Программа дополнительного образования "Эрудит" 5-6 лет
рабочая программа (старшая группа)

Ефимова Екатерина Яковлевна

Программа дополнительного образования "Эрудит" 5-6 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5-6_let.docx49.61 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

дополнительного образования

по познавательно- интеллектуальному развитию

 «Эрудит»

для детей старшего дошкольного возраста

(5-6 лет)

                                            Автор: воспитатель

I квалификационной категории

Ефимова Екатерина Яковлевна

Актуальность. В свете реализации ФГОС перед педагогами дошкольных образовательных учреждений стоит общая задача совершенствования всей воспитательно -образовательной работы в детском саду и улучшения подготовки детей к систематическому школьному образованию.  Впервые дошкольное образование признано полноправным звеном всей системы образования.

Приоритетным направлением современной системы образования является решение проблемы преемственности всех ее ступеней, и особенно преемственности между дошкольным начальным звеном, поскольку образовательные ступени являются значимыми для личности этапами ее духовного становления и должны быть взаимосвязаны.

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании - это ускорение темпов развития. Поэтому важно не только дать ребёнку как можно больше конкретных предметных знаний, но и вооружить ребёнка такими универсальными учебными знаниями и действиями, которые помогут ему развиться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе.

Что и явилось причиной написания программы по познавательно- интеллектуальному развитию «Эрудит».

 Новизна.  Актуальность развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Под познавательными способностями детей дошкольного возраста следует понимать развитие дискурсивного мышления т.е. активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале. Для того, чтобы дети в дальнейшем были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях, то есть дискурсивно мыслить.

Работа по данной программе обеспечивает общее психическое развитие детей, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, при которых происходит формирование у детей предпосылок к учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школьному обучению, а также успешному обучению в дальнейшем.

Данная программа представляет собой систему подготовки, основой которой являются интегрированные занятия, объединяющие все основные направления, развивающие необходимые качества, навыки, стимулирующие познавательные интересы.

Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков начальной школы и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, необходимо готовить ребенка соответствующим образом.

В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из дошкольного учреждения человека:

  • любознательного,
  • активного,
  • с развитыми познавательными способностями,
  • интеллектуально развитого,
  • с развитым дискурсивным мышлением,
  • овладевшего универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу, по образцу, по инструкции.

Цель программы: формировать познавательные способности детей старшего дошкольного возраста на основе развития дискурсивных структур мышления.

Задачи:

- Учить детей выделять существенные признаки предметов, сравнивать, обобщать, классифицировать на математическом и жизненном материале.

- Совершенствовать произвольное внимание, память.

- Развивать умение высказывать простейшие собственные суждения и умозаключения на основании приобретённых знаний.

- Воспитывать стремление к приобретению новых знаний и умений.

- Формирование устной речи детей, обогащение словарного запаса, развитие коммуникативных способностей на основе общения.                                                          

- Осознание смысловой стороны речи: предметы и явления, обозначаемые определёнными словами, и содержание, передаваемое словосочетаниями и фразами.  

- Развивать у детей фонематический и речевой слух, формировать ориентировку в звуковой системе языка.    

Методологическая основа:                                                                                                                                              

  • О.С. Ушакова, В.В. Гербова и др. «Развитие речи дошкольников».
  • Журовой Л. Е. «Обучение грамоте в детском саду».
  • Е.В.Колесниковой Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты»
  • Е.В.Колесниковой Программа «Считаю до 10»
  • Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Раз- ступенька, Два- ступенька»
  • В.П. Новикова. «Математика в детском саду».
  • Н.Г. Белова «Дидактические игры, психогимнастика в обучении дошкольников грамоте и чтению».

Для реализации программы используются следующие методы:

•         Словесные – с помощью которых педагог доступно объясняет тему занятий и последовательность деятельности на занятии; беседы (применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации), рассказы детей (метод направлен на совершенствование знаний и умственно-речевых умений детей).

•        Наглядные – с использованием наглядных пособий; просмотр альбомов, иллюстраций, план – схемы.

•        Практические – показ алгоритма действий, упражнения, моделирование, использование игровых приемов.

Формы организации и средства, применяемые на занятиях

Формы

Средства

- групповые;

- индивидуальные;

-практикумы с элементами исследования.

-дидактический материал;

-карты, схемы, таблицы;

-компьютер и другие ТСО.

Занятия по данной программе строятся с учетом следующих принципов:

– Систематичности и последовательности.

– Доступности – характер и объем заданий соответствует уровню развития и подготовленности детей.

