Программа дополнительного образования "Эрудит" 6-7 лет
рабочая программа (подготовительная группа)
Программа дополнительного образования "Эрудит" 6-7 лет
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 57.13 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
дополнительного образования
по познавательно- интеллектуальному развитию
«Эрудит»
для детей старшего дошкольного возраста
(6-7 лет)
Автор: воспитатель
I квалификационной категории
Ефимова Екатерина Яковлевна
Актуальность. На этапе дошкольного возраста необходимо создать условия для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка, необходимо создать условий для развития функционально грамотной личности – человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы), используя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания, умения и навыки. Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности. Это в значительной мере облегчит ребенку переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения.
В свете реализации ФГОС перед педагогами дошкольных образовательных учреждений стоит общая задача совершенствования всей воспитательно -образовательной работы в детском саду и улучшения подготовки детей к систематическому школьному образованию. Впервые дошкольное образование признано полноправным звеном всей системы образования.
Приоритетным направлением современной системы образования является решение проблемы преемственности всех ее ступеней, и особенно преемственности между дошкольным начальным звеном, поскольку образовательные ступени являются значимыми для личности этапами ее духовного становления и должны быть взаимосвязаны.
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании - это ускорение темпов развития. Поэтому важно не только дать ребёнку как можно больше конкретных предметных знаний, но и вооружить ребёнка такими универсальными учебными знаниями и действиями, которые помогут ему развиться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе.
Что и явилось причиной написания программы по познавательно- интеллектуальному развитию «Эрудит».
Новизна. Актуальность развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Под познавательными способностями детей дошкольного возраста следует понимать развитие дискурсивного мышления т.е. активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале. Для того, чтобы дети в дальнейшем были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях, то есть дискурсивно мыслить.
Работа по данной программе обеспечивает общее психическое развитие детей, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, при которых происходит формирование у детей предпосылок к учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школьному обучению, а также успешному обучению в дальнейшем.
Данная программа представляет собой систему подготовки, основой которой являются интегрированные занятия, объединяющие все основные направления, развивающие необходимые качества, навыки, стимулирующие познавательные интересы.
Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков начальной школы и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, необходимо готовить ребенка соответствующим образом.
В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из дошкольного учреждения человека:
- любознательного,
- активного,
- с развитыми познавательными способностями,
- интеллектуально развитого,
- с развитым дискурсивным мышлением,
- овладевшего универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу, по образцу, по инструкции.
Цель программы: формировать познавательные способности детей старшего дошкольного возраста на основе развития дискурсивных структур мышления.
Задачи:
- Учить детей выделять существенные признаки предметов, сравнивать, обобщать, классифицировать на математическом и жизненном материале.
- Совершенствовать произвольное внимание, память.
- Развивать умение высказывать простейшие собственные суждения и умозаключения на основании приобретённых знаний.
- Воспитывать стремление к приобретению новых знаний и умений.
- Формирование устной речи детей, обогащение словарного запаса, развитие коммуникативных способностей на основе общения.
- Осознание смысловой стороны речи: предметы и явления, обозначаемые определёнными словами, и содержание, передаваемое словосочетаниями и фразами.
- Развивать у детей фонематический и речевой слух, формировать ориентировку в звуковой системе языка.
- Развивать у ребенка предпосылки к учебной деятельности: коммуникативные и поведенческие навыки, познавательные процессы (внимание, мышление, память, речь, общую и мелкую моторику).
- Формировать волевые качества, эмоционально – положительное отношение к школе.
Методологическая основа:
- О.С. Ушакова, В.В. Гербова и др. «Развитие речи дошкольников».
- Журовой Л. Е. «Обучение грамоте в детском саду».
- Е.В.Колесниковой Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты»
- Е.В.Колесниковой Программа «Считаю до 10»
- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Раз- ступенька, Два- ступенька»
- В.П. Новикова. «Математика в детском саду».
- Н.Г. Белова «Дидактические игры, психогимнастика в обучении дошкольников грамоте и чтению».
Для реализации программы используются следующие методы:
• Словесные – с помощью которых педагог доступно объясняет тему занятий и последовательность деятельности на занятии; беседы (применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации), рассказы детей (метод направлен на совершенствование знаний и умственно-речевых умений детей).
• Наглядные – с использованием наглядных пособий; просмотр альбомов, иллюстраций, план – схемы.
• Практические – показ алгоритма действий, упражнения, моделирование, использование игровых приемов.
Формы организации и средства, применяемые на занятиях
Формы | Средства |
- групповые; - индивидуальные; -практикумы с элементами исследования. | -дидактический материал; -карты, схемы, таблицы; -компьютер и другие ТСО. |
Занятия по данной программе строятся с учетом следующих принципов:
– Систематичности и последовательности.
– Доступности – характер и объем заданий соответствует уровню развития и подготовленности детей.
– Наглядности – постоянное использование в играх и упражнениях наглядного материала.
– Равноправного партнерства взрослого и ребенка.
– Практичности – комплекс различных приемов: игровой, прием соревновательности, сотворчества.
Обучение проводится 1 раз в неделю на 25- 30-минутных занятиях по:
1. Учимся родному языку (1 и 3 неделя месяца).
2. Формирование дискурсивного мышления и математических представлений. (2 и 4 неделя месяца).
Общая схема организации занятия
1. Дидактическая игра, создающая мотивацию к занятию (4–5 мин.).
Детям предлагается дидактическая игра, в ходе которой они вспоминают то, что поможет им познакомиться с новой темой (актуализация знаний и умений). Игра должна быть такой, чтобы в ходе ее в деятельности ребенка не возникало затруднения. Каждый ребенок должен принять участие в игре.
Необходимое условие – четкое объяснение правил игры. В результате каждый ребенок должен:
1) понимать, что от него требуется в игре;
2) определить, может он играть в эту игру или не может;
3) определить, хочет он играть в эту игру или не хочет.
2. Затруднение в игровой ситуации (4–5 мин.).
