Программа дополнительного образования "Эрудит" 5-6 лет
рабочая программа (старшая группа)
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
дополнительного образования
по познавательно- интеллектуальному развитию
«Эрудит»
для детей старшего дошкольного возраста
(5-6 лет)
Автор: воспитатель
I квалификационной категории
Ефимова Екатерина Яковлевна
Актуальность. В свете реализации ФГОС перед педагогами дошкольных образовательных учреждений стоит общая задача совершенствования всей воспитательно -образовательной работы в детском саду и улучшения подготовки детей к систематическому школьному образованию. Впервые дошкольное образование признано полноправным звеном всей системы образования.
Приоритетным направлением современной системы образования является решение проблемы преемственности всех ее ступеней, и особенно преемственности между дошкольным начальным звеном, поскольку образовательные ступени являются значимыми для личности этапами ее духовного становления и должны быть взаимосвязаны.
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании - это ускорение темпов развития. Поэтому важно не только дать ребёнку как можно больше конкретных предметных знаний, но и вооружить ребёнка такими универсальными учебными знаниями и действиями, которые помогут ему развиться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе.
Что и явилось причиной написания программы по познавательно- интеллектуальному развитию «Эрудит».
Новизна. Актуальность развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Под познавательными способностями детей дошкольного возраста следует понимать развитие дискурсивного мышления т.е. активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале. Для того, чтобы дети в дальнейшем были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях, то есть дискурсивно мыслить.
Работа по данной программе обеспечивает общее психическое развитие детей, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, при которых происходит формирование у детей предпосылок к учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школьному обучению, а также успешному обучению в дальнейшем.
Данная программа представляет собой систему подготовки, основой которой являются интегрированные занятия, объединяющие все основные направления, развивающие необходимые качества, навыки, стимулирующие познавательные интересы.
Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков начальной школы и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, необходимо готовить ребенка соответствующим образом.
В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из дошкольного учреждения человека:
- любознательного,
- активного,
- с развитыми познавательными способностями,
- интеллектуально развитого,
- с развитым дискурсивным мышлением,
- овладевшего универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу, по образцу, по инструкции.
Цель программы: формировать познавательные способности детей старшего дошкольного возраста на основе развития дискурсивных структур мышления.
Задачи:
- Учить детей выделять существенные признаки предметов, сравнивать, обобщать, классифицировать на математическом и жизненном материале.
- Совершенствовать произвольное внимание, память.
- Развивать умение высказывать простейшие собственные суждения и умозаключения на основании приобретённых знаний.
- Воспитывать стремление к приобретению новых знаний и умений.
- Формирование устной речи детей, обогащение словарного запаса, развитие коммуникативных способностей на основе общения.
- Осознание смысловой стороны речи: предметы и явления, обозначаемые определёнными словами, и содержание, передаваемое словосочетаниями и фразами.
- Развивать у детей фонематический и речевой слух, формировать ориентировку в звуковой системе языка.
Методологическая основа:
- О.С. Ушакова, В.В. Гербова и др. «Развитие речи дошкольников».
- Журовой Л. Е. «Обучение грамоте в детском саду».
- Е.В.Колесниковой Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты»
- Е.В.Колесниковой Программа «Считаю до 10»
- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Раз- ступенька, Два- ступенька»
- В.П. Новикова. «Математика в детском саду».
- Н.Г. Белова «Дидактические игры, психогимнастика в обучении дошкольников грамоте и чтению».
Для реализации программы используются следующие методы:
• Словесные – с помощью которых педагог доступно объясняет тему занятий и последовательность деятельности на занятии; беседы (применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации), рассказы детей (метод направлен на совершенствование знаний и умственно-речевых умений детей).
• Наглядные – с использованием наглядных пособий; просмотр альбомов, иллюстраций, план – схемы.
• Практические – показ алгоритма действий, упражнения, моделирование, использование игровых приемов.
Формы организации и средства, применяемые на занятиях
Формы | Средства |
- групповые; - индивидуальные; -практикумы с элементами исследования. | -дидактический материал; -карты, схемы, таблицы; -компьютер и другие ТСО. |
Занятия по данной программе строятся с учетом следующих принципов:
– Систематичности и последовательности.
– Доступности – характер и объем заданий соответствует уровню развития и подготовленности детей.
– Наглядности – постоянное использование в играх и упражнениях наглядного материала.
– Равноправного партнерства взрослого и ребенка.
– Практичности – комплекс различных приемов: игровой, прием соревновательности, сотворчества.
Обучение проводится 1 раз в неделю на 25- 30-минутных занятиях по:
1. Учимся родному языку (1 и 3 неделя месяца).
2. Формирование дискурсивного мышления и математических представлений. (2 и 4 неделя месяца).
