«ПРОЕКТ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИГР В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВПФ»
проект (старшая группа)
В последние годы значительно увеличилось количество детей логопатов. Поэтому перед педагогами остро встают вопросы раннего распознавания, квалифицированной диагностики и выбора адекватных методов коррекционного воздействия в работе с детьми, имеющими нарушения речи.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.06 КБ |
Предварительный просмотр:
«ПРОЕКТ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИГР
В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВПФ»
ГРУППА №4 «СВЕТЛЯЧОК»
Г.УРАЙ
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы значительно увеличилось количество детей логопатов. Поэтому перед педагогами остро встают вопросы раннего распознавания, квалифицированной диагностики и выбора адекватных методов коррекционного воздействия в работе с детьми, имеющими нарушения речи.
В системе дошкольного образования наблюдаются значительные преобразования, вызванные изменением научной, материальной, методической базы обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Одним из важных условий обновления является использование инновационных технологий. Это позволяет, с одной стороны повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, с другой - в большей степени применить индивидуальный подход в процессе обучения.
Результативность работы с каждым отдельным ребенком всегда разная. С одним ребенком процесс коррекции идет достаточно легко, эффективно, а у другого ребенка происходит «застревание» на различных этапах логопедической работы. Эффективной работа учителя-логопеда будет тогда, когда будет выстроена дифференцированно, с учётом логики развития мозговых структур. Успех коррекционной логопедической работы с детьми с речевой патологией также во многом зависит от комплексного подхода к коррекции речевых нарушений.
В последнее время особое внимание в логопедической практике уделяется такому направлению, как нейропсихология. Нейропсихологические методы обследования успешно применяются как для диагностики, так и для коррекции высших психических функций у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, включая детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи).
Каждое из упражнений нейрогимнастики способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения, также способствуют развитию координации движений и психофизических функций. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Гимнастика мозга позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга. Нейрогимнастика — это универсальная система упражнений, она эффективна и для детей, и для взрослых в любом возрасте.
Разработка и внедрение проекта продиктованы обозначенной проблемой, которая своевременна и актуальна и для детей с тяжелыми нарушениями речи.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Параметры
| Содержание |
Нормативно-правовая база проекта
| ∙ Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»; ∙ Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155); ∙ Письмо Министерства образования и науки № 08-249 от 28.02.2014 г. «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»; ∙ СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28.01.2021 № 2); ∙ СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28 сентября 2020 г. № 28) |
Авторы и разработчики проекта | ∙ Подсекаева С.Г., Трещихина Т.В. -воспитатели ∙Замахайлова Р.И. - учитель-логопед. |
Тип проекта | ∙ Педагогический, творческий, долгосрочный. |
Участники реализации проекта | ∙ Подсекаева С.Г., Трещихина Т.В. -воспитатели ∙Замахайлова Р.И. - учитель-логопед. ∙ Дети подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР «Светлячок»; ∙ Родители (законные представители) воспитанников. |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Тема проекта | «Умная» нейрогимнастика для развития речи |
Цель проекта | Через использование комплексов кинезиологических упражнений и нейрогимнстаики создать условия для формирования правильного речевого и психомоторного развития у детей старшего дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи. |
Задачи проекта | •Проанализировать передовой педагогический опыт по использованию кинезиологических и нейропсихологических упражнений в практике работы с детьми, имеющими речевые нарушения; •Определить эффективность использования кинезиологических упражнений и нейрогимнастики при работе с детьми-логопатами старшего дошкольного возраста; • Сформировать комплексы кинезиологических упражнений и нейрогимнастики для коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста, •Внедрить комплексы нейрогимнастики и кинезиоупражнений в коррекционную работу по развитию речи у детей с ТНР. |
Сроки и этапы реализации | Срок реализации проекта - 1 год. ∙ I этап - Организационный - сентябрь 2021 г. ∙ II этап - Концептуальный - октябрь 2021 г. - апрель 2022 г. ∙ III этап - Аналитический - май 2022 г. |
Модель реализации проекта | Работа с детьми. Работа с родителями. Методический инструментарий. |