– Наглядности – постоянное использование в играх и упражнениях наглядного материала.

– Равноправного партнерства взрослого и ребенка.

– Практичности – комплекс различных приемов: игровой, прием соревновательности, сотворчества.

Обучение проводится 1 раз в неделю на 25- 30-минутных занятиях по:

1.         Учимся родному языку (1 и 3 неделя месяца).

2.         Формирование дискурсивного мышления и математических представлений. (2 и 4 неделя месяца).

Общая схема организации занятия

1.        Дидактическая игра, создающая мотивацию к занятию (4–5 мин.).

Детям предлагается дидактическая игра, в ходе которой они вспоминают то, что поможет им познакомиться с новой темой (актуализация знаний и умений). Игра должна быть такой, чтобы в ходе ее в деятельности ребенка не возникало затруднения. Каждый ребенок должен принять участие в игре.

Необходимое условие – четкое объяснение правил игры. В результате каждый ребенок должен:

1) понимать, что от него требуется в игре;

2) определить, может он играть в эту игру или не может;

3) определить, хочет он играть в эту игру или не хочет.

2.         Затруднение в игровой ситуации (4–5 мин.).

В конце игры должна возникнуть ситуация, вызывающая затруднение в деятельности детей, которое они фиксируют в речи (мы это не знаем, мы это еще не умеем...). Воспитатель выявляет детские вопросы и вместе с детьми определяет тему занятия.

В результате ребятами делается вывод, что необходимо подумать, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации.

3.         Открытие нового знания или умения (7–10 мин.).

Педагог с помощью подводящего диалога на основе предметной деятельности детей приводит их к открытию нового знания или умения. Оформив в речи новое, дети возвращаются к ситуации, вызвавшей затруднение, и проходят ее, используя новый способ действия.

4.        Воспроизведение нового в типовой ситуации (5 мин.).

На этом этапе проводятся игры, где детьми используется новое знание или умение. В конце создается игровая ситуация, которая фиксирует индивидуальное освоение каждым ребенком нового материала. Происходит самооценка ребенком своей деятельности по освоению нового: дети или убеждаются в том, что они справились с заданием, или исправляют свои ошибки.

5.         Повторение и развивающие задания.

Проводятся по желанию педагога при наличии свободного времени.

6.         Итог занятия. (2-4 мин.)

Дети фиксируют в речи:

а) что нового узнали;

б) где новое пригодится.

Ожидаемые результаты:

К концу освоения программы дети должны знать:

•        Причинные, временные, последовательные связи между предметами и объектами окружающего мира;

•        Сведения о себе, своих близких (фамилию, имя, отчество, пол, день рождения, адрес, № телефона и т.д.);

•        Свои индивидуальные особенности, свою принадлежность к человеческому роду, понимать своеобразие других людей;

•        Математические характеристики предметов окружающего нас мира (число, последовательность, отношения между числами в натуральном ряду, состав чисел, пространственные ориентировки и др.);

•        Иметь сведения о гласных и согласных звуках; о слого-звуковой структуре слова;

•        Легко воспринимаемые характерные особенности объектов природы (внешний вид, передвижение, питание и др.), последовательность времён года, основные признаки сезонов;

уметь:

•        Контролировать и оценивать свою деятельность и поведение;

•        Управлять своими эмоциями;

•        Использовать полученные знания в конкретной деятельности (речевой, изобразительной, художественной и др.);

•        Составлять описательные, повествовательные рассказы, рассказы-рассуждения;

•        Объединять предметы в группы по разным признакам, сравнивать и описывать предметы, объединять предметы в группы;

•        Анализировать форму предмета и изображения (круглый, квадратный, треугольный, похожий на шар);

•        Пространственно ориентироваться (направо\налево, сзади\впереди, за, под, перед и т.п.);

•        Ориентироваться в количественных характеристиках предметов (больше-меньше), пересчитывать предметы в пределах 10, прибавлять и отнимать по одному предмету;

•        Ориентироваться в пространстве и времени, понимать отношение части и целого,

•        Решать и составлять простые арифметические задачи на сложение и вычитание,

•        Решать логические задачи;

•        Самостоятельно применять изобразительные умения и навыки, передавать форму, величину, пропорции и цвет предмета.

•        Читать слоги, структурно несложные слова и предложения;

•        Самостоятельно и с помощью взрослого участвовать в играх с правилами, в ролевых, режиссёрских и других видах игр.

Перспективный план программы по познавательно- интеллектуальному развитию «Эрудит»

№ п/п

Блок

Программное содержание

Структура

Материал

Октябрь

1.

