План мини-музея для детей средней группы "Барыня Ложка"
материал (средняя группа)
План мини-музея для детей средней группы "Барыня Ложка"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю:
Заведующий МДОУ
ЦРР- детский сад № 20
«Аленький цветочек»
______ Н.Н. Колесникова
Паспорт мини-музея «Барыня- Ложка»
для детей средней группы
на 2024- 2025 учебный год
Воспитатели:
Евстигнеева Н. А.
Шония Л. И.
Саратов - 2024 год
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспортные данные мини-музея
2. Актуальность.
3. План работы по созданию музея
4. Характеристика мини-музея
5. Перспективный план работы мини-музея «Барыня- Ложка»
6. Перспектива развития мини-музея
7. Приложения
Приложение 1. Анкета для родителей.
- ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ
Наименование мини-музея: «Барыня- Ложка»
Место расположения мини-музея: г. Саратов, МДОУ ЦРР- детский сад № 20 «Аленький цветочек», средняя группа № 2.
Вид мини-музея: познавательный,исследовательский, художественно-эстетический.
Цель мини- музея:
систематизировать понятие –музей, формировать знания о русском народном искусстве, обогащение представлений детей о разных материалах, из которых изготавливают ложки.
Развивать любознательность и познавательный интерес к истории и быту русского народа.
Задачи:
- формировать представление детей о народных промыслах;
- развивать интерес к культурным ценностям и традициям своего народа;
- познакомить дошкольников с историей возникновения и временных изменениях ложки; с разнообразием ложек, их назначением; свойствами ложек, сделанных из разных материалов;
- развивать правила этикета, культуры поведения за столом;
- вызывать чувство восхищения совершенством рукотворных предметов;
- бережному отношению к ним; уважение к труду людей их создающих;
- содействовать формированию познавательного интереса к предметному миру;
- формирование исследовательских умений и навыков;
- формировать интерес,эмоциональную отзывчивость;
- развивать познавательные способности, творческое воображение,художественный вкус;
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
▪ Принцип учета возрастных особенностей дошкольников.
▪ Принцип опоры на интересы ребенка.
▪ Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого.
▪ Принцип наглядности.
▪ Принцип последовательности.
▪ Принцип сотрудничества и взаимоуважения.
Оформление мини-музея: ▪ Все экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. (средняя группа)
▪ Экспонаты мини-музея располагаются в доступном для детей месте.
Разделы и экспонаты:
В мини-музее представлены ложки, выполненные из бросового материала и разные виды ложек из разного материала. Под экспозицию выделен отдельный уголок в группе.
Совет мини-музея: Старший воспитатель: Малахова А. С.
Воспитатели группы: Евстигнеева Н. А., Шония Л. И.
Площадь, занятая под экспозицию: мини-музей организован в 2024 г. Под экспозицию выделена отдельная зона в группе.
Руководители мини-музея: Евстигнеева Н. А., Шония Л. И., - воспитатели средней группы.
Структура управления мини-музеем: Руководители мини-музея планируют, координируют, контролируют работу в мини-музее.
Проблема:
Зачем людям понадобились ложки и почему так много разных ложек?
Актуальность:
Каждый день мы встречаемся с ложкой. За завтраком, обедом, ужином.
Есть немало поговорок о ложке: «Дорога ложка к обеду», «Без сноровки и ложку мимо рта пронесешь», «Был бы обед, а ложка сыщется».
Но так ли проста функция и история ложки? И мы с детьми решили побольше узнать о ложке. Какие бывают ложки, из какого материала изготовлены ложки.
Мини- музей «Барыня Ложка» пробуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств.
Мини-музей «Барыня Ложка», реализуемый в ДОУ, дает возможность осуществлять образовательную деятельность на основе взаимодействия между музыкальным руководителем и воспитателем; привлечь к образовательному процессу родителей и детей.
Предполагаемый результат:
Дети приобретут на практике элементарные компетенцииисследовательской деятельности, которые смогут использовать самостоятельно.
