Мастер-класс по развитию технического творчества и конструктивной деятельности дошкольников через Тико-моделирование
методическая разработка (старшая группа)

Волкова Наталья Анатольевна

Совр.Задача современного педагога: научить дошкольников основам технического творчества и сегодня в этом нам может помочь ТИКО-конструктор.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад для педагогов по развитию технического творчества и конструктивной деятельности дошкольников через Тико-моделирование

Сегодня я хотела бы поделиться своим опытом работы по развитию технического творчества и конструктивной деятельности дошкольников через Тико-моделирование.

Современные дети живут в эпоху активной информатизации и роботостроения. Технические достижения все быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают у детей интерес к современной технике и техническому творчеству.

Задача современного педагога: научить дошкольников основам технического творчества и сегодня в этом нам может помочь ТИКО-конструктор. Что же это такое?

ТИКО или Трансформируемый Игровой Конструктор для обучения - это набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В результате работы для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно.

Внутри больших фигур конструктора есть отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в роли «окошка», «двери», «глазок». Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, машины, корзины и т.д. Использование конструктора  ТИКО в моей работе может быть в рамках коллективной образовательной деятельности, проектной деятельности, игры-драматизации, свободной деятельности, сюжетно-ролевой игры и т.д.

В игре с конструктором ребенок запоминает не только названия и облик плоскостных фигур (треугольники равносторонние, равнобедренные и прямоугольные, квадраты, прямоугольники, ромбы, параллелограммы, трапеции, пятиугольники, шестиугольники и восьмиугольники). Дети играют со всем, что попадается им в руки, поэтому им нужны для игр безопасные и прочные вещи, и конструкторы ТИКО дают им возможность для экспериментирования и самовыражения.

В настоящее время работа по ТИКО - моделированию значима в свете внедрения ФГОС ДО, так как является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников и обеспечивает интеграцию образовательных областей:

  • Познавательное развитие: техническое конструирование, воплощение замысла из деталей ТИКО-конструктора;
  • Речевое развитие: посредством конструктора ТИКО-грамматика (развитие фонематического слуха, словообразование, понятие синтаксис)
  • Художественно-эстетическое развитие: творческое конструирование, создание замысла из деталей ТИКО-конструктора;
  • Физическое развитие: координация движения, крупная и мелкая моторика обеих рук;
  • Социально-коммуникативная: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и друг с другом, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

ТИКО - моделирование позволяет мне, как педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры, так как процесс конструирования часто сопровождается игрой, а выполненные детьми поделки сами становятся предметом многих игр. Работа с конструктором формирует познавательную активность детей моей группы, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества. А так же объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляет ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Существует ряд задач, которые мы решаем с детьми во время работы с конструктором ТИКО.

Образовательные задачи:

-  систематизируют знания детей о геометрических представлениях (за счёт целостного видения фигуры);

- способствуют лучшему восприятию информации (за счёт интеграции зрительного и тактильного восприятия);

- формируют навыки пространственного, абстрактного и логического мышления.

 Развивающие задачи:

- улучшают моторику рук (за счёт постоянной работы с деталями конструктора);

- развивают творческие способности (возможность создавать оригинальные конструкции);

- прививают художественный вкус и эстетическое восприятие (за счёт яркости и многообразия получаемых цветовых решений).

Воспитательные задачи:

- воспитывают интерес к предмету (за счёт необычной формы задания);

- тренируют дисциплину (за счёт сильной вовлечённости в создание проекта);

- стремясь добиться определенного результата, ребенок ставится настойчивым и целеустремленным.

Существует классификация конструирования по формам работы. В своей педагогической деятельности я использую следующие формы работы:

Конструирование по образцу заключается в том, что детям предлагаю готовую модель того, что нужно построить. В данной форме обучения обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий, основанная на подражании.

Конструирование по условиям основано на том, что образца нет, а детям задаю только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки - большим). Это формирует у детей умение анализировать условия и уже на этой основе строить свою практическую деятельность достаточно сложной структуры. Дети легко и прочно усваивают общую зависимость структуры конструкции от её практического назначения и в дальнейшем самостоятельно определяют конкретные условия, которым должна соответствовать их постройка, высказывают интересные замыслы и воплощают их.

Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам заключается в практическом создании детьми конструкций по простым чертежам-схемам.

Конструирование по замыслу по сравнению с конструированием по образцу обладает большими возможностями для развертывания творчества детей, для проявления их самостоятельности; здесь ребенок сам решает, что и как он будет конструировать.

Конструирование по теме (проекту) – это форма конструирования, которая очень близка по своему характеру конструированию по замыслу, с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель организации конструирования по заданной теме - актуализация и закрепление знаний и умений, а также переключение детей на новую тематику в случае заострения их внимания на одной и той же теме.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что игры с конструктором ТИКО позволяют создать своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта ребенка. Развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию деталей и предметов, умение находить ошибки и недостатки, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим и техническим складом мышления. Использование обучающих конструкторов ТИКО – эффективная инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста.

А сейчас я хочу поделиться своим опытом работы с этим конструктором.

Обратите внимание,  что детали ТИКО имеют две стороны, одна шершавая, другая гладкая. ТИКО – детали соединяем шершавой стороной наружу, гладкой стороной внутрь, расположив их примерно под углом 60-90 градусов, по отношению друг к другу. Расположение соединительных элементов ТИКО – деталей – шарик под дугой; дугу накладываем на шарик, слегка надавливаем и «шарнирный замочек» застёгивается.

Начнем мы с самого первого этапа работы с конструктором ТИКО, а именно мы с ним познакомимся. Первое задание, которое в своей работе я предлагаю детям, это «Рассортировать конструктор по цвету»,  следующее задание «Рассортировать конструктор по форме» и «Рассортировать по размеру».

Дальше мы с детьми учимся правильно соединять конструктор между собой на «шарнирные замочки» и выполнять работу по образцу или условиям, например, сейчас я предлагаю вам построить из простых элементов конструктора, дорожку узкую и широкую или заборчик высокий и низкий.

Для детей старшего дошкольного возраста можно проводить более сложное конструирование по условиям, а именно диктанты для ТИКО-моделирования. Сейчас я хочу провести такой диктант с вами.

Кот Дымок

Детали: прямоугольник – 1, квадрат маленький – 1, треугольник остроугольный – 1, треугольник равносторонний маленький-4.

Задание:

1. Расположите прямоугольник горизонтально.

2. К прямоугольнику справа прикрепите остроугольный треугольник.

3. К прямоугольнику снизу прикрепите два равносторонних треугольника.

4. К прямоугольнику сверху слева прикрепите квадрат.

5. К квадрату сверху и справа прикрепите равносторонние треугольники.

Кот9

                 

Следующий этап нашей с вами работы - это конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. Дети старшей и подготовительной группы уже могут создавать объемные конструкции.

А сейчас  вам предлагаю  немного поиграть.  Для этого нам нужно разделиться на 3 группы, 1группа -  воспитатели, работающие с детьми младшего дошкольного возраста, 2 группа соответственно-среднего дошкольного возраста, а 3 группа – старшего дошкольного возраста. Я вам раздам схемы, которые будем с вами воспроизводить (раздаю папки со схемами). Обращаю ваше внимание, что в процессе игры обязательно называйте ребенку все фигуры и объясняйте, что если какой-то фигуры нет, то ее можно легко сделать с помощью замещения одной детали на несколько других. Например, большой квадрат можно сделать из двух прямоугольников, а маленький квадрат из четырех треугольников и т.д. Так вы обогащаете его словарный запас и помогаете ему в будущем легче овладеть геометрией.

Уважаемые коллеги, хочу задать вопрос. Собрав до конца героя или какой-нибудь предмет, ребенок достиг желаемого результата? А можно поставить на полочку и все? Или у вас есть какие-предложения, что можно сделать еще с этим героем или предметом? (Ответы воспитателей).

Давайте полюбуемся на дело рук детей. Посмотрите сколько всего красивого и интересного они умеют создавать (показываю презентацию).

Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.