Учимся родному языку

Знакомство с понятием «слово» и «предложение»

Составление простых распространённых предложений, в том числе по заданной схеме. Активизация и обогащения словаря. Формирование грамматического строя речи. Развитие мелкой моторики рук.

1. Дифференциация слова и предложения.

2. Дидактическая игра «Чей домик?».

3. Физкультминутка.

4. Словообразование. Дидактическая игра: «Один- много».

5. Лист с заданиями №1. (Обучение элементам письма).

Дидактическая игра «Чей домик?», «Один- много», лист с заданиями №1, цветные карандаши.

2

Формирование дискурсивного мышления и математических представлений.

Сформировать представления о числе и его свойствах. Познакомить с образованием числа 0, научить писать число 0. Знакомство с числовым отрезком. Закрепление представлений о свойствах предметов. Закрепить знания о геометрических фигурах круг, овал.

1. Дидактическая игра «Грибы в корзинах».

2. Знакомство с числовым отрезком.

3. Физкультминутка.

4. Дидактическая игра «Найди отличия».

5. Дидактическая игра «Экскурсия в музей геометрических фигур».

Дидактическая игра «Грибы в корзинах», числовой отрезок, картинки для нахождения отличий, геометрические фигуры разной величины и цвета.

3

Учимся родному языку

Знакомство и работа со звуками речи. Закрепление представлений о слове и предложении. Обогащение словаря существительными. Составление простых предложений. Активизация и обогащения словаря. Формирование грамматического строя речи. Развитие мелкой моторики рук.

1. Знакомство с термином речевой звук.

2. Дифференциация слова и предложения. Игра- соревнование: «Кто больше назовёт?»

3. Заучивание скороговорки. Определение повторяющегося звука.

4. Дидактическая игра «Много- много».

5.Лист с заданиями №2. (Обучение элементам письма).

Игра- соревнование: «Кто больше назовёт?», дидактическая игра: «Много- много», лист с заданиями №2, цветные карандаши.

4

Формирование дискурсивного мышления и математических представлений.

Познакомить детей с числом 1 и графическим рисунком цифры 1. Учить соотносить число с количеством предметов. Знакомство с понятием таблица, строка, столбцы. Закрепление представлений о свойствах предметов.

1.Дидактическая игра «Картинная галерея».

2.Дидактическая игра «Где спряталась цифра».

3. Физкультминутка.

4. Дидактическая игра «Волшебный мешочек».

5. Дидактическая игра «Наведи порядок».

Дидактическая игра «Картинная галерея», картинки с спрятанной цифрой 1, набор геометрических фигур, дидактическая игра «Наведи порядок»

Ноябрь

1

Учимся родному языку

Закрепление понятия «звук». Учить определять местонахождение звука в слове. Развитие слухового внимания. Составление простых распространённых предложений, в том числе по заданной схеме. Активизация словами, называющими обобщающие понятия. Формирование грамматического строя речи. Развитие мелкой моторики рук.

1. Закрепление понятия «звук».

2. Заучивание скороговорки. Определение повторяющегося звука.

3. Дидактическая игра: «Скажи одним словом».

4. Словообразование. Дидактическая игра: «Один- много».

5. Лист с заданиями №3. (Обучение элементам письма).

Дидактическая игра: «Скажи одним словом», «Один- много», лист с заданиями №3, цветные карандаши.

2

Формирование дискурсивного мышления и математических представлений.

Познакомить с образованием и составом числа 2, цифрой 2. Познакомить детей с действием сложение, взаимосвязи целого и частей. Закрепить понятие пара.

1.Дидактическая игра «Динамические картинки».

2. Понятие «пара».  

3. Физкультминутка.

4. Прямой и обратный счёт.

5. Дидактическая игра «Плюс».

Дидактическая игра «Динамические картинки», дидактическая игра «Плюс», числовой отрезок, геометрические фигуры.

3

Учимся родному языку

Учить выделять первый и последний звук в слове. Знакомство с существительными, отвечающими на вопросы Кто это? Что это? Составление простых распространённых предложений, в том числе по заданной схеме. Активизация и обогащения словаря. Формирование грамматического строя речи. Развитие мелкой моторики рук.

1. Дидактическая игра «Исправь звук».

2. Знакомство с игрой «Цепочка».

3.Знакомство со словами, отвечающими на вопросы Кто это? Что это?

4. Дидактическая игра: «Ответь предложением».

5. Лист с заданиями №4. (Обучение элементам письма).