Общая схема организации занятия
1. Дидактическая игра, создающая мотивацию к занятию (4–5 мин.).
Детям предлагается дидактическая игра, в ходе которой они вспоминают то, что поможет им познакомиться с новой темой (актуализация знаний и умений). Игра должна быть такой, чтобы в ходе ее в деятельности ребенка не возникало затруднения. Каждый ребенок должен принять участие в игре.
Необходимое условие – четкое объяснение правил игры. В результате каждый ребенок должен:
1) понимать, что от него требуется в игре;
2) определить, может он играть в эту игру или не может;
3) определить, хочет он играть в эту игру или не хочет.
2. Затруднение в игровой ситуации (4–5 мин.).
В конце игры должна возникнуть ситуация, вызывающая затруднение в деятельности детей, которое они фиксируют в речи (мы это не знаем, мы это еще не умеем...). Воспитатель выявляет детские вопросы и вместе с детьми определяет тему занятия.
В результате ребятами делается вывод, что необходимо подумать, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации.
3. Открытие нового знания или умения (7–10 мин.).
Педагог с помощью подводящего диалога на основе предметной деятельности детей приводит их к открытию нового знания или умения. Оформив в речи новое, дети возвращаются к ситуации, вызвавшей затруднение, и проходят ее, используя новый способ действия.
4. Воспроизведение нового в типовой ситуации (5 мин.).
На этом этапе проводятся игры, где детьми используется новое знание или умение. В конце создается игровая ситуация, которая фиксирует индивидуальное освоение каждым ребенком нового материала. Происходит самооценка ребенком своей деятельности по освоению нового: дети или убеждаются в том, что они справились с заданием, или исправляют свои ошибки.
5. Повторение и развивающие задания.
Проводятся по желанию педагога при наличии свободного времени.
6. Итог занятия. (2-4 мин.)
Дети фиксируют в речи:
а) что нового узнали;
б) где новое пригодится.
Ожидаемые результаты:
К концу освоения программы дети должны знать:
• Причинные, временные, последовательные связи между предметами и объектами окружающего мира;
• Сведения о себе, своих близких (фамилию, имя, отчество, пол, день рождения, адрес, № телефона и т.д.);
• Свои индивидуальные особенности, свою принадлежность к человеческому роду, понимать своеобразие других людей;
• Математические характеристики предметов окружающего нас мира (число, последовательность, отношения между числами в натуральном ряду, состав чисел, пространственные ориентировки и др.);
• Иметь сведения о гласных и согласных звуках; о слого-звуковой структуре слова;
• Легко воспринимаемые характерные особенности объектов природы (внешний вид, передвижение, питание и др.), последовательность времён года, основные признаки сезонов;
уметь:
• Контролировать и оценивать свою деятельность и поведение;
• Управлять своими эмоциями;
• Использовать полученные знания в конкретной деятельности (речевой, изобразительной, художественной и др.);
• Составлять описательные, повествовательные рассказы, рассказы-рассуждения;
• Объединять предметы в группы по разным признакам, сравнивать и описывать предметы, объединять предметы в группы;
• Анализировать форму предмета и изображения (круглый, квадратный, треугольный, похожий на шар);
• Пространственно ориентироваться (направо\налево, сзади\впереди, за, под, перед и т.п.);
• Ориентироваться в количественных характеристиках предметов (больше-меньше), пересчитывать предметы в пределах 10, прибавлять и отнимать по одному предмету;
• Ориентироваться в пространстве и времени, понимать отношение части и целого,
• Решать и составлять простые арифметические задачи на сложение и вычитание,
• Решать логические задачи;
• Самостоятельно применять изобразительные умения и навыки, передавать форму, величину, пропорции и цвет предмета.
• Читать слоги, структурно несложные слова и предложения;
• Самостоятельно и с помощью взрослого участвовать в играх с правилами, в ролевых, режиссёрских и других видах игр.
