адвент-календарь ко дню Республики Башкортостан
картотека (старшая группа)

Комлева Алина Александровна

Игра занимает ключевую позицию в системе физического, морального, трудового и эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Она активирует малыша, помогает повысить его жизненный тонус, а также удовлетворяет его личные интересы и социальные потребности.
Адвент-календарь для детей прежде всего является игрой, направленной на развитие интереса к различным видам деятельности, формирование самостоятельности и повышение самооценки ребенка. Дети сами выбирают, какой элемент им взять сегодня, что придаёт значение их выбору. Этот календарь помогает детям осознать, чему они научились, какие ошибки допустили, а также даёт возможность самостоятельно проанализировать свои результаты.
Адвент-календарь способствует развитию внимательности и наблюдательности, формируя любопытство к окружающему миру. Он подходит для работы с детьми любого возраста.
Для педагога адвент-календарь выступает как эксклюзивный план его деятельности. С его помощью педагог может заранее разработать методы и приёмы обучения и воспитания, а также отслеживать пути к достижению поставленных целей. Важно помнить, что планирование должно оставаться гибким, поскольку его реализация может зависеть от непредвиденных обстоятельств. При разработке календаря необходимо определить, какие знания следует передать детям и какой материал следует закрепить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл адвент-календарь35.13 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность. 

Игра занимает ключевую позицию в системе физического, морального, трудового и эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Она активирует малыша, помогает повысить его жизненный тонус, а также удовлетворяет его личные интересы и социальные потребности.
Адвент-календарь для детей прежде всего является игрой, направленной на развитие интереса к различным видам деятельности, формирование самостоятельности и повышение самооценки ребенка. Дети сами выбирают, какой элемент им взять сегодня, что придаёт значение их выбору. Этот календарь помогает детям осознать, чему они научились, какие ошибки допустили, а также даёт возможность самостоятельно проанализировать свои результаты.
Адвент-календарь способствует развитию внимательности и наблюдательности, формируя любопытство к окружающему миру. Он подходит для работы с детьми любого возраста.
Для педагога адвент-календарь выступает как эксклюзивный план его деятельности. С его помощью педагог может заранее разработать методы и приёмы обучения и воспитания, а также отслеживать пути к достижению поставленных целей. Важно помнить, что планирование должно оставаться гибким, поскольку его реализация может зависеть от непредвиденных обстоятельств. При разработке календаря необходимо определить, какие знания следует передать детям и какой материал следует закрепить.

Цель: 

создать условия для проявления познавательной активности у детей дошкольного возраста.

Адвент-календарь может быть связан с любой лексической темой и решать следующие педагогические задачи:
-Развивать умение визуализировать и озвучивать причинно-следственные связи между собой и окружающими предметами;
- Содействовать воспитанию всесторонне развитой личности;
- Воспитывать у детей желание участвовать в совместной деятельности с другими участниками образовательного процесса, активнее применять знания в повседневной жизни;
- Развивать любознательность, воображение, мышление, а также умение делать предположения.


Ожидаемые результаты:

- Увеличится детская активность, инициативность и самостоятельность в проявлении творческих способностей;
- Улучшатся коммуникативные и речевые навыки ;

- Дети начнут легче воспринимать и усваивать инструкции от взрослых, а также яснее формулировать свои мысли;
- У детей сформируются аналитические способности, они смогут не только воспринимать информацию, но и устанавливать причинно-следственные связи.

Методика применения адвент-календаря:

Адвент-календарь (или календарь ожидания праздника) был придуман в Германии в 1903 году Герхардом Лангом. В детстве его мама пекла 24 безе и прикрепляла их к картону, чтобы сын знал, сколько осталось дней до Рождества.
В последние годы адвент-календарь все чаще используется в детских садах.

Адвент-календарь состоит из тематических дней, завершающихся итоговым мероприятием. Количество дней в календаре зависит от темы и может варьироваться от одной недели до месяца. Каждый день дети снимают один элемент, уменьшая количество оставшихся до события дней. Прежде чем выбрать карточку с символом, мы выслушиваем предложения детей, которые всегда разнообразны. Вы выбираете количество дней, которое будете отсчитывать до наступления события, будь то месяц, неделя или три дня.
На карточке с текущей датой указываются задания или сюрпризы. Задания могут быть частью расписания образовательной деятельности или игровыми заданиями, выполняемыми в совместной деятельности педагогов с детьми или самостоятельно. Каждый ребенок, естественно, хочет первым перевернуть карточку.