Дидактическая игра «Исправь звук», «Цепочка», лист с заданиями №4, цветные карандаши

4

Формирование дискурсивного мышления и математических представлений.

Закрепить сравнение групп предметов по количеству с помощью составления пар. Познакомить со знаками >, =, <. Продолжать знакомить детей с действием сложение, взаимосвязи целого и частей. Развивать логику, дискурсивное мышление.

1. Дидактическая игра «На лесной полянке».

2. Дидактическая игра «В овощном магазине».

3. Физкультминутка.

4. Логическое упражнение «Кто лишний»

5. Дидактическая игра «Все- все-все».

Дидактическая игра «На лесной полянке»,

дидактическая игра «В овощном магазине»,

предметные картинки,

две вазы и три цветка.

Декабрь

1

Учимся родному языку

Закрепление знаний о существительных, отвечающими на вопросы Кто это? Что это? Обогащения словаря словами- действиями. Закрепление употребления в речи временных форм глаголов. Обучение элементам письма.

1. Закрепление знаний о словах, отвечающими на вопросы Кто это? Что это?.

2. Дидактическая игра «Цепочка».

3. Дидактическая игра «Что делает?».

4. Словесная игра: «Вчера, сегодня, завтра»

5. Лист с заданиями №5. (Обучение элементам письма).

Дидактическая игра «Цепочка», «Что делает?», лист с заданиями №5, цветные карандаши

2

Формирование дискурсивного мышления и математических представлений.

Познакомить с образованием и составом числа 3. Развивать логику, дискурсивное мышление. Формировать представление о вычитании как об удалении из группы предметов её части. Познакомить со знаком минус. Закрепление представлений о свойствах предметов. Познакомить со знаками >, =, <.

1. Знакомство с числом и цифрой 3.

2. Дидактическая игра «На лесной полянке».

3. Физкультминутка.

4.Дидактическая игра «Магазин геометрических фигур».

5. Логическое упражнение «Кто лишний»

Цифры, геометрические фигуры, дидактическая игра «Магазин геометрических фигур», предметные картинки.

3

Учимся родному языку

Познакомить с твёрдостью и мягкостью звука в слове. Обогащения словаря словами- действиями. Учить выделять первый и последний звук в слове. Активизация и обогащения словаря. Формирование грамматического строя речи. Обучение элементам письма.

1. Дидактическая игра: «Тим и Том»

2. Дидактическая игра «Что делает?».

3. Дидактическая игра «Назови одним словом».

3. Дидактическая игра «Цепочка».

4. Лист с заданиями №6. (Обучение элементам письма).

Дидактическая игра: «Тим и Том», «Что делает?», «Назови одним словом», лист с заданиями №6, цветные карандаши.

4

Формирование дискурсивного мышления и математических представлений.

Познакомить с образованием числа 4, составом числа 4, цифрой 4. Сформировать умение соотносить цифру 4 с количеством предметов. Уточнение пространственных отношений: на, над, под. Закрепление представлений о сложении групп предметов.

1. Знакомство с числом и цифрой 4.

2. Состав числа 4.

3. Физкультминутка.

4. Словесная игра «Положи правильно».

5.Дидактическая игра «Картинки подружились».

Цифры, геометрические фигуры, предметные картинки, числовой отрезок.

Январь

1

Учимся родному языку

Знакомство с ударностью звука. Знакомство со словами признаками. Закрепить знания о твёрдости и мягкости звука в слове.

Развитие слухового внимания. Закрепление правильного употребление предлогов в словах.

1.  Дидактическая игра «Поможем Тиму и Тому разделить овощи».

2. Знакомство с ударностью звука.

3. Дидактическая игра «Зайчик и морковка».

4. Знакомство со словами- признаками. Игра «Моя мама».

5. Лист с заданиями №7. (Обучение элементам письма).

Дидактическая игра «Поможем Тиму и Тому разделить овощи», «Зайчик и морковка, «Моя мама», лист с заданиями №7, цветные карандаши.

2

Формирование дискурсивного мышления и математических представлений.

Формировать представление о точке, линии, прямой и кривой линиях. Закрепить смысл сложения и вычитания. Развивать пространственные представления, уточнить отношения: справа, слева.

1. Знакомство с точкой, линией, прямой и кривой линиях.

2. Закрепление смысла сложения и вычитания.

3. Физкультминутка.

4. Дидактическая игра «Нарисуем картину»

5. Дидактическая игра: «Путешествие точки»

Изображение линии, точки, прямой, картинки предметные, схемы сложения и вычитания, лист бумаги с разлинованными клетками и чёрный кружок- фишка.

