Программа дополнительного образования "Роботикс" 6-7 лет
рабочая программа (подготовительная группа)

Ефимова Екатерина Яковлевна

Программа дополнительного образования по робототехнике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_robotiks.docx97.9 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

дополнительного образования

по робототехнике и легоконструированию

 «Эрудит»

для детей старшего дошкольного возраста

(5-7 лет)

                                            Автор: воспитатель  высшей квалификационной категории

Ефимова Екатерина Яковлевна

Ганихина Светлана Сергеевна

Актуальность. На этапе дошкольного возраста необходимо создать условия для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка, необходимо создать условий для развития функционально грамотной личности – человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы), используя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания, умения и навыки. Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности. Это в значительной мере облегчит ребенку переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения.

В свете реализации ФГОС перед педагогами дошкольных образовательных учреждений стоит общая задача совершенствования всей воспитательно -образовательной работы в детском саду и улучшения подготовки детей к систематическому школьному образованию.  Впервые дошкольное образование признано полноправным звеном всей системы образования.

Приоритетным направлением современной системы образования является решение проблемы преемственности всех ее ступеней, и особенно преемственности между дошкольным начальным звеном, поскольку образовательные ступени являются значимыми для личности этапами ее духовного становления и должны быть взаимосвязаны.

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании - это ускорение темпов развития. Поэтому важно не только дать ребёнку как можно больше конкретных предметных знаний, но и вооружить ребёнка такими универсальными учебными знаниями и действиями, которые помогут ему развиться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе.

Что и явилось причиной написания программы по познавательно- интеллектуальному развитию «Эрудит».

 Новизна.  Актуальность развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Под познавательными способностями детей дошкольного возраста следует понимать развитие дискурсивного мышления т.е. активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале. Для того, чтобы дети в дальнейшем были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях, то есть дискурсивно мыслить.

Работа по данной программе обеспечивает общее психическое развитие детей, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, при которых происходит формирование у детей предпосылок к учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школьному обучению, а также успешному обучению в дальнейшем.

Данная программа представляет собой систему подготовки, основой которой являются интегрированные занятия, объединяющие все основные направления, развивающие необходимые качества, навыки, стимулирующие познавательные интересы.

Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков начальной школы и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, необходимо готовить ребенка соответствующим образом.

В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из дошкольного учреждения человека:

  • любознательного,
  • активного,
  • с развитыми познавательными способностями,
  • интеллектуально развитого,
  • с развитым дискурсивным мышлением,
  • овладевшего универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу, по образцу, по инструкции.

Цель программы: формировать познавательные способности детей старшего дошкольного возраста на основе развития дискурсивных структур мышления.

Задачи:

- Учить детей выделять существенные признаки предметов, сравнивать, обобщать, классифицировать на математическом и жизненном материале.

- Совершенствовать произвольное внимание, память.

- Развивать умение высказывать простейшие собственные суждения и умозаключения на основании приобретённых знаний.

- Воспитывать стремление к приобретению новых знаний и умений.

- Формирование устной речи детей, обогащение словарного запаса, развитие коммуникативных способностей на основе общения.                                                          

- Осознание смысловой стороны речи: предметы и явления, обозначаемые определёнными словами, и содержание, передаваемое словосочетаниями и фразами.  

- Развивать у детей фонематический и речевой слух, формировать ориентировку в звуковой системе языка.  

- Развивать у ребенка предпосылки к учебной деятельности: коммуникативные и поведенческие навыки, познавательные процессы (внимание, мышление, память, речь, общую и мелкую моторику).

- Формировать волевые качества, эмоционально – положительное отношение к школе.

Методологическая основа:                                                                                                                                              

  • О.С. Ушакова, В.В. Гербова и др. «Развитие речи дошкольников».
  • Журовой Л. Е. «Обучение грамоте в детском саду».
  • Е.В.Колесниковой Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты»
  • Е.В.Колесниковой Программа «Считаю до 10»
  • Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Раз- ступенька, Два- ступенька»
  • В.П. Новикова. «Математика в детском саду».
  • Н.Г. Белова «Дидактические игры, психогимнастика в обучении дошкольников грамоте и чтению».

Для реализации программы используются следующие методы:

•         Словесные – с помощью которых педагог доступно объясняет тему занятий и последовательность деятельности на занятии; беседы (применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации), рассказы детей (метод направлен на совершенствование знаний и умственно-речевых умений детей).

•        Наглядные – с использованием наглядных пособий; просмотр альбомов, иллюстраций, план – схемы.

•        Практические – показ алгоритма действий, упражнения, моделирование, использование игровых приемов.

Формы организации и средства, применяемые на занятиях

Формы

Средства

- групповые;

- индивидуальные;

-практикумы с элементами исследования.

-дидактический материал;

-карты, схемы, таблицы;

-компьютер и другие ТСО.

Занятия по данной программе строятся с учетом следующих принципов:

– Систематичности и последовательности.

– Доступности – характер и объем заданий соответствует уровню развития и подготовленности детей.

– Наглядности – постоянное использование в играх и упражнениях наглядного материала.

– Равноправного партнерства взрослого и ребенка.

– Практичности – комплекс различных приемов: игровой, прием соревновательности, сотворчества.

Обучение проводится 1 раз в неделю на 25- 30-минутных занятиях по:

1.         Учимся родному языку.

2.         Формирование дискурсивного мышления и математических представлений

3. Ментальная арифметика.

Общая схема организации занятия

1.        Дидактическая игра, создающая мотивацию к занятию (4–5 мин.).

Детям предлагается дидактическая игра, в ходе которой они вспоминают то, что поможет им познакомиться с новой темой (актуализация знаний и умений). Игра должна быть такой, чтобы в ходе ее в деятельности ребенка не возникало затруднения. Каждый ребенок должен принять участие в игре.

Необходимое условие – четкое объяснение правил игры. В результате каждый ребенок должен:

1) понимать, что от него требуется в игре;

2) определить, может он играть в эту игру или не может;

3) определить, хочет он играть в эту игру или не хочет.

2.         Затруднение в игровой ситуации (4–5 мин.).

В конце игры должна возникнуть ситуация, вызывающая затруднение в деятельности детей, которое они фиксируют в речи (мы это не знаем, мы это еще не умеем...). Воспитатель выявляет детские вопросы и вместе с детьми определяет тему занятия.

В результате ребятами делается вывод, что необходимо подумать, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации.

3.         Открытие нового знания или умения (7–10 мин.).

Педагог с помощью подводящего диалога на основе предметной деятельности детей приводит их к открытию нового знания или умения. Оформив в речи новое, дети возвращаются к ситуации, вызвавшей затруднение, и проходят ее, используя новый способ действия.

4.        Воспроизведение нового в типовой ситуации (5 мин.).

На этом этапе проводятся игры, где детьми используется новое знание или умение. В конце создается игровая ситуация, которая фиксирует индивидуальное освоение каждым ребенком нового материала. Происходит самооценка ребенком своей деятельности по освоению нового: дети или убеждаются в том, что они справились с заданием, или исправляют свои ошибки.

5.         Повторение и развивающие задания.

Проводятся по желанию педагога при наличии свободного времени.

6.         Итог занятия. (2-4 мин.)

Дети фиксируют в речи:

а) что нового узнали;

б) где новое пригодится.