Основная проблема, обоснование актуальности, научной новизны, практической значимости проекта | Проблема заключается в том, что с каждым годом растет число детей с речевыми нарушениями. Актуальность заключается в том, что становится вопрос о внедрении в практику логопедической работы с детьми –логопатами инновационных образовательных технологий. Новизна проекта обусловлена недостаточной освещенностью данного вопроса в методической литературе. Практическая значимость проекта состоит в том, что с помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта. Данный метод коррекции улучшает у ребенка память, внимание, речь, процессы письма и чтения, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Как показывает опыт, образовательную кинезиологию и нейрогимнастику необходимо использовать для коррекции детей, имеющих отклонения в развитии. |
Принципы в использовании здоровьесберегающих технологий | ∙ Принцип сознательности и активности - нацеливает на формирование у детей глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности. ∙ Принцип активности - предполагает у учащихся высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества. ∙ Принцип наглядности - обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. ∙ Принцип доступности и индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие. ∙ Принцип непрерывности выражает закономерности построения оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха. |
Ресурсное обеспечение проекта | 1. Речевой центр в группе «Светлячок». 2. Методический инструментарий (конспекты игр-занятий, картотека игр по звуковой культуре речи, консультативный материал для педагогов и родителей). 3. Библиотечка «Звукарика». 4. Мультимедийное оборудование (ИКТ). |
Итоги проекта | 0Разработка методического пособия «Умная» нейрогимнастика», которое может использоваться как педагогами общеразвивающих групп, так и в работе с детьми групп ТНР и ЗПР. |
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Этап реализации проекта, цели этапа | Содержание и методы деятельности | Продукты инновационной деятельности, прогнозируемые результаты |
1-й этап «Организацион- ный»
Цели этапа: ∙ Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме. ∙ Создание организационной основы реализации проектной деятельности. ∙ Координация деятельности участников проектной деятельности. | Анализ ресурсных возможностей для реализации проектной деятельности | - Определение ресурсов. - Формирование творческой группы участников проектной деятельности. |
Изучение теоретических аспектов по использованию кинезиологических упражнений и нейрогимнастики при работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими тяжелые нарушения речи. | - Ознакомление с методической литературой по данному вопросу. -Написание плана самообразования по данной теме. | |
Информирование родителей (законных представителей) воспитанников о цели, задачах, содержании проектной деятельности | - Родительское собрание - Подборка консультаций, буклетов. - Индивидуальные консультации. . | |
Мониторинг хода первого этапа проектной деятельности | - Выявление затруднений, своевременная коррекция деятельности. | |
2-й этап «Концептуальный»
Цели этапа: ∙ Создание условий, обеспечивающих эффективность работы всех участников проектной деятельности. ∙ Своевременная коррекция и регуляция работы по речевому развитию дошкольников с ТНР. | Формирование пакета учебно-методической документации по реализации проектной деятельности | - Разработка тематического планирования по проектной деятельности, сопроводительной документации (картотеки, комплексы упражнений и пр.). - Создание банка видео и мультимедийных презентаций образовательной деятельности и т.д. |
Коррекционно-воспита- тельная деятельность в рамках реализации проекта над всеми компонентами речи
| - Внедрение в образовательный процесс проекта нейрогимнастика для развития речи». - Анализ эффективности промежуточных результатов по реализации проекта. - Отчет о проектной деятельности с указанием направлений работы и результатами на итоговом педагогическом совете. | |
Работа с родителями воспитанников | - Фотоотчеты о работе по развитию речи. - Консультации, буклеты, беседы. | |
Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах использования нейрогимнастики и кинезиоупражнений для речевого развития | - Проведение бесед, разработка консультативного материала и пособий по использованию нейрогимнастики и кинезиоупражнений для речевого развития в работе с детьми. -Активное включение родителей в образовательный процесс группы. | |
Мониторинг хода второго этапа проектной деятельности | - Мониторинг проектной деятельности. - Внесение корректив в документацию проектной деятельности. | |
3-й этап «Аналитический»
Цели этапа: ∙ Обобщение результатов проектной деятельности, их верификация: обоснование достоверности и надежности. нейрогимнастика для развития речи
| Итоговый мониторинг количественных и качественных показателей, характеризующих эффективность внедрения нейрогимнастики и кинезиоупражнений в системе коррекционно-логопеди- ческой работы | - Систематизация и обобщение опыта проектной деятельности.
