План мини-музея для детей средней группы "Барыня Ложка"
материал (средняя группа)

Евстигнеева Наталия Анатольевна

План мини-музея для детей средней группы "Барыня Ложка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Утверждаю:

 Заведующий МДОУ

 ЦРР- детский сад № 20

«Аленький цветочек»

______  Н.Н. Колесникова  

Паспорт мини-музея «Барыня- Ложка»

для детей средней группы

на 2024- 2025 учебный год

                                                                  Воспитатели:

 Евстигнеева Н. А.

    Шония Л. И.

Саратов - 2024 год

СОДЕРЖАНИЕ

1. Паспортные данные мини-музея

2.  Актуальность.

3. План работы по созданию музея

4. Характеристика мини-музея

5. Перспективный план работы мини-музея «Барыня- Ложка»

6. Перспектива развития мини-музея

7. Приложения

Приложение 1. Анкета для родителей.

  1. ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ

Наименование мини-музея: «Барыня- Ложка»

Место расположения мини-музея: г. Саратов, МДОУ  ЦРР- детский сад № 20 «Аленький цветочек», средняя группа № 2.

Вид мини-музея: познавательный,исследовательский, художественно-эстетический.

Цель мини- музея:

систематизировать понятие –музей, формировать знания о русском народном искусстве, обогащение представлений детей о разных материалах, из которых изготавливают ложки.

Развивать любознательность и познавательный интерес к истории и быту русского народа.

Задачи:

- формировать представление детей о народных промыслах;

- развивать интерес к культурным ценностям и традициям своего народа;

-  познакомить дошкольников с историей возникновения и временных изменениях ложки; с разнообразием ложек, их назначением; свойствами ложек, сделанных из разных материалов;

- развивать правила этикета, культуры поведения за столом;

- вызывать чувство восхищения совершенством рукотворных предметов;

- бережному отношению к ним; уважение к труду людей их создающих;

- содействовать формированию познавательного интереса к предметному миру;

-  формирование исследовательских умений и навыков;

-  формировать интерес,эмоциональную отзывчивость;

- развивать познавательные способности, творческое воображение,художественный вкус;

В основу решения этих задач положены следующие принципы:

▪ Принцип учета возрастных особенностей дошкольников.

▪ Принцип опоры на интересы ребенка.

▪ Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого.

▪ Принцип наглядности.

▪ Принцип последовательности.

▪ Принцип сотрудничества и взаимоуважения.

Оформление мини-музея: ▪ Все экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. (средняя группа)

▪ Экспонаты мини-музея располагаются в доступном для детей месте.

Разделы и экспонаты:

В мини-музее представлены ложки, выполненные из бросового материала  и разные виды ложек из разного материала. Под экспозицию выделен отдельный уголок в группе.

Совет мини-музея: Старший воспитатель: Малахова А. С.

 Воспитатели группы: Евстигнеева Н. А., Шония Л. И.

Площадь, занятая под экспозицию: мини-музей организован в 2024 г. Под экспозицию выделена отдельная зона в группе.

Руководители мини-музея: Евстигнеева Н. А., Шония Л. И., - воспитатели средней группы.

Структура управления мини-музеем: Руководители мини-музея планируют, координируют, контролируют работу в мини-музее.

Проблема:

Зачем людям понадобились ложки и почему так много разных ложек?

Актуальность:

Каждый день мы встречаемся с ложкой. За завтраком, обедом, ужином.

Есть немало поговорок о ложке: «Дорога ложка к обеду», «Без сноровки и ложку мимо рта пронесешь», «Был бы обед, а ложка сыщется».

Но так ли проста функция и история ложки? И мы с детьми решили побольше узнать о ложке. Какие бывают ложки, из какого материала изготовлены ложки.

Мини- музей «Барыня Ложка» пробуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств.

Мини-музей «Барыня Ложка», реализуемый в ДОУ, дает возможность осуществлять образовательную деятельность на основе взаимодействия между музыкальным руководителем и воспитателем; привлечь к образовательному процессу родителей и детей. 

Предполагаемый результат:

Дети приобретут на практике элементарные компетенцииисследовательской  деятельности, которые смогут использовать самостоятельно.