3

Учимся родному языку

Знакомство с гласными и согласными звуками. Знакомство с предложениями по цели высказывания. Закрепить умение находить ударный звук в слове. Активизация употребление в речи слов, называющих обобщающие понятия.

1. Знакомство с гласными и согласными звуками.

2. Дидактическая игра: «Скажи одним словом».

3. Знакомство с предложениями по цели высказывания.

4. Нахождение ударного звука в слове.

5.Дидактическая игра: «Скажи наоборот».

6. Лист с заданиями №8. (Обучение элементам письма).

Предметные картинки, дидактическая игра: «Скажи одним словом», «Скажи наоборот», лист с заданиями №8, цветные карандаши.

4

Формирование дискурсивного мышления и математических представлений.

Познакомить с образованием и составом числа 5, с цифрой 5. Закрепить знание цифр 1-4. Закрепить смысл сложения и вычитания, взаимосвязи целого и частей. Развивать умение дискурсивно мыслить.

1. Знакомство с числом и цифрой 5.

2. Состав числа 5.

3. Физкультминутка.

4. Дидактическая игра: «Четвёртый лишний».

5. Дидактическая игра: «Целое и части».

Цифры, знаки +, -, =, картинки для игры «Четвёртый лишний», геометрические фигуры.

Февраль

1

Учимся родному языку

Определение полного звукового состава слова. Закрепление знаний о гласных и согласных звуках. Учить делить слова на слоги.  Активизация и обогащения словаря. Формирование грамматического строя речи. Обучение элементам письма.

1. Учить делить слова на слоги.

2. Определение полного звукового состава слова «ау», «мак».

3. Дидактическая игра «Подбери действие?»

4. Дифференциация гласных и согласных звуков.

5.Лист с заданиями №9. (Обучение элементам письма).

Цветные фишки, картинки - схемы слов «ау», «мак», дидактическая игра «Подбери действие?», лист с заданиями №9, цветные карандаши.

2

Формирование дискурсивного мышления и математических представлений.

Формировать представление о замкнутых и незамкнутых линиях, ломаной линии, многоугольник. Уточнить представление между, посередине. Закрепить понимание смысла действия вычитания. Закрепить представление о свойствах геометрических фигур.

1. Дидактическая игра «Точка».

2. Дидактическая игра «Яблоки».

3. Физкультминутка.

4. Знакомство с многоугольником.

4.Дидактическая игра: «Фигура изменилась».

Изображение замкнутых и незамкнутых линий, ломаной линии, многоугольника,  картинки 3 я блок разного размера и цвета, многоугольник, геометрические фигуры.

3

Учимся родному языку

Определение полного звукового состава слова. Знакомство с предлогами. Составление простых распространённых предложений, в том числе по заданной схеме. Активизация и обогащения словаря. Формирование грамматического строя речи. Развитие мелкой моторики рук.

1. Составление простых распространённых предложений по картине.

2. Определение полного звукового состава слова «дом», «дым».

3.Дидактическая игра «Что у кого?»

4. Лист с заданиями №10. (Обучение элементам письма).

Цветные фишки, картинки - схемы слов «дом», «дым», Дидактическая игра «Что у кого?», лист с заданиями №10, цветные карандаши.

4

Формирование дискурсивного мышления и математических представлений.

Познакомить с образованием и составом числа 6, с цифрой 6. Закрепить понимание взаимосвязи между частью и целым, представление о свойствах предметов, геометрические фигуры.

1. Дидактическая игра «Поезд».

2.Дидактическая игра «Сколько треугольников».

3. Физкультминутка.

4.Дидактическая игра: «Фигура изменилась».

Цифры, схемы для игры «Сколько треугольников», геометрические фигуры, предметные картинки.

Март

1

Учимся родному языку

Закрепление знаний о гласных и согласных звуках. Развитие фонематического слуха. Развитие чувства ритма. Определение полного звукового состава слова. Обогащения словаря глаголами. Формирование грамматического строя речи. Развитие мелкой моторики рук.

1. Словесная игра «Что есть в огороде со звуком О?»

2. Дидактическая игра «Что можно делать с овощами?».

3. Словесная игра «Скажи в рифму».

4. Определение полного звукового состава слова «лук», «лес».

5. Лист с заданиями №11. (Обучение элементам письма).

Цветные фишки, картинки - схемы слов, Дидактическая игра «Что можно делать с овощами?», лист с заданиями №11, цветные карандаши.

2

Формирование дискурсивного мышления и математических представлений.