В конце игры должна возникнуть ситуация, вызывающая затруднение в деятельности детей, которое они фиксируют в речи (мы это не знаем, мы это еще не умеем...). Воспитатель выявляет детские вопросы и вместе с детьми определяет тему занятия.
В результате ребятами делается вывод, что необходимо подумать, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации.
3. Открытие нового знания или умения (7–10 мин.).
Педагог с помощью подводящего диалога на основе предметной деятельности детей приводит их к открытию нового знания или умения. Оформив в речи новое, дети возвращаются к ситуации, вызвавшей затруднение, и проходят ее, используя новый способ действия.
4. Воспроизведение нового в типовой ситуации (5 мин.).
На этом этапе проводятся игры, где детьми используется новое знание или умение. В конце создается игровая ситуация, которая фиксирует индивидуальное освоение каждым ребенком нового материала. Происходит самооценка ребенком своей деятельности по освоению нового: дети или убеждаются в том, что они справились с заданием, или исправляют свои ошибки.
5. Повторение и развивающие задания.
Проводятся по желанию педагога при наличии свободного времени.
6. Итог занятия. (2-4 мин.)
Дети фиксируют в речи:
а) что нового узнали;
б) где новое пригодится.
Ожидаемые результаты:
К концу освоения программы дети должны знать:
• Причинные, временные, последовательные связи между предметами и объектами окружающего мира;
• Сведения о себе, своих близких (фамилию, имя, отчество, пол, день рождения, адрес, № телефона и т.д.);
• Свои индивидуальные особенности, свою принадлежность к человеческому роду, понимать своеобразие других людей;
• Математические характеристики предметов окружающего нас мира (число, последовательность, отношения между числами в натуральном ряду, состав чисел, пространственные ориентировки и др.);
• Иметь сведения о гласных и согласных звуках; о слого-звуковой структуре слова;
• Легко воспринимаемые характерные особенности объектов природы (внешний вид, передвижение, питание и др.), последовательность времён года, основные признаки сезонов;
уметь:
• Контролировать и оценивать свою деятельность и поведение;
• Управлять своими эмоциями;
• Использовать полученные знания в конкретной деятельности (речевой, изобразительной, художественной и др.);
• Составлять описательные, повествовательные рассказы, рассказы-рассуждения;
• Объединять предметы в группы по разным признакам, сравнивать и описывать предметы, объединять предметы в группы;
• Анализировать форму предмета и изображения (круглый, квадратный, треугольный, похожий на шар);
• Пространственно ориентироваться (направо\налево, сзади\впереди, за, под, перед и т.п.);
• Ориентироваться в количественных характеристиках предметов (больше-меньше), пересчитывать предметы в пределах 10, прибавлять и отнимать по одному предмету;
• Ориентироваться в пространстве и времени, понимать отношение части и целого,
• Решать и составлять простые арифметические задачи на сложение и вычитание,
• Решать логические задачи;
• Самостоятельно применять изобразительные умения и навыки, передавать форму, величину, пропорции и цвет предмета.
• Читать слоги, структурно несложные слова и предложения;
• Самостоятельно и с помощью взрослого участвовать в играх с правилами, в ролевых, режиссёрских и других видах игр.
Перспективный план программы по познавательно- интеллектуальному развитию «Эрудит»
№ п/п | Блок | Программное содержание | Структура | Материал |
Октябрь | ||||
1. | Учимся родному языку | Звук и буква А. Способствовать развитию звуко– буквенного анализа. Способствовать развитию фонематического слуха. Познакомить с гласным звуком А и его условным обозначением – красный квадрат. Учить на схеме (прямоугольнике) обозначать место звука в слове, используя условное обозначение – красный квадрат. Познакомить с буквой А. Учить писать печатную букву А, используя образец. Учить писать на схеме букву А в месте, где слышится звук А (в начале, в середине, в конце). Формировать навык самоконтроля и самооценки. | 1. Знакомство со звуком и буквой А. 2. Развитию звуко– буквенного анализа. 3. Физкультминутка. 4. Учить писать печатную букву А, используя образец. 5. Учить писать на схеме букву А в месте, где слышится звук А (в начале, в середине, в конце). | Материал для звуко- буквенного анализа. Лист с заданиями №1. |
2 | Формирование дискурсивного мышления и математических представлений. | Числа и цифры от 1 до 10. Знаки +,-, =, математические задачи, величина. Закреплять: знания о числах от 1 до 10; квадрате и прямоугольнике, учить рисовать их в тетрадях в клетку; умение писать цифры от 1 до 10; устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; отгадывать математическую загадку, записывать ее решение; выкладывать квадрат, прямоугольник из счетных палочек; учить сужать поле поиска объекта, понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навыки самоконтроля и самооценки. | 1. Закреплять знания о числах от 1 до 10 2. Учить писать (печатать)цифры от 1 до 10 3. Физкультминутка. 4. Учить отгадывать математическую загадку, записывать ее решение 5. Учить устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой. | Цитры от 1 до10. Лист с заданиями №1. |
3 | Учимся родному языку | Звук и буква О. Познакомить с гласным звуком О и его условным обозначением – красный квадрат. Учить на схеме (прямоугольнике) обозначать место звука в слове, используя условное обозначение – красный квадрат. Познакомить с буквой О. Учить писать печатную букву О, используя образец. Учить писать на схеме букву О в месте, где слышится звук А (в начале, в середине, в конце). | 1. Познакомить с гласным звуком О и его условным обозначением – красный квадрат. 2. Учить на схеме (прямоугольнике) обозначать место звука в слове, используя условное обозначение – красный квадрат. 3. Физкультминутка. 4. Учить писать печатную букву О, используя образец. 5. Учить писать на схеме букву О в месте, где слышится звук О (в начале, в середине, в конце). | Материал для звуко- буквенного анализа. Лист с заданиями №2. |
