"Грант Главы Республики Башкортостан молодым педагогам, работающим в образовательных организациях Республики Башкортостан, реализующих образовательные программы дошкольного образования»
проект
Вариативное и многофункциональное пособие – «Музыкальный мобиль» «Родина моя- Башкортостан», предназначен для художественно-эстетического развития детей с младшего дошкольного возраста, а именно: для ознакомления и изучения песен, танцев башкирского народа, традиций и быта, символики родной республики.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 709.57 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-ДЕТСКИЙ САД №3 с.РАЕВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА АЛЬШЕЕВСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
«Утверждаю»
Заведующий МБДОУ-
детский сад №3 с.Раевский
Альшеевского района
__________Газеева Э.М.
Проект
«Использование музыкального мобиля «Башкортостан – Родина моя» при организации работы по художественно-эстетическому воспитанию детей в детском саду»
с.Раевский, 2024 год
Участники: воспитатели, воспитанники дошкольных групп и их родители.
Вид проекта: познавательный
Тип проекта: долгосрочный
Актуальность проекта:
В связи с происходящими изменениями в обществе, интенсивным развитием компьютерных технологий, телевидения, сети интернет, современные родители и их дети, к сожалению, поверхностно знакомы со своей национальной культурой и традициями. Поэтому особую актуальность приобретает проблема приобщения детей дошкольного возраста к культуре своего народа, к их традициям на основе выделения в ней общечеловеческих ценностей.
Знакомство с культурой, традициями, обычаями помогает воспитывать любовь к истории, культуре своего народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, народного творчества, фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. Актуальность данной проблемы обусловлена современными тенденциями развития современного общества. Политические и экономические кризисы ставят на второй план патриотическое, нравственное и духовное воспитание наших детей. Современные дети и родители не знают своей истории.
Незнание подрастающего поколения отечественной культуры, общественно – исторического опыта поколений – одна из серьёзных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.
Необходимость приобщения дошкольника к многонациональной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции народов нашей многонациональной страны, осознавать, понимать и передавать дальше культурное наследие общества через включения в культуру, социальную активность и поведение.
Формирование первичных представлений у дошкольников о национальных традициях и праздниках, приобретение социального опыта, социальной информации, т. е. социализация, происходит через освоение многообразных ценностей. Необходима специальная организация этого процесса, поскольку социальный опыт, заложенный в культуре, не наследуется человеком, а усваивается в процессе образования.
Музыка помогает социально адаптировать детей, обогащает их чувственно-эмоциональную сферу, способствует самовыражению и самореализации. Музыкальные занятия способны помочь детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие музыки, помочь им раскрыть свои творческие способности, войти в мир сверстников, полноценно существовать и взаимодействовать в нем.
Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания.
Проводя опрос детей, и беседуя с ними о Республике Башкортостан, мы выявили, что знания детей в этой области не достаточны. Как же мне помочь, что будет наверняка интересно моим дошколятам. А что любят все дети? Конечно же - игрушки! Поэтому в детском саду решили организовать собственный «Музыкальный мобиль». Мобиль (от англ. mobile– подвижной– передвижной), движущаяся конструкция с креплеными особым образом элементами. Тот самый мобиль, который подвешивают над детской кроваткой и известен детям с младенческого возраста. Яркие краски и простые картинки сразу же привлекают внимание малыша. Детали мобиля - птички, котики, зайчики и прочие.
Мобиль в дошкольном образовании может иметь различное направление: обобщение музыкальных знаний, знаний по временам года, знаний художественной литературы, по цветам спектра, математике, развитию речи, изучение космоса, и т.д.
Цель использования мобиля: эстетическое, сенсорное и эмоциональное развитие детей дошкольного возраста.
Задачи, решаемые в процессе игр с мобилем:
- Образовательная: познакомить детей с эмоциями и сенсорными эталонами.
- Развивающая: развивать словарный запас, мышление, воображение.
- Воспитательная: воспитывать эстетический вкус, умение радоваться увиденному
Проблема: Для детей дошкольного возраста мы проводим праздники, развлечения и музыкальные занятия с внедрением «Регионального компонента», где они активные участники. В процессе своей работы я заметила, что у детей мало знаний об истории, обычаях и традициях башкирского народа. Многие дети испытывают трудности при запоминании слов и мелодий гимнов, народных песен.
