Рабочая программа естественнонаучной направленности «Хочу все знать»
рабочая программа (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение города Нягани «Детский сад № 5 «Дубравушка»
УТВЕРЖДЕНО: Заведующий МАДОУ г. Нягани Д/с №5 «Дубравушка» __________ /Коломейцева И. А./ Приказ № 183 от 23 сентября 2024 г. | Приложение№ 26 к дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Нягани «Детский сад № 5 «Дубравушка» на 2024-2025 учебный год |
Рабочая программа
естественнонаучной направленности
«Хочу все знать»
Уровень программы: ознакомительный
Возрастная категория: 3 – 4 года
Форма обучения: очная
Срок реализации программы: 1 учебный год
Автор - составитель: Петрина А.М.
Амирханова Н.М.
воспитатель
Нягань 2024
Содержание:
I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ
1.Пояснительная записка
2. Актуальность программы
3. Цель программы
4. Задачи программы
5. Язык реализации, форма обучения, особенности реализации
6. Возрастная категория обучающихся
7. Возрастные особенности детей дошкольного возраста 6-7 лет
8.Срок реализации
9. Формы и режим занятий, условия набора и формирования групп
10.Планируемые результаты реализации программы
11. Средства, необходимые для реализации программы.
II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
1.Учебный план программы
2.Содержание обучения
3.Календарный учебный график
4.Педагогические методики и технологии, дидактические материалы
5.Педагогическая диагностика. Методы педагогической диагностики
III. Информационные источники, используемые при реализации программы.
I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ
1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа (далее образовательная программа) «Хочу все знать» разработана на основе: Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р). Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Направленность: естественнонаучной. Программа направлена на формирование отзывчивости и ее ответственного отношения к природе, к ее обьектам и явлениям. С помощью наблюдений и практических заданий дети познают не только внешние признаки и свойства обьектов природы, но и их связь с внешней средой.
Адресат программы: дети 3 и 4 лет.
2. Актуальность программы
Актуальность метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Возраст обучающихся, на которых рассчитана данная образовательная программа: 3-4 лет.
Отличительные особенности: Доступность и привлекательность форм обучения. Обучение и воспитание происходят в виде игр, чтения литературы, рассматривания иллюстраций, продуктивной деятельности. Учёт индивидуальных особенностей развития детей. Игра — ключевой метод реализации программы. Развитие познавательной активности. В ходе освоения программы у дошкольника развивается мышление, речь, мелкая моторика рук. Формирование элементарных знаний об объектах и свойствах окружающего мира. У детей формируются элементарные математические понятия и представления. Использование игровой деятельности. Например, чтобы помочь малышу заучить стихотворение, нужно разыграть с ним сценку по разучиваемому произведению.
Уровень освоения дополнительной общеразвивающей программы: ознакомительный.
Сформированное диалектическое мышление. Ребёнок учится видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей. Развитый собственный познавательный опыт. Развитая поисково-познавательная деятельность. Сформированные познавательный интерес, инициатива, сообразительность, пытливость, критичность и самостоятельность.
В рамках программы дети знакомятся с различными явлениями и объектами, например, свойствами воды, песка, воздуха, определяют температуру веществ и предметов, узнают предметы, сделанные из глины, и определяют их качество и свойства.
Обьем и срок освоения:
-программа рассчитана на 1 год (8 месяцев обучения — 64 часа);
-занятия проводятся 2 раза в неделю по два академических часа, в месяц — 8.
3. Цель программы
Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментальную деятельность.
4. Задачи программы
Обучающие:
- Расширение и систематизация элементарных естественнонаучных и экологических представлений у детей.
- Формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
Развивающие:
1. Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
2. Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
- Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
4. Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
2. Стимулировать желание детей экспериментировать.
3. Формировать коммуникативные навыки.
5. Язык реализации, форма обучения, особенности реализации
Образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации.
Форма обучения: очная.
Особенности реализации программы: потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Знания добытые самостоятельно всегда являются осознанными и более прочными.
Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателями и детьми. Роль педагога возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратиться за помощью. Необходимо способствовать пробуждению самостоятельной мысли детей, с помощью наводящих вопросов направлять рассуждения в нужное русло. В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Таким образом, экспериментальная деятельность дает детям дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или с опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.