4 | Формирование дискурсивного мышления и математических представлений. | Знаки =, ≠. +, -; математические задачи. Величина: сравнение предметов. Ориентировка на листе бумаги. Закреплять знания о знаках, умение писать их, сравнивать величину предметов, записывать результаты. Учить составлять арифметические задачи и записывать х решения с помощью цифр и знаков, выделять в задаче условие, вопрос, ответ; понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; навыки самоконтроля и самооценки. Учить формировать учебную задачу, сужать поле поиска объекта. | 1.Дидактическая игра «Путешествие математических знаков». 2. Вспомнить части задачи, учить записывать задачу. 3. Физкультминутка. 4. Дидактическая игра «Составь задачу». | Цитры от 1 до10. Лист с заданиями №2. |
Звук и буква А, О. Закрепить знания о звуках А, О и их условным обозначением – красный квадрат. Учить на схеме (прямоугольнике) обозначать место звука в слове, используя условное обозначение – красный квадрат. Познакомить со звука- буквенным анализом, слово АУ. Учить писать печатную букву А, О, используя образец. | 1. Познакомить с гласным звуком А, О и его условным обозначением – красный квадрат. 2. Учить на схеме (прямоугольнике) обозначать место звука в слове, используя условное обозначение – красный квадрат. 3. Физкультминутка. 4. Учить писать печатную букву О, используя образец. 5. Звука- буквенный анализ слова АУ | |||
5 | Учимся родному языку | Звук и буква У. Продолжать знакомить с условным обозначением гласных звуков – красный квадрат. Учить определять место звука в слове, используя условное обозначение – красный квадрат. Учить детей отгадывать загадки, развивать внимание, логическое мышление. Учить внимательно слушать текст стихотворения, называть слова со звуком У. Учить интонационно выделять звук У в словах. Познакомить с буквой У, как с письменным обозначением звука У. Учить писать печатную букву У, используя образец. | 1. Закрепление понятия «Гласный звук». 2. Дидактическая игра: «Где живет звук?» 3. Физкультминутка. 4. Словесная игра: «Отгадай загадку». 5. Лист с заданиями №3. | Дидактическая игра: «Где живет звук?», «Отгадай загадку». Лист с заданиями №3, цветные карандаши. |
6 | Формирование дискурсивного мышления и математических представлений. | Счет по образцу и названному числу, независимость числа от пространственного расположения предметов, геометрические фигуры, ориентировка во времени. Закрепить умение считать по образцу и названному числу, закрепить умение преобразовывать неравенство в равенство, понимать отношения между числами; закрепить умение видеть в форме предмета геометрические фигуры; закрепить знания о последовательности частей суток; учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навыки самоконтроля и самооценки. | 1.Дидактическая игра «Посчитай». 2. Дидактическая игра «Помоги Мишки». 3. Физкультминутка. 4. Дидактическая игра «Отгадай фигуру». 5. Дидактическая игра «Части суток». | Дидактическая игра «Посчитай», дидактическая игра «Помоги Мишки», числовой отрезок, геометрические фигуры. |
7 | Учимся родному языку | Звук и буква Ы. Продолжать знакомить с условным обозначением гласных звуков – красный квадрат. Учить определять место звука в слове, используя условное обозначение. Учить внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова, не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу. Учить отгадывать загадки, развивать внимание, логическое мышление. Учить интонационно выделять в словах звук Ы. Познакомить с буквой Ы, как с письменным обозначением звука Ы. Учить писать печатную букву Ы сначала по точкам, а затем самостоятельно. Учить делить слова на слоги, используя схему слова. Закреплять умение определять первый звук в словах и соотносить с соответствующей буквой | 1. Дидактическая игра «Где живет звук?». 2. Дидактическая игра «Подбери слово». 3.Физкультминутка. 4. Познакомить с буквой Ы, как с письменным обозначением звука Ы. 5. Лист с заданиями №4. | Дидактическая игра «Где живет звук?», «Подбери слово», лист с заданиями №4, цветные карандаши |
8 | Формирование дискурсивного мышления и математических представлений. | Знаки <,>, =; соотнесение количества предметов с цифрой; состав числа 6 из двух меньших. Геометрические фигуры: треугольник, трапеция. Логическая задача: дорисовка предмета. Закреплять: умение понимать отношения между числами, записывать эти отношения с помощью знаков<,>; устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; рисовать треугольники, трапеции в тетради в клетку; знания о составе числа 6 из двух меньших чисел. Продолжать учить решать логические задачи на установление закономерностей. Учить сужать поле поиска объекта. | 1. Дидактическая игра «Сравни». 2. Дидактическая игра «Посчитай правильно». 3. Физкультминутка. 4. Логическое упражнение «Кто лишний». 5. Дидактическая игра «Засели домики». | Дидактическая игра «Сравни», Дидактическая игра «Посчитай правильно», Логическое упражнение «Кто лишний», Дидактическая игра «Засели домики». |
Ноябрь | ||||
1 | Учимся родному языку | Звук и буква Э. Познакомить с гласным звуком Э и его условным обозначением – красный квадрат. Учить определять место звука в слове и обозначать на схеме, используя условное обозначение. Познакомить с буквой Э, как письменным знаком звука Э. Учить писать печатную букву Э, используя образец. Закреплять умение соотносить звук и букву, писать гласные буквы А,О, У,Ы. | 1. Познакомить с гласным звуком Э и его условным обозначением – красный квадрат. 2. Дидактическая игра «Где живет звук?». 3. Физкультминутка. 4. Словесная игра: «Вчера, сегодня, завтра» 5. Лист с заданиями №5. | Дидактическая игра «Где живет звук?», лист с заданиями №5. |
2 | Формирование дискурсивного мышления и математических представлений. | Соотнесение количества предметов с цифрой; математическая загадка. Ориентировка во времени: ознакомление с часами. Закреплять: умение соотносить количество предметов с цифрой; составлять вопросы к сюжетной картинке, правильно отвечать на них, записывать цифрами результат счета. Продолжать учить: отгадывать математическую загадку, записывать ее решение с помощью знаков и цифр; понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Упражнять детей в выявлении заданного признака. Формировать: навыки самоконтроля и самооценки. Знакомить: с часами, их разнообразием и назначением. | 1. Дидактическая игра «Поставь правильно цифру». 2. Дидактическая игра «Составь задачу». 3. Физкультминутка. 4.Дидактическая игра «Часы». 5. Логическое упражнение «Кто лишний» | Цифры, геометрические фигуры, Дидактическая игра «Поставь правильно цифру», «Составь задачу», «Часы». |