Гипотеза моего проекта такова: я предполагаю, что следующие педагогические условия являются эффективными для развития интереса детей к культуре и традициям башкирского народа при соблюдении следующих условий:
- создание предметно-пространственной и развивающей среды;
-проведение систематического знакомства детей с башкирской народной культурой и традицией с использованием музыкального мобиля;
- привлечение родителей к данной теме.
Цель: приобщение дошкольников к истокам башкирской народной культуры, быта, традициям и воспитание толерантного отношения к другому народу и формирование у дошкольников патриотических чувств через создание вариативного и многофункционального пособия «Музыкальный мобиль».
Задачи:
-познакомить детей с особенностями культуры, быта, традициями народа (жилище, народный костюм, национальная кухня, игры и народные праздники);
-развивать у детей эмоциональное отношение, интерес к народным песням, танцам и культуре башкирского народа, развивать словарный запас, мышление, воображение;
-формировать навыки самостоятельной творческой, художественно-эстетической, музыкальной деятельности, отражающих национальное творчество;
-воспитывать любовь к родному краю, уважать культуру и традиции народов Республики Башкортостан.
Предварительная работа:
- подбор материала по данной тематике: художественная детская литература, иллюстрации, видео и аудио материала;
-беседа с детьми «Культура и традиции народов Башкортостана»;
-проведение диагностики детей по программе «Земля отцов» Г.Х. Гасановой, Л.Н. Гасановой;
-разучивание потешек, стихотворений, колыбельных песен и танцев;
-знакомство с играми (подвижные, хороводные);
-консультации: «Башкирские народные праздники в детском саду», «Ознакомление детей с родным краем»;
Формы и методы работы:
Формы работы:
-организация организованной образовательной деятельности;
-совместная деятельность;
-самостоятельная деятельность;
1. Художественно-дидактические и конструктивные игры (изучение внешнего и внутреннего убранства башкирского жилища, декоративного оформления предметов быта и твари, национальной мужской и женской одежды, костюмов батыров воинов).
2. Знакомство с традиционным укладом жизни башкир, с особенностями подготовки и проведения праздничных дней. Посещение родителями мероприятия: праздники, театрализованные постановки, праздничные концерты, вечера досуга.
3. Художественно-продуктивная деятельность: изготовление подарков к праздникам; практические занятия по рукоделию.
4. Использование на занятиях сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализованных и дидактических игр.
5. Знакомство с башкирскими народными подвижными играми, танцами и устным народным творчеством.
6. Использование новых педагогических и здоровьесберегающих технологий.
Для успешной реализации проекта необходимо создать условия формирования у детей целостного восприятия прошлого и настоящего своего края, осмысление своего места в нем, осознание своей ответственности за него. Это напрямую зависит от правильного выбора и применения разнообразных методов обучения.
Методы обучения:
#1052;етоды, в основе которых лежит способ организации занятий:
-практический (показ педагогом исполнительских приёмов в различных видах деятельности и активное включение самих детей в процесс восприятия музыки и исполнительство. Практический метод помогает закрепить музыкальные знания на собственном опыте);
-игровой (игровая мотивация, сюрпризные моменты, дидактические игры, вербальные, сюжетно-ролевые игры, театрализованные представления);
-словесный (устное изложение, беседа, рассказ, рассказ педагога, чтение художественной литературы и т.д.);
-наглядный (показ иллюстрации, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу, рассматривание экспонатов и др). Зрительная наглядность помогает познакомить детей с неизвестными явлениями, обогатить и конкретизировать впечатления о музыке.
2. Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
-объяснительно- иллюстративный- дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
-репродуктивный- дошкольники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности на музыкальных занятиях;
-частично- поисковый- участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
-исследовательский- самостоятельная творческая работа воспитанников.
#1052;етоды, в основе которых лежит формы организации деятельности воспитанников в образовательной деятельности:
- фронтальный- одновременная работа со всеми детьми;
- индивидуально- фронтальный- чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- групповой- организация работы в группах;
- индивидуальный- индивидуальное выполнение творческих заданий.
Ожидаемый результат
- развитие у детей самосознания принадлежности к нации, воспитание в них уважения к своему народу;
- формирование у дошкольников чувства причастности воспитанников к духовному наследию прошлого, настоящего и будущего;
- развитие у детей осознания важности сохранения народных традиций и обычаев;
- развитие у детей познавательной и творческой активности в музыкальной деятельности и удовлетворение потребности общения с взрослыми в совместной деятельности;
-обогащение развивающей предметно – пространственной среды группы и музыкального зала;
- освоение и применение «Музыкального мобиля» в музыкальном развитии дошкольников, как форма работы по приобщению детей к культурному наследию и традициям многонационального народа Республики Башкортостан;
- заинтересованное и активное участие родителей в работе по данному вопросу.