Свойства адвент-календаря:

- Наглядность
- Привлекательность
- Запоминаемость
-Творческий подход

При планировании календаря учитывайте, какие знания хотите передать детям, и разрабатывайте развивающие задания. Используйте различные цвета и геометрические формы: один день — одна форма и цвет. Счет дней — важный аспект, считайте, сколько осталось до события.
Дети становятся общительными, не боятся выражать свои мысли и применяют знания в повседневной жизни, а также учатся уважать мнения других.

Реализация проекта «Адвент-календарь»  

«День рождение Республики Башкортостан» в старшей группе  

(группа «Буратино»).

Автор: воспитатель Комлева А.А.

Цель: продолжать знакомить детей с темой ожидания и подготовки к празднику День Республики Башкортостан через выполнение различных заданий, квестов, игр и творческих работ.

Задачи:  

- Расширять знания башкирского фольклора.

- Расширять знания о животном мире, красной

- Углубить понимание детей о важности и интересе ожидания праздника как творческого процесса.  

- Вовлечь детей в создание предпраздничной развивающей среды: украшение групповых помещений, изготовление плаката .

Итоговое мероприятие:

После того как дети выполняют задания от башкирской пчелки и собирают всех персонажей дети смотрят настольный театр по эпосу «Урал-Батыр»

Наполнение адвент-календаря :

Утро

После сна

Вознаграждение за выполненные задания

06.10

Вводная беседа
«Что такое адвент календарь и как пользоваться им ? »

Игра «Создай свой парк мечты»

Янбирде, Янбика, Шульген, Урал, Хумай в образе лебедя.

07.10

Рассматривание иллюстраций «Красная книга животных РБ»

Просмотр мультфильмов по мотивам башкирского фольклора (от ст. Гора самоцветов)

«Птичья нога» , «Добродушный волк»

Змей, Заркум, олень, царь змей Ках-Кахе, король Самрау

08.10

Прослушивание гимна Республики Башкортостан

Создание плаката ко Дню Республики Башкортостан « С днем рождения, Башкирия моя! »

Птица, Айхылыу, Акбузат

09.10

Подвижные игры на прогулке из башкирского фольклора «Стрелок», «Сбереги гнездо»

Чтение сказки

«Лиса-сирота»

Волшебный жезл, рыба, волна, огонь, дивы

10.10

Разучивание отрывка из стихотворения М.Карима
«Березовый листок»

 

Настольный театр по эпосу «Урал-Батыр»

Яик, Идель, Нугуш, лебеди, горы, родники

06.10 Утро

Вводная беседа

«Что такое адвент-календарь и как пользоваться им?»

Воспитатель: Сегодня я хочу рассказать вам о двух интересных вещах: адвент-календаре и празднике, который называется День Республики Башкортостан. Вы готовы?
Дети: Да, готовы!
Воспитатель: Отлично! Начнем с адвент-календаря. Кто-нибудь из вас слышал об адвент-календаре?
Дети: Нет, не слышали.
Воспитатель: Адвент-календарь – это специальный календарь, который был придуман для праздника Рождество помогает нам отсчитывать дни до этого праздника . Этот календарь обычно начинается с 1 декабря и заканчивается 24 декабря, накануне Рождества. Каждый день мы открываем одно окошко и за ним может быть что-то интересное: маленький подарок, шоколадка или даже просто картинка!
Скоро праздник День Республики Башкортостан и я вам предлагаю отсчитывать до праздника с таким адвент - календаре!
Дети: Здорово! А что такое День Республики Башкортостан?

Воспитатель: День Республики Башкортостан – это праздник, который отмечается 11 октября. В этот день люди празднуют день образования Республики Башкортостан и ее культурное наследие. Это как день рождения нашей Республики!
Дети: А как празднуют этот день?
Воспитатель: Основные празднования включают различные события, такие как концерты, выставки, выставки народного творчества, где показывают традиционные танцы и песни, а также ярмарки. Люди могут попробовать вкусные блюда башкирской кухни. Это день гордости за наш край, и все радуются его достижениями!
Дети: Здорово! Мы тоже можем что-то сделать для этого праздника?
Воспитатель:  Да, конечно! Мы можем выучить башкирскую песню или танец, нарисовать рисунок, связанный с Башкортостаном, или сделать поделки, смотреть мультфильмы ,слушать сказки и еще много чего интересного. Это будет замечательно!
Дети: Мы хотим так сделать!
Воспитатель: Прекрасно! Давайте вместе подготовим что-то интересное к празднику.
Еще за то что мы с вами каждый день будем выполнять задания из адвент-календаря нам будет открываться кусочек из эпоса «Урал-батыр», вот посмотрите, это настоящий настольный театр, который нам нужно будет заполнить персонажами. Пока он пустой, но нашими стараниями -он оживет и мы с вами узнаем историю о самом известном батыре!
Ну что, давайте откроем первое окошко ?

