«Народная тряпичная кукла как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры и традициям».
консультация (старшая группа)
В настоящее время важнейшим приоритетом современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодежи. Народна культура – это богатый материал для воспитания любви к Родине, к традициям своего народа, средство обогащения представлений детей об окружающем мире.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.15 КБ |
Предварительный просмотр:
«Народная тряпичная кукла как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры и традициям».
1 слайд титульный
В настоящее время важнейшим приоритетом современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодежи. Народна культура – это богатый материал для воспитания любви к Родине, к традициям своего народа, средство обогащения представлений детей об окружающем мире.
Современный мир переполнен информацией. Дети, окунувшись в него, плывут, как и взрослые, по течению. Теряется интерес к нашим сказкам, традициям, игрушкам, им на смену приходят мультфильмы и компьютерные игры Запада. В каждой семье есть игрушки, много игрушек. Порой они не несут художественного смысла и выражения. Отношение к ним у ребёнка спонтанное: поиграл и забросил, порвал и забыл. Родители чаще проговаривают о том, что им легче выбросить и купить новую, современную, чем привести в порядок игрушку вместе с ребенком.
Кукла – первая игрушка, поэтому она близка и понятна ребенку. Рукотворная тряпичная кукла – часть народной традиции. Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа.
Слайд 2
Цели и задачи.
Слайд 3
(народный календарь)
План работы построен на народных праздниках и народном календаре изготовления тряпичных кукол. Во время «путешествий» в историю народной игрушки дети получают информацию о народных календарных праздниках, традициях, о том, по какому случаю «вертели» лоскутных кукол.
Изучая тему изготовления обрядовых тряпичных кукол по месяцам, мы остановились на тех куклах, которые станут участницами народных праздников, развлечений, обрядов, игр и хороводов.
Обережные и игровые виды кукол мастерим в промежутках от календарных обрядовых. Таким образом, у детей практически закрепляются полученные знания о разных видах кукол и появляется активное желание их мастерить.
Слайд 4 (мастерская народная тряпичная кукла)
В древней Руси началом года считали весну, год начинался с 1 марта. А наш учебный год начинается с осени. Поэтому приобщать детей к знакомству народной тряпичной куклы мы начинаем с осени.
Слайд 5 (обереговые куклы)
И с первой осенней куклой, с которой я хочу вас познакомить, это Кукла Зерновушка она относится к обереговым куклам это своеобразный образ женщины хранительницы, кормилицы, одна из главных кукол в доме. Ее делали из мешковины после сбора урожая. Набивали самой лучшей, отборной крупой и бережно хранили до следующего сева.
С куклой Зерновушкой и её традициями знакомим детей в сентябре, когда идёт сбор урожая на полях, в огородах и в садах. Проводим познавательные беседы, рассматриваем картины, заучиваем стихи, хороводные урожайные игры (хоровод-огород), читаем загадки.
Слайд 6 (обрядовые куклы)
Следующая осенняя народная тряпичная кукла «Десятиручка» это обрядовая кукла.
Десятиручка оправдывает свое имя. Ее делали как помощницу во всех делах. Чтобы все удавалось и на все хватало рук. Куклу обычно изготавливали на праздник Покрова.
Куклу Десятиручку мы используем в сюжетно ролевых играх (Хозяюшка, Собираем урожай, Зимние заготовки) и играх драматизациях( есть такая игра по сказке куколка Десятиручка).
Следующая Кукла «День-ночь» она относится к зимнему периоду.
Куклу «День-Ночь» изготавливали и дарили на Новый год, и она весь год служила своеобразным календарем, отмеряя каждый 365 день ночь. Люди верили, что кукла оберегает смену дня и ночи, сохраняя порядок в мире.
Куклы разные не только по цвету, но и по характеру. Кукла «День» - молодая, живая, подвижная, работящая и веселая. Куколка «Ночь» - мудрая, тихая, задумчивая, спокойная.
К ней обращаются с пожеланиями «Хорошего дня», просьбами, чтобы день был удачным в делах. Или пожеланием «Спокойной ночи». Ночь следит, чтобы все утихомирились и легли спать, отдыхать от трудов и набираться сил, а утром проснулись здоровые и бодрые.
