Рабочая программа естественнонаучной направленности «Хочу все знать»
рабочая программа (средняя группа)
Рабочая программа
естественнонаучной направленности
«Хочу все знать»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 77.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение города Нягани «Детский сад № 5 «Дубравушка»
УТВЕРЖДЕНО: Заведующий МАДОУ г. Нягани Д/с №5 «Дубравушка» __________ /Васильева Н.В./ Приказ № 153 от 03.10.2025 г. | Приложение№ 27 к дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Нягани «Детский сад № 5 «Дубравушка» на 2025-2026 учебный год |
Рабочая программа
Естественно-научной направленности
«Хочу все знать»
Уровень программы: ознакомительный
Возрастная категория: 4-5 года
Форма обучения: очная
Срок реализации программы: 1 учебный год
Автор - составитель: ПетринаА.М.
Амирханова Н.М.
воспитатель
Нягань 2025
СОДЕРЖАНИЕ
I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ
- Пояснительная записка
- Актуальность программы
- Цель программы
- Задачи программы
- Язык реализации, форма обучения, особенности реализации
- Возрастная категория обучающихся
- Возрастные особенности детей дошкольного возраста 4-5 лет
- Срок реализации
- Формы и режим занятий, условия набора и формирования групп
- Планируемые результаты реализации программы
- Средства, необходимые для реализации программы
II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
1. Учебный план программы
2. Содержание обучения
3. Календарный учебный график
4. Педагогические методики и технологии, дидактические материалы
5.Педагогическая диагностика. Методы педагогической диагностики
III. Информационные источники, используемые при реализации программы
I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ
1. Пояснительная записка
Дошкольный возраст – период активного развития познавательной деятельности. В это время происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения. Поэтому одной из актуальных проблем дошкольной педагогики является эффективное развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников.
Программа разработана и направлена на развитие интеллектуальных, творческих способностей детей дошкольного возраста, обеспечивающих их социальную успешность.
Значимой характеристикой программы «Хочу всё знать» является возможность ее использования при организации как групповых, так и индивидуальных занятий; для организации непосредственно образовательной деятельности, самостоятельной деятельности ребенка и для организации режимных моментов. Нормативно-правовой базой программы «Хочу всё знать» является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ № 1155 Министерства образования и науки от 17 октября 2013 года).
2. Актуальность программы
Актуальность программы заключается в следующем:
-Развитие познавательно-исследовательской активности. Ребёнок учится задавать вопросы взрослому, ему нравится экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно.
-Обогащение памяти и активизация мыслительных процессов. В процессе экспериментирования ребёнок совершает операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.
-Стимуляция развития речи. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
-Положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка. Экспериментальная деятельность развивает творческие способности и формирует трудовые навыки. Кроме того, актуальность программы определяется запросом со стороны детей и родителей на программы для социализации дошкольников, получения ими первоначальных знаний об окружающем мир
Уровень освоения дополнительной общеразвивающей программа: ознакомительный. Предполагает общее развитие личности обучающихся, предоставляет большие возможности для творчества, позволяет приблизить обучение к жизни, развивает активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.
Объём и срок освоения:
-программа рассчитана на 1 год (8 месяцев обучения — 64 часа);
-занятия проводятся 2 раза в неделю по два академических часа, в месяц — 8.
3. Цель программы
Цель: формирование познавательно-исследовательской активности, самостоятельности, любознательности, способности к логическому мышлению при совершении новых открытий.
4.Задачи программы
Образовательные:
-формирование умения детей видеть и выделять проблему эксперимента;
-формирование умения принимать и ставить перед собой цель эксперимента;
-формирование умения отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;
-формирование умения детей устанавливать причинно-следственные связи;
-знакомство ребёнка с различными свойствами веществ (твёрдость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть и т. д.);
-знакомство с основными видами и характеристиками движения: скорость, направления.
Развивающие:
-развитие познавательной активности в процессе экспериментирования;
-формирование интереса к поисковой деятельности;
-развитие личностных свойств: целеустремлённость, настойчивость, решительность, любознательность, активность;
-развитие представления об основных физических явлениях: магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др..
Воспитательные:
-воспитание самостоятельности в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности;
-воспитание умения чётко соблюдать необходимую последовательность действий;
-воспитание умения организовать своё рабочее место, убирать за собой;
-воспитание бережного отношения к природе;
-формирование опыта выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.
5. Язык реализации, форма обучения, особенности реализации
Образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации.
