Проект по исследовательской деятельности «Волшебница-вода»
проект (средняя группа)

Ахметзянова Юлия Василовна

Проект по исследовательской деятельности «Волшебница-вода»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_rabota_2025g.docx53.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 53 «Радуга» города Лесосибирска

(МБДОУ «Детский сад № 53 «Радуга»)

Проект

по исследовательской деятельности

 «Волшебница-вода»

Автор проекта

Воспитатель: Ахметзянова Ю.В.

Лесосибирск, 2025 год

Проект по исследовательской деятельности

 «Волшебница –вода»

Образовательные области:  Социально-коммуникативное развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; Познавательное развитие; Физическое развитие.

Вид проекта: исследовательски-творческий, групповой, информационно-познавательный, игровой.

Направление проекта: социально-познавательное.

Участники проекта: воспитанники средней группы, воспитатели, родители воспитанников.

Срок реализации проекта: краткосрочный (февраль с 3.02-7.02.2025г.).

«Детская любознательность,

если её удаётся сохранить,

даёт постоянный стимул к развитию».

Н.С. Лейтес

Введение:

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не игнорировать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. В последнее время я обратила внимание на то, что дети (воспитанники средней группы) все чаще стали интересоваться водой, поэтому я решила поддержать интерес детей и познакомить со свойствами воды.

Актуальность:

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок дошкольник.

Ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. При активном действии ребенка в процессе познания действуют все органы чувств. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно учувствуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал.

Сегодня, мир, в котором мы живём, сложен, многогранен и изменчив. Люди-часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.

Образ мира – это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое-основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.

Педагог, работая в дошкольном учреждение всегда должен стремиться искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников, своих воспитанников. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.

Детское экспериментирование является одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы является.

Профессор –академик Н.Н. Подъяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришел к заключению, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

 Следствие является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года – практически единственным способом познания мира.

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Следовательно, чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, а, значит, активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные интересы.

Цель: Расширение и углубление представлений детей о воде, её свойствах, состояниях. Воспитание бережного отношения к воде, как источнику жизни человека и всего живого на Земле.

Задачи: 

  •  Уточнить и расширить представление детей о воде, как об основном источнике жизни на Земле.
  • познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть и т.д.) путем организации опытно-экспериментальной деятельности;
  • создавать условия для формирования у детей познавательного интереса.
  • учить выделять наиболее характерные сезонные изменения в природе связанные с водой;
  • Стимулировать у детей процессы познания и вовлекать их в совместную исследовательскую деятельность.
  • Развивать любознательность и познавательную активность
  • Развивать наблюдательность и творческое воображение.
  • Развитие умения сравнивать, анализировать, обобщать, в процессе экспериментирования.
  • Повысить уровень речевой активности в процессе экспериментальной деятельностью.
  • Развивать коммуникативные навыки
  • воспитывать бережное отношение к воде.
  • поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.

Сотрудничество с родителями.

Привлечение родителей к проведению совместно с детьми опытов с водой в домашних условиях с последующем оформлением результатов в виде альбома по проведению опытов.

Этапы работы над проектом.

Подготовительный этап:

  • Определение темы проекта.
  • Формулировка цели и определение задач.
  • Подбор материалов по теме проекта «Волшебница-вода», эксперименты.

Основной этап:

  • Работа с детьми:
  • Беседы с детьми: «Что мы знаем о воде: (Для чего нужна вода? Кто живет в воде? Вода в жизни человека, «Если б не было воды», «Почему воду надо беречь?»).
  • Рассматривание энциклопедий, книг картин о воде.
  • Чтение художественной литературы;
  • И. Ревю «Путешествие Капельки»
  • «Художественно – эстетическое развитие»
  • Рисование на воде в технике Эбру «Волшебные тарелочки»
  • Игры эксперименты, опыты: «Вода – жидкость», «Вода прозрачная», «Вода может изменить свой цвет», «Вода не имеет запаха, вкуса, цвета», «Вода принимает форму», «Вода имеет вес».
  • Подвижная игра: «Ручеёк».
  • Работа с родителями: Консультация по теме: «Волшебница вода», «Экспериментируем дома».