Дети: Да !

Воспитатель выбирает одного ребенка и просит достать из первой ячейки задание -игра «Создай свой парк мечты»

06.10 После сна 
Игра на липучках
«Создай свой парк мечты»

Воспитатель сажает детей так, чтобы всем детям было видно подготовленную доску с «пустым» парком и разные объекты для заполнения парка
Воспитатель: Ребята, а давайте представим, что нас с вами пригласил наш президент и попросил создать «Парк Мечты», дал нам пустой макет и нам нужно с вами заполнить, посмотрите, у нас есть разные объекты, которыми вы можете обустроить, а может вы решите, что эти объекты лишние и им нет места в парке.  

Дети по очереди выходят и выбирая объект крепит его на понравившееся ему место.
Когда дети «заполнят парк» узнать у детей нравится ли им окончательный результат, нужно ли что-то исправить, довести до завершенного вида вместе с детьми.

Воспитатель: Ребята, вы здорово справились с заданием, если мы хорошо справились, то завтра утром тут появятся персонажи нашего эпоса.

07.10 Утро

Утром воспитатель обращает внимание детей, что появились персонажи, рассматривает их вместе с детьми. Выбирает следующего ребенка, кто откроет следующую ячейку – красная книга животных РБ и просмотр мультфильмов.


Рассматривание иллюстраций «Красная книга животных РБ»
Воспитатель сажает детей в круг.
Воспитатель: Ребята, а вы, знаете, что такое красная книга?

(Выслушивает ответы детей)

Воспитатель: Правильно, красная книга — это книга, в которой записаны исчезающие растения и животные всей планеты Земля. А как вы думаете почему они могут исчезать?

(Выслушивает ответы детей)

Воспитатель: Некоторые виды животных не выдержали перемен экологической среды, а некоторых, к сожалению, истребляет из-за своей выгоды или от того, что не знает, что этого вида животных осталось совсем мало, человек. Сегодня, я хотела вам показать таких животных, которые обитают в нашем родном крае, но их осталось совсем мало.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает иллюстрации из красной книги животных РБ, параллельно называя их и подмечая вместе с детьми особенности строения тел животных.

07.10  После сна
Просмотр мультфильмов по мотивам башкирского фольклора (от ст. Гора самоцветов)

«Птичья нога», «Добродушный волк».

Воспитатель: Ребята, вы молодцы, и эти задания вам были по плечу, завтра утром тут появятся новые персонажи нашего эпоса.

08.10 Утро

Утром воспитатель так же обращает внимание детей, что появились персонажи, рассматривает их вместе с детьми. Выбирает следующего ребенка, кто откроет следующую ячейку –Гимн РБ и создание поздравительного плаката.

Прослушивание гимна Республики Башкортостан
Воспитатель сажает детей в круг.
Воспитатель: Ребята, а кто знает, что такое гимн?

(Выслушивает ответы детей)

Воспитатель: Гимн — это торжественное музыкально-поэтическое произведение, символ государства. В нём отражены любовь к Родине, красота её природы, гордость за страну, надежды на будущее. Ребята, а кто знает как правильно слушать гимн?

(Выслушивает ответы детей)

Воспитатель: Его исполняют и слушают стоя, повернув голову в сторону флага. Мальчики и мужчины снимают головные уборы, военные отдают честь. А когда уместно исполнять или слушать гимн?

(Выслушивает ответы детей)

Воспитатель: Его можно услышать, например, при поднятии Государственного флага, во время встречи глав государств, на торжественных собраниях и концертах, при вручении государственных наград и так далее.

Ребята предлагаю нам сейчас начать наш день с прослушивания гимна Республики Башкортостан, то бы зарядится патриотическим настроением, но слушать мы его по всем правилам.