Мастер-класс подошёл к концу.

Возник ли у вас интерес к работе с конструктором ТИКО в рамках вашей педагогической деятельности?

В заключение моего выступления хотелось бы отметить, что ТИКО - моделирование является на сегодняшний день одним из востребованных видов конструирования в дошкольном образовании, которое дает колоссальный скачок для развития и успешного становления будущего поколения.

Спасибо вам за внимание и плодотворную работу!

Мастер-класс.

Тема: «Развитие детей дошкольного возраста посредством инновационной образовательной технологии «ТИКО – моделирования».

Цель: знакомство педагогов с инновационной образовательной технологией «ТИКО – моделирования, и способами ее использования в развитии детей дошкольного возраста.

Теоретическая часть.

Реализация ФГОС ДО требует от педагогов организации инновационной развивающей среды, применения новых нетрадиционных форм работы с детьми. В этом смысле конструктивно-модельная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать развитие, образование и воспитание детей в игре, более того посредством образовательных конструкторов значительно можно разнообразить предметную среду и сделать ее развивающей.

Анализ современной методической и практической литературы, посвященной «Технологии ТИКО – моделирования», показал, что, данная инновационная технология действительно развивает познавательные способности ребенка.

В чем особенность работы с конструктором ТИКО.

Технология ТИКО-конструирования разработана с учетом требований ФГОС ДО и соответствует возрастным особенностям дошкольников от 3 до 7 лет.

Практические занятия и занимательные упражнения позволяют нам формировать и развивать пространственные, зрительные и математические представления через игровой формат занятий.

Дети успешно овладевают основными приёмами умственной деятельности, ориентируются на плоскости и в пространстве, общаются, работают в группе, коллективе, увлекаются самостоятельным техническим творчеством.

Что развивает ТИКО:

Т - творческие умения

И - интеллектуальные умения

К - коммуникативные умения

О - организаторские и оценочные умения

Основные развивающие задачи ТИКО:

- познакомить с геометрическими фигурами и объемными телами;

- укрепить детские пальчики и кисти, развивая тем самым мелкую моторику, это залог и предпосылки к  успешного обучения письму в начальной школе;

- штриховка схем — обеспечивает развитие  зрительно—моторной координации.

- Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество.

- Формировать пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.

- Развивать умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций.

- Развивать операции логического мышления,

Технология ТИКО-моделирования является инновационной технологией в линейке конструкторов нового поколения.

«ТИКО» – это Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения, разработанный отечественным производителем ЗАО НПО «РАНТИС» по рекомендациям Российской академии образования. В составе «ТИКО» различные многоугольники разных цветов, квадраты с цифрами, знаками действий, буквами и т.д., изготовленные из износостойкого гигиенически безопасного пластика. Все детали конструктора соединяются между собой с помощью шарнирных соединений, позволяющих одной детали вращаться вокруг другой.

ТИКО – технология включает в себя 10 различных наборов.

Каждый набор рассчитан для игр детей разного дошкольного и школьного возраста. К наборам прилагаются папки по моделированию для создания плоскостных конструкций и технологические карты для создания объемных конструкций.

Практическая часть.

Работа с конструктором включает в себя 2 модуля – «Плоскостное моделирование» и «Объемное моделирование». У каждого модуля свои предметные цели и задачи.

«Плоскостное моделирование»

Освоение с детьми технических навыков с конструктором ТИКО происходит постепенно от простого к сложному, как и с любым другим конструктором. Сейчас я хочу рассказать о поэтапном внедрении тико-технологии.

Первое что мы делаем – это осматриваем детали конструктора. Вместе с детьми мы выяснили, что в нем есть треугольники, квадраты, прямоугольники. Далее, обратим внимание на то, что они имеют разный цвет, а так же разного размера. Следовательно, мы можем классифицировать: по форме, по цвету, и по размеру.

Далее, когда дети познакомятся с деталями конструктора, мы учимся их соединять. Важно, соединять их под углом. Делаем самые простые задания. Например, дорожку для зайчика (зайчик убегает от волка).