Этапы реализации:
1. Подготовительный- сбор информации из различных источников по теме: обогащение и дополнение развивающей среды в музыкальном зале, диагностирование участников проекта; составление тематического планирования мероприятий. Подбор материалов для реализации проекта: дидактического, практического, наглядного.
2. Основной- осуществление деятельности в соответствии с тематическим планированием; повышение профессиональной компетентности путем обеспечения методического сопровождения проектной деятельности в детском саду; работа с родителями по активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре. Оформление конспектов игр-занятий с «Музыкальным мобилем».
3. Заключительный- создание вариативного и многофункционального пособия «Музыкальный мобиль» способствовало развитию познавательного интереса у детей к культуре, быту и традициям башкирского народа, приобщению к истокам народной культуры. Полученные знания, умения и навыки применяют в организованной образовательной, игровой, самостоятельной деятельности детей и во время проведения мероприятий. Проведение итоговой диагностики, занятия, самоанализ, презентация опыта работы по проекту. Выступление на педагогическом совете детского сада с результатами реализации проекта.
План-график реализации проекта
Этапы реализации проекта:
Организационный – с по г.
Основной – с 2024 по г.
Заключительный – с по г.
№ | Мероприятие | Сроки |
Организационный этап | ||
1 | Подборка материала для изучения культуры Республики Башкортостан, атрибутов, пошив костюмов. | На протяжении всего проекта |
Основной этап | ||
2 | Повторение государственной символики, гимна Республики Башкортостан | Сентябрь (приложение №1) |
3 | Знакомство с традициями, культурой башкирского народа, развлечение «День Республики Башкортостан» | октябрь (приложение №2) |
4 | Знакомство с народными костюмами башкир и с башкирскими музыкальными инструментами | С 1 по 15 ноября (приложение №3) |
5 | Знакомство с кухней народа башкир, разучивание песенна русском и на башкирском языках | С 16 по 30 ноября (приложение №4) |
6 | Показ фольклорного мероприятия «Гусиное перо» | 27 ноября (приложение №5) |
7 | Разучивание башкирских национальных танцев, повторение и знакомство с башкирскими народными играми | Декабрь- январь (приложение №6)
|
8 | Показ фольклорного мероприятия «Нардуган» | 13 февраля (приложение №7) |
Заключительный этап | ||
9 | Создание вариативного и многофункционального пособия музыкальный мобиль«Башкортостан - Родина моя» | Февраль, 2025 года |
Основные направления в работе по реализации проекта
#1055;ознавательное развитие
- знакомство с башкирским народным творчеством (народные песни, танцы, сказки, пословицы, поговорки ит.д.), с символикой, играми и традициями башкирского народа;
- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей;
- обогащение представления детей о мире природы, о социальном мире, о предметах и объектах рукотворного мира нашего села, о правилах отношений между взрослыми и детьми через народные танцы, песни, сказки и т.д.
- развитие первичных элементарных представлений о селе Раевский Республики Башкортостан, способствование возникновению интереса к малой Родине.
- просмотр видеофильмов, альбомов, слайдов.
#1057;оциально-коммуникативное развитие
-знакомство с фольклором башкир (потешки, сказки, пословицы, поговорки, кукольный театр);
-формирование первичных представлений о республике, символике, природе;
-формирование таких качеств как толерантность, дружелюбие, сочувствие, уважение к старшим и любви к детям;
-развитие игровой деятельности детей в совместных играх и праздниках;
-развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи- диалогической и монологической форм) в различных формах и видах музыкальной деятельности;
-развитие интереса к быту, к народным промыслам через народный фольклор.
#1056;ечевое развитие
- знакомство с устным народным творчеством: башкирскими загадками, пословицами, поговорками;
-формирование интереса к слушанию произведений разных жанров - народные сказки, малые формы фольклора;
-рассматривание иллюстративных изданий детских книг, эмоционально реагировать на их содержание, выразительному воспроизведению;
-умение оценивать поступки героев, выделяя положительные и отрицательные стороны характера, понимая идею произведения;
-развитие речевого внимания и образного языка народного творчества.
