Сценарий тематического мероприятия "Рождественские чтения"
методическая разработка

Березина Виктория Владимировна

Сценарий тематического мероприятия "Рождественские чтения" будет интересен воспитателем и музыкальным руководителям, работающим в направлении духовно- нравственного воспитания детей.

Мама с детьми случайно находит исторический альбом, и листая его, узнают о своём крае интересные факты. В сценарии используются стихи, песни и танцы на духовно- нравственную тему.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Российской Федерации

Управление образования администрации

Истринского муниципального района Московской области

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка –

детский сад  №21

Конспект «Листая исторический альбом»

 в рамках ХIV Областных Рождественских образовательных чтений

                                                                               

Составитель:

Березина Виктория Владимировна,

музыкальный руководитель

МДОУ ЦРР – детский сад №21

                                                   

                                                               2016г.

                                                          Город  Истра

Музыкальный зал украшен в стиле русской избы. Декорацией служат скамьи, русская печь, стол с самоваром и угощением, этажерка с иконами Пресвятой богородицы, Покровом Богородицы.

В правом углу стоит ширма, на которой прикреплены иллюстрации Ново- Иерусалимского монастыря.

Звучит спокойная инструментальная мелодия, Ведущая - Хозяйка дома напевая народную протяжную песню, заходит в комнату, вытирает пыль с полочки, протирает иконы, садится на скамью в полоборота к зрителям  ведет монолог:

Хозяйка:(муз.руководитель) Вот  и поздняя осень подходит к концу, стало холодно,  над опустевшим садом запоздалые журавлики пролетают.

Уж их не видно в тучах, закрывших небосвод.

Паломников летучих кто за морями ждет?

Летят, и все сильнее слышна в их кликах грусть:

Да есть ли где роднее для них земля, чем Русь?

Не высказать словами, что на сердце лежит…

Журавлики, за вами душа моя летит!

Отходит к этажерке с иконами, стоящей в дальнем углу комнаты, садится на скамью, зажигает свечу(электрическую).

В это время звучит начало танцевальной композиции «Журавли летят», в зал «влетают» стайкой журавли – девочки подготовительной группы и исполняют танец журавлей,  по окончании танца  выбегают из зала.

Хозяйка подходит к столу с самоваром и угощениями.

Хозяйка (расставляет чашки по кругу стола): Самовар уже вскипел, да и пирог поспел (заглядывает в печь). Где же детки мои, пора им дому родному поклониться да к матушке воротиться.

Звучит народная  веселая инструментальная мелодия

Хозяйка: Слышу голоса детей, заходите поскорей!

Хозяйка подходит к двери, открывает  её и в зал входит Бабушка. Она ведет детей змейкой по комнате в круг, становится в середину, дети обнимают матушку, и рассаживаются  вокруг стола.

Бабушка(воспитатель)(снимая с себя платок): Ну и ветер сегодня, еле до дому дошли. От храма дорога не близкая.

Дочь (обращаясь к хозяйке): Матушка, мы сейчас по дороге домой видели, как журавли летели на юг.

Хозяйка: Да, доченька, зима скоро, птицы летят в теплые края, где быть может им готовы прекрасные сады до сей поры Христовы хранящие следы.

Сын: Мамочка, посмотри, какую иконку нам в храме подарили.

(отдаёт хозяйке икону с изображением Богородицы с младенцем на руках, а хозяйка держит её в руках. Показывая лик зрителям)

Бабушка: Маленький Спаситель прижимается к щеке Пречистой Девы Марии, которая обнимает рукой Своего Сына. Этот образ называется «Умиление» и прекраснее его нет на свете.

Дети подходят к Бабушке и читают стихи:

Дочь: Перед Святой иконой  столько молилось людей!

 Клали земные поклоны, слова шептали ей!

Сын: Просили её с надеждой:«Спаси, сохрани, научи!»

 И лик Её кроткий и нежный  любви озаряли лучи.