Перспективный план программы по познавательно- интеллектуальному развитию «Эрудит»
№ п/п | Блок | Программное содержание | Структура | Материал |
Октябрь | ||||
1. | Учимся родному языку | Знакомство с понятием «слово» и «предложение» Составление простых распространённых предложений, в том числе по заданной схеме. Активизация и обогащения словаря. Формирование грамматического строя речи. Развитие мелкой моторики рук. | 1. Дифференциация слова и предложения. 2. Дидактическая игра «Чей домик?». 3. Физкультминутка. 4. Словообразование. Дидактическая игра: «Один- много». 5. Лист с заданиями №1. (Обучение элементам письма). | Дидактическая игра «Чей домик?», «Один- много», лист с заданиями №1, цветные карандаши. |
2 | Формирование дискурсивного мышления и математических представлений. | Сформировать представления о числе и его свойствах. Познакомить с образованием числа 0, научить писать число 0. Знакомство с числовым отрезком. Закрепление представлений о свойствах предметов. Закрепить знания о геометрических фигурах круг, овал. | 1. Дидактическая игра «Грибы в корзинах». 2. Знакомство с числовым отрезком. 3. Физкультминутка. 4. Дидактическая игра «Найди отличия». 5. Дидактическая игра «Экскурсия в музей геометрических фигур». | Дидактическая игра «Грибы в корзинах», числовой отрезок, картинки для нахождения отличий, геометрические фигуры разной величины и цвета. |
3 | Учимся родному языку | Знакомство и работа со звуками речи. Закрепление представлений о слове и предложении. Обогащение словаря существительными. Составление простых предложений. Активизация и обогащения словаря. Формирование грамматического строя речи. Развитие мелкой моторики рук. | 1. Знакомство с термином речевой звук. 2. Дифференциация слова и предложения. Игра- соревнование: «Кто больше назовёт?» 3. Заучивание скороговорки. Определение повторяющегося звука. 4. Дидактическая игра «Много- много». 5.Лист с заданиями №2. (Обучение элементам письма). | Игра- соревнование: «Кто больше назовёт?», дидактическая игра: «Много- много», лист с заданиями №2, цветные карандаши. |
4 | Формирование дискурсивного мышления и математических представлений. | Познакомить детей с числом 1 и графическим рисунком цифры 1. Учить соотносить число с количеством предметов. Знакомство с понятием таблица, строка, столбцы. Закрепление представлений о свойствах предметов. | 1.Дидактическая игра «Картинная галерея». 2.Дидактическая игра «Где спряталась цифра». 3. Физкультминутка. 4. Дидактическая игра «Волшебный мешочек». 5. Дидактическая игра «Наведи порядок». | Дидактическая игра «Картинная галерея», картинки с спрятанной цифрой 1, набор геометрических фигур, дидактическая игра «Наведи порядок» |
Ноябрь | ||||
1 | Учимся родному языку | Закрепление понятия «звук». Учить определять местонахождение звука в слове. Развитие слухового внимания. Составление простых распространённых предложений, в том числе по заданной схеме. Активизация словами, называющими обобщающие понятия. Формирование грамматического строя речи. Развитие мелкой моторики рук. | 1. Закрепление понятия «звук». 2. Заучивание скороговорки. Определение повторяющегося звука. 3. Дидактическая игра: «Скажи одним словом». 4. Словообразование. Дидактическая игра: «Один- много». 5. Лист с заданиями №3. (Обучение элементам письма). | Дидактическая игра: «Скажи одним словом», «Один- много», лист с заданиями №3, цветные карандаши. |
2 | Формирование дискурсивного мышления и математических представлений. | Познакомить с образованием и составом числа 2, цифрой 2. Познакомить детей с действием сложение, взаимосвязи целого и частей. Закрепить понятие пара. | 1.Дидактическая игра «Динамические картинки». 2. Понятие «пара». 3. Физкультминутка. 4. Прямой и обратный счёт. 5. Дидактическая игра «Плюс». | Дидактическая игра «Динамические картинки», дидактическая игра «Плюс», числовой отрезок, геометрические фигуры. |
3 | Учимся родному языку | Учить выделять первый и последний звук в слове. Знакомство с существительными, отвечающими на вопросы Кто это? Что это? Составление простых распространённых предложений, в том числе по заданной схеме. Активизация и обогащения словаря. Формирование грамматического строя речи. Развитие мелкой моторики рук. | 1. Дидактическая игра «Исправь звук». 2. Знакомство с игрой «Цепочка». 3.Знакомство со словами, отвечающими на вопросы Кто это? Что это? 4. Дидактическая игра: «Ответь предложением». 5. Лист с заданиями №4. (Обучение элементам письма). | Дидактическая игра «Исправь звук», «Цепочка», лист с заданиями №4, цветные карандаши |
4 | Формирование дискурсивного мышления и математических представлений. | Закрепить сравнение групп предметов по количеству с помощью составления пар. Познакомить со знаками >, =, <. Продолжать знакомить детей с действием сложение, взаимосвязи целого и частей. Развивать логику, дискурсивное мышление. | 1. Дидактическая игра «На лесной полянке». 2. Дидактическая игра «В овощном магазине». 3. Физкультминутка. 4. Логическое упражнение «Кто лишний» 5. Дидактическая игра «Все- все-все». | Дидактическая игра «На лесной полянке», дидактическая игра «В овощном магазине», предметные картинки, две вазы и три цветка. |
