РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ЧТЕНИЯ
методическая разработка (подготовительная группа)
Тема: «Формирование у обучающихся ценностного отношения к культурным традициям малой родины»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.25 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №3», Калинчук Анастасия Евгеньевна, воспитатель |
Тема: «Формирование у обучающихся ценностного отношения к культурным традициям малой родины»
Каждый человек начинается с семьи, с родного дома, с улицы, с города или села, где он родился и вырос. Это и есть его мaлая родина - уникальный уголок на карте, который формирует личность, дает ей ощущение корней, причастности и стабильности.
В современном мире, наполненном потоками информации и глобализационными процессами, особенно остро стоит вопрос сохранения и передачи подрастающему поколению ценностного отношения к своим истокам, культурному наследию и традициям родного края.
Формирование ценностного отношения к культурным традициям малой родины - это не только дань уважения прошлому, но и инвестиция в будущее.
Малая родина - это первый "большой" мир, который открывается перед ребенком, дающий ему ощущение принадлежности, безопасности и гордости.
В образовательную программу дошкольного образования входит программа Воспитания, в которую включены следующие ценности:
- патриотизм и гражданственность (любовь к Родине, уважение к ее истории и культуре);
- семья (укрепление института семьи, популяризация традиционных семейных ценностей);
- милосердие и сострадание (забота о ближнем, помощь нуждающимся, доброта);
- справедливость и честность (важность соблюдения нравственных законов и норм поведения);
- уважение к культурному и историческому наследию (сохранение памятников культуры и изучение истории своего народа).
Практическая работа в этом направлении требует системного подхода, интеграции в различные виды деятельности и активного взаимодействия с социальными партнерами ДОУ.
Методы формирования ценностного отношения к культурным традициям
Системность и непрерывность | Деятельностный подход | Краеведческий | Партнерство с семьей | Интеграция |
знакомство с традициями заключается в общую систему образовательного процесса. | ребенок воспринимает информацию в процессе игры, через творчество и эксперимент | максимальное использование окружающей среды - объектов, традиций, личностей | вовлечение родителей в образовательный процесс, использование их опыта и знаний | музыкальные занятия, изобразительная деятельность, развитие речи, физкультуру, конструирование, ознакомление с окружающим миром |
Рассмотрим формы реализации методов формирования ценностного отношения в практической деятельности ДОУ.
Познавательная | Работа с семьей и социальными партнерами | Творческая | Музыкальная |
беседы и рассказы: об истории города/села, его символике (герб, флаг), выдающихся земляках, значимых событиях | совместные проекты: "Моя родословная", "История нашей семьи в истории города" | мастер-классы: по изготовлению поделок в традиционных местных техниках (роспись, лепка, вышивка, плетение). Например, работа с глиной, деревом, традиционными куклами-оберегами; | народные игры и хороводы: разучивание и проведение традиционных игр, танцев |
экскурсии: как реальные (в краеведческий музей, к памятникам, в парк, на производство), так и виртуальные (с помощью презентаций, видеороликов, фотографий) | родительские собрания и консультации: по вопросам семейных традиций и их роли в воспитании; | проектная деятельность: создание коллективных проектов "Моя улица", "Мой дом", "Герб моей семьи", "Уголок моей Родины" (мини-музей в группе) | участие в народных праздниках (разучивание народных песен, частушек, закличек, потешек, традиций) |
чтение и анализ литературных произведений: местные легенды, сказки, стихи, пословицы, поговорки, написанные местными авторами или посвященные родному краю; | привлечение родителей к участию в экскурсиях, мастер-классах, оформлении выставок. | изобразительная деятельность: рисование, лепка, аппликация на темы родного края, его природы, достопримечательностей | театрализованные постановки: инсценировка народных сказок, легенд, потешек, преданий, былин малой родины |