Заключительный этап:

  • Изготовление стенгазеты «Берегите воду»

Результативность проекта:

• В ходе реализации проекта «Волшебница – вода» у детей сформировались бережное и экономное отношение к водным ресурсам.

• Дети овладели несложными способами экспериментирования с водой.

• У детей появились исследовательские умения, соответствующие возрасту (начали задавать вопросы природоведческого характера, устанавливают причинно – следственные связи).

• Повысилась воспитательная компетентность родителей в экологическом воспитании.

Выполнение проекта

Дата

Раздел

Вид деятельности

Цель

3.02.25

 Беседа с детьми

«Что мы знаем о воде:

  • Для чего нужна вода?
  • Кто живет в воде?
  • Вода в жизни человека. 

«Если б не было воды»

 «Почему воду надо беречь?»

Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение её для всего живого. Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная. Воспитывать бережное отношение к воде.

4.02.25

Игровая деятельность

П.и «Через ручеек»

Учить выполнять правила в подвижных играх, развивать активность детей в процессе двигательной деятельности, развивать речь, моторику речевого аппарата, воображение детей, творчество, пластичность движений.

5.02.25

Чтение художественной литературы

И. Ревю «Путешествие Капельки»

Учить детей внимательно слушать литературное произведение, отвечать на вопросы по содержанию, делать простейшие выводы с помощью наводящих вопросов, развивать логическое мышление, речь, фантазию и воображение.

6.02.25

Изобразительная деятельность

Рисование на воде в технике эмбру «Волшебные тарелочки»

Формирование представлений детей о новом нетрадиционном способе рисования «Эбру»

7.02.25

Экспериментальная деятельность

Проведение опытов и экспериментов по темам:

  1. Свойства воды
  2. Разные состояния воды (лёд, снег, пар, иней)
  3. Вода-основа жизни

(см. приложение 1.)

Часть экспериментов дети выполняют дома вместе с родителями.

Познакомить детей со свойствами воды, снега, льда, пара. Подвести детей к пониманию того, что без воды нет жизни на Земле. Учить сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы. Развивать любознательность и познавательную активность. Воспитывать чувство сопереживания, отзывчивость и умение работать в коллективе.

Предполагаемый результат:

По окончанию проекта у детей появляются представления о том, вода очень нужна всему живому. Без воды не могут прожить ни люди, ни животные, ни растения. Что воды на земле больше, чем суши; что вода есть соленая, а есть пресная. Воду надо беречь, нельзя ее загрязнять. В процессе исследовательской деятельности дети узнают, что вода не имеет запаха, прозрачная, не имеет вкуса, и что у воды нет формы. Так же дети сами научатся очищать воду при помощи простейших самодельных фильтров

Приложение 1

Конспект беседы  

«Что мы знаем о воде?»

Цель: Формирование представления у детей о воде и ее свойствах.

Задачи: 

Образовательные: 

1. Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть).

2. Уточнить значение воды для всего живого.

Развивающие:

1. Активизировать словарь детей: океаническая, морская, речная, болотная, соленая, пресная, жидкость, бесцветная, прозрачная, безвкусная, без запаха.

2. Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в

активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.

Воспитывающие: 

Воспитывать бережное отношение к воде, к окружающему миру.

Методы и приемы:

1. Игровой (игровой персонаж)

2. Наглядный (иллюстрация)

3. Практический (опыты)

4. Словесный (беседа)

Предварительная работа:

   Наглядный материал «Кому нужна вода».

   Чтение рассказов, сказок познавательного характера.

   Опыты: превращение снега в воду; воды в лед.

    Беседы: «Где можно встретить воду?», «Кто живет в воде?».

Материалы и оборудование:

Игрушка-Капелька; Плакат «Кому нужна вода?» Оборудование для опытов: стаканы с водой (по количеству детей), пустые стаканы, соль, сахар, гуашь (красная, синяя), ложечки, символы, обозначающие свойства воды. Плакат «Помыл руки – не забудь плотно закрыть кран».

Ход занятия.