3 | Учимся родному языку | Чтение слов АУ, УА. Закрепление пройденного. Формировать умение читать слова из пройденных букв УА, АУ. Закреплять знания о гласных звуках и буквах А, О, У, Ы, Э. Закреплять умение первый звук в названиях предметов и находить соответствующую букву. Закреплять умение называть слова с заданным звуком. Продолжать учить определять, какой гласный звук находится в середине слова, закреплять умение писать печатные гласные буквы. | 1. Формировать умение читать слова из пройденных букв УА, АУ. 2. Закреплять знания о гласных звуках и буквах А, О, У, Ы, Э. 3. Физкультминутка. 3. Дидактическая игра «Цепочка». 4. Лист с заданиями №6. | Лист с заданиями №6, цветные карандаши. |
4 | Формирование дискурсивного мышления и математических представлений. | Установления соответствия между количеством предметов и цифрой, дни недели. Логическая задача. Ориентировка в пространстве. Продолжать учить понимать отношения между числами, закреплять умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; закрепить знания о днях недели; продолжать учить решать логическую задачу; закреплять умение определять словом положение предмета по отношению к себе, другому лицу. Учить формулировать учебную задачу, понимать ее, выполнять самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. | 1. Дидактическая игра «Поставь правильно цифры». 2. Дидактическая игра «Дни недели». 3. Физкультминутка. 4. Словесная игра «Положи правильно». 5.Дидактическая игра «Картинки подружились». | Цифры, геометрические фигуры, предметные картинки, числовой отрезок. |
5 | Учимся родному языку | Звук и буква Л. Чтение слогов. Познакомить со звуком Л, как согласным звуком, и его условным обозначением – синий квадрат. Учить определять место звука в слове и обозначать на схеме, используя условное обозначение. Учить интонационно выделять звук Л в словах. Познакомить с печатным написанием буквы Л. Учить писать печатную букву Л, используя образец. Учить читать слоги ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ. Учить писать слоги в схемах слова. | 1. Познакомить со звуком Л, как согласным звуком, и его условным обозначением – синий квадрат. 2. Дидактическая игра «Где живет звук?». 3. Физкультминутка. 4. Учить читать слоги ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ. 5. Познакомить с печатным написанием буквы Л. Учить писать печатную букву Л, используя образец. | Дидактическая игра «Где живет звук?», лист с заданиями №7. |
6 | Формирование дискурсивного мышления и математических представлений. | Цифры от 1 до 10, число 11, знакомство с понятием «десяток». Закреплять: знания о цифрах от 0до 9 и числе 10; умение устанавливать между числом и цифрой. Познакомить: с образованием числа 11; новой счетной единицей-десятком; условным обозначение десятка - квадрат, единицы - круг; часами: циферблат, стрелки, определять время с точностью до получаса. Продолжать учить: решать логическую задачу на установление закономерностей. Формировать: умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно | 1. Дидактическая игра «Десятки». 2. Закрепление смысла сложения и вычитания. 3. Физкультминутка. 4. Дидактическая игра «Часы» 5. Дидактическая игра: «Путешествие точки» | Счетные палочки, картинки предметные, схемы сложения и вычитания, лист бумаги с разлинованными клетками и чёрный кружок- фишка. |
7 | Учимся родному языку | Звук и буква М. Чтение слогов. Чтение слов. Ударение. Познакомить со звуком М, как согласным звуком, и его условным обозначением – синий квадрат. Учить определять место звука в слове и обозначать на схеме, используя условное обозначение. Учить интонационно выделять звук М в словах. Познакомить с печатным написанием буквы М. Учить писать печатную букву М, используя образец. Учить читать слоги МА, МО, МУ, МЫ, МЭ. Учить определять первый слог в словах и соединять предмет со слогом. Учить читать слова из пройденных букв – мама, мыло. Познакомить с ударным слогом, с ударными гласными. Учить проводить звуковой анализ слов: дифференцировать гласные, согласные. Познакомить с ударением и его обозначением. Учить выделять в слове ударный слог и ударные гласные. | 1. Познакомить со звуком М, как согласным звуком, и его условным обозначением – синий квадрат. 2. Дидактическая игра: «Где спрятался звук». 3. Знакомство с предложениями по цели высказывания. 4. Физкультминутка. 5. Лист с заданиями №8. | Предметные картинки, дидактическая игра: «Где спрятался звук», лист с заданиями №8, цветные карандаши. |
8 | Формирование дискурсивного мышления и математических представлений. | Число 12, выполнение измерений с помощью линейки, определение времени по часам, круг. Познакомить с образованием числа 12 и новой счетной единицей-десятком. Учить: записывать число 12; определять время на часах; решать логическую задачу на установление закономерностей; понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; закреплять знания о геометрических фигурах - круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Формировать: умение дорисовывать круги до знакомых предметов; навыки самоконтроля и самооценки. Учить детей изменять объект, его часть по признаку динамичности или статичности. | 1. Познакомить: с образованием числа 12 и новой счетной единицей-десятком. 2. Дидактическая игра: «Часы». 3. Физкультминутка. 4. Дидактическая игра: «Четвёртый лишний». 5. Дидактическая игра: «Целое и части». | Цифры, макет часов, картинки для игры «Четвёртый лишний», геометрические фигуры. |
Декабрь | ||||
1 | Учимся родному языку | Звук и буква Л. Чтение слогов. Познакомить со звуком Л, как согласным звуком, и его условным обозначением – синий квадрат. Учить определять место звука в слове и обозначать на схеме, используя условное обозначение. Учить интонационно выделять звук Л в словах. Познакомить с печатным написанием буквы Л. Учить писать печатную букву Л, используя образец. Учить читать слоги ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ. Учить писать слоги в схемах слова. | 1. Познакомить со звуком Л, как согласным звуком, и его условным обозначением – синий квадрат. 2. Дидактическая игра «Где живет звук?». 3. Физкультминутка. 4. Учить читать слоги ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ. 5. Познакомить с печатным написанием буквы Л. Учить писать печатную букву Л, используя образец. | Дидактическая игра «Где живет звук?», лист с заданиями №7. |
