Программа дополнительного образования "Ребячий оркестр"
рабочая программа

Жимарева Алёна Александровна

Основой программы является соединение принципов музыкально-творческой педагогики К.Орфа с методиками отечественной детской музыкальной педагогики. Суть идеи К.Орфа – познание музыки через активное импровизационное музицирование, которое соединяет музыку, речь и движение. Программа требует широкого использования детских музыкальных инструментов,  а также самодельных шумовых инструментов. Работа по программе предполагает вариативное её использование, педагогу открываются горизонты собственного творчества, так как программа подразумевает инициативный, самостоятельный подход к любой части её содержания.

Новизна дополнительной образовательной программы состоит в приобщении детей к музыкальной деятельности с помощью «звучащих жестов» (шлепки, хлопки, щелчки пальцами) и игры на простейших музыкальных инструментах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopolnitelnaya_programma_rebyachiy_orkestr.docx34.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Центр дополнительного образования города Лесосибирска»

Принята на заседании

методического совета  

от «___» ________ 20___г.

Протокол № ___

Утверждаю:

Директор МБОУ ДО «ЦДО»

__________ А.Н. Березина

«___» _____________ 20___г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности

«Ребячий оркестр»

Возраст детей: 5-7 лет

Срок реализации: 1 год

Уровень - стартовый

Авторы-составители:

Жимарева Алёна Александровна,

Оленберг Гульсум Якубовна,

музыкальные  руководители

г. Лесосибирск, 2020

Раздел I. Комплекс основных характеристик программы

I.1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Ребячий оркестр» разработана в соответствии с нормативными документами:

1) Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

2) Концепция  развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г.№1726-р);

3) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014  № 41 «Об утверждении СанПиН  2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

4) Приказа Минпросвещения России от 9.11.2018 г., № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

5) Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г.  № 09-3242 «О направлении информации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

Уровень освоения программы: стартовый.

Элементарное музицирование обладает большим потенциалом эмоционального, психологического, социального воздействия. Оно способно оказывать мощное влияние на развитие личностных качеств детей, тех, которые могут быть сформированы в совместной музыкально-творческой деятельности. К ним в первую очередь следует отнести способность к импровизации, спонтанность, экспрессивность, гибкую и тонкую эмоциональность, навыки невербального общения, умение сотрудничать и взаимодействовать, решать задачи и проблемы творчески, потребность, а затем и умение находить в музыке средство гармонизации своего внутреннего мира.

Актуальность программы. Современное понимание проблемы музыкального обучения детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе принципа деятельности и творческой игры. Приобщение к музыке наиболее естественно происходит в активных формах совместного музицирования  (игра на музыкальных инструментах, пение, движение), которое должно составлять фундамент для музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Осуществить поставленные задачи возможно лишь на основе комплексного развития музыкальности у детей: эффективности развития метроритмического чувства, тембрового, интонационно-речевого и ладового слуха, его чуткости, реактивности, быстроты, навыков элементарного импровизационного движения, а также развития социально-коммуникативных качеств.

Новизна дополнительной образовательной программы состоит в приобщении детей к музыкальной деятельности с помощью «звучащих жестов» (шлепки, хлопки, щелчки пальцами) и игры на простейших музыкальных инструментах.

Цель: творческое развитие природной музыкальности детей и формирование способности к самовыражению через все виды музыкальной деятельности.

Задачи программы:

  1. Развить первоначальные навыки музицирования.
  2. Развивать индивидуальность детей, способность к спонтанному творческому поведению.
  3. Развивать эмоциональность детей как важнейшей основы их внутреннего мира и способности воспринимать, переживать и понимать музыку.
  4. Формировать навыки общения, сопереживания, контактности, доброжелательности, взаимоуважения.
  5. Формировать качества, способствующие самоутверждению личности: самостоятельности и свободы выбора, индивидуальности восприятия и самовыражения.

Отличительная особенность программы. 

Методологической основой программы является соединение принципов музыкально-творческой педагогики К.Орфа с методиками отечественной детской музыкальной педагогики. Суть идеи К.Орфа – познание музыки через активное импровизационное музицирование, которое соединяет музыку, речь и движение. Программа требует широкого использования детских музыкальных инструментов, а также самодельных шумовых инструментов. Работа по программе предполагает вариативное её использование, педагогу открываются горизонты собственного творчества, так как программа подразумевает инициативный, самостоятельный подход к любой части её содержания.

Основной методический прием на занятиях –  импровизация.

Программа разработана в соответствии с комплексной программой «Ладушки» (И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева), а также программой Т.Э.Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками», созданной  по системе музыкальной педагогики Карла Орфа.

Адресат программы. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы от 5 до 7 лет. Программа «Ребячий оркестр» разработана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста.

Форма обучения: очная. На занятиях используются индивидуальная, групповая и коллективная формы работы.