Форма обучения: очная.
Особенности реализации Программы:
Дополнительная общеразвивающая программа «Хочу все знать»:
- предполагает решение проблем дополнительного образования познавательной направленности на основе овладения детьми дошкольного возраста элементарными представлениями познавательной деятельности в условиях проблемно-поисковых ситуаций математического содержания;
- содержание программы представлено различными формами организации деятельности через занимательные развивающие игры, упражнения, задания, задачи-шутки, загадки математического содержания, которые помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления. Дети непосредственно приобщаются к познавательному материалу, дающему пищу воображению, затрагивающую не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка.
6. Возрастная категория обучающихся
Возрастная категория обучающихся по Программе - дети 4 -5 лет.
7. Возрастные особенности детей дошкольного возраста 4-5 лет
К четырем годам основные трудности в поведении и общении ребёнка с окружающими, которые были связаны с кризисом трех лет (упрямство, строптивость, конфликтность и др.), постепенно уходят в прошлое, и любознательный ребенок активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей, мир человеческих отношений. Лучше всего это удается детям в игре. Дети 5 лет продолжают проигрывать действия с предметами, но теперь внешняя последовательность этих действий уже соответствует реальной действительности: ребёнок сначала режет хлеб и только потом ставит его на стол перед куклами (в раннем и в самом начале дошкольного возраста последовательность действий не имела для игры такого значения). В игре дети называют свои роли, понимают условность принятых ролей. Происходит разделение игровых и реальных взаимоотношений. В 5 лет сверстники становятся для ребёнка более привлекательными и предпочитаемыми партнёрами по игре, чем взрослый.
В возрасте от 4 до 5 лет продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами их использования и совершенствование обследования предметов. К пяти годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Ребёнок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его пространстве. Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим.
Внимание становится всё более устойчивым, в отличие от возраста трех лет (если ребёнок пошёл за мячом, то уже не будет отвлекаться на другие интересные предметы). Важным показателем развития внимания является то, что к пяти годам появляется действие по правилу — первый необходимый элемент произвольного внимания. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки).
В среднем дошкольном возрасте интенсивно развивается память ребёнка. В 5 лет он может запомнить уже 5- 6 предметов (из 10-15), изображённых на предъявляемых ему картинках.
В возрасте 5 лет преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого, встречаются в мультфильмах и т.д. Элементы продуктивного воображения начинают складываться в игре, рисовании, конструировании.
Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в детских ответах в форме сложноподчиненных предложений. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребёнок пятого года жизни реагирует повышенной обидчивостью.
Исходя из этих особенностей принцип личностно-ориентированного подхода Г. А. Цукермана, Ш.А. Амонашвили, очень важен при выборе и построении материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности.
Многие думают, что развитое логическое мышление — это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Однако, существуют исследования известных психологов (Пиаже Ж., Тихомирова Л.Ф), подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны).
8. Срок реализации
Срок реализации Программы составляет 1 год (64 часа).
9. Формы и режим занятий, условия набора и формирования групп
Формы организации деятельности обучающихся – групповая. На занятиях применяется индивидуальный подход к каждому обучающемуся. Наполняемость группы до 10 человек. Обучение проводится 2 раза в неделю по 20 мин.
8 занятий в месяц. Всего 64 занятия в год.
В организации образовательного процесса применяются следующие структурные компоненты занятия:
Формы обучения: занятия математического содержания.
Формы организации математической деятельности детей на занятиях: задачи-шутки, математические и логические загадки и задания, увлекательные игры и упражнения с цифрами, знаками, геометрическими фигурами.
Формы проведения занятий:
- в процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные, практические занятия, игры, конкурсы;
- игровые занятия, которые включают различные виды деятельности: познавательную, продуктивную, двигательную, коммуникативную, конструктивную;
- в занятия включены: использование ИКТ, работа с занимательным материалом, работа в тетрадях, опыты, эксперименты, физкультминутки.
Программа составлена с учетом межпредметных связей по разделам:
1. «Речевое развитие» и «Познавательное развитие», где обогащают словарь детей прилагательными, обозначающими качества предметов (величину, цвет, форму, материал); активизируют в речи слова, обозначающие названия и форму предметов ближайшего окружения, расширяют кругозор, развивают познавательные интересы.
2. «Художественно-эстетическое развитие», где дети развивают умение сравнивать предметы между собой, изображать предметы, передавая их форму, величину, проявляют творчество.