6. Возрастная категория обучающихся
Возрастная категория обучающихся по Программе - дети 3-4 лет.
7. Возрастные особенности детей дошкольного возраста 3-4 лет
Возрастные особенности детей 3–4 лет предполагают переход на новый уровень взаимоотношений взрослого и ребенка. Малыш радуется непривычному игровому познавательному опыту. Ему требуется больше эмоционального общения со взрослым, во время которого он может получить опыт межличностных отношений. Активность, самостоятельность способствуют быстрому физическому, психическому росту ребенка. Важно показать малышу, что его достижения заметили, его успехам рады.
Младшие дошкольники активны и неутомимы. Этот возраст характеризуется бурным становлением эмоциональной сферы ребенка. Дети подвержены перепадам настроения. Их эмоциональная нестабильность прямо пропорциональна физическому комфорту.
Растет речевая активность малышей. Они быстро запоминают новые слова, несложные четверостишия. Память больше акцентирована на узнавание, а не на запоминание.
В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми.
В играх ребенок самостоятельно передает несложный сюжет, пользуется предметами-заместителями, охотно играет вместе со взрослым и детьми, у него есть любимые игры и игрушки. Ребенка отличает высокая речевая активность; его словарь содержит все части речи. Он знает наизусть несколько стихов, потешек, песенок и с удовольствием их повторяет. Ему свойственны высокая эмоциональность, готовность самостоятельно воспроизводить действия и поступки, одобряемые взрослыми.
Возрастные особенности детей 3–4 лет позволяют постепенно перейти к более взрослым формам обучения. Это момент, когда во время игровой деятельности следует подвести детей к самостоятельным активным действиям.
Мышление. На основе наглядно-действенного к 4 годам начинает формироваться наглядно-образное мышление.
Воображение. Преобладает воссоздающее воображение: ребёнок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого.
Память. Непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с деятельностью ребёнка, было интересно и эмоционально окрашено.
Внимание. Ребёнок не способен длительное время удерживать своё внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.
Эмоции. Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Физическое развитие. Ребёнок уверенно ходит, координирует движения рук и ног при ходьбе, воспроизводит разнообразные другие движения.
Речь. В основном продолжает оставаться ситуативной и диалогической, но становится более сложной и развёрнутой. Словарный запас увеличивается за год в среднем до 1500 слов.
Игры. В играх ребёнок самостоятельно передаёт несложный сюжет, пользуется предметами-заместителями, охотно играет вместе со взрослым и детьми, у него есть любимые игры и игрушки.
8. Срок реализации
Срок реализации образовательной программы «Хочу все знать» составляет 1 год (64 часа).
9. Формы и режим занятий
Форма обучения по данной образовательной программе – очная. Форма организации образовательной деятельности обучающихся: по подгруппам. Формы занятий: наблюдение, игра, экспериментирование, беседа, фокусы, опыты, художественное творчество, выставки творческих работ. На одно занятие формируется группа не более чем из 10 детей. Продолжительность одного занятия для детей разновозрастной группы (3 – 4 лет): 15 мин. 2 раза в неделю.
10.Планируемые результаты реализации дополнительной общеразвивающей программы
Планируемые результаты освоения общеобразовательной программы. Высокий Средний Низкий 3-4 г. Дети проявляют любопытство. При проведении простейших экспериментов начинают отвечать на вопрос взрослого: «Как эго сделать?» К концу года начинают выполнять инструкции содержащие два поручения сразу. Начинают предвидеть некоторые последствия своих действий. Реагируют на предупреждения Дети активно проявляют желание что-то сделать. При проведении эксперимента некоторые действия становятся целенаправленными. Внимание кратковременно, взрослые должны постоянно привлекать ребенка к наблюдаемому объекту. Начинают запоминать последствия некоторых действий. Работают с помощью воспитателя. Желание что-то сделать, узнать что-то новое отсутствует. Совершают неосознанные действия. Свои действия не контролируют, повторяют действия имевшие неприятные последствия в прошлом! К сосредоточению и целенаправленному наблюдению не способны. Экспериментирование сводится к манипулированию; предметами. 11 взрослых, если до этого убедились в их правильности. Работают вместе с воспитателем. Запоминают последствия некоторых экспериментальных последствий. Появляются первые признаки произвольного внимания.