Бабушка: И тех, кто пред нею стояли и руки тянули с мольбой,

 она утешала в печалях, смягчала страданья и боль.

Дети  садятся на скамью,  а Хозяйка ставит икону на этажерку. Хозяйка садится рядом с детьми.

Бабушка: Пойду в сени, дровишек принесу, а то огонь в  печи то совсем погас. (Выходит из зала) .

 Дети рассматривают картинки детской православной литературы.

Хозяйка:  Богородица – мама Иисуса Христа всегда просит Сына Своего об избавлении нас всех от бед и напастей. Хотите, расскажу вам историю, которая  произошла однажды с ребятами в лесу.

Дети: Да, хотим!

Хозяйка: Тогда садитесь поудобнее и слушайте.

Инсценировка «Случай в лесу» (2 ребенка из подготовительной группы)

В центре зала находятся декорации: березы, ёлочки, пенёк, грибочки.

В зал входят мальчик  из подготовительной группы  и зовёт свою подругу

Саша: Маша! Маша! Скорей сюда!

В зал входит девочка:

Маша: Чего тебе? Что кричишь?

Мальчик: Айда в лес за грибами! Люди вон полные корзинки несут!

Маша: Мне бабушка далеко ходить не велит.

Саша: Да мы не далеко. Лес-то – вон, рядом.

Маша:  Меня одну за грибами не пускают.

Саша:  А ты и не одна. Ты же ведь со мной!

Маша:  И то верно. Наберём грибов – вот дома обрадуются!

Саша: Бери  корзины. Побежали!

Под музыку дети идут в лес.

Маша: Как хорошо в лесу!

Саша:  А вон грибы – три белых сразу!

Маша : А вон подберёзовик  (подходит к березке, берет гриб и кладет в корзинку)

Саша:. А я подосиновик нашёл! (подходит к ёлочке и кладёт гриб в свою корзинку) Домой пора.

Маша:. А дом-то где?

Саша: Пошли за мной! (Идут).

Маша: Ой, вода под ногами…Да здесь же болото впереди!

Наверное, мы заблудились.                                                                                

Саша:  Ничего: сейчас найдём дорогу. Меня дедушка учил по солнцу определять. Вот оно, солнце – значит, нам в обратную сторону нужно. (Идут).

Маша:. Саша, солнце-то уже совсем низко, темнеет. А деревни нашей всё не видно…Страшно, а вдруг волки! Что делать?

Саша: Не знаю.

Маша: Вспомнила! Вспомнила!

Саша: Что, вспомнила?

Маша: Меня бабушка учила просить Пресвятую Богородицу, особенно в трудную минуту: «Пресвятая Богородица, помоги!».  Давай вместе скажем!  

Дети (вместе). Пресвятая Богородица, помоги!

Слышится колокольный звон.

Саша: Слышишь? Где-то далеко колокола звенят.

Маша: Да это же колокольный звон в нашем селе!

Саша: Идём на звон! (идут).

Маша: Вот и лес кончается!

Саша: А вон и храм.

Дети: Наше село! Наше село!

Маша: Спасибо Тебе, Пресвятая Богородица! Дети выходят из зала

Хозяйка: (обращаясь к своим детям )Вот такая история , детки мои. А мы радуемся тому, что и днём, и ночью, и тогда, когда мы об этом помним, и тогда, когда мы об этом забываем, Божия Матерь всегда с нами.

В зал входит Бабушка и несёт альбом. Обращается к Хозяйке:

Бабушка: Доченька, посмотри, какой альбом я в светелке своей отыскала, старинный.

Хозяйка: Да это же отца нашего альбом, исторический! (Берет в руки)

Бабушка: Пойду, отдохну, а вы пока альбомчик-то полистайте, много интересного в нем. Бабушка выходит из зала.

Хозяйка обращается к детям, сидящим на скамье

Покажу я вам альбом, множество историй в нем. Иконы в нём показаны и  о праздниках русских сказано. Откроем первую страницу. Смотрите, какая красивая икона, это - Покров пресвятой Богородицы. (На экране фото иллюстрация иконы и название)

 (обращается к детям): А вы знаете, когда отмечают этот праздник?

