, воспитывать интерес и любовь к фольклору, оказывать на детей эмоциональное воздействие.

Ноябрь

«Наша Родина-Россия».

1. Беседа «Наша Родина-Россия».

Цель: уточнить, углубить знания и представления о России (территория, президент, столица, язык). Формировать представление детей о красоте природы России, воспитывать чувство гордости за то, что они живут в такой прекрасной стране.

2. Беседа "Березка-символ России".

Цель. Воспитывать желание узнать больше о символе России-русской березке, выучить стихи и песни о березке, пробудить интерес к природе через художественно-поэтическое творчество. Прививать любовь к Родине.

3. Интегрированное занятие «Государственные символы России».

Цель: познакомить с Государственным флагом, гербом, гимном России, рассказать о их происхождении, назначении, содержании.

4. Праздник ко Дню Матери «Мама, милая моя!»

Цель: прививать чувства любви и заботы о маме».

Декабрь

«Новый год у ворот»

1. Беседа: «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Цель: раскрыть детям значение слов «нельзя», «можно», «надо»; учить оценивать поступки и соотносить их со словами хорошо и плохо.

2. Занятие «Страна моя родная!».

Цель: продолжать знакомить с родной страной ; развивать чувство гордости за страну. Вызвать желание больше узнавать о России.

3. Занятие: «Что за праздник Новый год?»

Цель: расширять и углублять знания детей о новогоднем празднике, семейном, добром, весёлом.

4. Праздник «В гостях у новогодней сказки».

Цель: создать у детей радостное настроение.

Январь

«Народные праздники»

1. Занятие «Народные праздники на Руси. Рождество, святочная неделя»

Цель: Продолжать знакомить детей с русским народным праздником – Рождество, «Святки», традициями ряжения, колядования. Вызвать интерес к разучиванию и обыгрыванию колядок – величальных песен хозяину и всей его семье. Воспитывать гостеприимство, умение быть благодарным. Расширять знания детей о народных праздниках на Руси.

2. Беседа «Наше село, его прошлое и настоящее».

Цель: познакомить детей с историей возникновения родного села, развивать умение понимать неразрывную связь «прошлое» – «настоящее».

3. Игра - беседа "Учимся правильно разговаривать".

Цель. Познакомить детей с правилами ведения диалога с взрослыми, подвести к пониманию необходимости соблюдения правил.

Февраль

«Сильны и могучи богатыри славной Руси» (ко Дню защитника Отечества).

1. Беседа  «Русские богатыри»

Цель: познакомить детей с понятием « былина», героями былин; вызвать интереск языку былин, чувство гордости за богатырскую силу России .

2. Занятие "Моя родословная".

Цель. Учить детей любить свою семью, вызвать интерес к своей родословной, желание рассказать о своих папах, дедушках, старших братьях, дядях.

3. Изготовление подарков для пап и дедушек.

Цель: прививать желание заботиться о своих близких родных.

4. Военно-спортивная игра «Будущие защитники».

Цель: формировать представления об одном из главных праздников страны-Дня Защитников Отечества, развивать у детей быстроту, выносливость, силу,

воспитывать уважение к старшим членам семьи, людям, служившим в армии, любовь и гордость за свою страну.

Март

«Моя мама»

1. Изготовление подарка мамам, бабушкам.

Цель: воспитывать желание порадовать мам, бабушек.

2. Праздник к женскому международному дню 8 марта «Русский сувенир».

Цель: Знакомить детей и родителей с народно — прикладным промыслом России, закреплять знания детей о видах росписей, о народных танцах и народных музыкальных инструментах, воспитывать любовь и уважение к своим близким, желание поздравить мам, бабушек, заботиться о них.

3. Игра – путешествие «Москва– столица России».

Цель: познакомить детей с достопримечательностями Москвы. Формировать у детей понятие о Москве – столице, главном городе России; воспитывать патриотические, гражданские чувства.

4. Игра –развлечение « О правах - играя».

Цель: дать детям общее представление об их правах.

Апрель

«Наши космонавты»

1. Занятие «Покорение космоса».

Цель: дать представление о космосе космическом пространстве; о ближайшей звезде – Солнце, о спутнике земли – Луне; воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта. Учить фантазировать и мечтать

2. Занятие "Земля — наш общий дом".

Цель. Продолжать знакомить детей с понятием "Земля -наш общий дом", с тем, что на Земле много стран и много разных народов, что всем нам надо жить в мире и согласии.

3. Развлечение «Ждут нас быстрые ракеты».

Цель: закрепить знания детей о космосе, о первых космонавтах, развивать у детей ловкость, быстроту, силу, выносливость, воспитывать чувство уважения к людям.

4. Беседа «9 Мая – День Победы».

Цель: формировать элементарное представление об истории Отечества, закрепить и обобщить знания о видах флагов, об их назначении; дать краткие сведения из истории знамен.

Май

«Праздник Весны»

1. Экскурсия с возложением цветов к памятнику .

Цель: донести до детей мысль, что спустя много лет люди помнят о событиях грозной войны, чтят память погибших.

2. Литературная композиция «День Победы»

Цель: Познакомить детей с подвигом русского народа в Великой Отечественной войне. Познакомить с музыкально-эстетическим творчеством на военную тематику: пословицами и поговорками, песнями. Воспитывать уважение и чувства благодарности к защитникам Отечества.

3. Конкурс рисунков «Мой родной край». (Совместно с родителями).

Цель: воспитывать любовь и уважение к нашей малой Родине.

4. Развлечение «День защиты детей»

Цель: продолжать знакомить с Конвенцией о правах ребенка в доступной для дошкольников форме.

