«Технология обучения дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок»
учебно-методический материал (старшая группа)

Чайковская Нина Степановна

Полноценная подготовка ребенка к школе предполагает умение детей работать с серией картинок, объединенных единым содержанием. При этом дошкольник должен не только самостоятельно выложить картинки в логической последовательности, но и составить по ним связный рассказ на заданную сюжетом тему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx21.1 КБ

Предварительный просмотр:

 «Технология обучения дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок»

Подготовила : Чайковская Н.С. воспитатель высшей квалификационной категории

Полноценная подготовка ребенка к школе предполагает умение детей работать с серией картинок, объединенных единым содержанием. При этом дошкольник должен не только самостоятельно выложить картинки в логической последовательности, но и составить по ним связный рассказ на заданную сюжетом тему.

Обучение дошкольников работе с серией картинок надо начинать с трехлетнего возраста. Для составления первых серий детям предлагается 2-3 картинки. К четырем годам предлагаются серии с 4-5 картинок. Сюжеты могут отражать реальный опыт детей. В возрасте 5 лет в серии может быть до 6 картинок по типичным событиям, переживаемым детьми в этом возрасте. В этом возрастном периоде можно использовать серии  картинок на основе сказочных ситуаций. В возрасте 5-7 лет целесообразнее использовать серии картинок из 6-8 кадров, связанных разнообразным содержанием.

Для подготовки детей к работе с серией картинок необходимо научить анализировать реальные ситуации из жизни. В процессе организации различных видов деятельности педагог обращает внимание детей на последовательность и результат совершаемых действий. Во время бесед учить детей проговаривать цепочку взаимосвязанных действий, устанавливать причинно – следственные связи и видеть результат.

Обучение дошкольников работе с серией картинок осуществляется в определенной последовательности и в достаточно быстром темпе. Каждый этап имеет свою цель, игровое действие и его схематизированное изображение. Взрослый переходит к следующему  этапу только в случае освоения ребенком предыдущих заданий.

Этапы работы с серией картинок.

Методика обучения детей дошкольного возраста работе с серией картинок

 позволяет детям освоить логические операции воссоздания

последовательности событий по отдельным кадрам; составить речевой текст как сопровождение к серии картинок; и, главное, осознать последовательность этапов работы со всеми логическими сериями картинок.

Основные задачи работы с серией картинок.

1.Собрать логическую последовательность какого – либо сюжета из отдельно взятых картинок.

2.Составить связный  рассказ по сюжету.

3.Стимулировать детские рассуждения по поводу смысла составленного рассказа.

4.Осознать и озвучить правила составления серии картинок (ребенок должен научить кого – то собирать картинки в логической последовательности).

Итогом работы служит составленный ребенком описательный рассказ о событиях, изображенных на картинках, и придуманное к  нему общее название.

Этап 1. «Паровозик картинок»

Цель: научить ребенка раскладывать серию картинок слева направо в одну линию без учета последовательности сюжета. По схеме этапа узнавать игровое действие.

Игровое действие: дать в руки ребенку  набор перепутанных картинок и попросить разложить их в произвольной последовательности в одну линию слева направо  (составить паровозик из картинок) и не трогать картинки руками.

Информация для педагогов:

* взрослый должен обеспечить достаточно места, на котором произвольно раскладывается серия картинок в ряд.

*Не стоит долго задерживать ребенка на этом этапе. Не следует позволять ребенку строить догадки.

*В ходе упражнения необходимо требовать соблюдения правила: после раскладывания не перемещать картинки на столе.

Этап 2. «Назови место, где происходит событие»

Цель: научить ребенка определять место действия объектов на каждой картинке и делать обобщения(события всегда происходят в определенном месте и места могут быть разные).

Игровое действие: предложить детям, глядя на картинки, найти место, в котором происходят события, и как можно точнее обозначить его словом.

Информация для педагогов:

*На начальном этапе следует подбирать картинки с одним общим местом действия

*Со временем детям предлагаются картинки, где место действия изменяется.

Этап 3 «Определи время событий»

Цель: научить детей определять время событий, происходящих на картинках, и делать обобщения (события всегда происходят в определенное время года и в какую –то часть суток.)

Игровое действие: предложить детям определить время года или части суток на каждой картинке.

Информация для педагогов:

На начальном этапе следует подбирать серии картинок, где сюжет разворачивается в коротком временном отрезке.

*Затем детям предлагаются серии картинок в большом временном разрыве.

*В случае затруднений в определении времени происходящего рекомендуется провести игровые упражнения на закрепление знаний о последовательности времен года или частей суток.

Этап 4. «Найди общих героев на всех картинках».

Цель: научить ребенка находить сквозных героев и объекты на всех картинках серии. Учить делать обобщения ( в событиях всегда есть действующие лица и предметы).

Игровое действие: найти сквозного героя и объекты на всех картинках.

Информация для педагогов:

*Важно сформировать у ребенка понятие , что на всех картинках  изображен один сквозной герой и он что то делает.

*Живым объектам , нарисованным на картинках, можно придумать имена, при необходимости обозначить возраст, описать внешний вид, одежду.

*На первых этапах работы надо подбирать картинки, где основные герои должны быть расположены на переднем плане.

*В дальнейшем используются серии картинок, на которых главный герой может отсутствовать, либо быть на втором плане.

Этап 5. « Назови действия героя  и догадайся, зачем он это делает.»