Родителиполучат возможность организовать продуктивный семейный досуг, семейные истории и предания, связанные с ложкой; выполнение заданий по проекту совместно с детьми.

  1. ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ.

Этап.

Содержание работы.

Сроки реализации.

Ожидаемый результат.

1.

Подготовительный этап

Анкетирование. (Приложение 1)

Подбор методической литературы.

-сбор информации.

-беседа с родителями об идее мини-музея «Барыня Ложка»

Сентябрь

2024год.

1.Определение темы и названия музея.

2. Выбор места для размещения.

 3. Выбор инициативной группы - совет мини-музея.

2.

Практический этап.

Сбор и изготовление экспонатов. Оформление выставки. Индивидуальная работа с детьми.

Проведение экскурсий в мини- музее.

Октябрь

2024 год- Май

2025 год.

Создание мини- музея.

.

3.

Подведение итогов

Проведение экскурсий в мини- музее.

Выставка экспонатов    мини- музея.

Май

  1. год.

1.Альбом «Мини-

музей «Барыня ЛОЖКА».

2. Выставка экспонатов мини- музея.

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА МИНИ – МУЗЕЯ

Разделы мини-музея, особенности использования:все экспонаты данных коллекций находятся в свободном доступе у детей и используются ими для сюжетно-ролевых игр, для театральной деятельности. Кроме того, ложки из разных материалов  и ложки разного назначения могут использоваться для классификаций, а значит, быть основанием для создания новых коллекций,  могут быть использованы в процессе непосредственно образовательной деятельности, конкретно в образовательных областях: «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально- коммуникативное развитие»

Стенд «Какие бывают ложки»

Стенд «Ложечка точеная – ручка золоченая»

Стенд «Ложки разного назначения»

«Театр ложек»

«Ложки – как музыкальный инструмент»

«Библиотека» Здесь собраны сказки, пословицы, поговорки, загадки, стихи и авторские произведения о ложках которые могут быть использованы как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой деятельности детей.

  1. Перспективный план работы мини-музея «Барыня- Ложка»

для детей средней группы   на 2024- 2025 учебный год.

Месяц

Тема

Цель

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Октябрь

Обзорная экскурсия

 в мини-музей

«Барыня- Ложка»

Цель: Приобщение детей среднего возраста к общечеловеческой истории и культуре.

Рассматривание с детьми фотографий, иллюстраций связанных с использованием столовых приборов (ложек)

Загадывание загадок о ложках.

Просмотр м/ф «Антошка».

Лепка «Ложки для Антошки»

Д/и «Сравни по длине». П/и «Найди ложку»

Чтение сказки «Жихарка»

Создание различных семейных поделок из одноразовых ложек «Удивительные превращения ложки»;

Ноябрь

Мультимедийная презентация: ««Ложка рассказывает о своём рождении».

Цель: обогатить представления о временных изменениях ложки (дерево, камень и т.д.)

Совместно с родителями создание альбома:иллюстраций, открыток с изображением ложек, изготовленных из разных материалов.

Расписывание шаблонов ложек.

Чтение сказки: «О ложке, которая не любила мыться»

Д/упражнение «Закончи предложение» (ложка (какая?)

П/и «Кто быстрее возьмет ложку»

Декабрь

Мультимедийная презентация: «Такие разные ложки»

Цель: познакомить детей с различными видами ложек: столовые, десертные, чайные.

Аппликация-мозаика (из рваной бумаги) «Радужная ложка».

Д/и «Собери ложку из частей»

Этикет: «Учимся правильно держать ложку»;

Разучивание стихотворения В. Берестова

«А у нас есть ложка»

Разучивание песен и танцев с ложками.

Просмотр м/ф«Ложка Али-Бабы».

Создание семейных поделок ложек из глины: столовые, десертные, чайные.

Январь

Экспериментальная деятельность «Из чего же, из чего же сделаны наши ложки»

Цель: обогащать представление детей о разных материалах, из которых изготовили ложки (дерево, пластмасса, железо, глина), их свойствах.

Заучивание пословиц, поговорок, стихов о ложках.

