Главные вкладки

    Программа по нравственно-патриотическому воспитанию "Растим патриотов"
    рабочая программа (старшая группа) на тему

    светлана михайловна илларионова

    Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства на основе своего края, во всём многообразии её форм и методов имеет огромное воспитательное воздействие на формирование личности ребенка дошкольного возраста.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МКОУ Костино-Отдельская СОШ

    Рассмотрено                                           Утверждено

    На педагогическом совете                          Приказ №___от ____2016г

    Протокол№___от ____2016г.                    Директор_____Л.В.Котова

    Программа

    по нравственно -патриотическому воспитанию дошкольников

    «Растим патриотов»

    Возраст детей: 4-7 лет

    Срок реализации: 3 года

    Разработчик: старший  воспитатель Илларионова С.М

    2016 год

    Содержание.

    I. Целевой раздел    

    1.1 Пояснительная записка

    1.2 Основные цели и задачи реализации программы по дополнительному образованию

    1.3 Связь с другими областями

    1.4 Формы работы по реализации основных  задач программы.

    1.5 Результаты  освоения программы

    1.6 Целевые ориентиры освоения программы

    II. Содержательный раздел

    2.1 Возрастные и индивидуальные особенности детей от 4 до 7 лет

    III. Организационный раздел

    3.1 Учебно-тематический план

    3.2 Календарно-тематический план  совместной деятельности для детей 4-7 лет

    IV. Комплекс методического обеспечения образовательного

    процесса

    V. Литература

     I. Целевой раздел

    1.1.Пояснительная записка.

    Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства на основе своего края, во всём многообразии её форм и методов имеет огромное воспитательное воздействие на формирование личности ребенка дошкольного возраста.

    С позиции концепции дошкольного воспитания педагогический процесс рассматривается как активное приобщение детей к общечеловеческим ценностям. В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям. В состав базиса личностной культуры включаются ориентировка ребенка в природе, предметах, созданных руками человека, в явлениях общественной жизни, наконец, в явлениях собственной жизни и деятельности, в себе самом. Краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора детей, развитии их интеллектуального потенциала. Краеведческий подход в воспитании детей способствует реализации основных дидактических принципов педагогики: от близкого ─ к далёкому, от известного ─ к неизвестному, от простого ─ к сложному.

    Еще в позапрошлом веке выдающийся деятель в области дошкольного образования А.С. Симонович - организатор первого детского сада в России, придавала большое значение именно краеведению. В своей книге она писала: «Собственно краеведение начинается в детском садике. Это ряд систематических бесед, наблюдений, прогулок, предварительно хорошо обдуманных воспитателем, которые приводят к сознательному ознакомлению с родиной и готовят ребенка к дальнейшему пониманию живой и неживой природы, а также географии, экологии и др. Краеведение не следует понимать так, будто оно просто знакомит ребенка с окружающей средой. Краеведение выбирает только те предметы из жизни людей, которые могут дать ребенку определенные моральные и умственные силы».

    Ушинский К.Д., Белинский В.Г., Добролюбов Н.А.  считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств - доброты, справедливости, внимательного отношения к семье, к самым близким людям - матери, отцу, бабушке, дедушке. Эти корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское сердце, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

    Мария Монтессори отмечала, что "местные" черты поведения человека есть таинственное отражение того, что запечатлелось в нем в годы его детства. Она считала, что в словах "Я люблю свой край" нет ничего поверхностного или искусственного, напротив, они отражают весьма существенные человеческие качества.

    Чтобы превратить дошкольника в активного и заинтересованного участника образовательного процесса, необходимо содержание образования связать с близкой, доступной для осмысления ребенком целью. А что может быть ближе и доступнее, чем-то, что нас окружает с детства: семья, любимый город, родная природа. Внимательное отношение к тому, что ближе всего, помогает формированию общих представлений о мире, о взаимосвязях в природе и обществе.

      Что же такое краеведение? Это совокупность знаний об истории, экономике, природе, быту, культуре края. «Край» - понятие условное и зависит от того, кто и с какой целью его изучает. Это может быть и город, и район, и улица, т.е. то, что нас окружает. Для малыша это, прежде всего, родной дом, детский сад, улица, город. Это природа, люди, дома, окружающие их, которые они видят повседневно.

    Актуальность программы.

    Программа нацелена на развитие у дошкольников нравственных чувств, воспитание любви и уважения к малой родине, родному краю с помощью  эмоциональных и чувственно-практических способов познания. Программа позволяет через дополнительное образование воздействовать на эмоциональную сферу ребенка дошкольного возраста, на познавательную его деятельность.