Предполагаются следующие типы занятий: беседа, игра, импровизация, эксперимент, мини-концерт.

Объем программы: 72 часа.

Срок освоения программы: 1 год (с сентября по май).

Режим занятий - 2 раза в неделю по одному академическому часу, продолжительностью 30 минут.

Музыкальная основа программы:

-  русский народный детский фольклор;

-  детский фольклор народов мира;

-  авторские стихи и музыка;

-  современная детская танцевальная музыка;

-  современные детские песни.

Планируемые результаты освоения программы

Предметные результаты освоения программы:

- наличие интереса к музыкальному творчеству. Этот интерес выражается в стремлении к музыкально - творческому самовыражению (пение, игра на детских музыкальных инструментах, участие в импровизации);

- умение определять характер и настроение музыки с учётом терминов и образных определений;

- узнавание по изображениям музыкальных инструментов; игра на детских шумовых инструментах по заданному ритмическому рисунку;

- проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно исполнять музыкальные ударения, чётко и ясно произносить слова при исполнении песен, понимать дирижёрский жест).

Метапредметные результаты:

- умение строить речевые высказывания о музыкальных инструментах, произведениях в устной форме;

- умение проводить простые сравнения между музыкальными произведениями;

- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (взаимодействие, общение) со сверстниками при решении музыкально-творческих задач.

Личностные результаты освоения программы:

- наличие широкой мотивационной основы творческой деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- ориентация на понимание причин успеха в творческой деятельности;

- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;

- реализация творческого потенциала в процессе коллективного  и индивидуального музицирования;

- позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей.

I. 2.Содержание программы

Учебный план

№п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

всего

теория

практика

1.

Мир звуков (вводное занятие).

4

1

3

2.

Деревянные истории

20

2

18

Импровизация, совместное музицирование

3.

Металлическая фантазия

22

2

20

Импровизация, совместное музицирование

4.

Стеклянное королевство

22

2

20

Импровизация, совместное музицирование

5.

Промежуточная аттестация

2

-

2

Мини-концерт

6.

Итоговое занятие.

2

-

2

Итого:

72

7

65

Содержание учебного плана

Тема 1. Мир звуков (вводное занятие).

Теория: Знакомство с учащимися, обмен мнениями.

Практика: Музыкальные игры - тесты на выявление гармоничности межличностных взаимоотношений у детей.Звучащие жесты. Научить детей пользоваться «инструментами, которые всегда с собой»: хлопки, щелчки, шлепки, притопы и т.п.

Тема 2. Деревянные истории

Теория: Деревянные детские инструменты, предметы (кубики, карандаши, коробочки) и приемами игры на них.

Практика: Учимся создавать «свою» музыку. Озвучивание стихов. Участие в бытовом музицировании. Использование вариантов, способов звукоизвлечения на детских музыкальных инструментах.

Формы контроля: Участие детей в мини- концерте.

Тема 3. Металлическая фантазия

Теория: Металлические (шумовые и мелодические) детские инструменты. Звуки, издаваемыми металлическими инструментами и предметами (монеты, ножницы, ключи, гвозди, крышечки от бутылок).

Практика: творческое исследование темброво-динамических возможностей кухонной утвари. Учимся создавать «свою» музыку. Озвучивание стихов. Объединенный оркестр.

Формы контроля: Участие детей в мини- концерте.

Тема 4. Стеклянное королевство

Теория:  Стеклянные звуки.

Практика: Знакомство со звуками, издаваемыми стеклянными  предметами.  Практическое овладение детьми  элементами музыкального  языка.

Формы контроля: Участие в бытовом музицировании.

Раздел  II. Комплекс организационно-педагогических условий реализации программы

II.1. Календарный учебный график

Год обучения

Дата начала занятий

Дата окончания занятий

Кол-во учебных недель

Кол-во учебных дней

Кол-во учебных часов

Режим занятий

1 год обучения

01.09.

2020 г.

31.05.

2021 г.

38

(I полугодие - 17

II полугодие -20)

72

72

1 раз в неделю по 2 часа

II.2.Формы аттестации и оценочные материалы

Формой подведения итогов реализации программы являются: систематическое наблюдение, индивидуальные прослушивания, участие в мини-концертах, диагностика.

Педагогический контроль предполагает такие виды как: входящий, промежуточный, итоговый.

Входящий контроль осуществляется для выявления уровня умений и способностей учащихся (сентябрь).

Формы контроля – диагностика, прослушивание.

Промежуточный контроль осуществляется по итогам первого полугодия (декабрь) и позволяет выявить уровень освоения учащимися программного материала, развития умений за данный период обучения.

Форма контроля – мини-концерты.

Итоговый контроль проходит в конце учебного года (май) и служит для выявления уровня освоения учащимися программы за год, изменений в уровне развития музыкальных способностей за период обучения.