Родителиполучат возможность организовать продуктивный семейный досуг, семейные истории и предания, связанные с ложкой; выполнение заданий по проекту совместно с детьми.
- ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ.
№ | Этап. | Содержание работы. | Сроки реализации. | Ожидаемый результат. |
1. | Подготовительный этап | Анкетирование. (Приложение 1) Подбор методической литературы. -сбор информации. -беседа с родителями об идее мини-музея «Барыня Ложка» | Сентябрь 2024год. | 1.Определение темы и названия музея. 2. Выбор места для размещения. 3. Выбор инициативной группы - совет мини-музея. |
2. | Практический этап. | Сбор и изготовление экспонатов. Оформление выставки. Индивидуальная работа с детьми. Проведение экскурсий в мини- музее. | Октябрь 2024 год- Май 2025 год. | Создание мини- музея. . |
3. | Подведение итогов | Проведение экскурсий в мини- музее. Выставка экспонатов мини- музея. | Май
| 1.Альбом «Мини- музей «Барыня ЛОЖКА». 2. Выставка экспонатов мини- музея. |
- ХАРАКТЕРИСТИКА МИНИ – МУЗЕЯ
Разделы мини-музея, особенности использования:все экспонаты данных коллекций находятся в свободном доступе у детей и используются ими для сюжетно-ролевых игр, для театральной деятельности. Кроме того, ложки из разных материалов и ложки разного назначения могут использоваться для классификаций, а значит, быть основанием для создания новых коллекций, могут быть использованы в процессе непосредственно образовательной деятельности, конкретно в образовательных областях: «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально- коммуникативное развитие»
Стенд «Какие бывают ложки»
Стенд «Ложечка точеная – ручка золоченая»
Стенд «Ложки разного назначения»
«Театр ложек»
«Ложки – как музыкальный инструмент»
«Библиотека» Здесь собраны сказки, пословицы, поговорки, загадки, стихи и авторские произведения о ложках которые могут быть использованы как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой деятельности детей.
- Перспективный план работы мини-музея «Барыня- Ложка»
для детей средней группы на 2024- 2025 учебный год.
Месяц | Тема | Цель | Совместная деятельность воспитателя с детьми |
Октябрь | Обзорная экскурсия в мини-музей «Барыня- Ложка» | Цель: Приобщение детей среднего возраста к общечеловеческой истории и культуре. | Рассматривание с детьми фотографий, иллюстраций связанных с использованием столовых приборов (ложек) Загадывание загадок о ложках. Просмотр м/ф «Антошка». Лепка «Ложки для Антошки» Д/и «Сравни по длине». П/и «Найди ложку» Чтение сказки «Жихарка» Создание различных семейных поделок из одноразовых ложек «Удивительные превращения ложки»; |
Ноябрь | Мультимедийная презентация: ««Ложка рассказывает о своём рождении». | Цель: обогатить представления о временных изменениях ложки (дерево, камень и т.д.) | Совместно с родителями создание альбома:иллюстраций, открыток с изображением ложек, изготовленных из разных материалов. Расписывание шаблонов ложек. Чтение сказки: «О ложке, которая не любила мыться» Д/упражнение «Закончи предложение» (ложка (какая?) П/и «Кто быстрее возьмет ложку» |
Декабрь | Мультимедийная презентация: «Такие разные ложки» | Цель: познакомить детей с различными видами ложек: столовые, десертные, чайные. | Аппликация-мозаика (из рваной бумаги) «Радужная ложка». Д/и «Собери ложку из частей» Этикет: «Учимся правильно держать ложку»; Разучивание стихотворения В. Берестова «А у нас есть ложка» Разучивание песен и танцев с ложками. Просмотр м/ф«Ложка Али-Бабы». Создание семейных поделок ложек из глины: столовые, десертные, чайные. |
Январь | Экспериментальная деятельность «Из чего же, из чего же сделаны наши ложки» | Цель: обогащать представление детей о разных материалах, из которых изготовили ложки (дерево, пластмасса, железо, глина), их свойствах. | Заучивание пословиц, поговорок, стихов о ложках. Игры-эксперименты: «Тонет- не тонет», «Теплопроводимость», «Магнитные свойства ложки», «Какая ложка самая тяжелая», «Узнай на ощупь», «Разложи ложки» (по материалу, назначению, размеру, прочности). Д/и «Ко всякому угощению своя ложка» П/и «Картошка в ложке»Совместно с родителями создание мини-книжки «Все о ложках»; «Моя любимая ложка» |