11. Средства, необходимые для реализации программы.
Для познавательно-исследовательской деятельности: наборы геометрических фигур и объёмных геометрических тел (шар, куб) для обследования, рамки-вкладыши разные по величине, пирамида большая (9 колец), лабиринт-каталка, мозаика напольная крупная, панно сенсорное, конструктор, схемы по конструированию.
Для изобразительной деятельности: цветные карандаши, фломастеры, мольберт, баночки-непроливайки для воды, трафареты для рисования, гуашевые краски, кисточки для рисования, бумага для рисования, пластилин, доски для пластилина, тряпочки.
Для конструктивно-модельной деятельности: строительные наборы из элементов разных размеров и конфигураций (кубик, кирпичик, трёхгранная призма, пластина, цилиндр), схемы построек, кубики, крупный конструктор, игрушки для обыгрывания построек, напольный конструктор, наборы настольного конструктора, модуль «Юный строитель».
Для музыкальной деятельности: музыкальные игровые инструменты (погремушки, маракасы самодельные, бубен большой, бубен маленький, барабан), музыкальная игрушка-неваляшка.
Также к техническим средствам обучения можно отнести дидактические игры для интерактивных столов, интерактивные проектные конструкторские среды с разнотипными заданиями, мультимедийные программы для видео, аудиосистем, обучающий планшет с программным обеспечением для детей до 3 лет (игры, развивающие задания).
II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
- Учебный план программы
№ | Тема | Кол-во часов |
1. | «Знакомство с оборудованием для исследовательской деятельности» | 2 |
2. | «Красящие вещества фруктов» | 2 |
3. | «Красящие вещества ягод» | 3 |
4. | «Где прячутся семена?» | 1 |
5. | «Узнаем, какая вода» | 2 |
6. | «Веселые кораблики» | 2 |
7. | «Тонет – не тонет» | 2 |
8. | «Цветная водичка» | 2 |
9. | «Окрашивание воды и её запах» | 1 |
10. | «Лед – твердая вода» | 2 |
11. | «Рисуем красками на снегу» | 2 |
12. | «Изготовление цветных льдинок» | 3 |
13. | «Украсим ёлочку цветными льдинками» | 2 |
14. | «Надувание мыльных пузырей» | 2 |
15. | «Что в пакете» | 2 |
16. | «Игры с воздушным шариком и соломинкой» | 2 |
17. | «Нарисуем свой портрет» | 3 |
18. | «Наши помощники» | 2 |
19. | «Как листики летают по ветру» | 2 |
20. | «Что звучит» | 3 |
21. | «Свет вокруг нас» | 2 |
22. | «Проращивание луковиц в стакане с водой и без воды» | 3 |
23. | «Солнечные зайчики» | 2 |
24. | «Впитываемость песка и глины» | 2 |
25. | «Металл: его качества и свойства» | 3 |
26. | «Волшебная рукавичка» | 1 |
27. | «Бумага: качества и свойства» | 2 |
28. | «Дерево: качества и свойства» | 3 |
29. | «Чем питается зверек?» | 2 |
30. | «Какие птицы живут на территории нашего д/с?» | 2 |
Итого: | 64 | |
- Содержание обучения
Структура занятий «Хочу все знать» стандартная, включает подготовительную, основную и заключительную части.
Подготовительная часть.
Младшая группа -3 минуты.
Цель: проблемная ситуация, сюрпризный момент, озвучивание учебной задачи, подготовка к основной части, мотивация.
Основная часть занятия. (10 минут)
Цель: формирование развития у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию, размышлению через экспериментальную деятельность.
Заключительная часть занятия (2 минуты)
Цель заключительной части: потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Знания добытые самостоятельно всегда являются осознанными и более прочными.
Используемые методы:
Наглядный метод, обеспечивающий яркость чувственного восприятия целевых заданий, наблюдений, участие в проведении опытов и экспериментов. Рассматривание книжных иллюстраций, проведение дидактических игр.