3. «Физическое развитие», где детей учат ориентироваться в пространстве, относительно самого себя, во времени.
4. «Социально-коммуникативное развитие» - детей учат поддерживать порядок в помещении, помогать готовить к занятию и убирать после проведения занятия дидактический материал, осуществляется приобщение детей к способам и формам взаимодействия, выражение отношения к людям, природе, к себе.
Обоснованием выбора данной программы является то, что она в соответствии со структурой дошкольного образования обеспечивает выстраивание систематического курса, непрерывно развивающего знания воспитанников в области познания.
10. Планируемые результаты реализации дополнительной общеразвивающей программы
К концу учебного года дети должны уметь:
- упорядочивать геометрические фигуры по двум признакам: величине, толщине;
- устанавливать смысловые связи между предметами;
- поддержать и развить интерес у ребенка к исследованиям, открытиям;
- создавать простейшие постройки по рисунку, чертежу;
- развивать смекалку, сообразительность;
- делить предметы, фигуры на несколько равных частей;
- преобразовывать одни геометрические фигуры в другие путем складывания, разрезания;
- анализировать предметы по отдельным признакам;
- сравнивать группы однородных и разнородных предметов по количеству;
- раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине в пределах
- уметь классифицировать множества по двум свойствам (цвет и форма, размер и форма); пространственное воображение.
- располагать предметы в заданной последовательности.
- понимать задание и выполнять его самостоятельно;
- проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы.
11. Средства, необходимые для реализации программы.
Кадровые: педагогу необходимо иметь высшее педагогическое образование.
Учебно-методические: консультация для родителей «В мире прекрасного», развивающие игры для дошкольников; видео-презентации, наглядный материал.
Технические средства: Компьютерный класс; «Волшебный экран»; «Комната Монтессори».
Природный и бросовый материал: ракушки, камешки, проволока, резина, шишки, жёлуди, вата, птичий пух, семена цветов, семена клёна.
Тарелочки для проведения опытов.
Наборы образцов тканей.
Наборы образцов бумаги.
Пробирки на подставке для проведения опытов, набор ложек разного размера.
Лупа, пинцеты, стаканчики.
Воронки.
Баночки с разными видами материалов: масло, уголь, песок, сахар, земля.
Фартуки, клеёнка.
Пластмассовые стаканчики.
Мензурки.
Картотека опытов и экспериментов.
Карточки с последовательностью работы над экспериментом.
Игры: «Шумяшие коробочки», «Душистые коробочки
II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
- Учебный план программы
№ | Тема | Количество часов |
1 | Диагностика познавательного развития. | 1 |
2 | Знакомство с новой игрой «логические блоки Дьенеша». | 1 |
3 | Упорядочивание Фигур по двум признакам (величина, толщина). | 1 |
4 | «Разноцветные палочки». | 1 |
5. 6. | Игра «Волшебный мешочек» - палочки Кюизенера. Знакомство с оборудованием для исследовательской деятельности | 1 |
7. | «Приборы - помощники» Увеличительное стекло | 2 |
9. | Знакомство c микроскопом | 1 |
10. | Знакомство детей с полезными ископаемыми | 2 |
11. | Камни. | 2 |
12 | Игры-головоломки «Непрерывная линия» | 1 |
13. | Игры на развитие интеллектуальных способностей детей: «найди и закрась», «найди 5 отличий» | 2 |
14. | «Лед – твердая вода» | 1 |
15. | «Изготовление цветных льдинок» | 1 |
16. | В какую бутылочку быстрее нальется вода? | 1 |
17. | В мире пластмассы. | 1 |
18. | Игра «поезд» (палочки К.). | 1 |
19. | Игра «сложи узор». | 2 |
20. | Игра «поезд» (палочки К.). | 1 |
