Конспект выступления на семинаре. "Развитие алгоритмического мышления у дошкольников"
материал

Овчинникова Екатерина Анатольевна

Развитие алгоритмического мышления начинается уже с раннего дошкольного возраста. Многие знания, которые ребенок не может усвоить на основе словесного объяснения воспитателя, он легко усваивает, если эти знания дают ему в виде схемы действий, то есть линейного алгоритма. Они позволяют быстрее запомнить, а в дальнейшем правильно выполнять очередность работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект для семинара22.37 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательное развитие ребенка, способного интегрироваться в быстроизменяющийся высокотехнологичный мир знаний и информации, - это объективная общекультурная и утилитарная необходимость. Согласно Федеральной программе одной из важнейших задач познавательного развития дошкольников является формирование представлений детей  цифровых средствах познания окружающего мира, развитие умений применять некоторые цифровые средства для познания окружающего мира, соблюдая правила их безопасного использования.

Знакомство детей дошкольного возраста  с конкретными цифровыми средствами, с информатикой и программированием обучение основам алгоритмики уже на уровне дошкольного образования направлено на достижение глобальной цели- формирование информационной культуры личности, которая включает алгоритмическую культуру, как один из ведущих компонентов. В свою очередь основу алгоритмической культуры составляет алгоритмическое мышление

Практически в каждой семье имеются цифровые устройства: компьютер, планшет, телефон. Им пользуются все члены семьи и дети с ранних лет легко усваивают алгоритмы включения и выключения этих устройств, поиск необходимых программ, ссылок и материалов. Ежедневно дети и взрослые выполняют множество алгоритмов: последовательность действий  на достижение конкретной цели (это сборы в детский сад, «на работу» покупка товаров, очное или или виртуальное посещение различных учреждений  и т.д.).

Алгоритмическое мышление - это процесс  осознаного восприятия мира на основе  выполнения действий по алгоритму.

         С ранних лет ребенку необходимо решать различные задачи , соблюдая определенные алгоритмы (планирование, выполнение. контроль и т.д)

        Развитие алгоритмического мышления и обучение детей программированию неразрывно связаны. Ученые А.А. Столяр, С.Д. Язвинская, О.Н. Родионова считают, что алгоритмические умения – это осознание  дошкольниками необходимости планирования своих действий, умение работать по образцу, понимать, выполнять и составлять алгоритмы т.е.  обучение детей азам программирования, это обучение детей составлять алгоритмы.

          Мы знаем программирование это и есть написание алгоритмов для управления работой компьютера, а также робота и интерактивной игрушки. Алгоритмы в программе написаны с помощью условных обозначений - это набор команд, представленных символами (буквами, цифрами, словами), знаками (точка, двоеточие, восклицательный знак), стрелками и т.д. . У дошкольников следует формировать представления о последовательности действий, знакомить детей с понятиями: «правила», «алгоритм». Формировать осознание ребенком значимости правил в своей жизни (режим дня; правила умывания, одевания и т.п.), в учебной деятельности (правила счета, измерения длины, массы, решения задач и т.д.), в игровой деятельности (игры с правилами) и знакомить детей с этими правилами в форме алгоритмов. Формировать осознание ребенком значимости правил (алгоритмов) в жизни любого человека (правила дорожного движения, этикет, кулинарные рецепты и т. п.), формировать умения работать с алгоритмами и составлять их самостоятельно; формировать умения решать логические задачи с помощью алгоритмов.

Развитие алгоритмического мышления начинается уже с раннего дошкольного возраста. Многие знания, которые ребенок не может усвоить на основе словесного объяснения воспитателя, он легко усваивает, если эти знания дают ему в виде схемы действий, то есть линейного алгоритма. Они позволяют быстрее запомнить, а в дальнейшем правильно выполнять очередность работы. 

   В целях повышения результативности формирования алгоритмических умений в дошкольном образовательном учреждении предполагается организация развивающей предметно-пространственной среды, которая должна быть направлена на понимание детьми алгоритмизации.

Наш сад является Сетевой инновационной площадкой РАН ПиктоМир. У нас в саду ППРС представлена алгоритмическим набором « ПиктоМир»

ПиктоМиром я занимаюсь уже 4 год. С моими детьми мы прошли полный курс ПиктомМира дошкольников. Работаем по Парциальной образовательной программе «По алгоритмическим дорожкам»

     Этапы формирования алгоритмических умений делятся на несколько этапов

1 этап Дети дошкольного возраста 4-5 лет Формирование умений выполнять линейные алгоритмы, понимание значимости выполнения строгой последовательности операций по предложенному образцу в образовательной и в повседневной деятельности (сравнение по величине, полив растений, кормление животных и т.д.) На первом этапе термины «алгоритм», правила», «план» не вводятся. Детям сообщается определенный алгоритм (только линейный), одновременно показывая называемые действия.

    Первый год год  мы знакомились с понятиями : пиктограммы, командир, робот- исполнитель команд, програмист. Учились ориентироваться в пространстве, при знакомстве детей с роботом, который ходит вперёд, направо, налево. Чтобы робот заработал, ему необходима программа. Она пишется с помощью пиктограмм., т. е. все движения, которые будет выполнять робот, ребенок кодирует с помощью пиктограмм. Учились выполнять и отдавать команды, строить игровые поля. Знакомились с различными роботами реальными и вертуальными.  Играли в роботов Двигунов, вертунов, двуногов.