Ожидаемые результаты:

К концу освоения программы дети должны знать:

•        Причинные, временные, последовательные связи между предметами и объектами окружающего мира;

•        Сведения о себе, своих близких (фамилию, имя, отчество, пол, день рождения, адрес, № телефона и т.д.);

•        Свои индивидуальные особенности, свою принадлежность к человеческому роду, понимать своеобразие других людей;

•        Математические характеристики предметов окружающего нас мира (число, последовательность, отношения между числами в натуральном ряду, состав чисел, пространственные ориентировки и др.);

•        Иметь сведения о гласных и согласных звуках; о слого-звуковой структуре слова;

•        Легко воспринимаемые характерные особенности объектов природы (внешний вид, передвижение, питание и др.), последовательность времён года, основные признаки сезонов;

  • Правила работы на инструменте абакус;
  • Правила сложения и вычитания однозначных чисел на абакусе;
  • Правила набора однозначных и двухзначных чисел на абакусе;

уметь:

•        Контролировать и оценивать свою деятельность и поведение;

•        Управлять своими эмоциями;

•        Использовать полученные знания в конкретной деятельности (речевой, изобразительной, художественной и др.);

•        Составлять описательные, повествовательные рассказы, рассказы-рассуждения;

•        Объединять предметы в группы по разным признакам, сравнивать и описывать предметы, объединять предметы в группы;

•        Анализировать форму предмета и изображения (круглый, квадратный, треугольный, похожий на шар);

•        Пространственно ориентироваться (направо\налево, сзади\впереди, за, под, перед и т.п.);

•        Ориентироваться в количественных характеристиках предметов (больше-меньше), пересчитывать предметы в пределах 10, прибавлять и отнимать по одному предмету;

•        Ориентироваться в пространстве и времени, понимать отношение части и целого,

•        Решать и составлять простые арифметические задачи на сложение и вычитание,

•        Решать логические задачи;

•        Самостоятельно применять изобразительные умения и навыки, передавать форму, величину, пропорции и цвет предмета.

•        Читать слоги, структурно несложные слова и предложения;

•        Самостоятельно и с помощью взрослого участвовать в играх с правилами, в ролевых, режиссёрских и других видах игр.

  • Ребенок умеет работать на Абакусе, считая двумя руками одновременно.
  • Освоил прием ментального счета.
  • Знает понятия: цифра, число, разряд, сложение, вычитание.
  • Научился держать в уме цепочку из 10 чисел, совершать действия с ними по очереди.

Перспективный план программы по познавательно- интеллектуальному развитию «Эрудит»

№ п/п

Блок

Программное содержание

Структура

Материал

Сентябрь

1.

Учимся родному языку

Звук и буква А.                                               Способствовать развитию звуко– буквенного анализа. Способствовать развитию фонематического слуха. Познакомить с гласным звуком А и его условным обозначением – красный квадрат. Учить на схеме (прямоугольнике) обозначать место звука в слове, используя условное обозначение – красный квадрат. Познакомить с буквой А. Учить писать печатную букву А, используя образец. Учить писать на схеме букву А в месте, где слышится звук А (в начале, в середине, в конце). Формировать навык самоконтроля и самооценки.

1. Знакомство со звуком и буквой А.

2. Развитию звуко– буквенного анализа.

3. Физкультминутка.

4. Учить писать печатную букву А, используя образец.

5. Учить писать на схеме букву А в месте, где слышится звук А (в начале, в середине, в конце).

Материал для звуко- буквенного анализа.

Лист с заданиями №1.

2.

Формирование интеллектуального мышления и математических представлений.

Числа и цифры от 1 до 10. Знаки +,-, =, математические задачи, величина.

Закреплять: знания о числах от 1 до 10; квадрате и прямоугольнике, учить рисовать их в тетрадях в клетку; умение писать цифры от 1 до 10; устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; отгадывать математическую загадку, записывать ее решение; выкладывать квадрат, прямоугольник из счетных палочек; учить сужать поле поиска объекта, понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навыки самоконтроля и самооценки.

1. Закреплять знания о числах от 1 до 10

2. Учить писать (печатать)цифры от 1 до 10

3. Физкультминутка.

4. Учить отгадывать математическую загадку, записывать ее решение

5. Учить устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой.

Цитры от 1 до10.

Лист с заданиями №1.

3.

Ментальная арифметика

Тема: Что такое ментальная арифметика.

Понятие «ментальная арифметика». История возникновения ментальной арифметики в Японии и Китае.

1. Фундаментальные упражнения. 2. Пальчиковая гимнастика. 2. Рассматривание абакуса. 4. Игры со счётами.

Абакус.

4.

Ментальная арифметика

Тема: Сопоставление количества с цифрой.

Строение абакуса.

1. Фундаментальные упражнения. 2. Пальчиковая гимнастика. 3. Дыхательные упражнения. 4. Перекладывание косточек.

Абакус.

5.

Учимся родному языку

Звук и буква О.

Познакомить с гласным звуком О и его условным обозначением – красный квадрат. Учить на схеме (прямоугольнике) обозначать место звука в слове, используя условное обозначение – красный квадрат. Познакомить с буквой О. Учить писать печатную букву О, используя образец. Учить писать на схеме букву О в месте, где слышится звук А (в начале, в середине, в конце).

1. Познакомить с гласным звуком О и его условным обозначением – красный квадрат.

2. Учить на схеме (прямоугольнике) обозначать место звука в слове, используя условное обозначение – красный квадрат.

3. Физкультминутка.

4. Учить писать печатную букву О, используя образец.

5. Учить писать на схеме букву О в месте, где слышится звук О (в начале, в середине, в конце).

Материал для звуко- буквенного анализа.

Лист с заданиями №2.

6.

Формирование интеллектуального мышления и математических представлений.

Знаки =, ≠. +, -; математические задачи. Величина: сравнение предметов. Ориентировка на листе бумаги.

Закреплять знания о знаках, умение писать их, сравнивать величину предметов, записывать результаты. Учить составлять арифметические задачи и записывать х решения с помощью цифр и знаков, выделять в задаче условие, вопрос, ответ; понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; навыки самоконтроля и самооценки. Учить формировать учебную задачу, сужать поле поиска объекта.

1.Дидактическая игра «Путешествие математических знаков».

2. Вспомнить части задачи, учить записывать задачу.

3. Физкультминутка.

4. Дидактическая игра «Составь задачу».

Цитры от 1 до10.

Лист с заданиями №2.

7.

Ментальная арифметика

Тема: Обозначение числа на абакусе.

Что такое пятёрка на счётах. Как складывать пальцы при передвижении косточек.

1. Фундаментальные упражнения. 2. Пальчиковая гимнастика.  3. Дыхательные упражнения. 4. Набор чисел на абакусе.

Абакус.

8.

Ментальная арифметика

Тема: Правила счета на нижней части Абакуса 1,2. Флеш- карты.

1. Фундаментальные упражнения. 2. Пальчиковая гимнастика.  3. Знакомство с флеш- картами. 4. Набор чисел на абакусе.

Абакус, флеш- карты.

Октябрь

1.

Учимся родному языку

Звук и буква У.

Продолжать знакомить с условным обозначением гласных звуков – красный квадрат. Учить определять место звука в слове, используя условное обозначение – красный квадрат. Учить детей отгадывать загадки, развивать внимание, логическое мышление. Учить внимательно слушать текст стихотворения, называть слова со звуком У. Учить интонационно выделять звук У в словах. Познакомить с буквой У, как с письменным обозначением звука У. Учить писать печатную букву У, используя образец.