Сформировать представление о различных видах углов- прямом, остром, тупом. Закрепить знания цифр 1- 6, счёт до 6, знание состава числа 6, смысл сложения и вычитания, взаимосвязь между частью и целым, понятие многоугольник.

1.  Знакомство с различными видами углов.

2. Дидактическая игра «Где спрятались углы».

3. Физкультминутка.

4. Дидактическая игра «Листики».

5. Дидактическая игра «Часть и целое».

Модель угла, счётные палочки, геометрические фигуры, цифры.

3

Учимся родному языку

Закрепление падежных форм существительных. Закрепление предложений по цели высказывания. Определение полного звукового состава слова. Обогащения словаря глаголами. Формирование грамматического строя речи. Развитие мелкой моторики рук.

1. Словесная игра «Ответь одним словом».

2. Определение полного звукового состава слова «кит».

3. Дидактическая игра «Какое? Какой? Какая?».

4. Дидактическая игра «Подними нужный знак».

5. Лист с заданиями №12. (Обучение элементам письма).

Цветные фишки, картинки - схемы слов, карточки с знаками «.!?». Дидактическая игра «Какое? Какой? Какая?, лист с заданиями №12, цветные карандаши.

4

Формирование дискурсивного мышления и математических представлений.

Познакомить с образованием и составом числа 7, цифрой 7. Закрепить представление о составе числа 6, взаимосвязь целого и частей, понятие многоугольника.

1. Дидактическая игра «Весёлые задачи».

2. Образование числа 7.

3. Физкультминутка.

4. Дидактическая игра «Строители».

5. Дидактическая игра «Сравни».

Опорные таблицы для закрепления состава числа, счётные палочки, геометрические фигуры, цифры.

Апрель

1

Учимся родному языку

Дифференциация понятия «звук» и «буква». Продолжать учить различать слова, отвечающие на вопросы «Кто?», «Что?». Определение полного звукового состава слова. Формирование грамматического строя речи. Развитие мелкой моторики рук.

1. Дидактическая игра «Кто есть, кто?».

2. Дифференциация понятия «звук» и «буква».

3. Определение полного звукового состава слова. «лук», «мак».

4. Дидактическая игра «Кто или что?».

5. Лист с заданиями №13. (Обучение элементам письма).

Цветные фишки, картинки - схемы слов.  Дидактическая игра «Кто есть, кто?». лист с заданиями №13, цветные карандаши.

2

Формирование дискурсивного мышления и математических представлений.

Формировать представление о замкнутых и незамкнутых линиях, ломаной линии, многоугольник. Уточнить представление между, посередине. Закрепить понимание смысла действия вычитания. Закрепить представление о свойствах геометрических фигур.

1. Дидактическая игра «Точка».

2. Дидактическая игра «Яблоки».

3. Физкультминутка.

4. Знакомство с многоугольником.

4.Дидактическая игра: «Фигура изменилась».

Изображение замкнутых и незамкнутых линий, ломаной линии, многоугольника, картинки 3 я блок разного размера и цвета, многоугольник, геометрические фигуры.

3

Учимся родному языку

Знакомство с глаголами повелительного наклонения. Выделение первого и последнего звука в слове. Закрепление ударности звука. Дифференциация гласных и согласных звуков. Составление простых распространённых предложений, в том числе по заданной схеме. Формирование грамматического строя речи. Развитие мелкой моторики рук.

1. Знакомство с глаголами повелительного наклонения.

2. Дидактическая игра «Цепочка».

3. Закрепление ударности звука.

4.  Определение полного звукового состава слова. «роза».

5. Дидактическая игра «Повтори и закончи предложение».

6. Лист с заданиями №14. (Обучение элементам письма).

Цветные фишки, картинки - схемы слов.  дидактическая игра «Цепочка», дидактическая игра «Повтори и закончи предложение».  лист с заданиями №14, цветные карандаши.

4

Формирование дискурсивного мышления и математических представлений.

Познакомить с образованием и составом числа 8, цифрой 8. Закрепить представление о составе числа 7, навыки счёта в пределах 7, взаимосвязь целого и частей. Развивать дискурсивного мышления.

1.  Повторение состава числа 7.

2. Образование числа 8.

3. Физкультминутка.

4. Дидактическая игра «Цепочка».

5. Итог занятия.

Май

1

Учимся родному языку

Учить выделять первый и последний звук в слове. Составление простых распространённых предложений, в том числе по заданной схеме. Определение полного звукового состава слова.  Активизация и обогащения словаря. Формирование грамматического строя речи. Развитие мелкой моторики рук.