2 этап Дети дошкольного возраста 5-6 лет Формирование умений исполнять алгоритмы с разветвлением и содержащие цикл, составлять алгоритмы самостоятельно в процессе решения образовательных и практических задач  На этом этапе идет работа по формированию у детей умений составлять различные алгоритмы (линейные, разветвляющиеся и циклические).

    Второй год обучения мы продолжали работать с игровыми полями  схемами и ввели планшеты (огромная радость для детей) Ввели понятия повторители для сокращения длинных программ. Задания для роботов  более сложные, мы учились в длинной программе находить одинаковые куски и составлять более короткие программы (Повторитель) Работали с пиктограммами и пиктокубиками.

        3 этап Закрепление алгоритмических умений, которые Дети дошкольного возраста 6-7 лет приобрели дошкольники в процессе различных видов деятельности, обеспечение осознанного выполнения ими любого алгоритма, постепенное увеличение доли самостоятельности в его выполнении и составлении, развитие у детей алгоритмических умений, применение алгоритмической деятельности в различных образовательных областях, формирование умения осуществлять целеполагание, контроль, коррекцию На третьем этапе обучения происходит закрепление приобретенных алгоритмических умений (осуществляется в учебной и игровой деятельности).

      Третий год мы продолжили также работу со схемами и игровыми полями и планшетами. Водятся более сложные понятия: основной алгоритм. линейный и вспомогательный алгоритмы Учились составлять программы опираясь на задания для роботов. Расшифровывали нарисованные программы ленты.

    Закрепление приобретенных алгоритмических умений осуществляется в учебной и игровой деятельности

На занятиях мы  также знакомились  с различными алгоритмами, например, по ФЭМП: с правилами выполнения приемом наложения и приложения, алгоритмы сравнения по величине и др. В старшей и подготовительной группах мы использовали коврограф «Ларчик» в игре «Пройди из пункта  до пункта Б» и настольные игры

В речевом развитии выстраивание последовательности событий, например, такие, как«А что было дальше?»«Кто знает, тот дальше сказку продолжает». Во время игры вызванный ребенок может сказать 1-2 предложения, затем продолжает другой ребенок. Для того чтобы облегчить рассказывание, можно предложить набор картинок. перессказ по картинкам, составление описательного рассказа и тд

     В совместной игровой деятельности  так же применяю закрепление алгоритмических умений.

Детям дошкольного возраста интересно и доступно использовать цепочку действий, блоков-схем с определёнными командами. Это позволяет развивать у детей логическое мышление.

по результатам реализации  ПРОГРАММЫ:

- ребенок овладевает основами алгоритмики, проявляет инициативу и самостоятельность в среде программирования, общении, познавательно-исследовательской деятельности и моделировании своей деятельности;

- ребенок способен выбирать технические решения, участников команды, малой группы (в пары);

- ребенок обладает установкой положительного отношения к компьютеру, алгоритмике, к разным видам технического труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; 

- ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместной игровой и моделирующей деятельности, техническом творчестве имеет навыки работы с различными источниками информации.

Для закрепления линейного алгоритма предлагаю небольшую с. р. игру

Сюжетно- ролевая игра  Кинотеатр.

. Ребенок, получив какое-либо задание, для его выполнения применяет известный ему алгоритм, однако если он не знает соответствующего алгоритма, то может попытаться составить его самостоятельно.

Для формирования у детей алгоритмических умений  соблюдаю определенные условия:

1.  игры с правилами и  игровую деятельность организую  по заданным мною условиям (алгоритмам).

Например, в этой игре «Кинотеатр»  выстроиваю следующую  систему правил: При покупке билета в кинотеатр, ребенок сначала произносит«Здравствуйте», а потом протянув деньги, просит билет, взяв билет, получив сдачу, проходит к контролеру, протягивает билет, заходит в кинотеатр. Если последовательность действий (алгоритм)  нарушена, то ребенок не может посетить сеанс в кинотеатре. 

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие конструктивного (алгоритмического) мышления у дошкольников посредством применения в образовательном процессе лего-игр

Наблюдая за деятельностью дошкольников в детском саду, можно отметить, что конструирование является одной из самых любимых и занимательных занятий для детей. Дети - неутомимые конструкторы и фантазеры...

ФОРМИРОВАНИЕ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ ИГР И ТЕХНОЛОГИИ «СКАЗОЧНЫЕ ЛАБИРИНТЫ ИГРЫ» В.В. ВОСКОБОВИЧА)

В статье раскрывается актуальность проблемы формирования алгоритмического мышления  у дошкольников. Авторы приводят примеры игр для формирования алгоритмического мышления  у дошкольников, а ...

ФОРМИРОВАНИЕ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ ИГР И ТЕХНОЛОГИИ «СКАЗОЧНЫЕ ЛАБИРИНТЫ ИГРЫ» В.В. ВОСКОБОВИЧА)

ВведениеАктуальность внедрения алгоритмики значима в ДОУ, так как:является эффективным средством для интеллектуального  развития  дошкольников,позволяет педагогу сочетать образование, воспит...

Мастер-класс "Развитие алгоритмического мышления старших дошкольников средствами геймифицированных технологий"

Мастер-класс "Развитие алгоритмического мышления старших дошкольников  средствами геймифицированных технологий"...

Презентация к мастер-классу "Развитие алгоритмического мышления старших дошкольников средствами геймифицированных технологий"

Презентация к мастер-классу "Развитие алгоритмического мышления старших дошкольников  средствами геймифицированных технологий"...