4.Художественно- эстетическое развитие
- знакомство с геометрическими элементами орнамента; усваивать эти элементы в предметах быта: коврах, паласах, скатертях, одежде, юрте, обуви, головном уборе, седле;
- продолжать учить оставлять узоры, обращать внимание на побор цвета, соответствующего изображаемому предмету башкирского быта;
- разучивание башкирских колыбельных песен, танца и звучание башкирских музыкальных инструментов на слух;
- умение различать звучание башкирских народных музыкальных инструментов: курай, кубыз;
- развитие певческих навыков и освоение элементов башкирского танца;
- разучивание подвижных музыкальных игр;
- рассматривание альбомов о селе Раевский, об улицах родного города,
- развивать умение использовать разнообразные приемы при конструировании из строительного материала;
-развивать самостоятельность и творчество.
#1060;изическое развитие
- формирование представления о здоровом образе жизни; о значении пищи; о частях тела и органов чувств с использованием произведений, песен, сказок народов Башкортостана;
- формирование самостоятельности, организованности подвижных народных игр и умение соблюдать правила;
- развитие физических качеств: выносливость, гибкость, ловкость, быстроту, силу, пространственную ориентировку;
- развитие интереса к башкирским народным, подвижным, хоровым играм;
-воспитание культурно-гигиенических навыков.
Продукт проектной деятельности
Вариативное и многофункциональное пособие – «Музыкальный мобиль» «Родина моя- Башкортостан», предназначен для художественно-эстетического развития детей с младшего дошкольного возраста, а именно: для ознакомления и изучения песен, танцев башкирского народа, традиций и быта, символики родной республики.
Это развивающее пособие изготовили из доступных материалов и он получился ярким, запоминающимся и понятным для детей. Основа «Музыкального мобиля» изготовлена из проволоки и имеет форму традиционной юрты башкир, сверху имеется крюк для подвешивания, обшит тканью из фетра, внизу на лентах висят ламинированные карточки с изображением флага Республики Башкортостан, песен, различных игр, традиций, быта, народных музыкальных инструментов, башкирских костюмов и фольклора. Карточки для нашего мобиля мы выбирали и разукрашивали вместе с детьми на индивидуальных занятиях. Это очень увлекательно и интересно, а ещё это объединяет педагога и воспитанников. Детям очень важно понимать и осознавать, что они являются соавторами такого функционального игрового пособия, что то, что они сделали своими руками, используется на музыкальных занятиях не только с детьми их группы, но и с детьми других групп. Возрастные особенности детей учитываются количеством карточек, прикрепленных на мобиль. В младшей группе можно использовать карточку животного, проживающего на территории Башкортостана, флага республики, музыкального инструмента курай. Для средней группы дополнить карточками с национальным башкирским орнаментом, городами республики. Чем старше становится дошкольник, тем больше можно повесить карточек на выбор изучения тем о родном крае. К мобилю изготовила приложения: «Символы Республики Башкортостан», «Достопримечательности нашей республики» «Песни и танцы народов Башкортостана», «Башкирские народные блюда», «Народные игры», «Народные праздники», «Национальные костюмы», «Народные музыкальные инструменты» и подготовила мнемотаблицы к песням, которые мы изучали с детьми. Красочные иллюстрации помогают разнообразить и насыщать информационно нашу работу с мобилем, а мнемотаблицы помогают ребятам вспомнить слова песен. Дошкольники группой или индивидуально могут самостоятельно покрутить музыкальный мобиль «Башкортстан - Родина моя» и выбрать любую понравившуюся картинку, символизирующую тему для музыкального занятия.
На мой взгляд, играя с мобилем, именно по этим картинкам, реальным, узнаваемым, с характерными признаками, ребенок определяет для себя мир вокруг. Я считаю, что детям интересно играть в картинки, которые расположены особым образом на кругах. Необычная форма заданий позволяет научить ребенка не только различать особенности быта, традиций народов, но и воспитывать нравственные качества, как доброта, взаимоуважение, любовь к башкирской культуре. А самое главное – музыкальный мобиль создает для ребенка условия для того, чтобы почувствовать себя творцом, умеющим объяснять, сочинять, проявлять инициативу и обрести веру в свой успех.
Работа с родителями:
Консультации:
- «Роль семьи в приобщении детей к башкирской национальной культуре».
- «Башкортостан - мой край родной».
- «Башкирские народные игры».
Работа с педагогами:
-открытый просмотр фольклорного мероприятия: «Гусиное перо»,
«Нардуган».