Февраль | «Ложки особого назначения» | Цель: познакомить с разновидностями ложек особого назначения. | Показ театра ложек «Колобок» малышам. Д/и «Угадай на ощупь» Разучивание скороговорок и пословиц о ложке. Совместно с родителями создание альбома «Ложки разных стран» |
Март | Мультимедийная презентация: «Путешествие в настоящее ложки» | Цель: обогатить представления о видовом многообразии ложки(внешнему облику, функциям) | Мастер класс для детей и родителей, кукла из одноразовой ложки. Разучивание потешек и попевок с подыгрыванием на ложках. С/р. игра «Барыня Ложка» (экскурсоводы) Раскрась ложку. Создание семейных поделок «Герои сказок из одноразовых ложек» |
Апрель | Мультимедийная презентация: «Знакомство с изделиями русского народного промысла- ложками» | Цель: познакомить детей с видами росписи деревянных ложек (гжель, хохломская, городецкая, жостовская). Рассказать о других разновидностях деревянных ложек: тульских, вятских, смоленских. | И.Мазнин «Как Иван Васильевич баклуши бил». Мультимедийная презентация «Как мастер баклуши бил»2 апреля –Международный День ложки. Д/и «Алгоритм изготовления ложки» П/игры: «Ложку по кругу, передавай друг другу», «Ты беги быстрее ложка» Разучиваниестихотворения И.Храмовой «Ложка-труженик простой» Создание семейных поделок, роспись деревянной ложки. |
Май | Посиделки «Барыня – ложка!» (мероприятие с родителями) | Цель:способствовать единению семьи, приобщая к народной культуре через совместное творчество, воспитывать чувство уважения к обычаям русского народа. | Викторина «Барыня Ложка» Проведение экскурсии в мини-музей «Барыня Ложка» для родителей и детей из других групп.П/игры: «Ложку по кругу, передавай друг другу», «Ты беги быстрее ложка» |
6. ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ-МУЗЕЯ.
Подбор коллекций детских мультфильмов, детских художественных фильмов, научно-познавательных фильмов о ложках, презентаций
– Проведение экскурсий для других групп детского сада
– Семейные праздники
– Написание книжек-малышек или большой книги о свое любимой ложке.
На базе мини-музея или с использованием его коллекций можно проводить занятия по разным видам деятельности и эксперементальной деятельности
- Анкета (приложение)
1. Какие музеи расположены в непосредственной близости от Вашего дома? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
2. В каком из музеев Вы нашли время побывать с ребёнком? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Как Вы могли бы объяснить своему ребёнку, для чего существуют музеи? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Можете ли Вы рассказать историю вашей улицы? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Есть ли в Вашем доме вещи, представляющие интерес с точки зрения истории, памяти? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Какие формы взаимодействия семьи и детского сада Вы считаете наиболее эффективными? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Приведёт ли сотрудничество семьи и дошкольного учреждения к развитию интереса к историческому прошлому своей Родины и формированию ценностных ориентиров к экспонатам музея у детей? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Есть ли в Вашем доме какая-нибудь коллекция? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
экскурсовод расскажет историю возникновения ложки.
А вы знаете, кто такой экскурсовод? (кто проводит экскурсию).
Экскурсовод: меня зовут…, я расскажу историю создания ложки. Когда то давным-давно люди жили в пещерах и шалашах, еду готовили на кострах. Ели жареное мясо, растения и ягоды, что находили в лесу и ели руками. Что такое суп, каша они не знали. Но, научившись добывать огонь, люди стали готовить пищу на костре. Пить горячий жидкий бульон через край и доставать мясо из бульона, руками было горячо и неудобно. Поэтому человек стал думать, что бы ему такое сделать, изобрести, и придумал ложку.