21. | Чудесные способности магнита | 1 |
22. | Сила притяжения | 1 |
23. | «Надувание мыльных пузырей» | 1 |
24. | «Что в пакете» | 1 |
25. | «Домашние животные – кошка и собачка». | 2 |
26. | «Три медведя» (работа с палочками Кюизенера). | 2 |
27. | «Свет вокруг нас» | 1 |
28. | «Свет – тень» | 1 |
29. | «Проращивание луковиц в стакане с водой и без воды» | 1 |
30. | «Солнечные зайчики» | 1 |
31. | «Найди и сосчитай» | 1 |
32. | «Веселые человечки» (блоки Дьенеша) | 1 |
33. | «Город» (блоки Дьенеша). | 1 |
34. | Знакомство с игрой «Коломбово яйцо». | 1 |
35. | «Металл: его качества и свойства» | 1 |
36. | «Дерево: его качества и свойства» | 1 |
37. | «Бумага: её качества и свойства» | 1 |
38. | «Мыльные чудеса». | 1 |
39. | «Веселые человечки» (блоки Дьенеша). | 1 |
40. | «Город» (блоки Дьенеша). | 1 |
41. | Знакомство с игрой «Коломбово яйцо» | 1 |
42. | «Животные рассыпались» | 1 |
43. | «Курочка Ряба и ее семья». | 1 |
44. | «Транспорт наземный»(блоки Дьенеша). | 1 |
45. | «Какие предметы спрятаны в рисунках» | 1 |
46. | Игра «Где игрушка». | 1 |
47. | Логические задачи с обручами и цветными блоками. | 2 |
48. | Познакомить детей с новой игрой «Нетающие льдинки озера Айс» (В.Воскобовича). | 1 |
49. | Игры: Найди лишнюю карточку – льдинку. Выложи цепочку по аналогии. | 1 |
50. | Складывание – собирание квадратов из элементов «Льдинок». | 1 |
51. | Знакомство и игры с Игрой Воскобовича: «Двухцветный квадрат» | 1 |
52. | Знакомство с «ларчиком» ,с героями: ПаВлин, ЛеВ, ЛаНь, ПоНи. Ориентация на панно. | 2 |
53. | Знакомство с игровизором. | 1 |
54. | Рисование на игровизоре . | 1 |
55. | Геометрические Фигуры на игровозоре. | 1 |
56. | «Нетающие льдинки озера Айс» (В.Воскобовича) Льдинки оживают. | 1 |
Итого | 64 занятий | |
2. Содержание обучения
Структура занятий «Хочу все знать» стандартная, включает организационно-мотивационный этап, основной и заключительный:
Организационно-мотивационный этап
Средняя группа - 2-3 минуты.
Цель: Организация направленного внимания и формирование к теме занятий (эмоциональный настрой на занятие).
Основной этап занятия. (15 минут)
Цель: создание проблемной ситуации, её формулировка в доступной для детей формы, закрепить и обобщить полученные знания полученные ранее на занятиях.
Заключительная часть (2-3 минуты)
Цель заключительной части: подведение итогов, обобщение полученного опыта, формирование навыков самооценки
Используемые методы:
- словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ);
- метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы);
- практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции);
- наглядный (с помощью наглядных материалов: картин, рисунков, плакатов, фото, показ мультимедийных материалов).
Наглядно-действенные приёмы
Педагог показывает образцы и способы действий, а дети выполняют практические задания, включающие элементарную математическую деятельность (установление соответствия между численностями множеств, счёт и др.).
Экспериментирование
Ребёнок самостоятельно выявляет путём проб и ошибок скрытые от непосредственного наблюдения связи и зависимости (например, в измерении).
Игровые методы
На занятиях используются элементы разных видов игр (сюжетной, подвижной и т. д.), игровые приёмы (сюрпризный момент, соревнование, поиск и т. д.).
Использование рабочих тетрадей и раздаточного материала
Особую значимость имеет работа с природным раздаточным материалом, который даёт возможность разного обследования предмета.
Контроль и оценка
Контроль осуществляется через наблюдение за процессом выполнения детьми заданий, результатами их действий, ответами. Оценке подлежат способы и результаты действий, поведение ребят.