Дочь: Да, знаем, в середине осени 14 октября.

Истоки этого праздника лежат в старинном православном предании. В нем говорится об удивительном событии, происшедшем давным- давно, более тысячи лет тому назад.

Инсценировка «Покров»

Выходят девочки, подходят к ширме с изображением монастыря, обращаются лицом к иллюстрациям.

Выходит рассказчица(воспитатель) (встаёт рядом с девочками)

Как говорят древние книги, когда город Константинополь оказался в опасности, молясь о его защите , жители собрались в храме, где хранилось головное покрывало (покров) Богородицы.

В переполненном храме молящийся народ увидел идущую по воздуху Богоматерь, которая стала возносить молитвы со всеми прихожанами. Затем она сняла с головы блиставшее покрывало и распростерла его над всем народом, находящимся в храме.

На фоне рассказа в зал входит воспитатель в образе Богородицы и покрывает органзой детей, стоящих перед иллюстрациями, поднимает руки вверх и выходит из зала.

В память об этом событии князь Андрей Боголюбский в XII веке установил праздник, а также дал указание на строительство храмов Покрова Пресвятой Богородицы.

Дети встают в 2 ряда и читают стихи:

 1. Пресвятая Богородица посылает светлый нам покой,

С ней сегодня мы знакомимся  с распростертою душой.

 2. Помоги нам и прости, Матерь Божья, защити,

    Ты рукой своей чудесной все невзгоды отгони.

 3. Избавь от зла нас и от гнева, пошли нам радость и любовь.

    И нас спаси, Святая Дева, ты — наш Божественный Покров!

Девочки исполняют песню «Охраняет нас Мария», выходят из зала

Хозяйка (держит в руках альбом)обращается к своим детям:

 Дети мои, откроем следующую страницу исторического альбома.

Дети смотрят в альбом, а на экране телевизора 2 страница с названием праздника 4 ноября День единства.

Хозяйка: Смотрите, дети! Каждая страница этого альбома важна, а эта – особенно. Послушайте про праздник единства народа русского.

В зал входят 3  воспитателя с детьми:

1 Воспитатель: 4 ноября  народ празднует память об освобождении и установлении мира и порядка в нашей стране, этот праздничный день называется День единения.

2 Воспитатель: В День единства будем рядом, будем вместе навсегда,
Все народности России в дальних селах, городах!

 3 Воспитатель: Вместе жить, работать, строить, сеять хлеб, растить детей,
Созидать, любить и спорить, охранять покой людей,

 

1 Воспитатель:  Предков чтить, дела их помнить, войн, конфликтов избегать,
Чтобы счастьем жизнь наполнить, чтоб под мирным небом спать!

Дети исполняют песню «Мир» слова В. Данько, музыка А .Долголюк,

Дети читают стихи про родину:

1. Российский край, моя земля, родимые просторы!
У нас и реки, и поля, моря, леса и горы.

2.И север есть у нас, и юг. Сады цветут на юге.
На севере снега вокруг –там холода и вьюги.

3.Российский край, как ты велик! С границы до границы
И скорый поезд напрямик в неделю не домчится.

4.И рады мы всегда вестям о нашей мирной жизни.
Как счастливо живётся нам в своей родной Отчизне!

5.Народы – как одна семья, хотя язык их разный.
Все – дочери и сыновья своей страны прекрасной.

6.И Родина у всех одна. Привет тебе и слава,
   Непобедимая страна, Российская держава!

Воспитатели вместе с детьми выходят из зала.

Звучит народная  инструментальная музыка. Дети сидят за столом и рисуют карандашами. Хозяйка сидит рядом с детьми. Сын обращается к матери:

Сын: Мамочка, посмотри, какую я картину нарисовал (показывает Хозяйке)

На моём рисунке поле с колосками,
Храм на горке рядом с облаками.
Дочь: (показывает свой рисунок)

А на моём рисунке мама и друзья,
На моём рисунке Родина моя.