Дети выстраиваются в шеренгу, повернув голову в сторону флага.

Прослушивание гимна Республики Башкортостан

08.10 После обеда

Создание плаката ко Дню Республики Башкортостан « С днем рождения, Башкирия моя! »
Воспитатель:
Ребята я приготовила ватман и мы с вами сделаем поздравительный плакат. Для этого нам нужно закрасить краской ватман в нежный голубой цвет, это будет фон. На столах у вас лежат краски. У каждого ряда своя 1 ряд - синяя ,2 ряд – зеленая, 3 ряд - желтая, а еще у вас есть шаблоны воздушных шариков и букв, наша с вами задача раскрасить их, дождаться высыхания и после этого вырезать и приклеить на ватман.

Воспитатель помогает выполнении поздравительного плаката. Проговаривает расположение на ватмане  шаров и букв .

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете почему именно эти цвета выбрали для плаката?

(Выслушивает ответы детей)

Воспитатель: Правильно, это все цвета флага Республики Башкортостан!
А почему мы их расположили именно в этом порядке?

(Выслушивает ответы детей)

Воспитатель: Верно, именно так они расположены на флаге.
Я, думаю, что у вас отлично получилось! Давайте теперь повесим его чтобы все могли полюбоваться!
Вы так хорошо выполнили, что я даже не сомневаюсь, что утром мы увидим новеньких персонажей.

09.10 Утро

Утром воспитатель показывает ,что появились персонажи, рассматривает их вместе с детьми. Выбирает следующего ребенка, кто откроет следующую ячейку – Игры «Стрелок», «Сбереги гнездо», чтение башкирской народной сказки .

Подвижные игры на прогулке из башкирского фольклора «Стрелок», «Сбереги гнездо»
Правила игры «Стрелок» : Проводятся две параллельные линии. В середине между ними чертится круг диаметром. Один игрок - стрелок. Он с мячом в руках стоит в кругу. Остальные игроки начинают перебежку от одной линии к другой. Стрелок старается попасть в них мячом. Тот, в кого попал, становится стрелком.

В начале игры стрелком становится тот, кто после внезапной команды «Сесть!» присел последним. Момент броска мяча определяется самим стрелком. Мяч, брошенный мимо, игроки перебрасывают стрелку. Если игрок поймал мяч, брошенный в него, то это не считается попаданием.

Правила игры «Сбереги гнездо» : Водящий должен не только
найти всех спрятавшихся, но и сохранить «гнездо» - сложенные горкой палочки. Остальные же игроки должны обмануть водящего, незаметно подкравшись, разбросать палочки – «разорить гнездо».

09.10 После обеда
Чтение башкирской народной сказки «Лиса-сирота».

Воспитатель: Ну как, понравилась вам сказка?
Воспитатель задает вопросы, рефлексия.

- Ждем новых персонажей утром.

10.10 Утро

Утром воспитатель так же обращает внимание детей, что появились персонажи, рассматривает их вместе с детьми. Выбирает следующего ребенка, кто откроет следующую ячейку – разучивание отрывка стихотворения и настольный театр эпоса « Урал-Батыр»

Разучивание отрывка из стихотворения М. Карима
«О березовом листке»
Воспитатель: Ребята ,а кто-нибудь из вас знает Мустая Карима?

(Выслушивает ответы детей)

Воспитатель: Мустай Карим один из самых известных поэтов нашей республики. А кто такие поэты?

(Выслушивает ответы детей)

Воспитатель: Правильно, поэты – это, те люди, которые пишут стихи. А Мустай Карим очень любил Республику и посвящал ей много стихов. Один из них я вам сейчас прочитаю.

Взгляни на глобус:
Вот он - шар земной,
На нём Башкирия
С берёзовый листок величиной.
Всего лишь на всего
Не больше
Обыкновенного листка,
Берёза же - великая Россия -
Так зелена, так высока.

Воспитатель: С чем сравнивает поэт Башкирию?

(Выслушивает ответы детей)

Воспитатель: Правильно, он всегда вдохновлялся природой Башкирии и прославлял свой родной край. А теперь мы с вами выучим первое четверостишье .

Дети, путем нескольких повторений, заучивают четверостишье.

Воспитатель: Дети, вы знаете, что нам остался лишь один персонаж и я вами так горда, что готова раскрыть последнего персонажа и сегодня после сна мы наконец узнаем всю историю эпоса Урал-Батыр.