- Ребята, я сегодня шла в детский сад и встретила Капельку. Она очень плакала. Капелька рассказала мне, что очень сильно стукнулась и потеряла память, все о себе забыла. Не помнит, кто она и откуда появилась. Я ее пригласила к нам в детский сад и сказала, что мы поможем все вспомнить. У нее с собой книга с загадками, но она не знает для чего. Ребята, а что нужно делать с загадками? Давайте поможем и отгадаем загадки. Отгадаете загадки?

Течет, течет, не вытечет

Бежит, бежит, не выбежит.

(Река)

Люди ждут меня, зовут,

А приду к ним, прочь бегут.

(Дождь)

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

На землю падает опять.

(Вода)

(Беседа о воде. Беседа сопровождается показом иллюстрации «Вода на земле».)

Капелька: А что такое вода?

Воспитатель: Ребята, как помочь нашей капельке? Давайте расскажем ей, все что мы знаем о воде. Скажите пожалуйста, ребята, где в природе можно встретить воду? (в озере, океане, реке, море, роднике, ручье) Ребята, а вы знаете, что воду в океане называют океаническая. Давайте повторим. А воду в море называют? (морская) А воду в реке? (речная) А в болоте? (болотная) А вы знаете, что вода в море и океане соленая? Ее пить нельзя. А в реке и озере вода пресная.

Воспитатель: Ребята, подскажите Капельке, для чего людям нужна вода? (Ответы детей)

- А животным нужна вода? (Для того, чтобы пить)

- Рыбам нужна вода? (Это среда их обитания)

- Растениям нужна вода? (Чтобы расти)

Вот видите, как важна вода для всех. Поэтому воду нужно беречь.

- А в группе мы можем беречь воду? (Помыли руки, надо закрыть кран)

- Ребята, а что же такое вода? (Ответы детей). Вода – это жидкость. Она течет. Ее можно наливать в стакан, в ведро, в вазу. Ее можно вылить, перелить из одного сосуда в другой. Хотите, ребята, попробовать перелить воду из одного стакана в другой (ответы детей). Проходите к столам.

Опыт № 1 «Вода — это жидкость». Вывод: вода – это жидкость, ее можно наливать, переливать. А чтобы вам, ребята, и тебе, Капелька, лучше это запомнить, я приготовила вот такой символ (вывешивается на доске).

 - Ребята, а как вы считаете, какого цвета вода? (бесцветная)

- Сейчас мы это проверим.

Опыт № 2 «Вода бесцветная» На столе у воспитателя белый лист бумаги, стакан с молоком, стакан с водой.

- Какого цвета молоко?

- А можно сказать про воду, что она белого цвета? (нет). Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная (перед детьми вывешивается символ этого свойства).

- Ребята, а я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите убедиться в этом? А ты, Капелька, хочешь?

На столе у воспитателя 2 стакана с водой, гуашь – красная, синяя.

- Я сейчас добавлю в воду гуашь, и мы посмотрим, что произойдет с водой. Изменила вода свой цвет? Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в нее добавили.

- Как вы думаете, изменит вода свой цвет, если в нее добавить варенье. Попробуйте это сделать дома.

- А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипяченая вода).

- Какая она? Сладкая? Соленая? Горькая? Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная. А чтобы вы не забыли это и ты, Капелька, чтобы не забыл, я приготовила вам символ этого свойства воды.

Опыт № 3 (Детям раздаются мерные стаканчики с сахаром, ложечки).

- Давайте проведем с вами опыт. Положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе (воспитатель демонстрирует). Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая вода стала на вкус?

Вывод: вода может принимать вкус того вещества, которое в нее добавили.

Опыт № 4 «Вода не имеет запаха».

- Ребята, я предлагаю вам понюхать воду. Пахнет ли вода чем – нибудь? (нет)

Вывод: вода ничем не пахнет, у нее нет запаха. Вывешивается символ этого свойства воды.

- Мы с вами узнали, что вода может изменить цвет, вкус. А может ли она изменить свой запах? Как вы думаете? (ответы детей). Попробуйте дома проделать такой опыт, о том, что произойдет, расскажите всем детям.