Хозяйка берет рисунки и вешает их на ширму рядом с фотографиями храмов.

Девочки исполняют танец «Родина» с дугами, украшенными цветами

Хозяйка: Милые мои детушки, оставим этот альбом у себя и будем холодными зимними вечерами вместе  узнавать из него много интересного об истории православной веры и строительстве русских храмов,  куда со всех сторон приезжают люди,  как в  Ново - Иерусалимский храм! Двери его открыты для всех!

(На фоне инструментального сопровождения на экране телевизора демонстрируются фото с экскурсии в Ново- Иерусалимский монастырь)

Звучит перезвон колоколов, праздничная православная музыка, в зал входят все участники мероприятия (воспитатели) и встают с двух сторон от телевизора, на котором изображена фотография Ново- Иерусалимского монастыря.

 Воспитатели по очереди читают стихотворение про монастырь и говорят финальные слова

1.Ново- Иерусалимский монастырь, ты отраженье Иерусалима,

Небес высоких голубая ширь светла и непоколебима!

2. Под ней уютно, радостно тебе и всё и вся душа любить желает,

Как по дороге, по одной судьбе душа идёт и бед больших не знает!

3. Быть может, древний Иерусалим когда- нибудь тебе откроет душу,

Мы сядем, созерцая, помолчим, я твой покой стихами не нарушу…

4.Вот и подошел к концу наш увлекательный рассказ. Закрыта страница исторического альбома, но история нашей страны продолжается.

 5.Хотим верить, что духовное просвещение и развитие подрастающего поколения будет продолжаться, и традиции русского народа будут передаваться из поколения в поколение.

Вместе: Слава России -  великой стране! Слава!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий тематического занятия "День рождения Музыки" для старших дошкольников с применением информационных технологий - фильм "Как поссорились Кисть и Скрипичный Ключ"

Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию сценарий праздника "День рождения Музыки" В преддверии праздника "День Музыки" этот сценарий может пригодиться моим коллегам - музыкальным руководителям де...

«СЛАВА ХЛЕБУ НА СТОЛЕ» СЦЕНАРИЙ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПРАЗДНИКА ДЛЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА РАЗРАБОТАН В СООТВЕТСТВИИ С ТЕМАТИЧЕСКОЙ НЕДЕЛЕЙ «ВОРОНЕЖ – ЦЕНТР ЧЕРНОЗЕМЬЯ»

Сценарий тематического праздника для детей старшей и подготовительной групп составлен в соответствии с возрастными особенностями детей, с учетом смены деятельности детей. Задачи праздника проходят чер...

Комплексно-тематическое планирование. Чтение художественной литературы во 2 младшей группе по программе "Детство"

Комплексно-тематическое планирование. Чтение художественной литературы во 2 младшей группе по программе "Детство" на 2016-2017 учебный год....

Календарно - тематическое планирование "Чтение художественной литературы" (подготовительная к школе группа )

Учить детей воспринимать образное содержание произведения; закреплять знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях произведений, продолжать развивать поэтический слух: умение слышать и выд...

Перспективно-тематический план "Чтение художественной литературы"

       Перспективно-тематический план по ООД "Чтение художественной литературы" (развитие речи) для детей 6 - 7 лет подготовительной к школе группы....

Тематическая выставка , чтение и беседа о прочитанном в средней группе По Произведению К.И. Чуковского «Путешествие в замок Мойдодыра»

Организация тематической выставки , чтение и беседа о прочитанном  в средней группе По Произведению К.И. Чуковского «Путешествие в замок Мойдодыра»Цель: Закрепление культурно – ...

Как хорошо уметь читать. Сценарий конкурса художественного чтения для детей 3-8 лет (04.12.22)

Конкурс проводится в целях активизации интереса детей к искусству слова, формирования у детей базовых культурных ценностей....