2 | Формирование дискурсивного мышления и математических представлений. | Цифры от 1 до 10, число 11, знакомство с понятием «десяток». Закреплять: знания о цифрах от 0до 9 и числе 10; умение устанавливать между числом и цифрой. Познакомить: с образованием числа 11; новой счетной единицей-десятком; условным обозначение десятка - квадрат, единицы - круг; часами: циферблат, стрелки, определять время с точностью до получаса. Продолжать учить: решать логическую задачу на установление закономерностей. Формировать: умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно | 1. Дидактическая игра «Десятки». 2. Закрепление смысла сложения и вычитания. 3. Физкультминутка. 4. Дидактическая игра «Часы» 5. Дидактическая игра: «Путешествие точки» | Счетные палочки, картинки предметные, схемы сложения и вычитания, лист бумаги с разлинованными клетками и чёрный кружок- фишка. |
3 | Учимся родному языку | Звук и буква М. Чтение слогов. Чтение слов. Ударение. Познакомить со звуком М, как согласным звуком, и его условным обозначением – синий квадрат. Учить определять место звука в слове и обозначать на схеме, используя условное обозначение. Учить интонационно выделять звук М в словах. Познакомить с печатным написанием буквы М. Учить писать печатную букву М, используя образец. Учить читать слоги МА, МО, МУ, МЫ, МЭ. Учить определять первый слог в словах и соединять предмет со слогом. Учить читать слова из пройденных букв – мама, мыло. Познакомить с ударным слогом, с ударными гласными. Учить проводить звуковой анализ слов: дифференцировать гласные, согласные. Познакомить с ударением и его обозначением. Учить выделять в слове ударный слог и ударные гласные. | 1. Познакомить со звуком М, как согласным звуком, и его условным обозначением – синий квадрат. 2. Дидактическая игра: «Где спрятался звук». 3. Знакомство с предложениями по цели высказывания. 4. Физкультминутка. 5. Лист с заданиями №8. | Предметные картинки, дидактическая игра: «Где спрятался звук», лист с заданиями №8, цветные карандаши. |
4 | Формирование дискурсивного мышления и математических представлений. | Число 12, выполнение измерений с помощью линейки, определение времени по часам, круг. Познакомить с образованием числа 12 и новой счетной единицей-десятком. Учить: записывать число 12; определять время на часах; решать логическую задачу на установление закономерностей; понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; закреплять знания о геометрических фигурах - круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Формировать: умение дорисовывать круги до знакомых предметов; навыки самоконтроля и самооценки. Учить детей изменять объект, его часть по признаку динамичности или статичности. | 1. Познакомить: с образованием числа 12 и новой счетной единицей-десятком. 2. Дидактическая игра: «Часы». 3. Физкультминутка. 4. Дидактическая игра: «Четвёртый лишний». 5. Дидактическая игра: «Целое и части». | Цифры, макет часов, картинки для игры «Четвёртый лишний», геометрические фигуры. |
5 | Учимся родному языку | Звук и буква Н. Чтение слогов. Чтение слов. Познакомить со звуком Н, как согласным звуком, и его условным обозначением – синий квадрат. Учить определять место звука в слове и обозначать на схеме, используя условное обозначение. Учить интонационно выделять звук Н в словах. Познакомить с печатным написанием буквы Н. Учить писать печатную букву Н, используя образец. Учить читать слоги НА, НО, НУ, НЫ, НЭ. Учить читать слова из пройденных букв – луна, мыло. | 1. Познакомить со звуком Н, как согласным звуком, и его условным обозначением – синий квадрат. 2. Дидактическая игра «Где живет звук?» 3. Физкультминутка. 4. Учить интонационно выделять звук Н в словах. 5.Лист с заданиями №9. | Дидактическая игра «Где живет звук?», лист с заданиями №9. |
6 | Формирование дискурсивного мышления и математических представлений. | Число 13, математическая задача, решение примеров, геометрические фигуры. Познакомить с образованием числа 13 и новой счетной единицей – десятком. Учить: записывать число 13; решать арифметическую задачу, записывать условие задачи, читать запись; логическую задачу на установление закономерностей; рисовать символические изображения предметов из геометрических фигур в тетради в клетку. Учить сужать поле поиска объекта. Формировать: умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; навыки самоконтроля и самооценки. | 1. Познакомить с образованием числа 13 и новой счетной единицей – десятком. 2. Дидактическая игра «Реши задачу». 3. Физкультминутка. 4. Дидактическая игра: «Фигура изменилась». 5. Лист с заданиями №9. | Цифры, математические знаки, лист с заданиями №9, цветные карандаши. |
7 | Учимся родному языку | Звук и буква Р. Чтение слогов. Знакомство с предложением. Чтение предложений. Познакомить со звуком Р, как согласным звуком, и его условным обозначением – синий квадрат. Учить определять место звука в слове и обозначать на схеме, используя условное обозначение. Познакомить с печатным написанием буквы Р. Учить писать печатную букву Р, сначала по точкам, затем самостоятельно. Учить читать слоги РА, РО, РУ, РЫ, РЭ. Учить определять первый слог в названиях нарисованных предметов и соединять соответствующим шариком, в котором этот слог написан. Познакомить с условным обозначение предложения. | 1. Познакомить со звуком Р, как согласным звуком, и его условным обозначением – синий квадрат. 2. Учить читать слоги РА, РО, РУ, РЫ, РЭ. 3.Физкультминутка. 4. Лист с заданиями №10. | Лист с заданиями №10, цветные карандаши. |
8 | Формирование дискурсивного мышления и математических представлений. | Число 14, логическая задача, дни недели. Познакомить с образованием числа 14 и новой счетной единицей – десятком. Учить: писать число 14; решать логические задачи. Развивать: зрительное внимание, навыки самоконтроля и самооценки. Формирование широкого и глубокого представления об объектах рукотворного мира. | 1. Познакомить с образованием числа 14 и новой счетной единицей – десятком. 2.Дидактическая игра «Реши задачу» 3. Физкультминутка. 4.Дидактическая игра: «Фигура изменилась». | Цифры, схемы для игры «Реши задачу», геометрические фигуры, предметные картинки. |
