ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ ДОУ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ТНР
консультация

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx18.74 КБ

Предварительный просмотр:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ  ДОУ  В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ТНР

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Правильное произношение необходимо ребенку для уверенного общения, успешного обучения, грамотного чтения и письма, гармоничного развития. Между тем в последнее время все   более заметным   стало количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии.  Значительную часть составляют дети в 5-6 летнем возрасте, не овладевшие к этому времени соответствующими их возрасту нормами звукопроизношения. У них возникают трудности в усвоении программы дошкольного образовательного учреждения, они малоактивны на занятиях, плохо запоминают материал, легко отвлекаются.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, развитие речи выделено в отдельную образовательную область и включает в себя:

  • владение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

По результатам анализа наблюдений в группах за детьми можно отметить следующие недостатки речевого развития:

  • часто встречаются нарушения звукопроизношения;
  • скудный словарный запас;
  • уровень информативности высказывания очень низкий;
  • кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.

Успешное преодоление речевого недоразвития у детей-дошкольников в ДОУ возможно при условии создания личностно – ориентированного взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения, единого коррекционно – образовательного пространства и речевой среды.

В центре взаимодействия – ребенок, и он выступает в роли субъекта наряду с другими субъектами сопровождения. В первую очередь ему прямую психолого-педагогическую поддержку оказывают четыре субъекта – это семья, воспитатель, логопед и психолог, а также инструктор по физическому воспитанию и музыкальный руководитель ДОУ. Все они должны быть связаны не только с ребёнком, но и между собой и действовать в комплексе.

Единой целью взаимодействия является – воспитание социально-адаптированной личности, средствами речевого развития, готовой к дальнейшему обучению в школе.

Учитель-логопед, является организатором и координатором коррекционно-развивающей работы в данной группе, он работает не только над постановкой звуков, но и, совместно с воспитателями, способствует созданию речевой среды в ДОУ, практическому овладению детьми навыками словообразования и словоизменения, связной речи, речевой коммуникации.

Педагог-психолог проводит занятия по игротерапии, развитию внимания, памяти, мышления личности и формированию навыков общения.

Музыкальный руководитель проводит музыкально-ритмические занятия.   Речь, музыка и движение тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга. Благодаря этим трем компонентам активно укрепляется мышечный аппарат ребенка, развиваются его голосовые данные.

Инструктор по физвоспитанию развивает и укрепляет общую моторику, работает над координацией    движений,   дыхательной гимнастикой, речевой нагрузкой,  мелкой моторикой.

Неоспоримо важная роль в речевом развитии детей отводится воспитателю. Учитель-логопед занимается развитием и совершенствованием речевого общения, а воспитатель закрепляет полученные детьми навыки. Воспитатель выполняет коррекционные и общеобразовательные задачи.

Особую роль в коррекционно-развивающей работе воспитатель должен отводить развитию мыслительных операций и высших психических функций. Такой подход создает необходимую почву для формирования речи.

Не менее важной задачей воспитателя становится ежедневное наблюдение за речевой деятельностью дошкольников, контроль, направленный на правильное использование поставленных и исправленных учителем-логопедом звуков и усвоенных грамматических форм. Если имеется необходимость, воспитатель исправляет неправильные моменты в речи ребенка. В связи с этим, речь самого воспитателя должна служить неоспоримым примером для дошкольников, она должна быть правильной, четкой, хорошо интонированной, внятной и выразительной.

Процессы развития речи и развития мелкой моторики взаимосвязаны, поэтому воспитатель в течение дня должен предлагать детям различные игры, развивающие тонкие движения пальцев – складывание мозаики, застегивание и расстёгивание пуговиц, занятие с сенсорными ковриками, рисование пальчиковыми красками.

Пополнение, уточнение и активизация словаря детей является важной задачей в коррекционной работе воспитателя. Воспитатель находится с детьми в разнообразной обстановке: в раздевалке, спальне, игровой, в умывальной комнате, поэтому, работая с дошкольниками в течение дня, в отличие от других специалистов, он имеет возможность постоянно активизировать и закреплять новые слова, вводить их, тем самым, в самостоятельную речь.

Таким образом, работа должна быть организована таким образом, чтобы каждый специалист для решения стоящих перед ним задач мог использовать потенциальные возможности программного обеспечения других специалистов, усиливая тем самым воздействие на формируемые у ребенка с ТНР функции, навыки или процессы.

Список литературы:

  1. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М., 2007.
  2. Волконская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. М., 2014.
  3. Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монография / М.А. Поваляева. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.
  4. Пятница Т.В. Организация и содержание работы воспитателя в группе детей с нарушениями речи. – Мн.: «Аверсэв», 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы: "Взаимодействие инструктора по физической культуре и учителя - логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими ОНР."

В нашем учреждении функционирует логопедичесская группа детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Одной из задач дошкольного учреждения является коррекция отклонений в развитии р...

Проект «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения»

Данный проект направлен  на создание условий успешного взаимодействия учителя-логопеда с родителями с целью повышения эффективности коррекции  речевых нарушений....

Статья: " Взаимодействие специалистов ДОУ в коррекционной работе с детьми, имеющими разные формы ДЦП."

Каждой семье хочется иметь здорового ребенка. Пожалуй, не найдется родителей, которые не желали бы, чтобы их дети были крепкими, умными и красивыми, чтобы в будущем они сумели занять достойноеместо в ...

Логоритмика. Взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи.

Материал содержит описание: форм взаимодействия музыкального руководителя и учителя-логопеда; целей и задач логоритмики; структуры и содержания ОД....

«Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи».

   Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива, медицинского персонала и родителей....

Взаимодействие музыкального руководителя и учителя дефектолога при работе с детьми, имеющими нарушения зрения.

В материале представлен опыт работы, а так же несколько музыкально-ритмических упражнений для детей с нарушениями зрения....

"Эффективные формы взаимодействия ДОУ и семьи в процессе коррекционно-развивающей работы с детьми,имеющими дисфункции речевого развития"

В век современных технологий взрослые уделяют мало внимания своим детям в плане общения. Тем  самым снижается уровень бытовой культуры, происходит обеднение речи. Угроза  языковой катастрофы...