- А сейчас я предлагаю вам, ребята, пройти на стульчики. Садись и ты, Капелька. Мы сегодня говорили много о воде, много о ней узнали. Но давайте расскажем нашей гостье, для чего нужна вода и кому. (работа с плакатом «Кому нужна вода»).

- Молодцы, ребята. Ну что, Капелька, вспомнила что-нибудь новое о воде?

Капелька: Да! Только это трудно запомнить.

- Слушай и запоминай (с опорой на символы):

Вода – это жидкость, ее можно налить, перелить, вылить.

Вода – бесцветная

Вода -  безвкусная

Вода не имеет запаха.

- Ребята, расскажите Капельке, для чего нужна вода и как мы ее используем? (пьем, моем руки, стираем, купаемся, поливаем цветы и т. д.)

Капелька: Спасибо, ребята, теперь я все вспомнила о воде.

- А ты знаешь, Капелька, что воду нужно беречь, и когда моешь руки, нужно сразу закрыть кран.

- Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить очищенную воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь, плотно закрывать кран.

Мышка плохо лапки мыла:

Лишь водичкою смочила,

Мылом мылить не старалась –

И на лапках грязь осталась.

Полотенце – в черных пятнах!

Как же это неприятно!

Попадут микробы в рот –

Может заболеть живот.

Так, что дети, постарайтесь,

Чаще с мылом умывайтесь!

- Наше беседа подошло к концу. Молодцы! Давайте попрощаемся с Капелькой.

(Дети прощаются и приглашают Капельку еще в гости)

Эксперименты и опыты с водой

  1. Свойства воды

Опыт 1 «Вода – жидкая»

Цель: сформировать у детей представление о том, что вода прозрачная.

Материалы: 2 прозрачных стакана, вода, молоко, ложечки и палочки (камушки)

Перед ребенком стоят два прозрачных стаканчика: один с водой, другой – с молоком. Определите, в каком стакане вода. Как вы догадались и как определили? Что нам помогло? В оба стаканчика положить ложечки или палочки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком – нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим ложку, а в стаканчике с молоком – нет.

Вывод: Чистая вода прозрачная, через нее видны предметы. Какой может стать прозрачная вода? (Мутной.) В какой воде плохо видны предметы? (В мутной воде.)

Опыт 2 «Вода может литься, а может разбрызгиваться»

Цель: сформировать представление детей о том, что благодаря жидкому состоянию вода может литься, разбрызгиваться, протекать через сито.

Оборудование: лейка, комнатное растение, камешек, сито, пульверизатор.

В лейку налить воду. Воспитатель демонстрирует полив комнатных растений (Одного-двух.) Что происходит с водой, когда я лейку наклоняю? (Вода льётся.) Откуда льётся вода? (Из носика лейки.) Показать детям специальное устройство для разбрызгивания – пульверизатор. (Детям можно сказать, что это специальная брызгалка.) Он нужен для того, чтобы брызгать на цветы в жаркую погоду. Брызгаем и освежаем листочки, им легче дышится. Цветы принимают душ. Предложить понаблюдать за процессом разбрызгивания. Обратить внимание детей, что капельки очень похожи на пыль, потому что они очень мелкие. Предложить подставить ладошки, побрызгать на них. Ладошки стали какими? (Мокрыми.) Почему? (На них брызгали водой.) Возьмём сито и положим туда камешек, что с ним происходит? Ничего. Льём на сито воду. Что происходит с водой? Она протекает через сито. Почему она протекает? Потому что она жидкая.

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Что может происходить с водой? (Вода может литься, разбрызгиваться, протекать через сито, потому что она жидкая.)

Опыт 3 «Вода не имеет формы»

Цель: Сформировать представление детей о том, что вода не имеет формы

Оборудование: кубик, 2 стакана, миска, тарелка, вода.

Предложить детям рассмотреть кубик. Какой формы этот кубик? (квадратной) Давайте опустим его в стакан, в маску, положим на стол. Что произошло с кубиком. Ничего, кубик не изменил формы. Предложить детям взять 2 стакана, наполненные водой, налить воду в кувшин, тарелку, стакан. Задать вопрос: «Есть ли форма у воды?». Предложить ребенку найти ответ самостоятельно. Что мы видим? (Вода принимает форму того предмета, в котором находится.) Вспомнить, где и как разливаются лужи.