С куклой «День-Ночь» можно играть, объясняя ребёнку смену дня и ночи. Нужно показать, какой стороной к себе нужно поставить куклу вечером, а какой — утром. А еще она помогает разредить эмоциональную обстановку. Дети играют в игру «Грусть и радость»
А эта кукла называется «Масленица» с ней мы знакомим детей весной.
Наряду с большой традиционной куклой Масленица было принято делать маленькую тряпичную домашнюю куклу.
Жила такая маленькая Масленица в доме целый год. В масленичное (прощеное) воскресенье ее, как и большую куклу, сжигали, а на замену делали новую куклу.
Домашняя Масленица считалась мощным оберегом дома от всяческих напастей.
На масленичную неделю мы с дети будем знакомятся с традициями этого праздника, разучивать колядки, песни, игры. Масленица будет находится на почётном видном месте.
Слайд 7 (игровые куклы)
И на этом слайде вы видите традиционную народную куклу «Кулачники» (кулачные бои на Руси традиционно проводились на масленицу) — это игровая кукла в мужском образе, которую изготавливали для мальчиков.
История: во время кулачных боёв, которые устраивались для забавы взрослых, мальчикам делали «кулачников» для игр. Главное условие игры — нужно было сбить шапку с куклы соперника.
Кукла предназначалась для того, чтобы учить мальчиков с детства кулачным боям, чтобы в будущем они могли защитить свой дом, семью и близких.
При этом «кулачник» был сделан так, что нападать с помощью куклы нельзя, а только защищаться. Это соответствовало морали: «в обиду себя не давай, а первым нападать не смей».
С куклой «Купавка» мы знакомим детей летом. Это кукла одного дня. Она олицетворяла начало купаний. Её сплавляли по воде, а тесёмки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды – такое значение придавалось очистительной силе воды.
С куклу «Купавкой» мы будем играть в различные хороводные игры ( например «Бубенцы» и «Дударь, дударь, дударище.»)
Слайд 8 (схема)
При изготовлении тряпичной куклы используем схемы по которым поэтапно мастерим кукол.
Слайд 9 (с родителями)
Родители активно принимают участие и вместе с детьми дома делают игровые народные тряпичные куклы.
Слайд 10 (музей)
Вот какая она волшебная – русская народная тряпичная кукла!
С чего начинается Родина? Возможно, с такой необычной встречи с традиционной куклой в детском саду. И пусть такие события маленькой искоркой останутся в памяти ребятишек и в дальнейшем помогут разгореться большому огню любви к своей Родине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Русские народные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к истокам русской национальной культуры"
Данный проект направлен на формирование у детей дошкольного возраста знаний о традициях русского народа....

Народная тряпичная кукла как средство приобщения дошкольников к народной культуре
Чем дальше в будущее входим,Тем больше прошлым дорожим.И в старом красоту находим,Хоть новому принадлежим.Вадим Шафнер...

Мастер-класс "Народная кукла – как средство приобщение детей к истокам русской народной культуры"
Процесс изготовления куклы оберега имеет свои определенные каноны. Главное правило изготовления магического помощника — хорошее настроение и добрые помыслы....
Мастер-класс для педагогов "Народная тряпичная кукла как средство приобщения дошкольников к народной культуре"
Рекомендовано для педагогов ДОУ...

«Народная тряпичная кукла, как средство приобщения дошкольников к народной культуре» - работаем по проекту «Быт и традиции русского народа».
laquo;Из всех существующих в мире загадоктайна куклы – самая загадочная;без понимания сущности куклыневозможно понять и человека».М. Е. Салтыков-ЩедринИзучение национальной культуры и нар...
МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «НАРОДНАЯ ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ»
МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ«НАРОДНАЯ ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К И...

«Традиционная тряпичная кукла ,как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры»
План мероприятий в соответствии интеграцией образовательных областей....
