консультация практикум для воспитателей "Театр как педагогический инструмент изучение окружающего мира со старшими дошкольниками"
методическая разработка (старшая группа)

Луценко Надежда Павловна

данная консультация включает в себя теоретическую часть и практический "Театр экспромт"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx24.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 13 «Вишенка»

Консультация для воспитателей

 «Театр, как педагогический инструмент изучения окружающего мира старшими дошкольниками»

Подготовил:

Музыкальный руководитель

Митрофанова Надежда Павловна

Гог Выкса 2025 г.

Театр - это волшебный край,

в котором ребенок радуется играя,

а в игре он познает мир!

С. И. Мерзлякова

В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие - это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность. 

Окружающий мир для дошкольников — это мир, который окружает ребёнка: природа, люди, предметы

Понятие может рассматриваться в широком и узком смысле. В широком смысле окружающим миром можно считать всю планету, на которой мы живём. В узком смысле — это то конкретное окружение, в котором родился, растёт и развивается ребёнок. 

Окружающий мир для дошкольников включает в себя следующие составляющие:

  • Мир природы. Погода, времена года, растения, животные и т. д..
  • Предметный мир. Материалы, их свойства и изготовление из них различных предметов.
  • Социальное окружение. Эмоции, взаимоотношения людей, правила поведения и безопасности.

Знакомство с окружающим миром помогает ребёнку выстроить целостную картину мира, в которой синтезируются познавательные и эстетические аспекты, а также нравственные нормы отношений между людьми. 

В дошкольном детстве отражение предметов или явлений окружающего мира осуществляется на уровне представлений. Дошкольник мыслит наглядно, образами.

Основными задачами ознакомления с окружающим миром дошкольников являются:

  • 1. формирование у ребенка целостной картины окружающего мира;
  • 2. развитие интереса к предметам и явлениям окружающей действительности (мир людей, животных, растений), местам обитания человека, животных, растений (земля, вода, воздух);
  • 3. ознакомление с предметами быта, необходимыми человеку, их функциональным назначением (одежда, обувь, посуда, мебель и др.);
  • 4. формирование первоначальных представлений о себе, о ближайшем социальном окружении («Я и взрослый», «Я в семье», «Я в детском саду», «Я на улице»), о простейших родственных отношениях (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра и т. д.);
  • 5. формирование первоначальных представлений о макросоциальной среде (двор, магазин, аптека, поликлиника, школа, транспорт и пр.), о деятельности людей, явлениях общественной жизни;
  • 6. формирование первоначальных представлений о явлениях природы, суточных, сезонных и пространственных изменениях в природе;
  • 7. формирование экологических представлений, ценностных основ отношения к окружающему миру.

Театр может быть эффективным педагогическим инструментом для изучения детьми окружающего мира, так как в его основе лежит игра, что близко и понятно детям. 

Театр – это живое общение, однако в настоящее время в нашу жизнь все более прочно входят новые информационные технологии. У большинства детей имеется персональный компьютер, подключение к сети Интернет, которые поглощая ребёнка, вытесняют живое общение как с ровесниками, так и умение его социализироваться.

Некоторые преимущества использования театра в этом процессе:

  • Знакомство с реалиями жизни. Через ход и правила театральных постановок и этюдов дети знакомятся с тем, как происходит социализация. Играя различные роли, они копируют не только образ персонажа, но и формируют образ собственного «Я».
  • Приобщение к народной культуре. Дети запоминают элементы костюма, стилистику народных песен и танцев, знакомятся с народным искусством и литературой. 
  • Расширение кругозора. Театр расширяет кругозор, например, во время инсценировки различных игр-ситуаций. 
  • Развитие эмоциональной сферы. Театрализованные занятия заставляют детей сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. 
  • Формирование социальных навыков. Каждое литературное произведение, лежащее в основе спектакля, всегда имеет нравственную направленность. 
  • Развитие эмпатии. Дети учатся распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. 

Таким образом, театр помогает детям познавать окружающий мир, жить в гармонии с ним, строить взаимодействие и общение друг с другом, развивать их способности в различных видах деятельности. 

Для реализации поставленной задачи, как же можно приобщить старших дошкольников к изучению окружающего мира через театр я предлагаю использовать музыкальное сопровождение, которое еще ярче раскроет для воспитанников всю реальность окружения, во всех его проявления. Ведь музыка – это и есть жизнь в звуках. Музыкальное сопровождение может быть составлено из программных произведений или же из шумовых инструментов, которые соответствуют тому или иному персонажу, или явлениям.

Предлагаю нам сейчас перевоплотиться в персонажей и оркестр.

Театр экспромт «Осеннее приключение». Данный вариант проходит со словесной ситуативной импровизацией.

Герои одушевленные: девочка, мальчик, белка, сторож леса.

Неодушевленные (исполняют роли взрослые): лес, солнце, ночь, ветер.

Атрибуты: мусор, костюмы для персонажей, осенние ветки, ткани желтые и черные.

Музыкальные шумовые инструменты. По данному направлению проводится предварительная работа. Подобрать инструмент, который будет озвучивать персонажей.

Ход театра экспромта.

Утро. Легкий ветер обволакивает осеннюю посадку своим легким воздухов. Ветер стал усиливаться. Солнце спряталось. Ветви деревьев будто затанцевали стремительный осенний ураган. Вечер стих. Солнце снова показалось из – за деревьев.