    Составленная программа для детей дошкольного возраста предназначена для расширения знаний детей о родном крае, его обычаях, профессиях людей, для формирования основ духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к малой родине. Данная программа предусматривает возможность пробудить у ребенка гордость за традиции, успехи земляков и соотечественников, личное участие в решении существующих проблем, проявление заботы об окружающей среде в целом.

    Реализация данной программы помогает так организовать деятельность дошкольников, чтобы они лучше изучили свой край, глубже поняли особенности природы, культуры, истории, способствует формированию у детей интереса и привязанности к родному краю, развитию патриотических чувств.

    Основные формы кружковой работы – тематический, комплексные и интегрированные занятия, в них включены: беседы, рассказы педагога, чтение художественной литературы; дидактические и творческие игры; изготовление альбомов; составление творческих рассказов. А также экскурсии, целевые прогулки к памятникам, в музеи. План многоплановый и охватывает вопросы истории, географии, экологии, культуры.

    Дети имеют возможность сочетать различные направления и формы деятельности с учетом их интересов и свободного времени. Программа предполагает использование следующих форм деятельности: коллективные, индивидуальные, групповые. Сочетание разных видов деятельности (познавательный, творческий) вызывает активность и заинтересованность.

    Срок реализации  программы — 3 года.

    Программа составлена по возрастным группам:  для детей 4-5 лет (средняя группа),  для детей 5-7 лет(старшая группа).

    1.2 Основные цели и задачи реализации  программы.

    Цель: расширять знания детей об истории и культуре города Воронежа и  области, прививать интерес к прошлому своего края, воспитывать патриотические чувства.        

    Задачи:

    - Формирование у дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с родным селом;

    - Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину;

    - Формирование первичных представлений об обществе, о семье (её составе, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, традициях и др.);

    - Формирование первичных представлений о крае (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, её природе) и принадлежности к нему.

    - Формирование интереса каждого дошкольника к настоящему и прошлому родного края, умение видеть историю вокруг себя (в домах, в названиях улиц и т.д.);

    - Формирование у дошкольников желания в дальнейшем самостоятельно получать и приобретать знания о родном крае.

    - Воспитание уважения и гордости за свой родной край;

    - Развитие у детей эмоционально – ценностного отношения к своей малой Родине;

    -  Развитие познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста;

    1.3. Связь с другими областями.

    Знакомство дошкольников с родным краем процесс длительный и сложный. Положительного результата в развитии целостного отношения к родному краю можно достичь только систематической работой. Краеведческие знания интегрируются

    -в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, художественную.

    Представления о малой родине успешно интегрируются практически со всеми образовательными областями основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения («Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»).

    - в совместную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов (прогулки, целевые экскурсии обеспечивают необходимую двигательную активность и способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников).

    - в самостоятельную деятельность детей (дидактические и подвижные игры, рассматривание картинок, иллюстраций).

    - в процессе взаимодействия с семьями (создание альбомов, составление маршрутов выходного дня, рисунки детей, выполненные совместно с родителями).

    В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь и стремится к активной деятельности и педагог должен способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет его развитие. При организации краеведческой работы запланированы разнообразные виды деятельности дошкольника – игровая, изобразительная, познавательно-исследовательская, чтение. Интеграция различных видов деятельности, а также включение методов познавательной активности - обеспечивают повышение интереса

    1.4 Формы работы по реализации основных задач программы.

    Основные организационные формы:
    • совместная деятельность;
    • целевые прогулки по селу;
    • праздники, развлечения;
    • тематические выставки;
    • встречи с участниками исторических событий, людьми искусства;
    • работа в школьном музее «Отдельские Истоки».

    Методы и приемы:
    • диалоги; беседы, рассказ воспитателя, родителей;
    •  сюжетно-ролевые игры, дидактические, подвижные игры;
    • проблемные ситуации;
    • проектирование;
    • конкурсы, викторины;
    • экспериментирование;
    • коллективно-творческие дела;
    • наблюдения;
    • целевые прогулки и экскурсии;
    • рассматривание картин, иллюстраций.

    1.5 Результаты освоения программы.

    Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.

    Дети должны знать:

    4–5 лет.

    С удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности, направленных на что, чтобы порадовать взрослых, детей.

    Уметь рассказывать о своем родном селе.

    Рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать военным, пожарным, милиционером и т.д.).

    Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и не живом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им.

    5–6 лет.

    Знать свой домашний адрес, название села, района.

    Иметь представление о символике села, района,области.

    Знать название близлежащих улиц.

    Иметь представление о жизни и быте сельчан.

