XI Рождественские чтения г.Москва, г.Троицк «Прекрасен человек, думающий о других»
статья

Гончарова Вероника Ильинична

… А если это так, то что есть красота,

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_v_sbornik_goncharova_v.i.docx21.21 КБ
PDF icon goncharova_v.i._rch-szhatyy.pdf1.92 МБ

Предварительный просмотр:

«Прекрасен человек, думающий о других»

… А если это так, то что есть красота,

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Эти строки Николая Заболоцкого из стихотворения «Некрасивая девочка» могут по праву стать эпиграфом к настоящей статье. Идеалы красоты физической и красоты духовной, поставленный на две чаши весов, каждый человек оценивает по-своему. Но во все времена красота духовная являлась следствием большой работы над собой. Человек, думающий о других, прекрасен и внутри, и снаружи. Человек, думающий только о себе, может быть красив внешне, но отторгает своим внутренним миром.

Сегодня публикуют все больше статей, изображающие женщину сильным политиком, умным руководителем, лидером. Стоит отметить, что новое осмысление социальной роли женщины в странах Запада появилось в конце прошлого века в связи с совершенствованием технологий ведения домашнего хозяйства, расширением сети услуг. Большая продолжительность жизни и уменьшение рождаемости привели к тому, что значительное количество женщин начало работать, пожелало продвигаться по карьерной лестнице.

Также женщины отказались идентифицировать себя только с традиционной ролью матери, бабушки, жены.

Каждый здравомыслящий человек хотя бы однажды ставит перед собой вопросы: «В чем смысл жизни? Зачем я существую? Какой след я оставлю на земле после себя?»

Одни считают, что просто приумножив свои капиталы, сделают счастливыми себя, своих детей и внуков. Но история доказывает обратное. Богатый - не значит счастливый. «Не копите на земле, копите на небе…» - внушал Иисус Христос.

А если, преумножая, думать не о себе, а о других? И некоторые богатые, но думающие люди начинают заниматься благотворительностью. И даже становятся меценатами, поддерживающими искусство и науку за счет собственных материальных средств, что делает их по-настоящему духовно прекрасными.

Деньги – тлен, душа бессмертна. В этом выражении заложена борьба материальных и духовных ценностей. В сутолоке дней, в погоне за бытовыми хлопотами, в череде рутинных занятий люди очень часто пускаются в погоню за деньгами. Престижная работа, высокая заработная плата, стильные вещи… Эти идеалы для некоторых представителей молодого поколения оказываются куда более дороже традиционных ценностей: любви, семьи, здоровья. Поэтому появляются так называемые чайлдфри – пары, которые считают себя свободными от обязанности иметь детей.

Проходят года, пожухший пустоцвет сбрасывает свой красочный наряд и остается один на один с самим собой. Без любви. Без поддержки. Без понимания и сочувствия. Без всего того, что оказывается нужным человеку на закате жизни помимо того пресловутого стакана воды. Лишь только когда на жизненном горизонте забрезжит тонкая струйка холодка того, что люди называют смертью, появляется смутное представление о том, что всех богатств с собой не унесешь. Не прихватишь на тот свет машину, да и особняк на Лазурном берегу становится ни к чему, а счета в банках будут лишь поводом для обсуждения в СМИ или раздоров родственников, если, конечно, таковые останутся. В такие минуты, наверное, хочется окунуться с головой в океан любви и нежности, почувствовать, что ты кому-то нужен, для кого-то дорог и кем-то любим. Посмотреть в глаза своих детей и внуков и увидеть в них свое отражение. Оглянуться назад на свой жизненный путь и с гордостью подумать, что всё это – было не зря. Кинуть взор на окружающий мир, освещенный твоими делами, и понять, что ты – частичка нечто большого и до конца непознанного.

Можно привести один пример. В России жили и стали известны на весь мир такие меценаты, как братья Третьяковы, которые, скупая лучшие картины известных художников и собрав огромную коллекцию, целиком пожертвовали её Москве, создав знаменитую Третьяковскую галерею. Кроме этого, они спонсировали школу для глухонемых детей, художественные училища и консерваторию.

И подобных примеров множество.

Другие считают, что, построив необыкновенный мост или красивое здание, создав произведение искусства или сделав открытие в науке и став знаменитым, - выполнят свою миссию в этой жизни.  

Третьи находят свое предназначение в том, чтобы лечить людей, воспитывать своих и чужих детей, помогать нуждающимся.

