Краткосрочный межгрупповой проект "Защитники отечества"
проект (младшая группа)
Межгрупповой проект между младшей и старшей группами "Защитники отечества" направлен на развитие преемственности между группами, воспитание патриотизма у детей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Ермакова Наталья Михайловна
воспитатель
МБОУ ШКОЛА 30 (д.о. «Земляничка»)
Проект «День Защитника Отечества»
Вид проекта: межгрупповой.
Тип проекта: тематический, информационно – творческий.
Участники проекта: воспитатели, дети младшего дошкольного возраста, дети старшего дошкольного возраста, родители.
Сроки реализации проекта: краткосрочный, с по год.
Актуальность проекта: Патриотизм – это любовь к Родине, к своей земле, семье, роду. Патриотом не становятся с пелёнок, патриотизм нужно воспитывать. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Патриотическое воспитание ребёнка лежит в основе развития нравственных чувств. Чувство Родины у ребёнка начинается с отношений в семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке – это корни, связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные им через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Цель проекта: Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей младшего и старшего дошкольного возраста через систематизацию знаний о своей семье, о государственных праздниках, об улице, на которой живёт ребёнок, родном городе, о быте наших предков, о России.
Задачи проекта:
Образовательные:
Формировать любовь к родному краю, формировать духовно – нравственные отношения, формировать любовь к культурному наследию своего народа, расширять представления детей о семье, доме, улице, на которой они живут; о России, как о родной стране, о государственном празднике «День Защитник Отечества»
Развивающие:
Развивать познавательный интерес дошкольника, любознательность, его творческие способности. Воспитать любовь к природе родного края, бережное отношение к родной природе
Воспитательные:
Воспитать чувство сопричастности с жизнью страны (патриотические даты и праздники). Воспитать любовь и уважение к своим национальным особенностям и чувство собственного достоинства, как представителя своего народа, чувство любви к родному краю, своей малой Родине, на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям. Обогащать предметно – пространственную развивающую среду группы. Вовлекать родителей воспитанников в процесс патриотического воспитания детей.
Продукт проекта: стенгазета «Наши защитники» в младшей группе, изготовление детьми поздравительных открыток для пап.
Практическая значимость проекта:
Данная работа направлена на изучение и определения эффективности использования проектного метода в формировании нравственно – патриотического воспитания у детей младшего и старшего дошкольного возраста.
План проекта:
- Подготовительный этап.
1. Определение цели и задач проекта.
2. Составление плана работы.
3. Подготовка необходимых атрибутов для проекта.
4. Подбор наглядно-иллюстративного материала.
6. Подбор художественной литературы.
7. Создание предметно-развивающей среды.
- Основной этап.
- Совместная деятельность взрослого и ребенка.
2. Тематические беседы.
3. Тематическая выставка книг о военной технике, а также самой военной техники.
4. Рассматривание герба, флага России.
5. Слушание гимна России.
6. Совместное творчество детей.
#1044;идактические игры.
8. Сюжетно – ролевые игры.
#1044;ень открытых дверей для родителей.
10. Постройка крепости на участке ДОУ с выносом Российского флага.
- Заключительный этап.
Проект «Моя родина - Россия» показал положительные результаты:
- создание благоприятных условий для саморазвития ребенка, проявления его творческой деятельности;
- подбор и обновление тематического материал в дидактических пособиях;
- понимание осознанного уважения к членам своей семьи;
- создание, и обновление тематического уголка по патриотическому воспитанию в группе;
- повышение активности со стороны родителей по нравственно - патриотическому воспитанию.
В ходе проекта были проведены следующие мероприятия: совместная постройка крепости на участке детского сада совместными усилиями обеих групп, оформление выставка военной техники, совместное рисование с детьми солдата в военной форме, инсценировка рассказа «Жить – Родине служить», день открытых дверей для родителей, тематическая выставка, обновление патриотического уголка.
Литература:
1. Александрова, Е.Ю. Система патриoтического воспитания [Текст] /
Е.Ю. Александрова, Е.П.Гордеева, М.В.Постникова, Г.П.Понова. -
Волгоград: Учитель, 2007.
2. Иванова, В. Шедевры архитектуpы как средство художественного
воспитания (подготовительная группа) [Текст] // Дошкольное воспитание -
2001. - № 6. - С.34-38.
3. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты зaнятий. Изд.4-
е доп. – М.: УЦ «Перспектива», 2008.
4. Александрова Е.Ю, Гордеева Е.П. Система патриотического
воспитания в детском саду. - Волгоград: «Учитель», 2007.
5. Воспитание нравственных чувств у старших дошкoльников / Под ред.
