Консультация для педагогов на тему: «Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»
консультация

Галина Юрьевна Гоголева

Музыка способна воздействовать на чувства и настроение ребёнка, преобразовывать его нравственный и духовный мир. Задача музыкального образования - воспитание души ребёнка средствами музыки, воздействие на процесс становления его нравственных качеств.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №163»

Консультация для педагогов на тему:

«Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»

Подготовила музыкальный руководитель

МДОУ «Детский сад №163» Гоголева Г. Ю.

г. Ярославль

  1. «Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования» – так говорил греческий философ Аристотель.

Невозможно переоценить роль музыки в нравственно - патриотическом воспитании дошкольников. Музыка способна воздействовать на чувства и настроение ребёнка, преобразовывать его нравственный и духовный мир. Задача музыкального образования - воспитание души ребёнка средствами музыки, воздействие на процесс становления его нравственных качеств.

Проблема нравственно – патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня является одной из наиболее актуальных. Чувство патриотизма… Доступно ли оно маленьким детям?

Маленьким детям еще не доступно в полном объеме понимание Родины, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребенка Родина - это мама, близкие и родные люди, окружающие его, это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему.

Для реализации задач патриотического воспитания дошкольников необходим комплексный подход. В детском саду он осуществляется через организацию интегрированных занятий, праздников, развлечений, включающие в себя музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельность детей и ознакомление их с художественной литературой. Всё это является для ребёнка своеобразной школой, где он приобретает опыт моральных отношений, усваивает правила поведения, элементарную культуру деятельности, культуру речи, у него формируется эмоционально-нравственное отношение к окружающему миру.

  1. Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Через народные песни и танцы в детях воспитывается чувство патриотизма, национальной гордости.

В образовании и воспитании детей дошкольного возраста значительную роль играет приобщение к народному музыкальному творчеству, к народной песенной культуре. При знакомстве на занятиях, досугах с игровым фольклором, народными музыкальными инструментами обогащается внутренний мир ребёнка.

Дети с удовольствием слушают народную музыку, исполняют народные песни, инсценируют их («Выпал беленький снежок», «Жили у бабуси», «Как у наших у ворот»); играют на музыкальных инструментах («Светит месяц», «Ах вы сени»); водят хороводы («Ровным кругом», «Что нам Осень принесла», «Во поле береза стояла», «Огородная – хороводная», «Каравай», «Встань-ка на дорожке»); играют в русские народные игры («Плетень», «Гори, гори ясно», «Золотые ворота», «Гуси-гуси», «У медведя во бору», «Повстречался Ёжик мне», «Скачет Зайка маленький»,); исполняют народные танцы («Кадриль», «Русский перепляс»).

Произведения русского музыкального и устного народного творчества просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем. Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста. В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания. На музыкальных занятиях я использую народную музыку для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок. Обучаю игре на русских музыкальных инструментах (ложки, бубны, колокольчики, шумелки и т.д.)

Из года в год в детском саду мы проводим календарные праздники. В сценарии праздников я включаю русские народные сказки «Колобок», «Теремок», «Репка», «Заюшкина избушка»; хороводы с участием сказочных животных; осенние, зимние, весенние обрядовые игры. Всё это способствует формированию русской народной культуры, вызывает у детей положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни. Фольклор дает детям самые главные и простые понятия о жизни и о людях (труд человека, его взаимоотношения с природой, жизнь в коллективе).

Игры с народным словом помогают развивать у детей чувство ритма, выразительность движений, творческие способности. В такие игры с использованием потешек, прибауток, приговорок и др. можно играть и дома. Они делают и родителей и детей ближе духовно, что необычайно важно для родных людей.

  1. Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции.

В детском саду проводятся традиционное фольклорное развлечение «Масленица», где дети водят хороводы, играют в народные игры и забавы.

  1. Нравственно – патриотическое воспитание ребёнка-дошкольника — это прежде всего воспитание любви и уважения к матери.

Любовь к Родине начинается с любви к маме. А человек начинается с его отношения к родителям.

Все лучшее, что есть в человеке, достается ему от матери. А как ждут дети мамин праздник! С каким настроением они разучивают песни о маме, бабушке. Сколько нежности и тепла вкладывают в свое исполнение. Ведь они поют о самых любимых людях! Особенно

нравится детям, когда мамы, бабушки являются непосредственными

участниками праздника. Взрослые и дети вместе участвуют в играх, аттракционах, исполняют роли, играют на музыкальных инструментах. Дети дарят подарки мамам, бабушкам, изготовленные своими руками. Помимо этого, в детском саду стало традицией отмечать День Матери, который проводится в конце ноября.

  1. Для ребенка Родина – это мама, близкие и родные ему люди, дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад, его семья.

От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношения к окружающему миру. «С чего начинается Родина?» Да, наверное «с той песни», а еще с того знакомого места из детства, где мы родились, где мы играли, бегали, гуляли. Дети с удовольствием поют песни про родных, дружбу, семью, детский сад. Эти песни им особенно понятны и очень любимы.

  1. Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма.

Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания в процессе слушания музыкальных произведений воспитывается отношение к образам природы. Именно воспитанием любви к родной природе можно развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. Природа оставляет большой след в душе ребёнка, потому что она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства. Ребёнок радуется, видя зелёную траву, слушая щебетание птиц или стрекотание кузнечиков, ощущая запах цветов. А музыка, изобразительное искусство и художественное слово могут помочь детям в этом. Дети слушают «пение птиц», затем сами могут сочинить песенку птички; восхищаются красотой, грациозностью рыбок и сами танцуют, как рыбки, импровизируя.

В детском саду проводятся сезонные праздники посвященные празднованию «Нового года», «Осени», «Весны», «Лета», где дошкольники поют песни про природу, исполняют танцы с осенними листьями, снежинками и цветами.

  1. Особое значение в рамках нравственно – патриотического воспитания имеет тема «Защитники Отечества».

Эта тема любима детям. Героизм, мужество, готовность совершать подвиги во имя Родины – эти черты российского воина понятны старшим дошкольникам, вызывают у них уважение и желание быть такими же мужественными и смелыми. Дети с удовольствием исполняют песни, читают стихи, выполняют торжественные перестроения. Песни военной тематики легко запоминаются ребятами, особенно популярны у них «Наша Родина сильна», «Бравые солдаты», «Будем в армии служить», «Песня о пограничнике», «Солдат молоденький», «Бескозырка белая».

  1. Главной темой патриотического воспитания детей остается тема Великой Победы, где раскрывается величие подвига советского народа.

Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. День Победы - великий праздник нашего народа. Мы вновь и вновь отдаем дань глубокого уважения нашим отцам, дедам и прадедам за их подвиг на полях сражений и в тылу. А наш долг – помнить об этом и передавать память о нем поколениям, выросшим в мирные годы. На музыкальных занятиях дети знакомятся с патриотическими песнями тех времен, проводим беседы о подвигах советского народа в годы войны. Проводятся экскурсия к памятнику погибшим воинам, где дети и взрослые чтят память героев – земляков, погибших в годы ВОВ, возлагаются цветы. Осознать и эмоционально прочувствовать, душевно пережить события военных лет помогают такие песни, как «День Победы», «Священная война», «Катюша», «Прадедушка», «Три танкиста», «Мир нужен всем». В сердце каждого ребенка тема победы находит отклик. Песни военных лет являются патриотическими, поэтому дети должны их слушать и узнавать. Мероприятия, посвященные Дню защитников Отечества и Дню Победы, проводятся совместно с воспитателями и инструктором по физической культуре. Дети, с большим желанием играют в военные игры, перевоплощаются в солдат, моряков и пограничников, маршируют в почетном строю, поют военные, патриотические песни, выполняют различные перестроения.

  1. 1 июня в детском саду проводится праздник - День защиты детей!

Основная цель такого праздника - приобщение детей к миру, дружбе и любви. Именно этим мы развиваем патриотические чувства детей.

В заключение хочу сказать, что в своей работе по музыкальному воспитанию дошкольников на занятиях я стараюсь включать в репертуар песни о Дружбе, Мире и Любви. Такие песни, как «Дружба крепкая», «Мир нужен всем!», «Детский сад – это домик для ребят», «Большой хоровод», «Мир, который нужен мне», «Мама – первое слово», «Зореньки краше», «Прадедушка», «Росиночка – Россия», «Что зовем мы Родиной», «Детство – это я и ты» и многие другие, находят отклик в детских сердцах и душах. Разучивая песню, танец или игру на тему Родины, беседую с детьми, вывожу их на диалог, привожу примеры из своего личного опыта.

  1. «В Душе и сердце Ребёнка должны быть поселены: светлые образы, мысли и мечтания - чувство прекрасного, устремлённость к благу; мужество и бесстрашие; чувство заботы и сострадания, радости и восхищения …» - советский педагог Ш.А. Амонашвили

Россия – Родина для многих! Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну сочетается с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности. Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовыйпериод всех высоких человеческих начал. Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников огромна. Это яркие ...

Статья на тему "Роль музыки в духовно-нравственном воспитании дошкольников"

В настоящее время проблеме духовно-нравственного воспитания уделяется пристальное внимание. Это подчеркивается и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, где ср...

Консультация на тему: «Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольника» для педагогов

Воспитание молодежи начинается в дошкольном возрасте. Ведь дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наши...

Консультация для педагогов на тему "«Роль сказки в развитии и воспитании дошкольников».

Данный материал рассказывает о роли сказки в жизни дошкольников...

консультация для педагогов по теме "роль музыки в воспитании духовности современного дошкольника"

главной целью духовно нравственного воспитания являетсяприобретению им нравственного духовного опыта,основанного на народных традициях,традициях православной культуры.Но для реализации задачи нужен ко...

Доклад на тему: «Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»

С помощью музыки мы развиваем в детях чувство гордости за свое Отечество, воспитываем уважение к родным и близким, развиваем толерантное отношение к окружающим их людям. А также воспитываем к истории ...

Консультация для педагогов на тему: «Роль игр в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников в современном детском саду»

laquo;Никто не учит маленького человека: Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное. Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственно-патр...