И все они правы. Потому что, создавая, помогая, отдавая, думая о других, человек по-настоящему становится Человеком.

Древнеримский философ Сенека говорил: «Забота совершенствует добро в человеке». Людей, готовых бескорыстно помогать нуждающимся, заботиться о тех, кто не может сам о себе позаботиться, возможно, даже, живущих ради других, называют альтруистами.

Я работаю воспитателем в детском саду. Сама моя профессия предполагает заботу о детях и их воспитание. А со сколькими бескорыстными людьми я встречаюсь благодаря своей работе!  Особое место в числе «красивых людей», на мой взгляд, занимают родители многодетных семей, которые не только заботятся о своих детях – они буквально всю свою жизнь посвящают тому, чтобы их дети выросли добрыми, и успешными, а значит, счастливыми.

Семья имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала.

Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер; в семье закладываются исходные, жизненные позиции.

В настоящее время Президент РФ и Правительство РФ значительно больше внимания уделяют государственной поддержке семьи и детства, разрабатываются и принимаются законы, регулирующие направления и методы социально-правовой защиты семьи, имеющей детей.

В настоящее время в Российской Федерации стартовал проект «Десятилетие детства», особое внимание в рамках которого будет уделяться проблемам многодетных семей.

Особенно это актуально сейчас, когда растет число социальных сирот. Сиротство можно определить, как негативное социальное явление, которое характеризует образ жизни лишившихся попечения родителей несовершеннолетних детей.

На мой взгляд, развитию социального сиротства способствуют социально-экономические факторы, кризис семьи и её педагогическая несостоятельность, снижение воспитательного потенциала системы образования, развитие молодежных субкультур, влияние СМИ, несовершенство законодательства и др.

Семья – основа психотелесного здоровья ребенка. Она создает условия для первичной ориентации детей в организации здорового образа жизни, нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства. Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития и здоровья ребенка.

Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи предполагает наличие у родителей ответственности, а у воспитателей – семейной центрированности педагогической деятельности, основанной на рассмотрении ребенка только в контексте семьи. Основной путь налаживания такого сотрудничества – организация образовательного взаимодействия, результатом которого станет реализация целей и принципов личностно ориентированного образования дошкольников.

Духовно-нравственное воспитание можно определить в качестве формирования нравственных поступков, характеризующих отношение человека к окружающей действительности, и нравственных привычек, представляющих собой потребности к совершению нравственных поступков. В основу нравственного воспитания личности входят гуманность, дисциплинировать и культура поведения, которая, в свою очередь, состоит из культуры речи, культуры общения, культуры внешности и бытовой культуры.

Цель нравственного воспитания состоит в формировании способностей человека по оценке и сознательному выстраиванию на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, труду, государству, Отечеству, миру в целом.  

Механизм формирования нравственных качеств детей включает в себя наличие знаний и представлений, определяющих мотивы, влекущих за собой формирование чувств и отношений, предопределяющих появление навыков и привычек, способствующих совершению определенных поступков.

Хочу немного рассказать об одной, вроде бы, обычной семье. И, в то же время, необычной. Один ребёнок из этой семьи посещает мою группу. Это многодетная семья, в которой трое прекрасных ребятишек. Это глубоко верующая семья, которая соблюдает различные посты и церковные праздники. По воскресеньям и в дни церковных праздников они ходят на богослужение в Храм Казанской иконы Божией Матери.  Когда начали ходить в православный храм, читать духовную литературу, словом, воцерковляться, с этого момента у них началась совсем другая жизнь. Они так и говорят: это было еще до обращения, а это — после.

После службы старшие дети быстро разбегаются на занятия в воскресную школу. Дети всегда участвуют в благотворительных делах такие как: «Кораблик доброты», «Православная весна», «Пасхальное слово», «Пасхальная открытка», «Рождественская мистерия». Так же в дошкольном отделении они активные участники конкурсов творческих поделок «За окошком Рождество», «Рождественская звезда».

 Родители проявляют к детям искренность, заботу, любовь в делах и в поступках, а дети, в свою очередь, проявляют чуткость, деликатность и тактичность в отношении окружающих их людей.  Решиться иметь много детей могут только люди верующие, даже если они себя не называют таковыми. В глубине души они верят, что Господь их с детьми не оставит. Он будет всегда, Он всегда любит нас и наших детей — даже больше, чем мы сами их любим.

А ведь духовность - это направленность души на высокие смыслы жизни. Такая душа вбирает в себя всё истинное, доброе, необходимое человеку. Богаче, глубже та душа, которая способна на чувства, помогающие человеку, поддерживающие и ободряющие его. В развитии этих чувств - наше творение души.