Словесный метод, обращенный к сознанию детей, помогающий осмысливанию поставленной перед ними задачи
Практический метод, привлечение внимания детей материалом или демонстрацией необычного эффекта, затем детям предоставляется возможность экспериментировать самостоятельно.
Игровой метод, дает возможность одновременно совершенствовать навыки и умения в отгадывании загадок, дидактических играх, проведении опытов и экспериментов.
Наглядные методические приемы:
Зрительная наглядность, заключается в правильной, четкой, красивой демонстрации- показе педагогом презентаций, картинок, наглядно-раздаточного материала.
Слуховая наглядность, представляет собой возможность научить определять издаваемые шумовые звуки. Лучшей слуховой наглядностью является музыка, аудиозапись. Она вызывает у детей эмоциональный подьем.
Содержание обучения по программе «Хочу всё знать» для детей 3–4 лет включает опытно-экспериментальную деятельность по трём взаимосвязанным направлениям:
- Живая природа. Характерные особенности сезона в разных природно-климатических зонах.
- Неживая природа. Воздух, вода, почва, звук, свет, цвет и т. д..
- Человек. Функционирование организма, рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и др..
3.Календарный учебный график
№ | Тема | Цель и программное содержание | Количество часов | Форма проведения | Дата проведения | Примечание | |
Октябрь | |||||||
1. | «Знакомство с оборудованием для исследовательской деятельности» | Цель: поддержать и развить интерес у ребенка к исследованиям, открытиям | 1 | Практика | 1.10.2024 | ||
2. | «Знакомство с оборудованием для исследовательской деятельности» | Цель: познакомить детей с полезными ископаемыми земли. Обогатить знания детей о свойствах почвы, развивать познавательную активность в процессе экспериментирования | 1 | Практика | 3.10.2024 | ||
3. | «Красящие вещества фруктов» | Цель: познакомить детей с тем, что во всех фруктах есть сок, он имеет цвет. Показать, что если капнуть сок на бумагу или ткань, то при высыхании жидкость остается пятно такого же цвета, как и сам фрукт, его сок. | 1 | Практика | 8.10.2024 | ||
4. | «Красящие вещества фруктов» | Цель: познакомить детей с тем, что во всех фруктах есть сок, он имеет цвет. Показать, что если капнуть сок на бумагу или ткань, то при высыхании жидкость остается пятно такого же цвета, как и сам фрукт, его сок. | 1 | Практика | 10.10.2024 | ||
5. | «Красящие вещества ягод» | Цель: познакомить детей с тем, что во всех ягодах есть сок, он имеет цвет. Показать, что если капнуть сок на бумагу или ткань, то при высыхании жидкость остается пятно такого же цвета, как и сам фрукт, его сок | 1 | Практика | 15.10.2024 | ||
6. | «Красящие вещества ягод» | Цель: познакомить детей с тем, что во всех ягодах есть сок, он имеет цвет. Показать, что если капнуть сок на бумагу или ткань, то при высыхании жидкость остается пятно такого же цвета, как и сам фрукт, его сок | 1 | Практика | 17.10.2024 | ||
7. | «Красящие вещества ягод» | Цель: познакомить детей с тем, что во всех ягодах есть сок, он имеет цвет. Показать, что если капнуть сок на бумагу или ткань, то при высыхании жидкость остается пятно такого же цвета, как и сам фрукт, его сок | 1 | Практика | 22.10.2024 | ||
8. | «Где прячутся семена?» | Цель: показать детям, что в каждом растении есть семена, которые помогают ему размножаться. Показать, где образуются семена растений, их отличие друг от друга по размеру, окрасе, форме. | 1 | Практика | 24.10.2024 | ||
Ноябрь | |||||||
9. | «Узнаем, какая вода» | Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес). | 1 | Практика | 5.11.2024 | ||
10. | «Узнаем, какая вода» | Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес). | 1 | Практика | 7.11.2024 | ||
11. | «Веселые кораблики» | Цель: познакомить детей со свойствами воды и бумаги, развивать наблюдательность, | 1 | Практика | 12.11.2024 | ||