Декабрь | ||||
1 | Учимся родному языку | Закрепление знаний о существительных, отвечающими на вопросы Кто это? Что это? Обогащения словаря словами- действиями. Закрепление употребления в речи временных форм глаголов. Обучение элементам письма. | 1. Закрепление знаний о словах, отвечающими на вопросы Кто это? Что это?. 2. Дидактическая игра «Цепочка». 3. Дидактическая игра «Что делает?». 4. Словесная игра: «Вчера, сегодня, завтра» 5. Лист с заданиями №5. (Обучение элементам письма). | Дидактическая игра «Цепочка», «Что делает?», лист с заданиями №5, цветные карандаши |
2 | Формирование дискурсивного мышления и математических представлений. | Познакомить с образованием и составом числа 3. Развивать логику, дискурсивное мышление. Формировать представление о вычитании как об удалении из группы предметов её части. Познакомить со знаком минус. Закрепление представлений о свойствах предметов. Познакомить со знаками >, =, <. | 1. Знакомство с числом и цифрой 3. 2. Дидактическая игра «На лесной полянке». 3. Физкультминутка. 4.Дидактическая игра «Магазин геометрических фигур». 5. Логическое упражнение «Кто лишний» | Цифры, геометрические фигуры, дидактическая игра «Магазин геометрических фигур», предметные картинки. |
3 | Учимся родному языку | Познакомить с твёрдостью и мягкостью звука в слове. Обогащения словаря словами- действиями. Учить выделять первый и последний звук в слове. Активизация и обогащения словаря. Формирование грамматического строя речи. Обучение элементам письма. | 1. Дидактическая игра: «Тим и Том» 2. Дидактическая игра «Что делает?». 3. Дидактическая игра «Назови одним словом». 3. Дидактическая игра «Цепочка». 4. Лист с заданиями №6. (Обучение элементам письма). | Дидактическая игра: «Тим и Том», «Что делает?», «Назови одним словом», лист с заданиями №6, цветные карандаши. |
4 | Формирование дискурсивного мышления и математических представлений. | Познакомить с образованием числа 4, составом числа 4, цифрой 4. Сформировать умение соотносить цифру 4 с количеством предметов. Уточнение пространственных отношений: на, над, под. Закрепление представлений о сложении групп предметов. | 1. Знакомство с числом и цифрой 4. 2. Состав числа 4. 3. Физкультминутка. 4. Словесная игра «Положи правильно». 5.Дидактическая игра «Картинки подружились». | Цифры, геометрические фигуры, предметные картинки, числовой отрезок. |
Январь | ||||
1 | Учимся родному языку | Знакомство с ударностью звука. Знакомство со словами признаками. Закрепить знания о твёрдости и мягкости звука в слове. Развитие слухового внимания. Закрепление правильного употребление предлогов в словах. | 1. Дидактическая игра «Поможем Тиму и Тому разделить овощи». 2. Знакомство с ударностью звука. 3. Дидактическая игра «Зайчик и морковка». 4. Знакомство со словами- признаками. Игра «Моя мама». 5. Лист с заданиями №7. (Обучение элементам письма). | Дидактическая игра «Поможем Тиму и Тому разделить овощи», «Зайчик и морковка, «Моя мама», лист с заданиями №7, цветные карандаши. |
2 | Формирование дискурсивного мышления и математических представлений. | Формировать представление о точке, линии, прямой и кривой линиях. Закрепить смысл сложения и вычитания. Развивать пространственные представления, уточнить отношения: справа, слева. | 1. Знакомство с точкой, линией, прямой и кривой линиях. 2. Закрепление смысла сложения и вычитания. 3. Физкультминутка. 4. Дидактическая игра «Нарисуем картину» 5. Дидактическая игра: «Путешествие точки» | Изображение линии, точки, прямой, картинки предметные, схемы сложения и вычитания, лист бумаги с разлинованными клетками и чёрный кружок- фишка. |
3 | Учимся родному языку | Знакомство с гласными и согласными звуками. Знакомство с предложениями по цели высказывания. Закрепить умение находить ударный звук в слове. Активизация употребление в речи слов, называющих обобщающие понятия. | 1. Знакомство с гласными и согласными звуками. 2. Дидактическая игра: «Скажи одним словом». 3. Знакомство с предложениями по цели высказывания. 4. Нахождение ударного звука в слове. 5.Дидактическая игра: «Скажи наоборот». 6. Лист с заданиями №8. (Обучение элементам письма). | Предметные картинки, дидактическая игра: «Скажи одним словом», «Скажи наоборот», лист с заданиями №8, цветные карандаши. |
4 | Формирование дискурсивного мышления и математических представлений. | Познакомить с образованием и составом числа 5, с цифрой 5. Закрепить знание цифр 1-4. Закрепить смысл сложения и вычитания, взаимосвязи целого и частей. Развивать умение дискурсивно мыслить. | 1. Знакомство с числом и цифрой 5. 2. Состав числа 5. 3. Физкультминутка. 4. Дидактическая игра: «Четвёртый лишний». 5. Дидактическая игра: «Целое и части». | Цифры, знаки +, -, =, картинки для игры «Четвёртый лишний», геометрические фигуры. |
