ТРИЗ - пособие "Всё состоит из частей"
учебно-методическое пособие
В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии, одной из которых является ТРИЗ. Предлагаю Вашему вниманию дидактическое ТРИЗ-пособие, созданное на основе изобретения Р.Луллия «Круги-Луллия». Дидактическое пособие может быть использовано как средство познавательного развития в работе с детьми дошкольного возраста. Пособие предназначено для детей 3-7 лет. Играть можно как с одним ребёнком, так и с группой детей. Данная методика – это игры на основе кругов Луллия и разнообразных картинок.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 654.78 КБ |
Предварительный просмотр:
ТРИЗ-пособие «Все состоит из частей»
Предлагаю Вашему вниманию дидактическое ТРИЗ-пособие, созданное на основе изобретения Р.Луллия «Круги-Луллия». Дидактическое пособие может быть использовано как средство познавательного развития в работе с детьми дошкольного возраста. Пособие предназначено для детей 3-7 лет. Играть можно как с одним ребёнком, так и с группой детей. Данная методика – это игры на основе кругов Луллия и разнообразных картинок. Меня заинтересовали круги Луллия и захотелось с ними работать.
Цель
-формировать обобщенное понятие о том, что каждый предмет состоит из частей;
-осваивать новые способы познания мира;
-формировать навыки, позволяющие самостоятельно решать возникающие проблемы.
Задачи
-совершенствование грамматического строя речи и обогащение словаря;
-установление причинно-следственных связей между объектами;
-развитие навыков фантастического преобразования объектов;
-формирование способности видеть суть проблемы;
-развитие мелкой моторики и координации движений рук.
Актуальность
Дошкольный возраст является уникальным по свой значимости для всей последующей жизни, поэтому особенно важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо еще в дошкольном возрасте развивать творческое мышление, способность нестандартно мыслить и смотреть на окружающий мир.
Технология ТРИЗ позволяет осуществить естественным образом личностно-ориентированный подход, что особенно актуально в контексте ФГОС ДО.
Процесс воспитания и обучения ребенка – это взгляд современного человечества в будущее. Мы вступили в стремительно меняющийся мир, в эпоху информационной революции. Знания актуальные сегодня, завтра безнадежно устаревают. И это закономерно повлекло за собой появление ряда глобальных проблем в области образования на всех уровнях. Очевидна новая потребность, как научить детей жить в динамичном, быстро развивающемся мире.
В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии, одной из которых является ТРИЗ.
Технология ТРИЗ - это педагогическое направление, цель которого - развить у детей память, логику, обогащать словарь и развивать речь, формировать мышление, воображение, поисковое решение и воспитать творческую личность, подготовленную к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности, что очень важно для будущего школьника. ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность
Дети, играя в ТРИЗ, видят мир во всем его многоцветии, многообразии и многогранности.
В работе с детьми, по данной технологии нам необходимо придерживаться следующего:
-выслушивать каждого желающего;
-давать только положительные оценки;
-говорить: интересно, необычно, хорошо, любопытно;
-импровизировать в беседах на занятиях и идти за логикой ребёнка, подчиняясь ей, не навязывая своего мнения;
-учить детей возражать взрослым и друг другу, но возражать аргументировано, предлагая что–то взамен или доказывая.
Самое главное — обращать внимание ребенка на интересные вещи, не пытаться все на свете объяснить и дать в готовом виде, почаще смотреть на ситуацию с разных сторон, находить хорошее в «плохом» и плохое в «хорошем», размышлять вместе, проводить опыты, но не пытаться полностью объяснить результаты — другими словами, воспитывать любознательность у дошкольников во всех проявлениях.
Описание ТРИЗ-пособия
Дидактическое пособие представляет собой два круга-пластинки разного диаметра, нанизанных на общий стержень. В верхней части стержня установлена стрелка. Все круги разделены на одинаковое количество секторов. В данном случае -8. Первый круг – объекты: чайник, машина, дерево, река, книга, куртка, часы, белка. Второй круг - части этих объектов: крышка от чайника, колесо, ветка, рыба, буква, пуговица, циферблат, хвост. Круги и стрелка подвижны. Свободное вращение всех частей приводит к тому, что под стрелкой оказываются определённые сектора на каждом из кругов.
Варианты дидактических игр на основе ТРИЗ-пособия «Всё состоит из частей»
- «Найди реальное сочетание - соедини правильно». Необходимо соединить объект и его часть и рассказать какую часть объекта показывает стрелка, и предложить назвать ребенку другие части объекта не нарисованные на картинке. Например, белка – хвост, у белки есть хвост и это ее часть. Но у нее есть еще части: голова, туловище, лапы, уши. Машина - колесо, колесо - это часть машины. Частью машины являются также руль, кабина, кузов.
Вывод: у любого объекта есть часть.
2. «Объясни необычное сочетание». После раскручивания кругов рассматриваем полученное сочетание и предлагаем ребенку объяснить это объединение. Например, река - крышка от чайника. Бывает, что люди бросают мусор в реку. Вот крышка от чайника и оказалась на дне реки. В этом случае крышка от чайника - это часть реки.
3. Придумай фантастическую историю или сказку. Ребенку предлагается составить фантастический рассказ или сказку. Например, река - крышка от чайника. «Однажды туристы захотели у реки поужинать. Один мальчик пошел к воде и нечаянно уронил крышку от чайника в реку. Лежит на дне крышка и плачет. Рыбки плавают рядом и хотят ей помочь выбраться из воды…
4. Реши проблему. В этом упражнении решаются реальные задачи. «Если крышка чайника останется в воде, какие проблемы появятся у реки?
-В воде крышка чайника покроется ржавчиной . Вода будет портится, плохо будет всем жителям. Как можно достать крышку из воды? (Все железное можно достать из воды магнитом).
Вывод: ТРИЗ – это технология будущего! Если педагог освоит ТРИЗ, он сможет не просто обучать, а вдохновлять детей, давать им реальные инструменты для жизни. В ДОО, где применяют ТРИЗ, дети становятся изобретателями, аналитиками, творцами – именно такими людьми, которые в будущем смогут решать сложные задачи, строить карьеру и добиваться успеха!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированные методы ТРИЗ–РТВ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями (часть I)
Адаптированные методы ТРИЗ–РТВ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями (часть I)...

Разработка НОД "Неживая природа состоит из частичек"
Презентация НОД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ...

Проектная деятельность. Тема: «Моя семья – мое счастье». Проект состоит из 2 частей (1 часть)
Цель проекта. Закрепить представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Воспитывать чувство глубокой любви и привязанности к самым близки...

Проектная деятельность. Тема: «Моя семья – мое счастье». Проект состоит из 2 частей (2 часть)
Цель проекта. Закрепить представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Воспитывать чувство глубокой любви и привязанности к самым близким и ро...
Адаптированные методы ТРИЗ–РТВ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями (часть I)
Возможность некоторого разведения формирования умственных и речевых действий создает условия для поэтапного обучения учебным действиям по полноценному овладению правилами смысловой, содержательной и я...

Занятие:"Составление рассказа по системному оператору как часть проекта "Мебель" с использованием методов ТРИЗ-РТВ и ЭОР".
Занятие по развитию речи для детей старшего возраста по составлению творческих рассказов и сказок с использованием технологии ТРИЗ-РТВ и ЭОР. Наш детский сад уже более 20 лет с успехом применяет эту т...

Игры для дошкольников "Из каких частей состоит постройка?"
Игры для старших дошкольников "Из каких частей состоит постройка?"...