|
- Подготовка методических рекомендаций и сопроводительных документов по итогам проектной деятельности для тиражирования. | ||
Определение перспектив дальнейшей работы на основе: - итогов проектной деятельности; - результативности реализации форм и методов речевого развития дошкольников с ТНР; - скоординированности действий всех участников проекта. | - Подготовка предложений по дальнейшему использованию результатов проекта. - Внесение корректив в проект проектной деятельности. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
(на основе Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихологические занятия с детьми»)
Месяц |
Содержание работы с детьми |
Оборудование | Работа с родителями и педагогами |
Октябрь | - Дыхательное упражнение: «Вдох-выдох». - Глазодвигательное упражнение с ручкой лежа. - Растяжки: «Фараон», «Ванька-встанька». -Упражнения двигательного репертуара: «Качалочка», «Лодочка», «Короткое бревнышко». -Дидактическая игра «Нейрокарточки». | Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихоло- гические занятия с детьми», зан.1,2, с.21-34). Изготовление пособия «Нейрокарточ- ки» | Консультация для педагогов и родителей «Что такое нейрогимнастика и чем она полезна?» Пополнение речевого центра группы картотекой нейроигр и упражнений. |
Ноябрь | - Дыхательное упражнение: «На вдохе подъем руки», «На вдохе подъем ноги». - Глазодвигательное упражнение «Язык двигается противоположно глазам» лежа. - Растяжки: «Скручивания», «Здравствуй, пол!», «Струночка». -Упражнения двигательного репертуара: «Ползание на спине», «Ползание на животе». - Дидактическая игра «Говорящие ручки». | Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихоло- гические занятия с детьми», зан.3,4, с.35-54). Изготовление пособия «Говорящие ручки». | Консультация для педагогов и родителей «Что такое гимнастика для мозга?» |
Декабрь | - Дыхательное упражнение: «На вдохе подъем руки и ноги». - Глазодвигательное упражнение «Язык двигается противоположно глазам» лежа. - Растяжки: «Звезда», «Дотянись», «Кобра». -Упражнения двигательного репертуара: «Ползание по-пластунски», «Локти-колени». - Дидактическая игра «Жесты». | Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихоло- гические занятия с детьми», зан.5,6, с.54-69). Изготовление пособия «Жесты». | Вебинар для педагогов «Кинезиологические упражнения в работе с детьми дошкольного возраста» (https://solncesvet.ru/webinars/kineziologicheskie-uprajneniya-v-rabote-s-detyami/) |
Январь | - Дыхательное упражнение: «Дыхание с задержкой: 1,2,3,4». - Глазодвигательное упражнение «Язык двигается противоположно глазам», с ручкой лежа. - Растяжки: «Лягушки», «Мышкин мостик-1,2». -Упражнения двигательного репертуара: «Обычные четвереньки», «Глаз за рукой». - Дидактическая игра «Змейки». | Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихоло- гические занятия с детьми», зан. 7,8, с.69-88). Изготовление пособия «Змейки». | Буклеты для родителей «Делай дома гимнастику для мозга!» (комплексы нейрогимнастики и кинезиоупражнений) |
Февраль | - Дыхательное упражнение: «Дыхание с задержкой: 1,2,3,4,5». - Глазодвигательное упражнение «Язык двигается противоположно глазам» (2 уровень), с ручкой сидя. - Растяжки: «Мышкин мостик-3,4», «Руки лодочкой». -Упражнения двигательного репертуара: «Обычные четвереньки», «Глаз за рукой». - Дидактическая игра «Нейротаблички» | Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихоло- гические занятия с детьми», зан. 9,10, с.89-106). Изготовление пособия «Нейротаблич- ки» (говорим- дышим-показы- ваем) | YouTube канал для педагогов: «Нейрогимнастика как технология оптимизации учебной деятельности в образовательном процессе»(https://www.youtube.com/watch?v=fGSc5THyaTg) |
Март | - Дыхательное упражнение: «Дыхание с задержкой: 1,2,3,4,5,6», «дыхание через одну ноздрю». - Глазодвигательное упражнение «Язык двигается противоположно глазам» (3 уровень), с ручкой сидя. - Растяжки: «Флажки», «Локоток-1» -Упражнения двигательного репертуара: «Перекрестные четвереньки», «Глаз за рукой». -Дидактическая игра «Мнемокарточки с нейроритмами» | Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихоло- гические занятия с детьми», зан. 11,12, с.106- 122). Изготовление пособия «Мнемокарточ- ки с нейроритма- ми» | Семинар для педагогов и родителей старших и подготовительных групп «Как нейрогимнастика помогает подготовить ребенка к школе» (в записи, ссылка на облако) |
Апрель | -Дыхательное упражнение: «Сигнальщик», «Руки вперед, в стороны, вниз». - Глазодвигательное упражнение «Язык двигается противоположно глазам» (3 уровень), с ручкой сидя, «восьмерки». - Растяжки: «Локоток-2», «Покрутись», «Кошка-собака». -Упражнения двигательного репертуара: «Перекрестные четвереньки», «Разноименные рука и нога». -Дидактическая игра «Нейроальбом- «Зарядка для мозга». | Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихоло- гические занятия с детьми», зан. 13,14,15, с.122-146). Изготовление пособия «Нейроальбом- «Зарядка для мозга» | Мастер – класс для педагогов «Нейрогимнастика для детей дошкольного возраста».