10.10 После сна

Настольный тетр эпос «Урал-Батыр»

Глава 1

Давным-давно, в стороне морской, проживали старик Янбирде со своей старухой Янбикою. Было у них два сына. Старшего звали Шульгеном. Младшего нарекли Уралом. Странная была семья. Казалось, не только болезни, но и сама смерть обходит их стороной. Пили старики кровь добытых ими на охоте животных, ели их внутренности. Детям запрещали прикасаться к их еде, пока не вырастут, но однажды Шульген нарушил запрет отца. Испил он кровь в раковине, пока родители на охоте задержались, а с Урала взял клятву молчать об этом. Янбирде сразу заметил, что крови стало меньше и стал избивать братьев, чтобы узнать, кто из них осмелился на такое. Шульгену пришлось сознаться во всем. Старик вновь замахнулся на сына, но Урал перехватил руку отца.

Он созывает животных и птиц, чтобы спросить у них, видели ли они смерть. Урал предлагает перестать сильным есть слабого. Если прекратить хищный обычай, то смерть останется одна и вот тогда от нее можно будет избавиться. Хищникам и Шульгену не понравились его слова. Разгорелся спор. Ворон сказал, что он никого не боится, а слабые пусть лучше прячутся.
Янбирде с того дня перестал один выходить на охоту. Во время очередной вылазки попалась в их силки лебедушка. Взмолилась она о пощаде. Непростая оказалась птица. Это была дочь Солнца, Хумай. Она обещает, что покажет путь к Живому источнику при условии, что ее отпустят. Лишь Урал встал на сторону птицы. Пока он ел, лебедушке пришли на помощь другие лебеди и забрали ее с собой.
Старики принялись горевать, что не смогли узнать дорогу к волшебному источнику. Янбирде приказывает сыновьям отправиться на его поиски. Выделив каждому сыну по льву, он провожает их в дальний путь с напутствием, что если встретят смерть, то сразу отрубить ей голову.

Глава 2

Долго ехали братья одной дорогой. По пути встретился им старик с бородой до земли. Спросили они у него путь к источнику. Указал он им два пути. Один вел в страну счастья, а другой в страну скорби. Решили братья кинуть жребий. Кому что выпадет, тот туда и отправится. Шульген поступил нечестно. Не захотел он в страну печали, отправил туда младшего брата, а сам пошел по пути счастья и веселья.
Не испугался Урал своей участи и спорить со старшим братом не посмел. Встретил он на своем пути мать и дочь. Рассказали они о делах в королевстве. О царе Катил, приносящим в жертву людей. О его дочери, выбирающей себе жениха. Увидела она Урала и оттаяло ее сердце. Захотела девица за него замуж, но Урал пока не торопился дать ей ответ. Захотел он победить смерть в этом мрачном королевстве. Вызвался он на бой с царским быком. Тяжелая была битва, но победа была на стороне Урала. Решил он пощадить животное, даровав ему жизнь. С тех пор быки стали служить человеку, а царь покинул в спешке свое королевство. По пути он спасает от смерти огромную змею, оказавшуюся Заркумом, сыном змеиного короля Ках кахе. Заркум признается, что влюблен в дочь царя Самрау, но он никогда не отдаст принцессу замуж за змею. Был только один способ снять заклятье и обратиться человеком. Надо поймать оленя и проглотить. У Заркума почти получилось, но рога застряли в пасти. Он просит Урала обломить оленьи рога. Урал выполнил его просьбу. Обернулся Заркум юношей прекрасным. Пошли они вместе к отцу его в змеиное королевство.. Увидел там девицу-красавицу и жезл волшебный о котором говорил ему Заркум. Взял он его, но не захотел Кахкаха отдавать свое сокровище. Созвал он змеиных помощников, но и их одолел Урал.

Глава 4

Шульген, державший путь в страну вечного счастья Самрау, встречает Заркума бежавшего от Урала. Соврал ему Заркум, не назвал свое имя, представившись сыном Азраки. Предложил вместе ехать к Азраке, получить от царя дары, а по дороге испить живой воды, чтобы обрести бессмертие. Каждому его слову поверил Шульген. Шульген и Заркум отправляются на ее поиски в страну Самрау, чтобы завладеть мечом, дарующим силу. Заркум между делом настраивает Шульгена против брата. Хумай сразу поняла злые намерения странников. Решила она проучить их, посадив в разные ямы, а перед этим сказала Шульгену, что пока его сердце не наполнится добром, не выбраться ему отсюда..

