План по самообразованию педагога Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 5-6 лет»
проект (старшая группа)
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 166.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Солнышко»
План по самообразованию педагога
Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 5-6 лет»
Подготовил: воспитатель
МАДОУ ДСКВ «Солнышко»
Адуева Г.Г.
Покачи 2023г.
Введение
Возраст от 5 до 6 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей старшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Развитие связной речи у дошкольников — важное направление в работе воспитателя детского сада. Ему необходимо постоянно искать новые способы и методические приемы активизации речевой деятельности детей. Актуальность
В рамках введения ФОП дошкольного образования повышаются требования к уровню развития речи воспитанников детского сада как одного из условий успешного дальнейшего обучения в школе. Ребенок должен уметь использовать речь в качестве средства общения, строить связное, грамматически правильное монологическое высказывание и вести диалог.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты".
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена
спецификой содержания и форм произведений словесного творчества
русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.
Задачи:
- Выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей.
- Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами. 3.Обогащать чувства детей, воображение и речь.
4.Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству
Ожидаемый результат:
- совершенствование образовательного процесса;
- активизация речевой деятельности дошкольников;
- улучшение предметной среды, которая способствует развитию речи у детей;
- достижение намеченных в ФОП соответствующих результатов дошкольного образования;
- повышение профессионального уровня и компетентности педагога.
Этапы работы.
- Изучение литературы по теме.
В течение года изучить необходимую методическую литературу, а также статьи журналов, ознакомиться с материалами интернет-источников.
- Работа с детьми.
- Работа с родителями.
- Отчет воспитателя о проведенной работе на год.
Методы и приемы:
-чтение и рассказывание художественных произведений,
-заучивание наизусть,
-пересказ,
-составление рассказов с использованием опорных схем,
-описание и составление рассказов по сюжетным картинам,
-составление загадок,
-сочинение сказок,
- инсценирование сказок; (настольный театр),
-игры и упражнения для развития речи (О.С.Ушакова).
Календарно-перспективное планирование
Месяц | Самореализация | Работа с детьми | Работа с родителями |
Сентябрь | -Изучение темы: «Роль потешек в развитии речи ребенка» -Создание картотеки потешек для работы с детьми. | - Показ кукольного театра по сказке «Колобок». -Разучивание и проговаривание потешек. Применение потешек в режимных моментах. | Родительское собрание на тему: «Роль устного народного творчества в развитии речи детей». Беседа «Справиться с детским непослушанием помогут потешки» |
Октябрь | -Создание картотеки загадок. -Консультация для воспитателей «Использование | Игры-имитации отдельных действий человека, животных, птиц. | -Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку» - |
элементов устного народного творчества как средство развития речи детей дошкольного возраста». | - Досуг «Вечер загадок». | Анкетирование «Приобщение детей к истокам русской культуры» | |
Ноябрь | -Изучение темы: «Настольно – печатные игры по русским народным сказкам» -Обустройство уголка ряженья с русскими национальными костюмами. -Создание библиотеки красочных книг с русскими народными сказками. | Театрализованная постановка русских народных сказок «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба» - Дидактические игры «Узнай сказку», «Угадай, из какой сказки герой?», - Настольно- печатные игры по мотивам русских народных сказок (разрезные картинки, лото, пазлы). | Консультация «Роль родителей в возрождении русских традиций»- |
Декабрь | Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми». | -Хороводы, народные подвижные игры. - Просмотр кукольного театра по русской народной сказке «Заюшкина избушка». | Конкурс на лучшую книжку- малышку «Потешки, песенки». |
Январь | Консультация для педагогов «Не забывайте народные игры». | -Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками». (Пальчиковые игры на основе русских народных потешек) «Пришла Коляда» - разучивание колядок. | - «Рождественские посиделки» - (творческий вечер с участием родителей). |
Колядование. | |||
Февраль | -Изучение темы: «Устное народное творчество как средство духовно- нравственного развития личности ребенка». | - Разучивание песен и стихов про Масленицу. -Знакомство с пословицами и поговорками. | Мастер – класс «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возраста» |
Март | -Изучение темы: «Театрализованные игры как средство развития речи детей» -Создание театрального уголка в группе (настольный (конусный, пальчиковый театры) | -Знакомство с закличками, потешками о солнце. -Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!» Театрализованные игры по мотивам русских народных сказок. | - Конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему «Моя любимая сказка» Развлечение «Широкая Масленица» |
Апрель | -Приобретение в группу раскрасок по русским народным сказкам и потешкам. | -Разучивание потешек, песенок, скороговорок, выступление для родителей. - Дидактические игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой». | -Консультация: «Почитай мне сказку, мама» -Консультация «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки» |
май | -Выступление на педсовете: «Отчёт о проделанной работе по теме самообразования. Самоанализ плана самообразования» - Открытый показ НОД в средней группе. | -Игры- драматизации по знакомым сказкам. | -Открытое занятие по развитию речи «Устное народное творчество». -Презентация «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования на тему: "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет"
План самообразования воспитателя...
План работы по самообразованию по теме: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2-3 лет».
Устное народное творчество является не только важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей, но и играет огромную роль в воспитании у дошкольников интереса к родной речи....
План работы по самообразованию по теме: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».
Возраст от 3 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разгово...
План самообразования на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».
Самообразование по теме: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»Цель работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью п...

План самообразования по теме «Влияние устного народного творчество на развитие речи детей» на 2021-2026 уч. г.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное на...

План работы по самообразованию по теме: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет» на 202-2023 г.
Объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного...

План по самообразованию на тему "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет"
В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачи речевого развития. Они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия литературных произведений повыша...

