Сценарий занятия по сказке "Красная Шапочка" с использованием карт Проппа ( старше-подготовительная группа)
план-конспект занятия (старшая группа)
Способствовать развитию связной речи дошкольников через пересказ хорошо знакомой сказки, используя карты-схемы Проппа.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сценарий занятия по сказке "Красная Шапочка" с использованием карт Проппа ( старше-подготовительная группа)
Цель: способствовать развитию связной речи дошкольников через пересказ хорошо знакомой сказки, используя карты-схемы Проппа.
Образовательные задачи:
– закреплять знания о структуре сказок и их отличительных особенностях (зачин, основная часть, концовка);
– формировать навык работы с картами Проппа (умение соотносить название сказочной функции со схематичным изображением).
Развивающие задачи:
– развивать связную речь, активировать словарный запас;
– закреплять умение без усилий пересказывать знакомую сказку, опираясь на карты Проппа;
– развивать познавательный интерес через поисковую активность;
– развивать наглядно-образное мышление;
– развивать воображение, внимание, память, мелкую моторику.
Воспитательные задачи:
– воспитывать интерес к художественному слову, формировать любовь к чтению;
– формировать эмоциональную сферу (эмпатию, отзывчивость, желание помочь слабому);
– формировать дружеские отношения в детском коллективе.
Оборудование: обруч; сундук и платок; красочные книги со сказками; два идентичных набора разрезных пазлов с изображением из сказки «Красная шапочка», цельная картинка с изображением из сказки «Красная шапочка» для самоконтроля; набор карт Проппа для воспитателя и детей (по их числу); аудиозапись с фоновой музыкой.
Приложение: карты Проппа с обозначениями.
Ход занятия:
Дети заходят в группу вместе с воспитателем. Звучит негромкая музыка. Встают в круг и берутся за руки.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие, впереди нас ждёт увлекательное путешествие. Вы согласны?
Примерные ответы детей: да; согласны; здорово.
Воспитатель: Но у меня есть одно условие: «С нами только тот пойдет, кто слово подберет наоборот!» Вас это не пугает?
Примерные ответы детей: нет; попробуем.
Воспитатель: Тогда начнем. Воспитатель берет обруч и уточняет условие игры. Называется слово, в ответ дети поочередно называют по одному слову наоборот и проходят через обруч. В случае ошибки — повторяют попытку.
Словесная игра «Подбери слово наоборот»
Конечно, давай сыграем! Я называю слово, а вы подбираете к нему антоним (слово с противоположным значением). Начнем?
- Большой - ?
- Светлый - ?
- Быстрый - ?
- Высокий - ?
- Радость - ?
- Холодный - ?
- Мягкий - ?
- Начало - ?
- Молодой - ?
- Громкий - ?
Воспитатель: Молодцы, ребята! Можем отправляться в путь! А куда именно мы с вами отправимся, нам подскажет…волшебный сундучок!
Сундучок стоит на полу. Можно спрятать его под платком.
Воспитатель: Ребята, присаживайтесь рядом со мной!
Дети садятся полукругом возле сундучка на заранее выставленные стульчики. Воспитатель сидит на уровне глаз детей.
Воспитатель:
Что за чудо-сундучок?
Не закрыт он на замок!
Мы посмотрим, что же тут...
Может, чудеса нас ждут?
Воспитатель открывает сундук и достает красочно иллюстрированные книги сказок. Показывает книги детям, затем пускает по кругу.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, куда мы отправимся?
Примерные ответы детей: не знаем; в путешествие; в сказку.
Воспитатель: Я слышу правильный ответ: нас ждет путешествие в сказку! Но для начала подскажите мне, сколько частей в сказке? (три). А как называется каждая часть сказки? (зачин, основная часть или приключения героев, концовка).
