Программа дополнительного образования "Ребячий оркестр"
рабочая программа
Основой программы является соединение принципов музыкально-творческой педагогики К.Орфа с методиками отечественной детской музыкальной педагогики. Суть идеи К.Орфа – познание музыки через активное импровизационное музицирование, которое соединяет музыку, речь и движение. Программа требует широкого использования детских музыкальных инструментов, а также самодельных шумовых инструментов. Работа по программе предполагает вариативное её использование, педагогу открываются горизонты собственного творчества, так как программа подразумевает инициативный, самостоятельный подход к любой части её содержания.
Новизна дополнительной образовательной программы состоит в приобщении детей к музыкальной деятельности с помощью «звучащих жестов» (шлепки, хлопки, щелчки пальцами) и игры на простейших музыкальных инструментах.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 34.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Центр дополнительного образования города Лесосибирска»
Принята на заседании методического совета от «___» ________ 20___г. Протокол № ___ | Утверждаю: Директор МБОУ ДО «ЦДО» __________ А.Н. Березина «___» _____________ 20___г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Ребячий оркестр»
Возраст детей: 5-7 лет
Срок реализации: 1 год
Уровень - стартовый
Авторы-составители:
Жимарева Алёна Александровна,
Оленберг Гульсум Якубовна,
музыкальные руководители
г. Лесосибирск, 2020
Раздел I. Комплекс основных характеристик программы
I.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Ребячий оркестр» разработана в соответствии с нормативными документами:
1) Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
2) Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г.№1726-р);
3) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
4) Приказа Минпросвещения России от 9.11.2018 г., № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
5) Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
Уровень освоения программы: стартовый.
Элементарное музицирование обладает большим потенциалом эмоционального, психологического, социального воздействия. Оно способно оказывать мощное влияние на развитие личностных качеств детей, тех, которые могут быть сформированы в совместной музыкально-творческой деятельности. К ним в первую очередь следует отнести способность к импровизации, спонтанность, экспрессивность, гибкую и тонкую эмоциональность, навыки невербального общения, умение сотрудничать и взаимодействовать, решать задачи и проблемы творчески, потребность, а затем и умение находить в музыке средство гармонизации своего внутреннего мира.
Актуальность программы. Современное понимание проблемы музыкального обучения детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе принципа деятельности и творческой игры. Приобщение к музыке наиболее естественно происходит в активных формах совместного музицирования (игра на музыкальных инструментах, пение, движение), которое должно составлять фундамент для музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Осуществить поставленные задачи возможно лишь на основе комплексного развития музыкальности у детей: эффективности развития метроритмического чувства, тембрового, интонационно-речевого и ладового слуха, его чуткости, реактивности, быстроты, навыков элементарного импровизационного движения, а также развития социально-коммуникативных качеств.
Новизна дополнительной образовательной программы состоит в приобщении детей к музыкальной деятельности с помощью «звучащих жестов» (шлепки, хлопки, щелчки пальцами) и игры на простейших музыкальных инструментах.
Цель: творческое развитие природной музыкальности детей и формирование способности к самовыражению через все виды музыкальной деятельности.
Задачи программы:
- Развить первоначальные навыки музицирования.
- Развивать индивидуальность детей, способность к спонтанному творческому поведению.
- Развивать эмоциональность детей как важнейшей основы их внутреннего мира и способности воспринимать, переживать и понимать музыку.
- Формировать навыки общения, сопереживания, контактности, доброжелательности, взаимоуважения.
- Формировать качества, способствующие самоутверждению личности: самостоятельности и свободы выбора, индивидуальности восприятия и самовыражения.
Отличительная особенность программы.
Методологической основой программы является соединение принципов музыкально-творческой педагогики К.Орфа с методиками отечественной детской музыкальной педагогики. Суть идеи К.Орфа – познание музыки через активное импровизационное музицирование, которое соединяет музыку, речь и движение. Программа требует широкого использования детских музыкальных инструментов, а также самодельных шумовых инструментов. Работа по программе предполагает вариативное её использование, педагогу открываются горизонты собственного творчества, так как программа подразумевает инициативный, самостоятельный подход к любой части её содержания.
Основной методический прием на занятиях – импровизация.
Программа разработана в соответствии с комплексной программой «Ладушки» (И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева), а также программой Т.Э.Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками», созданной по системе музыкальной педагогики Карла Орфа.
Адресат программы. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы от 5 до 7 лет. Программа «Ребячий оркестр» разработана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста.
Форма обучения: очная. На занятиях используются индивидуальная, групповая и коллективная формы работы.
Предполагаются следующие типы занятий: беседа, игра, импровизация, эксперимент, мини-концерт.
Объем программы: 72 часа.
Срок освоения программы: 1 год (с сентября по май).
Режим занятий - 2 раза в неделю по одному академическому часу, продолжительностью 30 минут.
