Картотека игр с использованием игрового набора "Робомышь" для дошкольников.
картотека (старшая группа)

Сырдык Санаайа Баай Кыыьа

   Данная методическая разработка представляет собой систематизированную картотеку игровых заданий с использованием программируемого набора «Робомышь», направленную на развитие основ логического, алгоритмического и пространственного мышления у детей 4–7 лет.

   Картотека включает более 10 игр, распределенных по тематическим блокам:

Развитие речи и коммуникации («Мышь-сказочник», «Звуковой лабиринт», «Антонимы»);

Формирование математических представлений («Математические шаги», «Геометрические маршруты», «Сравни и выбери»);

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_pravilnaya_1.docx117.5 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр с использованием игрового набора

«Робомышь» для дошкольников

Цель: Формирование и развитие основ логического, алгоритмического и пространственного мышления у детей дошкольного возраста через игровую деятельность с использованием игрового набора «Робомышь».

Эта цель достигается через решение следующих задач:

  • Развивать умение анализировать, сравнивать, выделять последовательности и причинно-следственные связи.
  • Формировать навыки составления и выполнения простых алгоритмов (программирования).
  • Совершенствовать коммуникативные навыки, умение работать в команде и аргументировать свои действия.
  • Обогащать словарный запас и стимулировать речевую активность в процессе решения практических задач.
  • Закреплять знания об окружающем мире, математических понятиях и геометрических формах в интерактивной форме.
  • Воспитывать познавательную активность, инициативность и умение находить решения в нестандартных ситуациях.

Методические рекомендации:

  1. От простого к сложному: Начинайте с 1-2 команд, постепенно увеличивая их количество и сложность маршрута.
  2. Ошибка — это опыт: Если мышь поехала не туда, проанализируйте с ребенком, какая команда была дана неверно. Это основа алгоритмического мышления.
  3. Речевое сопровождение: Обязательно просите ребенка проговаривать вслух, какие кнопки он нажимает и куда должна попасть мышь: «Я нажимаю «вперед» два раза, потом «направо» один раз...».
  4. Работа в паре: Дети могут работать вместе: один дает инструкцию, второй программирует мышь, а потом они меняются ролями.

Таким образом, предложенный набор игр с «Робомышь» позволяет комплексно решать широкий спектр образовательных задач, интегрируя различные области развития. Это делает процесс формирования логического мышления ярким, увлекательным и содержательным. Использование данного игрового набора способствует не только интеллектуальному и речевому развитию ребенка, но и поддерживает постоянный познавательный интерес, что в целом создает прочную основу для успешного освоения более сложных знаний и компетенций в будущем.

БЛОК 1: РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Игра 1: «Скажи наоборот»

Дидактическая задача: Научить ребёнка подбирать слова с противоположным значением (антонимы). Игра тренирует словарный запас, логическое мышление, память и речевой слух. 

Оборудование: «Робомышь», лабиринт, карточки с изображениями.

Ход игры: На игровом поле лежат разные карточки. Я вам предлагаю найти карточки противоположное к моему заданию. Скажу я слово «день», а вы ищете на поле карточку «ночь». Скажу я слово «пустой», а вы ищете «полный». Ребенок самостоятельно программирует робомышь.

Игра 2: «Алгоритм одевания»

Дидактическая задача: Развитие связной речи, обучение детей правильной последовательности действий при одевании.

Оборудование: «Робомышь», лабиринт, карточки с изображениями одежды.

Ход игры: Помогите мальчику Ване одеться правильно на прогулку весной, зимой, осенью (создать путь к одежде в правильном порядке).

Игра 3: «Звуковой лабиринт»

Дидактическая задача: Развитие фонематического слуха, автоматизация трудных звуков.

Оборудование: «Робомышь», лабиринт, карточки с картинками.

Ход игры: В ячейках лабиринта лежат картинки. Задание: «Проведи мышь только к тем картинкам, в названии которых есть звук [Р]» (рак, рыба, шар). Или: «Обойди все картинки, которые начинаются на звук [К]».

Усложнение: Задание на слоговую структуру: «Дойди до предмета, в названии которого два слога».

БЛОК 2: ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Игра 4: «Математические шаги»

Дидактическая задача: Закрепление счета, знание цифр, состав числа.

Оборудование: «Робомышь», лабиринт, карточки с цифрами.

Ход игры: На поле разложены карточки с цифрами. Варианты заданий:

  • «Прошагай от цифры 1 до цифры 5 по порядку».
  • «Найди самый короткий путь от цифры 2 до цифры 8».
  • «Дойди до цифры, которая является соседом числа 4».
  • «Проезжай только по четным (или нечетным) числам».

Игра 5: «Геометрические фигуры и маршруты»

Дидактическая задача: Закрепление знаний о геометрических фигурах, цветах, размерах.

Оборудование: «Робомышь», лабиринт, набор геометрических фигур разного цвета и размера.

Ход игры: На поле разложены фигуры.

Задания: -«Проведи мышь по пути: сначала к красному кругу, потом к синему квадрату, а в конце — к маленькому треугольнику».

-«Собери в корзинку все большие фигуры, проложив один непрерывный маршрут».

Усложнение: Ввести условие: «Нельзя проезжать мимо желтых фигур».

БЛОК 3: ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

Игра 6: «Классификация: дикие и домашние животные»

Дидактическая задача: Закрепление умения классифицировать объекты по определенному признаку.