1. Закрепление понятия «Гласный звук».

2. Дидактическая игра: «Где живет звук?»

3. Физкультминутка.

4. Словесная игра: «Отгадай загадку».

5. Лист с заданиями №3.

Дидактическая игра: «Где живет звук?», «Отгадай загадку». Лист с заданиями №3, цветные карандаши.

2.

Формирование интеллектуального мышления и математических представлений.

Счет по образцу и названному числу, независимость числа от пространственного расположения предметов, геометрические фигуры, ориентировка во времени.

Закрепить умение считать по образцу и названному числу, закрепить умение преобразовывать неравенство в равенство, понимать отношения между числами; закрепить умение видеть в форме предмета геометрические фигуры; закрепить знания о последовательности частей суток; учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навыки самоконтроля и самооценки.

1.Дидактическая игра «Посчитай».

2. Дидактическая игра «Помоги Мишки».

3. Физкультминутка.

4. Дидактическая игра «Отгадай фигуру».

5. Дидактическая игра «Части суток».

Дидактическая игра «Посчитай», дидактическая игра «Помоги Мишки», числовой отрезок, геометрические фигуры.

3.

Ментальная арифметика

Тема: Правила счета на нижней части Абакуса 3,4.

1. Фундаментальные упражнения. 2. Пальчиковая гимнастика.  3. Игры с флеш- картами. 4. Набор чисел на абакусе.

Абакус, флеш- карты.

4.

Ментальная арифметика

Тема: Составление количества косточек на Абакусе числа 5,6.

1. Фундаментальные упражнения. 2. Пальчиковая гимнастика.  3. Игры с флеш- картами. 4. Набор чисел на абакусе.

Абакус, флеш- карты.

5.

Учимся родному языку

Звук и буква Ы.

Продолжать знакомить с условным обозначением гласных звуков – красный квадрат. Учить определять место звука в слове, используя условное обозначение. Учить внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова, не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу. Учить отгадывать загадки, развивать внимание, логическое мышление. Учить интонационно выделять в словах звук Ы. Познакомить с буквой Ы, как с письменным обозначением звука Ы. Учить писать печатную букву Ы сначала по точкам, а затем самостоятельно. Учить делить слова на слоги, используя схему слова. Закреплять умение определять первый звук в словах и соотносить с соответствующей буквой

1. Дидактическая игра «Где живет звук?».

2. Дидактическая игра «Подбери слово».

3.Физкультминутка.

4. Познакомить с буквой Ы, как с письменным обозначением звука Ы.

5. Лист с заданиями №4.

Дидактическая игра «Где живет звук?», «Подбери слово», лист с заданиями №4, цветные карандаши

6.

Формирование интеллектуального мышления и математических представлений.

Знаки <,>, =; соотнесение количества предметов с цифрой; состав числа 6 из двух меньших. Геометрические фигуры: треугольник, трапеция. Логическая задача: дорисовка предмета.

Закреплять: умение понимать отношения между числами, записывать эти отношения с помощью знаков<,>; устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; рисовать треугольники, трапеции в тетради в клетку; знания о составе числа 6 из двух меньших чисел. Продолжать учить решать логические задачи на установление закономерностей. Учить сужать поле поиска объекта.

1. Дидактическая игра «Сравни».

2. Дидактическая игра «Посчитай правильно».

3. Физкультминутка.

4. Логическое упражнение «Кто лишний».

5. Дидактическая игра «Засели домики».

Дидактическая игра «Сравни»,

Дидактическая игра «Посчитай правильно», Логическое упражнение «Кто лишний», Дидактическая игра «Засели домики».

7.

Ментальная арифметика

Тема: Составление количества косточек на Абакусе с числами 7,8.

1. Фундаментальные упражнения. 2. Пальчиковая гимнастика.  3. Игры с флеш- картами. 4. Набор чисел на абакусе.

Абакус, флеш- карты.

8.

Ментальная арифметика

Тема: Правила счета на верхней части Абакуса (число5).

1. Фундаментальные упражнения. 2. Пальчиковая гимнастика.  3. Игры с флеш- картами. 4. Набор чисел на абакусе.

Абакус, флеш- карты.

Ноябрь

1.

Учимся родному языку

Звук и буква Э.

Познакомить с гласным звуком Э и его условным обозначением – красный квадрат. Учить определять место звука в слове и обозначать на схеме, используя условное обозначение. Познакомить с буквой Э, как письменным знаком звука Э.  Учить писать печатную букву Э, используя образец. Закреплять умение соотносить звук и букву, писать гласные буквы А,О, У,Ы.  

1. Познакомить с гласным звуком Э и его условным обозначением – красный квадрат.

2. Дидактическая игра «Где живет звук?».

3. Физкультминутка.

4. Словесная игра: «Вчера, сегодня, завтра»

5. Лист с заданиями №5.

Дидактическая игра «Где живет звук?», лист с заданиями №5.

2.

Формирование интеллектуального мышления и математических представлений.

Соотнесение количества предметов с цифрой; математическая загадка. Ориентировка во времени: ознакомление с часами.

Закреплять: умение соотносить количество предметов с цифрой; составлять вопросы к сюжетной картинке, правильно отвечать на них, записывать цифрами результат счета. Продолжать учить: отгадывать математическую загадку, записывать ее решение с помощью знаков и цифр; понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Упражнять детей в выявлении заданного признака. Формировать: навыки самоконтроля и самооценки. Знакомить: с часами, их разнообразием и назначением.

1. Дидактическая игра «Поставь правильно цифру».

2. Дидактическая игра «Составь задачу».

3. Физкультминутка.

4.Дидактическая игра «Часы».

5. Логическое упражнение «Кто лишний»

Цифры, геометрические фигуры, Дидактическая игра «Поставь правильно цифру»,

 «Составь задачу»,

 «Часы».

3.

Ментальная арифметика

Тема: Правила счета на верхней и нижней частях Абакуса (числа 6,7).

1. Фундаментальные упражнения. 2. Пальчиковая гимнастика.  3. Игры с флеш- картами. 4. Набор чисел на абакусе.

Абакус, флеш- карты.

4.

Ментальная арифметика

Тема: Правила счета на верхней и нижней частях Абакуса (числа 7,8).

1. Фундаментальные упражнения. 2. Пальчиковая гимнастика.  3. Игры с флеш- картами. 4. Набор чисел на абакусе.

Абакус, флеш- карты.

5.

Учимся родному языку

Чтение слов АУ, УА. Закрепление пройденного.  

Формировать умение читать слова из пройденных букв УА, АУ. Закреплять знания о гласных звуках и буквах А, О, У, Ы, Э. Закреплять умение   первый звук в названиях предметов и находить соответствующую букву. Закреплять умение называть слова с заданным звуком. Продолжать учить определять, какой гласный звук находится в середине слова, закреплять умение писать печатные гласные буквы.

1. Формировать умение читать слова из пройденных букв УА, АУ.

2. Закреплять знания о гласных звуках и буквах А, О, У, Ы, Э.

3. Физкультминутка.

3. Дидактическая игра «Цепочка».

4. Лист с заданиями №6.

Лист с заданиями №6, цветные карандаши.

6.

Формирование интеллектуального мышления и математических представлений.