А.М. Виноградовой. - М.: Просвещение, 1999.
6. Дерягина Л.Б. Моя Родина – Россия. - СПб.: Издательский Дом
«Литера», 2007.
7. Дыбина О.В. Ребёнок и окружающий мир. - М.: Мозаика – Синтез, -
2010.
8. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. - М.:
Аргос, 1990.
9. Зацепина М.Б, Антонова Т.В... Народные праздники в детском саду. –
М.: Мозаика – Синтез, 2008.
10. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской
народной культуры. - Санкт – Петербург: «Детство - Пресс», 2010.
11. Ривина Е.К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной. –
М.:Мозаика – Синтез, 2008.
12. Татаринкова Л.Ю. Я и моя семья. - СПб.: Издательский Дом «Литера»,
2007.
13. Жемчуева, Г.А. Ознакомление детей старшегo дошкольного возраста
систорией родного края (города) в рамках региoнального компонента / Г.А.
Жемчуева, А.Н. Игнатьева, Н.Н. Костина // Проблемы дошкольного
образования насовременном этапе: сб. научн. статей. Вып. 11 / под ред. О.В.
Дыбиной [и др.]. – Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич,
2013. – С. 58–62.
14. Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание
дошкольников: методическое пособие / М.Д. Маханева. М.: ТЦ Сфера, 2009.
– 96 с.
15. Никонова, Л.Е. Патриотическое воспитание детей старшего
дошкольноговозраста / Л.Е. Никонова. – М.: Сфера, 2005. – 110 с
54
16. Иванова, В. Шедевры архитектуpы как средство художественного
воспитания (подготовительная группа) [Текст] // Дошкольное воспитание -
2001. - № 6. - С.34-38.
17. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты зaнятий. Изд.4-
е доп. – М.: УЦ «Перспектива», 2008.
18. Александрова Е.Ю, Гордеева Е.П. Система патриотического
воспитания в детском саду. - Волгоград: «Учитель», 2007.
19. Воспитание нравственных чувств у старших дошкoльников / Под ред.
А.М. Виноградовой. - М.: Просвещение, 1999.
20. Дерягина Л.Б. Моя Родина – Россия. - СПб.: Издательский Дом
«Литера», 2007.
21. Дыбина О.В. Ребёнок и окружающий мир. - М.: Мозаика – Синтез, -
2010.
22. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. - М.:
Аргос, 1990.
23. Зацепина М.Б, Антонова Т.В... Народные праздники в детском саду. –
М.: Мозаика – Синтез, 2008.
24. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской
народной культуры. - Санкт – Петербург: «Детство - Пресс», 2010.
25. Ривина Е.К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной. –
М.:Мозаика – Синтез, 2008.
26. Татаринкова Л.Ю. Я и моя семья. - СПб.: Издательский Дом «Литера»,
2007.
27. Жемчуева, Г.А. Ознакомление детей старшегo дошкольного возраста
систорией родного края (города) в рамках региoнального компонента / Г.А.
Жемчуева, А.Н. Игнатьева, Н.Н. Костина // Проблемы дошкольного
образования насовременном этапе: сб. научн. статей. Вып. 11 / под ред. О.В.
Дыбиной [и др.]. – Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич,
2013. – С. 58–62.
28. Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание
дошкольников: методическое пособие / М.Д. Маханева. М.: ТЦ Сфера, 2009.
– 96 с.
