Влияние развивающей среды на художественно-эстетическое и творческое развитие детей
материал

Надежда Викторовна Степанова

Заботливо организованная, вдохновляющая среда, созданная взрослым, становится плодородной почвой для всестороннего развития. Активность ребёнка в пространстве, насыщенном возможностями, расцветает под лучами свободы выбора деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние развивающей среды на художественно-эстетическое и творческое развитие детей

Степанова Надежда Викторовна

МБОУ «СОШ №4 имени В. В. Бианки»

Город Бийск

Реализация программы «От рождения до школы» требует от дошкольного образовательного учреждения особого подхода к организации предметно-развивающей среды. Ведь расцвет детской личности обусловлен не только грамотно выстроенным процессом воспитания и развития, но и тем, какое окружение лепит мировоззрение ребёнка, наполняет его жизнь красками и впечатлениями. Иными словами, заботливо организованная, вдохновляющая среда, созданная взрослым, становится плодородной почвой для всестороннего развития. Активность ребёнка в пространстве, насыщенном возможностями, расцветает под лучами свободы выбора деятельности.

Ключевым моментом в создании такой среды является педагогическая идея, словно путеводная звезда. Достижение этой высокой цели становится возможным благодаря реализации образовательной программы. Развивающая среда предстаёт перед нами не просто набором предметов, а живым организмом, сотканным из естественности, комфорта и уюта. Это пространство, рационально организованное, богатое сенсорными раздражителями и увлекательными игровыми материалами. В оформлении предметной развивающей среды находят своё место любимые детские персонажи (в нашей группе – это неунывающие Смешарики). Цветовая палитра, выдержанная в спокойных, тёплых тонах, окутывает детей атмосферой гармонии и благотворно влияет на их психоэмоциональное состояние в течение дня. Однако, зоны, требующие сосредоточенности и внимания, взрываются яркими красками и захватывающими сюжетными акцентами. В таком окружении каждый ребёнок имеет возможность погрузиться в активную познавательно-творческую деятельность.

Специально организованная среда оказывает магическое воздействие на развитие способности ребёнка к самообучению. Она становится фундаментом для формирования чувства уверенности в своих силах, дарит возможность испытывать и реализовывать свой потенциал, проявлять самостоятельность и утверждать себя в качестве активного творца.

При создании развивающей среды учитываются уникальные особенности каждого ребёнка: уровень развития, интересы, склонности, способности, половая принадлежность, личностные качества и многое другое.

Развивающая среда создаётся с учётом возрастных возможностей детей и оформляется таким образом, чтобы каждый ребёнок мог найти себе занятие по душе и чувствовать себя комфортно.

В детском саду созданы развивающие зоны, уголки для самостоятельной, активной и целенаправленной деятельности детей во всех её проявлениях: игровой, двигательной, изобразительной, театрализованной, конструктивной и т.д. Здесь размещаются и хранятся разнообразные материалы для развивающих игр и занятий. Работа по совершенствованию развивающей среды ведётся непрерывно, на протяжении всего времени пребывания дошкольника в группе.

Природно-экологические объекты, игровые и спортивные уголки, художественные студии, наборы игрушек и пособий, аудиовизуальные и информационные средства обучения и воспитания – всё это является основными элементами развивающей среды.

Расположение мебели и игрового оборудования отвечает требованиям техники безопасности, санитарно-гигиеническим нормам, физиологии детей и принципам функционального комфорта, обеспечивая свободу передвижения. Предметно-развивающая среда соответствует высоким художественно-эстетическим требованиям.

Пространство помещений трансформировано в разнообразные «уголки» и «центры», удовлетворяющие потребность ребёнка в развитии познавательного общения и активности. В то же время, некоторые уголки предлагают возможность уединения, способствуя развитию самостоятельности и самодостаточности.

Расположение предметов и организация развивающей среды в различных возрастных группах имеют свои отличительные особенности:

  • В группах раннего возраста выделяется просторное открытое пространство, где дети могут играть с крупными игрушками, игрушками-двигателями. Широко представлены игры и материалы по сенсорному развитию и развитию речи.
  • Во второй младшей и средней группах появляются уголки сюжетно-ролевых игр и расширяется раздел сенсорики.
  • В группах среднего, старшего и подготовительного к школе возраста создаются уголки «уединения» и психологической разгрузки. Появляется центр экспериментирования – источник информации и неиссякаемого интереса, развивающий наблюдательность и мыслительную деятельность. Центр конструирования становится любимым местом для мальчиков.

В группах пространственное расположение игр подчиняется развитию речи и основных психических процессов.

Для развития детского творчества центр изо-деятельности наполнен материалами и средствами изобразительной деятельности (иллюстрациями известных художников, портретами художников, репродукциями произведений изобразительного искусства).

В центре театрализованной деятельности ребёнок может найти образы героев для пальчикового, настольного и кукольного театра, подобрать атрибуты для игр-драматизаций и режиссёрских игр, где всегда есть возможность развить свою фантазию, речь, её интонацию и выразительность.

Таким образом, в группе созданы условия, соответствующие формированию психологических новообразований, проявляющихся у детей в разные периоды дошкольного детства.

Содержание предметно-развивающей среды соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется и постоянно обогащается с ориентацией на поддержание интереса детей, на «зону ближайшего развития», на информативность, индивидуальные возможности и способности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Влияние вечеров-развлечений на формирование художественно-эстетического вкуса и творческих способностей детей "

Программа воспитания в детском саду предусматривает всестороннее развитие личности ребенка. Большое внимание уделяется эстетическому  воспитанию каждого ребенка, которое осуществляется в процессе...

ОПЫТ РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Технологии в создании развивающей среды для организации продуктивной деятельности детей старшего докольного возраста....

Построение образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО. Создание предметно – развивающей среды по художественно – эстетическому развитию детей. Оснащение уголков театрального развития в разных возрастных группах

Идеальная цель педагогического процесса, к которой должен стремиться каждый воспитатель ДОУ – это воспитание  всесторонне  развитой  личности и счастливого ребенка.  Все, что...

«СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ГОДА»

     Одним из важнейших факторов развития личности ребенка является среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает. Пространство, организованное для детей в образовател...

Организация предметно-пространственной развивающей среды по художественно-эстетическому развитию детей

развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его самореализации, через художественно-эстетическую деятельность....

Презентация "Предметно - развивающая среда по художественно - эстетическому развитию детей раннего возраста".

Художественно - эстетическая развивающая среда стимулирует развитие у ребёнка эстетической культуры, развивает творческую мотивацию. Это пространство позволяет ребёнку стать творческим человеком. Спец...

презентация на тему "Организация предметно-пространственной развивающей среды по художественно-эстетическому развитию детей"

Изучение  проблемы  творческой  и разносторонней личности  дошкольника актуально  в  связи  с  тем,  что главное  условие  прогрессивного обществ...