Установления соответствия между количеством предметов и цифрой, дни недели. Логическая задача. Ориентировка в пространстве.

Продолжать учить понимать отношения между числами, закреплять умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; закрепить знания о днях недели; продолжать учить решать логическую задачу; закреплять умение определять словом положение предмета по отношению к себе, другому лицу. Учить формулировать учебную задачу, понимать ее, выполнять самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки.

1. Дидактическая игра «Поставь правильно цифры».

2. Дидактическая игра «Дни недели».

3. Физкультминутка.

4. Словесная игра «Положи правильно».

5.Дидактическая игра «Картинки подружились».

Цифры, геометрические фигуры, предметные картинки, числовой отрезок.

7.

Ментальная арифметика

Тема: Обозначение числа 9 на Абакусе.

1. Фундаментальные упражнения. 2. Пальчиковая гимнастика.  3. Игры с флеш- картами. 4. Набор чисел на абакусе.

Абакус, флеш- карты.

8.

Ментальная арифметика

Тема: Обозначение числа 10 на Абакусе.

1. Фундаментальные упражнения. 2. Пальчиковая гимнастика.  3. Игры с флеш- картами. 4. Набор чисел на абакусе.

Абакус, флеш- карты.

Декабрь

1.

Учимся родному языку

Звук и буква Л. Чтение слогов.

Познакомить со звуком Л, как согласным звуком, и его условным обозначением – синий квадрат. Учить определять место звука в слове и обозначать на схеме, используя условное обозначение. Учить интонационно выделять звук Л в словах. Познакомить с печатным написанием буквы Л. Учить писать печатную букву Л, используя образец. Учить читать слоги ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ. Учить писать слоги в схемах слова.

1.  Познакомить со звуком Л, как согласным звуком, и его условным обозначением – синий квадрат.

2. Дидактическая игра «Где живет звук?».

3. Физкультминутка.

4. Учить читать слоги ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ.

5. Познакомить с печатным написанием буквы Л. Учить писать печатную букву Л, используя образец.

Дидактическая игра «Где живет звук?»,  лист с заданиями №7.

2.

Формирование интеллектуального мышления и математических представлений.

Цифры от 1 до 10, число 11, знакомство с понятием «десяток».

Закреплять: знания о цифрах от 0до 9 и числе 10; умение устанавливать между числом и цифрой.  Познакомить: с образованием числа 11; новой счетной единицей-десятком; условным обозначение десятка - квадрат, единицы - круг; часами: циферблат, стрелки, определять время с точностью до получаса. Продолжать учить: решать логическую задачу на установление закономерностей. Формировать: умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно

1. Дидактическая игра «Десятки».

2. Закрепление смысла сложения и вычитания.

3. Физкультминутка.

4. Дидактическая игра «Часы»

5. Дидактическая игра: «Путешествие точки»

Счетные палочки, картинки предметные, схемы сложения и вычитания, лист бумаги с разлинованными клетками и чёрный кружок- фишка.

3.

Ментальная арифметика

Тема: Знакомство с ментальной картой.

1. Фундаментальные упражнения. 2. Пальчиковая гимнастика.  3.Знакомство с ментальной картой. 4. Загадка про счёт в уме. 5. Выполнение заданий на рабочем листе.

Абакус, ментальная карта, рабочие листы.

4.

Ментальная арифметика

Тема: Простое сложение.

1. Фундаментальные упражнения. 2. Пальчиковая гимнастика.  3. Простое сложение на счётах и ментальной карте. 4. Загадка про счёт в уме. 5. Выполнение заданий на рабочем листе.

Абакус, ментальная карта, рабочие листы.

5.

Учимся родному языку

Звук и буква М. Чтение слогов. Чтение слов. Ударение.

Познакомить со звуком М, как согласным звуком, и его условным обозначением – синий квадрат. Учить определять место звука в слове и обозначать на схеме, используя условное обозначение. Учить интонационно выделять звук М в словах. Познакомить с печатным написанием буквы М. Учить писать печатную букву М, используя образец. Учить читать слоги МА, МО, МУ, МЫ, МЭ. Учить определять первый слог в словах и соединять предмет со слогом. Учить читать слова из пройденных букв – мама, мыло. Познакомить с ударным слогом, с ударными гласными. Учить проводить звуковой анализ слов: дифференцировать гласные, согласные. Познакомить с ударением и его обозначением. Учить выделять в слове ударный слог и ударные гласные.

1. Познакомить со звуком М, как согласным звуком, и его условным обозначением – синий квадрат.

2. Дидактическая игра: «Где спрятался звук».

3. Знакомство с предложениями по цели высказывания.

4. Физкультминутка.

5. Лист с заданиями №8.

Предметные картинки, дидактическая игра: «Где спрятался звук», лист с заданиями №8, цветные карандаши.

6.

Формирование интеллектуального мышления и математических представлений.

Число 12, выполнение измерений с помощью линейки, определение времени по часам, круг.

Познакомить с образованием числа 12 и новой счетной единицей-десятком. Учить: записывать число 12; определять время на часах; решать логическую задачу на установление закономерностей; понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; закреплять знания о геометрических фигурах - круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Формировать: умение дорисовывать круги до знакомых предметов; навыки самоконтроля и самооценки. Учить детей изменять объект, его часть по признаку динамичности или статичности.

1. Познакомить: с образованием числа 12 и новой счетной единицей-десятком.

2. Дидактическая игра: «Часы».

3. Физкультминутка.

4. Дидактическая игра: «Четвёртый лишний».

5. Дидактическая игра: «Целое и части».

Цифры, макет часов, картинки для игры «Четвёртый лишний», геометрические фигуры.

7.

Ментальная арифметика

Тема: Простое сложение.

1. Фундаментальные упражнения. 2. Пальчиковая гимнастика.  3. Простое сложение и счётах и ментальной карте. 4. Загадка про счёт в уме. 5. Выполнение заданий на рабочем листе.

Абакус, ментальная карта, рабочие листы.

8.

Ментальная арифметика

Тема: Простое сложение.

1. Фундаментальные упражнения. 2. Пальчиковая гимнастика.  3. Простое сложение на счётах и ментальной карте. 4. Загадка про счёт в уме. 5. Выполнение заданий на рабочем листе.

Абакус, ментальная карта, рабочие листы.

Январь

1.

Учимся родному языку

Звук и буква Л. Чтение слогов.

Познакомить со звуком Л, как согласным звуком, и его условным обозначением – синий квадрат. Учить определять место звука в слове и обозначать на схеме, используя условное обозначение. Учить интонационно выделять звук Л в словах. Познакомить с печатным написанием буквы Л. Учить писать печатную букву Л, используя образец. Учить читать слоги ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ. Учить писать слоги в схемах слова.

1.  Познакомить со звуком Л, как согласным звуком, и его условным обозначением – синий квадрат.

2. Дидактическая игра «Где живет звук?».

3. Физкультминутка.

4. Учить читать слоги ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ.

5. Познакомить с печатным написанием буквы Л. Учить писать печатную букву Л, используя образец.

Дидактическая игра «Где живет звук?»,  лист с заданиями №7.

2.

Формирование интеллектуального мышления и математических представлений.

Цифры от 1 до 10, число 11, знакомство с понятием «десяток».