Январь | ||||
1 | Учимся родному языку | Закрепление пройденного материала. Гласные и согласные звуки и буквы. Чтение слогов, слов. Продолжать учить соотносить звук и букву. Учить читать написанное слова РОМА. Закреплять умение читать слоги из пройденных букв. Закреплять умение различать гласные и согласные. Способствовать развитию фонематического слуха, восприятия. Закреплять умение определять место звука в слове. | 1. Словесная игра «Какой звук?» 2. Чтение слогов. 3. Физкультминутка. 4. Словесная игра «Скажи в рифму». 5. Лист с заданиями №11. | Лист с заданиями №11, цветные карандаши. |
2 | Формирование дискурсивного мышления и математических представлений. | Число 15, соотнесение количества предметов с цифрой, геометрические фигуры. Познакомить с образованием числа 15 и новой счетной единицей-десятком. Учить: записывать образование числа 15, читать запись; рисовать символическое изображение кошки, называть геометрические фигуры, из которых состоит нарисованная кошка; формировать учебную задачу; устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; ориентироваться в тетради в клетку; понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навыки самоконтроля и самооценки. Развивать у детей мыслительные операции на объектах рукотворного мира. | 1. Познакомить с образованием числа 15 и новой счетной единицей-десятком. 2. Знакомство с различными видами углов. 3. Физкультминутка. 4. Дидактическая игра «Сосчитай фигуры». 5. Дидактическая игра «Часть и целое». | Модель угла, счётные палочки, геометрические фигуры, цифры. |
3 | Учимся родному языку | Буква Я. Чтение слогов, слов, предложений. Познакомить с гласной буквой Я и ее условным обозначением – красный квадрат. Учить писать букву Я. Учить читать слоги МА – МЯ, ЛА – ЛЯ, НА – НЯ, РА – РЯ. Познакомить детей с согласными МЬ, ЛЬ, НЬ, РЬ и их условным обозначением – зеленый квадрат. Учить читать слова и предложения. Учить отгадывать загадки. Понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки. Учить записывать предложения схематически, определять порядок следования слов в предложении. | 1. Познакомить с гласной буквой Я и ее условным обозначением – красный квадрат. 2. . Учить читать слоги МА – МЯ, ЛА – ЛЯ, НА – НЯ, РА – РЯ. 3. Физкультминутка. 4. Дидактическая игра «Отгадай загадку?». 5. Лист с заданиями №12. | Лист с заданиями №12, цветные карандаши. |
4 | Формирование дискурсивного мышления и математических представлений. | Число 16, измерение линейкой, работа с моделью часов. Познакомить с образованием числа 16 и новой счетной единицей – десятком. Учить: писать число 16; измерять линейкой, записывать результаты измерения, сравнивать предметы по его результатам; определять время по часам; решать логическую задачу; понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навыки самоконтроля и самооценки. Учить сужать поле поиска объекта. | 1. Познакомить с образованием числа 16 и новой счетной единицей – десятком. 2. Дидактическая игра «Часики». 3. Физкультминутка. 4. Дидактическая игра «Измерь предмет». 5. Дидактическая игра «Сравни». | Лист с заданиями №12, цветные карандаши. |
5 | Учимся родному языку | Звуки и буквы Ч-Щ. Чтение слогов, предложений. Познакомить со звуками Ч-Щ как глухими согласными, мягкими согласными. Закреплять умение определять место звука в слове. Познакомить с условным обозначение звуков Ч-Щ – зеленый квадрат. Познакомить с печатными буквами Ч-Щ. Учить читать небольшие тексты. Закрепить умение проводить фонетический разбор слова (бычок, бочок). | 1. Познакомить со звуками Ч-Щ как глухими согласными, мягкими согласными. 2. Дифференциация понятия «Где спрятался звук?». 3. Физкультминутка. 4. Учить читать небольшие тексты. 5. Лист с заданиями №13. | Лист с заданиями №13, цветные карандаши. |
6 | Формирование дискурсивного мышления и математических представлений. | Число 17, решение примеров, счет по образцу и названному числу, определение времени по часам. Познакомить с образованием числа 17. Учить: писать число 17; решать примеры в пределах второго десятка; логическую задачу на установление закономерностей; учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; считать по названному числу и образцу. Закреплять: умение понимать отношения между числами, знать, как из неравенства сделать равенство. Знакомить: с часами и их составляющими. Научить детей делать фантастические преобразования объекта по признаку «Времени». | 1. Познакомить с образованием числа 17. Учить: писать число 17. 2. Дидактическая игра «Реши примеры». 3. Физкультминутка. 4. Дидактическая игра «Часики». 4. Лист с заданиями №13. | Лист с заданиями №13, цветные карандаши. |
7 | Учимся родному языку | Звук и буква Й. Чтение слов, стихотворных текстов. Познакомить с мягким согласным звуком Й и его условным обозначением – зеленый квадрат. Познакомить с печатной буквой Й как письменным знаком звука Й. Учить писать печатную букву Й. Совершенствовать навык чтения. Закрепить умение записывать слово знаками и буквами. | 1. Познакомить с мягким согласным звуком Й и его условным обозначением – зеленый квадрат. 2. Дидактическая игра «Цепочка». 3. Физкультминутка 4. Дидактическая игра «Повтори и закончи предложение». 5. Лист с заданиями №14. | Лист с заданиями №14, цветные карандаши. |
8 | Формирование дискурсивного мышления и математических представлений. | Число 18, счет по названному числу, знакомство с объемными фигурами, логическая задача. Познакомить с образованием числа 18. Учить: писать число 18, решать логическую задачу на установление закономерностей, понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Закреплять: умение число 18 из двух меньших, знания о геометрических фигурах: вершины, стороны, углы. Формировать навыки самоконтроля и самооценки. Закреплять умение последовательно выстраивать цепочку действий. | 1. Познакомить с образованием числа 18. 2. Дидактическая игра «Реши задачу». 3. Физкультминутка. 4. Дидактическая игра «Цепочка». 5. Итог занятия. | Лист с заданиями №14, цветные карандаши. |
Февраль | ||||
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 | ||||
