РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ЧТЕНИЯ
методическая разработка (подготовительная группа)

Калинчук Анастасия Евгеньевна

Тема: «Формирование у обучающихся ценностного отношения к культурным традициям малой родины»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №3»,

Калинчук Анастасия Евгеньевна, воспитатель

Тема: «Формирование у обучающихся ценностного отношения к культурным традициям малой родины»

Каждый человек начинается с семьи, с родного дома, с улицы, с города или села, где он родился и вырос. Это и есть его мaлая родина - уникальный уголок на карте, который формирует личность, дает ей ощущение корней, причастности и стабильности.

В современном мире, наполненном потоками информации и глобализационными процессами, особенно остро стоит вопрос сохранения и передачи подрастающему поколению ценностного отношения к своим истокам, культурному наследию и традициям родного края.

Формирование ценностного отношения к культурным традициям малой родины - это не только дань уважения прошлому, но и инвестиция в будущее.

Малая родина - это первый "большой" мир, который открывается перед ребенком, дающий ему ощущение принадлежности, безопасности и гордости.

В образовательную программу дошкольного образования входит программа Воспитания, в которую включены следующие ценности:

- патриотизм и гражданственность (любовь к Родине, уважение к ее истории и культуре);

- семья (укрепление института семьи, популяризация традиционных семейных ценностей);

- милосердие и сострадание (забота о ближнем, помощь нуждающимся, доброта);

- справедливость и честность (важность соблюдения нравственных законов и норм поведения);

- уважение к культурному и историческому наследию (сохранение памятников культуры и изучение истории своего народа).

Практическая работа в этом направлении требует системного подхода, интеграции в различные виды деятельности и активного взаимодействия с социальными партнерами ДОУ.

Методы формирования ценностного отношения к культурным традициям

Системность и непрерывность

Деятельностный подход

Краеведческий

Партнерство с семьей

Интеграция

знакомство с традициями

заключается в общую систему образовательного процесса.

ребенок воспринимает информацию в процессе игры, через творчество и эксперимент

максимальное использование окружающей среды - объектов, традиций, личностей

вовлечение родителей в образовательный процесс, использование их опыта и знаний

музыкальные занятия, изобразительная деятельность, развитие речи, физкультуру, конструирование, ознакомление с окружающим миром

Рассмотрим формы реализации методов формирования ценностного отношения в практической деятельности ДОУ.

Познавательная

Работа с семьей и социальными партнерами

Творческая

Музыкальная

беседы и рассказы: об истории города/села, его символике

(герб, флаг), выдающихся земляках, значимых событиях

совместные проекты: "Моя родословная", "История нашей семьи в истории города"

мастер-классы: по изготовлению поделок в традиционных местных техниках (роспись, лепка, вышивка, плетение). Например, работа с глиной, деревом, традиционными куклами-оберегами;

народные игры и хороводы: разучивание и проведение традиционных игр, танцев

экскурсии: как реальные (в краеведческий музей, к памятникам, в парк, на производство), так и виртуальные (с помощью презентаций, видеороликов, фотографий)

родительские собрания и консультации: по вопросам семейных традиций и их роли в воспитании;

проектная деятельность: создание коллективных проектов "Моя улица", "Мой дом", "Герб моей семьи", "Уголок моей Родины" (мини-музей в группе)

участие в народных праздниках (разучивание народных песен, частушек, закличек, потешек, традиций)

чтение и анализ литературных произведений: местные легенды, сказки, стихи, пословицы, поговорки, написанные местными авторами или посвященные родному краю;

привлечение родителей к участию в экскурсиях, мастер-классах, оформлении выставок.

изобразительная деятельность: рисование, лепка, аппликация на темы родного края, его природы, достопримечательностей

театрализованные постановки: инсценировка народных сказок, легенд, потешек, преданий, былин малой родины

встречи с интересными людьми: краеведами, ветеранами, народными мастерами, представителями профессий, важных для региона;

Участие в экологических акциях: уборка территории детского сада, парка, посадка цветов, кустарников на участке ДОУ, изготовление кормушек и скворечников, уход за птицами зимой.