Февраль | ||||
1 | Учимся родному языку | Определение полного звукового состава слова. Закрепление знаний о гласных и согласных звуках. Учить делить слова на слоги. Активизация и обогащения словаря. Формирование грамматического строя речи. Обучение элементам письма. | 1. Учить делить слова на слоги. 2. Определение полного звукового состава слова «ау», «мак». 3. Дидактическая игра «Подбери действие?» 4. Дифференциация гласных и согласных звуков. 5.Лист с заданиями №9. (Обучение элементам письма). | Цветные фишки, картинки - схемы слов «ау», «мак», дидактическая игра «Подбери действие?», лист с заданиями №9, цветные карандаши. |
2 | Формирование дискурсивного мышления и математических представлений. | Формировать представление о замкнутых и незамкнутых линиях, ломаной линии, многоугольник. Уточнить представление между, посередине. Закрепить понимание смысла действия вычитания. Закрепить представление о свойствах геометрических фигур. | 1. Дидактическая игра «Точка». 2. Дидактическая игра «Яблоки». 3. Физкультминутка. 4. Знакомство с многоугольником. 4.Дидактическая игра: «Фигура изменилась». | Изображение замкнутых и незамкнутых линий, ломаной линии, многоугольника, картинки 3 я блок разного размера и цвета, многоугольник, геометрические фигуры. |
3 | Учимся родному языку | Определение полного звукового состава слова. Знакомство с предлогами. Составление простых распространённых предложений, в том числе по заданной схеме. Активизация и обогащения словаря. Формирование грамматического строя речи. Развитие мелкой моторики рук. | 1. Составление простых распространённых предложений по картине. 2. Определение полного звукового состава слова «дом», «дым». 3.Дидактическая игра «Что у кого?» 4. Лист с заданиями №10. (Обучение элементам письма). | Цветные фишки, картинки - схемы слов «дом», «дым», Дидактическая игра «Что у кого?», лист с заданиями №10, цветные карандаши. |
4 | Формирование дискурсивного мышления и математических представлений. | Познакомить с образованием и составом числа 6, с цифрой 6. Закрепить понимание взаимосвязи между частью и целым, представление о свойствах предметов, геометрические фигуры. | 1. Дидактическая игра «Поезд». 2.Дидактическая игра «Сколько треугольников». 3. Физкультминутка. 4.Дидактическая игра: «Фигура изменилась». | Цифры, схемы для игры «Сколько треугольников», геометрические фигуры, предметные картинки. |
Март | ||||
1 | Учимся родному языку | Закрепление знаний о гласных и согласных звуках. Развитие фонематического слуха. Развитие чувства ритма. Определение полного звукового состава слова. Обогащения словаря глаголами. Формирование грамматического строя речи. Развитие мелкой моторики рук. | 1. Словесная игра «Что есть в огороде со звуком О?» 2. Дидактическая игра «Что можно делать с овощами?». 3. Словесная игра «Скажи в рифму». 4. Определение полного звукового состава слова «лук», «лес». 5. Лист с заданиями №11. (Обучение элементам письма). | Цветные фишки, картинки - схемы слов, Дидактическая игра «Что можно делать с овощами?», лист с заданиями №11, цветные карандаши. |
2 | Формирование дискурсивного мышления и математических представлений. | Сформировать представление о различных видах углов- прямом, остром, тупом. Закрепить знания цифр 1- 6, счёт до 6, знание состава числа 6, смысл сложения и вычитания, взаимосвязь между частью и целым, понятие многоугольник. | 1. Знакомство с различными видами углов. 2. Дидактическая игра «Где спрятались углы». 3. Физкультминутка. 4. Дидактическая игра «Листики». 5. Дидактическая игра «Часть и целое». | Модель угла, счётные палочки, геометрические фигуры, цифры. |
3 | Учимся родному языку | Закрепление падежных форм существительных. Закрепление предложений по цели высказывания. Определение полного звукового состава слова. Обогащения словаря глаголами. Формирование грамматического строя речи. Развитие мелкой моторики рук. | 1. Словесная игра «Ответь одним словом». 2. Определение полного звукового состава слова «кит». 3. Дидактическая игра «Какое? Какой? Какая?». 4. Дидактическая игра «Подними нужный знак». 5. Лист с заданиями №12. (Обучение элементам письма). | Цветные фишки, картинки - схемы слов, карточки с знаками «.!?». Дидактическая игра «Какое? Какой? Какая?, лист с заданиями №12, цветные карандаши. |
4 | Формирование дискурсивного мышления и математических представлений. | Познакомить с образованием и составом числа 7, цифрой 7. Закрепить представление о составе числа 6, взаимосвязь целого и частей, понятие многоугольника. | 1. Дидактическая игра «Весёлые задачи». 2. Образование числа 7. 3. Физкультминутка. 4. Дидактическая игра «Строители». 5. Дидактическая игра «Сравни». | Опорные таблицы для закрепления состава числа, счётные палочки, геометрические фигуры, цифры. |