Когда дети хорошо научились соединять детали конструктора, приступаем к работе с полными схемами. В них все делали прорисованы.

Собирать по схеме конструкцию: в 3 уровня: 

  1. педагог сам готовит все детали.
  2. педагог кладет лишние детали.
  3. работа с замещением.

Развивают умения: внимательно рассматривать схему и узнавать фигуру; делить схему на составные части; раскрашивать схему в соответствии с собранной конструкцией (цвет деталей конструкции должен совпадать с цветом деталей на  схеме); находить и раскрашивать отдельные детали конструкции; дорисовывать недостающую деталь конструкции, дорисовывать несколько недостающих деталей конструкции, рисовать детали, из которых собрана конструкция, соединять различные ТИКО-фигуры в единую композицию, объединённую тематически.

Сконструируй фигуру (дом) и раскрась схему.

Внизу раскрась ТИКО-детали, из которых составлена фигура. Дорисуй недостающие ТИКО-детали.

Дом1

квадрат большой с квадратным отверстием

прямоугольниктреугольник прямоугольный

ромб

треугольник равнобедренныйтреугольник равнобедренный маленький

Работа с контурными схемами.

Схемы для удобства можно распечатать заламинировать и дети прорисовывают детали фломастером.

Развиваем умения:

- расчерчивать схему на ТИКО-детали. 

- собирать по контурной схеме конструкцию:

 (Возможны различные варианты сборки конструкции, важно, чтобы была достигнута цель – контуры конструкции должны по форме точно совпадать с контурами схемы; если дети затрудняются в сборке конструкции, педагог в помощь детям на доске частично расчерчивает схему.)

- находить различные варианты сборки одной и той же конструкции;

Сконструируй фигуру по контурной схеме.

Расчерти и раскрась схему.

Внизу нарисуй ТИКО-детали, из которых собрана конструкция.

Джип - конт

Работа с логическими задачами:

 Сконструируй фигуру (кот) и раскрась схему.

Внизу раскрась ТИКО-детали, из которых составлена фигура. Дорисуй недостающие ТИКО-детали.

Кот5

Котёнок любит разноцветное печенье. Раскрась четырехугольное

печенье оранжевым карандашом, треугольное печенье - зелёным

карандашом, а пятиугольное печенье – синим карандашом.

квадрат     пятиугольник маленькийромбтреугольник равнобедренный

прямоугольник

треугольник равнобедренный маленькийпрямоугольниктреугольник равнобедренныйпятиугольник маленькийромб

Графические (слуховые) диктанты

Закрепление понятий «слева», «справа», «направо», «налево». Ребенок закрепить умение различать правую и левую руку. Изучить такие понятия, как «над», «под», «сбоку», «вверх», «вниз», «около», «выше», «ниже», «между».

Собака

Детали: шестиугольник - 1, треугольник остроугольный - 1, треугольник равносторонний маленький – 2, квадрат маленький - 5.

Задание:

1. Соедините три квадрата между собой. Расположите фигуру горизонтально.

2. К первому квадрату сверху прикрепите шестиугольник, а снизу квадрат.

Собака3

«Объемное моделирование»

  При объемном моделировании для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно.

От квадрата к кубу. Начинать надо с развертки. Проговорить, какие нужны детали, сколько? Для начала, дети только сгибают, а далее соединяют. Обратить внимание на то, что в неправильную сторону детали не соединяются. Далее дети уже сами по схеме собирают развертки.

В дальнейшем, когда дети осваивают навыки креативного моделирования ТИКО конструктор можно использовать в разных направлениях:

можно приступить к конструированию на различную тематику.  А так же объемное моделирование можно использовать и в проектной деятельности. Здесь можно организовать совместную работу с родителями.

Кроме того можно обыграть любое художественное произведение. Можно построить самих персонажей и использовать их для театрализации, или создать атрибуты для превращения в этих персонажей.

Набор «Арифметика» - содержит цифры и арифметические знаки и позволяет составлять примеры на арифметические действия. Набор «Грамматика» - включает буквы со знаками препинания. Количество отдельных букв соответствует частоте их употребления в письменной речи. Данный набор можно использовать по обучению детей грамоте.

