волшебный рюкзачок
консультация по развитию речи (старшая группа)
в последнее время, в результате огромного количества перемен в жизни общества, проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой. Мы живем в эпоху компьютерных технологий, обилия информации, которую очень сложно дифференцировать. А, как известно, книга – источник важных знаний.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 444.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Сетевое взаимодействие
«Использование проектной деятельности при формировании предпосылок функциональной грамотности детей 5-7 лет»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 14»
Практикум по теме:
«Формирование предпосылок читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста через реализацию информационно-познавательного проекта
«Волшебный рюкзачок»
Подготовила:
Воспитатель:
Пейпан Татьяна Ивановна
Зима 2025год.
в последнее время, в результате огромного количества перемен в жизни общества, проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой. Мы живем в эпоху компьютерных технологий, обилия информации, которую очень сложно дифференцировать. А, как известно, книга – источник важных знаний.
Основы читательской грамотности закладываются как раз тогда, когда ребенок сам еще не умеет читать. В этом случае его называют грамотным слушателем, это пора воспитания в малыше слушателя.
Понятие «читательская грамотность» появилось в 1991 как один из компонентов функциональной грамотности. Читательская грамотность — это способность понимать письменные тексты, использовать их, чтобы получать и расширять знания, общаться, учувствовать в социальной жизни.
Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту дошкольного образования в отдельную образовательную область выделено «речевое развитие», которое включает в себя как приоритет: "Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов разных жанров детской литературы".
среди множества методов и приемов формирования читательской грамотности дошкольников, можно выделить наиболее распространенные:
- чтение педагогом по книге или наизусть, при котором происходит дословная передача текста;
- прослушивание записей народного творчества и просмотр видеоматериалов;
- беседа по прочитанному, которая способствует более глубокому восприятию литературного текста детьми, выражению своего отношения к услышанному;
- чтение с продолжением, развивающее у детей устойчивый интерес к книге, вызывающее радость от встречи с полюбившимися героями;
- разучивание стихотворений;
- чтение и рассказывание с использованием наглядного материала;
- самостоятельное обсуждение прочитанного, в ходе которого дети могут делиться своими впечатлениями;
Актуальность формирования читательской грамотности у дошкольников обусловлена недостаточной востребованностью книг подрастающим поколением как основного источника знаний для развития и воспитания. Формирование читательской грамотности у дошкольников требует особого внимания и становится одной из главных задач в педагогической деятельности. Поэтому было актуально разработать проект с целью создание условий для развития устойчивого интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста, возрождение традиции семейного чтения.
Задачи проекта вы видите на слайде
Задачи:
• Воспитывать активное тяготение к книге, развивать интерес и любовь к книге;
• Воспитывать бережное отношение к книге как результату труда многих людей;
• Способствовать возрождению, поддержанию и сохранению традиций семейного чтения;
• Совершенствовать стиль партнёрских отношений семьи с детской библиотекой, способствующей воспитанию у детей интереса к художественной литературе;
• Способствовать выражению своего отношения к литературным произведениям в разных видах художественно – творческой деятельности (лепке, рисовании, конструировании, аппликации).
• Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.
Ожидаемые результаты:
Целенаправленная работа по формированию читательской грамотности у дошкольников позволит сформировать у детей:
• эмоциональную отзывчивость;
• активность и объективность читательского воображения;
• умение пересказывать;
• аналитические умения (вопросы к тексту, размышления над прочитанным, мотивировка событий, поступков героев);
• осмысление художественной формы на уровне деталей и композиции.
Родители будут активными участниками проекта. Участие в этом проекте покажет, что домашнее чтение или сказка на ночь – неотъемлемая часть эмоционального и речевого развития ребенка.
Данный проект был реализован в три этапа:
1 этап- Предварительный:
Организация предметно – развивающей среды, подготовка произведений литературы, атрибутов для игр (маски героев сказок, консультации для родителей, памятки, рюкзачок, эмблема для рюкзачка).
2 этап – Основной:
Одним из направлений проекта является - взаимодействие с родителями, его мы начали с анкетирования «Анкета для родителей по вопросам приобщения детей к чтению». Проанкетировав родителей по данной теме, выяснили, что из 19 опрошенных родителей 60% не читают детям дома. Чаще читают по просьбе воспитанников, или по заданию педагога. Значимость решения данной проблемы оказалась бесспорна. Суть данного проекта заключается в том, что ребёнку вручается волшебный рюкзачок, в который размещается книга со сказками для воспитанников. Рюкзачок используется по принципу «кольцевая почта»: берется семьей из группы детского сада домой на неделю, родители на усмотрение ребенка прочитывают сказку с данной книги, и после этого ребенок пробует пересказать, прочитанную родителем сказку, с помощью карт Проппа, ребятам группы. (детям сложно по памяти рассказывать, я решила применить методику Проппа) проведя большую предварительную работу с детьми и родителями, подробно познакомив детей с каждым этапом и отработав его на практике).