Апрель | ||||
1 | Учимся родному языку | Дифференциация понятия «звук» и «буква». Продолжать учить различать слова, отвечающие на вопросы «Кто?», «Что?». Определение полного звукового состава слова. Формирование грамматического строя речи. Развитие мелкой моторики рук. | 1. Дидактическая игра «Кто есть, кто?». 2. Дифференциация понятия «звук» и «буква». 3. Определение полного звукового состава слова. «лук», «мак». 4. Дидактическая игра «Кто или что?». 5. Лист с заданиями №13. (Обучение элементам письма). | Цветные фишки, картинки - схемы слов. Дидактическая игра «Кто есть, кто?». лист с заданиями №13, цветные карандаши. |
2 | Формирование дискурсивного мышления и математических представлений. | Формировать представление о замкнутых и незамкнутых линиях, ломаной линии, многоугольник. Уточнить представление между, посередине. Закрепить понимание смысла действия вычитания. Закрепить представление о свойствах геометрических фигур. | 1. Дидактическая игра «Точка». 2. Дидактическая игра «Яблоки». 3. Физкультминутка. 4. Знакомство с многоугольником. 4.Дидактическая игра: «Фигура изменилась». | Изображение замкнутых и незамкнутых линий, ломаной линии, многоугольника, картинки 3 я блок разного размера и цвета, многоугольник, геометрические фигуры. |
3 | Учимся родному языку | Знакомство с глаголами повелительного наклонения. Выделение первого и последнего звука в слове. Закрепление ударности звука. Дифференциация гласных и согласных звуков. Составление простых распространённых предложений, в том числе по заданной схеме. Формирование грамматического строя речи. Развитие мелкой моторики рук. | 1. Знакомство с глаголами повелительного наклонения. 2. Дидактическая игра «Цепочка». 3. Закрепление ударности звука. 4. Определение полного звукового состава слова. «роза». 5. Дидактическая игра «Повтори и закончи предложение». 6. Лист с заданиями №14. (Обучение элементам письма). | Цветные фишки, картинки - схемы слов. дидактическая игра «Цепочка», дидактическая игра «Повтори и закончи предложение». лист с заданиями №14, цветные карандаши. |
4 | Формирование дискурсивного мышления и математических представлений. | Познакомить с образованием и составом числа 8, цифрой 8. Закрепить представление о составе числа 7, навыки счёта в пределах 7, взаимосвязь целого и частей. Развивать дискурсивного мышления. | 1. Повторение состава числа 7. 2. Образование числа 8. 3. Физкультминутка. 4. Дидактическая игра «Цепочка». 5. Итог занятия. | |
Май | ||||
1 | Учимся родному языку | Учить выделять первый и последний звук в слове. Составление простых распространённых предложений, в том числе по заданной схеме. Определение полного звукового состава слова. Активизация и обогащения словаря. Формирование грамматического строя речи. Развитие мелкой моторики рук. | 1. Дидактическая игра «Доктор звуков». 2. Знакомство с игрой «Цепочка». 3. Определение полного звукового состава слова «луна», «лиса». 4. Дидактическая игра: «Ответь предложением». 5. Лист с заданиями №4. (Обучение элементам письма). | Дидактическая игра «Доктор звуков», лист с заданиями №15, цветные карандаши |
2 | Формирование дискурсивного мышления и математических представлений. | Познакомить с образованием и составом числа 9, цифрой 9. Закрепить умение находить признаки сходства и различия фигур, взаимосвязь целого и частей, сложение и вычитание на числовом отрезке. | 1.Дидактическая игра: «Весёлые задачи». 201 2. Образование числа 9. 3. Физкультминутка. 4.Дидактическая игра: «Числовые домики». | Опорные таблицы для закрепления состава числа, счётные палочки, геометрические фигуры, цифры. |
3 | Учимся родному языку | Закрепить знания о твёрдости и мягкости звука в слове. Обогащения словаря словами- действиями. Учить выделять первый и последний звук в слове. Активизация и обогащения словаря. Формирование грамматического строя речи. Обучение элементам письма. | 1. Дидактическая игра «Что делает?». 2. Определение полного звукового состава слова «гуси», «лось». 3. Дидактическая игра «Назови одним словом». 3. Дидактическая игра «Цепочка». 4. Лист с заданиями №6. (Обучение элементам письма). | Дидактическая игра: «Что делает?», «Назови одним словом», лист с заданиями №16, цветные карандаши. |
4 | Формирование дискурсивного мышления и математических представлений. | Развивать логику, дискурсивное мышление. Формировать представление о вычитании как об удалении из группы предметов её части. Закрепление представлений о свойствах предметов. Закрепить знания детей о знаках >, =, <. | 1.Дидактическая игра «На лесной полянке». 2. Физкультминутка. 3.Дидактическая игра «Магазин геометрических фигур». 4. Логическое упражнение «Кто лишний». | Цифры, геометрические фигуры, дидактическая игра «Магазин геометрических фигур», предметные картинки. |
Формы подведения итогов работы.