ТИКО – Архимед – позволяет использовать при изучении и конструировании объёмных геометрических фигур. Познакомить с разными видами углов,  с терминами «угол», «вершина», «грань», «ребро»,  «острый угол», «равные углы». В игре с конструктором ребенок не только запоминает названия и облик плоскостных фигур (треугольники равносторонние, равнобедренные и прямоугольные, квадраты, прямоугольники, ромбы, параллелограммы, трапеции, пятиугольники, шестиугольники и восьмиугольники). Малышу открывается мир призм, пирамид, звезд Кеплера. Детям можно наглядно показать отличия плоскостных фигур (например, квадрат)  от объемных (например, куб).

Заключительная часть:

И на прощание я предлагаю собрать чемодан в дорогу.

Упражнение «Чемодан в дорогу»

Я узнала что…

Я убедилась в том что…

Мне было интересно…

Мне не понравилось…

Для меня было новое…

Все участники мастер – класса получают бланк с незаконченным предложением. Закончив предложение, кладут бланк в «чемодан».

- Благодарю всех за работу!

Список использованной литературы:

1.«Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС» М.С. Ишмаковой - ИПЦ Маска, 2013 г.

2. Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Н.М.Карпова, И.В.Логинова - ООО НПО «РАНТИС» 2014 с мультимедийными работами.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

4. Развитие ребенка в конструктивной деятельности:

Справочное пособие. Шайдурова Н.В. - М.: ТЦ Сфера, 2008

5. http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/doshkolnik/ Интернет-ресурсы

(методические и дидактические материалы для работы с конструктором ТИКО).

ТИКО - это:
• Творческие умения
• Интеллектуальные умения;
• Командная работа; коммуникативные умения
• Оригинальность мышления.

Давайте подумаем, какие умения развивает конструктор ТИКО по названию букв:
Т – Творческие умения
И – Интеллектуальные умения
К – Коммуникативные умения
О – Организаторские и оценочные умения

Правила присоединения:

Ставим шарик под дугу,

Защелкним, вот как Я могу!

получается замок,

чтоб Я собрать постройку смог.

Дарья

«Знакомство с конструктором ТИКО»

Уважаемые коллеги!

Сегодня я хочу поделиться опытом своей  работы с конструктором ТИКО.

Что такое же такое  ТИКО?

Трансформируемый  Игровой  Конструктор для Обучения «ТИКО» – это набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Внутри больших фигур конструктора есть отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в роли «окошка», «двери», «глазок». Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговика и т.д. Использование конструктора  ТИКО может быть  в детском саду в рамках: коллективной образовательной деятельности, проектной деятельности, игры-драматизации, свободной деятельности, сюжетно-ролевой игры и во всех видах деятельности

В игре с конструктором ребенок выучивает не только названия и облик плоскостных фигур (треугольники равносторонние, равнобедренные и прямоугольные, квадраты, прямоугольники, ромбы, параллелограммы, трапеции, пятиугольники, шестиугольники и восьмиугольники). Малышу открывается мир призм, пирамид и  др. Дети играют со всем, что попадается им в руки, поэтому им нужны для игр безопасные и прочные вещи, и конструкторы ТИКО дают им возможность для экспериментирования и самовыражения

Детство – это радость открытий, волшебное погружение в окружающий мир, узнавание и понимание его. Основная задача родителей и педагогов - показать детям окружающий мир «изнутри» и помочь ребёнку понять своё место в этом мире, как его полноправного участника и преобразователя.

Для современного этапа развития системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. Использование обучающих конструкторов ТИКО - эффективный метод работы с детьми дошкольного возраста. Увлеченные в процесс моделирования и конструирования, дети не замечают, как в игре педагогом реализуются воспитательные и образовательные задачи.

Задачи конструкторов «ТИКО»:

Образовательные:

-  систематизируют знания детей о геометрических представлениях (за счёт целостного видения фигуры);

- способствуют лучшему восприятию информации (за счёт интеграции зрительного и тактильного восприятия);

- формируют навыки пространственного, абстрактного и логического мышления.