12. | «Веселые кораблики» | Цель: познакомить детей со свойствами воды и пластмассу, развивать наблюдательность., вызвать желание играть с водой, игрушками. Формировать орудийные навыки. | 1 | Практика | 14.11.2024 | ||
13. | «Тонет – не тонет» | Цель: определить какие предметы тонут, а какие нет (тяжелый – легкий. | 1 | Практика | 19.11.2024 | ||
14. | «Тонет – не тонет» | Цель: определить какие предметы тонут, а какие нет (тяжелый – легкий. | 1 | Практика | 21.11.2024 | ||
15. | «Цветная водичка» | Цель: формировать знания детей о свойствах воды. Развивать умение работать с водой. | 1 | Практика | 26.11.2024 | ||
16. | «Цветная водичка» | Цель: формировать знания детей о свойствах воды. Развивать умение работать с водой. | 1 | Практика | 28.11.2024 | ||
Декабрь | |||||||
17. | «Окрашивание воды и её запах» | Цель: показать, что вода прозрачная и не имеет запаха, но может приобрести цвет и запах, когда в ней растворяются окрашенные пахучие вещества. | 1 | Практика | 3.12.2024 | ||
18. | «Лед – твердая вода» | Цель: закрепить свойства воды: переход из жидкого состояния в твердое, и наоборот. доказать, что лед – тоже вода. | 1 | Практика | 5.12.2024 | ||
19. | «Лед – твердая вода» | Цель: закрепить свойства воды: переход из жидкого состояния в твердое, и наоборот. доказать, что лед – тоже вода. | 1 | Практика | 10.12.2024 | ||
20. | «Рисуем красками на снегу» | Цель: закрепить знания о воде; краска растворяется в воде. | 1 | Практика | 12.12.2024 | ||
21. | «Рисуем красками на снегу» | Цель: закрепить знания о воде; краска растворяется в воде. | 1 | Практика | 17.12.2024 | ||
22. | «Изготовление цветных льдинок» | Цель: познакомить детей с тем, что вода замерзает на холоде, в воде растворяется краска. | 1 | Практика | 19.12.2024 | ||
23. | «Изготовление цветных льдинок» | Цель: познакомить детей с тем, что вода замерзает на холоде, в воде растворяется краска. | 1 | Практика | 24.12.2024 | ||
24. | «Изготовление цветных льдинок» | Цель: познакомить детей с тем, что вода замерзает на холоде, в воде растворяется краска. | 1 | Практика | 26.12.2024 | ||
Январь | |||||||
25. | «Украсим ёлочку цветными льдинками» | Цель: вода замерзает на холоде, закрепление свойств о воде. | 1 | Практика | 9.01.2025 | ||
26. | «Украсим ёлочку цветными льдинками» | Цель: вода замерзает на холоде, закрепление свойств о воде. | 1 | Практика | 14.01.2025 | ||
27. | «Надувание мыльных пузырей» | Цель: научить детей пускать мыльные пузыри и познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь. | 1 | Практика | 16.01.2025 | ||
28. | «Надувание мыльных пузырей» | Цель: научить детей пускать мыльные пузыри и познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь. | 1 | Практика | 21.01.2025 | ||
29. | «Что в пакете» | Цель: учить детей обнаружить воздух в окружающем пространстве. | 1 | Практика | 23.01.2025 | ||
30. | «Что в пакете» | Цель: учить детей обнаружить воздух в окружающем пространстве. | 1 | Практика | 28.01.2025 | ||
31. | Игры с воздушным шариком и соломинкой | Цель: познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух и обнаружить его. | 1 | Практика | 30.01.2025 | ||
Февраль | |||||||
32. | Игры с воздушным шариком и соломинкой | Цель: познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух и обнаружить его. | 1 | Практика | 4.02.2025 | ||
33. | «Нарисуем свой портрет» | Цель: познакомить детей со строением тела человека и пространственным расположением его частей. | 1 | Практика | 6.02.2025 | ||
34. | «Нарисуем свой портрет» | Цель: познакомить детей со строением тела человека и пространственным расположением его частей. | 1 | Практика | 11.02.2025 | ||
35. | «Нарисуем свой портрет» | Цель: познакомить детей со строением тела человека и пространственным расположением его частей. | 1 | Практика | 13.02.2025 | ||
36. | «Наши помощники» | Цель: познакомить детей с органами чувств и их назначением (глаза – смотреть, уши – слышать, нос – определять запах, язык – определять вкус, пальцы – определять форму, структуру 3поверхности), учить детей беречь органы чувств. | 1 | Практика | 18.02.2025 | ||