3.Календарный учебный график
№ | Тема | Задачи | Количество часов | Форма проведения | Дата проведения | Примечание | |
Октябрь | |||||||
1 | Диагностика познавательного развития | Выявление исходного уровня развития познавательных процессов у детей 4-5 лет. | 1 | Теория Практика | 07.10.2025 | ||
2 | Знакомство с новой игрой «Логические блоки Дьенеша» | Учить детей упорядочивать фигуры по форме. | 1 | Практика | 09.10.2025 | ||
3 | Упорядочивание Фигур по двум признакам (величина, толщина) | Учить детей упорядочивать геометрические фигуры по двум признакам: величине, толщине. | 1 | Практика | 14.10.2025 | ||
4 | «Разноцветные палочки» | Познакомить детей с новой игрой; с эталонами цвета, закрепить названия основных цветов; развивать умение группировать, классифицировать полочки по цвету. Развивать речь детей, внимание, память, мышление. | 1 | Практика | 16.10.2025 | ||
5-6 | Игра «Волшебный мешочек» - палочки Кюизенера. Знакомство с оборудованием для исследовательской деятельности | Поддержать и развить интерес у ребенка к исследованиям, открытиям | 2 | Практика | 21.10.2025 23.10.2025 | ||
7-8 | «Приборы помощники» Увеличительное стекло | Познакомить детей c увеличительными стеками, вспомнить увеличительный прибор – лупу, провести опыты c лупой. | 2 | Практика | 28.10.2025 30.10.2025 | ||
Ноябрь | |||||||
9 | Знакомство c микроскопом | Закрепить знания об увеличительном стекле. Познакомить c увеличительным прибором микроскопом. Вызвать интерес к рассматриванию предмета через микроскоп, сравнивать увеличение предмета через микроскоп и через лупу. | 1 | Практика | 04.11.2025 | ||
10.11 | Знакомство детей с полезными ископаемыми | Познакомить детей с полезными ископаемыми земли. Обогатить знания детей о свойствах почвы, развивать познавательную активность в процессе экспериментирования. | 2 | Практика | 06.11.2025 11.11.2025 | ||
12.13 | Камни | Какими бывают камни Познакомить с разнообразием камней, их свойствами, особенностями. Учить классифицировать камни по разным признакам. | 2 | Практика | 13.11.2025 18.11.2025 | ||
14 | Игры-головоломки «Непрерывная линия» | Развитие комбинаторных способностей; смекалки, сообразительности; Например: | 1 | Практика | 20.11.2025 | ||
15-16 | Игры на развитие интеллектуальных способностей детей: «найди и закрась», «найди 5 отличий» | Развитие восприятия формы и цвета и внимания ребенка; Развитие мелкой моторики рук (закрашивание). Развитие целостности восприятия у ребенка; Например: | 2 | Практика | 25.11.2025 27.11.2025 | ||
Декабрь | |||||||
17 | «Лед – твердая вода» | доказать, что лед – тоже вода. | 1 | Практика | 02.12.2025 | ||
18 | «Изготовление цветных льдинок» | познакомить детей с тем, что вода замерзает на холоде, в воде растворяется краска. | 1 | Практика | 04.12.2025 | ||
19 | В какую бутылочку быстрее нальется вода? | Продолжать знакомить со свойствами воды, предметами разной величины. Развивать наблюдательность, любознательность. Формировать умение соблюдать правила безопасности при обращении с предметами из стекла. | 1 | Практика | 09.12.2025 | ||
20 | В мире пластмассы. | Познакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы; помочь выявить свойства пластмассы (гладкая, легка, цветная). Воспитывать бережное отношение к вещам; развивать любознательность. | 1 | 11.12.2025 | |||
21 | Игра «поезд» (палочки К.). | Вспомнить и закрепить названия эталонов цвета; Развивать комбинаторные способности; | 1 | Практика | 16.12.2025 | ||
22-23 | Игра «сложи узор». | Развивать способность к комбинированию. | 2 | Практика | 18.12.2025 23.12.2025 | ||
24 | Игра «поезд» (палочки К.). | Вспомнить и закрепить названия эталонов цвета; Развивать комбинаторные способности; | 1 | Практика | 25.12.2025 | ||
Январь | Практика | ||||||
25 | Чудесные способности магнита | Дать детям первоначальное представление о магнитах, о том, что он может делать. Разновидности магнитов, рассказ о магнитах | 1 | Практика | 06.01.2026 | Будет реализовано 12.01.2026 | |
26 | Сила притяжения | Познакомить с силой притяжения магнитов и ее использованием предметы из дерева, металлов, пластмасс, стали, бумаги; магнит. | 1 | Практика | 08.01.2026 | Будет реализовано 14.01.2026 | |
27 | «Надувание мыльных пузырей» | научить детей пускать мыльные пузыри и познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь. | 1 | Практика | 13.01.2026 | ||