После этого «рюкзачок» передается в очередную семью и т.д.
на протяжении всего времени ребята, и родители группы поучаствовали в различных мероприятиях, касающихся темы проекта, такие как: сюжетно – ролевая игра «Открытие книжного магазина».
Экскурсия в библиотеку города с детьми стала интересным путешествием в мир сказки. Работники библиотеки с удовольствием познакомили детей с писателями, с правилами поведения в библиотеке.
Дети приняли участие в конкурсе чтецов, посвященному Дню Защитника отечества, под руководством учителя-логопеда. Где ребята заняли призовые места.
Родители и дети приняли участие в фотовыставке «Читаем вместе».
для детей младшей группы инсценировали и показали сказку «Волк и семеро козлят».
В течение учебного года мы с детьми постоянно читали стихотворения, рассказы, сказки, беседовали об их содержании, заучивали наизусть, обыгрывали в драматизации. В группе создан уголок театрализации, в котором есть костюмы, разные виды театров и другое для развития творческих способностей у детей.
3 этап- Заключительный:
Итоговым мероприятием реализации проекта стало проведение родительского собрания на тему: «Роль чтения художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста», на котором дети группы представили театрализованное представление «Волк и семеро козлят. Родителям по итогам реализации проекта вручили благодарности.
Проходящие мероприятия позволили нам сделать такие выводы: воспитанники стали чаще интересоваться книгами, стали узнавать детских писателей и называть сказки, которые они написали. Родители стали активными участниками и помощниками совместных мероприятий с детьми.
Обоюдный труд дошкольного образовательного учреждения и семьи по данной теме способствует возобновлению обычая в семьях читать детям сказки.
В течение основного этапа работы над проектом, систематически с детьми были организованы: Образовательная деятельность в режиме дня, досуговая деятельность, совместная деятельность детей и взрослых. Также Елена Тамазиевна с воспитанниками в течение 2024 учебного года закрепляя результаты проекта, продемонстрировали для педагогов города открытое занятие в рамках городского методического объединения воспитателей, работающих на группах старшего возраста по теме «Сочинение сказок с использованием карт В.Я. Проппа», в рамках городского семинара по теме «Потерянная сказка».
Одним из методов работы по реализации проекта, является использование карт Проппа. С которыми я познакомлю вас сегодня. Методика фольклориста Владимира Яковлевича Проппа заключается в пересказе сказок и построении своих рассказов с использованием символических картинок. «Карты Проппа» — это такие карточки, на которых изображен условный или карикатурный рисунок, по которым дети узнают события и эпизоды сказки. Изначально была 31 карточка. Одна карта – это и есть определённое событие сказки. Позднее они были сокращены до 28, но, разумеется, не каждая сказка содержит их в полном объёме. Последовательность функций может нарушаться: перескоки, добавления, объединения, которые не противоречат основному ходу сказки. Сказка может начинаться с первой функции, с третьей, с пятой, но вряд ли будет возвращаться, восстанавливая пропущенные события. Основных, главных сказочных ситуаций и функций Пропп выделил 20:
Но для работы с дошкольниками их можно сократить до 6-8.
Целесообразность карт Проппа состоит в том, что: ребёнок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является энергетическим центром творческой деятельности, создателем оригинальных литературных произведений. Например, карту «Запрет» ребенок ассоциирует с запретами в своей жизни, но есть в запрете и положительная сторона: он знакомит малыша с целым сводом правил поведения – что можно делать, что нельзя. То же самое можно сказать и обо всех остальных функциях.
Для того чтобы детям было легче освоить «карты Проппа», практическая деятельность по их использованию разделена на несколько этапов
1 этап. Знакомство детей со сказкой, как жанром литературного произведения. Объясняем общую структуру сказки :
- присказка, зачин (приглашение в сказку) настраивает слушателей на особый лад, переносит в сказочный мир
- повествование - насыщенность сказки событиями
-концовка сказки возвращает к реальной действительности.
2 этап. Проведение «подготовительных игр».