-проведение развлечения «День республики Башкортостан».
Работа с детьми:
- организованно образовательная деятельность;
- беседы, рассматривание картин, иллюстраций, наглядно-дидактического материала;
- игры-забавы, подвижные, хороводные игры, игры-драматизации;
- театральные постановки;
- знакомство с художественной литературой.
Заключение
Анализ исследований по данной проблеме позволили нам определить содержание традиций башкирского народа, доступных детям дошкольного возраста: знания фольклора, народных песен, танцев, праздников и игр, отражающих духовность народа, его характер, цели и т.д.
Эффективным средством приобщения детей к народным традициям является элементы этнографической культуры (народные праздники и игры, фольклор), вобравшие в себя педагогические сведения и воспитательный опыт башкирского народа. Использование средств этнографической культуры в воспитательном процессе позволяет не только знакомить дошкольников с сущностью традиций башкирского народа, но и воспитывать чувство гордости за свой народ, уважение к народным традициям, приобщать детей к миру общечеловеческих ценностей.
Исследованием установлена доступность разработанного нами музыкального мобиля «Башкортостан – Родина моя», ориентированного на воспитание деятельности, гуманистической направленности личности ребенка.
Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям возможно в том случае, если педагогическая организация работы с дошкольниками будет осуществляться с использованием вариативного и многофункционального пособия, разработанного в ходе реализации проекта, который обеспечивает актуализацию жизненного опыта и активизацию детей на всех этапах приобщения к традициям, взаимодействие в системе «педагог- ребенок - родитель».
Диагностическая карта
С целью выявления уровня представлений о башкирской культуре педагог организует индивидуальные беседы. В качестве наглядного материала могут быть использованы: иллюстрации с изображением жилища (изба, юрта), предметы быта (люлька, сундук, печка). Элементы одежды, предметы посуды, портреты башкирских писателей, художников, иллюстрации сюжета сказки.
Методика оценивания ответов по программе Р.Х. Гасановой, Л.Н. Гасановой «Земля отцов»: Программа – руководство- трехбалльная: 3 балла -если на вопрос педагога ребенок отвечает самостоятельно; 2 балла - если отвечает с помощью дополнительных вопросов, с использованием наглядности; 1 балл -если ответ неправильный или нет ответа.
Младший / средний возраст
#1060;.И.О ребенка
2. В каком городе ты живешь?
3. На какой улице ты живешь?
#1053;а какой улице расположен наш детский сад?
5. Как называется жилище, в котором жили башкиры?
6. Какие предметы украшали юрту?
7. Для чего нужны были предметы быта(люлька- чтобы…, сундук- чтобы…, печь- чтобы…)?
8. Какой посудой пользовались башкиры?
#1053;азови традиционные (любимые) блюда башкир?
#1053;азови элементы башкирской одежды (для мальчиков, для девочек)?
11. Какие знаешь башкирские сказки?
12. Знаешь ли ты колыбельные песни? Спой колыбельную песню.
#1042; какие башкирские народные игры вы играли? Назови.
14. Можешь спеть песню какого-нибудь башкирского композитора?
Старший / подготовительный к школе возраст
- В каком городе ты живешь?
- На какой улице живешь?
- Назови достопримечательные места города Белебей
- В каких жилищах жили раньше башкиры?
- Назовите предметы домашнего быта, которые находились в башкирской юрте.
- Назови детали мужской и женской башкирской национальной одежды.
- Назови, какую посуду использовали в быту башкиры.
- Какие у тебя любимые традиционные башкирские блюда? Расскажи, как их готовить.
- Какой вид труда распространён у башкир?
10. Какие башкирские народные сказки ты знаешь? Сможешь рассказать одну из них?
#1050;акие знаешь башкирские пословицы поговорки, загадки? Как ты их понимаешь?
12. Какой твой любимый башкирский писатель? Какиепроизведения башкирских писателей ты знаешь?
13. Любишь ли ты музыку? Назови композиторов Башкортостана.
14. Назови башкирские музыкальные инструменты.
#1050;артины каких башкирских художников ты знаешь?
16. Какие ты знаешь башкирские подвижные игры?Сможешь объяснить правила игры?
17. Назови предмета декоративно – прикладного искусства башкирского народа.
18. Назови традиционные башкирские праздники.
Список используемой литературы:
Агишева Р.Л. Дидактические игры « Я познаю Башкортостан». – Уфа, 2005.