    Узнавать на фотографиях достопримечательности села,    уметь рассказывать о них.

    Знать профессии своих родителей.

    Знать правила поведения в природе.

    Уметь рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.

    6–7 лет.

    Краткие сведения об истории села, района.

    Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.

    Знать герб, флаг и гимн города Воронежа и своей страны.

    Иметь представление о Президенте, Правительстве России; о войнах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.

    Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д.; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле; о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т.д.

    Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.

    Правила безопасности поведения в природе и на улице города.

    Иметь элементарные представления об охране природы, о заповеднике Воронежской области.

    Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.

    1.6. Целевые ориентиры освоения программы.

    - Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

    - Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.).

    - Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.

    - Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свои город, край, страну, их достижения, имеет представление об их географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.

    - Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу, ощущает принадлежность к определенной культуре.

    - Обладает способностями, позволяющими адаптироваться в социально-культурной среде.

     II. Содержательный раздел.

    2.1 Возрастные и индивидуальные особенности детей от 4 до 7 лет.

    Возрастные особенности детей 4-5 лет.

    В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

    Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.

    Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

    Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений.

    К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

    Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.

    Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.

    Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

    Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие,

    В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

    Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.

    Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.

    У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

    Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим.

     Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого.

    Возрастные особенности детей 5-6 лет.

    Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры н строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». Действия детей в играх становятся разнообразными.

    Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.

    Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют разные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

    Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (в этом случае ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (в этом случае ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).

    Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов.

    Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

    В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объекта в результате различных воздействий, представления о развитии и т. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.

    Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

    Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

    Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

    Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.

    Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.

    Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

    Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.

    Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение общаться, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

    Возрастные особенности детей 6-7 лет.

    Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится.

    Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д,

    Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.

    При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

    Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.

    Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям.

    В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений.

    Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.

    У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

    Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.

    Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.

    Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой.

    Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

    У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер общений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.

    В результате правильно организованной образовательной работы дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

    В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

    К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития.

    III. Организационный раздел

    3.1. Учебно-тематический план.

    Группа

    Количество занятий в неделю

    Количество занятий в месяц

    Количество занятий   в год

    Группа детей 4-5 лет

    1

    4

    34

    Группа детей 5-7 лет

    1

    4

    34

    3.2  Календарно - тематический план  совместной деятельности для         детей 4-7 лет

    Средняя группа.

    Месяц. Тема. Цель.

    Образовательная деятельность

    Совместная деятельность педагога и детей

    Праздники, события

    Сентябрь

     «Мое село родное».

    уточнить, что знают дети о своем селе, какие места могут узнать.

    Рисование  «Дома в нашем селе».

    1.Рассматривание слайдов, фотографий с видом села

    2.Беседа  «Улица, на которой я живу»

    «Мой адрес».

    1.Тематическое занятие «Я живу в селе Костино-Отделец».

    2.Оформление стенгазеты «Достопримечательности нашего села».

    Октябрь

     «Мой детский сад».

    Дать представления детей о жизни в детском саду.

    Проектная деятельность

    «Мой любимый детский сад».

    1.Беседа «Моя любимая игрушка в детском саду».

    2.Экскурсии по детскому саду и вокруг детского сада».

    1.Итоговое занятие «Мой любимый детский сад».

    Ноябрь

     «Мой детский сад».

    Закреплять навыки вежливого обращения с окружающими.

    Проект «Учимся встречать гостей»

    1.Ознакомление с окружающим  «Наведем порядок вместе».

    2. Развитие речи  «Будьте здоровы, зайчишки».

    Игровая ситуация «Угощение для птиц».

    1.Осеннее развлечение «Приходите к нам на ярмарку!»

    Декабрь

     «Моя семья»

    учить детей замечать настроение  родных окружающих вызвать эмоциональный отклик.

    1.Развитие речи    «Я и моя семья»

    2. Рисование

    «Дом, в котором ты хотел бы жить».

    1.Сюжетно- ролевая игра «Дочки-матери»,

    2. Игровая ситуация «Праздничное чаепитие в семье.

    Новогодний праздник для всей семьи

    «Новогодние чудеса у елки»».

    Январь

     «Дружные ребята» формировать у детей представление о том,  что такое дружба.

    1.Рассказ «У меня есть друг хороший».

    1.Чтение рассказа Н.Н.Носова «Фантазеры»

    2.Ролевая игра «Вместе строим новый дом».

    Игра - развлечение

    «Огуречик  –  огуречик».

    Февраль

     «День Защитника Отечества»

    дать представления о воинах  защитниках нашей страны.

    1.Проектная деятельность  «Защитники Отечества».