 Развивающие:

- улучшают моторику рук (за счёт постоянной работы с деталями конструктора);

- развивают творческие способности (возможность создавать оригинальные конструкции);

- прививают художественный вкус и эстетическое восприятие (за счёт яркости и многообразия получаемых цветовых решений).

Воспитательные:

- воспитывают интерес к предмету (за счёт необычной формы задания);

- тренируют дисциплину (за счёт сильной вовлечённости в создание проекта).

- стремясь добиться определенного результата, ребенок ставится настойчивым и целеустремленным.

Для детей младшей группы я советую, сначала рассмотреть конструктор, потом научиться классифицировать конструктор:  по цветам и форме. После того как конструктор изучен можно приступать к обучению детей конструировать.

Существует 12 наборов конструктора ТИКО:

1. Фантазёр

2. Геометрия

3. Школьник

4. Архимед

5. Класс

6. Шары

7. Платоновы тела

8. Малыш

9. Арифметика

10. Грамматика

11. Эрудит

12. Английский язык

Для своей работы я выбрала набор ТИКО Фантазёр, по которому я провожу факультатив для детей старшего дошкольного возраста.

Программа факультативной деятельности «ТИКО-ФАНТАЗЕРЫ» имеет:

 • обучающую направленность, ориентированную на формирование и закрепление логико-математических представлений детей 6-7 лет;

• развивающую направленность, реализующуюся через развитие познавательного интереса у дошкольников, умение обобщать, анализировать, сравнивать, активизацию творческой деятельности с учетом его возможностей, склонностей, интересов;

• социализирующую направленность через развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

• становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

• развитие социального и эмоционального интеллекта, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Цель факультатива: развитие конструктивного мышления у детей старшего дошкольного возраста, через применение технологии ТИКО-моделирования.

Задачи:

Обучающие:

- совершенствовать представления о плоскостных и объёмных геометрических фигурах, телах и их свойствах;

- совершенствовать навыки конструирования по образцу, по схеме и по собственному замыслу.

Развивающие: 

- формировать умственные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);

- развивать сенсомоторные процессы (глазомер, точность руки) через деятельностный подход;

 - создать условия для творческой самореализации, мотивации на успех и достижения на основе предметно-преобразующей деятельности.

 Воспитывающие: 

- поддерживать интерес детей к совместной интеллектуальной деятельности, проявляя настойчивость, целеустремлённость и взаимопомощь;

- способствовать развитию у детей самоконтроля и самооценки.

 Инновационность и педагогическая целесообразность данной программы заключается:

• в простроенной системе логических заданий, позволяющей педагогу развивать у дошкольников пространственные и зрительные представления, а также в легкой, игровой форме освоить математические понятия и объемное моделирование;

• в создание дидактического материала, позволяющего осуществлять обучение детей вне организованной образовательной деятельности (в развивающей предметно-пространственной среде) и стимулировать активность ребенка в условиях свободного выбора деятельности;

 • в направленности программы на развитие ключевых компетентностей дошкольников: деятельностная, коммуникативная, социальная;  

• в соответствии основным требованиям ФГОС ДО и Концепции математического образования в Российской Федерации;

• в возможности реализовать индивидуально-личностный и деятельностный подходы в обучении детей;

Основные направления работы

Факультатив состоит из двух модулей. У каждого модуля свои предметные цели и задачи.

Модуль «Плоскостное моделирование»

Цель: исследование многоугольников, конструирование и сравнительный анализ их свойств.

Задачи:

  • совершенствование навыков классификации;
  • развитие комбинаторных способностей;
  • развитие умения мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое;
  • изучение и конструирование различных видов многоугольников;
  • знакомство с симметрией, конструирование узоров и орнаментов;
  • овладение навыками пространственного ориентирования;
  • обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта;
  • обучение различным видам конструирования.

Чтобы научиться создавать собственные объемные модели, ребенку необходимо освоить конструирование, анализ и сопоставление объектов на плоскости, используя для этого картинки, иллюстрации, схемы, фотографии, рисунки. Очень важно сформировать у дошкольников умение выявлять особенности исследуемой формы, находить характерные признаки и опускать менее важные детали.

