«Использование сенсорных коробок в образовательном процессе с детьми раннего возраста».
материал (младшая группа)
«Использование сенсорных коробок в образовательном процессе с детьми раннего возраста».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.51 КБ |
Предварительный просмотр:
(1 слайд) Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы вам расскажем о сенсорных коробках – интересном и эффективном инструменте для развития и обучения детей дошкольного возраста.
Что такое сенсорная коробка? Что она представляет из себя?
(2 слайд) Сенсорная коробка — это методика, используемая в раннем детском развитии для стимуляции сенсорных восприятий и развития различных навыков у детей. Она представляет собой контейнер, заполненный различными материалами и предметами, которые можно трогать, исследовать и манипулировать.
(3 слайд) Итальянский врач, педагог, философ и гуманистка Мария Монтессори на протяжении многих лет работала с детьми. Мария Монтессори разработала концепцию сенсорной коробки как часть своей образовательной методики, направленной на развитие детей через активное исследование и взаимодействие с окружающим миром.
(4 слайд) Игры с сенсорной коробкой способствуют:
- развитию мелкой моторики рук ребенка;
- развитию зрительных и тактильных ощущений;
- развитию памяти, внимания, мышления, воображения, речи.
(5 слайд) Сенсорная коробка позволяет ребенку исследовать предметы без ограничений. Их можно не только смотреть, но и трогать, мять, прятать, искать, перекладывать. В процессе игры детские пальчики активно работают, развивается мелкая моторика рук, а также, речь, координация движений, усидчивость и внимательность.
Основой для создания пособия может стать любая ёмкость. Например, картонная коробка, тазик, большая кастрюля, контейнер из пластика или небольшой детский бассейн. Также нужно сделать крышку, которая убережёт игру от пыли и не позволит рассыпаться содержимому.
(6 слайд) В качестве основного наполнителя для сенсорной коробки можно использовать:
1. Различные крупы (рис, гречка, манка и т. п.).
2. Макароны различных форм (спиральки, ракушки, бантики, звёздочки и трубочки, рожки в виде букв, цифр или фигурок животных).
3. Бобовые (горох, фасоль).
4. Природные материалы (шишки, каштаны, жёлуди, семена растений, спилы и кора деревьев т. п.).
5. Различные декоративные камешки.
6. Песок (он может быть обычным речным или кинетическим).
Также это может быть смятая бумага, кусочки ткани, пуговицы, шарики из ваты, пряжа. Можно использовать мыльный раствор и дать маленькому исследователю ложку, лопатку или палочку для перемешивания. От подобных опытов дети приходят в полный восторг.
При выборе наполнителя необходимо учитывать следующее: чем младше по возрасту ребёнок, тем крупнее должен быть наполнитель. При выборе мелкого наполнителя ребёнок должен обязательно находиться под присмотром взрослого.
(7 слайд) В качестве дополнительно материала можно использовать:
1. Предметы небольшого размера (фигурки животных, игрушки из киндер-сюрпризов или конструктора, кубики, геометрические фигуры, пластиковые буквы, цифры и др.).
2. Различного рода ёмкости и вспомогательные предметы для игры (стаканчики, миски, кастрюльки, сито, пинцет, лупа и др.).
3. Инструменты для манипулирования и сортировки (сито, тарелочки, стаканы. Мерные ложки, щипцы, грабельки и др.).
Предметы для сенсорной коробки нужно подбирать различные по форме, цвету, размеру.
Изучив методику «Сенсорной коробки», мы решили тоже создать её и включить в РППС своей группы. Применение сенсорной коробки в работе с детьми раннего возраста стала очень разнообразным и увлекательным.
(8 слайд) Адаптация детей:
• В первую очередь использование сенсорной коробки стала для нас особенно полезным при адаптации детей, с трудностями в социализации или особыми образовательными потребностями. Игры с сенсорными материалами помогают детям расслабиться и отвлечься от стрессовых ситуаций. Это особенно важно для детей, испытывающих тревогу или страх в новых условиях.
В процессе игры с сенсорной коробкой взрослые могут наблюдать за поведением детей, что позволяет лучше понять их потребности и адаптировать подход к обучению и взаимодействию.
Также, нужно отметить, что Полноценное сенсорное развитие может осуществляться лишь в интеграции самостоятельной и совместной деятельности со взрослым,
Значит мне нужно сочетать - самостоятельное исследование ребенком окружающего мира, - когда малыш сам все исследует, пробует, ощупывает, рассматривает и т.д.; и при непосредственном участии взрослого – то есть, в процессе организованной образовательной и игровой деятельности, когда детской деятельностью руковожу я, как педагог, и под моим руководством ребенок познает эталоны – названия цветов, форм и т.д.
(10 слайд) Поэтому, Сенсорная коробка в нашей группе используется в разных формах и видах взаимодействия:
- В индивидуальном взаимодействии с кем-то из малышей
- В процессе образовательной деятельности (вместе с педагогом)
- Для самостоятельной деятельности детей (некоторые ребята уже и сами берут эту коробочку поиграть, исследуют ее, ждут и проверяют, что там появится новое содержимое – соответсвенно, начинает развиваться аналитическая деятельность, умение сравнивать, проводить причинно-следственные связи)
(11 слайд) Ещё хочу рассказать о нескольких способах использования сенсорной коробки, которые мы применяем во взаимодействии со своими воспитанниками:
1. Тематические сенсорные коробки:
• Можно выбрать различные темы (например, животные, геометрические фигурки, овощи-фрукты и т.д.) и наполнить коробку соответствующими материалами: песком, ракушками, игрушками, фигурками и т.д. Тем самым позволить детям исследовать материалы и задавать вопросы о том, что они видят и ощущают.
2. Игры на развитие моторики:
• Использовать мелкие предметы (например, бобы, крупу) для наполнения коробки и предложить детям пересыпать их из одной емкости в другую, что помогает развивать мелкую моторику. Можно включить инструменты, такие как ложки, пинцеты или шприцы без иглы, для манипуляций с материалами.
3. Сенсорные исследования:
• Предложить детям закрыть глаза и на ощупь определить различные текстуры (мягкие, жесткие, гладкие, шершавые). Это развивает тактильные ощущения.
4. Сортировка и классификация:
• Попросить детей сортировать предметы по цвету, форме или размеру. Это помогает развивать логическое мышление и навыки классификации.
С каждым разом наполнение коробки и задания можно усложнять, задействуя ЗБР (зону ближайшего развития). Можно использовать карточки с изображениями для помощи в сортировке.
Кроме того, есть еще некоторые способы применения сенсорной коробки, которые можно будет использовать далее, по мере взросления детей.
5. Чувственные истории:
• Создать истории или сценарии, которые дети могут разыгрывать с использованием предметов из сенсорной коробки. Это способствует развитию воображения и речи.
6. Обсуждение ощущений:
• Побуждающие вопросы для детей описывать свои ощущения: "Как это выглядит?", "Как это на ощупь?", "Как это пахнет?". Это развивает речевые навыки и умение выражать мысли.
7. Совместные игры:
• Организовать групповые игры, где дети могут взаимодействовать друг с другом, делиться находками и обсуждать свои впечатления. Это способствует социальному взаимодействию.
Можно использовать различные запахи (например, специи) и предложить детям угадать их на ощупь.
(12 слайд) Чтобы детям не наскучила игра, мы, время от времени, меняем её наполнение. Стараемся следить за тем, чтобы в коробке не оставалось сломанных игрушек и другого испорченного материала. Наполнение сенсорных коробок меняется вместе с детьми, отвечая их новым потребностям и познавательным особенностям.
Все дети в моей группе разные. Одни могут подолгу заниматься игрой, спокойно изучая содержимое, другие так и норовят раскидать всё по помещению или попробовать на вкус новый предмет. Поэтому, учитывая ранний возраст, необходимо отдавать предпочтение более крупным и неопасным деталям.
(13 слайд) В заключении, хочется обобщить, почему же Сенсорные коробки актуальны именно в раннем возрасте:
- Развитие сенсорных навыков:
В первые годы жизни дети активно исследуют мир через свои чувства. Сенсорные коробки предоставляют возможность для тактильного, зрительного и слухового восприятия, что способствует развитию сенсорных навыков.
- Стимуляция когнитивного развития:
Исследование различных текстур, форм и цветов помогает детям развивать мышление, внимание и память. Сенсорные коробки могут включать элементы для сортировки, классификации и сравнения, что поддерживает когнитивные процессы.
- Поддержка моторного развития:
Игры с предметами в сенсорной коробке способствуют развитию мелкой и крупной моторики. Манипуляции с различными материалами помогают укрепить мышцы рук и развить координацию движений.
- Эмоциональное развитие:
Сенсорные игры могут быть успокаивающими и помогать детям справляться с эмоциями. Они также способствуют саморегуляции и развитию терпения. Являются необходимым «помощником» и «подспорьем» в период адаптации детей к детскому саду
- Социальное взаимодействие:
Игры с сенсорной коробкой могут быть коллективными, что способствует развитию социальных навыков, таких как сотрудничество, обмен и коммуникация. То есть, сенсорная коробка учит детей взаимодействовать друг с другом, играть вместе (а не только одному).
- Инклюзивность:
Сенсорные коробки могут быть адаптированы под разные потребности детей, включая детей с особыми образовательными потребностями, что делает их универсальным инструментом для обучения.
- Поддержка самостоятельности:
Сенсорные коробки позволяют детям учиться через игру и исследование, что соответствует принципам активного обучения. Дети могут самостоятельно выбирать, что исследовать, что способствует реализации субъектной позиции ребенка, согласно ФГОС ДО.
(14 слайд) Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод:
1. Сенсорные коробки имеют ряд преимуществ, которые позволяют широко их использовать в педагогической деятельности: занимают немного времени на подготовку, компактны, доступны, предоставляют множество возможностей для обучения, являются отличным дополнением к тематическим занятиям, легки и доступны в исполнении для любого педагога (даже такого начинающего, как я).
2. Кроме того, они помогают в процессе адаптации детей, так как способствуют снижению негативных проявлений у ребенка, отвлекают его от грустных мыслей, помогают мне привлечь внимание ребенка, когда он плачет в приемной и не может оторваться от мамы.
3. Сенсорные коробки – это полезное и эффективное средство для развития детей, особенно в раннем возрасте. Однако, важно помнить о безопасности и учитывать индивидуальные особенности ребенка, адаптируя игры под его потребности и интересы.
4. Правильно подобранные и организованные занятия с сенсорными коробками могут существенно способствовать развитию ребенка, улучшая его сенсорную, когнитивную и моторную функции.
5. Сенсорные коробки являются важным инструментом в раннем обучении, способствуя всестороннему развитию детей и поддерживая их естественное стремление к исследованию и обучению. Этим и привлекла меня эта методика.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к выступлению на научно-практическом семинаре "Организация образовательного процесса с детьми раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации" Тема "Система помощи семье. воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии"
Выступление на городском научно-практическом семинаре "Организация образовательного процесса с детьмм раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации"и презентация к нему. Тема выст...