    2.Лепка «Самолеты стоят на аэродроме»

    3.Аппликация с рисованием «Папин портрет».

    1.оформление стенгазеты «Мой папа солдат»

    2.«Наша Армия родная»- открытое занятие

    Спортивное развлечение с родителями «Пехотинцы и моряки»(совместно с детьми ср.группы)

    Март

     «8  марта – Праздник мам»

    Подвести к понимаю, что все члены семьи нуждаются в заботе, любви, помощи.

    1. Аппликация «Цветы для мамы».

    2.Рисование «Мамочкин портрет».

    1.Беседа: «Как я помогаю маме»

    2.Ситуативный разговор «Как можно порадовать маму, бабушку»

    3. Заучивание и чтение стихов про весну, солнышко, маму, бабушку  

    Праздник для наших мам и бабушек

    Апрель

     «День Космонавтики»

    Дать необходимые сведения о космонавтах России.

    1. Тематическое занятие «Мы тоже к звездам полетим»

    2.Рисование «Космос»

    1.Сюжетно – ролевая  игра «Мы  - космонавты»

    2.Просмотр презентации  о космосе

    Конкурс поделок из бросового материала «Моя ракета»»

    Май

     «День Победы»

    Дать первоначальные представления о Дне Победы.

    1.Тематическое занятие «Этот праздник со слезами на глазах»

    2.Рисование на тему «День Победы» 

    1.«День Победы»

    Рассматривание иллюстраций, беседа о Дне Победы , о Великой Отечественной войне.

    Акция «Георгиевская ленточка»

    Старшая группа.

    Месяц. Тема. Цель.

    Образовательная деятельность

    Совместная деятельность педагога и детей

    Праздники, события

    Сентябрь

    «Село Костино-

    Отделец »

    дать представление о родном селе, значительных местах

    1.Викторина по иллюстрациям «Узнай картинку села».

    3. Рисование «Церковь нашего села»

    1.Рассматривание фотоальбома и беседа «Мое родное село».

    1.Тематическое занятие с просмотром презентации

    «Природа нашего села».

    2.Экскурсия на аллею славы нашего села.

    Октябрь

     «Я и мой дом»

    Воспитывать любовь к родному дому.

    1.«Дом,в котором я живу».

    2.«Вещи вокруг нас».

    3.Рисование «Жил-был я».

    1. Чтение стихотворения И. Токмаковой «Новая квартира».

    2. Сюжетно – ролевая игра «Принимаем гостей».

    Итоговое занятие «Дом, в котором мы живем».

    Ноябрь

     «Наш любимый детский сад»

    закрепить и расширить представления детей о жизни в детском саду.

    1.Беседа «Детский сад».

    2. Рисование «Как мыиграем в детском саду».

    1.Беседа о важности всех работников детского сада.

    2.Чтение нанайской сказки, «Хлеб да соль».

    Конкурс стихов «Наш веселый детский сад»

    Декабрь

     «Что такое дружба»

    Дать первоначальное представление о том, что такое  - дружба.

    Познавательные занятия

    1.«Что такое дружба».

    2. «Как себя вести».

    1.Беседа «Как мы готовимся к Новому году».

    2.Украшение группы к празднику.

    Новогодний праздник

    « Новогодняя сказка».

    Январь

     «Рожественские традиции нашего села»

    Дать представления о традициях нашего народа.

    1.«Народные рождественские колядки».

    2.Игра – путешествие Зимние забавы детей (русские традиции).

    1.Беседа о характерных признаках января «Месяц январь – зимы Государь». 2.Разучивание поговорки: «Вот так месяц – ломонос: береги свой нос!»

    1.Досуг «Рождественские посиделки» .

    2. Экскурсия в храм

    Февраль

     «Наша Армия Сильна»

    Расширять знания об армии, о воинах – защитниках.

    1.Рисование «Солдат на посту»

    2. «Кто такие защитники Отечества».

    3.Просмотр презентации «Наша Армия сильна».

    1.«Что мы Родиной зовем?»

    2.«Православные святые».

    1.Спортивное развлечение с родителями «Пехотинцы и моряки»

    2.Посещение краеведческого музея

    Март

    «Я и моя семья»

    Закрепить представления детей о членах семьи, их родственных связях.

    1.Проектная деятельность

    «Расскажи о своей семье».

    1. Чтение  сказки «Айога».

    1.Развлечение «8 марта- мамин день!»

    Апрель

     «Герои космоса» дать представление об освоении космоса.

    1. Ознакомление с окружающим (презентация о Ю.А.Гагарине»

    2. Рисование «Ракета летит к звездам».

    1.Чтение Н. Носов «Приключения Незнайки на Луне».

