«Организация предметно-развивающей среды социализации детей с ОВЗ в условиях детского сада»
консультация (подготовительная группа)
Развивающее пространство нашей группы организовано так, чтобы каждый ребёнок имел возможность упражняться, играть, наблюдать. Обстановка группы позволяет предусмотреть чередование специально организованных занятий и свободной деятельности детей, способствует реализации режима двигательной активности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.3 КБ |
Предварительный просмотр:
«Организация
предметно-развивающей среды социализации детей с ОВЗ в условиях детского сада»
Введение
Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира…
Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить — развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…
Е. И. Тихеева.
Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появятся апатия и агрессия. Те же ощущения возникают и у родителей, когда предметная среда унылая, серая и непривлекательная. Избежать проявления столь отрицательных чувств поможет окружающее пространство, отвечающее требованиям актуального ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка, способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей.
Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении — правильная организация предметно-развивающей предметной среды. Под развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.
Среда предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности. Среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает, является одним из важнейших факторов развития личности ребенка. Переоценить значение окружающей среды трудно, но не всякая среда может быть развивающей. Пространство, организованное для детей в образовательном учреждении, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности.
(СЛАЙД)
В детском саду ребенок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Предметно-развивающая среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, коммуникативную функции. Но самое главное — она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребёнка.
В настоящее время согласно требованиям, Федерального государственного образовательного стандарта развивающая предметно-пространственная среда создается для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом возможностей, физических и психологических особенностей, уровня активности и интересов. (СЛАЙД) Для выполнения этой задачи развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной, должна соответствовать индивидуальным, возрастным и гендерным особенностям воспитанников.
Я работаю воспитателем в группе компенсирующей направленности. А именно в логопедической группе.
Для этой категории детей мы создали дополнительные условия с целью социализации, преодоления трудностей в обучении и общении через правильно организованную предметно-пространственную среду.
Развивающее пространство нашей группы организовано так, чтобы каждый ребёнок имел возможность упражняться, играть, наблюдать. Обстановка группы позволяет предусмотреть чередование специально организованных занятий и свободной деятельности детей, способствует реализации режима двигательной активности. Создавая коррекционно-развивающую среду группы, мы стремились к тому, чтобы окружающая обстановка была комфортной, эстетичной, подвижной, вызывала стремление участия детей во всех видах деятельности (игровой, познавательной, театральной) Образовательное пространство группы оснащено достаточным количеством материалов для игр и исследований, что позволяет детям найти себе дело и занятие по душе совместно со сверстниками и индивидуально. Интерьер группового помещения оформлен в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиям. Группа хорошо освещена, мебель для организованной совместной деятельности подобрана по росту детей, промаркирована. Мебель нашей группы укреплена к стенам или полу. Так же интерьер соответствует пожарной безопасности, во всех помещениях нашей группы есть противопожарные датчики. Игрушки соответствуют не только педагогическим, но и санитарно-гигиеническим требованиям и требованиям безопасности. В группе выделены различные центры, которые доступны детям. а в зоне образовательной деятельности используются мебельные комплекты — столы и стулья, доска, на которой можно при помощи магнитов расположить различные наглядные пособия. Пространство группы трансформируется в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Столы, стульчики можно перемещать по группе, это позволяет организовать максимальное пространство для игр и развития детей. Потребность в движении для детей нашей группы является важной задачей при организации предметно-развивающей среды.
