Семинар-практикум по теме: «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»
материал

Мельник Людмила Юрьевна

Семинар-практикум по теме: «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx22.94 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые педагоги, я рада вас приветствовать на нашем семинаре! Сегодня мы поговорим об эмоциональном выгорании, чтобы не допустить его в своей профессиональной деятельности.

!!! Синдром эмоционального выгорания педагогов — это совокупность психологических и физиологических симптомов, которые проявляются как результат продолжительного профессионального стресса. 

Выгорание проходит три стадии:

  1. Первая стадия: эмоциональное перенапряжение. Педагог испытывает раздражительность, ухудшение концентрации, снижение продуктивности. Могут появиться психосоматические симптомы: головная боль, усталость, бессонница и т.д.
  2. Вторая стадия: эмоциональное выгорание. Характерны апатия, потеря интереса к работе, воспитанникам, повышение конфликтности. Педагог перестаёт получать удовольствие от своей педагогической деятельности.
  3. Третья стадия: деперсонализация, потеря смысла. Наиболее опасная фаза. Личность педагога как бы «отделяется» от профессиональной роли. Педагог может демонстрировать безразличие к результатам, высокую эмоциональную холодность.

Психологическая зарядка.

1. Поглаживая себя левой рукой по затылку, повторить: «Я одобряю себя».

2. Ноги на ширине плеч, вращая головой по часовой стрелке, повторить: «Я думаю о хорошем».

З. Ноги на ширине плеч, лопатки сведены, делать наклоны туловищем вправо-влево, повторить: «Каждый день чудесен»

4. Принять позу цапли: руки в стороны, подняв ногу, согнутую в колене, повторить: «Я — королева» (правая нога-левая нога).

5. Ноги на ширине плеч, делая круговые движения руками, повторить: «Мои мечты сбываются».

6. Лопатки сведены, приседая и выпрямляясь, повторить: «Я решаю любые проблемы».

7. Массируя мочки ушей повторить: «Будущее прекрасно».

8. Правой рукой, поглаживая левый локоть, повторить: «Я любима» (затем левой рукой — правый локоть).

9. Перекатываясь с носка на пятку, повторить: «Мне все удается».

10. Ноги на ширине плеч, делаем вдох-выдох и говорим: «Я спокойна».

 

Игровое упражнение «Продолжи фразу…»

Цель: поделиться своими чувствами с другими людьми, снятие эмоциональной напряженности, формирование сплоченности группы.

Инструкция: Педагоги садятся в круг, передают друг другу мяч и по очереди произносят: «Сегодня замечательный день, потому что…», фразу должны проговорить все без исключения.

Медитация.

Медитация — эффективный инструмент, который помогает педагогам справляться с эмоциональной нагрузкой, восстанавливать силы и находить вдохновение для новых свершений. 

Примеры медитаций:

  • Медитация на осознанное дыхание. Нужно сесть удобно, выпрямить спину, закрыть глаза и начать наблюдать за дыханием. Следует почувствовать, как воздух входит и выходит из носа. Если возникают мысли, не нужно их прогонять, лучше вернуть внимание к дыханию. Продолжительность медитации — 5–10 минут.
  • Медитация благодарности. Нужно сесть в тихом месте и закрыть глаза. Следует вспомнить события, за которые вы благодарны судьбе. Нужно почувствовать благодарность, наполняющую сердце. Завершить медитацию следует с чувством радости.
  • Медитация перед сном. Нужно лечь в кровать и сосредоточиться на дыхании. Следует представить, как тело расслабляется: начинать с пальцев ног и двигаться вверх к голове. Нужно вообразить, что за дверью остаются все тревоги и заботы.

Чтобы почувствовать эффект от медитации, достаточно уделять ей 5–10 минут в день.