Верно, сказка состоит из трех частей: зачина, основной части с приключениями сказочных героев, концовки. Зачин нас в сказку..( приглашает ), а концовка …(провожает).
Воспитатель: Интересно, какая же сказка приглашает нас в гости? Сундучок, мы хотим подсказку! (достает из сундучка 2 набора пазлов с изображением из сказки «Красная Шапочка»).
Воспитатель: Это сказочные пазлы! Ребята, я думаю, что нужно собрать картинку и узнать отгадку! Давайте разделимся на две команды. Не торопитесь, будьте внимательны.
Дети собирают пазлы на двух отдельно стоящих столах.
Воспитатель: И какая же сказка приглашает нас в гости? («Красная Шапочка»). А какой ответ в сундучке? (достает цельную картинку для самоконтроля). Все верно! Ребята, вы хорошо поработали и нужно нам немного передохнуть. Объявляется веселая физкультминутка!
Сказка даст нам отдохнуть
(Дети повторяют описываемые движения.)
Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнем — и снова в путь!
Нам советует Мальвина:
— Станет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево — вправо десять раз.
Вот Дюймовочки слова:
— Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
Раз, два, три, четыре, пять,
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Красной Шапочки совет:
— Если будешь прыгать, бегать,
Проживешь ты много лет.
Раз, два, три, четыре, пять.
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули?
Снова в путь!
Воспитатель: Отдохнули? А теперь присаживайтесь за столы. Поглядим, что еще есть в волшебном сундучке (достает карты Проппа). А что же это такое?
Примерные ответы детей: сказочные пазлы; волшебные карточки; карточки-помощники.
Воспитатель: Все верно, каждый из вас прав. А для чего эти карточки нам нужны?
Примерные ответы детей: сказки рассказывать; сказки сочинять.
Воспитатель: Да, это карточки-подсказки, которые помогают нам рассказать знакомую сказку и даже сочинить свою историю. Давайте вспомним, что означает каждая карточка. У каждого из вас на столе есть набор карточек. Будем работать вместе. У доски мне поможет… (вызывается ребенок по желанию).
Карты Проппа разложены на столе у воспитателя. Воспитатель называет сказочные функции, а дети выкладывают в ряд карточки с соответствующим изображением. Для облегчения работы карты Проппа выкладываются блоками.
Воспитатель: Молодцы, обозначения карточек вы помните. А теперь я предлагаю вам с их помощью собрать пазл сказки, в гости к которой мы пришли. Кажется, сказка называется…«Голубая панамочка»? ( «Красная шапочка»!)
Воспитатель: Ну конечно же «Красная Шапочка»! Сейчас я прочитаю вам сказку, а вы по ходу моего чтения попробуйте выложить схему сказки каждый на своем столе. А мне поможет… (вызывается ребенок по желанию).
Воспитатель читает сказку, а дети самостоятельно выкладывают схему сказки, используя карты Проппа.
Сказка про Красную Шапочку
В одной деревушке жила-была девочка. На день рождения бабушка связала ей красную шапочку. Поэтому все звали ее Красной Шапочкой. ЖИЛИ-БЫЛИ
Однажды мама попросила Красную Шапочку навестить заболевшую бабушку, чтобы отнести ей горячие пирожки и баночку с вареньем. ГЕРОЙ ПОКИДАЕТ ДОМ
«Иди по дорожке, никуда не сворачивая», — наказывала мама девочке. «И прошу тебя ни с кем не разговаривать по дороге!» ЗАПРЕТ
Но Красная шапочка забыла про мамин наказ, как только дошла до леса. Она стала собирать цветы и свернула с дорожки на красивую полянку. НАРУШЕНИЕ ЗАПРЕТА
На этой полянке Красная шапочка встретила серого волка. ПОЯВЛЯЕТСЯ ПЛОХОЙ ГЕРОЙ
Забыв про мамины слова, девочка рассказала волку, что идет проведать бабушку. Хитрый волк опередил Красную шапочку. Он помчался к бабушке по короткой дорожке, чтобы съесть ее. ПЛОХОЙ ГЕРОЙ НАЧИНАЕТ ДЕЙСТВОВАТЬ