28 | «Что в пакете» | учить детей обнаружить воздух в окружающем пространстве. | 1 | Практика | 15.01.2026 | ||
29-30 | «Домашние животные – кошка и собачка» | Развитие конструкторских способностей, развитие творчества; закрепить знания формы, цвета, размера; закрепление знаний о домашних животных. | 2 | Практика | 20.01.2026 22.01.2026 | ||
31-32 | «Три медведя» (работа с палочками Кюизенера) | Развивать умение сравнивать предметы по высоте, закрепление знания числа 3, конструирование из палочек низкой кроватки, стульчика, мишки; | 2 | Практика | 27.01.2026 29.01.2026 | ||
Февраль | |||||||
33 | «Свет вокруг нас» | определять принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, назначение, некоторые особенности устройства рукотворных источников света. | 1 | Практика | 03. 02.2026 | ||
34 | «Свет – тень» | Познакомить с образованием тени от предмета. | 1 | Практика | 05.02.2026 | ||
35 | «Проращивание луковиц в стакане с водой и без воды» | выделить фактор внешней среды -воду - как существенную необходимость для роста и развития лука (+наблюдения). | 1 | Практика | 10. 02.2026 | ||
36 | «Солнечные зайчики» | научить детей отражать свет зеркалом – пускать солнечных «зайчиков». | 1 | Практика | 12. 02.2026 | ||
37 | «Найди и сосчитай» | Совершенствование знания геометрических фигур, счета; развитие внимания, умения увидеть в рисунке составляющие части. | 1 | Практика | 17. 02.2026 | ||
38 | «Веселые человечки» (блоки Дьенеша) | Развитие умения конструировать из геометрических фигур людей, определять характер через образ, знание качеств человека, развитие речи: обогащение словарного запаса. | 1 | Практика | 19. 02.2026 | ||
39 | «Город» (блоки Дьенеша). | Освоение умения классифицировать Множества по двум свойствам (цвет и форма, размер и форма); Развитие пространственного воображения. | 1 | Практика | 24. 02.2026 | ||
40 | Знакомство с игрой «Коломбово яйцо». | Познакомить с новой игрой, составить из частей яйцо и другие фигуры. | 1 | Практика | 26. 02.2026 | ||
Март | |||||||
41 | «Металл: его качества и свойства» | научить детей узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структуру поверхности, цвет) и свойства. | 1 | Практика | 03. 03.2026 | ||
42 | «Дерево: его качества и свойства» | научить детей узнавать вещи, изготовленные из древесины, научить вычленять её качества (твердость, структура поверхности – гладкая или шершавая, степень прочности, толщина) и свойства (режется, горит, не бьётся, не тонет в воде). | 1 | Практика | 05. 03.2026 | ||
43 | «Бумага: её качества и свойства» | научить детей узнавать вещи, сделанные из бумаги, научить вычленять качества бумаги (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит | 1 | Практика | 10. 03.2026 | ||
44 | «Мыльные чудеса». | Учить детей устанавливать взаимосвязь между объектами окружающего мира с помощью практических действий; познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством мыла, растворенного в воде; развивать интерес к познавательно- исследовательской деятельности. | 1 | Практика | 12. 03.2026 | ||
45 | «Веселые человечки» (блоки Дьенеша). | Развитие умения конструировать из геометрических фигур людей, определять характер через образ, знание качеств человека, развитие речи: обогащение словарного запаса-подбор прилагательных. | 1 | Практика | 17. 03.2026 | ||
46 | «Город» (блоки Дьенеша). | Освоение умения классифицировать Множества по двум свойствам (цвет и форма, размер и форма); Развитие пространственного воображения. | 1 | Практика | 19. 03.2026 | ||
47 | Знакомство с игрой «Коломбово яйцо» | Познакомить с новой игрой, составить из частей яйцо и другие фигуры. | 1 | Практика | 24. 03.2026 | ||
48 | «Животные рассыпались» | Познакомить с новой игрой, составить из частей яйцо и другие фигуры(собачка, кошечка), развитие внимания, умение точно подбирать нужную фигуру. | 1 | Практика | 26. 03.2026 | ||
Апрель | |||||||
49 | «Курочка Ряба и ее семья». | Уточнить знания детей о животных и их детенышей, перечислять их сходства и различия, способствовать развитию активной речи, развивать мелкую моторику. | 1 | Практика | 07. 04.2026 | ||
50 | «Транспорт наземный»(блоки Дьенеша). | Развитие конструкторских способностей, умение комбинировать геометрический материал по размеру, толщине, развитие творчества. | 1 | Практика | 09. 04.2026 | ||