«Чудеса в решете» — как и с помощью чего осуществляются превращения, волшебство (волшебное слово, палочка и другие предметы, и их действия);
«Кто на свете всех злее?» - Выявление злых и коварных сказочных героев, описание их внешнего облика, характера, образа жизни, привычек, жилища (таким же образом анализируются и положительные герои);
«Заветные слова» — попытка вычленить самые действенные, значимые слова в сказке (волшебные слова, сказочные приговоры, раскаяние ложного героя);
«Что в дороге пригодится?» - (скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, аленький цветочек, меч-кладенец и т.д.). Придумывание новых предметов-помощников;
На 3 этапе происходит знакомство с обозначениями «карт Проппа» (читаем сказку и сопровождаем ее выкладыванием карт). Для начала используем 4-6 карт, поэтому стоит подбирать небольшие сказки.
По мере накопления опыта можно предложить задания или игры:
- выставить карты по ходу сюжета
-найти «знакомые» карты в только что прочитанной сказке
-найти ошибку в расположении карт по сюжету сказки
-определить отсутствие знакомой карты
-отделить лишнюю карту
В старшем дошкольном возрасте воспитатель с детьми могут создавать свои схематические карты, опираясь на 28 функций. Каждая карта может обсуждаться и рисоваться в присутствии детей или самими детьми, в этом возрасте это будут не красочные картинки, а схематические изображения. Карты должны вводиться постепенно, от сказки к сказке (ведь не в каждой сказке присутствуют все функции) и легко запомнились детьми.
4 этап. Предлагаем пересказать детям сказку, опираясь на «карты Проппа».
Для этого нужно выделить узловые моменты сказки и пробуем рассказать по картам. Читаем сказку в слух с установкой на пересказ, затем дети сами подбирают карты в соответствии с прочитанным и пробуют пересказать текст с опорой на выложенную схему.
На 5 этапе. Сочиняем собственные сказки. На этом этапе ребенок может сам выбрать героя, причем можно героем сделать антигероя, наделив его положительными качествами, дать им характеристику и выстроить свой, интересный сюжет. Ребенок может изменить место действия и придумать свое. Или придумать волшебный предмет, наделив повседневную вещь волшебными свойствами. Начинать придумывать сказки лучше всего коллективно и используя ограниченный набор карт, тогда реализация цели будет более продуктивной. Постепенно для сочинения сказки добавляется по 3-4 дополнительные карты и так до тех пор, пока не будет задействован весь набор. Когда дети освоили придумывание сказок по порядку функций, можно приступать к сочинению вслепую, то есть, вытаскивая наугад любую карту из перевернутой вниз изображением колоды. Содержание придуманной сказки, дети при желании могут проиллюстрировать с помощью рисунков.
Заключительное слово
«Методика построения сказочных историй», на мой взгляд, являются очень интересными и эффективными практическими приемами по развитию воображения и речевого творчества детей дошкольного возраста. Их можно использовать не только как единую технологию по моделированию собственных неповторимых сказочных произведений в старшем дошкольном возрасте, но и как средство для пересказа сказок и подготовки к самостоятельному литературному творчеству в более раннем возрасте. Систематическое использование в рамках реализации образовательной области «Речевое развитие» представленных технологических приемов по развитию речевого творчества позволяют развивать в ребенке художественный вкус, языковую культуру, творческое и активное отношение к жизни, искусству и литературе. Способствует развитию у детей дошкольного возраста одного из самых важных умений - умения ясно, понятно, красиво говорить. Стимулируют развитие воображения у воспитанников, которое может реализовываться не только в речевом творчестве, но и других значимых видах детской деятельности. И самое главное, что развитие речевого творчества осуществляется с опорой на самый мудрый источник знаний человека – произведения художественной литературы и устного народного творчества.
Таким образом, вы увидели, как карты Проппа могут помочь детям при пересказе сказок, при творческом рассказывании и сочинении сказок. Карты Проппа стимулируют не только развитие речи, но и развивают внимание, восприятие, фантазию, творческое воображение, обогащают эмоциональную сферу ребенка, а также позволяют развивать в ребенке художественный вкус, языковую культуру, творческое и активное отношение к жизни, искусству и литературе. А успешное овладение связной устной речью составляет важнейшее условие качественной подготовки детей к школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий туристического похода в старшей группе «Маршруты рюкзачка»
Сценарий туристического похода в старшей группе...

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [р] "Загадочный рюкзачок"
Представлен конспект индивидуального логопедического занятия с использованием здоровьесберегающих технологий (су-джок терапия) по автоматизации звука [р]....

Игра "Волшебный рюкзачок"
ЦЕЛЬ: закрепить умение у детей добавлять и убирать признаки у объектов, как расширение или сужение функций способствовать формированию навыков, преобразование признаков объектов с помощью приемов типо...
Проект: «Планету вертят самые-самые…» (театральное искусство) Тема: «Волшебный рюкзачок».
В проекте представлены дидактические игры по теме с описанием....