Игры-эксперименты: «Тонет- не тонет», «Теплопроводимость», «Магнитные свойства ложки», «Какая ложка самая тяжелая», «Узнай на ощупь», «Разложи ложки» (по материалу, назначению, размеру, прочности).

Д/и «Ко всякому угощению своя ложка»

П/и «Картошка в ложке»Совместно с родителями создание мини-книжки «Все о ложках»; «Моя любимая ложка»

Февраль

«Ложки особого назначения»

Цель: познакомить с разновидностями ложек особого назначения.

Показ театра ложек «Колобок» малышам.

Д/и «Угадай на ощупь»

Разучивание скороговорок и пословиц о ложке. Совместно с родителями создание альбома «Ложки разных стран»

Март

Мультимедийная презентация:

«Путешествие в настоящее ложки»

Цель: обогатить представления о видовом многообразии ложки(внешнему облику, функциям)

Мастер класс для детей и родителей, кукла из одноразовой ложки.

Разучивание потешек и попевок с подыгрыванием на ложках.

С/р. игра «Барыня Ложка» (экскурсоводы)

Раскрась ложку.

Создание семейных поделок «Герои сказок из одноразовых ложек»

Апрель

Мультимедийная презентация: «Знакомство с изделиями русского народного промысла- ложками»

Цель: познакомить детей с видами росписи деревянных ложек (гжель, хохломская, городецкая, жостовская).  Рассказать о других разновидностях деревянных ложек: тульских, вятских, смоленских.  

И.Мазнин «Как Иван Васильевич баклуши бил».

Мультимедийная презентация «Как мастер баклуши бил»2 апреля –Международный

День ложки.

Д/и «Алгоритм изготовления ложки»

П/игры: «Ложку по кругу, передавай друг другу», «Ты беги быстрее ложка»

Разучиваниестихотворения И.Храмовой «Ложка-труженик простой»

Создание семейных поделок, роспись деревянной ложки.

Май

Посиделки «Барыня – ложка!»

(мероприятие с родителями)

Цель:способствовать единению семьи,

приобщая к народной культуре через совместное творчество, воспитывать чувство уважения к обычаям русского народа.

Викторина «Барыня Ложка»

Проведение экскурсии в мини-музей

«Барыня Ложка» для родителей и детей из других групп.П/игры: «Ложку по кругу, передавай друг другу», «Ты беги быстрее ложка»

6.        ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ-МУЗЕЯ.

Подбор коллекций детских мультфильмов, детских художественных фильмов, научно-познавательных фильмов о ложках, презентаций

– Проведение экскурсий для других групп детского сада

– Семейные праздники

– Написание книжек-малышек или большой книги о свое любимой ложке.

На базе мини-музея или с использованием его коллекций можно проводить занятия по разным видам деятельности и эксперементальной деятельности

  1. Анкета (приложение)

1.        Какие музеи расположены в непосредственной близости от Вашего дома? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

2.        В каком из музеев Вы нашли время побывать с ребёнком? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.        Как Вы могли бы объяснить своему ребёнку, для чего существуют музеи? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.        Можете ли Вы рассказать историю вашей улицы? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.        Есть ли в Вашем доме вещи, представляющие интерес с точки зрения истории, памяти? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.        Какие формы взаимодействия семьи и детского сада Вы считаете наиболее эффективными? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.        Приведёт ли сотрудничество семьи и дошкольного учреждения к развитию интереса к историческому прошлому своей Родины и формированию ценностных ориентиров к экспонатам музея у детей? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8.        Есть ли в Вашем доме какая-нибудь коллекция? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

экскурсовод расскажет историю возникновения ложки.

А вы знаете, кто такой экскурсовод? (кто проводит экскурсию).

Экскурсовод: меня зовут…, я расскажу историю создания ложки. Когда то давным-давно люди жили в пещерах и шалашах, еду готовили на кострах. Ели жареное мясо, растения и ягоды, что находили в лесу и ели руками. Что такое суп, каша они не знали. Но, научившись добывать огонь, люди стали готовить пищу на костре. Пить горячий жидкий бульон через край и доставать мясо из бульона, руками было горячо и неудобно. Поэтому человек стал думать, что бы ему такое сделать, изобрести, и придумал ложку.