Азнабаева Ф.Г., Фаизова М.И., Агзамова З.А. Академия детства. - Уфа, 2017.
Агишева Р.Л. Я - Башкортостанец. – Уфа, 2003
Агишева Р.Л., Губайдуллина Ф.Х. Япознаю Башкортостан. Уфа - 2006
Гасанова Р.Х. Яродину свою хочу познать! – Уфа, 2007.
Гасанова Р.Х., Гасанова Л.Н. Земля отцов: Программа-руководство.- 2 –е изд. перераб. и допол.- Уфа: Издательство ИРО РБ, 2019.
Гасанова Р.Х., Гасанова Л.Н. Словесное творчество дошкольников на основе национальной культуры башкирского народа: Учебно- методическое пособие. –Уфа: Издательство ИРО РБ, 2012.
Галяутдинов И.Г. Башкирские народные игры. – Уфа, 2002.
Гасанова Г.Х. Синтез искусств. – Уфа, 2005.
Гасанова Г.Х. Фольклорная педагогика в воспитании дошкольников. - Уфа, 2004.
Государственные символы России. ФЛАГ. ГЕРБ. ГИМН. М.: Издательство «Ювента». – 2003.
Гершова Ф. Башкирские музыкальные пьесы — сказки. – Уфа, 2002.
Жирякова И.В. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику // Управление ДОУ. - 2008. - №4. - С.- 77.
Маркова Н.А. Знакомство дошкольников с символами Российского государства.//Управление ДОУ. - 2008. - №4. - С. 85.
Марченко Л.И. Комплексное развитие детей в процессе их общения с природой. – Уфа. 2008.
Марченко Л.И. Весна. – Уфа, 2004.
Мой родной дом: Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников.Под общ.ред. Т.И.Оверчук. - М., 2004.
Молчева А.В. Народное декоративно - прикладное искусство Башкортостана дошкольникам. – Уфа, 1995.
Фазлыева Ф.Н. Мой край - Башкортостан. – Уфа, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические рекомендации: «Организация предметно – пространственной развивающей среды в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы дошкольного образования в условиях введения ФГОС дошкольного образования»
Современная ситуация развития системы образования Российской Федерации характеризуется актуализацией проблем и задач дошкольного образования. Дошкольный возраст рассматривается как фундаме...

Грамота Районный физкультурно-спортивный праздник «Папа, мама, я - спортивная семья" среди семейных команд образовательных учреждений Пуровского района, реализующих образовательные программы дошкольного образования
Грамота Районный физкультурно-спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья» среди семейных команд образовательных учреждений Пуровского района, реализующих образовательные п...

Диплом 2 степени Физкультурно-спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья» среди семейных команд образовательных учреждений Пуровского района, реализующих образовательные программы дошкольного образования
Диплом 2 степени Физкультурно-спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья» среди семейных команд образовательных учреждений Пуровского района, реализующих образователь...

Конкурсная работа на присуждение грантов Главы Республики Башкортостан молодым педагогам, работающим в образовательных организациях в Республики Башкортостан, реализующих образовательные программы дошкольного образования.
Проект «Мини-музей дошкольной образовательной организации - Бабушкин сундучок»Участники: воспитатели, воспитанники дошкольных групп и их родители.Вид проекта: познавательныйТип проекта: до...

«Требования к конкурсу на присуждение грантов Главы Республики Башкортостан молодым педагогам, работающим в образовательных организациях Республики Башкортостан, реализующих образовательные программы дошкольного образования»
В целях повышения престижа педагогической профессии, стимулирования высоких достижений в профессиональной деятельности и государственной поддержки молодых педагогов дошкольных образовательных организа...

"Конкурсная работа на присуждение грантов Главы Республики Башкортостан молодым педагогам, работающим в образовательных организациях Республики Башкортостан, реализующих образовательные программы дошкольного образования"
1. Заявление на рассмотрение документов для участия в конкурсе на присуждение грантов Главы Республики Башкортостан молодым педагогам, работающим в образовательных организациях Республики Башкортостан...

"Конкурсная работа на присуждение грантов Главы Республики Башкортостан молодым педагогам, работающим в образовательных организациях Республики Башкортостан, реализующих образовательные программы дошкольного образования"
1. Заявление на рассмотрение документов для участия в конкурсе на присуждение грантов Главы Республики Башкортостан молодым педагогам, работающим в образовательных организациях Республи...