Март | ||||
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 | ||||
Апрель | ||||
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 | ||||
Май | ||||
1 | Учимся родному языку | Закрепление пройденного материала: чтение слов, слогов, предложений. Продолжать учить писать названия предметов. Учить читать слова и дописывать подходящее по смыслу слово. Закреплять умение определять в предложении 1е, 2-е, 3-е слово. Закрепить умение проводить фонетический разбор слова. Учить разгадывать ребусы. | 1. Дидактическая игра «Напиши правильно». 2. Дидактическая игра «Составь предложение». 3. Физкультминутка. 4. Дидактическая игра: «Ответь предложением». 5. Лист с заданиями №15. | Лист с заданиями №15, цветные карандаши. |
2 | Формирование дискурсивного мышления и математических представлений. | Число 19, геометрические фигуры, измерение фигур линейкой. Продолжать знакомить с образованием числа 19, учить: дорисовывать квадраты до знакомых предметов, измерять линейкой, решать логическую задачу на анализ и синтез, формулировать учебную задачу. Формировать умение давать большое количество разных категорий ответов в рамках заданной темы. | 1. Продолжать знакомить с образованием числа 19. 2. Дидактическая игра: «Измерь и запиши». 3. Физкультминутка. 4.Дидактическая игра: «Числовые домики». | Лист с заданиями №15, цветные карандаши. |
3 | Учимся родному языку | Закрепление пройденного материала: чтение слов, составление и запись предложений. Продолжать учить писать печатные буквы, различать гласные и согласные звуки и буквы. Учить составлять и записывать предложения по сюжетным картинкам. Проводить фонетический разбор слова. | 1. Дидактическая игра «Что делает?». 2. Дидактическая игра «Назови одним словом». 3. Физкультминутка. 4. Дидактическая игра «Цепочка». 5. Лист с заданиями №16. | Лист с заданиями №16, цветные карандаши. |
4 | Формирование дискурсивного мышления и математических представлений. | Число 20, решение примеров. Распознавание объемных фигур. Познакомить с числом 20. Учить писать число 20, решать примеры, логические задачи, формулировать учебную задачу, понимать ее и выполнять самостоятельно. Продолжать учить классифицировать объекты природного мира. | 1. Познакомить с числом 20. 2. Физкультминутка. 3.Дидактическая игра «Магазин геометрических фигур». 4. Логическое упражнение «Кто лишний». | Цифры, геометрические фигуры, дидактическая игра «Магазин геометрических фигур», предметные картинки. |
Формы подведения итогов работы.
Уровень знаний детей проверяется с помощью диагностики, которая включает в себя контроль, проверку приобретенных знаний.
1. Предварительное выявление уровня знаний. Осуществляется в начале года, с целью определения кругозора детей, уровня их знаний и умений.
Форма диагностики – беседа, викторина, игры и т.д.
2. Текущая проверка уровня знаний осуществляется в процессе усвоения каждой темы. Главная функция текущей проверки – развивающая. Формы такой проверки могут быть различными, они зависят от содержания учебного плана, его сложности и особенностей - итоговые, интегрированные, комплексные занятия, тематические мероприятия.
3. Итоговая диагностика – это учёт знаний, умений и навыков детей, приобретённых на всех этапах образовательного процесса. Это диагностирование уровня знаний в соответствии с поставленной целью.
Форма диагностики – наблюдение, беседа, игры, итоговые открытые занятия.
Любая диагностическая работа проводится по согласованию с родителями ребенка и носит рекомендательный характер.
Диагностика «Учимся родному языку» (развитие речи)
ФИО преподавателя________________________
№ группы_______________________
Дата проведения_________________
Фамилия, имя ребёнка Разделы развития речи | |||||||||||||
Связная речь | |||||||||||||
1. Умение составлять рассказ об игрушке | |||||||||||||
2. Умение составлять рассказ по картинке | |||||||||||||
3. Умение составлять рассказ по опорным словам, по серии картинок | |||||||||||||
4. Умение описывать предмет по схеме | |||||||||||||
Грамматика | |||||||||||||
5. Умение согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже, ориентируясь на окончания | |||||||||||||
6. Умение употреблять форму множественного числа родительного падежа | |||||||||||||
7. Умение согласовывать существительные и числительные в роде, числе | |||||||||||||
8. Умение образовывать существительные в единственном и множественном числе, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы | |||||||||||||
9. Умение употреблять предложно-падежные конструкции с предлогами на, под, с, со, над, за, перед, около | |||||||||||||
10. Умение составлять предложения разных типов | |||||||||||||
Владение словарём | |||||||||||||
11. Классификация предметов по группам - мебель, посуда, транспорт, одежда, деревья, и т.д. | |||||||||||||
12. Понимание слов близких и противоположных по смыслу, а также разных значений многозначного слова | |||||||||||||
13. Умение подбирать слова, обозначающие признаки, качества и действия к назначению предметов | |||||||||||||
14.Умение сравнивать предметы по размеру, цвету, величине | |||||||||||||
Обучение грамоте | |||||||||||||
15. Знание понятий «звук» и «буква» | |||||||||||||
16. Умение соотносить звук с соответствующей буквой | |||||||||||||
17. Знание характеристики звука: согласного и гласного | |||||||||||||
18. Знание характеристики звука: твёрдого и мягкого | |||||||||||||
19. Знание характеристики звука: звонкого и глухого | |||||||||||||
20. Умение придумывать слова, начинающиеся на определённый звук (а, у, м, н, к, с, и т.д.) | |||||||||||||
21. Умение выделять звук в слове (в начале, середине, в конце) | |||||||||||||
22. Умение делить слова на слоги | |||||||||||||
23. Умение правильно ставить ударение в словах, выделять ударный слог и ударный гласный звук в слове | |||||||||||||
24. Умение определять количество звуков и букв в словах | |||||||||||||
25. Умение отличать набор слов от предложения | |||||||||||||
26. Составление структуры предложения | |||||||||||||
27. Графическое написание букв (гласных, согласных) | |||||||||||||
Всего: количество В | |||||||||||||
С | |||||||||||||
Н | |||||||||||||
ИТОГО: % В - С - Н – |
Диагностика «Формирование дискурсивного мышления и математических представлений.»