АНАЛИЗ использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе с детьми раннего возраста
В современном мире информационные технологии прочно вошли в воспитательно-образовательный процесс дошкольных учреждений. Интернет изменил трудовую мою деятельность воспитателя: он помог мне сделать уч...
Использование сенсорных коробок в образовательном процессе с детьми раннего возраста
Сенсорные коробки – это емкости с различным сенсорнымнаполнением (жидкостями, сыпучими материалами, желе, клейстером, игрушками и т.д.). Это чрезвычайно полезная и многофункционал...

Использование логических блоков Дьенеша в образовательном процессе с детьми раннего возраста.
Игры с логическими блоками Дьенеша для детей раннего возраста (2-3 года)....

Статья "Использование ИКТ в образовательном процессе с детьми раннего возраста".
Информационные технологии входят в жизнь детей очень рано. И сила их воздействия на детскую психику велика. Использование данной технологии требует и новых умений, и знаний от восп...

«Использование сенсорных коробок в образовательном процессе с детьми раннего возраста»
laquo;Использование сенсорных коробок в образовательном процессе с детьми раннего возраста» Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлени...

«Использование сенсорных коробок в образовательном процессе с детьми»
Конспект ООД в младшей группе«Использование сенсорных коробокв образовательном процессе с детьми»...