Первую ложку древний человек делал из глины. Потрогайте ее, какая она на ощупь?, какая по весу? А если на нее надавить или ее уронить попробуйте что произойдет? Она была не прочная и часто ломалась, ( рассмотреть ложку из глины, обследовать, добиваться что бы дети говорили больше прилагательных).
Действительно, первая ложка из глины была хрупкой, легко ломалась. Тогда люди стали вытесывать ложки из камня.
Воспитатель: Камень это твердый или мягкий материал? «Как вы думаете: удобная это была ложка?»
Воспитатель: – Конечно, нет. Она была неровная и тяжелая. Во время еды обжигала губы, т.к. камень быстро нагревается от горячей еды. Потом люди стали делать ложки из кости или рога. Как вы считаете, а эти ложки были удобными?
Ответ ребенка:
Воспитатель: Да, действительно, костяные ложки были более гладкими и легкими, не обжигали губы во время еды, как это случалось с каменными ложками. Потом ложки стали делать из бронзы, серебра и даже золота
А вы знаете, кто ел серебряными и золотыми ложками?
Ответ детей (примерный): Богатые люди: царь, князья, бояре.
– А какими ложками ели простые русские люди в давние времена? Ответ детей: деревянными.
– Правильно. Простые люди ели щи и кашу деревянными ложками. Кто знает: из какого дерева их вырезали?
Ответ всех детей: из березы.
– А ещё из липы, осины, клена. Ложка получалась легкая, красивая и не нагревалась от горячей пищи. Собирались мастера ремесленники и изготавливали ложки. И затем их расписывали.
Дети за воспитателем переходят ко второму стенду.
Воспитатель: Вот посмотрите, какие красивые деревянные ложки! Детям предложено обратить внимание на выставочную композицию с различными ложками. Все эти красивые вещи создали мастера – народные умельцы. В старину русские люди ложку носили при себе в особых футлярах. Многие ложки носили на поясе, на шнуре, поэтому на конце их ручек есть круглые отверстия. Без своей ложки в гости не ходили. А потом человек стал делать ложки не только из разных материалов, но и по форме, потому что назначение у ложек разное. Пройдем к нашему следующему стенду. Где собраны различные ложки по своему назначению.
Воспитатель с детьми проходит к третьему стенду.
Воспитатель показывает разные ложки, называет для чего они нужны и их название.
Вы заметили, что ложки различны не только по назначению, но и по материалу из которого изготовлены. Из каких материалов вы видите здесь ложки? Эти ложки из…, а эти из… и т.д. Давайте поиграем с ними, попробуйте на ощупь отгадать из какого материала изготовлена ложка
Проводится игра «Угадай на ощупь» (в коробке несколько ложек на ощупь сказать какая ложка и достать ее).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический план Мини-музея "Кукляндия"
Предлагается тематический план по созданию мини-музея в подготовительной к школе группе ДОУ...

план мини - музея для средней группы "Светофорик"
Цель создания мини – музея:Вызвать у детей познавательный интерес при ознакомлении с окружающим. Расширить представления о проезжей части, познакомить с некоторыми правилами поведения пешеходов....

Фольклорный праздник "Коляда" в рамках мини-музея "Горенка" для детей средней группы.
Познакомить детей с обычаями ряжения, колядования. Развивать интерес к русскому народному творчеству....

план мини - музея для подготовительной группы "Море, море.."
Развивать у детей познавательный интерес при ознакомлении с окружающим. Расширить представления детей о море....

ПАСПОРТ МИНИ-МУЗЕЯ «КОСМОС» (для детей среднего возраста)
Содержание Пояснительная записка……………………………...3Паспортные данные мини-музея…………..&helli...

Перспективный план работы мини-музея «В мире природы» средней группы
Перспективный план работы мини-музея «В мире природы» средней группы комбинированной направленности №9 «Маргаритка»...

План мини-музея для детей старшей группы "Морские обитатели".
План мини-музея для детей старшей группы "Морские обитатели"....