ФИО преподавателя________________________
№ группы_______________________
Дата проведения_________________
Фамилия, имя ребёнка Разделы курса | ||||||||||||||||
Количество и счет | ||||||||||||||||
1. Умение считать, считать до 10 в прямом и обратном порядке | ||||||||||||||||
2. Знание цифр, умение разложить их по порядку | ||||||||||||||||
3.Умение называть предыдущее и последующее числа | ||||||||||||||||
4.Умение соотносить количество предметов с цифрой | ||||||||||||||||
5. Умение отсчитывать количество предметов, отсчитывать на 1 > или на 1< | ||||||||||||||||
6. Умение составлять число из единиц | ||||||||||||||||
7. Умение различать количественный и порядковый счет | ||||||||||||||||
8. Умение сравнивать группы предметов, умение уравнивать неравное число предметов | ||||||||||||||||
9. Умение решать простые примеры на сложение и вычитание | ||||||||||||||||
10. Умение решать простые задачи на сложение и вычитание в одно действие, уметь самостоятельно их составлять | ||||||||||||||||
Форма | ||||||||||||||||
11. Знание геометрических фигур: круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, трапеция. Сходства и различия | ||||||||||||||||
12. Умение находить похожие предметы на геометрические фигуры на рисунках и в окружающей обстановке | ||||||||||||||||
13. Знание геометрических тел: шар, цилиндр, куб, пирамида, конус, параллелепипед. Сходства и различия | ||||||||||||||||
14. Умение находить предметы похожие на геометрические тела на рисунках и в окружающей обстановке | ||||||||||||||||
Величина | ||||||||||||||||
15. Умение раскладывать предметы по увеличению или уменьшению длины, ширины, высоты, толщины, используя методы наложения, приложения, визуально до 10 предметов | ||||||||||||||||
Ориентировка в пространстве | ||||||||||||||||
16. Умение ориентироваться, относительно себя, в пространстве: слева, справа, впереди, сзади | ||||||||||||||||
17. Умение двигаться вперёд, назад, вправо, влево | ||||||||||||||||
18. Умение ориентироваться на листе бумаги (слева, справа, вверху, внизу) | ||||||||||||||||
Ориентировка во времени | ||||||||||||||||
19. Умение называть дни недели | ||||||||||||||||
20. Умение называть части суток (утро, день, вечер, ночь) | ||||||||||||||||
21. Знание часов | ||||||||||||||||
Занимательный игровой материал | ||||||||||||||||
22. Серии игр «Какая фигура лишняя?» | ||||||||||||||||
23. Серии игр «Найди отличия» | ||||||||||||||||
24. Серии игр «Найди недостающую фигуру» | ||||||||||||||||
25. Серии игр на воссоздание образа из геометрических фигур (по образцу) – «Танграм», «Монгольская игра» | ||||||||||||||||
26. Серии игр «Лабиринты» | ||||||||||||||||
27. Серии игр «Занимательные вопросы» | ||||||||||||||||
28. Задачи в стихах | ||||||||||||||||
29. Загадки | ||||||||||||||||
30. Считалки | ||||||||||||||||
Всего: количество В | ||||||||||||||||
С | ||||||||||||||||
Н | ||||||||||||||||
Всего: % В | ||||||||||||||||
С | ||||||||||||||||
Н | ||||||||||||||||
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Агапова И. А., Давыдова М.А. Комплексная подготовка детей к школе. Книга для детей и взрослых. – М.; 2003.
- Белова Н.Г. «Дидактические игры, психогимнастика в обучении дошкольников грамоте и чтению».
- Веракса Н.Е. и др. Примерная основна общеобразовательная программа «От рождения до школы». – М.: Мозаика-синтез, 2014.
- Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М.; 1994.
- Гербова В.А. Развитие речи детей 3-7 лет. – М.: Владос, 2003 г
- Журовой Л. Е. «Обучение грамоте в детском саду».
- Колесниковой Е.В. «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты»
- Клецова Т.Л. Программа по развитию внимания для детей старшего дошкольного возраста – Тюмень, 2005.
- Новикова. В.П. Математика в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2007 г.
- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка». – в 2- частях. Учебное пособие по математике для дошкольников. – М.: Баласс, 2010 г.
- Севостьянова Е.О. Хочу все знать! Развитие интеллекта детей 5-7 лет: Индивидуальные занятия, игры, упражнения. – М.; 2005.
- Ушакова О.С., Гербова В.В. и др. Развитие речи дошкольников – М.: Владос, 2003г.
- Ушаковой О.С. «Знакомим детей 3-7 лет с художественной литературой» – М.: Владос, 2003 г
- Фокина Э. Д. И др. Планирование занятий по развитию познавательных способностей и речи детей в образовательном учреждении. – СПб.; 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет
Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)
Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...

Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»
Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...