Уровень знаний детей проверяется с помощью диагностики, которая включает в себя контроль, проверку приобретенных знаний.
1. Предварительное выявление уровня знаний. Осуществляется в начале года, с целью определения кругозора детей, уровня их знаний и умений.
Форма диагностики – беседа, викторина, игры и т.д.
2. Текущая проверка уровня знаний осуществляется в процессе усвоения каждой темы. Главная функция текущей проверки – развивающая. Формы такой проверки могут быть различными, они зависят от содержания учебного плана, его сложности и особенностей - итоговые, интегрированные, комплексные занятия, тематические мероприятия.
3. Итоговая диагностика – это учёт знаний, умений и навыков детей, приобретённых на всех этапах образовательного процесса. Это диагностирование уровня знаний в соответствии с поставленной целью.
Форма диагностики – наблюдение, беседа, игры, итоговые открытые занятия.
Любая диагностическая работа проводится по согласованию с родителями ребенка и носит рекомендательный характер.
Диагностика «Учимся родному языку» (развитие речи)
ФИО преподавателя________________________
№ группы_______________________
Дата проведения_________________
Фамилия, имя ребёнка Разделы развития речи | |||||||||||||
Связная речь | |||||||||||||
1. Умение составлять рассказ об игрушке | |||||||||||||
2. Умение составлять рассказ по картинке | |||||||||||||
3. Умение составлять рассказ по опорным словам, по серии картинок | |||||||||||||
4. Умение описывать предмет по схеме | |||||||||||||
Грамматика | |||||||||||||
5. Умение согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже, ориентируясь на окончания | |||||||||||||
6. Умение употреблять форму множественного числа родительного падежа | |||||||||||||
7. Умение согласовывать существительные и числительные в роде, числе | |||||||||||||
8. Умение образовывать существительные в единственном и множественном числе, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы | |||||||||||||
9. Умение употреблять предложно-падежные конструкции с предлогами на, под, с, со, над, за, перед, около | |||||||||||||
10. Умение составлять предложения разных типов | |||||||||||||
Владение словарём | |||||||||||||
11. Классификация предметов по группам - мебель, посуда, транспорт, одежда, деревья, и т.д. | |||||||||||||
12. Понимание слов близких и противоположных по смыслу, а также разных значений многозначного слова | |||||||||||||
13. Умение подбирать слова, обозначающие признаки, качества и действия к назначению предметов | |||||||||||||
14.Умение сравнивать предметы по размеру, цвету, величине | |||||||||||||
Обучение грамоте | |||||||||||||
15. Знание понятий «звук» и «буква» | |||||||||||||
16. Умение соотносить звук с соответствующей буквой | |||||||||||||
17. Знание характеристики звука: согласного и гласного | |||||||||||||
18. Знание характеристики звука: твёрдого и мягкого | |||||||||||||
19. Знание характеристики звука: звонкого и глухого | |||||||||||||
20. Умение придумывать слова, начинающиеся на определённый звук (а, у, м, н, к, с, и т.д.) | |||||||||||||
21. Умение выделять звук в слове (в начале, середине, в конце) | |||||||||||||
22. Умение делить слова на слоги | |||||||||||||
23. Умение правильно ставить ударение в словах, выделять ударный слог и ударный гласный звук в слове | |||||||||||||
24. Умение определять количество звуков и букв в словах | |||||||||||||
25. Умение отличать набор слов от предложения | |||||||||||||
26. Составление структуры предложения | |||||||||||||
27. Графическое написание букв (гласных, согласных) | |||||||||||||
Всего: количество В | |||||||||||||
С | |||||||||||||
Н | |||||||||||||
ИТОГО: % В - С - Н – |
Диагностика «Формирование дискурсивного мышления и математических представлений.»