Диагностика

Критерии оценки уровня теоретической подготовки:

- высокий уровень – обучающийся освоил практически весь объём знаний 100-80%, предусмотренных программой за конкретный период; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием;

- средний уровень – у обучающегося объём усвоенных знаний составляет 79-50%;  сочетает специальную терминологию с бытовой;

- низкий уровень – обучающийся овладел менее чем 49% объёма знаний, предусмотренных программой; ребёнок, как правило, избегает употреблять специальные термины.

Критерии оценки уровня практической подготовки:

- высокий уровень – обучающийся овладел на 100-80% умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период; работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей; выполняет практические задания с элементами творчества;

- средний уровень – у обучающегося объём усвоенных умений и навыков составляет 79-50%; работает с оборудованием с помощью педагога; в основном, выполняет  задания на основе образца;

- низкий уровень - ребёнок овладел менее чем 49%, предусмотренных умений и навыков; ребёнок испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием; ребёнок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога.

Результаты проверки фиксируются в зачётном листе педагога.

II.3. Условия реализации программы.

Материально - техническое обеспечение:

Для успешной реализации программы имеется просторный и светлый зал, оборудованный стульями, столиком (детский) для игры на музыкальных инструментах.  

В достаточном количестве имеются детские музыкальные инструменты фабричного производства (деревянные ложки, тамбурин, румба, дудочка, колокольчики, музыкальный молоточек, трещотка, барабан, свистулька и др.)

Оборудование:

  1. Проектор+экран
  2. Фортепиано
  3. Баян
  4. Ноутбук
  5. Акустическая установка (усилитель + 2 колонки)

II.4. Методические материалы

Первое ознакомление детей с такими понятиями как детский фольклор, исполнительское мастерство, средства музыкальной выразительности. Педагог формирует у детей представление о значимости музыки в повседневной жизни, как способе чувств, мыслей и настроения человека, воспитывает музыкальные вкусы и интересы учащихся, развивает музыкально-творческие способности детей. В плане исполнительского образования у детей вырабатываются умения и навыки петь и двигаться легко, свободно, не напрягаясь, естественным голосом, внимательно слушая аккомпанемент, стараться точно воспроизводить. Исполнение песен и музыкально-ритмических движений у учащихся развивают чувство ритма, способность почувствовать и передавать различные средства музыкальной выразительности: темп, его ускорение и замедление; динамику (тихо, громко, постепенно громко, тихо); регистр; характер произведения; строение песен. Звуковысотность осваивается с помощью интонации как основы музыкальной речи. К концу курса используются вокальные, ритмические, танцевальные импровизации, как итог творческого обучения детей.        


Список литературы:  

1.Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста (старшая группа). Спб: Композитор, 2010г.

2. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Праздник каждый день. Программа  музыкального воспитания детей дошкольного возраста (подготовительная группа). Спб: Композитор, 2010г.

3.Тютюнникова Т.Э. Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение. Программа.М.2009.

4. Тютюнникова Т.Э. Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь,   движение. Методика «Открыть музыку в ребёнке».,М.2009.

5. Тютюнникова Т.Э. Видеть музыку и танцевать стихи. Творческое  музицирование, импровизация и законы бытия.

6. Тютюнникова Т.Э. Ушки на макушке. Пособие по пению.

7. Тютюнникова Т.Э.,  Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение. Игры с инструментами.

8. Тютюнникова Т.Э. Весёлая шарманка. Шумовой оркестр для детей.М.

9. Тютюнникова Т.Э. Бим! Бам! Бом! Сто секретов музыки для детей. Выпуск 1. Игры звуками: Учебно-методическое пособие. СПб.,2018.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная (адаптированная) программа дополнительного образования "Весёлый оркестр"

Модифицированная (адаптированная) программа дополнительного образования «Весёлый оркестр», составленная на основе программы Т.Э.Тютюнниковой Уроки музыки. Система Карла Орфа. и «Этот удивительный ритм...

Модифицированная (адаптированная) программа дополнительного образования "Детский оркестр" для детей 5-7 лет Автор - составитель музыкальный руководитель Колесова Елена Николаевна.

Программа  "Детский  оркестр" расчитана на  детей  старшего  дошкольного  возраста, имеющих  уже  первоначальные навыки  и  умения  игры  на...

Программа дополнительного образования по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах « ВЕСЁЛЫЙ ОРКЕСТР» для детей 6-7 лет

Программа дополнительного образования по обучению детей игре на детских музыкальныхинструментах  « ВЕСЁЛЫЙ  ОРКЕСТР»для детей 6-7 лет...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа художественной направленности «Оркестр Карла Орфа»

В ХХ веке вопрос использования музыкальных инструментов в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста неоднократно поднимался в работах известных педагогов-музыкантов.  В особенности плодот...

Рабочая программа дополнительного образования. Кружок "Озорной оркестр"

Рабочая программа дополнительного образования. Кружок "Озорной оркестр"...