В современном российском обществе духовная культура находится в состоянии кризиса. Это обусловлено рядом факторов – бурным развитием информационных технологий, поглощением массовой культурой все большего числа объектов, социально-экономическими условиями жизни россиян.

Нет, не все так плохо: после нескольких десятилетий полного забытья, государство, наконец, обратило внимание на развитие культуры и патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Такие акции, например, как «Бессмертный полк», собирают большое число неравнодушных граждан, которые, отложив все дела, выходят на улицы, чтобы почтить память своих предков, отдавших свои жизни за мирное небо.

Духовная культура проявляется и в других акциях, например, по сбору денежных средств в поддержку больных детей или пострадавших от наводнений или пожаров, когда миллионы россиян демонстрируют сострадание и милосердие. При этом интересно отметить, что каналами, используемыми для коммуникаций при организации и проведении таких мероприятий, являются средства массовой информации, посредством которых развивается массовая культура.

Кроме того, в России растет число верующих. К какому бы вероисповеданию не причисляли себя верующие, они следуют заветам своих религий, которые пропагандируют общечеловеческие ценности и нормы морали, а значит – повышается и духовная культура общества в целом.

Отмеченные выше проявления духовной культуры в современном российском обществе говорят о попытке выхода из кризиса, в который, как в крутое пике, она вошла еще в конце восьмидесятых годов прошлого века.

Вместе с тем существуют и негативные тенденции, в которых нет проявления духовной культуры, а есть лишь проявления ее отсутствия. Случаи осквернения памятных мест и мемориалов, агрессивное поведение в отношении окружающих, заканчивающееся иногда весьма плачевно для потерпевшей стороны, активное использование интернета для унижения чести и достоинства других лиц – такие эпизоды встречаются достаточно часто в среде современных подростков как следствие затянувшегося кризиса духовной культуры российского общества.

Для взрослых также характерны проявления отсутствия духовной культуры, доказательство чему мы можем видеть ежедневно в идущих в прайм-тайм телевизионных ток-шоу, где не стесняются в выражениях участники громких историй, поднятых под свет студийных софитов, кажется, с самого дна российского общества. Самое страшное в этом – популярность таких ток-шоу среди массовой аудитории.

Примерами критического уровня духовной культуры, а скорее, ее отсутствия, являются ситуации убийства матерями своих новорожденных детей и оставление их в опасности, вопиющие случаи хамства на дорогах, в том числе в отношении экстренных служб в целом и скорой помощи в частности, истории, когда люди проходят мимо человека, которому стало плохо в общественном месте. Так где же та тонкая грань между безразличием и духовностью? Вопрос, скорее, риторический…

То, какой будет духовная культура дня завтрашнего – зависит от нас сегодняшних. От совершаемых нами поступков, от наших мыслей, от наших чувств.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей детских садов в рамках рождественских чтений

Мастер-класс по лепке из соленого теста рождественской овечки в рамках рождественских чтений "За окошком Рождество"  для воспитателей детских садов г. Троицка....

«Рождественские чтения»

 дать детям представление о празднике Рождество Христово; дать понять, что этот праздник существовал с незапамятных времён на Руси; вызвать эмоциональный отклик у детей....

Опыт работы на XIV Рождественских чтениях

«Приобщение дошкольников к русским народным традициям посредством православных праздников»...

Методическая разработка. "Рождественские чтения"

Подборка стихов к  Рождеству для детей подготовительной группы"...

Сценарий тематического мероприятия "Рождественские чтения"

Сценарий тематического мероприятия "Рождественские чтения" будет интересен воспитателем и музыкальным руководителям, работающим в направлении духовно- нравственного воспитания детей.Мама с д...

Сценарий спортивного развлечения в старшей группе в рамках городских Рождественских чтений "Отвага, дружба, честь!", посвященного Дню битвы под Москвой 7 декабря 1941 года .

Во время мероприятия дети старшей группы упражнялись в построении в колонну по одному, выполнении команд "Равняйсь!" и"Смирно!", расчету на первый и второй с перестроением в две ко...

Выступление на Рождественских чтениях г.Москва г.Троицк. "Духовно нравственное воспитание дошкольников"

В первую очередь ценности личности формируются в семье,  а так же в сфере массовой информации,образования, отдыха, искусства и т.д. Но  только в единстве  семьи и  образования духо...