1. Дидактическая игра «Доктор звуков».

2. Знакомство с игрой «Цепочка».

3. Определение полного звукового состава слова «луна», «лиса».

4. Дидактическая игра: «Ответь предложением».

5. Лист с заданиями №4. (Обучение элементам письма).

Дидактическая игра «Доктор звуков», лист с заданиями №15, цветные карандаши

2

Формирование дискурсивного мышления и математических представлений.

Познакомить с образованием и составом числа 9, цифрой 9. Закрепить умение находить признаки сходства и различия фигур, взаимосвязь целого и частей, сложение и вычитание на числовом отрезке.

1.Дидактическая игра: «Весёлые задачи». 201

2. Образование числа 9.

3. Физкультминутка.

4.Дидактическая игра: «Числовые домики».

Опорные таблицы для закрепления состава числа, счётные палочки, геометрические фигуры, цифры.

3

Учимся родному языку

Закрепить знания о твёрдости и мягкости звука в слове. Обогащения словаря словами- действиями. Учить выделять первый и последний звук в слове. Активизация и обогащения словаря. Формирование грамматического строя речи. Обучение элементам письма.

1. Дидактическая игра «Что делает?».

2. Определение полного звукового состава слова «гуси», «лось».

3. Дидактическая игра «Назови одним словом».

3. Дидактическая игра «Цепочка».

4. Лист с заданиями №6. (Обучение элементам письма).

Дидактическая игра: «Что делает?», «Назови одним словом», лист с заданиями №16, цветные карандаши.

4

Формирование дискурсивного мышления и математических представлений.

Развивать логику, дискурсивное мышление. Формировать представление о вычитании как об удалении из группы предметов её части. Закрепление представлений о свойствах предметов. Закрепить знания детей о знаках >, =, <.

1.Дидактическая игра «На лесной полянке».

2. Физкультминутка.

3.Дидактическая игра «Магазин геометрических фигур».

4. Логическое упражнение «Кто лишний».

Цифры, геометрические фигуры, дидактическая игра «Магазин геометрических фигур», предметные картинки.

Формы подведения итогов работы.                         

Уровень знаний детей проверяется с помощью диагностики, которая включает в себя контроль, проверку приобретенных знаний.

1.        Предварительное выявление уровня знаний. Осуществляется в начале года, с целью определения кругозора детей, уровня их знаний и умений.

Форма диагностики – беседа, викторина, игры и т.д.

2.        Текущая проверка уровня знаний осуществляется в процессе усвоения каждой темы. Главная функция текущей проверки – развивающая. Формы такой проверки могут быть различными, они зависят от содержания учебного плана, его сложности и особенностей - итоговые, интегрированные, комплексные занятия, тематические мероприятия.

3.        Итоговая диагностика – это учёт знаний, умений и навыков детей, приобретённых на всех этапах образовательного процесса. Это диагностирование уровня знаний в соответствии с поставленной целью.

Форма диагностики – наблюдение, беседа, игры, итоговые открытые занятия.

Любая диагностическая работа проводится по согласованию с родителями ребенка и носит рекомендательный характер.

Диагностика «Учимся родному языку» (развитие речи)

ФИО преподавателя________________________

№ группы_______________________

Дата проведения_________________

                                           Фамилия, имя ребёнка

Разделы  развития речи                

Связная речь

1. Умение составлять рассказ об игрушке

2. Умение составлять рассказ по картинке

3. Умение составлять рассказ по опорным словам, по серии картинок

4. Умение описывать предмет по схеме

Грамматика

5. Умение согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже, ориентируясь на окончания

6. Умение употреблять форму множественного числа родительного падежа

7. Умение согласовывать существительные и числительные в роде, числе

8. Умение образовывать существительные в единственном и множественном числе, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы

9. Умение употреблять предложно-падежные конструкции с предлогами на, под, с, со, над, за, перед, около

10. Умение составлять предложения разных типов

Владение словарём

11. Классификация предметов по группам - мебель, посуда, транспорт, одежда, деревья, и т.д.

12. Понимание слов близких и противоположных по смыслу, а также разных значений многозначного слова

13. Умение подбирать слова, обозначающие признаки, качества и действия к назначению предметов

14.Умение сравнивать предметы по размеру, цвету, величине

Обучение грамоте

15. Знание понятий «звук» и «буква»

16. Умение соотносить звук с соответствующей буквой

17. Знание характеристики звука: согласного и гласного

18. Знание характеристики звука: твёрдого и мягкого

19. Знание характеристики звука: звонкого и глухого

20. Умение придумывать слова, начинающиеся на определённый звук (а, у, м, н, к, с, и т.д.)