Глава 5

Урал появляется во дворце Хумай. Рассказал он принцессе, что ищет смерть, чтобы убить ее и освободить страну от ее власти. Хумай просит отыскать диковинную птицу, а взамен обещает подарить своего крылатого коня и меч алмазный. Невиданной птицей оказалась Айхылу, сестра Хумай. Урал отыскав ее, помогает Айхылу вернуться домой во дворец ее отца Самрау. Царь, зная что за его дочерью охотятся дивы, отправляет Айхылу к матери. Там ей будет безопаснее.

Глава 6

Хумай исполняет обещание. С одобрения ее отца Урал обзавелся крылатым конем и волшебным мечом. Самрау говорит дочери, что лучше зятя ему не сыскать и предлагает молодым пожениться. В честь предстоящего пира, он выпускает Шульгена из ямы на свободу. Урал был искренне рад встрече с братом. Шульген не стал говорить ему всей правды. Скрыл он и свою дружбу с Заркумом и дивами. Про коня, меч и Хумай тоже промолчал. Ходил он мрачнее тучи, прокручивая в голове свой план.

Хумай предлагает братьям сразиться на майдане. Кто победит, тому и достанутся и меч, и конь, и сердце красавицы. Победу одержал Урал, чем еще сильнее разозлил Шульгена. Желая поднять брату настроение, Урал, посовещавшись с Хумай, предлагают ему взять себе в жены Айхылу. Самрау рад такому решению. Два таких богатыря и оба его зятья.

Глава 7

Шульген просит у брата волшебный жезл. Прикоснулся он им к земле и вмиг затопило ее всю водой. Заркум обернулся рыбой и проглотил Хумай. Конь спасает свою бывшую хозяйку. Осушив море, он загоняет Заркума в западню. Урал догадался, что брат пошел против него. Шульген идет к Азраке просить помощи. Задумали дивы залить землю водой, а небо заволочь огнем. Чтобы не было жизни людям на земле и всему живому вокруг.

Урал отправляется на войну с дивами на своем лихом коне. Целый год воевал он с ними. Скольких уничтожил, не сосчитать. В смертельной схватке с Уралом погибает главный див Азрака. Снес ему голову с плеч Урал. Упало его тело в воду. Разделило водный простор надвое. На этом месте поднялась гора. Люди стали подниматься по ней, так и спаслись от наводнения. Урал поскакал дальше. Там, где скакал его конь поднимались новые горы и никакая вода не могла их больше затопить.

Глава 8

Урал знакомится со своими сыновьями от трех его жен. Каждый их них рассказывает отцу, как они узнали о нем от своих матерей. Вместе с ним был и сын Шульгена, Хакмар. Теперь они все вместе решили помочь Уралу сражаться с дивами. В одном из боев Урал побеждает Кахкаху. Из его тела построили новую гору. Не стало Азраки и Заркума. Теперь дивами и змеями управлял Шульген. Братья сошлись в смертельном поединке. Удача была на стороне Урала. Шульгену не помог ни посох Кахкахе, ни дивы, в страхе разбежавшиеся кто куда. Хакмар хотел лично устроить расправу над отцом, но Урал не дал ему этого сделать.

Наступил судный день. Урал вспомнил все плохие поступки брата, начиная с того момента, как он нарушил запрет отца. Шульген не хотел умирать. Он просит простить его и дать ему последний шанс исправиться. Ради родителей, он отпускает брата, но в глубине души сомневается в правильности своего решения.

Глава 9

Все ликуют. Враги побеждены. Осталось найти живой источник и раздать по капле людям, даруя им бессмертие. Урал и его отряд встречают дряхлого старика. Он призывал смерть, устав жить вечно. В свое время он испил живую воду и теперь вынужден маяться на этом свете. Старец говорит Уралу, что не нужно пить воду из источника. Единственное, что может жить вечно это добро. Осознал глубокий смысл слов его Урал.
Увидев источник, не стал он пить из него. Одним залпом набрал в рот воды, осушив его. Оросил он безжизненную землю. Зазеленело все на ней сразу. Мир и радость воцарились вокруг. Лишь Шульген не радовался со всеми. Дошли до него слухи, что нет больше источника. Слава брата выводила его из себя. Решил он вступить в сговор со смертью. Теперь она его защищать будет. Настроил он див и змей против Урала. Приказал им его власть не признавать. Людям ни капли воды не давать.