Методическое обеспечение программы

Информационно- методическое обеспечение:

  • « Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» А.Я. Ветохина
  • «Мы живем в России» Н.Г.Зеленова
  • «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников». Н.Н.Леонова
  • «Люблю моё Отечество» Ю.Ф. Федулова
  • «Моя Россия!» Г.А.Александрова
  • Материалы из Интернета                                      

Диагностический инструментарий

 Для мониторинга  уровня знаний детей  о родном селе, районе, крае, стране применяются основные критерии нравственно – патриотической воспитанности, разработанные в исследованиях Р.С. Буре, М.Д. Маханевой, А.А. Остапца, С.А. Козловой.

Направления работы

Возрастная группа

1.Родная страна:

Название страны

Название города

Домашний адрес

Название достопримечательностей города

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Символика

Флаг России

Герб России

Герб родного города

Гимн России

 

 

 

 

 

 

 

 

3.История народной культуры и традиций

Народная игрушка

Народные праздники

Жилище человека и предметы быта

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Историко- географический и природный компоненты

Природные богатства нашей страны

Различные природно- климатические зоны (тундра, лес)

Виды ландшафта (горы, равнина)

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Личностный компонент

Отношение к окружающей среде

Забота о близких

Проявление дружелюбия

Умение управлять своими чувствами, договориться

Умение анализировать свои поступки и поступки других

 

 

 

 

 

 

 

 

МОНИТОРИНГ: Уровень знаний по нравственно-патриотическому воспитанию детей

Высокий уровень-

Знает название города, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности; знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства России, знает природно- климатические зоны, ландшафты; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки.

Средний уровень-

Знает название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно- климатические зоны; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.

Низкий уровень-

Не знает названия страны, города. Своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города.  Не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, природно-климатические зоны; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ

1. Информационно – аналитическое направление реализуется через анкетирование, беседы, опросы родителей, качественный и количественный анализ полученных данных, и предполагает решение педагогических задач:

  • Выявить интересы и предпочтения родителей;
  • Выявить уровень их осведомленности в тех или иных вопросах образования и воспитания детей;
  • Узнать семейный опыт, семейные традиции воспитания детей;

2. Познавательное направление реализуется через консультации, беседы, тематические сообщения, семинары-практикумы, школы для родителей, родительские клубы. Основной задачей в этом направлении работы с семьей является повышение компетентности родителей в вопросах по патриотическому воспитанию ребенка дошкольного возраста.

3. Наглядно – информационное направление работы с родителями реализуется в подборе информации и оформлении родительского уголка, папок–передвижек. Родители имеют возможность, ознакомится с содержанием, материалами, наглядностью, которые используются на занятиях, а так же узнать о формах и методах патриотического воспитания в условиях семьи, расширить осведомленность о народных праздниках, традициях, культуре и быте.

4. Развлекательное направление нередко пересекается с познавательным. Тем не менее, задачей работы в этом направлении является эмоционально обогащение в совместной творческой деятельности детей и родителей. К этому направлению относятся такие формы взаимодействия как родительские клубы, школы для родителей, праздничные развлекательные программы, театрализованные представления, концерты с участием родителей и детей.

5. Создание предметно-развивающей среды. Работа в этом направлении предполагает сотрудничество с родителями, их помощь и участие в оформлении мини- музеев в группе,  в разработке проектов по темам, игровых макетов, предложенным воспитателями групп, в подготовке атрибутов к творческим играм, костюмов. Дети по-особенному относятся к этим вещам, зная, что в этом деле приложили свои старания их родители.

Итак, родитель, непосредственно участвующий в организации педагогического процесса, является незаменимым партнером и помощником педагогу, воспитателю. А ребенок испытывает гордость и радость, а главное получает положительный пример активной жизненной позиции. В личных беседах с родителями  необходимо мотивировать их к помощи детям, к поощрению их стараний и достижений.

План работы с родителями

месяц

Содержание работы

1

сентябрь

Родительское собрание по теме «Патриотическое воспитание детей в современных условиях»

2

октябрь

Выставка творческих работ детей и родителей по теме «Дары природы».

3

ноябрь

Консультация для родителей по теме «Роль семейных традиций в воспитании будущего гражданина России»

4

декабрь

Подготовка новогодних костюмов к празднику

5

январь

Разучивание с детьми народных игр.

6

февраль

Чтение с детьми дома былин про богатырей.

7

март

«Всегда ли мы правы?» – индивидуальные консультации

8

апрель

Семейная мастерская «Сделаем скворечник своими руками»

9

май

Привлечение родителей к благоустройству территории детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по нравственно-патриотическом воспитанию "Растим патриотов"

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из  задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание  любви к близким людям, к детскому саду, к родной стране...

Программа по нравственно-патриотическому воспитанию "Растим патриотов" для детей 5-7 лет.

Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отн...

Программа по нравственно-патриотическому воспитанию "Растим патриотов"

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитан...

Дополнительная образовательная программа по нравственно - патриотическому воспитанию «Растём патриотами» для детей второй группы раннего возраста.

Если в раннем возрасте начать знакомить детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, с семейными ценностями, то это будет способствовать развитию духовного, нра...

Дополнительная общеразвивающая программа по нравственно-патриотическому воспитанию «Юный патриот» для детей 5-6лет

Дополнительная общеразвивающая программа муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №16 в честь иконы Божией Матери «Казанская»» г. Прокопь...

Дополнительная общеразвивающая программа по нравственно-патриотическому воспитанию «Юный патриот» для детей 4-5лет

Реализация Программы осуществляется в рамках основной образовательной программы ДОУ на бесплатной основе.Программа имеет социально-педагогическую направленность, обеспечивает нравственно-патриотическо...

Дополнительная образовательная программа по нравственно-патриотическому воспитанию "Растем патриотами" для детей 3 - 7 лет

Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.Ребенок с перв...