Нами был создан физкультурный центр, который пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в самостоятельной двигательной активности. Здесь дошкольники могут выполнять разные виды движений: прыжки с продвижением по извилистой дорожке, подлезание под дугу, игры с мячом, метание в цель. В этом центре имеется различное оборудование: мячи, обручи, , массажные коврики, разноцветные ленточки с колечками, атрибуты для проведения подвижных игр. Некоторые пособия, сделаны руками воспитателей и родителей.
Центр науки и природы состоит из 2 уголков: уголка природы (для развития экологически грамотного, бережного отношения к живой и неживой природе. В уголке природы ухоженные растения по возрасту. Здесь представлены календарь природы, дидактические игры, тематические альбомы по временам года, красная книга, альбом домашние и дикие животные). и уголка познавательно-исследовательской деятельности (для проведения элементарных опытов, экспериментов). Для развертывания этой деятельности предложено оборудование — мерные кружки, песочные часы, пробирки, формочки, нестандартные мерки; различный природный и бросовый материал, деревянные палочки. Представлены материалы для проведения опытов с водой, воздухом, магнитами, есть коллекция насекомых, семян, камней.
Создание уголка «В гостях у сказки» — сталo неотъемлемой частью развивающей среды нашей группы. Он помогает детям более подробно узнавать мир сказок, знакомиться с русским фольклором, способствует развитию речи, воображению, мышлению, творческих способностей, коммуникабельности детей.
Центр «Учимся конструировать» содержит различные виды конструкторов (пластмассовые, деревянные, магнитные), способствует развитию детского творчества, конструкторских способностей. Любой конструктор дети легко перемещают в удобное для них место: на ковер, на стол. Дети, особенно мальчики, с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности. Это мелкий и крупный конструктор LEGO. Этот уголок позволяет детям нашей группы комфортно чувствовать себя, радостно и интересно проводить время в любимом уголке.
Центр «Здоровье и безопасность» очень привлекает наших мальчиков. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки — транспортные средства, светофор, фуражка милиционера, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки. В наличии есть много настольных игр, для закрепления дорожных знаков, для изучения правил дорожного движения, для разрешений ситуаций на дороге.
Центр «Будем говорить правильно». Речевая развивающая среда — это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи наших детей. В этом центре используются: настольно — печатные игры для формирования фонематического слуха, для обучения грамоте. Очень много дидактического материала для развития мелкой моторики: это буквы и кубики, сделанные из различных материалов для тактильной чувствительности; фасоль, крупа, камни, ракушки, пуговицы для ощупывания, для выкладывания букв и рисунков из них, различные виды мозаики, представляющие возможность нашим воспитанникам действовать индивидуально.
Центр художественного творчества оснащен необходимым материалом для продуктивной и творческой деятельности детей (листы бумаги и альбомы, кисти, краски, карандаши, фломастеры, разноцветные мелки, трафареты, пластилин, доска для рисования мелками, подставки для работы с пластилином, баночки для воды). В распоряжении детей находятся также акварель, гуашь. Все доступно и безопасно, дети свободно пользуются названным материалом. Здесь они в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы.
Книжный центр Здесь находятся необходимые материалы, стимулирующие развитие социальных интересов и познавательной активности детей. Детские энциклопедии, книги стоят на полке и доступны для детей. Иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, детские журналы, альбомы — доступны для рассматривания, для раскрашивания, для игр. Книжный уголок — это ступень к знаниям, объединению семьи, а также развивает: речевое общение, литературную речь; учит добру, дружбе, сопереживанию, взаимопомощи. Знакомит детей с детскими писателями, с народным устным творчеством.
Учебный центр: интеллектуально — познавательная зона дает пищу для ума и эмоций.
Центр «Наша Родина— Россия» создан для формирования чувства любви к родному городу, к России, привязанности к родной земле, своему народу. Детям доступны для рассматривания, для удовлетворения познавательных интересов следующие предметы центра: портрет президента России, российский флаг, флаг города.
Центр сюжетно-ролевой игры. В распоряжении детей находятся такие игры, как «Магазин», «Салон красоты», «Больница», «Парковка», «Дом». Атрибуты к играм подобраны так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Эстетичность и современность материалов вызывают у детей желание играть, позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы.