Вывод: Вода не имеет формы, принимает форму того сосуда, в который налита, то есть может легко менять форму.

Опыт 4 «На определение вкуса и запаха воды»

Цель: сформировать представление детей о том, что вода не имеет вкуса и запаха.

Оборудование: сок, лимон, вода.

Предлагаем детям попробуйте сок. Вкусный сок? А какой у него вкус? (Вкусный, сладкий). А теперь попробуйте воду. Какая вода на вкус? Есть у нее вкус? Вода безвкусная. У нее нет вкуса. А вот теперь давайте посмотрим, что будет, если мы в чистую воду добавим лимон. Попробуйте воду, какая она стала на вкус? (Кислая, соленая). Правильно, вода стала кислой. Чистая вода безвкусная, а если в нее добавить какое-нибудь вещество, что произойдет ребята? А вот теперь давайте посмотрим, что будет, если мы в чистую воду добавим лимон. Попробуйте воду, какая она стала на вкус? Правильно, вода стала кислой.

Предлагаем детям ответить на вопрос: вода чем-нибудь пахнет? Давайте сейчас понюхаем воду и узнаем, пахнет она или нет. (Нет, вода не пахнет) Нет, вода не пахнет. Закройте глаза. Воспитатель добавляет в воду лимон. Понюхайте теперь воду. Чем она пахнет. (Лимоном). Как вы думаете, почему вода с лимоном пахнет? (Лимон пахнет, поэтому и вода пахнет). Правильно, потому что у лимона есть запах. Значит, какой мы можем сделать вывод?

Вывод: Чистая вода безвкусная, а если в нее добавить какое-нибудь вещество, вода приобретает вкус этого вещества. Чистая вода не пахнет, а если в нее добавить что-нибудь, то у воды появится запах того, чего в нее добавили.

Опыт 5. Вода хороший растворитель.

Цель: сформировать представление детей о том, что различные вещества в воде ведут себя по-разному: одни полностью растворяются, а другие нет.

Оборудование: вода, 3 прозрачных стакана, сахар, речной песок, чайный пакетик.

Возьмите ложку и стакан с водой (стакан должен быть обязательно прозрачным, а вода – комнатной температуры, но не теплой). Предложите детям попробовать воду из стакана на вкус. Попросите добавить в стакан с водой немного сахара. Перемешайте сахар (он, конечно же, растворится). Спросите – куда же делся сахар из стакана? Дайте попробовать детям воду из стакана (она окажется сладкой). Объясните, что сахар никуда не исчез (ведь вода стала сладкой), просто он растворился в воде.

Во второй стакан насыпать 1 ложку речного песка и тоже размешать. Песок осел на дно, но не растворился в воде.

А в третий стакан положить содержимое чайного пакетика. (Для этого лучше взять еще один прозрачный стакан с водой). Предварительно задайте вопрос ребенку: как он думает, растворится ли чай в стакане так же, как и сахар? Насыпьте содержимое пакетика в стакан с водой (чаинки не растворятся, вода окрасится).

Вывод: Разные вещества по-разному ведут себя в воде – что-то растворяется, как cоль и сахар, что-то нет, как речной песок, а что-то не растворяется, но окрашивает воду (как чай).

Опыт 6: «Вода имеет вес»

Цель: сформировать представление детей о том, что вода имеет вес.

Оборудование: три ёмкости, вода, ароматный чай.

Поставьте перед ребенком три закрытые емкости. Желательно, чтобы они были одинаковыми (для этого отлично подойдут баночки от детского питания или коробочки от теста для лепки).

Пускай одна из них останется пустой, вторая будет наполнена прозрачной водой до самой крышки (чтобы на первый взгляд она была очень похожа на прозрачную пустую емкость), а в третью налейте ароматный чай.

Спросите у ребенка, что, по его мнению, находится в каждой емкости (ответ пока не подсказывайте).

Обратите его внимание на то, что одна из емкостей (пустая) весит меньше, чем емкость, наполненная водой (но пока не говорите, что в ней, ведь на первый взгляд они будут казаться абсолютно одинаковыми!).