Музыкальная основа программы:
- русский народный детский фольклор;
- детский фольклор народов мира;
- авторские стихи и музыка;
- современная детская танцевальная музыка;
- современные детские песни.
Планируемые результаты освоения программы
Предметные результаты освоения программы:
- наличие интереса к музыкальному творчеству. Этот интерес выражается в стремлении к музыкально - творческому самовыражению (пение, игра на детских музыкальных инструментах, участие в импровизации);
- умение определять характер и настроение музыки с учётом терминов и образных определений;
- узнавание по изображениям музыкальных инструментов; игра на детских шумовых инструментах по заданному ритмическому рисунку;
- проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно исполнять музыкальные ударения, чётко и ясно произносить слова при исполнении песен, понимать дирижёрский жест).
Метапредметные результаты:
- умение строить речевые высказывания о музыкальных инструментах, произведениях в устной форме;
- умение проводить простые сравнения между музыкальными произведениями;
- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (взаимодействие, общение) со сверстниками при решении музыкально-творческих задач.
Личностные результаты освоения программы:
- наличие широкой мотивационной основы творческой деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- ориентация на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного и индивидуального музицирования;
- позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей.
I. 2.Содержание программы
Учебный план
№п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1. | Мир звуков (вводное занятие). | 4 | 1 | 3 | |
2. | Деревянные истории | 20 | 2 | 18 | Импровизация, совместное музицирование |
3. | Металлическая фантазия | 22 | 2 | 20 | Импровизация, совместное музицирование |
4. | Стеклянное королевство | 22 | 2 | 20 | Импровизация, совместное музицирование |
5. | Промежуточная аттестация | 2 | - | 2 | Мини-концерт |
6. | Итоговое занятие. | 2 | - | 2 | |
Итого: | 72 | 7 | 65 | ||
Содержание учебного плана
Тема 1. Мир звуков (вводное занятие).
Теория: Знакомство с учащимися, обмен мнениями.
Практика: Музыкальные игры - тесты на выявление гармоничности межличностных взаимоотношений у детей.Звучащие жесты. Научить детей пользоваться «инструментами, которые всегда с собой»: хлопки, щелчки, шлепки, притопы и т.п.
Тема 2. Деревянные истории
Теория: Деревянные детские инструменты, предметы (кубики, карандаши, коробочки) и приемами игры на них.
Практика: Учимся создавать «свою» музыку. Озвучивание стихов. Участие в бытовом музицировании. Использование вариантов, способов звукоизвлечения на детских музыкальных инструментах.
Формы контроля: Участие детей в мини- концерте.
Тема 3. Металлическая фантазия
Теория: Металлические (шумовые и мелодические) детские инструменты. Звуки, издаваемыми металлическими инструментами и предметами (монеты, ножницы, ключи, гвозди, крышечки от бутылок).
Практика: творческое исследование темброво-динамических возможностей кухонной утвари. Учимся создавать «свою» музыку. Озвучивание стихов. Объединенный оркестр.
Формы контроля: Участие детей в мини- концерте.
Тема 4. Стеклянное королевство
Теория: Стеклянные звуки.
Практика: Знакомство со звуками, издаваемыми стеклянными предметами. Практическое овладение детьми элементами музыкального языка.
Формы контроля: Участие в бытовом музицировании.
Раздел II. Комплекс организационно-педагогических условий реализации программы
II.1. Календарный учебный график
Год обучения | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Кол-во учебных недель | Кол-во учебных дней | Кол-во учебных часов | Режим занятий |
1 год обучения | 01.09. 2020 г. | 31.05. 2021 г. | 38 (I полугодие - 17 II полугодие -20) | 72 | 72 | 1 раз в неделю по 2 часа |
II.2.Формы аттестации и оценочные материалы
Формой подведения итогов реализации программы являются: систематическое наблюдение, индивидуальные прослушивания, участие в мини-концертах, диагностика.
Педагогический контроль предполагает такие виды как: входящий, промежуточный, итоговый.
Входящий контроль осуществляется для выявления уровня умений и способностей учащихся (сентябрь).
Формы контроля – диагностика, прослушивание.
Промежуточный контроль осуществляется по итогам первого полугодия (декабрь) и позволяет выявить уровень освоения учащимися программного материала, развития умений за данный период обучения.
Форма контроля – мини-концерты.
Итоговый контроль проходит в конце учебного года (май) и служит для выявления уровня освоения учащимися программы за год, изменений в уровне развития музыкальных способностей за период обучения.
Диагностика
Критерии оценки уровня теоретической подготовки:
- высокий уровень – обучающийся освоил практически весь объём знаний 100-80%, предусмотренных программой за конкретный период; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием;
- средний уровень – у обучающегося объём усвоенных знаний составляет 79-50%; сочетает специальную терминологию с бытовой;
- низкий уровень – обучающийся овладел менее чем 49% объёма знаний, предусмотренных программой; ребёнок, как правило, избегает употреблять специальные термины.