Радостно, весело в посадку вбежали мальчик и девочка. Они были очень рады, что им дали в школе задание, собрать осенний гербарий. Каждый искал тот самый красивый, необычный листок, который будет частью работы. Прогулка их была очень интересной. И тут спрашивает девочка мальчика:…. Начинается диалог.

Тем временем, в этом маленьком лесу, неподалёку, прыгала белка между деревьев, которые уже не колыхались от ветра, а стояли стройными, как защитная лесная стена. Белка была очень любопытной. И наткнулась на большую кучу разного интересного. Начала всё перебирать своими маленькими лапками. Как вдруг она отскочила от кучи мусора. В лапке у нее был осколок стекла. Запищала белка так громко, что дети прибежали на этот звук. Как же хотелось им помочь бедной белке. Но они стали переживать и за своём здоровье. (диалог героев). Решили дети позвать лесничего. Они часто ходили гулять сюда и знали его, что он всегда где то рядом, потому что посадка была не большой. Кричали его они недолго. Вдруг они услышали хруст веток. Дети обрадовались, так как увидели лесничего, который пробирался через ветки, которые поломал ураган. Лесничий спросил ребят:….После очень подробного разговора, лесничий убрал кусочек стекла у белки, взяв её руками с большими толстыми перчатками, чтобы белка не укусила его руку. Белка была выпущена на волю. Лесничий дал перчатки ребятам и они дружно собрали весь мусор в большой пакет, который всегда был у лесничего. Птичье пенье разлеталось по округе. Уже начало темнеть. Солнце уходило за горизонт. Лесничий провожал детей до дома. Они шли и долго разговаривали….

После окончания представления подведем черту сегодняшней встречи.

Но самое главное, что театрализованная деятельность способствует развитию у ребенка общечеловеческой способности к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогает адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным, т.е. способствует развитию интегративных качеств личности.

Интегративные качества личности — это набор личностных характеристик, которые объединяют различные аспекты развития человека и помогают ему стать гармоничной и успешной личностью. mo-os.ru

Некоторые интегративные качества:

  • Коммуникативные навыки. Помогают эффективно общаться с другими людьми, решать конфликты и устанавливать полезные социальные связи.
  • Творческое мышление. Даёт возможность находить новые решения, развивать инновационные идеи и привносить что-то новое в общество.
  • Эмоциональная интеллектуальность. Позволяет управлять своими эмоциями, развивать эмпатию и справляться со стрессом.
  • Способность к саморефлексии. Помогает осознавать свои сильные и слабые стороны, искать пути для роста и развития.

 mo-os.ru

Интегративные качества характеризуют три сферы развития человека: личностную, интеллектуальную и физическую. mo-os.ru

Некоторые интегративные качества по сферам личности:

  • Нравственная сфера. Гуманность, коллективизм, трудолюбие, честность.
  • Интеллектуальная сфера. Любознательность, сообразительность, эрудированность, объективность.
  • Волевая сфера. Самостоятельность, самообладание, решительность, требовательность.
  • Эмоциональная сфера. Восприимчивость, оптимистичность, эстетичность, совестливость..  

«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые.»

(В. А. Сухомлинский.)

Список источников литературы

1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М.: ACADEMIA, 2002. – 425с.

2. Большаков АВ. Многообразие творческой деятельности // Аналитика культурологии – Электронное издание // http://www.analiculturolog.ru/journal/archive/item/1586

3. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 2005. – № 6. – С.65 – 69.

4. Ершов П.М. Технология актерского искусства. М.: ТОО «Горбунок», 1998.

5. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб.: «Питер», 2012. – 375с.

6. Лопатина И.А. Роль эмоций в творчестве // Одаренный ребенок. – 2008. – № 4. – С. 13 – 19.

7. Николаева Е.И. Психология детского творчества – СПб.: Речь, 2006. – 487с.

8. Источник: http://refleader.ru/otryfspolbew.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы организации с детьми по ознакомлению с окружающим миром со старшими дошкольниками

В докладе описываютс основные формы работы с детьми, а также свой опыт работы в приобщении дошкольников к окружающему миру с помощью участка...

Школа педагогического мастерства , изучение опыта работы «Ознакомление старших дошкольников с родным краем»

Опыт работы воспитателя по теме " Ознакомление старших дошкольников с родным краем"....

Формирования осмысленного восприятия окружающего мира у старших дошкольников

Методика развития осмысленного восприятия мира у детей старшего дошкольного возраста. Основная суть заключается в реализации идеи активного взаимодействия анализаторных систем при наличии субъкт-субъе...

Конспект занятия по развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром для старших дошкольников "Февраль - последний зимний месяц"

Вид занятия: развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром.Тип занятия: подгрупповое.Тема занятия: «Февраль – последний зимний месяц».Цель занятия: расширение и систематиза...

Конспект занятия по развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром для старших дошкольников "Пересказ рассказа Е. Чарушина "Ёж"

Цель: Формирование навыка пересказа текста по плану с использованием наглядной опоры.Задачи:Образовательная. Познакомить детей с рассказом Е. Чарушина «Ёж». Учить составлять пересказ услыш...

Викторина по окружающему миру для старших дошкольников «Природа вокруг нас!»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация».Цель: обобщение знаний детей о растительном и животном мире, воспитании любви к родной природе.Задачи:...