Закреплять: знания о цифрах от 0до 9 и числе 10; умение устанавливать между числом и цифрой.  Познакомить: с образованием числа 11; новой счетной единицей-десятком; условным обозначение десятка - квадрат, единицы - круг; часами: циферблат, стрелки, определять время с точностью до получаса. Продолжать учить: решать логическую задачу на установление закономерностей. Формировать: умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно

1. Дидактическая игра «Десятки».

2. Закрепление смысла сложения и вычитания.

3. Физкультминутка.

4. Дидактическая игра «Часы»

5. Дидактическая игра: «Путешествие точки»

Счетные палочки, картинки предметные, схемы сложения и вычитания, лист бумаги с разлинованными клетками и чёрный кружок- фишка.

3.

Ментальная арифметика

Тема: Простое сложение.

1. Фундаментальные упражнения. 2. Пальчиковая гимнастика.  3. Простое сложение на счётах и ментальной карте. 4. Загадка про счёт в уме. 5. Выполнение заданий на рабочем листе.

Абакус, ментальная карта, рабочие листы.

4.

Ментальная арифметика

Тема: Простое вычитание.

1. Фундаментальные упражнения. 2. Пальчиковая гимнастика.  3. Простое вычитание на счётах и ментальной карте. 4. Загадка про счёт в уме. 5. Выполнение заданий на рабочем листе.

Абакус, ментальная карта, рабочие листы.

5.

Учимся родному языку

Звук и буква М. Чтение слогов. Чтение слов. Ударение.

Познакомить со звуком М, как согласным звуком, и его условным обозначением – синий квадрат. Учить определять место звука в слове и обозначать на схеме, используя условное обозначение. Учить интонационно выделять звук М в словах. Познакомить с печатным написанием буквы М. Учить писать печатную букву М, используя образец. Учить читать слоги МА, МО, МУ, МЫ, МЭ. Учить определять первый слог в словах и соединять предмет со слогом. Учить читать слова из пройденных букв – мама, мыло. Познакомить с ударным слогом, с ударными гласными. Учить проводить звуковой анализ слов: дифференцировать гласные, согласные. Познакомить с ударением и его обозначением. Учить выделять в слове ударный слог и ударные гласные.

1. Познакомить со звуком М, как согласным звуком, и его условным обозначением – синий квадрат.

2. Дидактическая игра: «Где спрятался звук».

3. Знакомство с предложениями по цели высказывания.

4. Физкультминутка.

5. Лист с заданиями №8.

Предметные картинки, дидактическая игра: «Где спрятался звук», лист с заданиями №8, цветные карандаши.

6.

Формирование интеллектуального мышления и математических представлений.

Число 12, выполнение измерений с помощью линейки, определение времени по часам, круг.

Познакомить с образованием числа 12 и новой счетной единицей-десятком. Учить: записывать число 12; определять время на часах; решать логическую задачу на установление закономерностей; понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; закреплять знания о геометрических фигурах - круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Формировать: умение дорисовывать круги до знакомых предметов; навыки самоконтроля и самооценки. Учить детей изменять объект, его часть по признаку динамичности или статичности.

1. Познакомить: с образованием числа 12 и новой счетной единицей-десятком.

2. Дидактическая игра: «Часы».

3. Физкультминутка.

4. Дидактическая игра: «Четвёртый лишний».

5. Дидактическая игра: «Целое и части».

Цифры, макет часов, картинки для игры «Четвёртый лишний», геометрические фигуры.

7.

Ментальная арифметика

Тема: Простое вычитание.

1. Фундаментальные упражнения. 2. Пальчиковая гимнастика.  3. Простое вычитание на счётах и ментальной карте. 4. Загадка про счёт в уме. 5. Выполнение заданий на рабочем листе.

Абакус, ментальная карта, рабочие листы.

8.

Ментальная арифметика

Тема: Простое вычитание.

1. Фундаментальные упражнения. 2. Пальчиковая гимнастика.  3. Простое вычитание на счётах и ментальной карте. 4. Загадка про счёт в уме. 5. Выполнение заданий на рабочем листе.

Абакус, ментальная карта, рабочие листы.

Февраль

1.

Учимся родному языку

Звук и буква Н. Чтение слогов. Чтение слов.  

Познакомить со звуком Н, как согласным звуком, и его условным обозначением – синий квадрат. Учить определять место звука в слове и обозначать на схеме, используя условное обозначение. Учить интонационно выделять звук Н в словах. Познакомить с печатным написанием буквы Н. Учить писать печатную букву Н, используя образец. Учить читать слоги НА, НО, НУ, НЫ, НЭ. Учить читать слова из пройденных букв – луна, мыло.  

1. Познакомить со звуком Н, как согласным звуком, и его условным обозначением – синий квадрат.

2. Дидактическая игра «Где живет звук?»

3. Физкультминутка.

4. Учить интонационно выделять звук Н в словах.

5.Лист с заданиями №9.

Дидактическая игра «Где живет звук?», лист с заданиями №9.

2.

Формирование интеллектуального мышления и математических представлений.

Число 13, математическая задача, решение примеров, геометрические фигуры.

Познакомить с образованием числа 13 и новой счетной единицей – десятком. Учить: записывать число 13; решать арифметическую задачу, записывать условие задачи, читать запись; логическую задачу на установление закономерностей; рисовать символические изображения предметов из геометрических фигур в тетради в клетку. Учить сужать поле поиска объекта.   Формировать: умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; навыки самоконтроля и самооценки.

1. Познакомить с образованием числа 13 и новой счетной единицей – десятком.

2. Дидактическая игра «Реши задачу».

3. Физкультминутка.

4. Дидактическая игра: «Фигура изменилась».

5. Лист с заданиями №9.

Цифры, математические знаки, лист с заданиями №9, цветные карандаши.

3.

Ментальная арифметика

Тема: Учимся прибавлять к 5 (5+1; 5+2).

1. Фундаментальные упражнения. 2. Пальчиковая гимнастика.  3. Прибавляем к 5. 4. Загадка про счёт в уме. 5. Выполнение заданий на рабочем листе.

Абакус, ментальная карта, рабочие листы.

4.

Ментальная арифметика

Тема: Учимся прибавлять к 5 (5+2; 5+3).

1. Фундаментальные упражнения. 2. Пальчиковая гимнастика.  3. Прибавляем к 5. 4. Загадка про счёт в уме. 5. Выполнение заданий на рабочем листе.

Абакус, ментальная карта, рабочие листы.

5.

Учимся родному языку

Звук и буква Р. Чтение слогов. Знакомство с предложением. Чтение предложений.

Познакомить со звуком Р, как согласным звуком, и его условным обозначением – синий квадрат. Учить определять место звука в слове и обозначать на схеме, используя условное обозначение. Познакомить с печатным написанием буквы Р. Учить писать печатную букву Р, сначала по точкам, затем самостоятельно. Учить читать слоги РА, РО, РУ, РЫ, РЭ. Учить определять первый слог в названиях нарисованных предметов и соединять соответствующим шариком, в котором этот слог написан. Познакомить с условным обозначение предложения.

1. Познакомить со звуком Р, как согласным звуком, и его условным обозначением – синий квадрат.

2. Учить читать слоги РА, РО, РУ, РЫ, РЭ.

3.Физкультминутка.

4. Лист с заданиями №10.

Лист с заданиями №10, цветные карандаши.

6.

Формирование интеллектуального мышления и математических представлений.

Число 14, логическая задача, дни недели.

