Тема: «Особенности формирования развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ и в семье»
консультация (младшая группа)
Уважаемые родители!
Мы все хотим, чтобы наши дети росли в безопасной, комфортной и, что самое главное, развивающей обстановке. Сегодня мы поговорим о том, что такое развивающая предметно-пространственная среда (РППС) и как, объединив усилия детского сада и семьи, мы можем создать для ребенка по-настоящему благодатную почву для роста и развития.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 38.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Тема: «Особенности формирования развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ и в семье»
Уважаемые родители!
Мы все хотим, чтобы наши дети росли в безопасной, комфортной и, что самое главное, развивающей обстановке. Сегодня мы поговорим о том, что такое развивающая предметно-пространственная среда (РППС) и как, объединив усилия детского сада и семьи, мы можем создать для ребенка по-настоящему благодатную почву для роста и развития.
Что такое развивающая предметно-пространственная среда?
Это не просто интерьер или набор игрушек. Это организованное пространство, которое окружает ребенка и побуждает его к действию, исследованию, игре и творчеству. Правильно созданная среда – это «третий педагог» (после родителей и воспитателей), который незаметно, но эффективно учит ребенка самостоятельности, помогает развивать его способности и формировать личность.
Как мы создаем среду в детском саду?
В нашем детском саду мы руководствуемся несколькими ключевыми принципами:
- Насыщенность и полифункциональность: Группы оснащены разнообразными материалами: конструкторами, пазлами, материалами для творчества, костюмами для сюжетно-ролевых игр. Многие предметы полифункциональны (например, кубик может быть и строительным материалом, и сиденьем, и элементом сюжета).
- Трансформируемость: Мы легко меняем пространство под задачи и интересы детей. Передвижная мебель, ширмы, модули позволяют сегодня создать «космический корабль», а завтра – «больницу для зверей».
- Доступность: Все игрушки и материалы расположены на открытых полках так, чтобы ребенок мог самостоятельно их взять и, что очень важно, вернуть на место. Это воспитывает ответственность и порядок.
- Безопасность: Все материалы соответствуют возрасту и санитарно-гигиеническим нормам.
- Вариативность: В группе есть различные зоны («центры развития»):
- Центр конструирования (конструкторы разного размера и материала).
- Центр творчества (краски, пластилин, бумага, природные материалы).
- Центр сюжетно-ролевых игр («Кухня», «Магазин», «Больница»).
- Центр книги (уютный уголок с подборкой литературы).
- Центр познания (материалы для сенсорного развития, дидактические игры).
- Центр уединения (место, где ребенок может побыть один, отдохнуть).
А что же дома? Создаем развивающую среду в семье.
Семейная среда не должна дублировать детский сад, но должна быть с ним согласована. Ваш дом – это место эмоционального комфорта, и развитие здесь должно быть естественным и ненавязчивым.
Ключевые идеи для дома:
- Организуйте пространство по «зонам» или «уголкам», даже если площадь небольшая.
- Уголок для творчества: Не обязательно отдельный стол. Это может быть коробка или передвижной органайзер, где хранятся карандаши, фломастеры, бумага, клей, ножницы. Главное – чтобы ребенок знал, где его «мастерская».
- Уголок для чтения: Создайте уютный «домик» с помощью пледа и подушек, поставьте рядом небольшую полку с книгами. Пусть ребенок сам выбирает, что почитать.
- Зона для конструирования и сюжетных игр: Выделите корзину или ящик для конструктора, кукол, машинок. Это место, где можно строить и разыгрывать истории.
- «Уголок уединения»: Палатка, домик под столом, занавешенный стул – место, где ребенок может спрятаться, когда устал или хочет побыть один. Это важно для его эмоционального здоровья.
- Соблюдайте принцип доступности и порядка.
- Храните игрушки так, чтобы ребенок мог сам их доставать и убирать. Подпишите коробки картинками или словами – это мотивирует к наведению порядка и развивает чтение.
- Проводите вместе с ребенком «ревизию» игрушек: что-то убирайте на время, что-то меняйте местами. Это поддерживает novelty – эффект новизны и интереса.
- Используйте потенциал обычных бытовых предметов.
- Разрешите ребенку (под вашим контролем) играть с безопасными предметами обихода: крупами, прищепками, лоскутками ткани, пуговицами. Это лучший материал для сенсорного развития!
- Вовлекайте его в бытовые дела: перебирать гречку, вытирать пыль, мыть овощи – это не только помощь по дому, но и мощное развитие моторики, координации и самостоятельности.
- Создайте «полку с сюрпризом».
- Периодически (раз в 1-2 недели) обновляйте содержимое одной из полок. Положите туда новую книгу, необычный природный материал (шишку, красивый камень), новую настольную игру или набор для творчества. Это создает постоянный познавательный интерес.
- Учитывайте интересы ребенка.
- Если ребенок увлечен динозаврами, наполните его среду энциклопедиями, фигурками, раскрасками на эту тему. Если любит готовить – выделите ему настоящую (но безопасную) кухонную утварь. Среда должна отражать его внутренний мир.
Памятка для родителей: «Чего стоит избегать?»
- Заваленные игрушками коробки. Ребенок в них копается, но не играет. Лучше меньше, но осознанно.
- Постоянный фон в виде телевизора. Это мешает концентрации.
- Жесткое зонирование и запреты. Помните, что стул может стать машиной, а стол – пещерой. Поощряйте фантазию.
- Полный запрет на беспорядок. Творческий процесс часто хаотичен. Договоритесь, что после него мы вместе уберемся.
Уважаемые родители!
Помните, что самая лучшая развивающая среда – это та, где есть вы. Ваше участие, ваша улыбка, ваша готовность поиграть, почитать, ответить на вопрос – это самый главный элемент, который оживляет любое пространство. Давайте работать вместе, чтобы наши дети росли в мире, который их развивает, вдохновляет и любит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в старшей группе на тему:ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
Родительское собрание в старшей группе на тему:ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ...

Тема «Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ воспитанников средней группы ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов на тему: Требования к развивающей предметно-пространственной среде Анализ предметно-пространственной среды с учетом задач воспитания.
Организация ППРСО в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активност...

Особенности формирования развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации
Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения является частью целостной образовательной среды дошкольной организации. В рамках современных тенденций российского дошкольного образов...

Особенности организации развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольного образовательного учреждения для средней группы
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО для средней группы ДОО....