ФИО преподавателя________________________
№ группы_______________________
Дата проведения_________________
Фамилия, имя ребёнка Разделы курса | ||||||||||||||||
Количество и счет | ||||||||||||||||
1. Умение считать, считать до 10 в прямом и обратном порядке | ||||||||||||||||
2. Знание цифр, умение разложить их по порядку | ||||||||||||||||
3.Умение называть предыдущее и последующее числа | ||||||||||||||||
4.Умение соотносить количество предметов с цифрой | ||||||||||||||||
5. Умение отсчитывать количество предметов, отсчитывать на 1 > или на 1< | ||||||||||||||||
6. Умение составлять число из единиц | ||||||||||||||||
7. Умение различать количественный и порядковый счет | ||||||||||||||||
8. Умение сравнивать группы предметов, умение уравнивать неравное число предметов | ||||||||||||||||
9. Умение решать простые примеры на сложение и вычитание | ||||||||||||||||
10. Умение решать простые задачи на сложение и вычитание в одно действие, уметь самостоятельно их составлять | ||||||||||||||||
Форма | ||||||||||||||||
11. Знание геометрических фигур: круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, трапеция. Сходства и различия | ||||||||||||||||
12. Умение находить похожие предметы на геометрические фигуры на рисунках и в окружающей обстановке | ||||||||||||||||
13. Знание геометрических тел: шар, цилиндр, куб, пирамида, конус, параллелепипед. Сходства и различия | ||||||||||||||||
14. Умение находить предметы похожие на геометрические тела на рисунках и в окружающей обстановке | ||||||||||||||||
Величина | ||||||||||||||||
15. Умение раскладывать предметы по увеличению или уменьшению длины, ширины, высоты, толщины, используя методы наложения, приложения, визуально до 10 предметов | ||||||||||||||||
Ориентировка в пространстве | ||||||||||||||||
16. Умение ориентироваться, относительно себя, в пространстве: слева, справа, впереди, сзади | ||||||||||||||||
17. Умение двигаться вперёд, назад, вправо, влево | ||||||||||||||||
18. Умение ориентироваться на листе бумаги (слева, справа, вверху, внизу) | ||||||||||||||||
Ориентировка во времени | ||||||||||||||||
19. Умение называть дни недели | ||||||||||||||||
20. Умение называть части суток (утро, день, вечер, ночь) | ||||||||||||||||
21. Знание часов | ||||||||||||||||
Занимательный игровой материал | ||||||||||||||||
22. Серии игр «Какая фигура лишняя?» | ||||||||||||||||
23. Серии игр «Найди отличия» | ||||||||||||||||
24. Серии игр «Найди недостающую фигуру» | ||||||||||||||||
25. Серии игр на воссоздание образа из геометрических фигур (по образцу) – «Танграм», «Монгольская игра» | ||||||||||||||||
26. Серии игр «Лабиринты» | ||||||||||||||||
27. Серии игр «Занимательные вопросы» | ||||||||||||||||
28. Задачи в стихах | ||||||||||||||||
29. Загадки | ||||||||||||||||
30. Считалки | ||||||||||||||||
Всего: количество В | ||||||||||||||||
С | ||||||||||||||||
Н | ||||||||||||||||
Всего: % В | ||||||||||||||||
С | ||||||||||||||||
Н | ||||||||||||||||
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Агапова И. А., Давыдова М.А. Комплексная подготовка детей к школе. Книга для детей и взрослых. – М.; 2003.
- Белова Н.Г. «Дидактические игры, психогимнастика в обучении дошкольников грамоте и чтению».
- Веракса Н.Е. и др. Примерная основна общеобразовательная программа «От рождения до школы». – М.: Мозаика-синтез, 2014.
- Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М.; 1994.
- Гербова В.А. Развитие речи детей 3-7 лет. – М.: Владос, 2003 г
- Журовой Л. Е. «Обучение грамоте в детском саду».
- Колесниковой Е.В. «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты»
- Клецова Т.Л. Программа по развитию внимания для детей старшего дошкольного возраста – Тюмень, 2005.
- Новикова. В.П. Математика в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2007 г.
- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка». – в 2- частях. Учебное пособие по математике для дошкольников. – М.: Баласс, 2010 г.
- Севостьянова Е.О. Хочу все знать! Развитие интеллекта детей 5-7 лет: Индивидуальные занятия, игры, упражнения. – М.; 2005.
- Ушакова О.С., Гербова В.В. и др. Развитие речи дошкольников – М.: Владос, 2003г.
- Ушаковой О.С. «Знакомим детей 3-7 лет с художественной литературой» – М.: Владос, 2003 г
- Фокина Э. Д. И др. Планирование занятий по развитию познавательных способностей и речи детей в образовательном учреждении. – СПб.; 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет
Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)
Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...

Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»
Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...