    2.Рассматривание иллюстраций с изображением космоса;

    Конкурс поделок из бросового материала «Моя ракета»

    Май.

     «День Победы» показать детям массовый подвиг народа во время Великой Отечественной войны.

    Открытое занятие

    1. «Этот день мы приближали,  как могли!»

    2. «Святые места России».

    1.Беседы о подвигах людей во время Великой Отечественной войны.

    3.Чтение рассказов земляка Л.Д.Аронова.

    1. Акция «Бессмертный полк ».

    Месяц. Тема. Цель

    Образовательная деятельность

    IV. Комплекс методического обеспечения

     образовательного процесса.

    • Дидактические и наглядные пособия;
    • Современные средства ТСО (компьютеры, проектор и т.д.);
    • Методическая, краеведческая, художественная литература;
    • Репродукции и иллюстрации картин ;
    • Фотоальбомы «Наше село», «Памятные места и достопримечательности нашего села», «Хоперский Заповедник »,  и т.д.
    • Рассказы писателя земляка Л.Д.Аронова
    • Электронные презентации в соответствии с тематическим планированием;
    • Грамзаписи и аудиозаписи;
    • Карта Воронежской области;
    • Символика России,  города Воронежа, Терновского района ;
    • Буклеты, наборы открыток;

    V. Литература.

    1. «С чего начинается Родина?» / Под ред. Л. А. Кондрыкиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
    2. Баранникова О.Н.Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду,-М.2007.
    3. В.Н. Матова  «Краеведение в детском саду СПб.: ООО « Издательство «Детство-пресс». 2014.
    4. Ватаман В.П.Воспитание детей на традициях народной культуры.- Волгоград,2007.
    5. Вахрушев А.А., Кочемасов Е.Е., Акимова Ю.А., Белова И.К. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. – М.: «Баласс», 2001
    6. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! – СПб., 2003.
    7. Г. Блинова Познавательное развитие детей 5 – 7 лет .Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
    8. Дошкольникам о защитниках Отечества под. Ред. Л.А. Кондрыкинской.-2007.
    9. Как знакомить дошкольников с природой./ Л.А. Каменева, А.К.Матвеева, Л.М. Маневцова и др.;Под ред. П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1983.
    10. Козлова С.А., Я - человек. Программа приобщения ребенка к социальному миру.-М.1999.
    11. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет.-М.2007.
    12. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В.«Развитие связной речи по лексико-семантической теме «Человек: я, мой дом, моя семья, моя страна» - М.: «Издательство ГНОМиД», 2001.
    13. Круглова Т.А., Ерохина Е.Л. Государственные символы России.- М, 2002.
    14. Лосева А.Ю. Как помочь ребенку полюбить свой родной город /Детский сад от А до Я ,2003,№ 3.
    15. Маханёва М. Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие». Издательство: Сфера, 2009г.
    16. Н.Г. Пантелеева «Знакомим детей с малой Родиной»: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера,2015.
    17. Шварц Т.В., Немченко Е.В., Ильина С.В. «Курские края - Родина моя», Курск, 2014 г.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа по нравственно-патриотическом воспитанию "Растим патриотов"

    Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из  задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание  любви к близким людям, к детскому саду, к родной стране...

    Программа по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста (3-5 лет) "Растим патриотов России"

    Программа по нравственно-патриотическому воспитанию детей (3-5 лет) "Растим патриотов России"....

    Программа по нравственно-патриотическому воспитанию "Растим патриотов" для детей 5-7 лет.

    Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отн...

    ПРОГРАММА ПО НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКЛЬНИКОВ "РАСТИМ ПАТРИОТОВ"

    Структура программы Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает три возрастных периода развития детей: средний возраст (4-5 лет, средняя группа), старший дошкольный возраст (5-6 лет,...

    Дополнительная образовательная программа по нравственно - патриотическому воспитанию «Растём патриотами» для детей второй группы раннего возраста.

    Если в раннем возрасте начать знакомить детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, с семейными ценностями, то это будет способствовать развитию духовного, нра...

    Дополнительная общеразвивающая программа по нравственно-патриотическому воспитанию «Юный патриот» для детей 5-6лет

    Дополнительная общеразвивающая программа муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №16 в честь иконы Божией Матери «Казанская»» г. Прокопь...

    Дополнительная общеразвивающая программа по нравственно-патриотическому воспитанию «Юный патриот» для детей 4-5лет

    Реализация Программы осуществляется в рамках основной образовательной программы ДОУ на бесплатной основе.Программа имеет социально-педагогическую направленность, обеспечивает нравственно-патриотическо...