Познакомить с образованием числа 14 и новой счетной единицей – десятком. Учить: писать число 14; решать логические задачи. Развивать: зрительное внимание, навыки самоконтроля и самооценки. Формирование широкого и глубокого представления об объектах рукотворного мира.

1. Познакомить с образованием числа 14 и новой счетной единицей – десятком.

2.Дидактическая игра «Реши задачу»

3. Физкультминутка.

4.Дидактическая игра: «Фигура изменилась».

Цифры, схемы для игры «Реши задачу», геометрические фигуры, предметные картинки.

7.

Ментальная арифметика

Тема: Учимся прибавлять к 5 (5+3; 5+4).

1. Фундаментальные упражнения. 2. Пальчиковая гимнастика.  3. Прибавляем к 5. 4. Загадка про счёт в уме. 5. Выполнение заданий на рабочем листе.

Абакус, ментальная карта, рабочие листы.

8.

Ментальная арифметика

Тема: Учимся вычитать. Вычитание числа 5 (5-5;6-5)

1. Фундаментальные упражнения. 2. Пальчиковая гимнастика.  3. Вычитаем из 5. 4. Загадка про счёт в уме. 5. Выполнение заданий на рабочем листе.

Абакус, ментальная карта, рабочие листы.

Март

1.

Учимся родному языку

Закрепление пройденного материала. Гласные и согласные звуки и буквы. Чтение слогов, слов.

Продолжать учить соотносить звук и букву. Учить читать написанное слова РОМА. Закреплять умение читать слоги из пройденных букв. Закреплять умение различать гласные и согласные. Способствовать развитию фонематического слуха, восприятия. Закреплять умение определять место звука в слове.

1. Словесная игра «Какой звук?»

2. Чтение слогов.

3. Физкультминутка.

4. Словесная игра «Скажи в рифму».

5. Лист с заданиями №11.

Лист с заданиями №11, цветные карандаши.

2.

Формирование интеллектуального мышления и математических представлений.

Число 15, соотнесение количества предметов с цифрой, геометрические фигуры.

Познакомить с образованием числа 15 и новой счетной единицей-десятком. Учить: записывать образование числа 15, читать запись; рисовать символическое изображение кошки, называть геометрические фигуры, из которых состоит нарисованная кошка; формировать учебную задачу; устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; ориентироваться в тетради в клетку; понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навыки самоконтроля и самооценки. Развивать у детей мыслительные операции на объектах рукотворного мира.

1.  Познакомить с образованием числа 15 и новой счетной единицей-десятком.

2. Знакомство с различными видами углов.

3. Физкультминутка.

4. Дидактическая игра «Сосчитай фигуры».

5. Дидактическая игра «Часть и целое».

Модель угла, счётные палочки, геометрические фигуры, цифры.

3.

Ментальная арифметика

Тема: Учимся вычитать. Вычитание числа 5 (7-5;8-5).

1. Фундаментальные упражнения. 2. Пальчиковая гимнастика.  3. Вычитаем из 5. 4. Загадка про счёт в уме. 5. Выполнение заданий на рабочем листе.

Абакус, ментальная карта, рабочие листы.

4.

Ментальная арифметика

Тема: Учимся вычитать. Вычитание числа 5 (8-5;9-5).

1. Фундаментальные упражнения. 2. Пальчиковая гимнастика.  3. Вычитаем из 5. 4. Загадка про счёт в уме. 5. Выполнение заданий на рабочем листе.

Абакус, ментальная карта, рабочие листы.

5.

Учимся родному языку

Буква Я. Чтение слогов, слов, предложений.

Познакомить с гласной буквой Я и ее условным обозначением – красный квадрат. Учить писать букву Я. Учить читать слоги МА – МЯ, ЛА – ЛЯ, НА – НЯ, РА – РЯ. Познакомить детей с согласными МЬ, ЛЬ, НЬ, РЬ и их условным обозначением – зеленый квадрат. Учить читать слова и предложения. Учить отгадывать загадки. Понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки. Учить записывать предложения схематически, определять порядок следования слов в предложении.

1. Познакомить с гласной буквой Я и ее условным обозначением – красный квадрат.

2. . Учить читать слоги МА – МЯ, ЛА – ЛЯ, НА – НЯ, РА – РЯ.

3. Физкультминутка.

4. Дидактическая игра «Отгадай загадку?».

5. Лист с заданиями №12.

Лист с заданиями №12, цветные карандаши.

6.

Формирование интеллектуального мышления и математических представлений.

Число 16, измерение линейкой, работа с моделью часов.

Познакомить с образованием числа 16 и новой счетной единицей – десятком. Учить: писать число 16; измерять линейкой, записывать результаты измерения, сравнивать предметы по его результатам; определять время по часам; решать логическую задачу; понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навыки самоконтроля и самооценки. Учить сужать поле поиска объекта.

1. Познакомить с образованием числа 16 и новой счетной единицей – десятком.

2. Дидактическая игра «Часики».

3. Физкультминутка.

4. Дидактическая игра «Измерь предмет».

5. Дидактическая игра «Сравни».

Лист с заданиями №12, цветные карандаши.

7.

Ментальная арифметика

Тема: Учимся прибавлять к 6 (6+1; 6+2; 6+3).

1. Фундаментальные упражнения. 2. Пальчиковая гимнастика.  3. Прибавляем к 6. 4. Загадка про счёт в уме. 5. Выполнение заданий на рабочем листе.

Абакус, ментальная карта, рабочие листы.

8.

Ментальная арифметика

Тема: Учимся прибавлять к 6 (1+6; 2+6; 3+6).

1. Фундаментальные упражнения. 2. Пальчиковая гимнастика.  3. Прибавляем к 6. 4. Загадка про счёт в уме. 5. Выполнение заданий на рабочем листе.

Абакус, ментальная карта, рабочие листы.

Апрель

1.

Учимся родному языку

Звуки и буквы Ч-Щ. Чтение слогов, предложений.

Познакомить со звуками Ч-Щ как глухими согласными, мягкими согласными. Закреплять умение определять место звука в слове. Познакомить с условным обозначение звуков Ч-Щ – зеленый квадрат. Познакомить с печатными буквами Ч-Щ. Учить читать небольшие тексты. Закрепить умение проводить фонетический разбор слова (бычок, бочок).

1. Познакомить со звуками Ч-Щ как глухими согласными, мягкими согласными.

2. Дифференциация понятия «Где спрятался звук?».

3. Физкультминутка.

4. Учить читать небольшие тексты.

5. Лист с заданиями №13.

Лист с заданиями №13, цветные карандаши.

2.

Формирование интеллектуального мышления и математических представлений.

Число 17, решение примеров, счет по образцу и названному числу, определение времени по часам.

Познакомить с образованием числа 17. Учить: писать число 17; решать примеры в пределах второго десятка; логическую задачу на установление закономерностей; учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; считать по названному числу и образцу. Закреплять: умение понимать отношения между числами, знать, как из неравенства сделать равенство. Знакомить: с часами и их составляющими. Научить детей делать фантастические преобразования объекта по признаку «Времени».

1. Познакомить с образованием числа 17. Учить: писать число 17.

2. Дидактическая игра «Реши примеры».

3. Физкультминутка.

4. Дидактическая игра «Часики».

4. Лист с заданиями №13.

Лист с заданиями №13, цветные карандаши.

3.

