План по самообразованию педагога Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 5-6 лет»
проект (старшая группа)

Адуева Гульнара Гамзаевна

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_samoobrazovaniya.docx166.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Солнышко»

План по самообразованию педагога

Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 5-6 лет»

                                                                                                                Подготовил: воспитатель

                                                                                                  МАДОУ ДСКВ   «Солнышко»

                                                                                                                                   Адуева Г.Г.

Покачи 2023г.

Введение

Возраст от 5 до 6 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей старшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

Развитие связной речи у дошкольников — важное направление в работе воспитателя детского сада. Ему необходимо постоянно искать новые способы и методические приемы активизации речевой деятельности детей. Актуальность

В рамках        введения        ФОП        дошкольного        образования повышаются требования к уровню развития речи воспитанников детского сада как одного из условий успешного дальнейшего обучения в школе. Ребенок должен уметь использовать речь в качестве средства общения, строить связное, грамматически правильное монологическое высказывание и вести диалог.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты".

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена

спецификой содержания и форм произведений словесного творчества

русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

Задачи:

  1. Выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей.
  2. Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами. 3.Обогащать чувства детей, воображение и речь.

4.Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству

Ожидаемый результат:

  • совершенствование образовательного процесса;
  • активизация речевой деятельности дошкольников;
  • улучшение предметной среды, которая способствует развитию речи у детей;
  • достижение        намеченных        в        ФОП        соответствующих        результатов дошкольного образования;
  • повышение профессионального уровня и компетентности педагога.

Этапы работы.

  1. Изучение литературы по теме.

В течение года изучить необходимую методическую литературу, а также статьи журналов, ознакомиться с материалами интернет-источников.

  1. Работа с детьми.
  2. Работа с родителями.
  3. Отчет воспитателя о проведенной работе на год.

Методы и приемы:

-чтение и рассказывание художественных произведений,

-заучивание наизусть,

-пересказ,

-составление рассказов с использованием опорных схем,

-описание и составление рассказов по сюжетным картинам,

-составление загадок,

-сочинение сказок,

- инсценирование сказок; (настольный театр),

-игры и упражнения для развития речи (О.С.Ушакова).

Календарно-перспективное планирование

Месяц

Самореализация

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

-Изучение темы:

«Роль потешек в развитии речи ребенка»

-Создание картотеки потешек для работы с детьми.

- Показ кукольного театра по сказке

«Колобок».

-Разучивание и проговаривание потешек.

Применение потешек в режимных моментах.

Родительское собрание на тему: «Роль устного народного творчества в развитии речи детей».

Беседа

«Справиться с детским непослушанием помогут потешки»

Октябрь

-Создание картотеки загадок.

-Консультация для воспитателей

«Использование

Игры-имитации отдельных действий человека,

животных, птиц.

-Семейный конкурс

«Отгадай загадку

– нарисуй

отгадку» -

элементов устного народного творчества как средство развития речи детей дошкольного возраста».

-

Досуг «Вечер загадок».

Анкетирование

«Приобщение детей к истокам русской культуры»

Ноябрь

-Изучение темы:

«Настольно – печатные игры по русским народным сказкам»

-Обустройство уголка ряженья с русскими национальными костюмами.

-Создание библиотеки красочных книг с русскими народными сказками.

Театрализованная постановка русских народных сказок «Теремок»,

«Репка», «Курочка Ряба» - Дидактические игры «Узнай сказку», «Угадай, из какой сказки герой?», - Настольно- печатные игры по мотивам русских народных сказок (разрезные картинки, лото, пазлы).

Консультация

«Роль родителей в возрождении русских традиций»-

Декабрь

Изучение темы:

«Использование фольклора в работе с детьми».

-Хороводы, народные подвижные игры.

- Просмотр кукольного театра по русской народной сказке

«Заюшкина избушка».

Конкурс на лучшую книжку- малышку

«Потешки, песенки».

Январь

Консультация для педагогов «Не забывайте народные игры».

-Игровая деятельность

«Поиграем с пальчиками». (Пальчиковые игры на основе русских народных потешек)

«Пришла Коляда»

- разучивание колядок.

-

«Рождественские посиделки» - (творческий вечер с участием родителей).

Колядование.

Февраль

-Изучение темы:

«Устное народное творчество как средство духовно- нравственного развития личности ребенка».

- Разучивание песен и стихов про Масленицу.

-Знакомство с пословицами и поговорками.

Мастер – класс

«Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возраста»

Март

-Изучение темы:

«Театрализованные игры как средство развития речи детей»

-Создание театрального уголка в группе (настольный (конусный, пальчиковый театры)

-Знакомство с закличками, потешками о солнце.

-Досуг

«Солнышко, нарядись, красное, покажись!» Театрализованные игры по мотивам русских народных сказок.

- Конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему

«Моя любимая сказка» Развлечение

«Широкая Масленица»

Апрель

-Приобретение в группу раскрасок по русским народным сказкам и потешкам.

-Разучивание потешек, песенок, скороговорок,

выступление для родителей. - Дидактические игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой».

-Консультация:

«Почитай мне сказку, мама»

-Консультация

«Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки»

май

-Выступление на педсовете: «Отчёт о проделанной работе по теме самообразования.

Самоанализ плана самообразования» - Открытый показ НОД в средней группе.

-Игры- драматизации по знакомым сказкам.

-Открытое занятие по развитию речи

«Устное народное творчество».

-Презентация

«Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию по теме: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2-3 лет».

Устное народное творчество является не только важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей, но и играет огромную роль в воспитании у дошкольников интереса к родной речи....

План работы по самообразованию по теме: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».

Возраст от 3 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разгово...

План самообразования на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».

Самообразование по теме: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»Цель работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью п...

План самообразования по теме «Влияние устного народного творчество на развитие речи детей» на 2021-2026 уч. г.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого    народа, выработанный веками взгляд  на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное на...

План работы по самообразованию по теме: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет» на 202-2023 г.

Объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного...

План по самообразованию на тему "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет"

В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачи речевого развития. Они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия литературных произведений повыша...