создание мини-музеев и уголков краеведения в группе (коллекции старинных предметов быта, народных игрушек, природных материалов)

просмотр тематических фильмов и презентаций: создание собственного фото- и видеоархива группы.

Сотрудничество с местными учреждениями: Библиотеками (тематические выставки книг), домами культуры (совместные выступления), музеями (проведение занятий).

Формирование ценностного отношения к культурным традициям малой родины - это не просто образовательная задача, это миссия, направленная на создание духовного стержня в каждом ребенке. Именно через осознание своей принадлежности к конкретному месту, к его истории и культуре, человек обретает чувство идентичности, получает опору для формирования нравственных ориентиров.

Наша задача как педагогов - помочь каждому ребенку открыть для себя этот удивительный мир, привить ему уважение к прошлому, научить ценить настоящее и ответственно относиться к будущему своей малой родины. Только так мы сможем воспитать поколение, способное не только бережно хранить, но и приумножать культурное богатство своего края, а значит, и всей России.

Формирование у воспитанников ценностного отношения к культурным традициям малой родины – это длительный и многогранный процесс, требующий системности, творчества и искреннего интереса со стороны воспитателя. Через активное погружение в историю, природу, фольклор и быт родного края, через личное участие в сохранении и приумножении его богатств, ребенок обретает глубокое чувство принадлежности, развивает чувство гордости и ответственности. Эти "корни" являются мощной опорой для его гармоничного развития, становления патриота и человека, способного ценить и оберегать культурное достояние своей страны.

Список литературы

1. Нормативно-правовые акты Российской Федерации:

Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием (с учетом поправок, одобренных в ходе общероссийского голосования );

Федеральный закон от N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС):

"Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации" (актуальная редакция, утв. постановлением Правительства РФ).

2. Теоретические и научно-методические источники (учебные пособия):

Алексеевa, Л.В. Теория и методика краеведческой работы в школе. - М.: Просвещение, 1987.

Данилюк, А.Я., Кондаков, А.М., Тишков, В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2009.

Казакова, В.В. Воспитание младших школьников на народных традициях. - М.: Центр ВЛАДОС, 2004.

Сухомлинский, В.А. Сердце отдaю детям. - М.: Просвещение, 1974.

Титова, Е.В. Методика воспитания: теоретические основы и практика: учебное пособие. - М.: Академия, 2011. (Разделы по гражданско-патриотическому воспитанию).

Чумичева, Р.М. Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе приобщения к народной культуре. - Ростов-на-Дону: РГПУ, 2000.

3. Периодические издания и сборники материалов конференций:

Журналы: "Педагогика", "Воспитание школьников", "

4. Интернет-ресурсы (официальные сайты):

Министерство просвещения Российской Федерации ().

Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО ().


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей детских садов в рамках рождественских чтений

Мастер-класс по лепке из соленого теста рождественской овечки в рамках рождественских чтений "За окошком Рождество"  для воспитателей детских садов г. Троицка....

«Рождественские чтения»

 дать детям представление о празднике Рождество Христово; дать понять, что этот праздник существовал с незапамятных времён на Руси; вызвать эмоциональный отклик у детей....

Опыт работы на XIV Рождественских чтениях

«Приобщение дошкольников к русским народным традициям посредством православных праздников»...

Методическая разработка. "Рождественские чтения"

Подборка стихов к  Рождеству для детей подготовительной группы"...

Сценарий тематического мероприятия "Рождественские чтения"

Сценарий тематического мероприятия "Рождественские чтения" будет интересен воспитателем и музыкальным руководителям, работающим в направлении духовно- нравственного воспитания детей.Мама с д...

XI Рождественские чтения г.Москва, г.Троицк «Прекрасен человек, думающий о других»

hellip; А если это так, то что есть красота,И почему ее обожествляют люди?Сосуд она, в котором пустота,Или огонь, мерцающий в сосуде?...