37. | «Наши помощники» | Цель: познакомить детей с органами чувств и их назначением (глаза – смотреть, уши – слышать, нос – определять запах, язык – определять вкус, пальцы – определять форму, структуру 3поверхности), учить детей беречь органы чувств. | 1 | Практика | 20.02.2025 | ||
38. | «Как листики летают по ветру» | Цель: показать детям зависимость полета падающего листочка от его величины и формы; научить различать кленовые, березовые и дубовые листики, сравнивать их по цвету, величине, форме; находить дерево с которого упал лист. | 1 | Практика | 25.02.2025 | ||
39. | «Как листики летают по ветру» | Цель: показать детям зависимость полета падающего листочка от его величины и формы; научить различать кленовые, березовые и дубовые листики, сравнивать их по цвету, величине, форме; находить дерево с которого упал лист. | 1 | Практика | 27.02.2025 | ||
Март | |||||||
40. | «Что звучит» | Цель: научить детей определять предмет по издаваемому звуку. | 1 | Практика | 4.03.2025 | ||
41. | «Что звучит» | Цель: научить детей определять предмет по издаваемому звуку. | 1 | Практика | 6.03.2025 | ||
42. | «Что звучит» | Цель: научить детей определять предмет по издаваемому звуку. | 1 | Практика | 11.03.2025 | ||
43. | «Свет вокруг нас» | Цель: определять принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, назначение, некоторые особенности устройства рукотворных источников света. | 1 | Практика | 13.03.2025 | ||
44. | «Свет вокруг нас» | Цель: определять принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, назначение, некоторые особенности устройства рукотворных источников света. | 1 | Практика | 18.03.2025 | ||
45. | «Проращивание луковиц в стакане с водой и без воды» | Цель: выделить фактор внешней среды – воду – как существенную необходимость для роста и развития лука (+наблюдения). | 1 | Практика | 20.03.2025 | ||
46. | «Проращивание луковиц в стакане с водой и без воды» | Цель: выделить фактор внешней среды – воду – как существенную необходимость для роста и развития лука (+наблюдения). | 1 | Практика | 25.03.2025 | ||
47. | «Проращивание луковиц в стакане с водой и без воды» | Цель: выделить фактор внешней среды – воду – как существенную необходимость для роста и развития лука (+наблюдения). | 1 | Практика | 27.03.2025 | ||
Апрель | |||||||
48. | «Солнечные зайчики» | Цель: научить детей отражать свет зеркалом – пускать солнечных «зайчиков». | 1 | Практика | 1.04.2025 | ||
49. | «Солнечные зайчики» | Цель: научить детей отражать свет зеркалом – пускать солнечных «зайчиков». | 1 | Практика | 3.04.2025 | ||
50. | «Впитываемость песка и глины» | Цель: определить, что песок и глина по – разному впитывает воду. | 1 | Практика | 8.04.2025 | ||
51. | «Впитываемость песка и глины» | Цель: определить, что песок и глина по – разному впитывает воду. | 1 | Практика | 10.04.2025 | ||
52. | «Металл: его качества и свойства» | Цель: научить детей узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структуру поверхности, цвет) и свойства. | 1 | Практика | 15.04.2025 | ||
53. | «Металл: его качества и свойства» | Цель: научить детей узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структуру поверхности, цвет) и свойства. | 1 | Практика | 17.04.2025 | ||
54. | «Металл: его качества и свойства» | Цель: научить детей узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структуру поверхности, цвет) и свойства. | 1 | Практика | 22.04.2025 | ||
55. | «Волшебная рукавичка» | Цель: выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. | 1 | Практика | 24.04.2025 | ||
Май | |||||||
56. | «Бумага: качества и свойства» | Цель: научить детей узнавать вещи, сделанные из бумаги, научить вычленять качества бумаги (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит. | 1 | Практика | 1.05.2025 | ОД будет реализована совместно с педагогом 5.05.2025 | |