Затем откройте все три емкости. Сравните предположения, высказанные ребенком, с реальностью (одна емкость оказалась пустой, вторая – с водой, третья – с чаем).

Обсудите с ребенком:

- как он догадался о том, что было в емкостях? (если он все-таки догадался).

- свойства воды (прозрачная, имеет вес, если в нее что-то добавить может пахнуть и менять цвет, чистая вода не пахнет).

- еще раз сравните вес пустого и полного стаканчика, можно поэкспериментировать с весом и дальше – наливать в стаканы разное количество воды и сравнивать вес стаканов.

Вывод: чистая вода не имеет цвета и запаха, но она имеет вес, который зависит от количества воды.

Опыт 7 «Тонет, не тонет»

Цель: сформировать представление детей о том, что вода имеет вес.

Оборудование: таз, камушки, карандаши, пластмассовые железные и резиновые детали, целлофановый пакет, вода

Для опыта необходима ванночка или таз с водой, различные по весу предметы. Дайте детям разные предметы (деревянные, металлические, пластмассовые, резиновые, камешки). Опустить в воду предметы по очереди. Что произошло? Некоторые предметы утонули, а некоторые всплыли. Почему? Это зависит от веса предмета. Вода выталкивает более легкие предметы, так как тоже имеет вес. В целлофановый пакет, налить воды и дать детям, для ощущения веса воды.

Вывод: вода имеет вес, поэтому некоторые предметы она выталкивает на поверхность.

  1. Разные состояния воды (лёд, снег, пар, иней)

Опыт 1 Пар – это вода

Цель: познакомить детей с образованием пара, доказать опытным путём, что пар –это тоже вода.

Оборудование: термос, кипяток, зеркальце.

Возьмите термос с кипятком. Откройте его, чтобы дети увидели пар. Но нужно еще доказать, что пар - это тоже вода. Поместите над паром стекло или зеркальце. На нем выступят капельки воды, покажите их детям.

Если под рукой нет термоса, возьмите кипятильник и в присутствии детей вскипятите воду, обращая их внимание на то, как по мере закипания воды появляется все больше пара.

Воспитатель достает термос.

— Кто знает, что это такое? Кто-нибудь знает, для чего люди используют термос? (В нем продукты сохраняются горячими.). Смотрите внимательно, ребята! Я открываю крышку. Что вы сейчас видите? (Идет пар.) Я подношу к термосу зеркало. Что появилось на зеркале? (Капельки воды.) Откуда они появились? (Из термоса вместе с паром, пар осел на зеркале.)

Вывод: пар – это тоже вода, но не простая, а газообразная. При сильном нагревании воды она превращается в пар. Где вы видели пар у себя дома? (Кипящий чайник, при варке в кастрюле.)

Опыт 2 «Куда исчезла вода?»

Цель: выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий.

Материалы: салфетки, стол, сушилка.

Намочить салфетки в ёмкости с водой или под краном. Предложить потрогать детям салфетки на ощупь. Салфетки какие? (Мокрые, влажные.) Почему они стали такими? (Их намочили в воде.) К нам в гости придут куклы и будут нужны сухие салфетки, чтобы постелить на стол. Что же делать? (Высушить.) Давайте положим одну салфетку на стол, а другую в сушилку. Какая салфетка высохла быстрее: та, которая лежит в сушилке, или та, которая на столе? Куда исчезла вода? Она испарилась.

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Где бельё высыхает быстрее? (Бельё в тепле высыхает быстрее. Вода не исчезает, она испаряется).

Опыт 3 «Превращение в воду»

Цель: познакомить детей со свойством снега таять и превращаться в воду.

Оборудование: ведро, снег.

Принести с улицы ведро со снегом. Вспомнить с детьми как снег меняется в тепле и на холоде. На улице мороз, в комнате тепло. Снег тает – его становится меньше, а воды больше. Вода вначале холодная, а через некоторое время теплеет.

Вывод: Снег, лед, сосульки тают от тепла и превращаются в воду.