Первую ложку древний человек делал из глины. Потрогайте ее, какая она на ощупь?, какая по весу? А если на нее надавить или ее уронить попробуйте что произойдет? Она была не прочная и часто ломалась, ( рассмотреть ложку из глины, обследовать, добиваться что бы дети говорили больше прилагательных).

Действительно, первая ложка из глины была хрупкой, легко ломалась. Тогда люди стали вытесывать ложки из камня.

Воспитатель: Камень это твердый или мягкий материал? «Как вы думаете: удобная это была ложка?»

Воспитатель: – Конечно, нет. Она была неровная и тяжелая. Во время еды обжигала губы, т.к. камень быстро нагревается от горячей еды. Потом люди стали делать ложки из кости или рога. Как вы считаете, а эти ложки были удобными?

Ответ ребенка:

Воспитатель: Да, действительно, костяные ложки были более гладкими и легкими, не обжигали губы во время еды, как это случалось с каменными ложками. Потом ложки стали делать из бронзы, серебра и даже золота

А вы знаете, кто ел серебряными и золотыми ложками?

Ответ детей (примерный): Богатые люди: царь, князья, бояре.

– А какими ложками ели простые русские люди в давние времена? Ответ детей: деревянными.

– Правильно. Простые люди ели щи и кашу деревянными ложками. Кто знает: из какого дерева их вырезали?

Ответ всех детей: из березы.

– А ещё из липы, осины, клена. Ложка получалась легкая, красивая и не нагревалась от горячей пищи. Собирались мастера ремесленники и изготавливали ложки. И затем их расписывали.

Дети за воспитателем переходят ко второму стенду.

Воспитатель: Вот посмотрите, какие красивые деревянные ложки! Детям предложено обратить внимание на выставочную композицию с различными ложками. Все эти красивые вещи создали мастера – народные умельцы. В старину русские люди ложку носили при себе в особых футлярах. Многие ложки носили на поясе, на шнуре, поэтому на конце их ручек есть круглые отверстия. Без своей ложки в гости не ходили. А потом человек стал делать ложки не только из разных материалов, но и по форме, потому что назначение у ложек разное. Пройдем к нашему следующему стенду. Где собраны различные ложки по своему назначению.

Воспитатель с детьми проходит к третьему стенду.

Воспитатель показывает разные ложки, называет для чего они нужны и их название.

Вы заметили, что ложки различны не только по назначению, но и по материалу из которого изготовлены. Из каких материалов вы видите здесь ложки? Эти ложки из…, а эти из… и т.д. Давайте поиграем с ними, попробуйте на ощупь отгадать из какого материала изготовлена ложка

Проводится игра «Угадай на ощупь» (в коробке несколько ложек на ощупь сказать какая ложка и достать ее).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический план Мини-музея "Кукляндия"

Предлагается тематический план по созданию мини-музея в подготовительной к школе  группе ДОУ...

план мини - музея для средней группы "Светофорик"

Цель создания мини – музея:Вызвать  у детей познавательный интерес при ознакомлении с окружающим. Расширить представления о проезжей части, познакомить с некоторыми правилами поведения пешеходов....

Фольклорный праздник "Коляда" в рамках мини-музея "Горенка" для детей средней группы.

Познакомить детей с обычаями ряжения, колядования. Развивать интерес к русскому народному творчеству....

план мини - музея для подготовительной группы "Море, море.."

Развивать у детей познавательный интерес при ознакомлении с окружающим. Расширить представления детей о море....

ПАСПОРТ МИНИ-МУЗЕЯ «КОСМОС» (для детей среднего возраста)

Содержание Пояснительная записка……………………………...3Паспортные данные мини-музея…………..&helli...

Перспективный план работы мини-музея «В мире природы» средней группы

Перспективный план работы мини-музея  «В мире природы» средней группы комбинированной направленности №9 «Маргаритка»...

План мини-музея для детей старшей группы "Морские обитатели".

План мини-музея для детей старшей группы "Морские обитатели"....