Детям с нарушениями речи сложно проявить себя и показать свои таланты. Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Часто они испытывают трудности социальной адаптации, обучения и общения. Хотя потребности в проявлении себя в творчестве никак не отличаются от таких же потребностей детей без нарушения развития речи. Родители хотят видеть своих детей успешными, раскрепощенными, творческими. С целью удовлетворения этих потребностей детей и родителей нами был создан уголок со сменой экспозиций с применением детьми мягких модулей. Здесь ребята стали создателями собственного игрового пространства. На полотно из ткани дети сами (или с помощью воспитателя) устанавливают необходимый им фон, нарисованный на ватмане, и с помощью мягких модулей достраивают необходимую предметно-пространственную среду для сюжетно-ролевой игры. Атрибуты к данному уголку изготавливают воспитатели (рисуют на ватмане объемные декорации), дети (мелкие декорации на прищепках) и родители (например, штурвал или костюмы для игры). Такой уголок можно использовать не только для сюжетно-ролевых игр, но как место для декорации группы к любому празднику. Он отвечает всем требованиям ФГОС: он трансформируемый – возможность его изменения в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей. Полифункционален – возможность разнообразного использования его составляющих в разных видах детской активности. Доступный – дети имеют свободный доступ к модулям и необходимым атрибутам. Безопасен – шкаф для хранения модулей закреплен к полу и стене.
Организованная таким образом предметно-пространственная среда в группе компенсирующей направленности создаёт возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии и позволяет ребёнку проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.
П.Лич, автор книги о развитии детей до 5 лет утверждает: «Если Вы отвели ребёнку место, обеспечили предметами и игрушками, о развитии своего мышления он позаботится сам. Он – экспериментатор и изобретатель, поэтому ваше дело лишь предоставить в его распоряжение лабораторию, оборудование и ассистента (себя), когда таковой ему потребуется. Что он будет делать с этим оборудованием – это уже его забота. Как любому учёному, ему нужна в его научной работе независимость».
Информационные ресурсы:
1. Анохина, Т. Как организовать современную предметно-развивающую среду// Дошкольное воспитание. - № 5. – 99. – с. 32-38.
2. Артамонова, О. Предметно-пространственная развивающая среда: ее роль в развитии личности// Дошкольное воспитание. – 1995. - № 4. – с. 37-42.
3. Волчкова, В.Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. – 392 с.
4. Нищева, Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. – Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 285 с.
5. Петровский, В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М.: Новая школа, 1993. – 198 с.
6. Создание образовательной и предметно-развивающей среды в жизнедеятельности детей дошкольного возраста: Методические рекомендации/ Авторы сост.: Кольцова О. В., Шедько С. Н. – Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышение квалификации работников образования», 2009. – 70 с.
Сетевые источники:
http://doshvozrast/ru/?cat=2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Интеграция и социализация детей после КИ в условиях детского сада
Поддержка и помощь психолога необходима не только детям после кохлеарной имплантации, но в том числе и их родителям, так как детям очень важно интегрироваться и адаптироваться в ДОУ. Родителям требует...

Комплексное занятие как один из способов интеграции и социализации детей с ОВЗ в условиях детского сада комбинированного вида.
Комплексное занятие как один из способов интеграции и социализации детей с ОВЗ в условиях детского сада комбинированного вида....
Социализация детей с ОВЗ в условиях детского сада
Социализация детей с ОВЗ в условиях детского сада...

Консультация для педагогов "Адаптация и социализация детей группы риска в условиях детского сада"
Консультация для педагогов "Адаптация и социализация детей группы риска в условиях детского сада"...

Презентация "Социализация детей раннего возраста к условиям детского сада!"
Презентация "Социализация детей раннего возраста к условиям детского сада!"...

Долгосрочный проект (цикличный) «Социализация детей с ОВЗ в условиях детского сада»
Долгосрочный проект (цикличный) «Социализация детей с ОВЗ в условиях детского сада»Подготовили: учитель-дефектолог Моисеева Л.М.; воспитатель Митрофанова В.Э.АктуальностьЦель социализации ...

Социализация детей с ОВЗ в условиях детского сада через включение в разные виды социально значимой и творческой деятельности
Социализация или усвоение ребенком общечеловеческого опыта, происходит только в совместной деятельности и общении с детьми и взрослыми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и уме...