Опыт 4 «Лёд – это замёрзшая вода»

Цель: закрепить знание детей о способности воды превращаться в лёд, а лёд в воду. Объяснить на практическом примере, почему весной плачут сосульки.

Оборудование: стакан, вода, формочки, ситечко.

Налить воду в стакан. Что мы знаем о воде? Вода какая? (Жидкая, прозрачная, без цвета, запаха и вкуса.) Теперь перельём воду в формочки и поставим в холодильник. Что стало с водой? (Она замёрзла, превратилась в лёд.) Почему? (В холодильнике очень холодно.) Оставим формочки со льдом на некоторое время в тёплом месте. Прикрепите над ванной ситечко и положите в него лёд. Что станет со льдом? Почему? (В комнате тепло.) Вода превращается в лёд, а лёд в воду Понаблюдайте вместе с детьми, как через некоторое время из ситечка в ванну станет капать вода. Подведите детей к мысли, что в тепле лёд тает. Так же и на улице сосульку согреет солнышко, и она начнет капать, «плакать».

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Когда вода превращается в лёд? (Когда очень холодно.) Когда лёд превращается в воду? (Когда очень тепло.) Весной когда пригревает солнышко сосульки начинают таять и капельки воды падают вниз. Начинается капель. 

Опыт 5 «Цветные льдинки»

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды: вода может быть цветной, если в неё добавить гуашь, на морозе цветная вода замерзает, превращается в цветной лед.

Материалы: 3 литровые банки, краски, формочки, миска.

Вместе с детьми в 3 банки налить воды. Уточнить, что произойдёт, если в воду добавить краску? (вода окрасится, так как краска растворится в воде). На прогулке в формочки разливаем окрашенную воду из банок и кладём петельки из верёвок. На следующий день рассматриваем формочки с застывшей водой. Ребята, куда делась вода? (Она превратилась в лёд). Как нам вытащить наши ледяные фигурки из формочек? Наводящий вопрос: надо, чтобы лёд не касался формочки, то есть чтобы лёд оттаял. Что поможет льду оттаять? (Тепло. Надо нагреть формочку.) Кладём формочку в миску с горячей водой на несколько секунд и вынимаем цветную льдинку. Можно ли хранить нашу льдинку дома? (Нет. Иначе она растает) Давайте нарядим нашу ёлочку на участке разноцветными льдинками к празднику.

Вывод: Краски растворяются в воде. На морозе вода превращается в лёд. В тепле лёд тает. Используя эти свойства воды можно сделать ледяные игрушки и украсить ёлочку к празднику.

Опыт 6 «Иней»

Цель: Познакомить детей с образованием инея.

Оборудование: две ветки, ёмкость с горячей водой, тазик.

Выносим на мороз очень горячую воду. Одну ветку оставляем на морозе (с ней ничего не происходит), другую держим над горячей водой. Она покрылась снегом, а снег не идет. Ветка все больше и больше в снегу. Что это? Это иней. Вносим ветку в группу и кладём в тазик. В тазике появляется водой. Откуда взялась вода? Это растаял иней, значит иней – это тоже вода.

Вывод: горячий пар на морозе превращается в иней. Иней - это тоже вода.

  1. Вода – основа жизни

Опыт 1

Цель: показать детям с помощью экспериментальной деятельности, что без воды не возможна жизнь.

Оборудование: горошинки, ватка, блюдца, вода.

Предложить ребенку две горошины. Одну завернуть в намоченную ватку, положить на блюдце и всегда поддерживать во влажном состоянии. Вторую горошину завернуть в сухую ватку и положить на другое блюдце. Блюдца должны стоять в равных условиях – на подоконнике. Что произошло? (из влажной ватки появился росток, а из сухой – нет).

Выводы детей

Одна горошинка проросла, а другая не проросла, как вы ребята думаете, почему?

(молодцы правильно, та, что была замочена в воде, проросла, а другая жила без воды, и не проросла).

Значит, опыт нам показывает, что вода нужна всему живому.

Вывод: Вода необходима растению для роста, без воды оно не растет.

Опыт 2 «Растения пьют воду»

Цель: сформировать представление детей о том, что растения живут, потому что пьют воду.