57. | «Бумага: качества и свойства» | Цель: научить детей узнавать вещи, сделанные из бумаги, научить вычленять качества бумаги (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит. | 1 | Практика | 6.05.2025 | ||
58. | «Дерево: его качества и свойства» | Цель: научить детей узнавать вещи, изготовленные из древесины, научить вычленять её качества (твердость, структура поверхности – гладкая или шершавая, степень прочности, толщина) и свойства (режется, горит, не бьётся, не тонет в воде). | 1 | Практика | 8.05.2025 | ||
59. | «Дерево: его качества и свойства» | Цель: научить детей узнавать вещи, изготовленные из древесины, научить вычленять её качества (твердость, структура поверхности – гладкая или шершавая, степень прочности, толщина) и свойства (режется, горит, не бьётся, не тонет в воде). | 1 | Практика | 13.05.2025 | ||
60. | «Дерево: его качества и свойства» | Цель: научить детей узнавать вещи, изготовленные из древесины, научить вычленять её качества (твердость, структура поверхности – гладкая или шершавая, степень прочности, толщина) и свойства (режется, горит, не бьётся, не тонет в воде). | 1 | Практика | 15.05.2025 | ||
61. | «Чем питается зверек» | Цель: дать детям представление о простейшей пищевой цепочке травоядных животных (трава, ягоды, кора и тд), закреплять представление детей о лесе., продолжать формировать у детей представление о жизни животных в лесу, с особенностями их обитании и питании. | 1 | Практика | 20.05.2025 | ||
62. | «Чем питается зверек» | Цель: дать детям представление о простейшей пищевой цепочке травоядных животных (трава, ягоды, кора и тд), закреплять представление детей о лесе., продолжать формировать у детей представление о жизни животных в лесу, с особенностями их обитании и питании. | 1 | Практика | 22.05.2025 | ||
63. | «Какие птицы живут на территории нашего д/с?» | Цель: расширение и представление детей о птицах нашего д/с, формирование бережного и заботливого отношения к ним. | 1 | Практика | 27.05.2025 | ||
64 | «Какие птицы живут на территории нашего д/с?» | Цель: расширение и представление детей о птицах нашего д/с, формирование бережного и заботливого отношения к ним. | 1 | Практика | 29.05.2025 | ||
4. Педагогические методики и технологии, дидактические материалы
Педагогические методики и технологии в рамках программы «Хочу всё знать» для детей 3–4 лет включают:
Игровые методы (развивающие игры, соревнования, конкурсы, развлечения, досуги).
Практические упражнения.
Использование занимательного материала (ребусы, лабиринты, логические задания).
Дидактические материалы в программе включают:
-сюжетные картинки и картины для развития речи и мышления;
-дидактические игры для совершенствования памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия;
-игры на составление плоскостных изображений предметов;
-геометрические мозаики и головоломки (например, «Танграм», задачи в стихах);
-задания из серии «Четвёртый лишний», «Продолжи ряд», «Найди недостающее»;
-«Чудесный мешочек», мелкие игрушки.
Также в рамках программы используется дидактическая игра «Хочу всё знать», которая включает в себя различные виды игровых познавательных заданий из разных образовательных областей: математика, развитие речи, ознакомление с природой, социальное окружение, изобразительная и художественная деятельность.
5.Педагогическая диагностика. Методы педагогической диагностики
Основные методы педагогической диагностики детей 3–4 лет:
Наблюдение. Педагог наблюдает за поведением ребёнка в деятельности (игровой, общении, познавательно-исследовательской, изобразительной, конструировании, двигательной) и разных ситуациях (в режимных процессах, в группе и на прогулке, совместной и самостоятельной деятельности детей и других).
Проблемная (диагностическая) ситуация. Позволяет выявить характерные особенности и интересы детей. Например, задание «Найди всё красное, всё круглое, всё большое».