29. Никонова, Л.Е. Патриотическое воспитание детей старшего
дошкольноговозраста / Л.Е. Никонова. – М.: Сфера, 2005. – 110 с
Приложение:
Консультация для родителей:
«Патриотическое воспитание дошкольников»
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не можетбыть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, за его культуру, и ощущение своей неразрывности с окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны. Патриотизм проявляется не только в сложных тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа. Однако, если это чувство столь сложно, то правомерно говорить о нем применительно к детям дошкольного возраста? Внимательное наблюдение за детьми, изучение их возрастных особенностей, интересов позволяет сделать вывод, что старший дошкольник обладает большим количеством знаний, а его интересы связаны часто не только с настоящим, но и с будущим. В разговорах детей, их вопросах можно услышать суждения о добре и зле, о несправедливости. Всё это говорит о том, что воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста. Крылатая фраза: «Все начинается с детства»- как нельзя больше относиться к данному вопросу. Задумываясь об истоках патриотических чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дерево под окном, и родные напевы. С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему глаза в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро, которое несут нам сказочные герои: Василиса Прекрасная, Илья Муромец, Иван Царевич. Сказки волнуют, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым главным богатством трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. У каждого народа свои сказки, и все они по своему, со свойственным данному народу колориту передают от поколения к поколению эти нравственные ценности. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ и ненавидеть то, что ненавидит народ. «Это первые блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К. Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическими гениями народа». Загадки, пословицы, поговорки – эти жемчужины народной мудрости воспринимаются ребенком легко и естественно. В них и юмор, и грусть и глубокая любовь к человеку, к отечеству. Сказки, пословицы, поговорки формируют начало любви к своему народу, к своей стране. Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Река, лес, поле постепенно оживают для него: от первого общего восприятия ребенок переходит к конкретизации – у него появляются любимые уголки для игры, любимое дерево, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес, речку своими, родными, остающимися в памяти дошкольника на всю жизнь. Так общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребенка с Родиной. Но без помощи взрослого ребенку трудно выделить в окружающей жизни наиболее существенное характерное. Он может не увидеть главное, или принять за главное нетипичное, второстепенное. «Как у маленького деревца, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и взрослый должен заботиться о воспитании у детей чувства безграничной любви к Родине». Без помощи взрослого детям трудно понять, что люди трудятся на благо всей страны, что город, село, лес, река, которые ребенок видит каждый день – это и есть его Родина. Взрослый выступает посредником между ребенком и окружающим его миром, он направляет, регулирует его восприятие окружающего. У детей еще очень мал жизненный опыт, и в силу своей способности к подражанию и из доверия к взрослому дети перенимают у них оценки событий: что говорят дома родители о предстоящем субботнике, как готовятся к празднику и т.д. Во всем проявляется их отношение к жизни, которое постепенно воспитывает чувства ребенка. При воспитании патриотических чувств очень важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что их интересует. Принято считать, что воспитание у детей патриотических чувств происходит в следующей последовательности: сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, детскому саду, затем к городу, ко всей стране. Однако неверно полагать, что, воспитывая любовь к родителям, мы уже тем самым воспитываем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому, своей семье уживается с безразличием к судьбе Родины и даже с предательством. Мы учим ребенка с первых лет жизни любить родителей, помогать им. Благородное чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ним – все это очень важно для становления личности ребенка, для чувства защищенности и благополучия. Но для того, чтобы эти чувства стали началом любви к родине, очень важно, чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как тружеников, вносящим свой вклад в общее дело. Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа. Например, отмечать профессиональные праздники, праздники урожая, чтить память погибшим войнам, устраивать проводы новобранцев в армию, встречи ветеранов, участников воин. Неизменно живет в народе традиция чтить память погибших воинов. Много памятников и обелисков на нашей земле. Ребенок в старшем дошкольном возрасте уже способен переживать ненависть, обиду не только за себя лично. Пусть он поплачет, слушая рассказ о мальчике, которого фашисты повесили на глазах у матери, о солдате, который с последней гранатой бросился под фашистский танк. Не нужно ограждать детей от сильных эмоций. Такие эмоции не расстроят нервную систему ребенка, а являются началом патриотических чувств. Одна из граней патриотизма – отношение к трудящемуся человеку. Мысль о том, что все создано трудом, руками человека, что труд приносит радость, счастье и богатство стране, должна как можно раньше зародиться в сознании ребенка. Показанный ему героизм труда воспитывает его нравственные чувства не менее чем героизм военного подвига. Педагог, может посоветовать родителям, рассказывать детям о своей работе, о том, что они делают, и для чего это нужно. При ознакомлении детей с трудом взрослых, очень важно показать им общественную значимость этого труда, его необходимость не только лично к какому-то человеку, но и всей стране. Наиболее наглядно это можно сделать, рассказывая о труде хлебороба. Рассказы о героическом труде, о преданности делу, о самоотверженности и смелости помогает воспитывать гордость за человека – труженика. В патриотическом воспитании детей велика роль книг о защитниках Родины. Героизм волнует и притягивает к себе ребенка, рождает стремление к подражанию. Прежде всего, ребенку нужно знать о сегодняшней жизни Родины. Примеры трудовых подвигов людей во имя благополучия и славы Родины, традиции, с которыми педагог знакомит детей, помогают им осознать патриотизм, как чувство проявляющееся каждодневно. Очень важно для воспитания патриотических чувств и исторические знания. Обращение к литературе, искусству прошлого, так же как и к истории, - это обращение к прошлому своего народа. Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное, и сохраненное предыдущими поколениями, может стать подлинными патриотами.
Советы родителям:
«Как приобщить ребенка к патриотическому воспитанию?»
1. Расскажите, что семья и дом – это очень важные ценности в жизни каждого человека. Расскажите о традициях своей семьи, своих близких друзей. Предложите ребенку сначала построить дом из конструктора, деревянных кубиков. Когда дом построен, поиграйте вместе с ребенком в «новоселье», разместите кукол, зайчиков, мишек. Посмотрите, прочно ли построен дом, красив ли, удобен ли для жилья.