Оборудование: «Робомышь», лабиринт, карточки с изображением диких и домашних животных, картинки «Лес» и «Деревня».

Ход игры: Поле разделено на две зоны: «Лес» и «Деревня». Задача: запрограммировать мышь так, чтобы она собрала всех домашних животных и отвезла их в «Деревню», а затем всех диких — в «Лес».

Варианты: Транспорт (воздушный, наземный, водный), овощи-фрукты, времена года.

Игра 7: «Экологическая тропа»

Дидактическая задача: Воспитание экологического сознания.

Оборудование: «Робомышь», лабиринт, карточки с «хорошими» и «плохими» поступками (мальчик поливает цветок / мальчик ломает ветку).

Ход игры: «Помоги мыши собрать все карточки с хорошими поступками, которые помогают природе, и обойти все плохие». Это требует построения сложного маршрута с обходными путями.

Игра 8: «Кто где живет?»

Дидактическая задача: Закрепление знаний о средах обитания животных.

Оборудование: «Робомышь», лабиринт, карточки с животными и их «домами» (дупло, берлога, гнездо, нора, конура).

Ход игры: Ребенок получает карточку с животным (например, медведь). Его задача — отвезти его к правильному дому (берлога), запрограммировав маршрут мыши. Можно играть наоборот: от «дома» найти его обитателя.

Игра 9: «Прогноз погоды»

Дидактическая задача: Расширение знаний о явлениях природы, развитие связной речи.

Оборудование: «Робомышь», лабиринт, карточки с символами погоды (солнце, туча, дождь, снег, ветер).

Ход игры: Ребенок выступает в роли синоптика. Он программирует мышь на путь по определенному маршруту (например, через три ячейки). Дойдя до каждой ячейки, он «сообщает прогноз»: «Сначала у нас будет солнце, потом пойдет дождь, а к вечеру подует ветер».

БЛОК 4: ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛОГИКИ И АЛГОРИТМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Игра 10: «Повтори узор» 

Дидактическая задача: Развитие зрительно-пространственной памяти, умения копировать алгоритм.

Оборудование: «Робомышь», лабиринт, цветные кубики или фишки.

Ход игры: Взрослый выкладывает в ячейках лабиринта простой узор из цветных кубиков (например, красный-синий-красный). Ребенок должен запомнить последовательность и запрограммировать мышь так, чтобы она прошла по ячейкам в правильном порядке, называя цвета: «Сначала на красный кубик, потом на синий...».

Усложнение: Взрослый программирует мышь, которая проходит узор, а ребенок должен запомнить и повторить маршрут.

Игра 11: «Лабиринт с препятствиями»

Дидактическая задача: Развитие стратегического мышления, умения планировать путь с учетом преград.

Оборудование: «Робомышь», лабиринт, небольшие игрушки или кубики, которые будут служить стенами.

Ход игры: Взрослый создает в лабиринте препятствия, перекрывая некоторые проходы. Ставится задача провести мышь из точки «А» в точку «Б». Ребенок должен найти обходной путь и запрограммировать его.

Усложнение: Дать задание найти самый короткий и самый длинный путь к цели.

БЛОК 5: КОМАНДНЫЕ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ

Игра 12: «Кто быстрее?»

Дидактическая задача: Развитие скорости мышления, умения работать в условиях соревнования.

Оборудование: Две «Робомыши», два одинаковых лабиринта, одинаковые карточки-цели.

Ход игры: Двое детей соревнуются. Каждому дается одинаковое задание (например, «проведи мышь к синему треугольнику»). Кто быстрее и правильно запрограммирует своего робота, тот побеждает.

Игра 13: «Эстафета»

Дидактическая задача: Развитие навыков командной работы и планирования.

Оборудование: «Робомышь», один лабиринт на команду.

Ход игры: Дети делятся на команды по 2-3 человека. Ставится сложная многоходовая задача (собрать 3 разных предмета в разных углах лабиринта). Дети по очереди программируют часть общего маршрута. Первый ребенок ведет мышь к первому предмету, второй — от него ко второму и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр с использованием игрового пособия «Дары Фрёбеля»

Картотека игр с использованием игрового пособия «Дары Фрёбеля»...

Картотека игр с использованием игрового пособия «Дары Фрёбеля»

Развивать социальные и коммуникативные умения, мелкую  моторику, познавательно-исследовательскую деятельность и логические способности....

Картотека игр с использованием игрового пособия «Дары Фрёбеля».

Картотека дидактических игр с использованием игрового пособия "Дары Фребеля", направленных на здоровьесбережение детей дошкольного возраста.Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее ...

Картотека игр с использованием игрового пособия «Дары Фрёбеля».

Картотека игр с использованием игрового пособия «Дары Фрёбеля». 1.Дидактическая игра «Волшебный мяч»Возраст от 3 лет.Цель: Развитие координации движений, овладение основны...

Картотека игр с использованием игрового пособия "Дары Фрёбеля"

Картотека игр с использованием игрового пособия "Дары Фрёбеля"...

Картотека игр с использованием игрового комплекта «Дары Фрёбеля» при обучении элементам грамоты старших дошкольников с ТНР.

        Применение наглядного дидактического материала на занятиях учителя-логопеда является эффективным средством для обучения детей с ОВЗ....