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дети с тяжелыми нарушениями речи имеют системное нарушение речевой деятельности, незрелость психических процессов, приводящие к расстройствам эмоционально-волевой, личностной сфер, снижению работоспособности, отставании в развитии двигательной сферы. Оценив, какое положительное воздействие оказывают кинезиологические упражнения и нейрогимнастика на развитие ребёнка, мы стали применять их и в логопедической практике, в качестве коррекции недостатков речевого развития у детей с ТНР.
На основании научно-практических исследований был сделан вывод о прямой взаимосвязи незрелости развития мозговых структур и таких явлений, как гиперактивность, соматические заболевания (астма, аллергии, некоторые виды сердечных аритмий и т.д.), общее снижение иммунитета, дефицит внимания, сложности в адаптации, задержка речевого развития, агрессивность, неустойчивость психики и склонность к различного рода зависимостям.
Практическая значимость использования кинезиологических упражнений и нейрогимнастики в системе логопедических занятий состоит в том, что система оригинальных упражнений и игр, помогает целостно развивать не только психофизическое здоровье детей дошкольного возраста, но и развивать, исправлять недостатки устной речи, а также, в последствие, предупредить нарушения чтения и письма будущих школьников, что актуально в условиях подготовительной группы.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вузов / Т. Г. Визель. — М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2017. — 264 с.
2. Голдберг Э. Управляющий мозг. Москва, 2003.
3. Деннисон П., Деннисон Г. Образовательная кинестетика для детей. Москва, 1998.
4. Захарова Р.А., Чупаха И.В. Методика «Гимнастика мозга». В сб.: Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. М., Ставрополь, «ИЛЕКСА», «СЕРВИС ШКОЛА», 2001.
5. Колганова В.С., Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми. - М.: Айрис-пресс, 2015.
6. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.
7. Пьянова Л.А. Нейрогимнастика в коррекции нарушений речевого развития и оздоровления детей дошкольного возраста // Сборник «Образование и психологическое здоровье» в сетевом издании «Региональный социопсихологический центр». – М., 2018.
8. Пьянова Л.А., Чаплыгина А.А. Использование балансировочной подушки и нейрогимнастики в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи // Сборник материалов Регионального Фестиваля педагогических идей «Дошкольное образование: опыт и перспективы», ч. 1. 2019.
9. Сиротюк А.Л. Нейропсихологические и психофизиологические сопровождения обучения. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.
10. Трясорукова Т.П. «Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика». – Ростов н/Д.: Феникс, 2019.
11. Шанина Т.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учеб. пособие. М., 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект /ролево-игрвой/ «Солнечный лучик»
Цель проекта:1.Уточнить и систематизировать представления детей о солнышке.2.Учить видеть характерные особенности солнышка (круглое, желтое, теплое, светит ярко, дарит свет греет). 3.Формирование...

12.03.19г. Семинары для родителей в центре "Диалог" в рамках проекта "Нейропсихологический подход в воспитании и развитии - основа формирования здорового поколения"
quot;Белый слон" в Центре "Диалог"Информация находится в свободном доступе интернета.На базе Центра "Диалог" 21 и 22 марта специалисты Центра «Белый слон» проведу...

Мастер-класс с родителями «Нейропсихологические методы и приёмы, используемые в работе учителя-дефектолога для развития речи детей»."
В статье дан материал - мастер-класс для родителей детей старшего дошкольного возраста о значении нейропсихологических упражнений в развитии речи детей. В первой части раскрывается определении нейропс...

Проект "Нейропсихологический подход в работе с детьми как здоровьесберегающий фактор процесса социализации"
Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Данный подход предполагает коррекцию нарушенных психиче...

проект «Нейропсихологические методы и приемы в практической работе учителя - логопеда»
На сегодняшний день остро обозначилась проблема нарушение речи у детей, а также пути коррекции.По мнению ряда исследований развитие речи на всех этапах невозможно без активации трехуровневой сис...

Проект ТЕЛЕСНАЯ ПЕРКУССИЯ КАК НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИЁМ РИТМИЗАЦИИ РЕЧИ И СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА в работе с детьми, в том числе и с детьми ОВЗ для детей старшего дошкольного возраста
Актуальность и практическая значимость применения Body Percussion заключается в том, что она помогает детям не просто услышать, а прочувствовать ритм всем телом, ощутить его внутри себ...

Проект ТЕЛЕСНАЯ ПЕРКУССИЯ КАК НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИЁМ РИТМИЗАЦИИ РЕЧИ И СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА в работе с детьми, в том числе и с детьми ОВЗ для детей старшего дошкольного возраста
Актуальность и практическая значимость применения Body Percussion заключается в том, что она помогает детям не просто услышать, а прочувствовать ритм всем телом, ощутить его внутри себ...