51 | «Какие предметы спрятаны в рисунках» | Развитие уровня наблюдательности, внимания. Творческих способностей: предложить самим составить подобную загадку. | 1 | Практика | 14. 04.2026 | ||
52 | Игра «Где игрушка». | Развитие способностей ориентироваться в пространстве, развитие внимания. | 1 | Практика | 16. 04.2026 | ||
53-54 | Логические задачи с обручами и цветными блоками. | Закрепление знаний о классификации объектов по различным признакам, развитие внимания. | 2 | Практика | 21. 04.2026 23. 04.2026 | ||
55 | Познакомить детей с новой игрой «Нетающие льдинки озера Айс» (В.Воскобовича) | Развитие внимания, логического мышления, сенсорных способностей. Продолжать знакомить с формой и величиной. знакомство со свойствами - прозрачность и гибкость. | 1 | Практика | 28. 04.2026 | ||
56 | Игры: Найди лишнюю карточку – льдинку. Выложи цепочку по аналогии | Развитие внимания, логического мышления, ознакомление с эталонами формы и величины; | 1 | Практика | 30. 04.2026 | ||
Май | |||||||
57 | Складывание -собирание квадратов из элементов «Льдинок». | Развитие познавательных процессов; развитие сенсорных, познавательных и творческих способностей; ознакомление с эталонами формы и величины; учить соотносить целое и часть; развитие пространственных представлений и ориентировки в пространстве; | 1 | Практика | 05. 05.2026 | ||
58 | Знакомство и игры с Игрой Воскобовича: «Двухцветный квадрат» | Развитие познавательных процессов; развитие тонкой моторики руки; | 1 | Практика | 07. 05.2026 | Будет реализовано | |
59-60 | Знакомство с «ларчиком»,с героями: ПаВлин, ЛеВ, ЛаНь, ПоНи. Ориентация на панно | Развитие познавательных процессов; развитие мелкой моторики; развитие умения ориентироваться на плоскости. | 2 | Практика | 12. 05.2026 14. 05.2026 | ||
61 | Знакомство с игровизором | Развитие познавательных процессов; развитие математических представлений; развитие координации движений; подготовка руки к письму. | 1 | Практика | 19. 05.2026 | ||
62 | Рисование на игровизоре | Развитие познавательных процессов; развитие мелкой моторики; развитие умения ориентироваться на плоскости; формирование умений в измерительной деятельности; | 1 | Практика | 21. 05.2026 | ||
63 | Геометрические Фигуры на игровозоре | Развитие познавательных процессов; развитие мелкой моторики; развитие умения ориентироваться на плоскости; формирование умений в измерительной деятельности. | 1 | Практика | 26. 05.2026 | ||
64 | «Нетающие льдинки озера Айс» (В.Воскобовича) Льдинки оживают | Развитие познавательных процессов; развитие сенсорных, творческих способностей; развитие пространственного мышления и творческого воображения; Выкладывание из «льдинок» различные фигуры. | 1 | Практика | 28. 05.2026 | ||
Итого 64 занятий | |||||||
4. Педагогические методики и технологии, дидактические материалы
Педагогические методики и технологии программы «Хочу всё знать» для детей 4–5 лет включают:
Проблемное обучение. Ребёнок сам является открывателем нового опыта.
Экспериментальную деятельность. Это основной метод обучения, который позволяет исследовать явления окружающей действительности с помощью практических действий.
Использование различных стимулов для положительной мотивации деятельности дошкольников. К ним относятся внешние стимулы (новизна, необычность объекта), тайна, сюрприз, загадки, познавательный мотив (почему так?).
Дидактические материалы программы включают:
-схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;
-дидактические игры;
-книги познавательного характера, атласы, энциклопедии;
-карточки-подсказки (разрешающие и запрещающие знаки) «Что можно, что нельзя»;
-оборудование (стаканчики, трубочки, воронки, тарелки, ёмкости для игр с водой);
-природный материал (камешки, ракушки, птичьи перья, семена, глина, разная по составу земля, уголь, крупный и мелкий песок, шишки, спил и листья деревьев, мох);
-увеличительные стёкла, чашечные весы, песочные часы, разнообразные магниты, бинокли;
-утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки);
-бросовый материал (кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формочки — вкладыши от наборов шоколадных конфет);
-технические материалы (гайки, винты, болтики);
-разные виды бумаги (обычная альбомная и тетрадная, калька);
-медицинские материалы (пипетки, колбы, пробирки, деревянные палочки, вата, мензурки, воронки, шприцы (пластмассовые без игл)).