а) Чтобы провести эксперимент, понадобятся несколько стеблей сельдерея и подкрашенная вода, например, красного цвета. Воду наливаем в стакан и опускаем туда стебли сельдерея. Конечно, для данного опыта нужно время. Через несколько дней стебли начнут впитывать воду и сами станут красного цвета. Если на стеблях затем распустятся листья, они тоже будут красного цвета.

б) Купите букетик гвоздик или хризантем белого цвета. Каждую поместите в прозрачную вазочку, предварительно сделав на стебле срез. После этого добавьте в каждую вазочку пищевой краситель разного цвета — наберитесь терпения и совсем скоро белые цветы окрасятся в необычные оттенки

Вывод: Растения пьют воду. Вода дает жизнь всему живому

Опыт 3

Цель: закрепить представление детей о том, что растения живут, потому что пьют воду.

Материалы: веточки комнатного растения, банка с водой.

Срезаем веточки комнатного растения и ставим их в воду. Через некоторое время растение даст корни и начнёт расти.

Вывод: Вода дает жизнь всему живому.

        Приложение 2

Игра к проекту

Подвижная игра «Через ручеек»

Цели: учить детей по-разному обозначать, предметы в игровой ситуации; формировать умение изображать определенные действия.

Ход игры. Дети сидят на скамейке. Воспитатель раскладывает на земле две длинные веревки параллельно друг другу на расстоянии 40 см. Это у нас будет ручеек, -говорит воспитатель. Вы сейчас будете прыгать через него. Прыгать аккуратно, чтобы не замочить ноги. Кто оступится и попадет в воду, тот больше не играет, а садится на скамеечку и сушит ноги на солнышке. По сигналу воспитателя дети группами подходят к ручейку и перепрыгивают через него. Ручеек можно менять: прямой, ровный, широкий, узкий, извилистый. Дети повторяют все переходы через ручеек во многих местах.

Литература

  1. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. – М.: 2013 Мозаика – Синтез.
  2. Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. Второе издание, исправленное. – М.: 2013 ТЦ«Сфера»
  3. Зыкова О.А. Экспериментирование с живой и неживой природой. -  М.: ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ» 2013.
  4. Г.П. Тугушева А.Е. Чистякова – Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Детство-Пресс, 2013.
  5. Запорожец А.В. – Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста /под ред. А.В. Запорожец, А. И. Леонтьева – М.: Педагогика, 1995г.
  6. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/под ред. Прохоровой Л.Н. – М.: Аркти, 2004.
  7. Г.А. Широкова, «Большая книга детского психолога от 3 до 10 лет» I часть, Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2008, 568с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия- формирование целостной картины мира, познание. Поисково-исследовательская деятельность "Волшебница-вода!"

  Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе     ( образовательные области: познание , безопасность, коммуникация, труд )....

Поисково - исследовательская деятельность "Волшебница - вода"

развитие познавательных способностей детей, через детское экспериментирование...

«План-конспект познавательно-исследовательской деятельности «ВОЛШЕБНИЦА ВОДА» с детьми среднего дошкольного возраста по методике О.В. Дыбина

Задачи:1) формирование представлений о паре – превращение пара в воду при охлаждении пара; расширять представления о свойствах воды: тяжелые предметы в воде тонут, а легкие – плавают; приобщать к навы...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Волшебница вода» в старшей группе

Познавательно-исследовательская деятельностьТема «Волшебница  вода».Задачи:- побуждать желание детей активно изучать природный мир, искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения;-...

Конспект занятия по исследовательской деятельности " Волшебница - вода"

Конспект занятия по исследовательской деятельности в среднейпятницу группе " Волшебница- вода"...

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебница вода» в средней группе

Цель: расширение представлений у детей о значении воды и ее свойствах....

Организованная образовательная деятельность по освоению детьми подготовительной группы образовательных областей "Ознакомление с миром природы", "Ознакомление с социальным миром", "Познавательно - исследовательская деятельность" "Волшебница - вода"

Данная деятельность направлена насоздание условий для обобщения и расширение у детей представлений  о      воде, её свойствах, роли  в жизни человека и живых организмов, о фор...