Цель: научить детей называть действия героев и делать умозаключения, с какой целью совершаются эти действия. Учить делать обобщения ( все герои чего то хотят и для этого совершают какие то действия).

Игровое действие: предложить ребенку поочередно брать картинки, называть героя, его действия и обсуждать для чего он это делал. Используется логическая цепочка: «объект – действие цель действия.»

Информация для педагогов:

*Педагог акцентирует внимание детей на изменениях, происходящих с главными героями и другими объектами на каждой картинке серии

*Обсуждение каждой последующей картинки начинается после выяснения цели действий героев на предыдущей картинке.

Этап 6. « Что за чем ?».

Цель: учить детей устанавливать логическую последовательность действий на картинках.

Игровое действие: предложить ребенку взять любую понравившуюся картинку, переложить ее ближе к себе. Еще раз назвать действие объекта и его цель. Затем поиграть в игру « Что было раньше – что будет потом».Таким образом, картинки выстраиваются в логический ряд.

Информация для педагогов:

*На 6 этапе педагог контролирует правильность составленного одним из детей логического ряда  серии картинок.

*В случае нарушения логики временных связей предлагается вспомнить последовательность частей суток или времен года, их характерные признаки.

*В случае нарушения логики в установлении места действия педагог задает уточняющий вопрос : «В каком месте происходит последующее действие?»

*Если ошибка связана с изменением признаков объекта, педагог предлагает обсудить, в результате  чего произошло  изменение этого объекта.

В случае если ребенок быстро и верно выкладывает серию картинок, взрослый может поспорить  с ним, предложив заведомо неправильную последовательность. При этом решается задача формирования у ребенка умения доказывать свою правоту, исходя из объективных фактов.

Этап 7. « Составь рассказ»

Цель: учить детей составлять связный рассказ на основе последовательно выложенной серии картинок. 

Игровое  действие: предложить ребенку расшифровать «секретное письмо», т. е. составить рассказ по серии картинок.

Фактически ребенок составляет  рассказ, используя базовую модель:

1.Однажды (указание времени года, части суток)

2. В таком – то месте ( указание либо на общее место действия, либо на место действия происходящего в первом кадре)

3. Такой – то объект ( указание на сквозного героя , героев на первом кадре)

4. Делал ( делали) то –то для того –то.

5. Потом этот же объект ( переход ко второму кадру) делал ( действие и цель действия).

6. И далее по каждой картинке рассказывается об объекте, его действиях и  

7. В результате получилось то –то ( обобщение) , поэтому можно сказать, что данный объект ( герой, герои) такой то по характеру.

8. Придумать название   рассказу.

Заключительный этап

Цель: научить ребенка выделять последовательность действий, необходимых для  составления логически верной версии по серии картинок.

Игровое действие: игра проходит без сюжетных картинок, используются схемы этапов. Предложить детям вспомнить, в какие игры они играли с картинками и какие действия при этом выполнялись. Рассказать «секрет» каждой схемы и разложить их по порядку.

Информация для педагогов:

*Работа на этом шаге возможна с детьми с 4,5 -5 летнего возраста.

*Важно на начальных этапах не нарушать последовательность работы с серией картинок:

        - сначала картинки выкладываются в ряд слева направо в произвольной последовательности,

       -определяются места действий,

       -обозначается время действий,

      -находятся сквозные общие герои и предметы (объекты),

      -поочередно на каждой картинке называется объект – действие – цель действия,

     - потом «снимается фильм», то есть выкладывается логическая последовательность «кадров»,

    - в заключении кадры озвучиваются (составляется рассказ по алгоритму).

Необходимо назвать рассказ и оценить цель и действия героя.

Заключение.

Работа с серией картинок решает конкретные задачи: учит раскладывать последовательно серии картинок, составлять по ним рассказы, осознавать этапы произведенных действий с картинками. Но на самом деле, эта работа решает еще и более серьезную задачу: формирование понятий, что любое событие в жизни имеет обязательные признаки:

*признак места,

*признак времени,

*наличие действующих лиц,

*наличие предметов или дополнительных объектов,

*признак действия или взаимодействия объектов с определенной целью,

*наличие положительного или отрицательного результата.

 Вся наша жизнь – это цепочка причинно – следственных связей, которая приводит к определенному результату, который может быть оценен с разных точек зрения.

Таким образом, мы формируем у детей начальные навыки анализа ситуации, что чрезвычайно важно не только для успешного обучения в школе, но и в целом для подготовки детей к жизни в завтрашнем дне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг "Методика обучения дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок"

Обучающий тренинг с педагогами по использованию в образовательном процессе ТРИЗ- технологии...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ СОСТАВЛЕНИЮ ЛОГИЧЕСКИХ РАССКАЗОВ ПО СЕРИИ КАРТИНОК.

Основная дидактическая задача по развитию связной речи по технологии ТРИЗ через обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картин  Упражнять детей в нахождении причинно-следс...

Мастер-класс «Составление логических рассказов по серии картинок» (технология ТРИЗ)

Что такое ТРИЗ? ТРИЗ - теория решения изобретательских задач. Не требует больших затрат времени. Можно использовать в традиционной системе обучения. Развивает фантазию и воображение у детей....

Т.А. Сидорчук, С.В. Лелюх Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок (Технология ТРИЗ): Методическое пособие

Т.А. Сидорчук, С.В. Лелюх Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок (Технология ТРИЗ): Методическое пособие...

Мастер-класс «Составление логического рассказа по серии картинок»

Мастер-класс  «Составление логического рассказа по серии картинок»...