Глава 10

Снова пришла беда. Начали люди пропадать. Всем было понятно, чьих это рук дело. Осерчал Урал, узнав об этом. Решил он уничтожить все змеиные отродья вместе с дивами. Знал он, что жили они в озере. Выпил он его все вместе с ними. Выплюнул воду и упал без сил. Сыновья его добили див, но отцу помочь не смогли. Близок был его конец. Его последние слова были обращены к народу. Просил он всех не держать в сердце зла. Всегда прислушиваться к советам старших, мудрых людей. Помогать и оберегать младших от бед.
В этом момент с неба упала звезда. Хомай узнала, что ее любимый умер. Она облачилась в свой птичий костюм и спустилась попрощаться с ним. Для себя она решила, что больше не будет принимать человеческое обличье, навсегда оставшись лебедем. Каждый год она будет откладывать по одному яйцу из которого на свет будут появляться белые птицы.
Грустила Хомай по мужу. Ее часто видели на могиле Урала. Прилетала она туда вместе с птенцами своими. Люди не трогали красивых, белых птиц. Не охотились на них. Бык Катила со своим стадом тоже пришел на Урал, покорившись человеку. Акбузат последовал его примеру и привел свой табун в район Уральских гор. С каждым днем наполнялся Урал новыми животными и птицами, став благодатной страной. Однажды засветился прах батыра. С той поры люди стали там находить золото.
Людям не хватало воды. Из озер они не пили, помня запрет Урала. Пришел народ за помощью к его сыновьям. Рассек Идель отцовским мечом гору и родился родник. Рассек он и другие горы. Так образовались четыре реки, каждая из которых называлась именем одного из батыров.

Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, ну вот и закончился наш календарь, а завтра наша республика будет праздновать свое день рождение, взрослые и дети соберутся на площади имени Мажита Гафури, будет ярмарка и концерт!

Как вы думаете ,мы весело провели с вами время по этому календарю ?

(Выслушивает ответы детей )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Геральдика Республики Башкортостан. Гербы административных районов Республики Башкортостан

Краткое описание всех районов Республики Башкортостан + пазл-карта РБ Символика Республики БашкортостанФлаг Республики БашкортостанЦвета флага Башкирии размещаются в таком порядке: сверху находит...

Конкурсная работа на присуждение грантов Главы Республики Башкортостан молодым педагогам, работающим в образовательных организациях в Республики Башкортостан, реализующих образовательные программы дошкольного образования.

Проект «Мини-музей дошкольной образовательной организации - Бабушкин сундучок»Участники: воспитатели, воспитанники дошкольных групп и их родители.Вид проекта: познавательныйТип проекта: до...

«Требования к конкурсу на присуждение грантов Главы Республики Башкортостан молодым педагогам, работающим в образовательных организациях Республики Башкортостан, реализующих образовательные программы дошкольного образования»

В целях повышения престижа педагогической профессии, стимулирования высоких достижений в профессиональной деятельности и государственной поддержки молодых педагогов дошкольных образовательных организа...

"Конкурсная работа на присуждение грантов Главы Республики Башкортостан молодым педагогам, работающим в образовательных организациях Республики Башкортостан, реализующих образовательные программы дошкольного образования"

1. Заявление на рассмотрение документов для участия в конкурсе на присуждение грантов Главы Республики Башкортостан молодым педагогам, работающим в образовательных организациях Республики Башкортостан...

"Конкурсная работа на присуждение грантов Главы Республики Башкортостан молодым педагогам, работающим в образовательных организациях Республики Башкортостан, реализующих образовательные программы дошкольного образования"

1. Заявление на рассмотрение документов для участия в конкурсе на присуждение грантов Главы Республики Башкортостан молодым педагогам, работающим в образовательных организациях Республи...

"Грант Главы Республики Башкортостан молодым педагогам, работающим в образовательных организациях Республики Башкортостан, реализующих образовательные программы дошкольного образования»

Вариативное и многофункциональное пособие – «Музыкальный мобиль» «Родина моя- Башкортостан», предназначен для художественно-эстетического развития детей с младшего дошкол...