Проглотив бабушку, волк переоделся в ее одежду, улегся в кровать и стал ждать Красную Шапочку. ПЛОХОЙ ГЕРОЙ ПРИКИДЫВАЕТСЯ ХОРОШИМ
Ничего не подозревающая Красная Шапочка пришла к бабушке. Она сразу заметила, что бабушка выглядит очень странно. Девочка присела у кровати и ласково спросила: «Бабушка-бабушка, а почему у тебя такие большие глаза?» «Это чтобы лучше видеть тебя, моя деточка».
«Бабушка-бабушка, а почему у тебя такие большие уши?» «Это чтобы лучше слышать тебя, моя деточка».
«Бабушка-бабушка, а почему у тебя такие большие руки?» «Это чтобы крепче обнять тебя, моя деточка».
«Бабушка-бабушка, а почему у тебя такие большие зубы?» «Это чтобы… съесть тебя!» — прорычал волк и съел Красную шапочку.
Сытый волк уснул и захрапел. Его храп услышали охотники, проходившие мимо. ПОЯВЛЕНИЕ ДОБРОГО ПОМОЩНИКА
Они почуяли неладное, вбежали в дом и убили волка. Из волчьего живота вылезли невредимые бабушка и Красная Шапочка. ПЛОХОЙ ГЕРОЙ НАКАЗАН
После всех приключений Красная шапочка вернулась домой. С тех пор она всегда ходила к бабушке короткой дорожкой и никогда не разговаривала с незнакомцами. ГЕРОЙ ВОЗВРАЩАЕТСЯ ДОМОЙ
Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец! СЧАСТЛИВЫЙ КОНЕЦ
Воспитатель: Давайте сверимся — все ли у вас получилось (самоконтроль и исправление ошибок) .Ну вот, ребята, мы с вами настоящие волшебники! Выложили волшебный пазл знакомой сказки. Скажите, с помощью чего мы это сделали? (с помощью карточек-подсказок).
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам с помощью уже выложенного пазла самостоятельно пересказать сказку «Красная шапочка». Согласны?
Примерные ответы детей: да; согласны; можно попробовать.
Воспитатель: А чтобы вы все смогли проверить себя, пересказывать сказку будем по цепочке. Дети друг за другом по цепочке пересказывают сказку с опорой на карты Проппа. Дети, испытывающие затруднения с пересказом, слушают.
Воспитатель: Ребята, вы отлично справились с заданием! И напоследок напомните мне, самое главное правило сказки (Добро всегда побеждает зло) .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему "Использование карт Проппа в развитие речи у дошкольников"
Краткая методичка по использованию карт Проппа в доуКарты Проппа...

ПРОЕКТ «Радость сказка нам приносит…» Рассказывание сказок с использованием карт Проппа
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.В дошкольном детстве ребёнку приходится разрешать ...

Сценарий мастер – класса для педагогов «Развитие связной речи дошкольников с использованием карт Проппа и образовательных конструкторов»
Сценарий мастер-класса для педагогов по развитию речи детей старшего дошкольонго возраста в процессе конструирования...
НОД по развитию речи "Космическое путешествие" для детей подготовительной группы с использованием карт Проппа
НОД по развитию речи "Космическое путешествие" для детей подготовительной группы с использованием карт Проппа. Занятие разработа с учетом предварительной работы....

презентация для занятия "Составление сказки с использованием карт Проппа"
Цель: актуальзация знаний детей о сказочных персонажах...

Пересказ сказки с использованием «Карты Проппа» старшая группа. Технологическая карта интегрированного занятия.
Обучение новому виду чтения сказок в игровой форме. Развитие логики и интеллекта....

Перспективный план по обучению детей старшей группы творческому рассказыванию с использованием карт Проппа
Перспективный план по обучению детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию с использованием карт Проппа расчитан на один год обучения и содержит рекомендации по планированию те...
