Тема: «Особенности формирования развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ и в семье»
консультация (младшая группа)

Анастасия Сергеевна Галеева

Уважаемые родители!

Мы все хотим, чтобы наши дети росли в безопасной, комфортной и, что самое главное, развивающей обстановке. Сегодня мы поговорим о том, что такое развивающая предметно-пространственная среда (РППС) и как, объединив усилия детского сада и семьи, мы можем создать для ребенка по-настоящему благодатную почву для роста и развития.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx38.11 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Тема: «Особенности формирования развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ и в семье»

Уважаемые родители!

Мы все хотим, чтобы наши дети росли в безопасной, комфортной и, что самое главное, развивающей обстановке. Сегодня мы поговорим о том, что такое развивающая предметно-пространственная среда (РППС) и как, объединив усилия детского сада и семьи, мы можем создать для ребенка по-настоящему благодатную почву для роста и развития.

Что такое развивающая предметно-пространственная среда?

Это не просто интерьер или набор игрушек. Это организованное пространство, которое окружает ребенка и побуждает его к действию, исследованию, игре и творчеству. Правильно созданная среда – это «третий педагог» (после родителей и воспитателей), который незаметно, но эффективно учит ребенка самостоятельности, помогает развивать его способности и формировать личность.

Как мы создаем среду в детском саду?

В нашем детском саду мы руководствуемся несколькими ключевыми принципами:

  1. Насыщенность и полифункциональность: Группы оснащены разнообразными материалами: конструкторами, пазлами, материалами для творчества, костюмами для сюжетно-ролевых игр. Многие предметы полифункциональны (например, кубик может быть и строительным материалом, и сиденьем, и элементом сюжета).
  2. Трансформируемость: Мы легко меняем пространство под задачи и интересы детей. Передвижная мебель, ширмы, модули позволяют сегодня создать «космический корабль», а завтра – «больницу для зверей».
  3. Доступность: Все игрушки и материалы расположены на открытых полках так, чтобы ребенок мог самостоятельно их взять и, что очень важно, вернуть на место. Это воспитывает ответственность и порядок.
  4. Безопасность: Все материалы соответствуют возрасту и санитарно-гигиеническим нормам.
  5. Вариативность: В группе есть различные зоны («центры развития»):
  • Центр конструирования (конструкторы разного размера и материала).
  • Центр творчества (краски, пластилин, бумага, природные материалы).
  • Центр сюжетно-ролевых игр («Кухня», «Магазин», «Больница»).

  • Центр книги (уютный уголок с подборкой литературы).
  • Центр познания (материалы для сенсорного развития, дидактические игры).
  • Центр уединения (место, где ребенок может побыть один, отдохнуть).

А что же дома? Создаем развивающую среду в семье.

Семейная среда не должна дублировать детский сад, но должна быть с ним согласована. Ваш дом – это место эмоционального комфорта, и развитие здесь должно быть естественным и ненавязчивым.

Ключевые идеи для дома:

  1. Организуйте пространство по «зонам» или «уголкам», даже если площадь небольшая.
  • Уголок для творчества: Не обязательно отдельный стол. Это может быть коробка или передвижной органайзер, где хранятся карандаши, фломастеры, бумага, клей, ножницы. Главное – чтобы ребенок знал, где его «мастерская».
  • Уголок для чтения: Создайте уютный «домик» с помощью пледа и подушек, поставьте рядом небольшую полку с книгами. Пусть ребенок сам выбирает, что почитать.
  • Зона для конструирования и сюжетных игр: Выделите корзину или ящик для конструктора, кукол, машинок. Это место, где можно строить и разыгрывать истории.
  • «Уголок уединения»: Палатка, домик под столом, занавешенный стул – место, где ребенок может спрятаться, когда устал или хочет побыть один. Это важно для его эмоционального здоровья.
  1. Соблюдайте принцип доступности и порядка.
  • Храните игрушки так, чтобы ребенок мог сам их доставать и убирать. Подпишите коробки картинками или словами – это мотивирует к наведению порядка и развивает чтение.
  • Проводите вместе с ребенком «ревизию» игрушек: что-то убирайте на время, что-то меняйте местами. Это поддерживает novelty – эффект новизны и интереса.
  1. Используйте потенциал обычных бытовых предметов.
  • Разрешите ребенку (под вашим контролем) играть с безопасными предметами обихода: крупами, прищепками, лоскутками ткани, пуговицами. Это лучший материал для сенсорного развития!
  • Вовлекайте его в бытовые дела: перебирать гречку, вытирать пыль, мыть овощи – это не только помощь по дому, но и мощное развитие моторики, координации и самостоятельности.

  1. Создайте «полку с сюрпризом».
  • Периодически (раз в 1-2 недели) обновляйте содержимое одной из полок. Положите туда новую книгу, необычный природный материал (шишку, красивый камень), новую настольную игру или набор для творчества. Это создает постоянный познавательный интерес.
  1. Учитывайте интересы ребенка.
  • Если ребенок увлечен динозаврами, наполните его среду энциклопедиями, фигурками, раскрасками на эту тему. Если любит готовить – выделите ему настоящую (но безопасную) кухонную утварь. Среда должна отражать его внутренний мир.

Памятка для родителей: «Чего стоит избегать?»

  • Заваленные игрушками коробки. Ребенок в них копается, но не играет. Лучше меньше, но осознанно.
  • Постоянный фон в виде телевизора. Это мешает концентрации.
  • Жесткое зонирование и запреты. Помните, что стул может стать машиной, а стол – пещерой. Поощряйте фантазию.
  • Полный запрет на беспорядок. Творческий процесс часто хаотичен. Договоритесь, что после него мы вместе уберемся.

Уважаемые родители!

Помните, что самая лучшая развивающая среда – это та, где есть вы. Ваше участие, ваша улыбка, ваша готовность поиграть, почитать, ответить на вопрос – это самый главный элемент, который оживляет любое пространство. Давайте работать вместе, чтобы наши дети росли в мире, который их развивает, вдохновляет и любит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в старшей группе на тему:ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

Родительское собрание в старшей группе на тему:ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ...

Тема «Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ воспитанников средней группы ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов на тему: Требования к развивающей предметно-пространственной среде Анализ предметно-пространственной среды с учетом задач воспитания.

Организация ППРСО в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активност...

Особенности формирования развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации

Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения является частью целостной образовательной среды дошкольной организации. В рамках современных тенденций российского дошкольного образов...

Особенности организации развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольного образовательного учреждения для средней группы

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО для средней группы ДОО....