Ментальная арифметика

Тема: Учимся прибавлять к 7 (7+1; 7+2).

1. Фундаментальные упражнения. 2. Пальчиковая гимнастика.  3. Прибавляем к 7. 4. Загадка про счёт в уме. 5. Выполнение заданий на рабочем листе.

Абакус, ментальная карта, рабочие листы.

4.

Ментальная арифметика

Тема: Учимся прибавлять к 7 (1+7; 2+7).

1. Фундаментальные упражнения. 2. Пальчиковая гимнастика.  3. Прибавляем к 7. 4. Загадка про счёт в уме. 5. Выполнение заданий на рабочем листе.

Абакус, ментальная карта, рабочие листы.

5.

Учимся родному языку

Звук и буква Й. Чтение слов, стихотворных текстов.

Познакомить с мягким согласным звуком Й и его условным обозначением – зеленый квадрат. Познакомить с печатной буквой Й как письменным знаком звука Й. Учить писать печатную букву Й. Совершенствовать навык чтения. Закрепить умение записывать слово знаками и буквами.

1. Познакомить с мягким согласным звуком Й и его условным обозначением – зеленый квадрат.

2. Дидактическая игра «Цепочка».

3. Физкультминутка

4.  Дидактическая игра «Повтори и закончи предложение».

5. Лист с заданиями №14.

Лист с заданиями №14, цветные карандаши.

6.

Формирование интеллектуального мышления и математических представлений.

Число 18, счет по названному числу, знакомство с объемными фигурами, логическая задача.

Познакомить с образованием числа 18. Учить: писать число 18, решать логическую задачу на установление закономерностей, понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Закреплять: умение число 18 из двух меньших, знания о геометрических фигурах: вершины, стороны, углы. Формировать навыки самоконтроля и самооценки. Закреплять умение последовательно выстраивать цепочку действий.

1.  Познакомить с образованием числа 18.

2. Дидактическая игра «Реши задачу».

3. Физкультминутка.

4. Дидактическая игра «Цепочка».

5. Итог занятия.

Лист с заданиями №14, цветные карандаши.

7.

Ментальная арифметика

Тема: Учимся вычитать числа 6 (9-6; 8-6).

1. Фундаментальные упражнения. 2. Пальчиковая гимнастика.  3. Вычитаем из 6. 4. Загадка про счёт в уме. 5. Выполнение заданий на рабочем листе.

Абакус, ментальная карта, рабочие листы.

8.

Ментальная арифметика

Тема: Учимся вычитать числа 6 (7-6; 6-6).

1. Фундаментальные упражнения. 2. Пальчиковая гимнастика.  3. Вычитаем из 6. 4. Загадка про счёт в уме. 5. Выполнение заданий на рабочем листе.

Абакус, ментальная карта, рабочие листы.

Май

1.

Учимся родному языку

Закрепление пройденного материала: чтение слов, слогов, предложений.

Продолжать учить писать названия предметов. Учить читать слова и дописывать подходящее по смыслу слово. Закреплять умение определять в предложении 1е, 2-е, 3-е слово. Закрепить умение проводить фонетический разбор слова. Учить разгадывать ребусы.

1. Дидактическая игра «Напиши правильно».

2. Дидактическая игра «Составь предложение».

3. Физкультминутка.

4. Дидактическая игра: «Ответь предложением».

5. Лист с заданиями №15.

Лист с заданиями №15, цветные карандаши.

2.

Формирование интеллектуального мышления и математических представлений.

Число 19, геометрические фигуры, измерение фигур линейкой.

Продолжать знакомить с образованием числа 19, учить: дорисовывать квадраты до знакомых предметов, измерять линейкой, решать логическую задачу на анализ и синтез, формулировать учебную задачу. Формировать умение давать большое количество разных категорий ответов в рамках заданной темы.

1. Продолжать знакомить с образованием числа 19.

2. Дидактическая игра: «Измерь и запиши».

3. Физкультминутка.

4.Дидактическая игра: «Числовые домики».

Лист с заданиями №15, цветные карандаши.

3.

Ментальная арифметика

Тема: Учимся вычитать числа 7 (9-7; 8-7).

1. Фундаментальные упражнения. 2. Пальчиковая гимнастика.  3. Вычитаем из 7. 4. Загадка про счёт в уме. 5. Выполнение заданий на рабочем листе.

Абакус, ментальная карта, рабочие листы.

4.

Ментальная арифметика

Тема: Учимся вычитать числа 7 (7-7).

1. Фундаментальные упражнения. 2. Пальчиковая гимнастика.  3. Вычитаем из 7. 4. Загадка про счёт в уме. 5. Выполнение заданий на рабочем листе.

Абакус, ментальная карта, рабочие листы.

5.

Учимся родному языку

Закрепление пройденного материала: чтение слов, составление и запись предложений.

Продолжать учить писать печатные буквы, различать гласные и согласные звуки и буквы. Учить составлять и записывать предложения по сюжетным картинкам. Проводить фонетический разбор слова.

1. Дидактическая игра «Что делает?».

2. Дидактическая игра «Назови одним словом».

3. Физкультминутка.

4. Дидактическая игра «Цепочка».

5. Лист с заданиями №16.

Лист с заданиями №16, цветные карандаши.

6.

Формирование интеллектуального мышления и математических представлений.

Число 20, решение примеров. Распознавание объемных фигур.

Познакомить с числом 20. Учить писать число 20, решать примеры, логические задачи, формулировать учебную задачу, понимать ее и выполнять самостоятельно. Продолжать учить классифицировать объекты природного мира.

1. Познакомить с числом 20.

2. Физкультминутка.

3.Дидактическая игра «Магазин геометрических фигур».

4. Логическое упражнение «Кто лишний».

Цифры, геометрические фигуры, дидактическая игра «Магазин геометрических фигур», предметные картинки.

7.

Ментальная арифметика

Итоговое занятие.

8.

Ментальная арифметика

Итоговое занятие.

Формы подведения итогов работы.                         

Уровень знаний детей проверяется с помощью диагностики, которая включает в себя контроль, проверку приобретенных знаний.

1.        Предварительное выявление уровня знаний. Осуществляется в начале года, с целью определения кругозора детей, уровня их знаний и умений.

Форма диагностики – беседа, викторина, игры и т.д.

2.        Текущая проверка уровня знаний осуществляется в процессе усвоения каждой темы. Главная функция текущей проверки – развивающая. Формы такой проверки могут быть различными, они зависят от содержания учебного плана, его сложности и особенностей - итоговые, интегрированные, комплексные занятия, тематические мероприятия.

3.        Итоговая диагностика – это учёт знаний, умений и навыков детей, приобретённых на всех этапах образовательного процесса. Это диагностирование уровня знаний в соответствии с поставленной целью.

Форма диагностики – наблюдение, беседа, игры, итоговые открытые занятия.

Любая диагностическая работа проводится по согласованию с родителями ребенка и носит рекомендательный характер.