5.Педагогическая диагностика. Методы педагогической диагностики
Методы педагогической диагностики детей 4–5 лет:
Наблюдение. Позволяет оценить игровую деятельность, любознательность и доброжелательность ребёнка.
Изучение продуктов деятельности детей. Например, для оценки художественной деятельности — аппликации, лепки, рисования.
Несложные эксперименты. Помогают оценить физическое здоровье: ловкость, гибкость, равновесие и т. д..
Беседы. Позволяют выявить мотивы поступков детей, интересы к различным видам деятельности, уточнить знания и другое.
Скрининг-тесты. Используются для оценки речевой деятельности, математических представлений или оценки готовности к школе.
III. Информационные источники, используемые при реализации программы.
Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса:
1. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2021. – 464 с.: ил.
2. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию. Пособие для воспитателей детского сада. Венгер Л.А. – М.: Просвещение, 2000. –95 с.
3. Исключение предметов (Четвертый лишний). Модифицированная психодиагностическая методика: Руководство по использованию. Белопольская Н. Изд. 3-е, стереотип. – М. 2022.31
4. Математика для дошкольников. Ерофеева Т.И. и др. Изд-во Просвещение.2010. 175 с.
5. Математика в детском саду. Пособие для воспитателей детского сада. Метлина Л.С. 2-е изд. 2022. 255 с.
6. Коллективное творчество дошкольников Комарова Т. С., Савенков А. И..М., 2023.
7. Методические рекомендации по организации внутренней системы оценки качества дошкольного образования в дошкольной образовательной организации / авт.-сост. Е.В. Арасланова и др. – Киров: ИРО Кировской области, 2015. – 40 с.
8. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. Стребелева Е.А.– М., 2018.
9. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. Каше Г.А. – М. Просвещение, 2019 г. 207 с.
10. Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук: популярное пособие для родителей и педагогов. Башаева Т.В. – Ярославль: Академия развития, 2022 – 240 с.: ил.- (Вместе учимся, играем).
Деркунская В.А. Игры-эксперименты с дошкольниками / В.А. Деркунская, А.А. Ошкина . – М., 2019.
11. Костюченко М.П. Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории / М.П. Костюченко, Н.Р. Камалова – В., 2016.
12. Маленькие исследователи в детском саду и начальной школе. Материалы из опыта работы образовательных учреждений. – СПб, 2021 г. – 87 с.
13. Мартынова Е.А. Организация опытно-экспериментальной деятельности / Е.А. Мартынова., И.М.Сучкова . – В., 2023.
14. Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование/ Е.В. Марудова – СПб: Детство – пресс, 2011 г. – 128
15. Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации. – Москва: Арити, 2021 г. – 64 с.
16. Харько Т. Г., Воскобович В. В. Сказочные лабиринты игры. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет. – СПб., 2022
Литература, рекомендуемая для детей и родителей:
- Васильева Н.Н.,. Новоторцева Н.В Развивающие игры для дошкольников. – Ярославль: Академия развития, 2021. – 374с
- Волина В.В. Праздник числа – М.: Знание, 2023 – 180с.
- Гаврина С.Е. Веселые задачки для маленьких умников.– Ярославль: Академия развития, 2022. – 382с.
- Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами.– Ярославль: Академия развития, 2021. – 375с.
- Дьяченко В.В. Чего на свете не бывает? – М.: Просвещение, 2021 – 208с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Хочу все знать!" в соответствии с ФГОС ДО. Подготовительная группа.
Рабочая программа «Хочу все знать!» направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся. Программа кружка «Хочу все знать!» представляет систему интеллектуально-развивающей образовательной деятель...

Рабочая программа кружка «Хочу все знать» Старшая (подготовительная группа)
Программа кружка «Хочу все знать!» представляет систему интеллектуально-развивающей образовательной деятельности для обучающихся подготовительной группы. Программа реализована в рамках совместной обра...

Рабочая программа кружка "Хочу все знать"
Рабочая программа кружка « Хочу все знать! » (подготовительная группа)...
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Хочу все знать"
Рабочая программа обеспечивает разносторонее развитие детей в возрасте от 5-7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Чем разнообразнее и интнреснее поисковая деятельность, тем больш...

дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ!»
Рабочая программа естественно-научной направленности «Хочу всё знать!» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного о...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ!» на 2023-2024 учебный год
Федеральные государственные образовательные стандарты определяют новые подходы к совместной деятельности воспитателя, ребенка и родителя. Опытно-исследовательская деятельность открывает...