           Темы, подобранные для конструирования, расширяют кругозор и охватывают основной спектр человеческой деятельности: сказки, мебель, животные, транспорт, бытовая техника, космос.

Модуль «Объемное моделирование»

Цель: исследование многогранников, конструирование и сравнительный анализ их свойств.

Задачи:

  • формирование целостного восприятия предмета;
  • выделение многогранников из предметной среды окружающего мира;
  • изучение и конструирование различных видов многогранников;
  • исследование «объема» многогранников;
  • развитие конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме.

Развитие у детей образного мышления и пространственного воображения дает возможность в будущем разбираться в чертежах, схемах, планах, развить способность воссоздавать образ в трехмерном пространстве. 

Дети познакомятся с основными геометрическими фигурами, их параметрами, будут тренировать глазомер. Научатся видеть в сложных объемных объектах более простые формы.

Так же работая с ТИКО конструктором нужно не забывать об особенностях детей. Я работаю с детьми с задержкой психического развития.

Под термином «задержка психического развития» понимаются синдромы отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых), замедление темпа реализации закодированных в генотипе возможностей. Это понятие употребляется по отношению к детям со слабо выраженной органической или функциональной недостаточностью центральной нервной системы (ЦНС). У большинства детей с ЗПР наблюдается полиморфная клиническая симптоматика: незрелость сложных форм поведения, недостатки мотивации и целенаправленной деятельности на фоне повышенной истощаемости, сниженной работоспособности, энцефалопатических расстройств. В одних случаях у детей страдает работоспособность, в других - произвольность в организации и регуляции деятельности, в-третьих - мотивационный компонент деятельности. У детей с ЗПР часто наблюдаются инфантильные черты личности и социального поведения. В следствии этого при работе  данной категорией детей нужно учитывать особенности их здоровья.

В заключение нашей встречи хочется пожелать творческих успехов вам и вашим воспитанникам. Благодарю вас за внимание!

Объемное моделирование:

  При объемном моделировании для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно.

От квадрата к кубу. Начинать надо с развертки. Проговорить, какие нужны детали, сколько? Для начала, дети только сгибают, а далее соединяют. Обратить внимание на то, что в неправильную сторону детали не соединяются. Далее дети уже сами по схеме собирают развертки.

В дальнейшем, когда дети осваивают навыки креативного моделирования, ТИКО конструктор можно использовать в разных направлениях  на различную тематику.  А так же объемное моделирование можно использовать и в проектной деятельности. Здесь можно организовать совместную работу с родителями.

Кроме того можно обыграть любое художественное произведение. Можно построить самих персонажей и использовать их для театрализации, или создать атрибуты для превращения в этих персонажей.

https://static.cdek.market/images/market/9fc4c35c423c4aa98597aec69684634d.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Тико-мастера» (развитие технического творчества и конструктивной деятельности дошкольников через Тико-моделирование)

Меня зовут Татьяна Николаевна , я воспитатель детского сада №10 «Золотой улей» .Сегодня мне бы хотелось поделиться опытом работы нашего ДОУ по внедрению и использованию ТИКО конструктора с...

«Развитие технического творчества и конструктивной деятельности дошкольников»

Человек, который способен конструктивно мыслить, быстро решать логические задачи, наиболее приспособлен к жизни, так как быстро находит выход из затруднительных ситуаций, принимает рациональное решени...

Презентация "«Тико-мастера» (развитие технического творчества и конструктивной деятельности дошкольников через Тико-моделирование)

laquo;Дети охотно всегда чем-нибудьзанимаются. Это весьма полезно, а потомуне только не следует этому мешать, нонужно принимать меры к тому, чтобывсегда у них было, что делать»Ян Амос Коменский...

Мастер-класс по развитию технического творчества и конструктивной деятельности дошкольников через Тико - моделирование на тему: «Корзина для девочек»

Целью данного мастер-класса было обучение конструированию корзины  по   схеме и изготовление  её из тико-конструктора. Были поставлены следующие задачи: -Познакомить детей с тико- ...