Медитативное упражнение для педагогов «У озера»

Закройте глаза, представьте, что мы сидим у озера. Светит теплое солнышко, мы греемся на нем. Руки и ноги расслаблены. По телу разливается тепло. Дует ласковый ветерок. Дышим спокойно и глубоко. Набираем полные легкие воздуха и выдыхаем весь воздух. Нам хорошо и спокойно. Тихо плещется вода. А мы лежим на берегу, и все заботы и тревоги покидают нас, уплывают как рыбки. Побудьте в этом состоянии, послушайте звуки, которые вас окружают. (Несколько минут просто звучит музыка).

А теперь мы погуляем. Представьте, как мы идем по берегу, любуемся окружающей природой, наслаждаемся свежим запахом воды, ароматом цветов и трав, слушаем пение птиц. И вдруг наше внимание привлекает вход в пещеру. Нам становится интересно, а что там внутри. Мы хотим зайти и точно знаем, что нам там ничего не угрожает. Мы входим в пещеру и осматриваемся. Какая это пещера? Что вы видите внутри? Как вы себя ощущаете? Ваш взгляд случайно останавливается на чем-то. Вы подходите и видите кристалл. Какой он – какого размера, цвета, формы? В каком он состоянии? Что вы делаете с этим кристаллом? Побудьте с ним. Зафиксируйте свое состояние.

Пришло время возвращаться. Присоединяемся к своему дыханию. На счет «три» открываем глаза.

Арт-терапия

Упражнение «Парное рисование»

Педагоги делятся по парам, каждой паре раздается по листу бумаги, коробке карандашей.

Инструкция: «Сейчас мы будем рисовать в парах. Двое рисуют на одном листе бумаги какую-то единую композицию или образ. При этом нельзя разговаривать в процессе работы».

После того, как рисунки будут готовы, проводится обсуждение и выставка работ. Можно выбрать самую гармоничную, самую необычную или самую конфликтную работу и задать вопросы авторам, что им помогало, как они действовали, как договаривались на невербальном уровне, что именно будут рисовать и т.д. Обсуждается и негативный опыт взаимодействия в процессе парного рисования.

Раздача буклетов по теме:

«Рекомендации педагогам по профилактике эмоционального выгорания»

Рефлексия

Уважаемые коллеги, прошу ответить на несколько вопросов.

  1. «Что для вас показалось наиболее полезным и интересным сегодня?»
  2. «Что нового вы узнали?»
  3. «Чем вы планируете пользоваться на практике?»

Благодарю за активное участие в семинаре! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум на тему: «Профилактика эмоционального выгорания педагогов в ДОУ»

Цель: Формирование компетентности педагогов в области профилактики преодоления синдрома эмоционального выгорания.Задачи:- формировать навыки самопознания и саморазвития личности в целом;- формиро...

Семинар-практикум с элементами тренинга: «Синдром эмоционального выгорания педагогов».

Направлен на повышение уровня психолого-педагогической компетентности в области сохранения и укрепления педагогом своего профессионального здоровья....

Конспект занятия по теме "Профилактика эмоционального выгорания педагогов ДОУ"

Цель предлагаемого занятия для педагогов-психологов: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление педагогов с приемами саморегуляции....

Семинар-практикум с элементами тренинга «Профилактика эмоционального выгорания педагога ДОУ»

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГАТЕМА: «Профилактика эмоционального выгорания педагога ДОУ»Цель: Сохранение психического здоровья педагогов в образовательной среде.Подготовил...

Семинар- практикум: «Практические упражнения по профилактике эмоционального выгорания педагогов»

Здравствуйте, уважаемые коллеги.Тема «Профилактика эмоционального выгорания педагога» для всех нас близка и знакома.«Психологическая профессия педагога предъявляе...

Мастер-класс на тему: «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

Актуальность этой темы обусловлена возрастающими требованиями со стороны общества к личности педагога, т.к. эта профессия обладает огромной социальной важностью. В последние годы резко возрос инт...

Тренинг для педагогов ДОО по теме «Профилактика эмоционального выгорания педагога»

Тренинг для педагогов ДОО по теме «Профилактика эмоционального выгорания педагога»Цель: мобилизация внутренних сил педагогического коллектива для плодотворной работы в детском саду.Задачи:...