Критерии оценки уровня практической подготовки:
- высокий уровень – обучающийся овладел на 100-80% умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период; работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей; выполняет практические задания с элементами творчества;
- средний уровень – у обучающегося объём усвоенных умений и навыков составляет 79-50%; работает с оборудованием с помощью педагога; в основном, выполняет задания на основе образца;
- низкий уровень - ребёнок овладел менее чем 49%, предусмотренных умений и навыков; ребёнок испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием; ребёнок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога.
Результаты проверки фиксируются в зачётном листе педагога.
II.3. Условия реализации программы.
Материально - техническое обеспечение:
Для успешной реализации программы имеется просторный и светлый зал, оборудованный стульями, столиком (детский) для игры на музыкальных инструментах.
В достаточном количестве имеются детские музыкальные инструменты фабричного производства (деревянные ложки, тамбурин, румба, дудочка, колокольчики, музыкальный молоточек, трещотка, барабан, свистулька и др.)
Оборудование:
- Проектор+экран
- Фортепиано
- Баян
- Ноутбук
- Акустическая установка (усилитель + 2 колонки)
II.4. Методические материалы
Первое ознакомление детей с такими понятиями как детский фольклор, исполнительское мастерство, средства музыкальной выразительности. Педагог формирует у детей представление о значимости музыки в повседневной жизни, как способе чувств, мыслей и настроения человека, воспитывает музыкальные вкусы и интересы учащихся, развивает музыкально-творческие способности детей. В плане исполнительского образования у детей вырабатываются умения и навыки петь и двигаться легко, свободно, не напрягаясь, естественным голосом, внимательно слушая аккомпанемент, стараться точно воспроизводить. Исполнение песен и музыкально-ритмических движений у учащихся развивают чувство ритма, способность почувствовать и передавать различные средства музыкальной выразительности: темп, его ускорение и замедление; динамику (тихо, громко, постепенно громко, тихо); регистр; характер произведения; строение песен. Звуковысотность осваивается с помощью интонации как основы музыкальной речи. К концу курса используются вокальные, ритмические, танцевальные импровизации, как итог творческого обучения детей.
Список литературы:
1.Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста (старшая группа). Спб: Композитор, 2010г.
2. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста (подготовительная группа). Спб: Композитор, 2010г.
3.Тютюнникова Т.Э. Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение. Программа.М.2009.
4. Тютюнникова Т.Э. Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение. Методика «Открыть музыку в ребёнке».,М.2009.
5. Тютюнникова Т.Э. Видеть музыку и танцевать стихи. Творческое музицирование, импровизация и законы бытия.
6. Тютюнникова Т.Э. Ушки на макушке. Пособие по пению.
7. Тютюнникова Т.Э., Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение. Игры с инструментами.
8. Тютюнникова Т.Э. Весёлая шарманка. Шумовой оркестр для детей.М.
9. Тютюнникова Т.Э. Бим! Бам! Бом! Сто секретов музыки для детей. Выпуск 1. Игры звуками: Учебно-методическое пособие. СПб.,2018.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная (адаптированная) программа дополнительного образования "Весёлый оркестр"
Модифицированная (адаптированная) программа дополнительного образования «Весёлый оркестр», составленная на основе программы Т.Э.Тютюнниковой Уроки музыки. Система Карла Орфа. и «Этот удивительный ритм...
Модифицированная (адаптированная) программа дополнительного образования "Детский оркестр" для детей 5-7 лет Автор - составитель музыкальный руководитель Колесова Елена Николаевна.
Программа "Детский оркестр" расчитана на детей старшего дошкольного возраста, имеющих уже первоначальные навыки и умения игры на...

Оркестр в детском саду. Программа дополнительного образования по развитию музыкальных способностей и навыков ансамблевой игры на детских музыкальных инструментах.
Программа с примерным тематическим планированием для старшего и подготовительного к школе возраста...

Программа дополнительного образования по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах « ВЕСЁЛЫЙ ОРКЕСТР» для детей 6-7 лет
Программа дополнительного образования по обучению детей игре на детских музыкальныхинструментах « ВЕСЁЛЫЙ ОРКЕСТР»для детей 6-7 лет...
Программа дополнительного образования по "Художественно-эстетическому развитию" "Весёлый оркестр"
Программа кружка Веселый оркестр в ДОУ...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа художественной направленности «Оркестр Карла Орфа»
В ХХ веке вопрос использования музыкальных инструментов в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста неоднократно поднимался в работах известных педагогов-музыкантов. В особенности плодот...

Рабочая программа дополнительного образования. Кружок "Озорной оркестр"
Рабочая программа дополнительного образования. Кружок "Озорной оркестр"...