Беседа. Позволяет выявить мотивы поступков детей, интересы к различным видам деятельности, уточнить знания и другое. Например, беседа «Скажи, кто ты» для выявления уровня знаний и представлений ребёнка о самом себе.
Анализ продуктов детской деятельности. Педагог изучает материалы портфолио ребёнка: его рисунки, аппликации, постройки, поделки и другие творческие продукты.
Учебный год: 2024 – 2025
2ая младшая группа:
Период диагностики: стартовая (начало учебного года)
Платная услуга: кружок «Хочу все знать».
№ | Фамилия, имя | обращается к детям по имени | знают о явлениях природы: времена года (зима, лето, весна, осень шапки и т.п.) | Различать и называть игрушки, предметы мебели, одежды, посуды, некоторые фрукты и овощи, вилы транспорта. | Свободно ориентироваться в ближайшем окружении: узнавать свой дом и квартиру, детский сад и групповую комнату. | Знать имена членов своей семьи и персонала группы. | Недостаточный | Близкий к достаточному | Достаточный | Выполнено | |
1 | |||||||||||
2 | |||||||||||
3 | |||||||||||
4 | |||||||||||
5 | |||||||||||
6 | |||||||||||
7 | |||||||||||
8 | |||||||||||
9 | |||||||||||
В среднем | |||||||||||
Оценка уровня развития:
Достаточный (Д): У детей имеется достаточный объем знаний о видах познавательного мира, сформирован интерес к познавательной деятельности. Дети имеют практические умения.
Близкий к достаточному: Ребенок правильно выполняет задание, иногда затрудняется в выполнение в нужной последовательности.
Недостаточный: ребенок полностью выполняет упражнения с помощью взрослого.
III. Информационные источники, используемые при реализации программы.
- Деркунская В.А. Игры-эксперименты с дошкольниками / В.А. Деркунская, А.А. Ошкина . – М., 2013.
- Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина. – Москва: ТЦ Сфера, 2011 г. – 192с.
- Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду / А.И. Иванова. - Москва – 2003 г.
- Костюченко М.П. Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории / М.П. Костюченко, Н.Р. Камалова – В., 2016.
- Маленькие исследователи в детском саду и начальной школе. Материалы из опыта работы образовательных учреждений. – СПб, 2003 г. – 87 с. 6. Мартынова Е.А. Организация опытно-экспериментальной деятельности / Е.А. Мартынова., И.М.Сучкова . – В., 2014.
- Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование/ Е.В. Марудова – СПб: Детство – пресс, 2011 г. – 128 8. Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации. – Москва: Арити, 2003 г. – 64 с.
- 9. Рыжова Л.В. Методика детского экспериментирования / Л.В. Рыжова – СПб.,2014.
- Тугушева Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста / Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова . – С-Пб., 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Хочу все знать!" в соответствии с ФГОС ДО. Подготовительная группа.
Рабочая программа «Хочу все знать!» направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся. Программа кружка «Хочу все знать!» представляет систему интеллектуально-развивающей образовательной деятель...

Рабочая программа кружка «Хочу все знать» Старшая (подготовительная группа)
Программа кружка «Хочу все знать!» представляет систему интеллектуально-развивающей образовательной деятельности для обучающихся подготовительной группы. Программа реализована в рамках совместной обра...

Рабочая программа кружка "Хочу все знать"
Рабочая программа кружка « Хочу все знать! » (подготовительная группа)...
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Хочу все знать"
Рабочая программа обеспечивает разносторонее развитие детей в возрасте от 5-7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Чем разнообразнее и интнреснее поисковая деятельность, тем больш...

дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ!»
Рабочая программа естественно-научной направленности «Хочу всё знать!» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного о...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ!» на 2023-2024 учебный год
Федеральные государственные образовательные стандарты определяют новые подходы к совместной деятельности воспитателя, ребенка и родителя. Опытно-исследовательская деятельность открывает...

Рабочая программа естественнонаучной направленности «Хочу все знать»
Рабочая программа естественнонаучной направленности «Хочу все знать» ...