21. Умение выделять звук в слове (в начале, середине, в конце)

22. Умение делить слова на слоги

23. Умение правильно ставить ударение в словах, выделять ударный слог и ударный гласный звук в слове

24. Умение определять количество звуков и букв в словах

25. Умение отличать набор слов от предложения

26. Составление структуры предложения

27. Графическое написание букв (гласных, согласных)

Всего:   количество         В    

                                                                                  С

                                                                                  Н                                                          

ИТОГО:   %    В -               С -                 Н –

Диагностика «Формирование дискурсивного мышления и математических представлений.»

ФИО преподавателя________________________

№ группы_______________________

Дата проведения_________________

                                       Фамилия, имя ребёнка

Разделы  курса                

Количество и счет

1. Умение считать, считать до 10 в прямом и обратном порядке

2. Знание цифр, умение разложить их по порядку

3.Умение называть предыдущее и последующее числа

4.Умение соотносить количество предметов с цифрой

5. Умение отсчитывать количество предметов, отсчитывать на 1 > или на 1<

6. Умение составлять число из единиц

7. Умение различать количественный и порядковый счет

8. Умение сравнивать группы предметов, умение уравнивать неравное число предметов

9. Умение решать простые примеры на сложение и вычитание

10. Умение решать простые задачи на сложение и вычитание в одно действие, уметь самостоятельно их составлять

Форма

11. Знание геометрических фигур: круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, трапеция. Сходства и различия

12. Умение находить похожие предметы на геометрические фигуры на рисунках и в окружающей обстановке

13. Знание геометрических тел: шар, цилиндр, куб, пирамида, конус, параллелепипед. Сходства и различия

14. Умение находить предметы похожие на геометрические тела на рисунках и в окружающей обстановке

Величина

15. Умение раскладывать предметы по увеличению или уменьшению длины, ширины, высоты, толщины, используя методы наложения, приложения, визуально до 10 предметов

Ориентировка в пространстве

16. Умение ориентироваться, относительно себя, в пространстве: слева, справа, впереди, сзади

17. Умение двигаться вперёд, назад, вправо, влево

18. Умение ориентироваться на листе бумаги (слева, справа, вверху, внизу)

Ориентировка во времени

19. Умение называть дни недели

20. Умение называть части суток (утро, день, вечер, ночь)

21. Знание часов

Занимательный игровой материал

22. Серии игр «Какая фигура лишняя?»

23. Серии игр «Найди отличия»

24. Серии игр «Найди недостающую фигуру»

25. Серии игр на воссоздание образа из геометрических фигур (по образцу) – «Танграм», «Монгольская игра»

26. Серии игр «Лабиринты»

27. Серии игр «Занимательные вопросы»

28. Задачи в стихах

29. Загадки

30. Считалки

Всего:   количество                                             В  

С

Н

Всего:   %                                                              В

С

Н

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Агапова И. А., Давыдова М.А. Комплексная подготовка детей к школе. Книга для детей и взрослых. – М.; 2003.
  2. Белова Н.Г. «Дидактические игры, психогимнастика в обучении дошкольников грамоте и чтению».
  3. Веракса Н.Е. и др. Примерная основна общеобразовательная программа «От рождения до школы». – М.: Мозаика-синтез, 2014.
  4. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М.; 1994.
  5. Гербова В.А. Развитие речи детей 3-7 лет. – М.: Владос, 2003 г
  6. Журовой Л. Е. «Обучение грамоте в детском саду».
  7. Колесниковой Е.В. «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты»
  8. Клецова Т.Л. Программа по развитию внимания для детей старшего дошкольного возраста – Тюмень, 2005.
  9. Новикова. В.П.  Математика в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2007 г.
  10. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка». – в 2- частях. Учебное пособие по математике для дошкольников. – М.: Баласс, 2010 г.
  11. Севостьянова Е.О. Хочу все знать! Развитие интеллекта детей 5-7 лет: Индивидуальные занятия, игры, упражнения. – М.; 2005.
  12. Ушакова О.С., Гербова В.В.  и др. Развитие речи дошкольников   –  М.: Владос, 2003г.
  13. Ушаковой О.С. «Знакомим детей 3-7 лет с художественной литературой» – М.: Владос, 2003 г
  14. Фокина Э. Д. И др. Планирование занятий по развитию познавательных способностей и речи детей в образовательном учреждении. – СПб.; 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)

Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...

Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»

Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...