2. Знакомство дошкольников с родным городом является непростой задачей, потому что маленькому ребенку трудно представить устройство большого города, историю его возникновения, достопримечательности. Рассказывайте ребенку сначала о семье, улице проживания, потом о детском саде, микрорайоне, затем о городе, стране.
3. Дошкольники очень рано начинают проявлять интерес к истории страны, края. Организуйте экскурсии в Музей, к мемориалу «Вечный огонь», расскажите о тяжелой жизни в военное время, отсутствии еды, и о том, как чтят память погибших.
4. Приучайте ребенка бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам. Объясните ему, что в каждую вещь вложен труд многих людей. Постарайтесь развивать интерес к содержанию книги. Сходите с ребенком в библиотеку и посмотрите, как там хранят книги. Игровой прием «как в библиотеке» поможет приучить ребенка к бережному отношению к книге.
5. Воспитывайте у ребенка уважительно-бережное отношение к хлебу. Понаблюдайте за тем, как привозят и разгружают хлеб. Расскажите, как выращивают хлеб, сколько труда в него вложено.
6. Расскажите ребенку о своей работе: что вы делаете, какую пользу приносит ваш труд людям, Родине. Расскажите, что вам нравится в вашем труде.
7. Игра учит наблюдательности, помогает формировать представления об окружающем. Возвращаясь с ребенком из детского сада, предложите ему поиграть в игру «Кто больше заметить интересного?», «Давай рассказывать друг другу, кто больше заметит интересного на нашей улице. Я вижу, что машины убирают улицу. А что ты видишь?». Дома предложите ребенку нарисовать, что больше всего понравилось.
8. Любовь к Родине – это и любовь к природе родного края. Общение с природой делает человека более чутким, отзывчивым. Проезжая мимо полей, садов, виноградников нашего края, остановитесь, расскажите о том, что земля Краснодарского края очень плодородна, много разнообразных культур, растут на ней и дают хорошие урожаи.
9. Помните, что любовь к большой Родине начинается с любви к природе родного края. Природа воспитывает в человеке отзывчивость и чуткость. Старайтесь как можно больше времени проводить на природе, зимой катайтесь на лыжах, летом – на велосипеде, или гуляйте пешком, выезжайте в лес, любуйтесь его красотой, наслаждайтесь пением птиц и журчанием ручьев. Приучайте ребенка охранять и беречь природу.
Памятка для родителей
«Наши малыши - настоящие патриоты»
Воспитывать патриотические чувства в детях нужно начинать с воспитания любви к родному дому, к улице, на которой вы живете, к детскому саду, который посещает ребенок.
1. На прогулках обращайте внимание ребенка на достопримечательности города, на его красоту.
2. Рассказывайте о том, что находится на вашей улице, на близлежащих улицах, аллеях, скверах и парках.
3. Формируйте у малыша представление о работе общественных организаций, таких как библиотека, почта, магазин. Наблюдайте за работой сотрудников этих организаций, говорите с ребенком о ценности и о значении их труда.
4. Вовлекайте ребенка в посильный труд по блaгоустройству двора, дачного участка.
5. Учите давать правильную оценку своим поступкам и поступкам других людей.
6. Читайте с ребенком книги о родной стране, ее традициях, героях и культуре.
7. Поощряйте стремление ребенка к поддержанию порядка, за правильное поведение в общественных местах.
8. Не пренебрегайте расширением собственного кругозора.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект "Защитники Отечества"
Краткосрочный проект "Защитники Отечества" разработанный и проведенный в старшей группе, направлен на формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста, воспитание любви к родной ...

краткосрочный межгрупповой проект "В праздник Пасхи на Руси..."
конспект итогового мероприятия к межгрупповому краткосрочному проекту "Праздник Пасхи на Руси..."...

Краткосрочный проект - Защитники отечества в народном эпосе. Былины. Исторические песни.
Краткосрочный проект «Защитники Отечества в народном эпосе. Былины. Исторические песни» Разработаны следующие этапы:Подготовительный этап1. Сбор и анализ литературы по д...
Проект краткосрочный " День защитников Отечества"
Проект направлен на воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста, совместная деятельность педагогов, детей и родителей....

Краткосрочный межгрупповой социально-познавательный творческий проект «Масленица» для детей II младшей и средней группы
Проект "Масленица"...

Краткосрочный проект «Защитники Отечества» для детей 6-7 лет
формирование у детей дошкольного возраста чувства патриотизма, гордости и уважения за Российскую армию....