Диагностика «Учимся родному языку» (развитие речи)

ФИО преподавателя________________________

№ группы_______________________

Дата проведения_________________

                                           Фамилия, имя ребёнка

Разделы  развития речи                

Связная речь

1. Умение составлять рассказ об игрушке

2. Умение составлять рассказ по картинке

3. Умение составлять рассказ по опорным словам, по серии картинок

4. Умение описывать предмет по схеме

Грамматика

5. Умение согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже, ориентируясь на окончания

6. Умение употреблять форму множественного числа родительного падежа

7. Умение согласовывать существительные и числительные в роде, числе

8. Умение образовывать существительные в единственном и множественном числе, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы

9. Умение употреблять предложно-падежные конструкции с предлогами на, под, с, со, над, за, перед, около

10. Умение составлять предложения разных типов

Владение словарём

11. Классификация предметов по группам - мебель, посуда, транспорт, одежда, деревья, и т.д.

12. Понимание слов близких и противоположных по смыслу, а также разных значений многозначного слова

13. Умение подбирать слова, обозначающие признаки, качества и действия к назначению предметов

14.Умение сравнивать предметы по размеру, цвету, величине

Обучение грамоте

15. Знание понятий «звук» и «буква»

16. Умение соотносить звук с соответствующей буквой

17. Знание характеристики звука: согласного и гласного

18. Знание характеристики звука: твёрдого и мягкого

19. Знание характеристики звука: звонкого и глухого

20. Умение придумывать слова, начинающиеся на определённый звук (а, у, м, н, к, с, и т.д.)

21. Умение выделять звук в слове (в начале, середине, в конце)

22. Умение делить слова на слоги

23. Умение правильно ставить ударение в словах, выделять ударный слог и ударный гласный звук в слове

24. Умение определять количество звуков и букв в словах

25. Умение отличать набор слов от предложения

26. Составление структуры предложения

27. Графическое написание букв (гласных, согласных)

Всего:   количество         В    

                                                                                  С

                                                                                  Н                                                          

ИТОГО:   %    В -               С -                 Н –

Диагностика «Формирование дискурсивного мышления и математических представлений.»

ФИО преподавателя________________________

№ группы_______________________

Дата проведения_________________

                                       Фамилия, имя ребёнка

Разделы  курса                

Количество и счет

1. Умение считать, считать до 10 в прямом и обратном порядке

2. Знание цифр, умение разложить их по порядку

3.Умение называть предыдущее и последующее числа

4.Умение соотносить количество предметов с цифрой

5. Умение отсчитывать количество предметов, отсчитывать на 1 > или на 1<

6. Умение составлять число из единиц

7. Умение различать количественный и порядковый счет

8. Умение сравнивать группы предметов, умение уравнивать неравное число предметов

9. Умение решать простые примеры на сложение и вычитание

10. Умение решать простые задачи на сложение и вычитание в одно действие, уметь самостоятельно их составлять

Форма

11. Знание геометрических фигур: круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, трапеция. Сходства и различия

12. Умение находить похожие предметы на геометрические фигуры на рисунках и в окружающей обстановке

13. Знание геометрических тел: шар, цилиндр, куб, пирамида, конус, параллелепипед. Сходства и различия

14. Умение находить предметы похожие на геометрические тела на рисунках и в окружающей обстановке

Величина

15. Умение раскладывать предметы по увеличению или уменьшению длины, ширины, высоты, толщины, используя методы наложения, приложения, визуально до 10 предметов

Ориентировка в пространстве

16. Умение ориентироваться, относительно себя, в пространстве: слева, справа, впереди, сзади

17. Умение двигаться вперёд, назад, вправо, влево

18. Умение ориентироваться на листе бумаги (слева, справа, вверху, внизу)

Ориентировка во времени

19. Умение называть дни недели

20. Умение называть части суток (утро, день, вечер, ночь)

21. Знание часов

Занимательный игровой материал

22. Серии игр «Какая фигура лишняя?»

23. Серии игр «Найди отличия»

24. Серии игр «Найди недостающую фигуру»

25. Серии игр на воссоздание образа из геометрических фигур (по образцу) – «Танграм», «Монгольская игра»

26. Серии игр «Лабиринты»

27. Серии игр «Занимательные вопросы»

28. Задачи в стихах

29. Загадки

30. Считалки

Всего:   количество                                             В  

С

Н

Всего:   %                                                              В

С

Н

Таблица индивидуального мониторинга освоения программы

Ф.И.О._______________________________________________________________________

Возраст______________

Показатели для

мониторинга

Уровень на начало

учебного года

Уровень на конец

учебного года

Умение работать в тетради (постановка руки при написании цифр)

Эмоциональная вовлеченность ребенка в

работу на занятии

Знание арифметических знаков (цифры от 0 до 9)

Знание арифметический знаков (числа от 10 до 100 и больше, знак «+», «-»)

Умение считать на счётах –

Абакус (работа двумя

руками, работа пальцами)

Умение совершать арифметические действия на абакусе и ментально («+», «-»):

цепочка однозначных чисел

цепочка двухзначных чисел

Скорость выполнения задания/ правильность решения арифметических действий:

на счётах «Абакус»

при ментальном счете (скорость, кол- во чисел)

упражнения на развитие логического мышления

упражнения на глазодвигательную реакцию

взаимодействие с семьей, вовлеченность семьи в создание развивающей среды, создания

комфортных условий для выполнения домашнего задания (не более 20 минут в

день).

По каждому критерию выставляются баллы от 1-3, которые суммируются и

определяют общий уровень освоения программы на начало года и конец года, в зависимости от которого выстраивается индивидуальная траектория для ребенка для наиболее успешного овладения.

Уровни освоения программы:

1 балл - ДОСТАТОЧНЫЙ – ребёнок пассивен в работе. Не владеет основными

полученными знаниями.

2 балла - СРЕДНИЙ – ребёнку нравится выполнять задания с числами. Ребёнок

допускает ошибки в работе, но исправляет их с небольшой помощью педагога.

3 балла - ВЫСОКИЙ – ребёнок активен при выполнении операции с числами. Самостоятелен при выполнении заданий.

Данные критерии являются основанием лишь для оценки индивидуального развития ребенка. Продвижение в развитии каждого ребенка оценивается только относительно его предшествующих результатов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Агапова И. А., Давыдова М.А. Комплексная подготовка детей к школе. Книга для детей и взрослых. – М.; 2003.
  2. Белова Н.Г. «Дидактические игры, психогимнастика в обучении дошкольников грамоте и чтению».
  3. Веракса Н.Е. и др. Примерная основна общеобразовательная программа «От рождения до школы». – М.: Мозаика-синтез, 2014.
  4. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М.; 1994.
  5. Гербова В.А. Развитие речи детей 3-7 лет. – М.: Владос, 2003 г
  6. Журовой Л. Е. «Обучение грамоте в детском саду».
  7. Колесниковой Е.В. «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты»
  8. Клецова Т.Л. Программа по развитию внимания для детей старшего дошкольного возраста – Тюмень, 2005.
  9. Новикова. В.П.  Математика в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2007 г.
  10. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка». – в 2- частях. Учебное пособие по математике для дошкольников. – М.: Баласс, 2010 г.
  11. Севостьянова Е.О. Хочу все знать! Развитие интеллекта детей 5-7 лет: Индивидуальные занятия, игры, упражнения. – М.; 2005.
  12. Ушакова О.С., Гербова В.В.  и др. Развитие речи дошкольников   –  М.: Владос, 2003г.
  13. Ушаковой О.С. «Знакомим детей 3-7 лет с художественной литературой» – М.: Владос, 2003 г
  14. Фокина Э. Д. И др. Планирование занятий по развитию познавательных способностей и речи детей в образовательном учреждении. – СПб.; 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)

Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...

Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»

Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...