встречи с интересными людьми: краеведами, ветеранами, народными мастерами, представителями профессий, важных для региона; | Участие в экологических акциях: уборка территории детского сада, парка, посадка цветов, кустарников на участке ДОУ, изготовление кормушек и скворечников, уход за птицами зимой. | создание мини-музеев и уголков краеведения в группе (коллекции старинных предметов быта, народных игрушек, природных материалов) |
|
просмотр тематических фильмов и презентаций: создание собственного фото- и видеоархива группы. | Сотрудничество с местными учреждениями: Библиотеками (тематические выставки книг), домами культуры (совместные выступления), музеями (проведение занятий). |
Формирование ценностного отношения к культурным традициям малой родины - это не просто образовательная задача, это миссия, направленная на создание духовного стержня в каждом ребенке. Именно через осознание своей принадлежности к конкретному месту, к его истории и культуре, человек обретает чувство идентичности, получает опору для формирования нравственных ориентиров.
Наша задача как педагогов - помочь каждому ребенку открыть для себя этот удивительный мир, привить ему уважение к прошлому, научить ценить настоящее и ответственно относиться к будущему своей малой родины. Только так мы сможем воспитать поколение, способное не только бережно хранить, но и приумножать культурное богатство своего края, а значит, и всей России.
Формирование у воспитанников ценностного отношения к культурным традициям малой родины – это длительный и многогранный процесс, требующий системности, творчества и искреннего интереса со стороны воспитателя. Через активное погружение в историю, природу, фольклор и быт родного края, через личное участие в сохранении и приумножении его богатств, ребенок обретает глубокое чувство принадлежности, развивает чувство гордости и ответственности. Эти "корни" являются мощной опорой для его гармоничного развития, становления патриота и человека, способного ценить и оберегать культурное достояние своей страны.
Список литературы
1. Нормативно-правовые акты Российской Федерации:
Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием (с учетом поправок, одобренных в ходе общероссийского голосования );
Федеральный закон от N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС):
"Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации" (актуальная редакция, утв. постановлением Правительства РФ).
2. Теоретические и научно-методические источники (учебные пособия):
Алексеевa, Л.В. Теория и методика краеведческой работы в школе. - М.: Просвещение, 1987.
Данилюк, А.Я., Кондаков, А.М., Тишков, В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2009.
Казакова, В.В. Воспитание младших школьников на народных традициях. - М.: Центр ВЛАДОС, 2004.
Сухомлинский, В.А. Сердце отдaю детям. - М.: Просвещение, 1974.
Титова, Е.В. Методика воспитания: теоретические основы и практика: учебное пособие. - М.: Академия, 2011. (Разделы по гражданско-патриотическому воспитанию).
Чумичева, Р.М. Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе приобщения к народной культуре. - Ростов-на-Дону: РГПУ, 2000.
3. Периодические издания и сборники материалов конференций:
Журналы: "Педагогика", "Воспитание школьников", "
4. Интернет-ресурсы (официальные сайты):
Министерство просвещения Российской Федерации ().
Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО ().
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей детских садов в рамках рождественских чтений
Мастер-класс по лепке из соленого теста рождественской овечки в рамках рождественских чтений "За окошком Рождество" для воспитателей детских садов г. Троицка....
«Рождественские чтения»
дать детям представление о празднике Рождество Христово; дать понять, что этот праздник существовал с незапамятных времён на Руси; вызвать эмоциональный отклик у детей....

Опыт работы на XIV Рождественских чтениях
«Приобщение дошкольников к русским народным традициям посредством православных праздников»...
Методическая разработка. "Рождественские чтения"
Подборка стихов к Рождеству для детей подготовительной группы"...

Сценарий тематического мероприятия "Рождественские чтения"
Сценарий тематического мероприятия "Рождественские чтения" будет интересен воспитателем и музыкальным руководителям, работающим в направлении духовно- нравственного воспитания детей.Мама с д...

XI Рождественские чтения г.Москва, г.Троицк «Прекрасен человек, думающий о других»
hellip; А если это так, то что есть красота,И почему ее обожествляют люди?Сосуд она, в котором пустота,Или огонь, мерцающий в сосуде?...

